123 ФЗ статус на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «123 ФЗ статус на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Закон «О недрах» (в редакции от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
Принят Государственной Думой 22 апреля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года
Признать утратившими силу:
1) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-I «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1917);
2) статью 7 Федерального закона от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3213);
3) статью 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 331-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6732);
4) статью 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6973);
5) статью 2 Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2066).
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
2. Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья по совмещенной лицензии, выданной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе обратиться в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы для получения права на геологическое изучение частей недр, являющихся сопредельными с нижней границей участка недр, предоставленного таким пользователям недр, без ограничения по глубине. В случае получения такого права пользователи недр вправе внести изменения в лицензию на пользование недрами в части исключения ограничения границ участка недр по глубине без взимания платы, предусмотренной частью третьей статьи 40 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах» (в редакции настоящего Федерального закона).
Президент Российской Федерации В. Путин
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании», статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон «О пожарной безопасности»), а также следующие основные понятия: (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
1) аварийный выход — дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
2) безопасная зона — зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
3) взрыв — быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов;
4) взрывоопасная смесь — смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться;
5) взрывопожароопасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения взрыва и развития пожара или возникновения пожара и последующего взрыва; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
6) горючая среда — среда, способная воспламеняться при воздействии источника зажигания;
7) декларация пожарной безопасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска;
8) допустимый пожарный риск — пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
9) индивидуальный пожарный риск — пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;
10) источник зажигания — средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения;
11) класс конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании опасных факторов пожара; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
12) класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
13) наружная установка — комплекс аппаратов и технологического оборудования, расположенных вне зданий и сооружений; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
14) необходимое время эвакуации — время с момента возникновения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара;
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
4. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
5. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 301-ФЗ)
1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу
О плановой проверке вы узнаете от пожарного инспектора не позднее чем за три рабочих дня.
О внеплановой проверке инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала.
О проверке по жалобе, сообщению о реконструкции здания, проверке исполнения ранее выданного предписания, пожарный инспектор сообщать не должен. Такая проверка будет для вас неожиданностью.
В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.
Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.
В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.
Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.
Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.
Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.
- Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
- об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
- о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
- хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
- размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
- проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.
Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.
Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.
Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.
Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.
Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.
Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.
Пожарная безопасность: изменения в 2021 году
По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:
- сертификация;
- декларирование.
Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.
В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.
Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.
Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.
До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.
В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.
Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.
2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.
Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:
- торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
- для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
- необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
- запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
- необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
- согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.
Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.
В пояснительной записке к предоставленному документу упоминаются все важнейшие факторы для пересмотра текста действующего федерального закона. Это необходимость внедрения риск-ориентированного подхода, осуществление программы «регуляторной гильотины» и вступление в действие техрегламента 043/2017. Кроме исключения требований закона № 123-ФЗ, которые стали дублирующими по отношению к положениям технического регламента ЕАЭС, в проект документа содержатся следующие предложения:
- расширение понятийного аппарата, который применяется для организации работ в области пожарной безопасности и осуществления контроля за качеством продуктов, используемых в рамках этой работы. В список новых понятий, содержащихся в проекте, входят такие как«безопасная зона», «противопожарный разрыв», «пожарный отсек» и другие;
- введение четких критериев, при выполнении которых пожарная безопасность конкретного объекта расценивается как обеспеченная на достаточном уровне. Эти критерии приведены в обновленной редакции статьи 6 123-ФЗ;
- описание регламента выполнения оценки пожарного риска, который описывается в той же статье 6;
- уточнение свойств, обусловливающих пожарную опасность разных типов горючих материалов, включая строительные, кожевенные и текстильные. Они приводятся в новой редакции статьи 13;
- введение обновленной классификации материалов по разным критериям, включая скорость распространения пламени, дымообразущую способность и т.д. Эти классификации также указаны в статье 13;
- объемное описание новых требований к организации эвакуационных путей, приведенное в статье 89;
- описание областей использования разных типов облицовочных и отделочных материалов для конкретных категорий помещений, приведенные в приложениях к федеральному закону № 123-ФЗ;
- дополнительные нововведения.
В целях обеспечения выполнения положений статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в связи с проведенной работой по актуализации национальных стандартов и сводов правил в области пожарной безопасности приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Перечень).
2. Управлению технического регулирования и стандартизации (И.А. Киреева) обеспечить размещение утвержденного настоящим приказом Перечня в печатном издании и на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В России требования пожарной безопасности являются неотъемлемой составляющей любого строящегося либо сдаваемого в эксплуатацию здания. Все нормы, определенные для строений, регламентированы настоящим законодательством Российской Федерации. Если будет выявлено не соответствие требованиям пожарной безопасности, то здание не будет принято в эксплуатацию, кроме того на владельца уже эксплуатируемого объекта при нарушениях может быть наложен штраф сотрудниками государственной инспекции.
Все предусмотренные правила, а также виды ответственности за несоблюдение установленных порядков, регламентируются следующими нормативно правовыми актами:
- ФЗ № 69 от 21.12.1994 года (последняя редакия от 27.12.2019) «О пожарной безопасности». Данный документ о требованиях ПБ устанавливает основные правила эксплуатации зданий, а также порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара или задымления). Обращение граждан с огнем при отдыхе на природе. Курение в специально отведенных местах.
- ФЗ № 123 от 22.07.2008 года (последняя редакция от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В тексте этого нормативно правового акта отражены положения о классификации пожаров, показатели и различные цифры огнестойкости конструкций, а также общие принципы, по которым здания вводятся в эксплуатацию и используются в последующем.
- Постановление действующего Правительства РФ (ППР) № 390 от 25.04.2012 года (последняя редакция от 20.09.2019) «О противопожарном режиме». В тексте нормативного акта присутствует информация о правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Все, что связано с действиями граждан, сотрудников компаний, а также иных должностных лиц при противодействии возникновению чрезвычайных ситуаций (пожаров).
- Приказ МЧС № 645 от 12.12.2007 года (в последней редакции от 22.06.2010) «Об утверждении норм пожарной безопасности». Предоставление информации по пожарной безопасности работникам компаний, а также их действия при возникновении чрезвычайной ситуации (пожара).
- КоАП РФ статья № 20.4 (последняя действующая редакция административного кодекса от 24.04.2020) «Нарушение требований пожарной безопасности». В тексте документа отражена информация об ответственности за несоблюдение установленных правил действующим законодательством.
Общие требования пожарной безопасности (правила обращения с огнем, курение в специальных зонах, наличие и доступ к эвакуационным выходам, а также установка пожарной сигнализации в организациях, обращение граждан с огнем) обязательны для соблюдения, как физическими, так и юридическими лицами. При нарушении установленных действующим законодательством правил, граждане или предприниматели могут быть привлечены к ответственности в соответствии с КоАП РФ Статья 20.4 за нарушение требований соблюдения пожарной безопасности.
Действующее законодательство на российской территории, обязывает граждан, а также юридических лиц к тому, чтобы в строгом порядке выполнялось соответствующее соблюдение требований по пожарной безопасности, в противном случае за нарушение предусматривается соответствующее наказание. Рассмотрим более подробно, как руководствоваться нормами права в повседневной жизни:
- знать положения и требования, прописанные в действующем российском законодательстве;
- лично соблюдать правила и при необходимости пресекать любое нарушение требований в сфере пожарной безопасности со стороны иных лиц;
- при необходимости сразу сообщать о выявленном нарушении или чрезвычайной ситуации в соответствующие службы;
- для предпринимателей, а также сотрудников знать основные требования пожарной безопасности при ведении трудовой деятельности;
- не совершать на работе действий (курение в неподходящем месте, загромождение эвакуационных выходов, отсутствие огнетушителей, либо иные нарушения), которые нарушают требования пожарной безопасности в организации;
- также каждый гражданин Российской Федерации должен знать, какие требования по пожарной безопасности нужно соблюдать.
В каждой компании трудятся сотрудники, при этом предварительно руководитель учреждения оборудует свои производственные площади, соблюдая нормативные требования пожарной безопасности. Рассмотрим более детально, как соблюсти установленные законодательством требования:
- При открытии и последующей работе компании соблюдать предусмотренные законодательством меры противопожарной безопасности.
- Следить за тем, чтобы установленные законом правила соблюдались всеми сотрудниками компании (при необходимости накладывать штрафы).
- Регулярно поддерживать соблюдение правил безопасности, а не только в те моменты, когда готовится очередной визит ответственного инспектора.
- Брать во внимание основные нормативные документы и их положения, а также руководствоваться ими регулярно.
При соблюдении данных требований, руководителя компании, а также его сотрудников не ожидает какого-либо наказания, что предусмотрено действующим законодательством на территории РФ.
Что нужно знать про новые правила противопожарного режима в РФ
Все положения действующих законов, регламентирующие пожарную безопасность, должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. Это позволит свести количество чрезвычайных происшествий к минимальному значению. В ином случае при выявлении несоответствия требованиям или не соблюдение правил, грозит тем, что к гражданину или предпринимателю будет применена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:
- для простых граждан накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей;
- если речь касается различных должностных лиц, а также граждан, которые находятся на государственной службе, то размер штрафа составит 15-30 тысячи рублей;
- при условии, что речь идет о нарушении со стороны предпринимателя или учредителей компании, то на них накладывается санкция в размере 200-400 тысяч рублей;
- что касается индивидуальных предпринимателей, то на них за нарушения накладываются санкции в размере 30-40 тысяч рублей;
- при неправомерных действиях в зонах повышенной опасности возникновения пожара, размеры штрафов увеличиваются;
- также существенно повышаются санкции, при условии, что неправомерные действия повлекли за собой возникновение пожара.
Важно. Все штрафы за нарушение требований пожарной безопасности, регламентированы настоящими законами страны, а именно КоАП РФ.
В любом направлении действующего российского законодательства присутствуют отдельные моменты, на которые необходимо обращать внимание. В данном случае особого внимания заслуживают следующие нюансы:
- лишь соблюдение установленных правил всеми гражданами позволит свести чрезвычайные ситуации и пожары к минимуму;
- предприниматели должны ответственно относиться к установленным правилам, а не пытаться откупиться от должностных лиц, так как от этого зависят жизни его сотрудников, а также непосредственно его личная сохранность;
- не добропорядочное отношение к установленным правилам граждан, а также должностных лиц может привести к негативным последствиям;
- любой пожар легче предотвратить, соблюдая установленные правила, нежели бороться с его последствиями.
Если в своей жизни каждый гражданин или юридическое лицо будет заострять на данных моментах внимание, то высока вероятность свести к минимуму число пожаров в стране, а также количество граждан, пострадавших от них.
Каждый год в России к действующим нормативно правовым актам применяются поправки и вносятся коррективы. 2020 год не станет исключением. Планируется внесение следующих изменений и нововведений:
- Будет проведено полномасштабное занятие с руководителями образовательных учреждений по пожарной безопасности.
- В Приказ МЧС № 645 будет внесено около 20 нововведений, относительно действий сотрудников, а также взаимодействия с иными службами.
- В 2020 году новых новых редакций Федерального закона 123 не будет.
- 1 июля 2020 года вступит в силу новая редакция КоАП РФ.
- Нововведения затронут методы проверки противопожарной безопасности в частных и государственных организациях.
- Некоторые коррективы будут внесены в нормы пожарной безопасности, которые действуют в стране.
- Дополнительно планируется увеличение санкций при выявлении правонарушений в отношении противопожарной безопасности.
Важно. Сразу после вступления новых поправок в законную силу, каждому гражданину и юридическому лицу рекомендуется ознакомиться с нововведениями, чтобы избежать возможных последствий и нарушений.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).
Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.
Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.
Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.
Новые правила противопожарного режима 2021
В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.
Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.
Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.
Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.
Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.
К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).
Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.
Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).
В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.
Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:
- отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
- устойчивость к огню;
- принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.
Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».
Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.
Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.
Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:
- законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
- присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.
Документ предусматривает наличие сведений об оценке:
- риска пожара;
- объема потенциального имущественного ущерба.
ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:
- неприменимы для проживания, производственной деятельности;
- применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
- применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.
Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.
Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.
Кто имеет право составить
ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).
Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.
Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.
Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.
Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.
Пожарные декларации с 2021 года будут подаваться в электронной форме
(Утратила силу с 30 июля 2017 года — Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 244-ФЗ.)
Комментарий к главе 32
к Федеральному закону
«Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности»
(с изменениями на 27 декабря 2018 года)
Комментарий к приложению
КЛАССИФИКАЦИЯ
горючих строительных материалов
по значению показателя токсичности продуктов горения
Класс опасности |
Показатель токсичности продуктов горения в зависимости от времени экспозиции |
||||||||
5 минут |
15 минут |
30 минут |
60 минут |
||||||
Малоопасные |
более 210 |
более 150 |
более 120 |
более 90 |
|||||
Умеренноопасные |
более 70, но не более 210 |
более 50, но не более 150 |
более 40, но не более 120 |
более 30, но не более 90 |
|||||
Высокоопасные |
более 25, но не более 70 Классы пожарной опасности строительных материалов (Таблица в редакции, введенной в действие с 12 июля 2012 года Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ.
|