Административное расследование

Административное расследование проводится после возбуждения дела об административном правонарушении в целях составления качественного протокола об административном правонарушении.

Это одна из процедур, входящая в порядок привлечения к административной ответственности, которая может и не проводиться.

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Такое расследование проводится не во всех областях, а определенных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ. К примеру, в сфере антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе и т.п.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В указанной статье предусмотрено более 90 таких должностных лиц, поэтому их не будем перечислять.

Повод для административного расследования

Поводов для возбуждения дела об административном правонарушении и для проведения административного расследования по сравнению с уголовно-процессуальным законодательством большее количество. При этом, для отдельных статей предусмотрены «свои» поводы.

Это обусловлено обширностью регулирования сфер деятельности, в которых применяется КоАП РФ, что как указывалось выше влияет на количество должностных лиц, имеющих право проводить расследование и составлять протоколы об административном правонарушении.

КоАП РФ выделяет следующие основные (наиболее часто встречающиеся на практике) поводы:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
  • другие поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.

Определение об административном расследовании

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются следующие:

  1. Дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение.
  2. Повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающий на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей КоАП РФ либо законом субъекта Российской Федерации, за совершение которого предусмотрена административная ответственность;
  3. Запись о разъяснении прав физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении.
  4. Подпись должностного лица, вынесшего определение.

Виды процессуальных действий в ходе проведения административного расследования

Вопрос о процессуальных действиях, требующих значительных временных затрат, в юридической литературе и на практике воспринимается по-разному.

Например, экспертиза может проводится более двух недель, здесь мы согласны требуются временные затраты.  Но почему получение объяснения с лица, в отношении которого ведется административное расследование требует значительных временных затрат? Такое лицо вправе не давать объяснение или дать в короткие сроки, например, за 10 минут.

Над этим можно поразмышлять, но не будем углубляться в тонкости юридической науки, а перечислим процессуальные действия, которые возможно выполнить в ходе административного расследования:

  • получение объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ) (процедура взятия объяснение сотрудником полиции написана в статье «опрос полиции«);
  • получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ);
  • взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • фотографирование и фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ);
  • направление поручения для совершения отдельных действия (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • направление запроса в соответствующие территориальные органы (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
  • иные процессуальные действия, как предусмотренные, так прямо не указанные КоАП РФ.

Насчет последних действий хотелось дать небольшие пояснения, поскольку такие встречаются на практике.

Суть административного расследование как говорилось выше составить качественный протокол об административном правонарушении. Для этого собираются и фиксируются доказательства в условиях ограниченных сроков административного расследования (о сроках будет написано ниже).

Итак, представим довольно типичную ситуацию в наше время — возникла необходимость зафиксировать определенную информацию на сайте. Какое из перечисленных процессуальных действий проведет должностное лицо? Истребование сведений?

Может ли он провести осмотр? Исходя из практики может. Правовые основания у него, предусмотренные КоАП РФ, имеются, например, одна из разновидности осмотра предусмотрена ст. 27.8 КоАП РФ. Но это вопрос достаточно спорный и дискуссионный, поскольку такое доказательство можно требовать признать недопустимым (ч. 3 ст. 26.3 КоАП РФ).

Сроки проведения административного расследования

Административное расследование должно быть проведено в срок не превышающий один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  • Решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца.
  • Решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев.
  • Решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.
  • Решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

Крайнее удивление у нас (юристов сайта lawyers-law.ru) вызвала информация в интернете (также обращаются за консультацией лица начитавшись данных сведений) о том, что административное расследование можно приостановить. Некоторые выделяют такое приостановление в качестве отдельной стадии административного расследования. Кстати, именно из-за вот таких «ошибок» досрочно начали раскрывать тему по административному праву.

Со всей ответственностью заявляем: срок административного расследования приостановить нельзя! Читайте КоАП РФ и найдите там обратное утверждение. При написании схожей статьи разрешаем исключительно данный абзац перепечатывать слово в слово.

Результаты административного расследования

По окончании административного расследования

  1. Составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).
  2. Выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Необходимо помнить, что должностное лицо, потратившее значительное количество времени на административное расследование, при пассивном поведении лица, в отношении которого ведется такое расследование, вынесет протокол об административном правонарушении. Возможно даже в случае наличия основания для прекращения дела об административном правонарушении.

Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2016 — 2018 lawyers Все права защищены. Копирование материалов без обратной ссылки на сайт запрещено!