Основные направления бюджетной политики 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные направления бюджетной политики 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020 — 2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 — 2023 годы.
Бюджетная политика на 2021 год
Реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 года ключевой задачей единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной) было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития:
— На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий — в т.ч. в рамках национальных проектов.
Распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из самых серьезнейших и сложнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. В этом году в мире ожидается самый глубокий спад в поствоенный период. Это не могло не затронуть и мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта — в частности, нефтяной рынок, переживающий в этом году самое масштабное в современной истории падение спроса.
В целях сдерживания распространения вируса в России на деятельность многих организаций также накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования (как вынужденного, таки добровольного).
Таким образом, в связи с глобальной пандемией в первом полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
— вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.
Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:
— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);
— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).
Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. укрепление системы здравоохранения;
2. поддержка доходов граждан;
3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;
4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;
5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
Каким получился проект бюджета на 2021–2023 годы
Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.
Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей — потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.
Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.
Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.
Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики, и антикризисные программы — в том числе в рамках Общенационального плана действий по восстановлению экономики — ориентированы в первую очередь на возвращение экономики на траекторию роста, соответствующую достижению национальных целей развития.
В течение 2019 и начала 2020 года все дополнительные финансовые ресурсы бюджета были ориентированы на соответствующие мероприятия. Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых в 1 квартале 2020 года был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия Послания ориентированы в первую очередь на содействии достижению целей в социальной сфере — снижении бедности, стимулировании рождаемости, укреплении системы образования и здравоохранения — и создания, таким образом, основы для сбалансированного развития.
Направлениями, ставшими главными в бюджетной политике России на 2021 год является проведение реформ, мер, позволяющих:
- укрепить межбюджетные связи;
- обеспечить стабильность связей межбюджетных отношений;
- осуществить повышение доходности казны;
- гарантировать поддержку экономики страны путем реализации мер, направленных на улучшение налоговой, кредитной дисциплины.
Задачи на 2021 год:
- Стабильность экономики: снижение уровня дефицита казны, принятие мер, направленных на снижение инфляции.
- Комплексный подход к разработке стратегических решений, реализация которых позволит стабилизировать экономику в условиях кризиса позволяет обеспечить эффективное распределение ресурсов, выбрать правильные пути направления развития государства. Стабилизация экономики позволит вернуться к разработке планов, предусмотреть повторное ухудшение экономической ситуации.
- Разработка инструментов, направленных на поддержку инноваций. Бюджетная политика 2021 должна обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвестиций. Мерами, которые позволят создать благоприятную среду для инвестирования, являются обеспечение макроэкономической стабильности, создание условий на рынке, где гарантированно будут защищены права собственности, конкуренция, у потенциальных инвесторов не будет для осуществления деятельности административных барьеров.
Приоритетными направлениями на 2021 год являются:
- поддержка деятельности новых предприятий;
- инвестирование в налоговую сферу;
- разработка и реализация налоговых мер, направленных на преодоление последствий кризиса;
- принятие мер, направленных на поддержку представителей среднего и малого бизнеса.
Налоговая сфера, главным ее направлением является разработка мер, направленных на повышение объема поступлений в бюджет. Планом предусмотрено повышение заработной платы работникам до среднего показателя по отрасли. Кроме того, планом предусмотрен ряд мер, реализация которых позволит вывести из тени заработные платы, сократить размер задолженности по выплатам зарплаты, повысить наполняемостью бюджета от поступления средств в виде налогов.
Основными задачами налоговой политики является:
- разработка и реализация мер, направленных на улучшение системы контроля налогов, поступающих в казну;
- обеспечение планомерного повышения уровня заработных плат в регионах, повышение уровня благосостояния населения страны;
- выведение из тени бизнеса, легализация предпринимательской деятельности и, как следствие, повышение уровня наполняемости бюджета;
- принятие мер, направленных на борьбу с укрывательством доходов и нежеланием населения платить налоги.
Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы
- Консолидация бюджета на выходе из пандемии: мировая практика.
- Текущее состояние бюджетной политики в России
- Нацпроекты: изменения 2020 года и будущие планы.
- Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
- Как повлияют на экономический рост дополнительные расходы?
Уровень расходов, возросших на период пандемии и кризиса, будет постепенно снижаться. Определение срока, в который это должно произойти, – один из главных вызовов для фискальной политики всех стран мира на ближайшие годы.
Государственные расходы всех стран в мире – как развитых, так и развивающихся – в 2020 году выросли на фоне борьбы с пандемией COVID-19 и сопутствующим экономическим кризисом. В развитых странах на борьбу с пандемией потратили около 17% от ВВП, в странах со средним доходом эта цифра составила 4% от ВВП, а в наименее развитых странах – 1.6% от ВВП. Объемы дополнительных расходов представлены без учета государственных гарантий, льготных кредитов, но с учетом налоговых льгот.
Постоянные расходы на социальную политику и здравоохранение остаются на прежнем уровне, на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются. Дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций. Условия для бюджетной консолидации в целом благоприятны.
Федеральный закон 380-ФЗ был принят в 2019 году, в марте 2020 года в него были внесены изменения на фоне объявления пандемии COVID-19. В конце 2020 года был утвержден федеральный закон 385-ФЗ о федеральном бюджете на 2021-2023 годы.
Текущий федеральный закон 385-ФЗ предполагает номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами.
Уровень исполнения расходов на нацпроекты в целом не высок. Сохраняется тенденция к образованию перекосов в расходовании средств в сторону последних отчетных месяцев.
В целях соответствия указу президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», подписанному в июле 2020 года, паспорта национальных проектов должны были быть обновлены. Первоначально предполагалось, что переутверждение паспортов произойдет до 30 октября 2020 года, затем срок был сдвинут на 1 апреля 2021 года. На момент написания отчета обновленные паспорта не появились в открытых источниках информации, однако на «Едином портале бюджетной системы Российской Федерации» можно найти обновленные сведения о финансовом обеспечении нацпроектов. Также заметно, что названия некоторых нацпроектов слегка видоизменились, а также в список добавилась комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». К объемам финансового обеспечения в переутвержденных паспортах возникает серьезный вопрос относительно объемов за прошедшие периоды – 2019 и 2020 год. По данным Минфина РФ за 2019 год было исполнено около 1,6 трлн расходов на нацпроекты, в 2020 году – 2,15 трлн рублей, что не соответствует выделенным объемам на 2019 и 2020 год в соответствии с обновленными паспортами.
План на 2020 год (№ 380-ФЗ) | Измененный план | Исполнение на 01.01.2021 | |
Итого по национальным проектам (программам) и «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» |
1 998 453.0 | 2 206 698.2 | 2 149 112.6 |
Национальный проект «Демография» | 613 709.5 | 703 815.1 | 689 635.6 |
Национальный проект «Здравоохранение» | 312 468.8 | 307 601.4 | 295 747.0 |
Национальный проект «Образование» | 127 872.9 | 133 040.2 | 114 956.4 |
Национальный проект «Жилье и городская среда» | 106 525.4 | 169 213.3 | 168 660.1 |
Национальный проект «Экология» | 76 661.5 | 64 641.8 | 63 097.1 |
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» | 104 274.1 | 157 693.5 | 155 719.3 |
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» | 6 900.0 | 4 110.7 | 4 058.1 |
Национальный проект «Наука» | 47 049.9 | 40 650.8 | 40 333.6 |
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» | 124 205.6 | 88 994.0 | 86 318.5 |
Национальный проект «Культура» | 17 163.7 | 16 079.0 | 15 830.4 |
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» | 49 857.0 | 63 688.9 | 61 693.7 |
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» | 74 548.9 | 72 192.7 | 70 426.7 |
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры | 337 215.7 | 384 976.8 | 382 636.0 |
Источник: Минфин РФ.
В 2020 году сохранялась проблема неравномерности расходования средств. Такая неравномерность с перекосом расходований в сторону последних месяцев года вообще в целом свойственна бюджетным расходам, однако для некоторых нацпроектов масштабы перекоса значительно превышают привычные. Например, в 2020 году 47% расходов на НП «Цифровая экономика» были исполнены за декабрь (около 41,5 млрд рублей). Аналогично за декабрь 2020 года были исполнены 34% расходов на НП «Экология» 20% расходов на НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», 20% расходов по нацпроекту «Образование», 29% расходов по НП «Международная кооперация и экспорт», 30% по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Отметим, что масштаб перекоса наблюдался и в предыдущие годы, он не связан с экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Подобное расходование средств в последний момент ставит под сомнение качество исполнения расходов.
Исполнение за первый квартал 2021 года также неравномерно – например, исполнена крайне невысокая доля запланированных расходов по нацпроектам «Образование», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
Обзор налоговой политики на 2021
2020 | 2021 | |||||
Наименование национального (федерального) проекта |
План | Исполнение за год | % исполнения | План | Исполнение на 01.04.2021 | % исполнения |
ВСЕГО: | 2206 698.2 | 2 149 112.6 | 97.39% | 2 285 233.3 | 384 510.8 | 16.8% |
Национальный проект «Демография» | 703 815.1 | 689 635.6 | 97.99% | 758 019.2 | 170 681.8 | 22.5% |
Национальный проект «Здравоохранение» | 307 601.4 | 295 747.0 | 96.15% | 254 682.3 | 64 250.4 | 25.2% |
Национальный проект «Образование» | 133 040.2 | 114 956.4 | 86.41% | 152 265.5 | 10 325.2 | 6.8% |
Национальный проект «Жилье и городская среда» | 169 213.3 | 168 660.1 | 99.67% | 132 736.2 | 36 474.8 | 27.5% |
Национальный проект «Экология» | 64 641.8 | 63 097.1 | 97.61% | 81 624.4 | 6 320.6 | 7.7% |
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» | 157 693.5 | 155 719.3 | 98.75% | 279 016.5 | 31 514.8 | 11.3% |
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» | 4 110.7 | 4 058.1 | 98.72% | 4 978.9 | 594.1 | 11.9% |
Национальный проект «Наука» | 40 650.8 | 40 333.6 | 99.22% | 99 987.6 | 18 107.9 | 18.1% |
Национальный проект «Цифровая экономика» | 88 994.0 | 86 318.5 | 96.99% | 157 235.3 | 10 193.7 | 6.5% |
Национальный проект «Культура» | 16 079.0 | 15 830.4 | 98.45% | 22 887.5 | 3 854.0 | 16.8% |
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» | 63 688.9 | 61 693.7 | 96.87% | 57 673.6 | 4 258.8 | 7.4% |
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» | 72 192.7 | 70 426.7 | 97.55% | 97 815.1 | 5 334.8 | 5.5% |
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) | 384 976.8 | 382 636.0 | 99.39% | 186 311.1 | 22 599.7 | 12.1% |
Запланированы дополнительные социальные расходы на выплаты семьям с детьми и инфраструктурные кредиты регионам.
В послании Федеральному собранию в 2021 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.
По оценке министра финансов Антона Силуанова, объем дополнительных расходов на реализацию озвученных мер составит 400 млрд рублей за два года.
Можно прогнозировать, что в рамках системы мер по поддержке семей с детьми дополнительные социальные расходы станут постоянными. По нашей оптимистичной оценке, ежегодные дополнительные 200 млрд руб. социальных расходов принесут дополнительно не более 0,025 п.п. экономического роста в 2021 и в 2022 годах.
Следует отметить, что повышение социальных расходов направлено, в первую очередь, не на ускорение темпов экономического роста, а на сокращение социального неравенства, которое, в частности, вызвано стагнацией реальных доходов российских домохозяйств на фоне общей стагнации экономики.
В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.
Под этот критерий на 1 апреля 2021 года попадало больше половины российских регионов (53 из 85 субъектов РФ), при этом лишь несколько из них перешли в эту категорию после начала пандемии COVID-19.
Написать комментарий
Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.
Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.
Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.
Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.
Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.
Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).
По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.
Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.
Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года
№ | Мера |
1 | Долгосрочная фиксация налоговых условий. При этом ключевая цель налоговых изменений – донастройка налоговой системы (должны дать ресурс для преобразований и обеспечить стимулирование экономической активности).
Повышение основной ставки НДС с 18 до 20% (создаст ресурс в экономике – более 600 млрд руб. в год поступит в бюджет, которые можно направить на финансирование новых проектов – и при этом в наименьшей степени затронет бизнес и население с невысокими доходами, поскольку льготные ставки НДС сохранены). Фиксация на постоянной основе ставки страховых взносов на уровне 22, а не 26%, как это предусмотрено сегодня по законодательству с 2021 года. Будет обеспечена предсказуемость неналоговых платежей за счёт включения части неналоговых платежей, которые обладают признаками налогов, в налоговое законодательство (будет отдельный законопроект). Полная отмена налога на движимое имущество (т. н. налог на модернизацию). |
2 | Разработка нового спецрежима в виде налога на профессиональные доходы (пилотный проект – в 4 регионах с 2019 г.). Цели:
|
3 | Ускорение возмещения НДС экспортёрами путём снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятиями за три года – с 7 до 2 млрд рублей (даст дополнительный оборотный капитал предприятиям на сумму более 100 млрд рублей в год) |
4 | Настройка инвестиционного вычета по налогу на прибыль – снятие ограничений на его применение участниками КГН |
5 | Отмена контроля трансфертного ценообразования (существенно снизит административную нагрузку на предпринимателей) |
6 | Финансовые меры – создание надёжной системы пенсионных накоплений на основе накопительного пенсионного капитала и развития страхования жизни |
Большая часть основных направлений бюджетной политики 2019-2021 годов посвящена развитию инфраструктуры.
Будет создан специальный фонд развития за счёт увеличения заимствований. Его объём составит 3,5 трлн рублей за шестилетний период. Он станет источником для инфраструктурного развития страны, отсталость которой в этом плане сдерживает экономический рост. Увеличение госдолга пойдёт не на увеличение текущих расходов, а на создание новых активов государства, что будет способствовать росту экономики.
Отберут проекты, которые влияют на качество экономики и на качество жизни населения –развитие городской, социальной и цифровой инфраструктуры, межрегиональную связанность.
Привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты: для этого разрабатывается специальный проект поправок в законодательство о государственно-частном партнерстве.
Запланировано ввести налог на дополнительный доход с 2019 года в качестве пилотной меры. Цель – перенести фискальную нагрузку в разработке рентабельно неинтересных сегодня для нефтяников месторождений на более поздние этапы их разработки.
В течение 6 лет будет завершен так называемый нефтегазовый маневр, который заключается в постепенной отмене экспортных пошлин, увеличении внутреннего налогообложения с компенсацией в виде отрицательного акциза на нефть для отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
Основные задачи:
- стимулировать модернизацию сферы нефтепереработки;
- провести постепенный переход к единому энергетическому рынку на территории ЕАЭС;
- создать механизм недопущения роста цен на бензин и дизель при изменении цен на мировых рынках.
Все эти задачи Правительство планирует решать с помощью такого инструмента, как национальный проект. Каждый такой проект будет иметь:
- конкретные цели;
- задачи;
- персонально ответственного министра соответствующего министерства.
Источники средств для реализации проектов:
- результаты изменений в налоговом законодательстве;
- увеличение госзаимствований на рынке.
В нацпроектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов РФ, определены объёмы финансовой помощи регионам, установлена ответственность за реализацию общенациональных целей.
-
Патент при продаже товаров через интернет-магазин
20 0
-
Утверждены правила ревакцинации и вакцинации переболевших
1,1 тыс. 0
-
Что грозит за покупку сертификата без прививки?
133 0
-
Пределы применения инвестиционного налогового вычета по НДФЛ
29 0
Заседания Правительства
-
78
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
-
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
-
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. Укрепление системы здравоохранения.
2. Поддержка доходов граждан.
3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.
4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.
5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
-
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
-
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
-
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
-
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
-
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
-
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
-
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
-
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
-
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
-
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
-
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:
-
повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
-
повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
-
снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).
По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.
В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:
-
снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;
-
расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;
-
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);
-
исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.
Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
-
введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
-
переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
-
уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
-
повышение эффективности деятельности институтов развития;
-
реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.
-
Решения, принятые на заседании Правительства 16 сентября 2020 года
Вступительное слово Михаила Мишустина
Основные направления бюджетной политики на 2021 год
-
Коллеги! Важно помнить, что бюджет – это финансовый документ. Но это документ не о цифрах. Он о людях. Это документ, направленный на решение конкретных проблем жизни людей в нашей стране.
Отсюда – пакет налоговых законов, который позволяет обеспечить необходимые доходы. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Это наша осознанная политика. Отсюда и наше ви́дение налоговой политики. Вот лишь некоторые из наших предложений.
Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей. Именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции.
Дополнительные доходы должны принести в наш бюджет и пересмотры соглашений об исключении двойного налогообложения с рядом стран. С Кипром и Мальтой такие соглашения уже подписаны. Мы продолжим работу в этом направлении.
Важнейший законопроект по налогу на доходы физических лиц. Президент предложил установить 15-процентную ставку подоходного налога для тех доходов, которые превышают 5 млн рублей в год. Сегодня этот закон также рассматривается Правительством, и он входит в пакет бюджетообразующих законов. Почему это важно? Потому что Президент ясно сказал, что все средства, полученные за счёт этого повышения, будут направлены на лечение детей с тяжёлыми редкими заболеваниями.
Очень важно, что за каждой задачей, которую надо решить нашей стране, стоит финансовое обеспечение и источник этих средств. Вот смысл тех законопроектов, которые мы вносим в Государственную Думу.
Результат нашей работы, безусловно, будет оцениваться в парламенте, когда будут рассматриваться эти законопроекты. Но главное – результат нашей работы будут оценивать люди в зависимости от того, как благодаря этим законам будут решаться проблемы, которые их волнуют. Поэтому именно сегодня, в условиях финансовых ограничений, мы ставим задачи не только о выделении денег, но и об эффективности их расходования, потому что работа над бюджетом позволила выявить новые резервы. Целый ряд выделенных средств расходовались неэффективно или вообще не расходовались, лежали мёртвым грузом на бюджетных счетах. В период борьбы с кризисом нам удалось перенаправить эти средства на решение важнейших для людей вопросов.
Сегодня у нас стоит задача при формировании следующей трёхлетки не допустить, чтобы средства расходовались неэффективно, а значит, нужна дополнительная гибкость, дополнительная возможность для Правительства реагировать на те вызовы, которые будут появляться во время исполнения бюджета.
Вместе с парламентом по поручению Президента мы эти необходимые полномочия на 2020 год получили. Нам предстоит рассмотреть поправки в бюджетное законодательство, которые дают возможность этот механизм, доказавший свою эффективность, перенести и на следующий год. Это происходит не в ущерб тщательности рассмотрения законов и парламентского контроля. И даёт возможность создания нового эффективного бюджетного механизма, который позволит реально выполнять те задачи, на которые мы направляем средства в бюджете.
Уважаемые коллеги!
Сегодня завершается важнейший этап бюджетного процесса – подготовка проекта бюджетного документа. Но хотел бы обратить внимание всех и подчеркнуть: это не конец работы. Это начало работы. Не последний этап бюджетного процесса. Это первый этап. Теперь результаты этой работы нам предстоит защищать в парламенте. Нам важно, чтобы наши предложения прошли все обсуждения. Мы можем принимать любые налоговые и бюджетные законы. Но если они непонятны людям, для которых мы их принимаем, они никогда не будут до конца реализованы.
Коллеги, это ваша персональная ответственность и обязанность – идти в Государственную Думу и лично представлять там каждую государственную программу. Мы должны объяснить, на что выделяется каждый рубль. Показать, что стоит за каждой цифрой закона о бюджете, который мы сейчас вносим в парламент. И какой эффект, с нашей точки зрения, получим и в какие сроки. А главное – что это даст людям и стране.
Ещё один важный вопрос. Сегодня упростим порядок оформления обыкновенных частных виз и пребывания на территории России близких родственников наших граждан – супругов, родителей, детей, братьев и сестёр, дедушек и бабушек, внуков, которые имеют другое гражданство. Для этого внесём ряд изменений в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Такие родственники смогут оформить долгосрочные частные визы сроком действия до одного года. И сделать это можно будет на основании простого письменного заявления нашего гражданина.
Кроме того, будет исключена норма закона, из-за которой каждые три месяца гостям приходилось выезжать за пределы нашей страны, чтобы сохранить право на получение визы. Это позволит создать более комфортные условия для семей, которые пока разделены границами. И облегчить жизнь тем, кто захочет у нас остаться. У них будет больше времени для оформления разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Давайте перейдём к обсуждению.
Июль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Последние 2 года отметились поступательным движением вперед. Несмотря на наметившееся во второй половине 2018 года замедление роста мировой экономики, рост отечественной в 2018 году ускорился до 2,3 процентов. Это отстает от желаемой динамики развития, но, тем не менее, стало самым быстрым ростом с 2012 года и в два раза превысило среднегодовые темпы последних 10 лет.
Укрепляются положительные тенденции в структуре экономического роста:
Налоговая сфера, главным ее направлением является разработка мер, направленных на повышение объема поступлений в бюджет. Планом предусмотрено повышение заработной платы работникам до среднего показателя по отрасли. Кроме того, планом предусмотрен ряд мер, реализация которых позволит вывести из тени заработные платы, сократить размер задолженности по выплатам зарплаты, повысить наполняемостью бюджета от поступления средств в виде налогов.
11 июля 2018 года Министерство финансов опубликовало новый Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. В рамках этого документа власть будет осуществлять экономическое регулирование в 2019 году, а также в плановый период с 2020 по 2021 год. Так о чем же говорится в Проекте, и каких изменений следует ожидать россиянам?
Основные направления налоговой политики на 2021-2023 гг. ТОП-10
Чиновники Минфина представили в Госдуму проект развития налоговой политики РФ на следующие 3 года. Рассмотрение выполняется на ближайший 2019 год, планово на 2020-2021 гг. Документ содержит основные направления развития не только налоговой, но также бюджетной и таможенно-тарифной политики. Уже сейчас известно, какие изменения ожидают налогоплательщиков.
Источник: Проект Минфина России «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.».
- НДС – при условии сохранения льготных пониженных ставок увеличить ставку по НДС с 18 % до 20 %. Возмещение по налогу планируется сделать доступнее – в заявительном порядке. Предоставление товаросопроводительных документов для экспортеров отменить. Срок камералки снизить с 3 мес. до 2.
- Налог на прибыль – вплоть до 2024 г. сохранить текущее распределение уплачиваемого налога между бюджетами – 17 % в региональные, 3 % – в федеральный. Для реорганизованных компаний предлагается разработать точный механизм отражения в учете операций, чтобы избежать неправомерной оптимизации налогов.
- УСН – при использовании налогоплательщиками онлайн-касс планируется отменить обязанность по подаче декларации по объекту «Доходы». При отражении в расходах затрат по объектам основных средств, подлежащих регистрации, предлагается отменить обязанность по представлению документации на госрегистрацию прав. Для ИП определится порядок расчета стоимости (остаточной) основных фондов.
- Налог на имущество юрлиц – проект предусматривает отмену обязанности по уплате налога в отношении движимых объектов.
- Госпошлина – при регистрации бизнеса отменят госпошлину в случае подачи документов электронным способом.
- Страховые взносы – предполагается бессрочно зафиксировать в едином размере временный тариф по ОПС. Подразумевается ставка в 22 и 10 % при соблюдении максимального лимита и при превышении. Компенсации, выплачиваемые на проезд до места отпуска родственникам сотрудников, трудоустроенных на Крайнем Севере, планируется освободить от налогообложения взносами.
- ПСН – дополнить перечень видов хоздеятельности, по которым ИП смогут применять патентный режим.
- Акцизы – собираются проиндексировать величину акцизов на планируемый на 2021 г. уровень инфляции, то есть на 4 % в среднем (по текущим прогнозам).
- Уплата налогов – предлагается разрешить налогоплательщикам перечислять суммы фискальных платежей через МФЦ.
В основу бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 – 2021 годы взят базовый вариант сценария социально-экономического развития России.
Среди основных предпосылок базового сценария относительно внешнеэкономических условий:
- сохранение темпов роста мировой экономики вблизи 3,5%, сдерживаемое эскалацией торговых войн;
- отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
- сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.
В отношении цен на энергоносители предполагается поступательное снижение стоимости нефти марки “Юралс”. Быстрый рост мирового спроса на нефть, резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов будут поддерживать высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года (согласно базовому варианту прогноза цена на нефть составит 69,6 долл. США за баррель). Однако, начиная с 2019 года, на фоне договоренности ОПЕК+ об увеличении нефтедобычи, ослабления ограничивающих факторов для повышения добычи нефти в США и учитывая “неравновесный” уровень текущих высоких цен, стоимость нефти марки “Юралс” будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году.
По итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3%. Замедление темпов экономического роста будет связано как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса.
В целях повышения инвестиционной активности Правительство РФ разрабатывает план мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП.
Планируется принятие ряда мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие института государственных (муниципальных) программ на проектных принципах управления.
В числе системных мер предусматривается формирование стабильных налоговых условий для делового сообщества.
Так, в частности, предлагается внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, предусматривающие, что ключевые изменения элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия, опубликованные после 1 сентября, вступают в силу не ранее чем через год.
Предусматривается введение с 1 января 2019 года нового режима налогообложения для нефтяного сектора – налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (НДД), который будет осуществляться в тестовом режиме на отдельных участках недр.
Для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим – система налогообложения в виде налога на профессиональный доход.
Планируется продление моратория на функционирование института КГН (с ограничением срока действия такого института) и отмена внутрироссийского контроля за трансфертным ценообразованием при его сохранении только в случае повышенных рисков ущерба для бюджетной системы, в особенности для бюджетов субъектов РФ.
Для стимулирования использования электронных сервисов предлагается снизить размер государственной пошлины до нуля при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа (старт за ноль).
В планах также отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующими “он-лайн” ККТ.
Планируется предусмотреть возможность уплаты налоговых платежей через МФЦ.
В 2019 – 2021 гг. планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов.
При этом особое внимание будет уделено повышению собираемости налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов, включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров.
Портал предоставляет постоянные, ситуативные и гарантированные бонусы. Каждый тип начисляется честно и точно в срок. Нет проблем с отыгрышем бонусных средств – здесь вы не найдете огромных вейджеров и плохих условий на отыгрыш.
Основные бонусы такие:
- Пакет стартовых подарков – добавки на ваши депозиты и фриспины. Отличный шанс лучше познакомиться с порталом, вкладывая меньше собственных средств.
- Проект гарантирует честный возврат средств. Вы получаете до 10% кэшбэка, если проиграли деньги на сайте. Можно сразу использовать эти средства в игре.
- На сайте есть возможность получить приятный ситуативный бонус. Рандомные бонусы в виде пакетов фриспинов начисляются каждую неделю случайно выбранным игрокам.
- Зарегистрированные игроки получают возможность участвовать в турнирах. Это соревновательные события, которые разыгрывают определенные суммы средств в качестве призов.
В ассортименте слотов представлены качественные автоматы от NetEnt, Microgaming, EGT, Evolution, Push Gaming, Booongo и ряда других провайдеров. Каждый производитель стремится предоставить игрокам наиболее выигрышные и интересные слоты с увлекательным дизайном и интересными настройками. Вы получаете гибкую настройку автомата для игры в соответствии с вашими пожеланиями.
Стоит учитывать такие слоты в ассортименте:
- аппараты с вращением игровых барабанов – отличная возможность получить выигрыши сразу;
- карточный софт и настольные игры – выигрывайте деньги, используя ваши навыки и умения;
- live-дилеры, которые предлагают поиграть с реальным крупье и получить еще больше удовольствия от игрового процесса;
- прочие виды игр, представленные в каталоге проекта.
Сайт гарантирует, что каждая игра имеет оригинальный процент отдачи, настройки от производителя не меняются. Лицензия Curacao и исключительно официальный софт – это главное подтверждение честности и непредвзятости портала.
Качественные азартные игры в новом проекте – CatCasino
Заключение по проекту Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Рассмотрев проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – проект Основных направлений), комитет отмечает следующее.
Целью проекта Основных направлений является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Базовый прогноз среднесрочного экономического развития на 2019–2021 годы, положенный в основу параметров бюджета, построен на сценарных условиях, предполагающих постепенное замедление мирового экономического роста с 3,9% в 2019 году и сохранения его темпов около 3,5%, что обосновывается преодолением последствий долгового кризиса на фоне рисков ужесточения денежно-кредитной политики развитых стран и продолжающихся в них тенденций старения населения и замедления темпов роста производительности труда и численности рабочей силы.
Снижение цен на нефть марки «Юралс» с 63,4 долл. США за баррель в 2019 году до 57,9 долл. США за баррель прогнозируется на основе действия договоренности ОПЕК об увеличении добычи нефти и ослабления факторов, сдерживавших повышение добычи нефти в США. В среднесрочной перспективе прогнозируется продолжение «торговых войн» в мире и сохранение финансово-экономических санкций в отношении России до конца прогнозного периода.
По оценкам Минэкономразвития по итогам 2017 года рост ВВП составил 2,0%, в то время как за первые пять месяцев 2018 года рост ВВП оценивается в 1,8%. В проекте Основных направлений предполагается сокращение к 2019 году темпов роста ВВП до 1,4%, обусловленное замедлением инвестиционной активности и реальных темпов роста заработных плат, а также снижением потребительского спроса. К 2020 году прогнозируется увеличение темпа роста ВВП до 2,0%, а к 2021 году – до 3,1%. Комитет отмечает недостаточность прогнозируемого темпа роста ВВП для достижения национальных целей.
Также комитет обращает внимание на то, что влияние таких факторов, как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных расходов и реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, может не оказать решающего влияния на адаптацию экономики, а конкретные меры по созданию условий для роста инвестиционной активности частного сектора и снижению уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности еще не определены.
При этом еще необходимо обеспечить создание стабильных налоговых условий и предсказуемого тарифного регулирования, равно как и внедрение элементов стимулирующего банковского регулирования (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения).
На фоне роста инфляционных ожиданий от повышения НДС по итогам 2019 года предусматривается рост индекса потребительских цен до 4,3%. Вместе с тем, по мере адаптации экономики предполагается, что индекс потребительских цен опустится до 4% и впоследствии стабилизируется на целевом уровне.
Реализация бюджетной политики будет проводиться в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, которая в 2019 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должна быть в размере 41,62 долларов США за баррель.
Комитет отмечает, что применение бюджетных правил в бюджетном процессе позволяет обеспечивать накопление финансовых резервов и способствует формированию предсказуемых макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики.
При этом необходимо отметить, что бюджетные правила были приняты два года назад, когда цена на нефть марки Юралс не достигала 50 долларов за баррель, а по итогам 5 месяцев текущего года цена на нефть составила 68,83 доллара США за баррель. Средняя цена нефть в июне 2018 года сложилась в размере 73,38 доллара США, что в 1,6 раза выше цены на нефть в июне 2017 года.
Учитывая, что цена на нефть уже в течение длительного периода значительно превышает «базовую цену» на нефть, комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о корректировке бюджетного правила, предусмотрев более гибкую формулу определения базовой цены на нефть с целью исключения избыточного давления на национальную валюту и резкого повышения цен по ключевым товарным позициям, оказывающим влияние на рост инфляции в экономике.
Несмотря на продолжение политики сдерживания государственных расходов, следующий бюджетный цикл характеризуется прекращением снижения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. В отличие от бюджетных проектировок на 2018 – 2020 годы расходы федерального бюджета по отношению к ВВП увеличены на один процентный пункт и составят в 2019 – 2020 годах 16,9 процентных пункта.
При этом комитет отмечает сокращение расходов федерального бюджета по сравнению с показателями 2017 года, когда данные расходы составляли 18% по отношению к ВВП. Также, несмотря на повышение прогноза (по сравнению с предыдущим годом), расходы бюджетной системы Российской Федерации остаются на самом низком уровне за последние десять лет по отношению к ВВП.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов в 2018–2020 годах прогнозируются со стабильным ежегодным приростом на уровне 4%-5% к предыдущему году. В то же время ожидается сокращение объема расходов консолидированных бюджетов субъектов в процентах к ВВП с 11,6% в 2018 году до 11,3% в 2021 году на фоне аналогичного снижения доли доходной части бюджетов по отношению к ВВП.
С 2020 года ввелась новая процедура рассмотрения заявлений о предоставлении льгот по транспортному и земельному налогам для организаций. По ее результатам налогоплательщику будет направляться уведомление налогового органа о предоставлении льготы либо сообщение об отказе в ней.
Отменяется и обязательное требование об учете недвижимого имущества организации в качестве основного средства для его налогообложения исходя из кадастровой стоимости. В этом случае для расчета налога на имущество важно убедиться в наличии у юрлица права собственности или хозяйственного ведения на недвижимость, соблюдая при этом и иные условия его налогообложения.
В ст. 394 НК РФ внесены дополнения, касающиеся применения льготной налоговой ставки по земельному налогу не более 0,3% от кадастровой стоимости в отношении участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Главное условие – они не должны использоваться в предпринимательской деятельности.
Для налогоплательщиков-организаций с 2021 года вводятся единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов. Оплачивать их следует не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, начиная с оплаты за налоговый период 2020 года.
В краткосрочной перспективе внешнеэкономические условия могут только ухудшиться, чему будут способствовать новые и действующие санкции западных стран. В то же время противостояние США и Ирана может привести к дисбалансу сил на международном нефтяном рынке, что чревато очередным обвалом цен на «черное золото».
Текущие санкции практически лишили РФ и ее субъектов возможности занимать деньги у других международных партнеров, а это значит, что покрывать дефицит бюджета придется только за счет собственных ресурсов. При этом дисбаланс государственных доходов и расходов может усилиться: если стоимость нефти снизится, то будет сложнее покрывать бюджетный дефицит особенно на фоне отсутствия доступа к кредитным средствам.
Одно из приоритетных направлений бюджетной политики на следующие два года – это использование всех доступных инструментов и механизмов для снижения зависимости экономики от внешних факторов. И основной акцент будет делаться на внутренних рынках и поддержке деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Первая часть документа – это перечисление тех итогов и результатов, которых уже удалось добиться благодаря бюджетной политике 2017-2018 годов. Здесь говорится, что планомерные действия правительства обеспечили стране:
- Формирование устойчивой экономической среды, которая отличается стабильностью даже в условиях постоянных изменений цен на нефть. Константными остаются не только налоговые и неналоговые условия, но и показатели инфляции.
- Создание конкурентного пространства, в котором отсутствуют барьеры для раскрытия личности и, наоборот, наличествуют перспективы для развития человеческого капитала.
Властям удалось выработать многообещающую траекторию экономического роста, характеризующуюся:
- повышением валового внутреннего продукта;
- расширением спектра динамично развивающихся сфер;
- восстановлением системы инвестиционных вложений;
- стабилизацией заработных плат населения;
- рентабельностью отечественной промышленности, что выражается в активном экспорте продукции.
Похожие записи:
-