3412
Социальные работники
Профстандарт социального работника
В 2013 году Минтрудом был утвержден профстандарт 03.002, описывающий основные характеристики соцработника. Он состоит из четырех частей.
Первая часть дает общие сведения о должности соцработника. Перечислены цели профессии, вид экономической деятельности и группа занятий по классификаторам ОКЗ и ОКВЭД.
Вторая часть документирует функции, составляющие профессию соцработника. Общая функция — предоставление социальных услуг — разбивается на 5 более узких составляющих:
социально-бытовые услуги;
социально-медицинские;
социально-психологические;
социально-правовые;
социально-экономические.
Третий раздел инструкции более подробно описывает данные обязанности. Перечисляются требования к уровню образования и опыта, требующиеся для квалифицированного выполнения этих функций. Также даются дополнительные условия для допуска к работе: успешное прохождение медосмотра и отсутствие судимостей.
Профстандарт вводится в деятельность организации поэтапно. Обычно рекомендуется следующий порядок действий:
Исследование отраслевой специфики организации-работодателя с помощью её ОКВЭД.
Анализ деятельности действующих сотрудников: их профильных и непрофильных обязанностей, предъявляемых к ним квалификационных требований и пр.
Поиск тех профстандартов, которые описывают деятельность работников.
Исследование имеющейся трудовой документации (должностных инструкций, штатного расписания и пр.) на её соответствие положениям профильных профстандартов.
Внесение необходимых изменений и дополнений в трудовую документацию.
При наличии значительного объема работы с многочисленными сотрудниками на разных позициях предварительно рекомендуется создать регламент, в котором описать сроки исследований, этапы внедрения изменений и прочие аспекты.
После полноценного внедрения профстандартов работодатель будет иметь возможности:
Вводить новые позиции, а также переименовывать имеющиеся на базе ст. 57 ТК РФ.
Устанавливать требования к квалификации, необходимые для претендентов на должности.
Требовать от действующих работников повышения квалификации путем прохождения профильного обучения.
Внимание! Действующий Трудовой кодекс РФ не дает возможности уволить сотрудника за его несоответствие параметрам, которые даны в профстандарте. Поэтому можно попытаться предложить ему другую позицию на основании статьи ст. 72.1 ТК.
Порядок применения профессиональных стандартов в 2021 году, в том числе специалистов, педагогов, регламентируется на федеральном государственном уровне ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 Трудового кодекса РФ, а также постановлением Правительства от 27 июня 2016 года N 584, письмом Минтруда России от 4 апреля 2016 года N 14-0/10/В-2253, информацией Минтруда России от 10 февраля 2016 года.
«Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения» — ч. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Ежегодная проверка знаний
Курсы целевого назначения
Программа повышения квалификации
Программа профессиональной переподготовки
Профессии рабочих и служащих
Дистанционное обучение
Приказ Минтруда России № 354н от 18 июня 2020 г.
Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.
Знать профстандарты нужно также и соискателям:
Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.
К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:
Социально-бытовые и социально-медицинские услуги
Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.
Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция — содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.
Социально-психологическая поддержка
Важная часть деятельности социального работника – общение с подопечным. Это может быть непринужденная беседа на бытовые темы, разговор «по душам». Соцработник должен следить за настроением подопечного, содействовать в получении психологической помощи, если в ней есть потребность.
Социально-правовые услуги
Необходимо информировать подопечного об социальных услугах, оказывать помощь в оформлении документов для получения государственных и муниципальных услуг, содействовать в получении юридической помощи.
Социально-экономические услуги
Если подопечный желает поступить учиться или найти работу, соцработник содействует в подготовке и подаче необходимых для этого документов.
Специфика деятельности социального работника
Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.
Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность. Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.
Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг
03.002
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности
Группа занятий:
3412.
Социальные работники
(код ОКЗ)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.10
Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания
87.20
Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым
87.30
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания
87.90
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
88.10
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
88.91
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
(код ОКВЭД)
(наименование вида экономической деятельности)
Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в различных формах социального обслуживания
4
Предоставление социально-бытовых услуг получателям социальных услуг
A/01.4
4
Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг
A/02.4
4
Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг
A/03.4
4
Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг
A/04.4
4
Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг
A/05.4
4
Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг
A/06.4
4
Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов
A/07.4
4
Предоставление срочных социальных услуг получателям социальных услуг
A/08.4
4
Наименование
Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в различных формах социального обслуживания
Код
A
Уровень квалификации
4
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Социальный работник
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
или
Среднее общее образование и профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте
Требования к опыту практической работы
—
Особые условия допуска к работе
Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи
Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Другие характеристики
—
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», город Москва
Ректор
Починок Наталья Борисовна
1
АНОО ВО «Институт социального образования», город Воронеж
2
ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, город Москва
3
Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации», город Москва
4
Министерство социального развития Московской области, город Москва
5
Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников», город Москва
↑Общероссийский классификатор занятий.
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Изменений касательно требований в стандартизации профессии учителей, достаточно мало, но при этом основы остались теми же — подобный специалист обязан не только владеть преподаваемым предметом, но и уделять часть времени развитию детей, привитию им моральных норм и основных человеческих догм.
В то же время, изменения предполагают улучшение процесса аттестации педагогов, и на данный момент проводится разработка обновленного алгоритма работы комиссий по аттестации. А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита.
Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата.
Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.
Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии.
Российский государственный социальный университет
Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.
Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.
Социальные педагоги, это те же воспитатели, которые должны прежде всего налаживать контакт с детьми и доступно объяснять материал, пользуясь методическими указаниями.
Профстандарт содержит в себе такие функции:
правильная организация социально-педагогической поддержки учеников при обучении;
реализация культурных программ и мероприятий, чтобы у учеников могла возникать социальная ответственность и позитивный опыт восприятия;
поддержка подопечных в сложных ситуациях;
профилактика в отношении участников групп риска;
социальная реабилитация учащихся, поведение которого было признано девиантным;
обеспечение качественного досуга учеников;
совместная работа с социнститутами по сфере социализации учеников.
Педагог такого уровня должен также проводить консультации для других специалистов, родителей учеников, а в перечень информации вносится то, как будут реализованы права учеников.
Соцпедагог должен организовывать социальную деятельность учеников, помогать им в вопросах самоопределения, а также вести индивидуальную работу с некоторыми группами.
Кроме того, именно воспитатель должен организовывать досуг каждого ребенка, что обычно характерно для ДОУ.
Педагоги-психологи, к сожалению, есть не в каждом образовательном учреждении, и зачастую они работают на несколько школ или детских садов.
Конечно, в процессе своей работы психолог выполняет следующие функции:
Консультирует учеников
По проблемам самоопределения, личностных запросов и взаимоотношений в коллективе
Проведение ликбезов
Для администрации учреждения, педагогического коллектива и прочих сотрудников по поводу взаимоотношений между ними, а также по направлению учитель-ученик
Разъяснение педагогам вопросов
Связанным с индивидуальными программами, предусматривающими индивидуальный подход к детям и их потребностям в обучении
Проведение консультаций для родителей по вопросам
Связанным со взаимоотношениями между ними и детьми, а также касательно того, как нужно самоопределяться
Профессиональная документация
Также ведется им, и сюда относятся рабочие планы, протоколы, журналы, а также психологические заключения касательно обучающихся и прочих участников процесса
Кроме этого, функции психолога заключаются в том, чтобы вовремя обнаруживать проблемы в коллективе, как учеников, так и педагогов, а также уметь их ликвидировать на начальной стадии.
С этой целью используются опросы, тесты, личные беседы, целый ряд психологических приемов.
И непосредственной обязанностью такого специалиста является работа с умами и поведением окружающих людей, и естественно, что основным методом будут составляемые с учетом текущей ситуации планы развития.
Видео: по данной теме
Для педагога допобразования действуют функции, которые соответствуют шестому уровню квалификации, и некоторые из них заключаются в следующем:
Обеспечение эффективности педагогического процесса
А также ведение контроля за получением знаний учениками, а также усвоением этой информации
Ориентация в нововведении касательно профессиональной деятельности
А именно дополнительного образования. Кроме этого, важна и исследовательская деятельность, которая ведется для увеличения квалификации;
Внедрение и обеспечение этого процесса для дополнительных образовательных программ
К примеру деятельность в области социального партнерства, либо же организация мероприятий общественного характера
К слову, эти функции присутствуют в деятельности не только людей, относящихся к дополнительному образованию, но также и все, кто организовывает мероприятия, связанные с образованием.
К перечню таких специалистов можно отнести даже тренеров, методистов и педагогов, на которых данные функции возложены в официальном порядке.
Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников.
Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде. 1.6. Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения.
Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе. 1.7. В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
«Семейным кодексом» Российской Федерации;
указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
трудовым договором (контрактом).
Сотрудник руководствуется в работе должностной инструкцией социального педагога школы, разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, строго соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.9.
Находится в тесном контакте с отцом и матерью взятых в сферу собственной деятельности детей.
В круг профессиональных обязанностей входит:
работа с трудными подростками, оказание им помощи, организация быта, здоровой атмосферы в семье;
профилактические меры по устранению нарушения прав несовершеннолетними.
Административный соцпедагог решает вопросы защиты и поддержки семей со специалистами следующих профилей: работниками собесов, комитетов социальной защиты, центров педагогики и социальной работы.
О направлениях социально-педагогической работы в рамках профстандарта можно узнать из следующего видео.
Обновление профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»
Для проведения работы социальному педагогу надо иметь среднее специальное или высшее образование . Местом его работы может быть:
образовательные учреждения (школы, лицеи, детские дошкольные организации, интернаты, вузы, средние специальные учебные заведения);
соцслужбы спецучреждений (колонии, спецшколы);
комнаты в микрорайонах, домах для занятий с подростками;
социальные службы организаций, предприятий, общежитий, благотворительных фондов, творческих, общественных объединений);
культурные, спортивные комплексы, центры досуга, анимации, медицинских служб;
отделы и центры социальной защиты и поддержки населению;
семья для осуществления частной практики.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс Российской Федерации РФ
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
ГК РФ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2
Гражданский кодекс часть 3
Гражданский кодекс часть 4
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
Земельный кодекс РФ
Кодекс административного судопроизводства РФ
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
НК РФ
Налоговый кодекс часть 1
Налоговый кодекс часть 2
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
Трудовой кодекс РФ
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
Уголовный кодекс РФ
ФЗ об исполнительном производстве
Закон о коллекторах
Закон о национальной гвардии
О правилах дорожного движения
О защите конкуренции
О лицензировании
О прокуратуре
Об ООО
О несостоятельности (банкротстве)
О персональных данных
О контрактной системе
О воинской обязанности и военной службе
О банках и банковской деятельности
О государственном оборонном заказе
Закон о полиции
Закон о страховых пенсиях
Закон о пожарной безопасности
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Закон об образовании в Российской Федерации
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
Закон о защите прав потребителей
Закон о противодействии коррупции
Закон о рекламе
Закон об охране окружающей среды
Закон о бухгалтерском учете
Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»
Какие профстандарты примут в 2021 году?
Поручение Правительства РФ от 09.02.2021
«О решениях по итогам рабочей поездки в Республику Карелия»
Постановление Правительства РФ от 08.02.2021 N 132
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ от 08.02.2021 N 281-р
«О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в совет директоров и ревизионную комиссию публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (г. Новороссийск, Краснодарский край)»
А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2017 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда).
Попутно разрабатывали и другие профстандарты для работников сферы образования.На сегодняшний день актуальны профессиональные стандарты:
педагога дополнительного образования;
педагога профессионального обучения и профессионального образования.
педагога (воспитателя, учителя);
специалиста в области воспитания;
педагога-психолога;
Вопрос: Зачем вообще нужен профстандарт? Работа педагога во многом творческая,
Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России.
Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Рубрика: . Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего и среднего общего образования () Рубрика: . Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2021 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью.
Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции.
Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т.
профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Приказ Минтруда РФ от 18.06.2020 N 353Н
В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.
Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.
В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования: педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог. Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв.
приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей.
Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению
Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 677н.
Стандарт относится к самой большой категории сотрудников учреждений соцобслуживания — социальным работникам, которые занимаются надомным обслуживанием клиентов. Хотя документ может применяться и в случаях, когда соцуслуги оказываются «с обеспечением проживания», то есть в стационарных учреждениях.
Стандарт включает в себя только одну обобщенную трудовую функцию — предоставление социальных услуг клиентам организации соцобслуживания, которая, в свою очередь, состоит из пяти трудовых функций (оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых и социально-экономических услуг).
Главный разработчик Стандарта — Российский государственный социальный университет, для участия в создании привлекались учреждения соцобслуживания Москвы и Московской области, а также Институт переподготовки и повышения квалификации Департамента соцзащиты населения Москвы и Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области соцработы.
Утвержден Приказом Минтруда России от 22.10.2013 N 571н.
Основной целью профессиональной деятельности в рамках данного Стандарта является «оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки». И этот Стандарт устарел — в действующем законодательстве о соцобслуживании понятия «трудная жизненная ситуация» уже нет.
Здесь мы видим две обобщенные трудовые функции : 1) деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения; 2) деятельность по планированию организации и контролю реализации социальных услуг и мер социальной поддержки. Данные функции отличаются друг от друга по требуемому уровню квалификации работника: для первой обозначен 6-й уровень, а для второй — 7-й. В связи с этим и должность для второй функции — не только непосредственно специалист по социальной работе, но еще и заведующий отделением (отделом). В отношении второй функции есть требование по наличию опыта практической работы — не менее трех лет. А вот требование по наличию образования и особые условия допуска к работе у обеих функций одинаковые: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности и отсутствие медицинских противопоказаний. Также отметим, что требований об отсутствии у работника судимости в данном Стандарте не содержится.
Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе»
Данный Стандарт был разработан Московским городским психолого-педагогическим университетом (главный разработчик), который привлек к работе по созданию Стандарта очень большое число других организаций — учреждений соцобслуживания, вузов, некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления из различных российских регионов.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 681н.
Стандарт касается трудовой деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних, трудоспособных граждан и пожилых граждан с разными видами «уязвимостей» (инвалидность, отсутствие постоянного места жительства, наркотическая зависимость, антисоциальное поведение, тяжелые хронические заболевания и т.д.).
В Стандарте две обобщенные трудовые функции : 1) социальная реабилитация уязвимых категорий населения; 2) организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. Первая функция относится к такой должности, как специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог), вторая — к должности руководителя реабилитационного подразделения. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования и дополнительного профессионального образования по специальным программам. По первой функции требование к наличию опыта практической работы не предъявляется, по второй есть требование о наличии стажа работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе или руководителя подразделения не менее трех лет. Требование об отсутствии судимости есть только по первой функции (см. сноску 2).
Относительно обобщенной трудовой функции «социальная реабилитация уязвимых категорий населения» названы три трудовые функции , относительно организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения — две (с соответствующими перечнями трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой). Например , для выполнения такой трудовой функции, как организация и управление реабилитационным случаем, которая входит в состав второй обобщенной функции по организации реабилитационной помощи, работник должен выполнять 21 трудовое действие (от первичного приема клиента до разработки методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи), обладать 24 умениями (от получения информации о гражданине до ведения своевременных, точных, полных и разборчивых отчетов) и владеть 19 видами знаний (от законодательства в социальной сфере до основ делопроизводства и документооборота).
При выполнении всех трудовых функций от работника требуется соблюдать правила профессиональной этики и деонтологии (без ссылки на конкретный документ).
Этот Стандарт разработан опять же Московским городским психолого-педагогическим университетом с привлечением восьми других НИИ, вузов и учебно-методических центров.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 683н.
В Стандарт входят две обобщенные трудовые функции : 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности.
Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования по профилю профессиональной деятельности (рекомендуется еще пройти обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки), при этом во второй функции высшее образование не должно ограничиваться только бакалавриатом, а также отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ (см. сноску 2). Требование о наличии опыта практической работы не предъявляется ни в одной из обобщенных функций.
Первая обобщенная функция включает в себя три трудовые функции , вторая — шесть. Например , для разработки социальных проектов и внедрения их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе (входит в состав второй обобщенной функции) работник должен осуществлять 18 трудовых действий (от диагностики социальных условий жизни детей в разных семьях до организации взаимопомощи специалистов при работе с разными типами семей), обладать 12 умениями (от проведения диагностики до консультирования у специалистов) и владеть 8 видами знаний (от основ и принципов развития институтов современного гражданского общества до методов и технологий управления социальными рисками).
А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.
Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам.
В 2021 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда).
Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России.
Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Рубрика: .
Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего и среднего общего образования () Рубрика: .
Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2021 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью.
Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции.
Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования
профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2021 года.
В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.
Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.
А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита. Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата. Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.
Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии. Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.
Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.
При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.
Справка
при определении критериев оценки при аттестации работников;
при разработке, формировании кадровой политики организации, а также ;
при установлении критериев, систем оплаты.
для определения и описания трудовых функций при заключении договоров;
при разработке эффективных программ обучения;
при разработке инструкций, регулирующих должностные обязанности;
Похожие записи: