Нормы закона о коммунальных платежах в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы закона о коммунальных платежах в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новости
  • Новости Славянска
  • Новости региона
  • Новости Украины
  • Статьи
  • Интервью
  • Блоги
  • Видео
  • Донбасс европейский
  • О нас

Повышен налог на дома и квартиры: кто будет платить больше в 2021 году

Новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» наделяет потребителя правами в отношении контроля цены и качества поставляемых услуг, как-то:

  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг информацию о ценах / тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;
  • получать от управляющего, исполнителей коммунальных услуг штраф в размере, определенном договорам о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
  • на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в установленном законодательством порядке;
  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя соответствующей услуги или другого уполномоченного на распределение коммунальной услуги лица детальный расчет распределения объема потребленных коммунальных услуг между потребителями многоквартирного дома;

Также законом предусмотрено право потребителя в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды.

Расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги можно будет, предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора, при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги. Это право не распространяется на договор о поставках тепловой энергии, заключенный с потребителями в многоквартирном доме, кроме случая расторжения такого договора коллективным потребителем.

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:

  1. перечень услуг;
  2. требования к качеству услуг;
  3. права и обязанности сторон;
  4. ответственность сторон за нарушение договора;
  5. цена услуги;
  6. порядок оплаты услуги;
  7. порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  8. срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Договор о предоставлении коммунальной услуги заключается между исполнителем соответствующих услуг и потребителем или лицом, которое в соответствии с договором или законом заключает такой договор в интересах потребителя, или с управляющим многоквартирного дома с целью поставки электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома.

Исполнитель коммунальной услуги, который занимает монопольное положение на рынке, при наличии у него технических возможностей предоставления коммунальной услуги не вправе отказать в заключении соответствующего договора.

Договор о предоставлении коммунальных услуг заключается сроком на один год. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок.

С предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или внесении изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный в соответствии с типовым договором.

Если в течение 30 дней после получения проекта договора (изменений к нему) исполнитель коммунальной услуги, который получил проект договора (изменений в договор) от потребителя, не сообщил о своем отказе от заключения договора и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги этому потребителю (или другим способом показал свою волю к оказанию соответствующей коммунальной услуги потребителю), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной потребителем.

Если потребитель, получивший проект договора (изменений к нему) от исполнителя коммунальной услуги, не сообщил в течение 30 дней о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему, а совершил действия, свидетельствующие о его воле к получению (продолжению получения) соответствующей коммунальной услуги от этого исполнителя (в том числе осуществил оплату оказанных услуг), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем коммунальной услуги.

Необоснованный отказ потребителя от заключения договора является основанием для прекращения в одностороннем порядке исполнителем предоставления соответствующей коммунальной услуги такому потребителю.

Также отказ потребителя от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем.

Особенности заключения, изменения и прекращения договоров о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирном доме

По решению совладельцев многоквартирного дома (уполномоченного органа управления объединения совладельцев многоквартирного дома), принятому в соответствии с законом, договор о предоставлении коммунальной услуги заключается с исполнителем соответствующей коммунальной услуги:

  1. каждым совладельцем многоквартирного дома самостоятельно (индивидуальный договор)
  2. от имени и за счет всех совладельцев многоквартирного дома управляющим или другим уполномоченным совладельцами лицом (коллективный договор)
  3. объединением совладельцев многоквартирного дома или другим юридическим лицом, которое объединяет всех совладельцев такого дома и в их интересах заключает соответствующий договор о предоставлении коммунальных услуг, как коллективным потребителем;

Совладельцы многоквартирного дома (ОСМД) самостоятельно выбирают одну из моделей организации договорных отношений по каждому виду коммунальной услуги. В пределах одного многоквартирного дома разрешается избрание различных моделей организации договорных отношений по различным видам коммунальных услуг.

      Коммунальные услуги по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии предоставляются исключительно на основании индивидуальных договоров.

В случае если совладельцы многоквартирного дома самостоятельно не выбрали одну из моделей организации договорных отношений или не пришли к согласию с исполнителем о размере платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым совладельцем заключается индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги с учетом следующих особенностей:

  1. исполнитель обеспечивает соответствие количественных и качественных характеристик услуги установленным нормативам на границе централизованных инженерно-технических систем снабжения услуги исполнителя и внутридомовых систем многоквартирного дома;
  2. в плату исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору не включается плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной усл��ги
  3. техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, осуществляются совладельцами или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет совладельцев.

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения осуществляется узлами учета соответствующих коммунальных услуг, обеспечивающих общий учет их потребления в здании, его части (подъезде), оборудованной отдельным инженерным вводом, согласно показаниям средств измерительной техники.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно.

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии в многоквартирном доме осуществляется установленными в жилых и нежилых помещениях потребителей узлами учета, обеспечивающими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.

В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг или услуг по управлению многоквартирным домом потребитель имеет право вызвать исполнителя коммунальных услуг (или управляющего) для проверки количества и / или качества предоставляемых услуг.

Порядок проверки качества предоставления коммунальных услуг и качества услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.

По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (по услуге по управлению многоквартирным домом).

Исполнитель коммунальной услуги или управитель обязаны прибыть на вызов потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.

Акт-претензия составляется исполнителем коммунальной услуги или управляющим и потребителем и должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом, дату ( срок) ее непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества, а также другую информацию, характеризующую непредоставление услуг, предоставление их не в полном объеме или ненадлежащего качества.

В случае проведения проверки качества предоставляемых услуг по централизованному водоснабжению, централизованному снабжению горячей воды или поставке природного газа потребитель вправе осуществить забор проб. Информация о заборе проб включается в акт-претензию. В случае установления по результатам исследования отобранных проб факта поставки услуг ненадлежащего качества расходы потребителя на оплату проведенных исследований проб подлежат компенсации за счет исполнителя соответствующей услуги.

В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги или управляющего в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими в соседних зданиях (в помещениях — если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги или управляющему заказным письмом .

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (направляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем (управляющим) ответа в установленный срок претензии потребителя считаются признанными.

Как видим, Закон наделяет потребителя правами по контролю качества предоставляемых услуг, но также устанавливает и его ответственность в виде неустойки за просрочку оплаты жилищных или коммунальных услуг.

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Украине привел и к увеличению числа должников по ним. Что делать, если накопилась большая задолженность за квартиру, горячую или холодную воду, централизованное отопление или другие коммунальные услуги?

  1. Заключите договор о реструктуризации задолженности, трезво оценив свои финансовые возможности. Не берите на себя невыполнимых обязательств.
  2. Постарайтесь не доводить дело до суда. При принудительном взыскании задолженности, Ваш долг вырастет на 30%-100% за счет штрафных санкций, инфляционных потерь, судебного и исполнительного сбора, компенсации правовой помощи.
  3. Если избежать суда не удалось, — защищайтесь. Если Вы уже получили судебный приказ о взыскании с Вас задолженности, воспользуйтесь правом оспорить его в течение 10 дней. Важно не пропускать процессуальные сроки и пользоваться своими правами своевременно.
  4. Если Вы не согласны с насчитанным долгом в принципе или в какой-то части, воспользуйтесь правовой помощью адвоката. Адвокат владеет специальными знаниями в сфере права, которые позволят разработать эффективную тактику Вашей защиты и сократить сумму долга.
  5. Если услуги Вам не предоставлялись, Вы не обязаны за них платить. Но заранее позаботьтесь о соответствующих доказательствах отсутствия отопления или горячей воды, капитального ремонта дома и пр. Если у Вас нет договора с поставщиком коммунальных услуг, то его обязанностью в суде является доказать факт предоставления услуг, свои права на их предоставление и их надлежащее качество. Сам по себе расчет задолженности таким доказательством быть не может, потому что не является источником доказывания в гражданском процессе.

Срок исковой давности по задолженности ЖКХ составляет 3 года.

Реструктуризация задолженности за жилищно-коммунальные услуги — добровольная выплата задолженности за такие услуги, осуществляется равными частями в течение определенного периода времени, на основании договора с поставщиком услуг.

Задолженность за жилищно-коммунальные услуги нанимателей жилых помещений и собственников жилых домов или квартир реструктуризируется на срок до 60 месяцев в зависимости от суммы долга и уровня доходов граждан на дату реструктуризации.

Для реструктуризации задолженности граждане заключают с предприятиями — поставщиками жилищно-коммунальных услуг договоры о ежемесячном равномерном погашении реструктуризированной задолженности и своевременной уплате текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.

На период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма платежей, вносимых гражданами на оплату текущих платежей и платежей по погашению реструктуризированной задолженности не должна превышать 25 процентов доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20 процентов — для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи.

При условии, если доходов граждан, заключивших договоры о реструктуризации задолженности, не хватит на полное погашение этой задолженности, срок действия договора продлевается до полного ее погашения.

Пеня за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги в размере, определенном в договоре о реструктуризации задолженности, начисляется за каждый день просрочки, но не более 100 процентов общей суммы долга, при условии отсутствия задолженности по выплате заработной платы, пенсии, стипендии и тому подобное.

Пеня не начисляется гражданам, заключившим договор о реструктуризации задолженности и своевременно осуществляющим ее погашение и оплату текущих платежей.

  • Размер налога может отличаться в разных населенных пунктах, ведь местные власти вправе устанавливать свой размер ставки. Единственное ограничение — ставка налога не может превышать 1,5% минимальной зарплаты. В 2020 эта сумма равнялась 62,5 гривен, а в 2021 году — 70,8 гривен.

  • Местные власти также могут увеличивать «норму». Например, для населенного пункта может быть установлено, что налог применяется к квартирам, площадь которых превышает не 60, а 70 кв. метров.

Сейчас предусмотрены 3 базовые модели договорных отношений между потребителями и исполнителями ЖКУ (ст. 6, 14 Закона № 2189). Рассмотрим каждую.

Индивидуальный договор (ч. 3 ст. 14 Закона № 2189)

Договор заключается между исполнителем коммунальных услуг и потребителем (т. е. с каждым отдельным сособственником МД).

Отметим, что газ и электроэнергия могут поставляться исключительно по такому типу договоров, другие модели договорных отношений касательно таких услуг применять запрещено.

Указанная модель договорных отношений отличается такими особенностями:

  • обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем МД осуществляется исполнителем;
  • техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем электроснабжения и газоснабжения осуществляется субъектом, определенным сособственниками МД и за их счет;
  • капитальный ремонт внутридомовых систем МД, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, осуществляется сособственниками или иным субъектом, которого выбирают сособственники, и за их счет.

Снизить коммунальные тарифы: власть взялась за платежки – что получится

Заключение такого договора возможно в домах, в которых создано ОСМД (объединение сособственников многоквартирного дома). Коллективный договор об оказании коммунальной услуги заключается с исполнителем такой услуги лицом, уполномоченным на это сособственниками, от имени и за счет всех сособственников МД.

Такие договоры могут заключаться на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и отопление. Условия заключения и исполнения такого договора, а также отношения между коллективным потребителем и индивидуальными потребителями регулируются уставом ОСМД и решениями его уполномоченных органов управления.

Локальные акции протеста начались с первых дней нового года. Преимущественно это перекрытие дорог и пикетирование офисов облгазов и административных зданий. Жители села Лубны (Харьковская область) 4 января перекрыли трассу Киев – Харьков с требованием снизить тарифы на газ. А 10 января протесты охватили населенные пункты в нескольких областях: Харьковской, Полтавской, Ивано-Франковской. Винницкой.

«Это люди просто не увидели еще платежек. Те платежки, которые пришли – они за декабрь, и я знаю, что они уже сильно не порадовали украинцев. А вот представьте, что январские придут на 30-50% больше. И что делать людям? Поэтому в данном случае власть либо предпринимает оперативно какие-то шаги. Уже появилась инициатива господина Витренко вернуть ПСО, все равно с привязкой к цене на европейских хабах. Это противоречит нашим отношениям с МВФ, Третьему энергопакету (с ЕС). Власть завибрировала. Есть понимание: то, что происходит сейчас, несет прямую угрозу, потому что люди на грани отчаяния«, – заметил аналитик альтернативного экспертного правительства Валентин Землянский.

Авторы проекта обращают внимание, что государство возложило ответственность за поверку счетчиков на потребителей. «Это привело к тому, что сегодня поставщики услуг манипулируют и злоупотребляют своим таким удобным положением и ухудшают права потребителей, незаконно пересчитывая по средневзвешенному потреблению, через, якобы, не поверенные счетчики. А это как минимум вдвое больше, чем по счетчику. Поставщики услуги не заинтересованы в поверке счетчиков«, – подчеркивают депутаты в сопроводительных документах.

То есть потребителей надо защитить и поставщиков – стимулировать.

Хотя перспективы у проекта есть, и он явно писался на основе жалоб избирателей-потребителей, но вряд ли он изменит ситуацию к лучшему. Автор этих строк находится в длительных и сложных отношениях с поставщиком услуги централизованного отопления. По собственному опыту автор может утверждать: в том виде, в каком этот проект существует, он вряд ли существенно улучшит ситуацию. Например, есть подвох со счетчиками. Если их устанавливает поставщик услуги, он эти счетчики и обслуживает. Никто не гарантирует, что кулибины от поставщика не «накрутят» счетчик в рост потребления.

Отдельно по счетчикам-распределителям тепловой энергии. Если речь идет о счетчиках на батареи отопления в каждую квартиру или хотя бы на каждую площадку, поставщик легко отмахнется от такой обязанности для домов с вертикальной разводкой – инженерные коммуникации не позволяют. Это дома советской застройки, жители которых не могут никак влиять на объемы потребления тепловой энергии домом (кроме дорогостоящей термомодернизации).

В большинстве предложений законопроекта написано «если иное не установлено законом или договором«. А если установлено? Тогда те, кто не заключил договора, имеют больше свобод, чем те, кто их подписал. Если же поставщик опубликует на сайте договор оферты (в соответствии с недавно внесенными правками в закон о ЖКХ), все потребители автоматом становятся «договорными», зачастую не зная об этом.

Как показал опыт, без жесткой системы контроля и штрафов добиться исполнения уже действующих нормативных актов и проистекающих из них предписаний невозможно. У потребителя остается единственный вариант – суд. Но это долго, хлопотно, затратно и без гарантий, что, если решение принято в твою пользу, поставщик его неукоснительно выполнит.

Отопительный сезон 2020/2021: новые тарифы на газ, тепло, электроэнергию и воду

В этом году рост тарифов на воду не ожидается. Однако в водоканалах считают, что тарифы следовало бы поднять. В частности, из-за роста цен на реагенты и электроэнергию для предприятий, которые и влияют на себестоимость воды.

Однако со следующего года тарифы на воду могут вырасти более чем на 20%, цена будет зависеть от региона. Так, цена за 10 кубометров может увеличиться с 230 грн до почти 270 грн.

Еще одной из позитивных новостей этого отопительного сезона стали тарифы на электроэнергию. До следующего года она останется на том же уровне. Однако тарифы могут вырасти уже в начале 2021 года.

Сейчас стоимость электроэнергии с НДС стоит:

  • при условии объемов потребления до 100 кВт/ч — 90 коп. за 1 кВт/ч;
  • при условии объемов потребления более 100 кВт/ч — 1,68 грн за 1 кВт/ч.

Причиной роста стоимости электроэнергии является переход Украины на рыночные условия закупки и продажи электроэнергии. Такие изменения предусмотрены меморандумом с МВФ. Со следующего года потребителям придется платить по рыночному тарифу, согласно которому 1 кВт будет стоить примерно 2,5 грн. Так, 100 кВт электроэнергии могут стоить 250 грн.

От авто с ГБО можно вообще избавляться: дефицит «по-украински» диктует условияЧасть Украины превратится в пустыню: будет как в АфрикеНепогода привела к сбою в движении пассажирских поездов в Украине

В Украине приняли новый закон по коммунальным услугам. «Коммунальный переворот» почувствуют на себе абсолютно все потребители, проживающие в многоквартирных домах, то есть большинство населения страны.

Верховная Рада 4 декабря проголосовала за проект Закона №2458 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг», сообщает Час Пик.

Законопроект был подан в парламент больше года назад, а в мае 2020 г. принят в первом чтении. Документ несколько раз переписывали, а его рассмотрение несколько раз откладывали.

Ключевое в принятом 4 декабря законе — именно договоры поставщиков коммунальных услуг с потребителями.

Жилищная субсидия-денежная помощь, предоставляемая государством на оплату коммунальных услуг. Она относится к невозвратной помощи и никак не отражается на форме собственности недвижимости.

После присвоения субсидии, устанавливается размер обязательного платежа, остальная часть покрывается из бюджета. В случае, если фактическая стоимость услуги составила меньше суммы обязательного платежа, то оплачивается только фактическая сумма потребления.

Пособие назначается на основе осмотра материальных и бытовых условий семьи. Покрытие стоимости присваивается лицу, на чье имя зарегистрированы счета в коммунальных предприятиях, но распространяется на общий счет за коммунальные платежи.

В некоторых случаях субсидия может быть оформлена на человека, который не является фактическим собственником жилья, но проживает на его территории. Например, если имеет место договор аренды и квартиросъемщик оплачивает коммунальные счета в соответствии с Договором по аренде. Данный вопрос требует отдельного рассмотрения и решается органами местного самоуправления.

Новые правила получения жилищной субсидии говорят, что если жилье не подключено к центральному отоплению, не отапливается газовыми или электрическими котлами, собственник имеет право получить денежную компенсацию за приобретение твердых и жидких топлив на отопление. Такая помощь выплачивается наличными.

Субсидия в 2021 году в Украине

В первом разделе указывается информация по заявителю, жилью и лицам, проживающим в нем. В первом пункте указывается ФИО заявителя. Далее нужно подставить соответствующие значения характеристик жилья, количество отапливаемой и общей площади, этажность дома. В последнем пункте раздела нужно заполнить таблицу, указав ФИО всех зарегистрированных жильцов, паспортные данные и ИНН, даты рождения и Семейное положение.

Второй раздел содержит аналогичную таблицу, в которую нужно вписать те же данные, что и в предыдущий, только о лицах, фактически проживающих на жилплощади, но не являющихся зарегистрированными на ней. К семейному положению следует дописать связь жильца с собственником жилья.

3 раздел

Данный раздел предназначен для описания доходов каждого члена семьи, который фактически проживает на территории жилой площади, независимо от регистрации. Указывается ФИО, вид и сумма дохода, а также наименовании организации, которая его выплачивает.

В последнем разделе указывается информация о покупках, сумма которых превышала 50 000 грн. ФИО человека, которая оплатила товар или услугу, вид покупки, стоимость и дата покупки. Вписывать следует только покупки, совершенные в течение последних 12 месяцев.

После завершения заполнения основного поля ставится дата написания заявления и подпись.

На вопрос, какие доходы учитываются при начислении субсидии, управление защиты населения отвечает, что это любые доходы из всех источников, кроме разовых социальных выплат. Не все они учитываются при расчете субсидии. В частности, не учитываются проценты по депозитам и наличие вкладов. При отсутствии дохода ставится соответствующая отметка, вместо указания суммы и источника. Детей до 16 лет в раздел доходов можно не вписывать.

При заполнении не допускается указание заведомо неверной информации и исправления. Все данные все равно будут проверяться социальной службой, количество фактически проживающих жильцов проверяет инспектор.

Передать всю необходимую информацию для рассмотрения заявки можно и не выходя из дома. Субсидия онлайн подается через сайт Министерства социальной политики. Для этого следует:

  1. Перейти в раздел регистрации и выбрать пункт «Подача документов в электронном виде».
  2. Указать адрес электронной почты и пройти проверку капчей.
  3. Заполнить Заявление на предоставление субсидии, указав номера коммунальных счетов, виды услуг .
  4. Затем на основе указанного адреса будет предложено выбрать отдел социальной защиты населения и нажать кнопку «Продолжить».
  5. Далее заполняется декларация. В ней нужно указать ту же информацию, что указывается в бумажной декларации, только без указания суммы.
  6. Подтвердить правильность ввода данных и отправить на рассмотрение.

Новый закон о ЖКУ. Как изменятся платежки

Закон также предусматривает, что совладельцы дома могут самостоятельно, за свой счет установить и обслуживать счетчики на воду и тепло. Если они это сделают, то будут платить за эту услугу меньше. Таким образом вводятся дифференцированные тарифы в зависимости от того, кто — потребители или компания по предоставлению коммунальных услуг — установил счетчик.

От этой нормы потребители выиграют, потому что будут платить только за ту услугу, которую получают.

Будут заключатся публичные договора на получение услуг в сфере ЖКХ. Суть публичного договора состоит в том, что он не подписывается между сторонами, а считается автоматически заключенным, если потребитель оплачивает выставленный на условиях этого договора счет. Это будет плюсом для населения, которое в большинстве своем игнорирует участие в управлении собственным многоквартирным домом: договор будет заключен, а если кому-то не понравится его условия, он может добиваться заключения договора на более выгодных для себя условиях.

Также закон увеличивает полномочия органов местного самоуправления и нагружает их дополнительной работой — они должны будут заниматься хранением и обеспечением доступа к технической и иной информации о многоквартирных домах, в частности, технических паспортов, планов инженерных сетей, документов на право собственности или пользования земельными участками, документов о проведении капитального ремонта. Фактически этим на местные власти будет возложена дополнительная обязанность контролировать состояние жилого фонда.

Пока однозначного ответа на вопрос, приведет ли принятие этого закона к увеличению коммунальных платежей, нет. Многое в этом вопросе, как и в других, касающихся коммунальной сферы в связи с очередными изменениями законодательства, будет зависеть от того, как будут прописаны подзаконные акты. А этими документами, как пояснили эксперты, можно в определенной мере нивелировать как позитив, так и негатив принятого закона.

Александр Суков

В прошлом месяце в Минсоцполитики напомнили, что получателей субсидий проверяют: правильно ли указали доходы, не скрыли ли чего-то, что забирает право на субсидию.

Будут прекращены выплаты тем, кто не подал документы или скрыл определенные доходы или поступления для того, чтобы получить субсидию. Речь идет о прекращении выплат или возврате тех сумм, которые были назначены неправомерно,
– рассказал советник министра социальной политики Николая Шамбора.

Если обнаружили, что человек получил субсидию, не имея на то права, ему придется вернуть деньги государству, даже если уже потратил их. В министерстве добавили, что в 2020 году круг тех, кого проверяют, расширили.

В госбюджете-2021 заложили 36,6 миллиарда гривен на выплату субсидий. Однако это меньше, чем в 2020 году. Изначально в бюджете-2020 заложили расходы на субсидии на уровне 48 миллиардов гривен, но в обновленном бюджете в апреле их урезали на 8,2 миллиарда. В октябре приняли новые изменения в бюджет, урезав субсидии до 37 миллиардов, что все равно больше, чем планируют в 2021 году.

Новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» наделяет потребителя правами в отношении контроля цены и качества поставляемых услуг, как-то:

  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг информацию о ценах / тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;
  • получать от управляющего, исполнителей коммунальных услуг штраф в размере, определенном договорам о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
  • на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в установленном законодательством порядке;
  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя соответствующей услуги или другого уполномоченного на распределение коммунальной услуги лица детальный расчет распределения объема потребленных коммунальных услуг между потребителями многоквартирного дома;

Также законом предусмотрено право потребителя в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды.

Расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги можно будет предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора, при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги. Это право не распространяется на договор о поставках тепловой энергии, заключенный с потребителями в многоквартирном доме, кроме случая расторжения такого договора коллективным потребителем.

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются: 1) перечень услуг; 2) требования к качеству услуг; 3) права и обязанности сторон; 4) ответственность сторон за нарушение договора; 5) цена услуги; 6) порядок оплаты услуги; 7) порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги; 8) срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Договор о предоставлении коммунальной услуги заключается между исполнителем соответствующих услуг и потребителем или лицом, которое в соответствии с договором или законом заключает такой договор в интересах потребителя, или с управляющим многоквартирного дома с целью поставки электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома.

Исполнитель коммунальной услуги, который занимает монопольное положение на рынке, при наличии у него технических возможностей предоставления коммунальной услуги не вправе отказать в заключении соответствующего договора.

Договор о предоставлении коммунальных услуг заключается сроком на один год. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок.

С предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или внесение изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный в соответствии с типовым договором.

Если в течение 30 дней после получения проекта договора (изменений к нему) исполнитель коммунальной услуги, который получил проект договора (изменений в договор) от потребителя, не сообщил о своем отказе от заключения договора и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги этому потребителю (или другим способом показал свою волю к оказанию соответствующей коммунальной услуги и потребителю), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной потребителем.

Если потребитель, получивший проект договора (изменений к нему) от исполнителя коммунальной услуги, не сообщил в течение 30 дней о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему, а совершил действия, свидетельствующие о его воле к получению (продолжению получения) соответствующей коммунальной услуги от этого исполнителя (в том числе осуществил оплату оказанных услуг), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем коммунальной услуги.

Необоснованный отказ потребителя от заключения договора является основанием для прекращения в одностороннем порядке исполнителем предоставления соответствующей коммунальной услуги такому потребителю.

Также отказ потребителя от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем.

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения осуществляется узлами учета соответствующих коммунальных услуг, обеспечивающих общий учет их потребления в здании, его части (подъезде), оборудованной отдельным инженерным вводом, согласно показаниям средств измерительной техники.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно.

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии в многоквартирном доме осуществляется установленными в жилых и нежилых помещениях потребителей узлами учета, обеспечивающими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.

В случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Исполнитель коммунальной услуги имеет право ограничить (прекратить) предоставление соответствующей коммунальной услуги ее потребителю независимо от выбранной модели организации договорных отношений в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней с дня получения потребителем предупреждения от исполнителя. Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и / или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Поставка коммунальной услуги восстанавливается в полном объеме в течение следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации задолженности.

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий многоквартирного дома обязан самостоятельно произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующего качества, а также уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.

Исполнитель коммунальной услуги не несет ответственности за ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или несоответствующего качества, если докажет, что в точке учета такой услуги (в случае заключения индивидуального договора — на грани внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя ) ее качество соответствовало требованиям, установленным Законом, другими актами законодательства и договором.

Прожиточный минимум в 2021 году тоже будет повышаться дважды: летом и зимой. По состоянию на 1 января он составляет 2189 гривен.

Запланированы повышения прожиточного минимума:

  • с 1 июля — 2379 гривен;
  • с 1 декабря — 2393 гривны.

Для разных групп населения этот показатель, как обычно, будет разным:

Для детей до 6 лет:

  • январь-июнь — 1921 гривна;
  • с 1 июля — 2013 гривен;
  • с 1 декабря — 2100 гривен.

Для детей от 6 до 18 лет:

  • январь-июнь — 2395 гривен;
  • с 1 июля — 2510 гривен;
  • с 1 декабря — 2618 гривен.

Для трудоспособных лиц:

  • январь-июнь — 2270 гривен;
  • с 1 июля — 2379 гривен;
  • с 1 декабря — 2481 гривна.

Для лиц, утративших трудоспособность:

  • январь-июнь — 1769 гривен;
  • с 1 июля — 1854 гривны;
  • с 1 декабря — 1934 гривны.

Из-за роста прожиточного минимума изменится и социальные выплаты, которые к нему «привязаны». Так, размер минимального декретного пособия для безработных составит:

  • январь-июнь — 2383 гривен;
  • с 1 июля — 2635 гривен;
  • с 1 декабря — 2749 гривен.

В 2021 году Министерство цифровой трансформации собирается расширить возможности приложения «Дія». К сентябрю 2021 года планируют полностью отказаться от бумажных справок и документов. Такую цель осенью 2020 года озвучил профильный вице-премьер Михаил Федоров.

«Мы хотим с помощью Дії, чтобы с сентября 2021 года вообще нельзя было требовать бумажные документы — заставить государство и государственные органы скорее наладить взаимодействие», — заявлял Федоров. Для этого в законодательство Украины нужно внести изменения.

Согласно закону, коммунальные услуги предоставляются только по договору. Чтобы выбрать, какой договор заключить, украинцам дается ровно год: с момента вступления в силу закона — 1 мая 2019 года по 1 мая 2020 года. Есть два варианта. Это коллективный договор, который заключает управитель дома с исполнителем услуги, или же индивидуальный – между владельцем квартиры и исполнителем. Те, кто не заключит договор самостоятельно, получит индивидуальный по умолчанию.

Законом «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрен порядок пересчета квартплаты, если услуги были некачественными или предоставлены не в полном объеме. Перерасчет проводит исполнитель. Но счета пересматриваются лишь при условии, что у потребителя не стоят счетчики. В противном случае порядок пересмотра оплаты не предусмотрен. По мнению Антимонопольного комитета, такие положения для исполнителя создают условия для манипуляций с теплоснабжением. Цены могут быть несправедливо завышены, а исполнитель сможет избежать ответственности за некачественно предоставленные услуги.

Антимонопольный комитет рекомендует правительству разработать типовые договора о поставке теплоэнергии и горячей воды. Речь идет об индивидуальных договорах с учетом внутридомовых сетей и без них, а также о коллективном документе. Внимание Минрегиона обращают на «Порядке обслуживания внутридомовых сетей». В нем нужно распределить обязанности и ответственность между управителями домов и исполнителями услуг. Также ведомство просят утвердить прозрачный порядок оплаты мест общего пользования. При этом учесть разные категории потребителей: ЖСК, ОСМД, владельцы квартир. А также учесть разные системы отопления многоэтажек. Кроме того, ведомству стоит продумать возможность отключения от отопления места общего пользования.

  • Карта сайта
  • Правила использования
  • Редакционная политика
  • Реклама
  • Прайсы
  • Медиакит EtCetera

На субсидии в 2021 выделили меньше денег: кто и как может получить

Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.

Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).

На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.

Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:

1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),

2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:

— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,

— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).

Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.

Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).

Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).

Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:

— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.

Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.

Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *