Как раскомплектовать компьютер в 2024 году в бюджетном учете
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как раскомплектовать компьютер в 2024 году в бюджетном учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Необходимость в разукомплектации основного средства может возникнуть вследствие частичной ликвидации объекта или стать самостоятельной хозяйственной операцией, в результате которой образуется несколько самостоятельных объектов, которые нужно оформить и поставить на учет.
В целях получения дополнительных данных для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть следующую аналитику по объектам основных средств (п. 3 Письма № 02‑07‑07/84237):
- на консервации;
- в запасе;
- в эксплуатации;
- иная категория объектов бухгалтерского учета бюджетных ОС.
- передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);
- получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
- получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
- передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);
Учитываем запасные части и комплектующие к компьютерной технике
Важное 23 мая 2012 г. 10:20 Н. ГусеваЖурнал «» № 5/2012 Представить деятельность любой организации, в том числе и бюджетного учреждения, без использования компьютерной техники достаточно сложно.
А поскольку ничто в нашем мире не совершенно, указанная техника может периодически выходить из строя либо просто морально устаревать. Это вынуждает бюджетное учреждение приобретать необходимые запасные части и комплектующие.
Кроме того, нередки случаи, когда бюджетное учреждение приобретает комплектующие для самостоятельной сборки компьютера. В статье мы поговорим о бухгалтерском учете запасных частей и комплектующих к компьютерной технике. Материальные запасы или ? В соответствии с п.
41 Инструкции № 157н[1] объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Неисключительное право пользования НМА принимается к учёту по первоначальной стоимости (п. 10 СГС «Нематериальные активы»).
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
Бюджетный учет операций по замене монитора
Вопрос учета операций по замене старого монитора, входящего в состав единого инвентарного объекта основных средств (компьютера), на новый не урегулирован действующими Инструкциями N N 157н , 162н . В зависимости от причин замены (ремонт, модернизация) порядок отражения в бюджетном учете данных операций будет разным.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Ремонтом признается замена вышедшего из строя монитора на новый, вызванная необходимостью поддержания компьютера в работоспособном состоянии. Данная ситуация возникает, когда отремонтировать старый монитор не представляется возможным или это экономически нецелесообразно. При такой замене стоимость нового монитора будет списываться на расходы учреждения.
После проведения ремонтных работ старый монитор либо отдельные его детали должны быть оприходованы по текущей оценочной стоимости на дату принятия их к учету и отражены в составе материальных запасов (п. 106 Инструкции N 157н).
Как выбрать КОСГУ и КВР при учете системы?
При выборе КВР и КОСГУ при учете системы также возможны варианты, так как приобретена она может быть при различных обстоятельствах. Например, договор на монтаж из материалов подрядчика системы видеонаблюдения может быть заключен самостоятельно. Также система видеонаблюдения может монтироваться в рамках проведения капитального ремонта или строительства (реконструкции) здания.
Еще по теме: Как определить срок полезного использования без ОКОФ?
При выборе КВР важное значение играет то, при каких обстоятельствах монтируется система. Например, является ли монтаж системы самостоятельным фактом хозяйственной жизни или он осуществляется в рамках определенных мероприятий: капремонта или строительства (реконструкции). При этом то, как система будет учитываться, при выборе КВР роли не играет — эти обстоятельства будут важны при выборе кода КОСГУ.
Бюджетный учет компьютеров
Как правильно организовать учет компьютерной техники в казенном учреждении? На какие КВР и коды КОСГУ отнести расходы, связанные с приобретением компьютера и его отдельных комплектующих (запасных частей)?
Способ учета компьютерной техники. Согласно п. 7, 8 СГС «Основные средства»[1]) компьютер (рабочая станция) является основным средством, поскольку:
– имеет срок полезного использования более 12 месяцев;
– выполняет определенные самостоятельные функции;
– принадлежит учреждению на праве оперативного управления и используется в его деятельности неоднократно или постоянно;
– при его использовании возможно получение экономических выгод или полезного потенциала;
– первоначальная стоимость объекта может быть надежна оценена.
Основным средством (инвентарным объектом) в целях бюджетного учета признается (п. 45 Инструкции № 157н[2], п. 9, 10 СГС «Ос- новные средства»):
– объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций;
– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Таким комплексом признается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно;
– часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала либо которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых является одинаковым и стоимость которых не признается существенной (например, периферийные устройства и компьютерное оборудование), могут объединяться в один инвентарный объект и признаваться комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения (п. 10 СГС «Основные средства»).
Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение». Материальные ценности учитываются на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др. Объекты отражаются по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по условной оценке: один объект — 1 рубль. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Счет 21 «ОС стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Постановка на учет осуществляется на основании первичного документа при передаче объекта ОС стоимостью до 3000 руб. в эксплуатацию, исключение составляют объекты недвижимости и библиотечного фонда. Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике: по условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС и центров материальной ответственности. Со счета объекты списываются только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.
Порядок Бюджетного Учета Монитор Системный Блок Как Один Объект
Обоснование вывода:
1. Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества, при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 СГС «Основные средства» объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями СГС «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 «Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2022 N 02-07-07/84237). Важным новшеством является то, что теперь в составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»).
Вместе с тем согласно положениям абзаца 5 п. 10 СГС «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, если:
— в отношении данной части самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
— это часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
— стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.
Здесь необходимо отметить, что учет мониторов и системных блоков в качестве отдельных инвентарных объектов всегда был темой для споров и дискуссий. Причем специалисты финансового ведомства на протяжении достаточно длительного времени ранее давали разъяснения о необходимости их учета совместно в качестве единых инвентарных объектов. Такие рекомендации давались и для организаций некоммерческого сектора (смотрите, в частности, письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29.10.2022 N 03-03-01-04/1/89, от 02.06.2022 N 03-03-06/2/110). При этом суды, рассматривая подобные споры, ранее вставали как на сторону учреждений (к примеру, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 N 08АП-8357/11), так и на сторону контролирующих органов (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2022 N Ф02-601/12 по делу N А74-919/2022).
Недавняя судебная практика (к примеру, постановление АС Волго-Вятского округа от 26.12.2022 N Ф01-6014/17 по делу N А29-1287/2022), поддержанная Верховным Судом РФ (определение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 N 301-КГ18-3857), свидетельствует о возможном учете мониторов и системных блоков как в качестве отдельных основных средств, так и в качестве единых инвентарных объектов. Исходя из анализа нормативных актов, суд приходит к выводу, что каждый из спорных объектов (системных блоков и мониторов), эксплуатирующихся учреждением в составе рабочих мест, не теряет своего функционального назначения вне комплекса: они пригодны для монтажа в различной комплектации и легко заменяемые; не придут в негодность при отсоединении от комплекса и могут быть использованы в составе другого комплекса; монитор и системный блок не являются единым целым, не смонтированы на одном фундаменте и не имеют общего управления; замена и перемещение системных блоков и мониторов возможны без какого-либо ущерба их назначению и могут производиться исходя из определяемой целесообразности при осуществлении производственной деятельности. Соответственно, системные блоки и мониторы могут быть учтены не только исключительно в качестве единого объекта основных средств — персонального компьютера, но и в качестве самостоятельных основных средств как отдельные конструктивно обособленные предметы, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций.
Таким образом, нормативные акты в области бюджетного учета не обязывают учитывать мониторы и системные блоки исключительно в составе формируемого ими персонального компьютера. Учет системных блоков и мониторов в качестве отдельных основных средств возможен и должен определяться решением профильной комиссии учреждения. Единые нормы и критерии для принятия профильной комиссией соответствующих решений, в целях устранения возможных сомнений, следует установить учетной политикой учреждения. Так, например, если учреждением будут приобретаться комплектующие для их сбора в один компьютер, то в этом случае целесообразно будет учитывать их как единый инвентарный объект. Если же специфика использования составных частей компьютера и технические характеристики предполагают их раздельный учет, то действующее законодательство не ограничивает учреждение в этом праве. При этом любое решение профильной комиссии должно быть обосновано и аргументировано, подход к учету основных средств, которые используются одинаково, единообразным.
2. Отметим, что в Общероссийском классификаторе ОК 013-2022 (СНС 2022), принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12.12.2022 N 2022-ст (далее — ОКОФ ОК 013-2022 (СНС 2022)), отдельных кодов для системных блоков и мониторов нет. Поэтому, если казенным учреждением будет принято решение об учете данных материальных ценностей как отдельных объектов основных средств, то для определения кодов ОКОФ необходимо обратиться к прямому и обратному переходным ключам между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2022 (СНС 2022), утвержденным приказом Росстандарта от 21.04.2022 N 458.
Рабочие станции (персональные компьютеры) в соответствии со старым ОКОФ относились к группе «Техника электронно-вычислительная» (код 14 3020220). Положения ОК 013-94 позволяли выделять в качестве отдельных объектов основных фондов составляющие части компьютеров, в частности:
— монитор можно было отнести к коду 14 3020350 (устройства отображения информации);
— системный блок можно было отнести к коду 14 3020260 (процессоры, устройства операционные).
Однако в прямом и обратном переходных ключах указано, что процессоры, устройства операционные (код 14 3020260) больше не являются основными фондами для ОКОФ ОК 013-2022 (СНС 2022), а устройства отображения информации (код 14 3020350) в ОКОФ ОК 013-2022 (СНС 2022) относятся к подгруппе «Компьютеры, периферийное оборудование» (код 320.26.2). Вместе с тем ОКОФ не регулирует порядок отнесения объектов в состав основных средств, поэтому руководствоваться его положениями при отнесении имущества к основным средствам будет неверным решением.
Если профильной комиссией будет принято решение об учете мониторов и системных блоков отдельно, то в прямом и обратном переходных ключах указано, что технике электронно-вычислительной (код 14 3020220) в ОКОФ ОК 013-2022 (СНС 2022) сопоставляется код 330.28.23.23 «Машины офисные прочие». Поэтому в связи с отсутствием в новом ОКОФ кода для системных блоков данные материальные ценности можно отнести на код 330.28.23.23. Согласно переходным ключам для мониторов предлагается код 320.26.2 «Компьютеры, периферийное оборудование», но он является группировочным. Более детализированным кодом, близким по смысловому значению к мониторам, может быть код 320.26.30.23 «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)». Тот или иной выбор кода казенному учреждению следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
Обоснование замены компьютера
После того как всё подключили и подсоединили, ещё раз всё перепроверяем, вдруг чего забыли или чего лишнее подключили. Если всё сделали правильно, то подсоединяем сетевой кабель к блоку питания, включаем кнопку (если блок имеет переключатель110-220, то стоит убедиться что он стоит в нужном вам положении). В завершение пробуем включить компьютер, если блок исправен то радуемся успешному старту системного блока, если неисправен (бракованный) то можно начинать отчаиваться ибо предстоит поход в магазин для обмена его на новый.
Нежно и аккуратно отсоединяем все разъёмы от потребителей. Не следует прикладывать огромное усилие и упираться ногами в системный блок при извлечении разъёмов. Удобнее начинать отключать с тех что снаружи, от DVD-приводов.
Замена компьютерной мыши: как отразить в учете
По общему правилу работы по текущему ремонту оборудования оформляются Актом списания по типовой форме № З-2, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2022 г. № 130. Не является исключением и замена неисправной компьютерной мыши на новую.
Кратко напомним основную мысль, которая следует из вышеупомянутого письма Минфина. Так, частичную ликвидацию компьютерного комплекса целесообразно проводить в случае замены основных его функциональных частей, как то: системный блок или монитор. А приобретение новых составляющих в этом случае следует рассматривать как улучшение объекта основных средств. Поскольку замена этих составных частей предусматривает повышение технико-экономических характеристик такого комплекса (увеличение будущих экономических выгод от его использования и/или увеличение срока полезного использования объекта). Следовательно, расходы на приобретение нового монитора или системного блока учреждения следует относить на увеличение первоначальной стоимости компьютерного комплекса. На это указывает п. 1 разд. ІІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2022 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121), и п. 3 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2022 г. № 11 (далее — Методрекомендации).
Часто задаваемые вопросы по теме «ОКОФ: монитор, принтер, сканер, системный блок (амортизационная группа) / Монитор, сканер, принтер, блок по ОКОФ в 2023»
Вопрос: Наше предприятие приобрело световые панели, оснащенные встроенными лампами. Какой код по новой классификации следует присвоить этому оборудованию?
Ответ: Указанное в вопросе оборудование отвечает характеристикам приборов, относящихся к электроосветительной системе. Соответственно, этой технике подходит код Классификатора 330 – Иное оборудование и машины, включая хозинвентарь. Из этой подгруппы шифров для вашей покупки стоит выбрать код 330.28.29, соответствующей оборудованию, не входящему в предшествующие группировки.
Вопрос: Заполняя статформу № 11 краткую столкнулись с проблемой, касающейся группировки оборудования в соответствии с прежними и новыми шифрами ОКОФ. Можем ли мы старые коды заменить новыми, не корректируя при этом амортизационные группы?
Ответ: В программе 1С, установленных в бюджетных учреждениях, предусмотрена функция «Помощник замены ОКОФ». При ее использовании сами коды изменяются, но амортизационная группа, указанная в карточке объекта, остается прежней.
Как правильно и какими проводками произвести комплектацию компьютера в бюджете
Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2021 N 162н (далее – Инструкция N 162н), п. 49 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2021 N 174н (далее – Инструкция N 174н), п. 49 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2021 N 183н (далее – Инструкция N 183н)). В соответствии с п. 44 Инструкции N 157н начисление амортизации на основные средства производится с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2021 N 1.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. *(1) Приказ Минфина России от 30.03.2021 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ N 52н), вступивший в силу с 19 июня 2021 года, заменяет приказ Минфина России от 15.12.2021 N 173н (далее — Приказ N 173н), которым также были установлены формы первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора. Применяется новый документ при формировании учетной политики начиная с 2021 года (п. 6 Приказа N 52н).
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.