Как обосновать непредвиденные затраты в строительстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обосновать непредвиденные затраты в строительстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства.

Непредвиденные расходы в смете

Непредвиденные затраты в смете рекомендуется учитывать при произведении расчетов на все виды строительных объектов. Данный вид расходов, как правило, включается в состав сводного сметного расчета.

Однако иногда можно включить непредвиденные расходы в сметы локального и объектного типа, например, в смету по форме №4, локальный сметный расчет и т.д. В МДС81-35.2004 уточняется, что резерв на данный вид затрат должен быть учтен на основании соглашения между заказчиком и подрядчиком при оформлении твердой договорной цены.

Однако обоснование для непредвиденных расходов в смете и их размере все же существует. Кроме того, резерв средств по данному виду затрат и их включению в состав сметной документации также имеет обоснование.

Приказ Минстроя РФ от 04.08.2020 N 421/ПР

Непредвиденные затраты в смете рекомендуется учитывать при произведении расчетов на все виды строительных объектов. Данный вид расходов, как правило, включается в состав сводного сметного расчета.

Однако иногда можно включить непредвиденные расходы в сметы локального и объектного типа, например, в смету по форме №4, локальный сметный расчет и т.д. В МДС81-35.2004 уточняется, что резерв на данный вид затрат должен быть учтен на основании соглашения между заказчиком и подрядчиком при оформлении твердой договорной цены.

Одним из документов, в которых предоставляется основная информация о начислении непредвиденных расходов в смете на текущий ремонт и на прочие виды строительно-монтажных работ, является методический документ в строительстве МДС81-35.2004. В составе указанного документа выделена отдельная часть, касающаяся данной темы.

Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства.

При этом важно иметь в виду, что непредвиденные расходы в смете — это затраты на работы, которые возникли в результате уточнения проектной документации, или условий производства строительных работ, которые изначально не были заложены в проектные решения. То есть если в процессе строительства произошел какой-то инцидент по вине одной из сторон, то затраты на его устранение не являются частью непредвиденных затрат.

Начисление непредвиденных расходов в смете обычно происходит, как отмечалось выше, в составе сводного сметного расчета. В пункте 4.96 МДС81-35.2004 приведен порядок учета данного вида затрат для разных типов строительных объектов.

Так, непредвиденные расходы в смете на капитальное строительство и реконструкцию объектов должны быть включены при подведении итогов по главам 1-12. Если производится капитальный ремонт, то указанный вид затрат также учитывается при подведении итогов, однако уже на основании суммарной стоимости глав 1-9 сводного сметного расчета.

В составе локальной сметы или локального ресурсного сметного расчета непредвиденные расходы также учитываются при подведении итогов. Однако начисление непредвиденных затрат в смете производится от общей суммы без НДС. То есть данный вид расходов должен быть указан в итоговой части сметы, но до подведения общего итога.

Необходимо также отметить то, что в пункте 4.33 упоминавшегося методического документа в строительстве указано, что если в процессе строительства того или иного объекта не возникло факторов для включения в стоимость непредвиденных затрат в смете, то данный резерв остается в распоряжении заказчика.

То есть если в процессе производства работ не возникло необходимости изменения проектных решений или учета условий на объекте, которые не были учтены в изначальной проектной документации, но оказывают влияние на строительство, то и задействовать резерв непредвиденных затрат в смете не представляется возможным. Поэтому стоимость данного вида расходов может быть учтена в пользу организации подрядчика только при наличии весомого обоснования.

Однако необходимо также отметить, что согласно пункту 4.65 МДС81-35.2004 непредвиденные расходы в смете все же могут включать в себя некоторые другие затраты, связанные с оборудованием на объекте. Например, за счет резерва непредвиденных расходов может быть оплачена стоимость предмонтажной ревизии оборудования. Данный вид работ должен производиться, если было нарушение гарантийного срока оборудования, или условия хранения не соответствовали требованиям.

Что касается суммы непредвиденных затрат в смете, то, как было отмечено выше, для каждого отдельного объекта данная статья является частью договора между заказчиком и подрядчиком. Об этом написано в упоминавшемся выше пункте 4.33 методического документа МДС81-35.2004.

Однако для строительных объектов, финансирование которых производится из бюджетных средств, обоснованием для непредвиденных расходов в смете является пункт 4.96 того же МДС. При этом следует иметь в виду, что сумма накладных расходов будет стандартной независимо от того, строительные, ремонтные работы или работы по реконструкции производятся на объекте.

Таким образом, в пункте 4.96 МДС81-35.2004 рекомендуется применять непредвиденные расходы в смете в размере 2%, если предусмотрено капитальное строительство объектов непроизводственного значения. Этот показатель является одним из самых часто применяемых в сметах гражданского строительства и в расчетах на прочие объекты.

Непредвиденные затраты в смете в размере 3% учитываются для объектов производственного назначения. Данный показатель также является довольно частотным при определении стоимости строительства многих объектов во всех регионах России.

И, наконец, непредвиденные расходы в смете в размере 10% применяются к уникальным объектам. Кроме того, данный процент указывается в расчетах на объекты космической инфраструктуры и атомной энергетики. В сметных формах на метрополитены и гидротехнические сооружения первого класса также применяется данный показатель.

В связи со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что непредвиденные расходы в смете важно учесть на любой тип объекта и на любой вид строительно-монтажных работ. Однако следует помнить, что данный вид затрат является резервным, поэтому при успешном выполнении комплекса работ на объектах без веских оснований он не вводится в стоимость оплаты выполненных работ.

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:

4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Глава 7. Порядок формирования договорных цен на строительную продукцию

В ходе определения стоимости рекомендуется составлять:

при разработке предпроектной и проектно-сметной документации по заказу инвесторов – инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);

при подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной документации, – расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных отношений, общей экономической ситуации, условий тендера.

Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.

На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию.

Свободная (договорная) цена на строительную продукцию (выполнение подрядных работ или оказание услуг) – это цена, устанавливаемая инвестором (заказчиком) и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений (договора субподряда), в т.ч. по результатам проведения конкурсов (подрядных торгов). Эта цена формируется с учетом спроса и предложений на строительную продукцию, складывающихся условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости материалов, применяемых машин и оборудования, а также обеспечения прибыли подрядной организации для расширенного воспроизводства.

Договорная цена на строительную продукцию включает:

  • сметную стоимость строительно-монтажных работ;

  • прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика;

  • стоимость других работ, принимаемых на себя подрядчиком согласно договору (проектные работы, приобретение оборудования и др.);

  • часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных по договоренности между сторонами (при твердой договорной цене на строительную продукцию);

  • другие затраты, связанные с формированием рыночных отношений и не учтенные государственными нормами и ценами, имеющими рекомендательный характер.

Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых возможно в условиях стабилизации рынка и инфляционных процессов.

Формирование договорных цен на строительную продукцию, как правило, реализуется на конкурсной основе через проведение подрядных торгов.

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации», утвержденным Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 г. №660-р/18-7, с последующими изменениями и дополнениями.

При проведении подрядных торгов договорная цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, представленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, – на основании согласия ее между заказчиком и подрядчиком. Подрядные организации, на основании конкурсной документации, выполняют сметные расчеты предлагаемых к выполнению работ (услуг) с учетом собственных возможностей и сложившихся условий при определении сметной себестоимости выполнения работ собственными силами и привлечением субподрядных организаций.

На основании совместного решения оформляется протокол (ведомость) договорной цены на строительную продукцию, являющийся неотъемлемой частью договора подряда.

Принятая заказчиком и подрядчиком договорная цена на строительную продукцию может быть пересмотрена по согласованию сторон.

За итогом договорной цены на строительную продукцию показывают отдельной строкой НДС.

В процессе строительства объекта производятся расчеты заказчика с подрядчиком за выполненные работы, предусмотренные договором подряда (контрактом). Процедура взаиморасчетов заказчика с подрядчиком осуществляется в следующей последовательности:

  • на основании определенной договором подряда (контрактом) договорной цены в текущих ценах на момент заключения контракта, открывается финансирование в соответствии со справкой об утверждении проектно-сметной документации;

  • подрядчик представляет акты приемки выполненных работ;

  • по мере поступления актов о стоимости выполненных работ, они накапливаются и суммируются. В случае, если стоимость работ в представленных актах и, следовательно, сумма выплат достигнет или превысит величину договорной цены, оставшиеся объемы работ пересчитываются в новых текущих ценах и на этот момент открывается финансирование на оставшуюся сумму.

С 2018 года для строительных компаний станет доступным резерв заказчика

1.1.1. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила» (Государственные федеральные сметные нормативы — ГФСН-81) и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Они входят в «Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации», выпускаемый систематически Госстроем России.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.

1.1.2. Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) — к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технической части соответствующих сборников сметных норм.

1.2.1. Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

государственные федеральные сметные нормативы — ГФСН-81 (часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила»);

производственно-отраслевые сметные нормативы — ПОСН-81 (часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила»);

территориальные сметные нормативы — ТСН-81;

фирменные сметные нормативы — ФОН-81.

Вместе со «Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81-01-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве (табл. 1).

Основные понятия, применяемые в системе, приведены в терминологическом словаре (прил. 1).

Таблица 1

СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.3.1. При выпуске и обработке сметной документации следует максимально использовать современную вычислительную технику и программные средства. Применение указанных средств позволяет:

автоматизировать выпуск сметной документации и расчеты за выполненные работы;

использовать различные методы определения стоимости строительства (ресурсный, базисно индексный, ресурсно-индексный и др.;

обеспечивать контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ресурсов и др.;

автоматизировать составление региональных сборников единичных расценок при переходе на новые сметные нормы и цены с 2001 г. согласно постановлению Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 и др.

Автоматизированные (компьютерные) системы, используемые при разработке и выпуске сметно-нормативной базы и сметной документации, должны отвечать соответствующим стандартам и пройти сертификацию Госстроя России.

Приказ Минстроя РФ от 04.08.2020 N 421/ПР

129. Сметная стоимость в объектных сметных расчетах (сметах) определяется суммированием данных локальных сметных расчетов (смет) с распределением затрат по следующим элементам сметной стоимости строительства: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ, монтажных работ, оборудования, прочих затрат.

130. Рекомендуемый образец оформления объектных сметных расчетов (смет) приведен в Приложении N 5 к Методике.

131. При определении сметной стоимости ресурсным и ресурсно-индексным методами объектные сметные расчеты (сметы) разрабатываются в текущем уровне цен.

132. При определении сметной стоимости базисно-индексным методом одновременно с текущим уровнем производится формирование отдельных объектных сметных расчетов (смет) в базисном уровне цен.

133. При определении сметной стоимости ресурсным и ресурсно-индексным методами в объектных сметных расчетах (сметах) в текущем уровне цен приводятся итоговые данные по оплате труда, стоимости эксплуатации машин и механизмов, материальных ресурсов, накладных расходов, сметной прибыли, оборудования и перевозки.

134. В объектных сметных расчетах (сметах) при соответствующем обосновании в проектной и (или) иной технической документации дополнительно приводятся:

а) средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений;

б) дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время;

в) отдельные виды прочих затрат, относимые на сметную стоимость объекта капитального строительства.

Учет указанных затрат производится в порядке, приведенном в разделе IX Методики, и обеспечивает определение полной сметной стоимости объекта капитального строительства.

182. Затраты на выполнение работ, связанных с созданием произведений изобразительного искусства, по назначению и характеру согласованных с архитектурной средой (пространством), предназначенных для конкретного объекта социально-культурного назначения (например, театра, музея, выставочного центра, картинной галереи, филармонии) и (или) объектов культурного наследия и образующих с ним нерасторжимое единство (далее — произведения изобразительного искусства монументального характера) и с созданием произведений изобразительного искусства самостоятельного характера и идейно-художественного значения (далее — произведения изобразительного искусства станкового характера), определяются на основании отдельно разрабатываемых локальных сметных расчетов (смет).

183. Сметная стоимость указанных в пункте 182 Методики затрат определяется на основании конъюнктурного анализа в соответствии с положениями пунктов 13 — 22 Методики.

184. Стоимость работ по созданию произведений изобразительного искусства монументального характера учитывается в сметной стоимости соответствующего объекта капитального строительства и относится к прочим затратам (графа 7 сводного сметного расчета).

185. Стоимость произведений изобразительного искусства станкового характера учитывается в сметной стоимости соответствующего объекта капитального строительства и включается в графу 6 сводного сметного расчета.

Сущность и характеристики дополнительных работ

Основная характеристика дополнительных работ связана с их непредвиденным характером. Они могут возникать из-за технических ограничений, изменения планов или требований заказчика, неудовлетворительного качества материалов и других причин. Важно отметить, что дополнительные работы часто являются необходимым шагом для успешного завершения проекта.

Одной из ключевых особенностей дополнительных работ является их изменчивость. В процессе строительства могут возникнуть неожиданные препятствия или потребности, которые требуют оперативного реагирования и внесения изменений в работу. Это может включать увеличение объема работы, перепланировку расписания, замену материалов и прочие необходимые меры.

Существенным аспектом дополнительных работ является их финансовая сторона. Часто такие работы не входят в исходный бюджет проекта и требуют дополнительных финансовых ресурсов. Заказчик и исполнитель строительных работ должны заранее определить механизм финансирования дополнительных работ, чтобы избежать финансовых затруднений и задержек в проекте.

В конечном итоге, дополнительные работы играют важную роль в успешной реализации строительного проекта. Они помогают справиться с неожиданными проблемами, адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечить удовлетворение требований заказчика. Грамотное планирование и прозрачное взаимодействие между заказчиком и исполнителем являются ключевыми факторами для эффективного управления дополнительными работами.

Сущность и характеристики непредвиденных затрат

Главная особенность непредвиденных затрат состоит в их неожиданности и непредсказуемости. Они могут возникнуть на любом этапе проекта и отличаются от основных затрат, которые были спланированы заранее.

Характеристики непредвиденных затрат:

1. Неожиданность Непредвиденные затраты возникают неожиданно и не были учтены в плане проекта. Их появление может быть связано с различными факторами, такими как изменение требований, технические проблемы или форс-мажорные обстоятельства.
2. Непредсказуемость Непредвиденные затраты сложно предсказать, так как они зависят от специфических условий выполнения проекта и внешних факторов. Их величина и длительность могут быть разными, и часто требуют дополнительного анализа и оценки.
3. Несистемность Непредвиденные затраты не являются частью основного плана проекта и часто требуют отдельного управления и контроля. Они могут оказывать влияние на бюджет, сроки и качество проекта, и их учет и управление является важной задачей руководителя проекта.
4. Возможность предотвращения Хотя непредвиденные затраты сложно предсказуемы, они могут быть предотвращены или снижены с помощью правильного анализа рисков, адекватного планирования и контроля за проектом, а также рационального расходования ресурсов.

Таким образом, непредвиденные затраты являются неотъемлемой частью любого проекта и требуют внимания и управления со стороны руководителя. Правильное учет и контроль непредвиденных затрат позволяет минимизировать их влияние на проект и обеспечить его успешное выполнение в рамках намеченного бюджета и сроков.

Непредвиденные расходы в смете

Непредвиденные затраты в смете рекомендуется учитывать при произведении расчетов на все виды строительных объектов. Данный вид расходов, как правило, включается в состав сводного сметного расчета.

Однако иногда можно включить непредвиденные расходы в сметы локального и объектного типа, например, в смету по форме №4, локальный сметный расчет и т.д. В МДС81-35.2004 уточняется, что резерв на данный вид затрат должен быть учтен на основании соглашения между заказчиком и подрядчиком при оформлении твердой договорной цены.

Однако обоснование для непредвиденных расходов в смете и их размере все же существует. Кроме того, резерв средств по данному виду затрат и их включению в состав сметной документации также имеет обоснование.

Новая ФСНБ-2022 – о федеральной сметно-нормативной базе и ГЭСН 2022

  • Все новости
  • Мероприятия
  • Госстройсмета
  • Ценообразование

По 44-ФЗ, основной метод обоснования НМЦК на выполнение строительных работ — проектно-сметный (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). Его применяют совместно с методическими рекомендациями из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 и отраслевыми требованиями Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019.

Методика составления сметы контракта от Минстроя утверждена Приказом № 841/пр от 23.12.2019. В 2021 году норматив неоднократно обновляли (Приказы Минстроя № 500/пр от 21.07.2021, № 728/пр от 07.10.2021). Заказчики применяют обновленный порядок расчета НМЦК при закупках:

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу (подробнее: «Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция»);
  • сохранению культурного наследия;
  • проектам и инженерным изысканиям по объектам капстроительства;
  • исполнению функций техзаказчика, составлению сметы проекта госконтракта.

По правилам Минстроя, расчет начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ на проектно-изыскательские работы и на строительство проводят, используя проектно-сметный метод (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). При исчислении НМЦК учитывают:

  • индексы цен на расходы при реализации инвестиционных проектов;
  • дефляторы Минэкономразвития.

Помимо строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов и сохранения культурного наследия, проектный метод расчета применяют для закупки строительства некапитальных строений (п. 20 Порядка 841/пр).

С 2021 года в методике подготовки сметного расчета произошли глобальные изменения — теперь Минстрой разрешает увеличивать стоимость контракта в связи с удорожанием строительных ресурсов, но не больше чем на 30% (Приказ Минстроя № 500/пр от 21.07.2021). А с 13.12.2021 у подрядчиков появилась возможность показывать непредвиденные затраты в смете 2021 года, если стоимость госконтракта с учетом удорожания и нового расчета не превышает 30 млн рублей (Приказ Минстроя № 728/пр от 07.10.2021). По новым правилам, исполнители учитывают и стройматериалы, которые еще не закупили, и ресурсы, которые уже приобрели в течение 2021 года.

Правила, как посчитать удорожание строительства через год или в течение отчетного года:

  1. Оформите смету в разрезе строительных ресурсов. Их стоимость с учетом объема поставки по госконтракту — минимум 80% от общей стоимости строительных ресурсов, которые требуются для исполнения контракта с учетом материалов, которые еще не закупили.
  2. Составьте перечни материалов и оборудования (отдельно), которые требуются для строительных работ. Перечни сформируйте на основании сметной документации.
  3. Подтвердите цены на строительные материалы и оборудование. Для подтверждения используйте коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки на идентичные товары.
  4. Соберите минимум 3 документальных подтверждения и проведите расчет.
  5. Вычислите разницу между стоимостью ресурсов с учетом удорожания и той ценой на материалы и оборудование, которую определили при расчете НМЦК.

Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»

  • Ответ на вопрос о правильном оформлении при изменении характера работ
  • Ответы на вопросы по правильному взаимодействию заказчику и ответам на его запросы
  • Что указать в смете при возврате материалов / Обязанности подрядчика и заказчика
  • Ответ на вопрос о порядке перехода при заключении длительных договоров в конце года
  • Применение индексов текущего квартала если договор был подписан в прошлом году
  • Общестроительные работы
  • Ремонтные работы
  • ПНР и АСУ ТП
  • ПИРы
  • Договорная работа
  • Арбитражная практика
  • Сметное нормирование
  • Проектная документация
  • Исполнительная документация
  • Технические регламенты
  • Экспертиза документации
  • Организация строительства
  • Строительный контроль
  • Договорная работа
  • Ввод в эксплуатацию
  • Всероссийская Неделя сметчика в Москве – шаг на встречу BIM технологиям
  • 100 вопросов сметчика — принципиально новый формат образовательной площадки
  • Вопрос определения сметной стоимости, сметного нормирования, ценообразования работ и затрат в строительстве.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Подбор аналогов. Часть 2.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Общие правила применения метода для смет на ПИР. Часть 1.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

До сих пор остается много вопросов, споров и неразберихи с использованием средств на непредвиденные работы и затраты в практическом применении. Изначально – это средства заказчика, и они подлежат отражению в сводном сметном расчете (объектной смете) на строительство или капитальный ремонт. Измеряются эти затраты в %-ном соотношении по итогу глав 1-12 для строительства и 1-9 для капитального ремонта.

Описания, что включают в себя эти затраты имеются только в МДС 81-35.2004 пункт 4.96 в последней редакции:


4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

Отсутствие или неправильное планирование

Одной из основных причин непредвиденных затрат в строительстве является отсутствие или неправильное планирование процесса строительства.

Неправильное планирование может привести к неправильному распределению ресурсов, недооценке сроков выполнения работ и недостаточному контролю за выполнением работ.

Отсутствие планирования может привести к ситуации, когда выполнение работ происходит хаотично и несистематично, что приводит к непредвиденным задержкам и дополнительным затратам.

Недостаточное планирование финансовых расходов также может привести к непредвиденным затратам. Если не предусмотрены статьи расходов, связанные с изменениями проекта или непредвиденными ситуациями, то в процессе строительства могут возникнуть необходимость в дополнительных средствах.

Чтобы избежать непредвиденных затрат, необходимо провести детальное планирование всех этапов строительства, включая планы работ, планы закупок материалов, расчеты затрат на ресурсы и т.д. Также важно учитывать возможность изменений планов и вносить соответствующие резервы в финансовые расходы.

Для эффективного планирования можно использовать различные инструменты и программы, специально разработанные для строительных проектов. Они позволяют управлять и контролировать все этапы строительства, автоматизировать расчеты и уведомлять о возможных изменениях и рисках.

Неправильное планирование или его отсутствие может привести к значительным непредвиденным затратам в строительстве. Чтобы минимизировать риски, необходимо уделить достаточно времени и внимания на этапе планирования и использовать современные инструменты управления проектами.

Неправильная оценка стоимости

Одной из основных причин возникновения непредвиденных затрат в строительстве является неправильная оценка стоимости проекта. Неверная оценка может привести к недостаточному финансированию и нехватке средств для завершения проекта, а также к необходимости дополнительных финансовых вливаний в процессе строительства.

Ошибки при оценке стоимости могут возникнуть из-за недостаточного анализа технических характеристик проекта или неправильного расчета затрат на материалы, оборудование, аренду строительной техники и другие необходимые ресурсы. Кроме того, неправильная оценка стоимости может быть результатом неполного учета потенциальных изменений цен на материалы и услуги в процессе строительства.

Для минимизации рисков связанных с неправильной оценкой стоимости проекта, важно провести тщательный анализ предполагаемых затрат и учесть все возможные факторы, включая инфляцию, потенциальные изменения цен и неожиданные технические проблемы.

Кроме того, необходимо привлекать квалифицированных специалистов, имеющих опыт в оценке стоимости строительных проектов, для достоверного определения затрат, а также использовать современные программные инструменты и технологии, которые помогут учесть все факторы в расчетах.

Важно также учесть возможность изменения стоимости материалов и работ во время строительства, и предусмотреть дополнительные резервы средств, чтобы избежать финансовых трудностей в случае необходимости доработок или изменений в проекте.

Невозможность выполнения работы по плану

В процессе строительства часто возникают ситуации, когда выполнение работы требует отклонения от плана. Это может быть связано со множеством причин: изменением проекта, непредвиденными техническими проблемами или препятствиями, недоступностью необходимого материала или оборудования. Невозможность выполнить работу по плану может привести к задержкам в строительстве и дополнительным затратам.

Одной из основных причин невозможности выполнения работы по плану является изменение проекта. В процессе строительства могут возникнуть новые требования или изменения существующих, которые потребуют переделки или дополнительных работ. Это может быть связано с изменением пожеланий заказчика, выявленными ошибками в проектной документации или внешними факторами, такими как изменение законодательства или требований регуляторных органов.

Непредвиденные технические проблемы могут также привести к невозможности выполнения работы по плану. Например, в процессе проведения земляных работ могут быть обнаружены подземные воды или непредвиденные грунтовые условия, требующие применения дополнительных технологий и оборудования. Также могут возникнуть проблемы с оснащением строительной площадки, например, недостаточностью электрической мощности или отсутствием необходимого оборудования.

Кроме того, невозможность выполнения работы по плану может быть связана с недоступностью необходимого материала или оборудования. Временные или долгосрочные проблемы в снабжении строительных материалов или оборудования могут привести к задержкам в работе. Например, нехватка материалов на рынке или задержки в поставке из-за транспортных или логистических проблем.

Для минимизации невозможности выполнения работы по плану необходимо учесть возможные изменения проекта еще на стадии его разработки и предусмотреть гибкость в планировании и выполнении работ. Также важно иметь резервные варианты материалов и оборудования, а также наличие квалифицированных специалистов и ресурсов, способных быстро реагировать на возникшие проблемы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *