Прохождение военной службы по призыву и контракту
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прохождение военной службы по призыву и контракту». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Всероссийский открытый урок
- Технология (мальчики)
- Технология
- Технология (девочки)
Как поступить на военную службу по контракту
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Информатика
- Математика
- Геометрия
- Алгебра и начала математического анализа
- Алгебра
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс
- Русский язык
- Литература
- Литературное чтение
- История
- География
- Обществознание
- Экология
- Россия в мире
- Право
- Окружающий мир
- Экономика
Особенности службы по призыву и по контракту имеют некоторые различия, и их тоже нельзя обойти вниманием. Служба в армии по контракту-полностью осознанное решение посвятить свою жизнь делу защиты Родины.
Особенностью воинской службы по контракту, что своё патриотическое стремление могут реализовать как мужчины, так и женщины. В отличие от службы в армии РФ по призыву, которые распространяется исключительно на мужчин, в то время, как контракт на службу в армии может подписать женщина. Главное при этом-отличное здоровье и специальность, необходимая для прохождения службы.
Служба по контракту имеет под собой сложную правовую основу. Процедура отбора кандидатов на контрактную службу довольно рутинна и описана в отдельной статье сайта.
Кроме того, согласно новой редакции закона “О воинской обязанности и военной службе” отменена возможность заключать контракт на 1 год.
Граждане, желающие заключить контракт, должны понимать, что соответственно приказу они в любой момент могут быть переведены в любое подразделение ВС РФ, если в этом возникнет необходимость. Расторжение контракта без уважительных причин невозможен, и неисполнение условий контракта имеет негативные последствия.
Заключаясь контракт, граждане РФ (и иностранцы), получают солидный перечень льгот:
• своевременная и достойная зарплата;
• получение служебного жилья, право на получение собственной квартиры;
• банковские льготы, специальные ипотечные кредиты;
• полное медицинское страхование;
• материально-вещевое обеспечение;
• льготное поступление в учебные заведения.
Кроме этого, для военнослужащих по контракту предусмотрен более “щадящий” типовой регламент служебного времени (утвержден Министром обороны РФ 29 мая 2020 г.).
Альтернативная гражданская служба (АГС) – это трудовая деятельность вместо призыва в армию. Рассчитана на граждан, чьи убеждения или вероисповедание исключают военную службу с оружием. Также альтернативный вариант выбирается и для призывников из коренных народов, занимающихся традиционными хозяйствами и промыслами.
По своей структуре АГС предусматривает обычную трудовую деятельность с определенными ограничениями:
- работа на государственных предприятиях;
- невозможность расторжения трудового договора;
- недоступны возможности дополнительной подработки;
- отсутствует право на участие в забастовках;
- доступна возможность обучения на вечерней или заочной основе.
На альтернативную гражданскую службу направляют по экстерриториальному принципу – в регион, отличный от места прописки или проживания. Однако с учетом сложностей жилищного вопроса многие проходят АГС в своем регионе.
Также обращают внимание на повышенные сроки прохождения. АГС длится 21 месяц с двумя отпусками включительно. Для граждан, занятых в военной сфере и на соответствующих заводах, данный период сокращен до 18 месяцев, также включая два отпуска.
Преимущества службы по контракту предусматривают следующие плюсы:
- хороший вариант трудоустройства, особенно выгодный для регионов, в которых сложно найти работу;
- возможность проживания вне казармы в своем доме или общежитии;
- хороший социальный пакет, страхование и различные льготы;
- оплачиваемый ежегодный отпуск;
- выгодные условия ипотечного кредитования для покупки собственного жилья.
Условия службы и размер заработной платы контрактника во многом напоминают обычную работу. Однако существуют и определенные минусы, существенно отличающие данную деятельность от иного трудоустройства.
К недостаткам контрактной службы относят следующие аспекты:
- значительное ограничение личного пространства и свободы, соблюдение уставов и выполнение приказов;
- наличие рисков для жизни и здоровья, нередко приходится жить в полевых условиях;
- постоянные психологические и физические нагрузки;
- командировки с различными условиями несения службы.
Подобные факторы многим гражданам могут показаться слишком неудобными. Не все готовы на такую работу, особенно при наличии хорошей альтернативы.
Указ президента о Следственном комитете Приложение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Изменения в Положение о порядке прохождения военной службы Указ Президента РФ о внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 Указ Президента РФ о внесении изменений в статью 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 Изменения в порядок прохождения военной службы Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1084 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам призыва офицеров на военную службу» Указ президента об изменениях в Положение о порядке прохождения военной службы Изменения в Положение о порядке прохождения военной службы
(в ред. Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444, от 12.06.2006 N 599, от 08.03.2007 N 303, от 19.03.2007 N 364, от 09.07.2007 N 861, от 20.08.2007 N 1084, от 11.09.2007 N 1172, от 16.01.2008 N 50, от 16.01.2008 N 51, от 24.03.2008 N 395, от 21.10.2008 N 1510, от 10.01.2009 N 30, от 28.04.2009 N 469, от 05.07.2009 N 743, от 29.11.2009 N 1363, от 01.07.2010 N 821, от 14.01.2011 N 38, от 21.03.2011 N 337, от 30.09.2011 N 1265, от 09.01.2012 N 45)
Руководствуясь Федеральным законом «Об обороне», постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения военной службы.
2. Директору Службы внешней разведки Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят органы внешней разведки Российской Федерации, при установлении предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава этих органов руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1996 г. N 574 «О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации».
3. Министерству обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обобщить практику применения в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденного настоящим Указом Положения о порядке прохождения военной службы и при необходимости в марте 2000 г. представить в установленном порядке предложения по его совершенствованию.
4. Не применять на территории Российской Федерации Указы Президиума Верховного Совета СССР по перечню согласно приложению.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 4 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 264).
6. Правительству Российской Федерации привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Положение о порядке прохождения военной службы
I. Общие положения
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой: (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
2. Прохождение военной службы осуществляется: (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
гражданами — по призыву; (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, — в добровольном порядке (по контракту); (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 N 135-ФЗ)
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
проходящих военную службу; (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
отбывающих наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете. (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения). (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответственно органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии; (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
представитель местной администрации;
специалист по профессиональному психологическому отбору;
секретарь комиссии;
врачи-специалисты. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; (в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 69-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию; (в ред. Федеральных законов от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское обследование, медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 07.03.2018 N 55-ФЗ, от 30.04.2021 N 131-ФЗ)
Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Кто и на каких условиях может служить по контракту?
Пройти АГС может любой молодой человек, чьи убеждения противоречат несению военной службы, независимо от того, являются они светскими или религиозными.
Еще в 1996 г. Конституционный Суд РФ признал, что именно убеждения и вероисповедание являются основанием для возникновения права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской3.
В 2011 г. Европейский Суд по правам человека признал, что, если неприятие военной службы мотивировано непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими религиозными или иными убеждениями, оно представляет собой неопровержимые и важные взгляды, которых достаточно для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Свобода мысли, совести и религии»)4.
Дополнительно закон закрепляет право на прохождение АГС за гражданами, которые относятся к коренному малочисленному народу РФ, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами.
Очень просто – путем подачи заявления в военный комиссариат о замене военной службы альтернативной гражданской. В заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. То есть нужно изложить, в чем заключается суть убеждений, противоречащих несению военной службы. Проще всего это сделать, ответив на вопрос: какие взгляды не позволяют мне брать в руки оружие? Молодой человек должен быть способен сформулировать этическую основу своих убеждений.
Кроме того, полезно указать в заявлении тех, кто согласен подтвердить достоверность доводов призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Нужно будет сообщить их контактную информацию и попросить вызвать их в день рассмотрения заявления.
Наконец, необходимо приложить к заявлению автобиографию и характеристику с места учебы или работы. Нелишним будет предоставить и иные документы, которые будут подтверждать изложенные доводы. К примеру, если гражданин обосновывает отказ от службы в армии пацифистскими взглядами, он может приложить сочинения на эту тему; если он ведет активную общественную жизнь, которая демонстрирует его пацифизм, – полезными окажутся фотографии или публикации об этом. Перечень дополнительных документов не ограничен – чем больше релевантных данных представит призывник, тем лучше.
Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки5:
- до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года;
- до 1 октября – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле-июне следующего года.
То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.
Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.
Молодой человек вправе подать заявление на прохождение АГС, даже если сроки были пропущены. Но в такой ситуации в заявлении он должен указать причины, объясняющие его несвоевременную подачу. Так, в 2006 г. Конституционный Суд указал, что при наличии уважительных причин срок подачи заявления может быть восстановлен призывной комиссией или судом6.
Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.
В исключительной ситуации можно направить заявление в военный комиссариат по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения – к примеру, если заявление по какой-то причине отказываются принимать.
Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.
Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.
По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.
Воинская обязанность и военная служба
Во время прохождения АГС молодой человек живет дома, ходит на работу, за которую получает заработную плату в том же размере, что и его коллеги на аналогичной должности, а в свободное время может заниматься своими делами.
Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, перечень которых утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ. Выбрать организацию призывник не может – за него это сделает государство. При определении места службы учитываются профессия, стаж и образование призывника – исходя из этих сведений принимается решение, куда направить его служить.
Трудовая деятельность альтернативнослужащего регламентируется российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. Как и другие работники, он может получать образование в свободное от работы время и пользоваться правом на отпуск. Если его направляют служить в другой регион, то ему бесплатно предоставляется жилье и оплачивается проезд. Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
Отличий от обычной трудовой деятельности не так много: граждане, проходящие АГС, не вправе отказываться от заключения срочного трудового договора, от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них договором, и расторгать его по своей инициативе; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать АГС с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят АГС, без согласования с представителем работодателя; оставлять рабочее место в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности7.
– Если молодой человек не годен по состоянию здоровья, но есть сильное желание идти в армию, его могут взять служить по контракту?
– Есть несколько категорий годности по здоровью: А1 – это спецназ или ВДВ, А2 – сухопутные войска и так далее. У кого есть сильное желание служить, но здоровье хромает, их можно направить в штабы или обеспечивающие войска.
– Как служат контрактники на начальном этапе, где они живут?
Первые три месяца, пока молодой человек будет проходить курс молодого бойца, он будет жить в казарме. Это общее ознакомление с военной службой. Потом он может снять квартиру или, если часть находится рядом с домом, как наше Алкино, ездить к себе хоть каждый день. Такие вот привилегии.
– Вытекающий вопрос. Как вы относитесь к тезису, что армия должна быть полностью профессиональной? Возможно, стоит отменить срочную службу?
– Я считаю, что каждый мужчина должен отслужить. Поэтому срочную службу нужно оставлять. Парни должны на себе испытать, что это такое. Вы же видите какая сейчас неспокойная обстановка в мире. Европа вводит очередные санкции, НАТО усиливает военную мощь возле границ России. Вдруг война? Мужчина должен знать, хотя бы, что такое автомат и строй.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет и иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет (статья 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Законодательство четко устанавливает, что основное условие заключения контракта о прохождении военной службы — добровольность, т. е. желание гражданина, проходящего военную службу по призыву, заключить такой контракт (статья 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
При этом действующее законодательство (статья 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») позволяет гражданам взамен военной службы по призыву сразу выбирать контрактную службу. В таком случае гражданин вправе заключить контракт минимум на 2 года. В случае, если контракт будет досрочно расторгнут, 2 дня такой службы будут засчитываться ему за 1 день срочной службы.
Однако возможность подобного выбора у гражданина появляется в двух случаях:
- Если военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, получил до призыва среднее профессиональное или высшее образование;
- Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, не имеющий среднего профессионального или высшего образования, прослужил не менее трех месяцев.
Кроме того, гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации и соответствовать:
- медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретной военно-учетной специальности;
- требованиям по физической подготовленности;
- иметь образование не ниже среднего (полного) общего (11 классов).
Можно ли получить законное освобождение от призыва
В первую очередь военная служба классифицируется по способу поступления. Так, основаниями получения лицом статуса военнослужащего выступают:
- призыв;
- контракт.
Независимо от вида, военнослужащие на бесплатной основе получают:
- обмундирование для разного времени года (летнюю и зимнюю одежду, обувь);
- трехразовое питание;
- стандартные предметы личной гигиены на каждый день;
- банковскую карту, куда регулярно поступает денежная сумма как ежемесячное довольствие.
За обслуживание карты военному платить не требуется.
Среди наиболее распространенных видов – военная служба по призыву. Ее проходят в ВС РФ, органах госохраны и иных войсках.
Отдельных видов службы по призыву законодательством не предусмотрено. Ее проходят лица:
- в возрасте 18-27 лет;
- обладающие гражданством Российской Федерации;
- без соответствующего освобождения/отсрочки (в связи с заболеванием или семейными обстоятельствами).
Служба в армии РФ по призыву дает следующие права военнослужащим:
- параллельное обучение в среднем (колледж) или высшем учебном заведении на заочной форме;
- использовать мобильный телефон в свободное время;
- получать увольнительную раз в месяц (при условии отсутствия замечаний у лица от командиров);
- видеться с друзьями и родственниками на КПП в отведенные для этого дни.
Как правило, в армию призывают юношей, окончивших среднее или высшее учебное заведение. По окончании гражданин получает право заключить контракт и начать службу по нему.
Закон позволяет заменить данный вид на АГС. Ее продолжительность равна 2 годам.
Второй из видов службы – по контракту. В соответствии с законодательством на нее поступают граждане, не достигшие 40-летнего возраста. Одним из оснований заключения контракта становится:
- Прохождение лицом военной службы по призыву.
- Получение им профессионального образования (только высшего).
Основные особенности контракта:
- заключается на срок от 2 до 3 лет;
- начальное денежное довольствие не превышает 60 тыс. руб. в месяц (вместе с надбавками).
Прохождение первого срока службы по контракту наделяет гражданина следующими правами:
- бесплатное образование в ВУЗе;
- льготы на оформление ипотеки (независимо от цели).
Заключить контракт возможно спустя несколько месяцев с начала службы по призыву:
- через полгода – при наличии документа, подтверждающего оконченное высшее или среднее профессиональное образование лица;
- через 10 месяцев – если имеется аттестат о получении среднего или основного общего образования.
Военная служба также классифицируется в зависимости от состава военнослужащих. Сюда относятся все лица, прибывшие в армию по призыву или по контракту. В данном случае различают службу:
- матросов, солдат, сержантов, старшин;
- мичманов, прапорщиков;
- офицерского состава (начиная со звания младшего лейтенанта).
Указанная классификация прямо закреплена в ст. 46 № 53-ФЗ. В этой же норме перечислены составы военнослужащих, а также звания (все существующие в РФ – войсковые и корабельные).
Положение о порядке прохождения военной службы
Отбор в профессиональные войска идет тщательный. Подписать контракт чаще всего можно после срочной службы. Молодой человек в 19 лет уже определяется с тем, привлекает ли его воинская специальность, хочет ли он посвятить свою жизнь армии. Но гражданам без срочной службы также открыт доступ к подписанию контракта.
Но для этого нужно иметь минимум среднее образование. С 9 классами на контрактную службу не принимают. В некоторых подразделениях берут только с дипломом вуза. Проверяют здоровье кандидата, его физическую подготовленность. В первую очередь отбирают тех, кто работал по договору или прошел срочку, годен по здоровью.
Требования к здоровью для контрактников такие же, как и для призывающихся на срочную службу. Медкомиссия определяет, годен к воинской службе кандидат или нет. Берут тех, кто имеет категорию А.
По цифрам рядом с буквой определяют, есть ли какие-то недостатки в здоровье у гражданина:
- годен полностью – А1;
- годен, но была серьезная травма – А2;
- имеются ограничения по зрению – А3, А4.
С категорией В военнослужащие могут заключить контракт, но их возьмут в определенные военные подразделения. Категория В1 присваивается тем, у кого проблемы с различением цвета предметов. Плоскостопие также не является причиной отклонить заявление на контрактную службу.
Если медкомиссией не определена категория годности гражданина, то его направляют в специализированные медицинские учреждения для более тщательного осмотра.
В 2020 году, сколько служат контрактники, зависит от звания, образования кандидата:
- Солдатам, служащим флота, сержантам и старшинам устанавливают срок в 3 года.
- У лиц в звании мичмана, прапорщика, офицера в договоре указано 5 лет.
- Для тех, кто проходит обучение в военно-учебных заведениях, включают этот период в контракт и последующие 5 лет службы в российской армии.
- Если пройден курс программы на военной кафедре университета, то заключают договор на 3 или 5 лет.
Призывники могут после срочной службы могут также остаться в армии на 3 года или 5 лет. Для ушедших в запас срок договора будет составлять от 6 месяцев до 12. Контрактная служба открыта и для граждан других государств. Но берут только лиц с офицерским званием. После 5 лет службы не продляют договор, если не принял военнослужащий российское гражданство.
Вооруженным силам РФ нужны молодые люди с высшим образованием. После обучения в высших учебных заведениях пойти могут на службу по контракту те, кто проходил программу на военной кафедре. По окончании вуза подписывают договор на службу в армии.
Но и получившие специальности после окончания высшего учебного заведения, которые востребованы в Вооруженных силах, могут заключить контракт. Для этого они проходят медицинское освидетельствование, сдают нормативы по физической подготовке.
Уже обучаясь на 1 курсе университета, студент может обратиться в военкомат для заключения контракта. Все остальные выпускники вузов, годные по здоровью к строевой службе, призываются в армию на 1 год.
Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237
Обязательные условия прохождения службы на договорной основе состоят в том, что военнослужащий обязан:
- надлежаще исполнять свои обязанности в соответствии с должностью;
- быть дисциплинированным и ответственным;
- уважительно относится к товарищам, сослуживцам, командирам;
- эффективно взаимодействовать в коллективе;
- принимать решения в трудных ситуациях;
- обладать выносливостью, силой, быстротой реакции;
- быть эмоционально устойчивым.
Воинские части, где находятся на службе контрактники, их руководство определяет порядок прохождения военной службы. Продолжительность ее не должна превышать нормальную продолжительность рабочей недели. Исключением из правил будет учения, боевые дежурства, походы, те мероприятия, которые выходят за рамки нормальной продолжительности рабочего времени.
В воинский запас зачисляются следующие ВОЕННООБЯЗАННЫЕ мужского пола:
-
военнослужащие, уволенные с военной службы с зачислением в воинский запас Вооруженных Сил РФ;
-
военнообязанные, успешно завершившие обучение в военных вузах по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса и окончившие федеральные государственные вузы;
-
военнообязанные, успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах по программам военной подготовки офицеров запаса, либо сержантов, старшин запаса, либо солдат, матросов запаса и окончившие указанные вузы;
-
военнообязанные, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу по призыву;
-
военнообязанные, не прошедшие военную службу по призыву в связи с отсрочками или отменой призывной комиссией военкомата субъекта РФ решения призывной комиссии нижестоящего военкомата по достижении возраста 27 лет;
-
военнообязанные, не подлежащие призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
-
военнообязанные, не прошедшие военную службу по призыву без законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
-
военнослужащие, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военкоматах;
-
военнообязанные, прошедшие альтернативную гражданскую службу.
п. 1 статьи 52 «Зачисление в запас» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Оповещение призывников о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу по призыву, осуществляется:
- повестками военкомата.
п. 3 статьи 26 «Организация призыва граждан на военную службу» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
От призыва на военную службу по призыву освобождаются призывники:
-
признанные ограниченно годными к военной службе по призыву по состоянию здоровья;
-
проходящие или прошедшие военную службу в РФ или альтернативную гражданскую службу;
-
прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
п. 1 статьи 23 «Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Кроме указанных категорий призывников, право на освобождение от призыва на военную службу по призыву имеется:
-
у призывников, имеющих ученую степень,
-
а также у сыновей и родных братьев призывников, проходивших военную службу по призыву или военные сборы, которые:
-
погибли (умерли) в этот период в связи с исполнением ими обязанностей военной службы
-
либо от полученного при исполнении данных обязанностей увечья или заболевания после увольнения с военной службы по призыву (отчисления или окончания военных сборов).
-
п. 2 статьи 23 «Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
К числу призывников, не подлежащих призыву на военную службу по призыву относятся:
-
отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
-
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
-
призывники, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
п. 3 статьи 23 «Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Также не подлежат воинскому учету и, соответственно, призыву на военную службу по призыву призывники:
-
признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, и
-
призывники, постоянно проживающие за пределами РФ.
абз. 6 п. 1 статьи 8 «Организация воинского учета» и п. 4 статьи 23 «Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Федеральный закон от 28.03.98 N 53-ФЗ
Срок прохождения военнослужащим военной службы по призыву и по контракту исчисляется для военнослужащего:
- со дня начала военной службы.
п. 2 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 31 декабря 2019 г.)
Началом военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, считается:
-
для военнослужащих, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу по призыву:
-
день присвоения военнослужащему воинского звания рядового;
-
-
для военнослужащих, не проходивших военной службы по призыву или прошедших военную службу по призыву ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные вузы:
-
дата зачисления в указанные образовательные организации;
-
-
для военнослужащих (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту:
-
день вступления в силу контракта о прохождении военной службы по контракту.
-
п. 10 статьи 38 «Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
п. 1 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 31 декабря 2019 г.)
Первый контракт о прохождении военной службы по контракту заключается на следующий срок:
-
с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или военнослужащим, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины:
-
на 2 либо 3 года;
-
-
с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и иным военнослужащим, поступающим на военную службу с присвоением воинского звания прапорщика, мичмана или офицера:
-
по общему правилу на 5 лет;
-
-
с военнослужащим, обучающимся в военном вузе:
-
на период обучения и 5 лет после получения высшего профессионального образования.
-
пп. «а», «в», «г» п. 3 статьи 38 «Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
Срок прохождения военнослужащим военной службы по призыву и по контракту истекает:
-
для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:
-
в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
-
-
для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
-
в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта о прохождении военной службы по контракту либо
-
в соответствующее число последнего месяца срока контракта о прохождении военной службы по контракту, если контракт был заключен на срок до одного года.
-
п. 3 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 31 декабря 2019 г.)
В случаях, когда истечение срока прохождения военной службы по призыву и по контракту приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа:
- указанный срок прохождения военной службы истекает в последний день этого месяца.
Окончанием прохождения военнослужащим военной службы по призыву и по контракту считается:
-
дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части,
-
как правило, это происходит в последний день военной службы.
п. 11 статьи 38 «Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту» Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
п. 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 31 декабря 2019 г.)
В определенный период осуществляется призыв на службу в армию тех лиц, которые прошли первоначальное постановление на воинский учет. Им на момент призыва обязано быть 18 лет. Но, изначально призыву подвергаются мужчины более старшего возраста, не обладающие правом на отсрочку от призыва и по разным предпосылкам раньше не призываемые на службу.
Призыв осуществляется дважды в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на базе указов Президента РФ. Лица, которые регулярно проживают в сельской территории и занятые на посеве и уборке урожая, подлежат призыву в армию с 15 октября. Лица, которые относятся к работникам педагогического направления, подлежат призыву в армию с 1 мая по 30 июня.
Призывник на службу обязан осуществить медицинское освидетельствование в военной комиссии. Среди врачей, которых юноша обязан пройти, находятся: терапевт, отоларинголог, окулист, психотерапевт, стоматолог, невропатолог и специалисты других направлений. Они по итогам медкомиссии предоставляют заключение о годности призывника в службе.
Годность может выражаться в таких категориях, как:
- А – годен к службе;
- Б – годен с несущественными ограничениями;
- В – ограниченно годен;
- Г – временно является не годным;
- Д – абсолютно не годен.
По итогам медкомиссии призывная комиссия выносит решение: о призыве в армию; о выдаче направления на альтернативную службу; отсрочка; освобождение от воинской обязанности; освобождение от службы.