302 фз от 03 08 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «302 фз от 03 08 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.

Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.

Кроме того:

  • отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
  • сокращается число контролируемых сделок;
  • ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
  • отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.

В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.

Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302

Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.

Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».

Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:

  • ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
  • теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.

Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.

«Камералка» по НДС – частое явление для организаций, применяющих ОСНО. Такая процедура проводится в общем случае, если заявлена сумма НДС к возмещению либо у ФНС есть подозрения в том, что налогоплательщик недобросовестно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет. В качестве компенсации за повышение ставки налога законодатель сократил сроки проведения камеральных проверок.

  1. ФЗ №302 в числе других существенных изменений НК РФ вводит в действие поправки, касающиеся налоговых проверок и порядка их проведения.
  2. Большая часть нововведений касается увеличения сроков предоставления документов в ИФНС и сокращения сроков контрольных мероприятий. Изменены, расширены и дополнены некоторые формулировки, регламентирующие порядок проведения контрольных процедур.
  3. Изменения в целом носят позитивный характер и для налогоплательщика означают уменьшение административного давления со стороны фискальных органов.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ


Внесены изменения в НК РФ.

Ответственного участника КГН обязали представлять информацию о прогнозируемых поступлениях по налогу на прибыль в бюджеты регионов. Ее можно передавать региональным финансовым органам.

С 3 до 2 месяцев сокращен срок камеральной проверки на основе декларации по НДС.

Налоговые органы надо уведомлять о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее.

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Скорректирован перечень оснований. Для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми — 1 млрд руб. Ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн.

Введен суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых — 60 млн руб.

Прописано, как считается налоговая база по НДС и как налог принимается к вычету при получении предоплаты при уступке денежного требования по договору реализации товаров (работ, услуг), при передаче имущественных прав на жилые дома или жилые помещения, на доли в них, гаражи или машино-места.

Российские перевозчики на ж/д транспорте признаются налоговыми агентами при предоставлении в России ж/д подвижного состава и (или) контейнеров на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров (за исключением транспортно-экспедиционных услуг и международной перевозки товаров).

Установлена нулевая ставка НДС при реализации товаров, вывезенных из России в ЕАЭС.

Уточнен порядок применения ставки НДС 0% при фрахтовании судна на время (тайм-чартер).

До 2 млрд руб. снижена минимальная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за 3 года, дающая право на заявительный порядок возмещения НДС, на освобождение от акциза без банковской гарантии.

Более не устанавливается минимальная величина, до которой регионы могут снижать ставку налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков.

Установлены размеры госпошлины за лицензирование энергосбытовой деятельности: за предоставление лицензии — 50 тыс. руб., ее переоформление, выдачу дубликата — 5 тыс. руб.

Налогом на имущество организаций не облагается движимое имущество.

Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
18 июля 2018 года

Одобрен
Советом Федерации
28 июля 2018 года

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), выходом организации из консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением случаев, если такая организация перестает удовлетворять условиям, предусмотренным статьей 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации) и с продлением срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, регистрации налоговыми органами не подлежат. Договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2018 году до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются незарегистрированными. Налоговый орган в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 1 марта 2019 года уведомляет в произвольной форме ответственного участника такой группы о признании соответствующего договора незарегистрированным.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются при регистрации налоговым органом изменений в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 325-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков (изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков), зарегистрированные налоговыми органами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до даты окончания срока их действия, но не позднее 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, начинающегося в 2023 году. При этом у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков и иных участников сохраняются права и обязанности, установленные статьей 25.5 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций при их выходе из состава консолидированной группы налогоплательщиков.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 1 — 15, 17 — 24 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

3. Положения статьи 16 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2019 года.

4. Положения пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Положения пунктов 1, 2, 4, 6.1 и 6.2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

6. Положения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

7. Положения пункта 5.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации), оказанных начиная с 1 октября 2018 года.

8. Положения пунктов 1, 1.2, 1.3, 2, 3, подпункта 4 пункта 3.2, подпункта 4 пункта 4, пунктов 10 и 15 статьи 165, подпункта 1 пункта 2, подпунктов 2 и 3 пункта 2.1 статьи 176.1, пункта 2.1, абзацев восьмого и девятого пункта 2.2 статьи 184, пунктов 7, 7.2, 7.3, 10, 12 и 13 статьи 198, абзаца четвертого пункта 2 статьи 203.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции. настоящего Федерального закона) применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершенных начиная с 1 октября 2018 года.

9. Положения пункта 20 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 апреля 2019 года.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

Изменения, вносимые законом №302-ФЗ, позволяют налогоплательщикам-организациям воспользоваться правом на заявительный порядок возмещения НДС. Если раньше этим правом можно было пользоваться при условии, что совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная за три календарных года составляет 7 млрд. рублей, то теперь тоже самое могут делать и те налогоплательщики, чья сумма составляет 2 млрд. рублей.

Десять важных налоговых изменений ФЗ от 3 августа 2018 года №302-ФЗ

Налог на движимое имущество отменяется с 1 января 2019 года. По этому налогу у бухгалтеров всегда было много вопросов из-за того, что его трудно высчитывать. В Минфине согласились, что этот налог больше наносит вреда экономике, чем пользы. Благодаря настойчивости профессионального сообщества такое понятие, как «движимое имущество» исключено из НК РФ.

В связи с отменой налога на движимое имущество, изменен порядок определения налоговой базы. Изменения в редакции п. 1 ст. 376 НК РФ предполагают, что налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Сроки камеральной проверки декларации по НДС сокращены до 2 месяцев

С 6 сентября 2018 года время проверки декларации по НДС будет составлять 2 месяца. Инспекция не имеет право проверять 3 месяца, если не докажет, что имеются конкретные нарушения. Например, таковым основанием для продления проверки до 3 месяцев может служить факт расхождения в документах продавца и покупателя.

Однако по сути ничего не изменилось. Если в декларации не было ошибок, все данные по контрагентам сходятся и у инспектора не возникало вопросов, ее и сейчас не проверяют три месяца. Единственный плюс заключается в том, что бухгалтер после подачи декларации будет нервничать и ждать требований из налоговой не три месяца, а два. Но кто показывает реальные цифры в отчете, тому и переживать незачем. А когда при проверке выявленных расхождения и ошибок, инспектору порой и трех месяцев недостаточно, чтобы собрать всю информацию. Естественно, сроки проверок будут продлеваться, а это лишние документы, лишние запросы, лишние требования, чтобы увеличить сроков было обоснованно.

С 6 сентября инспекция обязана выдавать по запросу свидетеля копии допроса. Итоги дополнительных мероприятий налогового контроля должны оформляться в виде дополнения к акту налоговой проверки. В ходе налоговой проверки в дополнения будут заноситься информация о самих мероприятиях, выводы, сделанные по их итогам.

Благодаря этому нововведению повышается объективность выносимого решения по проверке. У проверяемой стороны есть возможность ознакомиться с документами и подготовить свои возражения.Здесь нужно смотреть, какие документы вами были ранее представлены. Если предоставлялись подлинники документов и они были вам возвращены, то требование по их повторному запросу нужно будет исполнить.

Если документы предоставлялись ранее в копиях, необходимо уведомить налоговую инспекцию об их предоставлении, с указанием даты и номера сопроводительного письма. Если этого не сделать, требование будет считаться неисполненным вами, а соответственно, последуют штрафные санкции и блокировки расчетных счетов.

Согласно принятым поправкам в 302-ФЗ, предметом повторной выездной проверки на основании уточнённой декларации с уменьшением суммы налога теперь может быть только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, изменённых в уточнённой декларации.

Сроки предоставления документов по встречной проверке

Увеличивается срок представления документов в рамках «встречной проверки» до 10 рабочих дней, а не 5 дней, как раньше.

Это касается только документов, истребуемых вне рамок налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Если документы запрашиваются в рамках проверок, срок их предоставления не изменился, он также составляет 5 дней. Внимательнее читайте требование, какой пункт статьи 93.1 в нем указан, чтобы не попасть под штрафные санкции.
Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, которые установливаются законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 года, будут применяться до даты окончания срока их действия. Но все равно отменятся после 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 — 2022 годов.

ФЗ 301 и 302 от 03.08.2018 — комментарии к поправкам

Узнайте об этом на однодневном образовательном семинаре «Налоговая оптимизация» + дополнительный курс повышения квалификации с выдачей удостоверения.
Семинар ведет кандидат юридических наук Шестакова Екатерина Владимировна
Семинар пройдет 2 октября 2018 года. Начало: 10 часов по московскому времени.
Формат участия в семинаре:

  • Очное на территории СНТА по адресу: Москва, ул. Газетный пер., дом 3-5, ст. метро Охотный ряд (300 метров от Красной площади),
  • Вебинар (онлайн) для жителей регионов России с трансляцией семинара в сети Интернет.

С 1 января 2019 года движимое имущество перестало быть объектом налогообложения вне зависимости от ранее учитываемых по нему льгот. Согласно текущей редакции, налог уплачивается только в отношении недвижимого имущества.

Продлено распределение ставок по налогу на прибыль в бюджеты

С 1 января 2019 года продлен срок распределения уплаты налога на прибыль в бюджеты – текущая редакция предусматривает уплату 17% в федеральный бюджет и 3% — в региональный. Данные соотношения утверждены до 2024 года.

Ранее субъекты РФ имели право самостоятельно устанавливать пониженные ставки налога на прибыль, подлежащего уплате в региональный бюджет. С 1 января 2019 года это возможно только в случаях, предусмотренных 25 главой НК РФ, в частности в отношении следующих категорий налогоплательщиков:

  • резиденты ОЭЗ
  • резиденты ТОСЭР
  • резиденты СПВ
  • участники РИП и СПИК с РФ (Предполагаются изменения в НК РФ в отношении статуса налогоплательщика – участника СПИК, в данные категории также возможно будет включен региональный СПИК)

Пониженные налоговые ставки, установленные субъектами РФ до 3 сентября 2018 г., могут применяться до даты окончания их срока действия, но не позднее 1 января 2023г. Однако субъекты РФ могут повысить указанные ставки, или, напротив, продлить срок их применения на налоговые периоды 2019-2022 годов.

Причиной таких изменений Минфин называет утвержденные Основы государственной политики регионального развития, предусматривающие поэтапное упразднение неэффективных льгот по налогам и переход к системам адресной поддержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *