Завещание царя давида соломону
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание царя давида соломону». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Предсмертное желание Давида завещать Соломону расправу над теми людьми, кому сам же он с клятвой обещал…
Предсмертное желание Давида завещать Соломону расправу над теми людьми, кому сам же он с клятвой обещал неприкосновенность, выглядит для нас странно. В этой ситуации Давид руководствуется обычными для ветхозаветных времён представлениями о необходимости торжества справедливости, и в этот момент она для него выше милости. Давид не думает о том, что передача полномочий на месть по наследству свидетельствует о непрощении и о косвенном нарушении данного слова.
Но при этом здесь есть одно важное обстоятельство: завещая Соломону совершить действия, невозможные для самого себя по причине данной клятвы, Давид признаёт, что клятва по наследству автоматически не передаётся. Значит, каждое следующее поколение свободно от клятв, некогда данных их предками, может быть, сгоряча.
Если расправа над Иоавом и Семеем явилась выполнением отцовского завещания, то казнь Адонии стала завершением его собственных интриг. Ведь Адония, потребовав Ависагу, выдвинул претензии на часть царского гарема, но тем самым косвенно посягнул и на престол.
Расправы были суровы. Но, покарав противников и укрепившись у власти, Соломон прекратил репрессии. Не столько силой, сколько мудростью он будет стараться управлять народом.
Легенда о завещании царя давида царю соломону
Когда приблизился смертный час Давида, он дал своему сыну Соломону наставление.
– Я ухожу путем всей земли, – сказал он. – Будь тверд, будь мужествен и исполняй то, чего требует Господь, твой Бог. Следуй Его путями и исполняй Его установления и повеления, Его законы и предписания, как написано в Законе Моисея, чтобы тебе преуспеть во всем, что бы ты ни делал и куда бы ни шел, и чтобы Господь исполнил Свое слово, которое Он сказал обо мне: «Если твои потомки будут следовать путями Господа и будут ходить предо Мной в истине от всего сердца и от всей души, то ты никогда не лишишься преемника на престоле Израиля».
Далее, ты сам знаешь о том, что сделал мне Иоав, сын Саруи, что сделал он с двумя военачальниками Израиля – Авнером, сыном Нира, и Амасой, сыном Иефера. Он убил их, мстя во время мира за кровь, что была пролита на войне, и запятнал кровью войны пояс на бедрах и сандалии на ногах. Действуй по своей мудрости, но не дай его седой голове сойти в мир мертвыхЕвр.: «шеол». Шеол – место, где пребывают души умерших. То же в ст. 9.» class=»text-f» value=»a»> с миром.
Сыновьям Верзеллия из Галаада яви милость, и пусть они будут в числе тех, кто ест за твоим столом. Они пришли ко мне, когда я бежал от твоего брата АвессаломаСм. 2 Цар. 17:27-29; 19:31-39.» class=»text-f» value=»b»>.
Еще у тебя есть Шимей, сын Геры, вениамитянин из Бахурима. Он осыпал меня страшными проклятиями в день, когда я шел в Маханаим. Когда он вышел встречать меня к Иордану, я поклялся ему Господом: «Я не предам тебя мечу». Но теперь не считай его невиновным. Ты мудрый человек, ты поймешь, что с ним сделать. Сведи его седую голову в мир мертвых в кровиСм. 2 Цар. 16:5-13; 19:15-23.» class=»text-f» value=»c»>.
Давид упокоился со своими предками и был похоронен в Городе Давида. Он правил Израилем сорок лет – семь лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме. На престоле своего отца Давида сел Соломон, и царство его упрочилось.
Адония, сын Аггифы, пришел к матери Соломона Вирсавии. Вирсавия спросила его:
– С миром ли ты пришел?
– С миром, – ответил он.
Затем он спросил:
– Могу ли я с тобой поговорить?
– Говори, – ответила она.
– Ты знаешь, – сказал он, – что царство было моим, и на меня смотрел весь Израиль как на будущего царя. Но все изменилось, и царство перешло к моему брату – ведь оно было суждено ему от Господа. И вот, я прошу тебя об одном. Не откажи мне.
– Говори, – сказала она.
Он сказал:
– Прошу тебя, поговори с царем Соломоном – тебе он не откажет, – чтобы он отдал мне в жены шунамитянку Авишаг.
– Хорошо, – ответила Вирсавия. – Я поговорю о тебе с царем.
Когда Вирсавия пришла к царю Соломону поговорить с ним об Адонии, царь встал, чтобы встретить ее, поклонился ей и сел на свой престол. Он велел принести престол для царской матери, и она села по правую руку от него.
– У меня к тебе маленькая просьба, – сказала она. – Не откажи мне.
Царь ответил:
– Проси, моя мать; я не откажу тебе.
И она сказала:
– Пусть шунамитянку Авишаг отдадут в жены твоему брату Адонии.
Царь Соломон ответил матери:
– Зачем ты просишь для Адонии шунамитянку Авишаг? Проси уж для него и царство – он ведь мой старший брат, – да, проси для него, для священника Авиатара и для Иоава, сына Саруи!
И царь Соломон поклялся Господом:
– Пусть Бог сурово накажет меня, если Адония не заплатит за эту просьбу жизнью! Верно, как и то, что жив Господь, Который утвердил меня и посадил меня на престоле моего отца Давида и укрепил мой дом, как и обещал, Адония сегодня же будет предан смерти!
Царь Соломон отдал приказ Бенаю, сыну Иодая, и тот сразил Адонию, и он умер.
После этого царь послал за Шимеем и сказал ему:
– Построй себе дом в Иерусалиме и живи там, а больше никуда не ходи. Знай, в тот день, когда ты уйдешь и пересечешь долину Кедрон, ты умрешь, и сам будешь виновен в своей гибели.
Шимей ответил царю:
– Хорошо ты говоришь. Твой слуга сделает так, как сказал господин мой царь.
И Шимей оставался в Иерусалиме долгое время. Но три года спустя двое из рабов Шимея убежали к царю Гата Ахишу, сыну Маахи, и Шимею донесли:
– Твои рабы в Гате.
Тогда он оседлал осла и отправился к Ахишу в Гат искать рабов. Так Шимей ушел и привел рабов из Гата.
Когда Соломону доложили, что Шимей уходил из Иерусалима в Гат и вернулся, царь призвал Шимея и сказал ему:
– Разве я не взял с тебя клятву Господом и не предупредил тебя: «Знай, в тот день, когда ты пойдешь, куда бы то ни было, ты умрешь?». Ты тогда сказал мне: «Хорошо ты говоришь. Я буду послушен». Почему же ты не сдержал клятву Господу и не послушался моего повеления?
Еще царь сказал Шимею:
– В сердце своем ты хранишь память обо всем том зле, которое ты сделал моему отцу Давиду. Теперь Господь воздаст тебе за твое злодеяние. А царь Соломон будет благословен, и престол Давида останется непоколебимым перед Господом вовеки.
Царь отдал приказ Бенаю, сыну Иодая, и тот вышел и сразил Шимея, и убил его.
Так царство надежно упрочилось во власти Соломона.
a) 2:6 Евр.: «шеол». Шеол – место, где пребывают души умерших. То же в ст. 9.
b) 2:7 См.
c) 2:8-9 См.
d) 2:27 См.
Новый Завет в переводе Кассиана Новый Завет Слово Жизни Новый Завет общедоступный перевод Десницкого Открытый перевод Нового Завета Еврейский Новый Завет в переводе Давида Стерна Новый Завет Русского Библейского Центра Новый Завет в переводе Леонида Лутковского
- Čeština
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Русский
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
Смотрите также: Печать Соломона
Когда демон по имени Орниас изводит юношу (которого любит Соломон), украв половину его жалованья и высасывая его жизненные силы через большой палец правой руки, Соломон молится в храме и получает от архангела Михаила кольцо с печать Бога (в форме Пентаграммы ) на нем, которая позволит ему командовать демонами. Соломон дает кольцо парню, который, бросив кольцо в демона Орниаса, ставит на него печать и берет его под контроль. Затем Соломон приказывает демону Орниасу взять кольцо и таким же образом запечатать принца демонов Вельзевула .
С Вельзевулом под своим командованием, Соломон теперь имеет всех демонов по его приказу, чтобы построить храм. Вельзевул показывает, что раньше он был самым высокопоставленным ангелом на Небесах.
В главе 18 появляются демоны 36 деканов с именами, которые иногда кажутся сознательными искажениями традиционных названий деканов. Демоны деканов берут на себя ответственность в основном за различные недуги и боли, и они предоставляют магические формулы, с помощью которых они могут быть изгнаны. Например, тридцать третий демон — Рикс Ахонеот, который вызывает боль в горле и тонзилит, и его можно прогнать , написав слово Leikourgos на листьях плюща и сложив их в кучу.
Последняя встреча Соломона с демоном включает в себя посылку мальчика-слуги с его кольцом, чтобы взять в плен демона ветра, который беспокоит землю Аравии . Мальчик должен держать бурдюк против ветра с кольцом перед ним, а затем завязать мешок, когда он наполнится. Мальчик справляется со своей задачей и возвращается с бурдюком. Заключенный в тюрьму демон называет себя Ефиппа, и именно его силой краеугольный камень, который считается слишком большим, чтобы его можно было поднять, поднимается у входа в храм.
Затем Ефиппа и другой демон из Красного моря приносят из Красного моря чудесную колонну, сделанную из чего-то пурпурного (перевод неясен). Этот демон Красного моря раскрывается как Абизитибод и утверждает, что является демоном, который поддерживал египетских магов против Моисея и ожесточил сердце фараона , но был пойман вместе с египетским войском, когда море вернулось и удерживалось этой колонной. пока не пришел Ефиппа, и вместе они смогли поднять его.
Далее следует краткое заключение, в котором Соломон описывает, как он влюбился в женщину- сунамитянку и согласился поклоняться Ремфану и Молоху в обмен на секс. Соломон соглашается принести им жертву , но сначала приносит в жертву только пять саранчовых , просто раздавив их в руке. Немедленно дух Бога покидает его, и он становится глупым, а его имя становится шуткой как для людей, так и для демонов. Соломон завершает свой текст предупреждением для читателей; он говорит им не отказываться от своих убеждений ради секса, как он.
Самая явная и заметная христианская тема, найденная в тексте, связана с встречей царя Соломона с демоном Ефиппом. Во время работы над храмом Соломон спрашивает Ефиппа, какой ангел ему помешает. Демон ответил, что единственное, что действительно может отнять у него силы и победить его, — это человек, который родится от девственницы, а затем будет распят на кресте евреями.
«Завещание Соломона»
Наиболее очевидным греческим влиянием является встреча Соломона с семью демонами-сестрами. Они представляются королю и описывают свой дом среди звезд и горы Олимп . Семь сестер-демонов представляют Плеяды греческой мифологии и их астрологические отношения.
Соломон также встречает демона женского пола по имени Обизут, у которого нет конечностей и голова покрыта растрепанными волосами. Утверждается, что она на самом деле представляет Медузу или горгоноподобное существо из греческой мифологии.
Демон Энепсигос рассказывает царю Соломону в какой-то момент во время строительства храма, что он может принимать три различных физических формы, одна из которых — греческий титан Кронос . Энепсигос также представлена тройной женщиной, родственной Гекате, и также астрологически связана со сферой луны.
В Вавилонском Талмуде (в Gittin 68) упоминается похожая история, где Соломон порабощает Ашмодая , князя демонов, чтобы построить Храм, и он был временно избавлен от него.
Многие из демонов в столкновениях с Соломоном принадлежат к греческим, египетским, еврейским, христианским, арабским и другим традициям. Большая часть завещания состоит из бесед Соломона с демонами, некоторые из которых носят гротескный характер, в том числе тот, у которого нет головы. Среди них появляются два демона, сильно связанных с сексуальностью — Асмодей из Книги Товита и демон женского пола по имени Обизоут , который идентичен Лилит во всем, кроме имени, включая удушение новорожденных детей. Большинство других демонов иначе неизвестны по именам из других произведений. Говорят , что демон Абезетибу ожесточил сердце фараона, а не Яхве.
Демоны, перечисленные в порядке появления: Орниас, Вельзебул, Оноскелис, Асмодей, Тефрас, 7 звездных сестер (отсылка к Плеядам ), Зависть, Рабдос, Рат, Триболайос, Обизут, крылатый дракон, Энепсигос, Кунопастон и др. безымянный «похотливый дух», 36 духов деканов , Ефиппа, Абизитибод.
- Классификация демонов
- Демонология
- Ключ Соломона
- Малый Ключ Соломона
- Литературная подделка
- Магия
- Соломон и Марколф
- Храм Соломона
Завещание царя Давида царю Соломону
Из числа судей Гедеонпрославился тем, что с малым войском, при помощи Божией, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Евреи должны были скрываться от них в ущельях и укреплениях. Такое несчастие заставило евреев одуматься и обратиться к Богу. Тогда милосердный Господь послал им избавителя в лице Гедеона.
Однажды Гедеон готовился бежать от врагов и выколачивал (молотил) пшеницу, чтобы запастись хлебом на дорогу. В это время явился ему Ангел Господень и повелел собрать войско против неприятеля.
Гедеон, исполняя повеление Божие, начал собирать войско и собрал 32 тысячи воинов. После этого Гедеон обратился к Богу с просьбой дать ему знамение (доказательство), что действительно Господь через него спасет народ израильский. Гедеон молился так: «Господи! Вот я расстелю здесь на гумне стриженную шерсть (руно). Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что Ты спасешь Израиля моею рукою».
Молитва Гедеона была услышана. На другой день, встав рано, Гедеон стал выжимать шерсть и выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды».
Но Гедеон снова обратился с молитвою к Господу: «Господи! Не прогневайся на меня если я еще раз скажу: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса».
Бог услышал и вторую молитву Гедеона и сделал так в ту ночь: только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса.
Последним судьею народа израильского был пророк Самуил, из колена Левия.
Родители Самуила долго не имели детей. Однажды мать Самуила, Анна, во время усердной молитвы перед Скинией дала Богу обет: если у нее родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, через год у нее родился сын. Анна назвала его Самуилом, что значит — испрошенный у Бога.
Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Первосвященник Илийбыл в то время также и судьею народа Израильского.
У первосвященника Илия были два сына Офни и Финеес, которые были священниками при Скинии, но они были люди порочные, без благоговения совершали службу Божию и своим дурным поведением развращали народ. Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии.
Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий.
Однажды Самуил сквозь сон услышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил!»
Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: «вот я, ты звал меня».
Илий ответил: «я не звал тебя; пойди назад ложись».
Самуил пошел и лег, и снова голос позвал его: «Самуил, Самуил!» И вторично Самуил пришел к Илию, но Илий снова ответил, что он не звал его.
Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой».
Самуил лег и опять услышал голос, звавший его. Самуил ответил, как научил его Илий. Тогда Господь открыл Самуилу, что весь дом Илия погибнет за то, что Илий знал, как нечестиво поступают сыновья его и не обуздывал их.
На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание.
Скоро исполнилось предсказание Самуила.
Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями — священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих. Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.
Ковчег же Завета, будучи великой святыней Господней недолго оставался у филистимлян. Сам Бог вразумил их тем, что их идол Дагон был разбит, у жителей того города появились мучительные наросты на теле, а мыши наполнили поля их. Устрашенные филистимляне поставили Ковчег Завета на новую колесницу, запрягли в нее двух молодых коров и отпустили из своей земли. Коровы, никем не управляемые сами пошли в израильскую землю. Израильтяне с великою радостью встретили Ковчег Завета.
После судии израильского — первосвященника Илия, поставлен был судьею народа израильского пророк Самуил. Самуил управлял народом не только как судия, но и как пророк Божий. Он убедил евреев истребить всех языческих идолов, какие были у них, молиться Богу о прощении и поститься. Весь народ каялся и говорил: «согрешили мы пред Господом». По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Самуил был строг и правосуден и пользовался от всех большим уважением и любовью. Он управлял народом сорок лет. Под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые брали подарки и судили несправедливо. Нетерпеливые евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, как и у прочих народов. Самуил старался убедить народ остаться при прежнем управлении, но безуспешно. Тогда Самуил помолился Господу, и Господь сказал ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Потом Господь сказал, чтобы он предупредил евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли, лучшее имущество народа, и они должны будут все отдавать царю. Но народ не внял предостережениям Самуила и сказал: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы».
Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф. Он кричал евреям: «зачем нам всем сражаться? пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами». Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана.
В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему.
Но Саул сказал ему: «ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне».
Давид отвечал: «когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина».
Саул согласился и сказал: «иди, и да будет Господь с тобою».
Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: «разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?».
Давид ответил: «ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь«.
И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили.
Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.
Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.
Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь, Я дам тебе».
«Господи!» — ответил Соломон, — «Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим».
Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».
Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч».
И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».
Легенда о завещании царя Давида, царю Соломону
Этот текст — ветхозаветный апокриф, содержащий список демонов, вызванных царем Соломоном, здесь также рассказывается о том, как им можно противостоять с помощью инвокаций ангелов и других магических техник. Это один из самых старых магических текстов, который приписывают Царю Соломону, очевидно, появившийся в период с первого по пятый век нашей эры.
Заголовок, переведенный с греческого варианта:
1. Завещание Соломона, сына Давида, который был царем в Иерусалиме, подчинил себе и управлял всеми духами воздуха на земле и под землей. С их помощью он также совершал все божественные работы в Храме. Здесь же говориться о той власти, которой они обладают по отношению к людям, и о том, какие ангелы могут противостоять этим демонам.
От имени мудреца Соломона.
О, Благословенный Господь Бог, который дал Соломону такую власть. Слава тебе и могущество во веки веков. Амен.
2. И вот, когда Храм города Иерусалима строился, и когда там работали мастера, приходил к ним со стороны заката демон Орниас (ornias); и он забирал себе в половины заработка маленького сына старшего мастера, а в дополнение — половину его еды. И к тому же он продолжал каждый день сосать большой палец правой руки мальчика. И ребенок исхудал, хотя его очень любил царь.
3. И тогда однажды Царь Соломон вызвал к себе мальчика и стал расспрашивать, говоря ему: «Разве я не люблю тебя больше, чем всех остальных мастеров, которые работают в Божьем Храме? Разве не даю тебе двойную плату и двойную порцию еды? Почему же тогда ты день за днём и час за часом худеешь?»
4. А ребенок сказал царю: «Я прошу тебя, O, царь. Послушай, что происходит с твоим ребенком. После того, как мы прекращаем работать на строительстве Божьего Храма, после заката, когда я ложусь, чтобы отдохнуть, появляется один из злых демонов и забирает у меня половину моего заработка половину моей еды. А потом он хватает мою правую руку и сосет мой большой палец. И вот, моя душа страдает, а тело с каждым днем становится тоньше».
5. Теперь, когда я, Соломон, услышал это, я вошел в Божий Храм и от всей души молился ночью и днем, чтобы демон попал мне в руки, и я получил бы власть над ним. И благодаря моим молитвам это произошло — милость Господа Sabaoth была дана мне посредством его архангела Михаил. [Он принес мне] маленькое кольцо, с печатью, вырезанной на камне, и сказал мне: «Возьми, O, Соломон, царь, сын Давида, подарок, который Господь Бог, высочайший Sabaoth, передал тебе. С ее помощью ты должен запереть всех демонов земли, мужского и женского рода; и с их помощью ты должен построить Иерусалим. [Только] ты [должен] носить эту печать Бога. И эта вырезанная печать на кольце, которое тебе передано, — Pentalpha.
6. И я, Соломон, был очень обрадован, восхвалял и прославлял Бога небес и земли. И на утро я позвал мальчика, и дал ему кольцо, и сказал: «Возьми это, и в час, когда демон должен появиться, брось в его грудь это кольцо и скажи ему: «Именем Бога, царь Соломон зовет тебя сюда (Приди! Соломон вызывает тебя!). А после — беги ко мне, без страха или дурных предчувствий в отношении всего, что ты можешь услышать от демона.
7. И тогда ребенок взял кольцо и ушел; и вот, в обычный час свирепый демон Ориас появился подобно горящему огню, чтобы взять плату от ребенка. А тот, согласно советам, полученным от царя, бросил кольцо в грудь демона и сказал: «Царь Соломон вызывает тебя сюда». И затем побежал к царю. Но демон громко завопил, говоря: «Дитя, почему ты сделал это со мной? Убери от меня кольцо, и я заплачу тебе золотом земли. Только убери его от меня, и не веди меня к Соломону (убери кольцо и отдай его Соломону).
8. Но ребенок сказал демону: «Пока Господь Бог Израиля живет, я не потерплю тебя. Поэтому иди сюда». И ребенок, радуясь, побежал к царю и сказал: «Я привел к тебе демону, O, царь, как ты мне приказал, О, мой господин. И смотри — он стоит перед воротами твоего дворца, громко плача и причитая; предлагая мне серебро и золото земли, если я только приведу его к тебе [не стану доставлять его к тебе].
9. И когда Соломон услышал это, он встал со своего трона и вышел во внешний двор своего дворца; и там он увидел демона, вздрагивающего и трепещущего. И он сказал ему: «Кто ты? «. И демон ответил: «Меня зовут Орниас».
10. И Соломон сказал ему: «Скажи мне, O, демон, какому знаку зодиака ты подчиняешься». И тот ответил: «К Водоносу [Водолей]. И тех, кто охвачен страстью к благородным девственницам на земле… [кажется, здесь будет пробел (?)], тех я душу [я душу тех, кто принадлежит Водолею из-за их страсти к женщинам, родившихся под знаком Девы]. Но в случае, когда я не расположен ко сну [не нахожусь в трансе …], я принимаю одну из трех форм. Всякий раз, когда мужчины собираются увлечься женщинами, я превращаюсь в миловидную женщину; и я завладеваю мужчинами, когда они спят, и развлекаюсь с ними. И потом я снова обретаю мои крылья, и спешу на небеса. Я также появляюсь в виде льва, и мною управляют все демоны. Я — порождение архангела Уриеля (Uriel) [Ouriel.], власти Бога».
11. Я, Соломон, услышав имя архангела, молился и прославлял Бога, Господа небес и земли. И я наложил на демона печать и отправил его работать каменотесом, чтобы он готовил для Храма камни, принесенные Аравийским Морем и разбросанные по побережью. Но он, испугавшись железа, продолжал и сказал мне: «Я умоляю тебя, Царь Соломон, отпустить меня; и я приведу к тебе всех демонов». И поскольку он не желал подчиняться мне, я помолился, чтобы пришел архангел Уриель и помог мне; и я тотчас увидел архангела Уриеля, спускающегося ко мне с небес.
Десятый сын святого царя и пророка Давида от Вирсавии. Ещё до рождения Бог назначил его наследником Израильского престола и строителем храма для Себя, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9-10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).
Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32-40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6-16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1-9).
Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии. Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу — девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, — надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар — сослан в Анафоф; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12-35).
В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник — Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер — исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.
Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, «народ ещё приносил жертвы на высотах» (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон, где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: «Проси, что дать тебе» (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя «отроком малым» перед величием народа Божия, и попросил себе «сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что — добро и что — зло» (3 Цар. 3, 7-9). Также просил он «премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить» (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:
Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая — подлинная мать — взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди «стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (3 Цар. 3, 16-28).
Мудрость Соломона была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян […] и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар 4, 30-31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24-25). Ярким примером указывается царица Савская — т. е. правительница отдалённого Сабейского царства, которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1-3; 2 Пар 9, 1-12).
Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания.
Соломон унаследовал Израильское царство, когда оно достигло своих наибольших размеров. Царь властвовал над землями от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта (3 Цар. 4, 21). Дружба с царём Хирамом и тесное торговое взаимодействие царств способствовали заключению союза с Тиром (3 Цар. 5, 1-12). В целом Соломон преуспевал в сохранении целостности царства и в предотвращении войн. Разветвлённые международные политические связи были закреплены многочисленными браками царя. Выделяются лишь два внешних врага, отложившиеся от Соломона на границах его царства — Адер Идумеянин и Разон, царь Дамаска.
Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией; караванными путями, связывавшими оазис Тадмор (ныне Пальмира) с Аравией, и, возможно, над путём в Южную Аравию; сухопутными путями между Средиземным и Красным морями. Соломон принимал активное участие в товарообмене между северными и южными странами — в частности, в перепродаже коней и колесниц (3 Цар 10, 28-29). Развилась собственная израильская морская торговля, базой для которой стал порт Ецион-Гавер.
Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1-7). Всё государство, за исключением удела Иуды, было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7-19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14; 9, 25).
Израильтяне при Соломоне, «многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились» (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, «каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры — к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.
Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1-9; 2 Пар 7, 11-22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц — кроме царевны-египтянки, среди них были моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки и хеттеянки, — и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам — Астарте, Милхому, Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1-10).
Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11-13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29-39).
Против Соломона поднялись не только внешние враги — Адер и Разон, но и внутренний — Иеровоам. Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет. Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли «жестокой работой» и «тяжким игом» (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена. Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского, «не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона» [2]. Тема суетности мирской жизни и сознание «единого на потребу» выступают эпитафией мудрого царя:
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа! (Еккл 1, 14) Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)
С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий, хотя и величает Соломона «премудрым», говорит что царь «умер в грехах» [3].
Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём «мира», является прообразом Христа — великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия. Его прославленная мудрость — главный дар, испрошенный Соломоном у Бога — открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:
Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16-19)
Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне — в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон, гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи, Премудрость, Екклесиаст и Песнь Песней. Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) — таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона. Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он «больше Соломона» (Мф. 12, 42; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из» полевых лилий (Мф. 6, 29).
Новозаветная Церковь, по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:
«Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него […] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога» (вторник, песнь 7).
Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон — всего единожды: «Адама восхвалим, Авеля, Сифа […] Давида и Соломона» (светилен).
В средневековой Европе особой популярностью пользовались трактаты о магии, призывах демонов, методах борьбы с ведьмами, Каббала. Авторы ссылались на доступные им древние манускрипты для подтверждения своих выводов. Они цитировали книги о демонах «Малый ключ Соломона» или «Лемегетон», который состоит из пяти частей: «Гоетия», «Теургия Гоетия», «Арс Алмадель», «Арс Паулина» и «Арс Нотория», чье написание приписывают царю Соломону. Датировки относят создание дошедших до нас текстов к XIII – XVII вв. Известен также «Большой ключ Соломона» – сборник разных текстов XVI в. Предисловием выступает апокрифическое «Завещание царя Соломона своему сыну Ровоаму». Фактически, авторы первоисточников неизвестны, но в иудейской, египетской, греческой и европейской традиции магические ритуалы продолжали сохраняться с древних времен.
Приказывает и сообщает вам царь царей Давид во дни смерти и из мира исхода своего, устами нашими, презренного и недостойного молитвенника отца старца, всем вам, вельможам и знатным царства своего — католикосу, епископам, воеводам и всем помилованным: бессмертное и славолюбивое и любоцарственное прилежало мне естество, и никогда не вспоминал я день этот навечно в могилу прихода моего, и не смог я оставить преходящее, пока преходящее не оставило меня и отягощенного множеством грехов в печали вывело меня к Судье. Ибо множество милостей сотворил со мною в мире сем: ибо дал мне прежде сына этого моего Димитри, мудростью, и мощью, и мужеством превосходящего меня, и святостью. И действительно такому подобало быть царю, данному Богом жителям селения православного. Я ушел к Судье, подобно ему управляя царством, ибо веселил отрок этот всегда сокровенное сердца моего и желал бы я упраздниться от преходящего, сделав его царем, каковое Бог и я и от двух лет мой наставник ведаем, однако одолело меня преходящее и наперед обещанными годами обмануло, воздало мне моими и моего отца бедами, от которых отвращаются лица и глаза. Однако рассудило правосудие Божие, и вот призвало меня, а его призвало на царство. Отечество и новоприобретенное подвигом моим и вашим от Никопсии 142 до Дарубандского моря 143, от Осетии и до Совра Арегана вверил ему, и детей, и царицу, при посредничестве Божьем, чтобы брата своего Цвата воспитал, и, если пожелает Господь и будет хорош, после себя сделал царем над отчеством, и сестер своих почтил, как детей моих возлюбленных. Со всем этим предпослал ему святое Древо Жизни 144 и дал ему знамя мое счастливое и доспехи мои царские и хранилища мои верхние и нижние 145. Драканы 146 же Константину Цвате, а мои камни и жемчужины жертвую Хахульской Богоматери 147, дукаты же и ботенаты 148 Атенского сосудохранилища 149, и те, моею кровью приобретенные, и если поступиться как-то царь Димитри, все пусть отдаст наставнику моему, если нет, о половине сужусь с ним 150 перед Богом, чтобы те монастыри отечества моего, которые я огорчил, наставник мой отдачей заставил молиться о мне. Но остался монастырь — место погребения моего и усыпальница моих детей — незавершенным и последовала за мной и о нем боль вечная. Ныне сын мой царь Димитри пусть завершит всяко в вечную молебницу о мне и о нем и будущих моих. Что дано мною, из того нисколько да не убавит, которые найдены мною безнаследные и безотчинные, и из них, как старец 151 Арсени и католикос выберут, царь Димитри дачей писем и грамот да исполнит всяко без недостатка 152.
Раньше по многим нуждам я обращалась к святителю Николаю Чудотворцу. Однажды увидела его во сне. Святитель сказал: «Почему вы обращаетесь только ко мне? У вас, славян, есть свой святой Николай – царь-мученик».
С тех пор свои молитвенные просьбы адресую Николаю Второму. И он откликается…
Однажды я ехала в пригородном автобусе с дачи. В салон автобуса вошла возбужденная толпа подростков, которые вели себя крайне вызывающе: громко сквернословили, пели похабные песни, пили пиво, задирали пассажиров. Было ощущение, что это не подростки, а толпа бесов. Но как бы человек низко ни пал, он все-таки носит в себе образ Божий. И я стала с болью молиться об этом потерянном русском поколении царю-мученику Николаю Второму. И постепенно ребята стали успокаиваться и затихать. А с одним пареньком я даже разговорилась…
Царю Николае, моли Бога о нас и России!
«У вас, славян, есть свой святой Николай – царь-мученик»
Я многодетный отец. По профессии художник. И, как и полагается в этой профессии, живу от заказа до заказа. А это значит то пусто, то густо.
Летом был в гостях в многодетной верующей семье. Они часто бывают в Екатеринбурге в Царские дни. Мы сидели за столом в гостях.
За соседним столиком находился портрет Государя, под которым стояла подпись: «Мне дана огромная власть помогать, но никто не просит». Я задумался. Потом спросил хозяйку, есть ли у нее акафист Царственным страстотерпцам. Она ответила утвердительно. Я взял, пролистал и прочитал несколько строк. И вдруг в кармане звонит мобильный телефон. Заказчик! Когда я выполнил работу, отдал заработок жене на детей.
Вот такое чудо! Отныне часто молюсь Николаю Второму и его семье с просьбой прокормить свою многодетную семью, и они помогают!
Всеволод, г. Екатеринбург
До воцерковления я верила всей той клевете, которую рассказывали о Николае Втором и его семье.
Потом я посмотрела на многие события другими глазами, стала интересоваться, читать книги – и как же мне стало стыдно за мое прежнее мнение о царе!
Однажды, когда я ехала в Оптину пустынь, должна была перед этим заехать в Клыково передать подарки. Дорога оказалась очень трудной и долгой. Уже ночью я добралась до Клыково и поняла, что уже нет сил ехать в гостиницу в Козельск. Попросилась переночевать, если найдется место для меня. Место нашлось, и первое, что я увидела, войдя в комнату, была большая икона Царственных мучеников. Я поняла, что с их помощью я одолела трудную дорогу и получила надежный приют.
Галина
В моей жизни было маленькое чудо. Я приехал в Петербург, а у родственника в машине вытекло масло из двигателя. И двигатель заклинило. Мы поняли, что ремонт предстоит долгий. Направились вдвоем в Петропавловский собор и помолились рядом с непризнанными останками царской семьи. Пошутили: если двигатель не повредился, то благодаря царским мученикам. Мы прочитали канон Царственным страстотерпцам, а на следующий день оказалось, что двигатель в порядке. Только заменили небольшую деталь, и машина исправна.
Чудо, конечно, осязать нельзя, всё по вере. Если откроют придел с непризнанными останками, то чудес там будет – не пересчитать.
Юрий
Мудрая #притча. Завещание царя Давида будущему царю Соломону
- В Русской Православной Церкви не поддержали идею праздновать Пасху с католиками
- Епископ Виктор (Коцаба): «За песню о диаволе проголосовало большинство киприотов»
- Викарий Патриарха епископ Савва (Тутунов) ответил Жириновскому, призвавшему закрыть храмы
Долгое время предметом научных дискуссий была историческая реальность знаменитого библейского царя Соломона. До сих пор не найдены однозначные археологические доказательства его существования. О нем сложено множество легенд, называющих Соломона мудрейшим из людей и самым справедливым судьей. Молва приписала ему сверхъестественные способности и качества, от знания языка зверей до власти над джиннами. Наряду с этим многие историки признают, что царь Соломон был исторической фигурой.
Основной источник сведений об этом царе — Священное Писание. Также римско-иудейский историк Иосиф Флавий (37-100) упоминал о нем в сочинении «О древности еврейского народа. Против Апиона».
В Библии указано, что царь Давид имел много детей (более 20) от жен и наложниц. Десятым его сыном являлся Соломон, матерью которого была Вирсавия.
Согласно Священному Писанию, царь Давид прельстился красотой замужней Вирсавии и согрешил с ней. После известия о беременности Вирсавии Давид попытался скрыть свое преступление.
Он приказал ее мужу, воину Урии, вернуться с войны к жене. Однако Урия не вошёл к себе домой, а ночевал у ворот. Он посчитал несправедливым отдыхать дома, когда его друзья находятся на войне. Так не состоялся замысел Давида представить будущего ребенка Вирсавии рождённым от мужа. Тогда царь послал письмо полководцу Иоаву с приказом направить Урию на передовую в бою. После этого нужно было отступить, чтобы враги убили Урию. Так чужими руками Давид «освободил» Вирсавию от прежнего мужа и взял себе в жены. Этот грех царя был противен Богу.
В положенный срок Вирсавия родила ребенка. К царю Давиду пришел пророк Нафан. Он притчей о богаче, который несправедливо забрал единственную овечку у бедняка, разбудил совесть у царя. Давид осознал греховность своего поступка и вознес к Создателю покаянный плач — псалом 50. Но несмотря на покаяние, обратить вспять последствия действий тяжкого греха было невозможно. Согласно еврейской традиции рожденный от прелюбодеяния ребенок должен был понести наказание:
«Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне» (Второзаконие, 23:2).
Господь принял раскаяние Давида, но наказал его смертью новорожденного сына.
От Вирсавии у царя Давида родилось еще 4 сына, старшим из которых был Соломон. В Священном Писании в родословии Иисуса Христа имеется косвенное упоминание матери Соломона:
«Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Евангелие от Матфея, 1:6).
Имя Соломон (на еврейском языке звучит как «Шломо») означает «мирный», «богатый миром». Сын Давида получил его во исполнение пророчества Нафана, свидетельствовавшее о его мирном царствовании над Израилем (Первая Книга Паралипоменнон, 22:8-10).
Израильское Царство достигло наивысшего расцвета именно в период правления Соломона (10 век до Рождества Христова). Начало царствования нового израильского царя ознаменовалось принесением жертвы Богу. В сонном видении Соломону явился Господь и предложил молодому царю любую награду. Всем богатствам и благам царь предпочел способность разумно править страной. Такой выбор понравился Богу. Поэтому Соломону были обещаны также богатство и слава (Третья Книга Царств, 3:12-15).
Классическим примером мудрости Соломона служит разрешение спора двух женщин (Третья Книга Царств, 3:16-27). Это были жившие в одном доме блудницы, у которых в один срок родились дети. Однажды ночью у одной женщины умер младенец. Она тайком забрала себе живое дитя, а другой женщине подложила умершего. Утром разразился спор за живого ребенка. Для его разрешения женщины направились к мудрому царю.
Каждая из сторон заявляла о своей правоте, других доказательств и свидетельств не было. Выслушавший женщин Соломон приказал рассечь пополам младенца, чтобы каждой «по справедливости» досталась половина. Подлинная мать согласилась отдать ребенка, отказаться от него ради сохранения его жизни. Солгавшая же женщина была согласна с таким решением как «справедливым». Таким образом Соломон обличил ложь и выяснил истинное положение дел.
«Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость» (архимандрит Никифор Бажанов).
Давид завещал сыну исполнить свое обещание Богу и построить вместо временной Скинии постоянный Храм на горе Мориа. На вершине этой величественной горы по Божьему повелению праотец Авраам должен был принести в жертву своего единственного сына Исаака (Бытие, 22:2). Царь Давид, выкупив участок земли на горе у местного жителя Орны, воздвиг там жертвенник Господу (Вторая Книга Царств, 24:18-25). Царь Соломон за 7 лет построил здесь Первый Храм.
Также Соломон укрепил существующие израильские города, в том числе Иерусалим, и построил новые. Раскопки 1988-1989 годов показали, что многие города, относящиеся к 10 веку до Рождества Христова, были построены по единому плану. В городах были найдены административно-дворцовые комплексы для управления округами. В других городах обнаружены строения для размещения гарнизонов.
Благодаря умелой налоговой политике в отношении израильского и ханаанского населения государство при Соломоне существенно обогатилось. Израиль в те времена жил в мире с соседними государствами.
«Соломон был первым, а может быть, и единственным известным истории правителем, который не вел войн на протяжении своего достаточно длительного правления, добиваясь усиления своего государства исключительно мирным путем. Именно мирные устремления стали стержнем его стратегической линии, как руководителя государства. Выбор стратегии создания мирного государства сам по себе уникален. Еще более сложна реализация этой необычной цели. А ведь согласно Библии Соломон царствовал 40 лет и при этом не воевал» (доктор исторических наук Борис Григорьевич Литвак, 1940-2012).
Стратегия сохранения мира с соседями способствовала развитию торговли. Экономическое процветание Израиля сопровождалось укреплением государственных структур. Во время правления царя Соломона Объединенное Израильское Царство было разделено на 12 областей без учета деления израильского народа на 12 колен (родов). В каждой области был назначен приставник, обязанностями которых была доставка продовольственных запасов царскому дому (Третья Книга Царств, 4:7).
Для укрепления мирных отношений с могущественным Египтом царь Соломон взял в жены дочь фараона. Помимо нее у царя было ещё 700 жён и 300 наложниц. Они в основном были язычницами из окрестных народов. Для них Соломон построил языческие капища.
Как повествуется в Священном Писании, Соломон постепенно поддавался влиянию своих жен и наложниц. Так он все более уклонялся от почитания Истинного Бога (Третья Книга Царств, 11:1-10). В старости царь Соломон стал почитать богиню Астарту (покровительницу династии египетских фараонов) и приносить жертвы божеству Молоху (верховному богу ханаанского народа). Участие в языческих обрядах развратили сердце Соломона. В наказание Господь обещал отнять почти все царство от наследников Соломона (Третья Книга Царств, 11:11-13). Однако, по словам святителя Филарета Черниговского (1805-1866), царь «не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона».
«Царь же Соломон, хотя и отпал под конец своей жизни, от истинного Бога, уклонившись в идолослужение, однако принес покаяние. В состав Ветхозаветных Священных книг, включены книги, которые он написал: Книга Премудрости Соломоновой, Песнь песней, Притчи и Екклесиаст. И хотя Библия не сообщает нам о факте его покаяния, в Предании Церкви сохраняется память об этом. Она выражается в древних иконах сошествия Христа во ад, на которых изображается, как Спаситель выводит Соломона из ада. Известная чудотворная икона Богоматери – Курская Коренная, от которой получил исцеление Прохор Мошнин (в будущем – преп. Серафим Саровский), среди прочих священных лиц, содержит и изображение царя Соломона в нимбе. Есть в Церкви и отдельные иконы этого ветхозаветного праведника. Память его совершается в Неделю Святых Праотцов» (протоиерей Димитрий Шушпанов).
Соломон известен не только как мудрый управитель. Он пророк, автор поучительных притчей — кратких поучений, высказанных в образной форме. С помощью иносказаний он выражает превосходство мудрости, благочестия, доброты, милости. Такой стиль изложения был выбран Соломоном не случайно. Благодаря подобной подаче человеку легче усвоить «технологию» добра. Образы и символы более понятны, чем «сухой» теоретический текст.
«Книга Притчей Царя Соломона распространяется как бы на три части: первая часть – описание пути премудрости. Вот интересно с чего начинает Царь Соломон. Он начинает не с того, что расскажет, что такое добро и зло. Нет, он начинает с источника добра и который противится злу, а именно с Божественной премудрости. Вторая часть посвящена подробностям того, как дело премудрости осуществляется в обычной жизни. И последняя часть Книги Притчей посвящена показу того, каким образом совершается удивительная, таинственная разгадка путей промысла Божьего в этом мире» (иерей Даниил Сысоев).
С христианской точки зрения обретение истинной премудрости невозможно без нравственного учения, данного Спасителем. Но о богодухновенности и каноническом авторитете Притчей Соломона свидетельствуют многократные ссылки на Книгу Притчей в Новом Завете. На уважение Православия к Книге Притчей указывает и широкое употребление отрывков из нее в богослужении.
«Как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся через сие к понесению больших трудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в духовных подвигах» (святитель Григорий Нисский, 335-394).
Почему в разных молитвах христиане обращаются именно к царю Давиду? Традиционно это связывается с известным библейским сюжетом о грехопадении легендарного властителя. Давид был простым пастухом, но Господь избрал его для того, чтоб он стал царем Израиля и избавил народ от врагов и захватчиков. В начале своего пути этот прославленный воин, сразивший Голиафа, и правда, следовал заветам Бога. Он был храбр в бою, милостив со своим народом, мудр и праведен.
Вурис Г. — Факты для вольного каменщика
В наши дни существуют разные версии молитвы. Эти тексты читают, чтобы избежать конфликта с начальством, в семейных ссорах, когда самого молящегося обуревают мрачные мысли и желания. Короткие обращения можно читать в экстренной ситуации, когда дорога каждая секунда, и нужно либо самому успокоиться, либо смирить гнев другого человека. Длинные тексты рассчитаны на тот случай, если есть возможность уединиться и обратиться к Богу с полноценной молитвой.
Помяни Господи царя Давида и всю кротость его, как Батюшка царь Давид был тих, краток, терпелив, и милостив, так чтоб все враги для раба божьего (имя) были тихи, смирны, терпеливы, и милостивы. Аминь.
Помяни Господи царя Давида и всю кротость его. Помяни Господи царя Соломона и всю мудрость его. Помяни Господи убиенную Царскую Семью и святыми их молитвами спаси и помилуй нас грешных. Аминь.
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.
Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь!
В наиболее тяжелых случаях следует обращаться к Господу с молитвой о защите.
О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Акафист (от греческого Ο ΑκάθιστοςΎμνος – «песнь, поющаяся стоя) – разновидность поэтических молебнов, созданных для прославления Бога, Богородицы или святых. Служатся с учетом ряда правил. Акафист могут читать во время службы в храме или при домашней, келейной молитве. Во втором случае необходимо помнить несколько положений: молятся на восток, перед образом святого, полезно зажечь свечу или лампаду. При чтении акафиста, как и при любой другой молитве, важны сосредоточение и усердие. Необходимо избавиться от суетных помыслов и желаний и настроиться на духовные чувства.
Для начала нужно прочесть вступительные молитвы, затем можно переходить к акафисту. Структура акафиста включает 12 икосов и 13 кондаков. После чтения последнего кондака повторяют 1 икос и кондак из начала. После этого читаются молитвы. В завершение поется песнь «Достойно есть», посвященная Богородице.