Основания для приостановления исполнительного производства АПК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для приостановления исполнительного производства АПК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Приостановление исполнительного производства — это временный отказ от совершения исполнительных действий в случаях, предусмотренных законом, обусловленный обстоятельствами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя и сторон исполнительного производства, на период действия этих обстоятельств.

В теории арбитражного процесса выделяют обязательные основания приостановления исполнительного производства, при наличии которых арбитражный суд не может его не приостановить, и факультативные, при возникновении которых его приостановление зависит от усмотрения суда.

Часть 1 ст. 39 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», к которой отсылает комментируемая статья, предусматривает следующие случаи полного или частичного обязательного приостановления исполнительного производства арбитражным судом:

— предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

— оспаривание результатов оценки арестованного имущества;

— оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (право на такое оспаривание предусмотрено ч. 3 ст. 115 указанного Федерального закона).

Порядок оценки имущества должника регулируется ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с названным Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Данный срок является процессуальным и в случае его пропуска по причинам, признанным арбитражным судом уважительными, может быть восстановлен по правилам ст. 117 АПК (см. комментарий к этой статье).

Указанный перечень не является исчерпывающим, и суд обязан приостанавливать исполнительное производство в иных случаях, предусмотренных законом. В частности, ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи обязательного приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Если вопрос о приостановлении исполнительного производства по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 40 названного Федерального закона, разрешается судом, то для него эти основания также будут являться обязательными.

2. Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает факультативные основания приостановления судом исполнительного производства, к числу которых относятся:

— оспаривание исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

— оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— нахождение должника в длительной служебной командировке;

— принятие к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении исполнительных действий;

— обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

АПК (в отличие от ст. 433 ГПК) не содержит специальной нормы о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, в то время как на практике в этом может возникнуть необходимость. Поскольку выданный арбитражным судом исполнительный лист воспроизводит резолютивную часть подлежащего исполнению судебного акта, его разъяснение может быть осуществлено по правилам ст. 179 АПК применительно к разъяснению решения суда (см. комментарий к данной статье);

— иные случаи, предусмотренные ст. 40 настоящего Федерального закона.

Такими случаями согласно ч. 2 ст. 40 данного Закона являются:

— нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

— розыск должника-гражданина или розыск ребенка;

— просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— направление постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения на территории, на которую полномочия судебного пристава-исполнителя, вынесшего такое постановление, не распространяются.

Федеральными законами могут быть предусмотрены и иные факультативные основания для приостановления судом исполнительного производства. Примером этого являются ст. ст. 283, 298 АПК, предусматривающие возможность приостановления исполнения судебных актов судами кассационной и надзорной инстанций, осуществляющими их пересмотр по соответствующим жалобам (см. комментарий к ст. ст. 283, 298 АПК).

3. Положение комментируемой статьи о возобновлении исполнительного производства необходимо применять во взаимосвязи с ее положениями о приостановлении исполнительного производства, нормами АПК, регулирующими отсрочку и рассрочку, изменение способа и порядка исполнения, отложение исполнительных действий, а также в нормативно-правовой связи со ст. 42 Федерального закона «Об исполнительном производстве», определяющей сроки приостановления исполнительного производства.

По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 295-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»

  • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О несостоятельности (банкротстве)»

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018)

    «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 291-ФЗ

    «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»

  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018)

    «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)

  • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Основания для прекращения производства по делу в арбитражном процессе

Верховный суд разрешил арестовывать единственное жилье должников

В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Порядок рассмотрения судами требований и вопросов, связанных с исполнением исполнительных документов

1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.

2. Вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов

3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.

  • Собственникам компаний

Скачать файл

Файл добавлен 24.01.2017
Презентация .pdf (374 Кб)

После признания Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ статьи определенного закона возникает проблема, как защищаться лицу, которое в Конституционный Суд РФ не обращалось, однако в его деле судом была применена неконституционная статья. Президиум ВАС РФ предусмотрел возможность требовать в суде прекращения исполнительного производства по делу, решенному в соответствии с неконституционной статьей. Мысль сформулирована следующим образом: «.восстановление права лица, не являвшегося участником конституционного судопроизводства, которое было нарушено применением судом нормы закона, признанной не соответствующей Конституции Российской Федерации, происходит путем обжалования соответствующего судебного акта в арбитражный суд вышестоящей инстанции при условии, если возможность такого обжалования не утрачена, либо в силу части 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 1 статьи 327 АПК РФ путем подачи заявления о прекращении исполнительного производства в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист (если указанная возможность обжалования исчерпана)» (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 2408/09).

Приостановить исполнение решения суда

1. Статья 327 АПК РФ определяет порядок приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом.

При этом Кодекс исходит из соответствующих положений ФЗ «Об исполнительном производстве», восполняя тем самым некоторые пробелы в правовом регулировании разрешения указанных вопросов.

В ч. 1 ст. 327 Кодекса установлено, что арбитражный суд может приостановить или прекратить исполнительное производство по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

В связи с этим следует иметь в виду, что ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве» называет случаи, когда исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению, а ст. 21 этого Закона определяет возможные основания для приостановления исполнительного производства.

Основания прекращения исполнительного производства предусматриваются в ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, при рассмотрении заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства арбитражный суд должен исходить из тех оснований, которые предусмотрены в указанных статьях ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. В соответствии с ч. 2 ст. 327 Кодекса заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть подано в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, либо в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Такое заявление должно быть рассмотрено арбитражным судом в течение десяти дней со дня его поступления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Их неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения заявления (ч. 3 ст. 327).

3. По результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства арбитражный суд должен вынести определение, которое может быть обжаловано (ч. 4 ст. 327 АПК РФ).

Копия такого определения направляется взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

На основании определения суда судебный пристав-исполнитель обязан приостановить или прекратить исполнительное производство в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 22, 24, 25).

4. После того как будут устранены причины или обстоятельства, в связи с которыми исполнительное производство было приостановлено, тот же арбитражный суд его возобновляет по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя, о чем выносится определение (ч. 5 ст. 327 Кодекса).

[Арбитражный процессуальный кодекс] [Раздел VII]

1. Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

2. Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

3. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьёй 324 настоящего Кодекса.

4. Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

5. Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.

О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

Исполнительное производство возбуждается, если судебный акт вступил в законную силу, а взыскатель подал соответствующее заявление.

Должностное лицо ФССП обязано вынести постановление в течение 3 дней после получения заявления, направить этот документ должнику и взыскателю.

Общие правила исполнительного производства определены в ГПК РФ, АПК РФ и Федеральном законе № 229-ФЗ:

  • принудительное исполнение происходит до полного погашения долга, либо надлежащего исполнения обязательств со стороны должника;
  • прекратить производство по делу без надлежащего исполнения решения суда можно только по заявлению взыскателя, либо по основаниям, предусмотренным в законе (например, при смерти должника, если его обязательства не переходят по наследству или правопреемству);
  • в процессе исполнительных действий могут возникать обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению – в этих случаях допускается отложение исполнительных действий или приостановление производства.

Пристав не может произвольно приостановить производство без законных оснований.

Например, не является таким основанием загруженность по работе, воспрепятствование со стороны должника при выявлении имущественных активов, счетов или места работы, иные субъективные факторы.

Если постановление будет вынесено незаконно, либо с превышением полномочий пристава, его можно обжаловать и отменить в судебном порядке.

Разберем, когда закон допускает приостановление исполнительных действий, и что может предпринять взыскатель для защиты своих интересов.

Основания для приостановления исполнительного производства судом указаны в ст. 39 Закона об исполнительном производстве. Есть основания, при наступлении которых суд обязан приостановить исполнительное производство. Есть и другие основания, при которых приостановление исполнительного производства – это право суда.

Если исполнительное производство сводное, то суд по общему правилу приостановит его только в оспариваемой части ( ч. 3 ст. 39 Закона).

Судебный пристав-исполнитель может принять решение о приостановлении по своему усмотрению в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 40 Закона. В частности, это:

  • розыск должника или его имущества;
  • направление поручения совершить исполнительные действия (применить меры принудительного исполнения) в другое подразделение судебных приставов.

Главный судебный пристав РФ, субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство, если поступила жалоба на постановление, действия (бездействие) их подчиненных ( ч. 3 ст. 40 Закона).

Порядок приостановления и прекращения исполнительного производства регулируется следующими актами:

  • ст. 39-44 ФЗ № 229;
  • ГПК РФ (ст. 440);
  • АПК РФ (ст. 327);
  • КАС РФ (ст. 359);
  • а также ППВС РФ № 50 от 17.11.2015.

Под приостановлением понимается временное прекращение исполнительных действий до тех пор, пока обстоятельства, мешающие нормальному производству, не будут устранены.

[attention type=red]После этого дело возобновляется по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя, в более редких случаях – по заявлению самого должника.[/attention]

Прекращение представляет собой закрытие исполнительного дела без возможности его дальнейшего возобновления, но при этом цель производства является не достигнутой, а требования – не выполненными.

Данную процедуру следует отличать от окончания исполнительного производства, которое завершается достижением цели дела. В зависимости от обстоятельств, установленных ФЗ № 229, указанные вопросы решаются судом или самими приставами.

Последствием приостановления является временная невозможность совершения исполнительных действий и недопустимость применения мер принудительного характера, а именно:

  • обращение взыскания на имущество, имущественные права должника и дополнительные выплаты, которые получаются им по трудовым или социальным основаниям, а также по гражданско-правовому договору;
  • изъятие имущества, которое должно быть передано взыскателю;
  • наложение ареста на имущество;
  • выселение из жилого помещения или вселение в него;
  • выдворение за пределы РФ и т.д.

[attention type=green]Закон не устанавливает конкретный срок, за который обстоятельство должно быть устранено. И хотя установлено, что и сам должник может по заявлению восстановить производство, на практике чаще всего основанием служит заявление взыскателя.[/attention]

Последствием прекращения ИП являются основания, указанные в ст. 44 ФЗ № 229.

Об указанном действии пристав-исполнитель выносит Постановление, которое отменяет меры принудительного исполнения решения суда по исполнительному листу и снимает с должника все ограничения. Копии данного документа направляются всем лицам, участвующим в производстве. Оригинал остается в материалах дела и в дальнейшем не может быть как-либо приобщен в производство.

В зависимости от обстоятельств, препятствующих нормальному исполнению решению суда по исполнительному листу, производство может быть на время приостановлено или прекращено совсем. Право на подачу заявления об указанных действиях имеют все участники дела, в том числе и сам судебный пристав-исполнитель.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, при возникновении которых осуществляется приостановка исполнительного производства (далее – ИП). При наступлении таких может быть подано соответствующее заявление. Однако это не является обязательным условием, так как инициировать процедуру может судебный пристав-исполнитель по основаниям, которые указаны в статье 40 Федерального закона № 229-ФЗ, а по решению суда в соответствии со ст. 39 Федерального закона № 229-ФЗ.

Если у должника или взыскателя возникает ситуация, которая является законным основанием для приостановления ИП, то процедура прекращается в полной мере или частично.

В статье 40 Закона № 229-ФЗ перечислен ряд причин, являющихся основанием для приостановки процесса. Подлежит приостановлению ИП в случаях, если должник:

  • погиб или пропал без вести;
  • утратил дееспособность;
  • участвует в боевых действиях в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • признан банкротом;
  • подал заявление об отсрочке срока взыскания исполнительского сбора, и оно было принято судом;
  • находится на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • проходит лечение в стационаре;
  • находится в розыске сам, либо его имущество;
  • призван на срочную военную службу.

Основания приостановления исполнительного производства

Основания для приостановки ИП судом обозначены в статье 39 Федерального закона № 229-ФЗ. В обязательном порядке ИП подлежит приостановлению, если:

  • был предъявлен иск об освобождении указанного имущества от ареста;
  • результаты оценки арестованного имущества были оспорены;
  • оспаривается постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Может быть приостановлено когда:

  • судебный акт или исполнительный документ оспаривается;
  • должник находится в длительной рабочей командировке;
  • идет оспаривание действий или бездействия пристава;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • иные причины, в том числе указанные в ст. 40 Федерального закона № 229-ФЗ .

Для судебных приставов эти случаи перечислены в части 1 статьи 40, а для судов − в части 1 статьи 39. В некоторых случаях есть дополнительные нормы, которые указаны в статье 69.1 и 96 Закона № 229-ФЗ. При признании должника банкротом судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.

Пристав-исполнитель исполнитель имеет законное право приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

  • гражданин или юрлицо признано банкротом;
  • должника призвали в армию;
  • потенциальный банкрот находится на территории, где ведутся боевые действия;
  • гражданин находится на стационарном лечении;
  • неизвестно место нахождения должника;
  • действия, которые предусмотрены исполнительным листов, не может рассмотреть конкретный пристав-исполнитель, вследствие этого дело передают в другой отдел ФССП.

Суд может приостановить ИП в следующих случаях:

  • физическое лицо не согласно с тем, что его привлекли к административной ответственностью за совершенное нарушение;
  • юридическое лицо высказывает несогласие с текстом судебного акта или ИЛ. По этой причине юрлицо желает подать апелляцию;
  • гражданин-должник признан мертвым или пропавшим без вести;
  • гражданин стал недееспособным;
  • у должника не выявлено имущества для взыскания и прочее.

В соответствии со ст. 47 п. 1 пп. 1 Закона № 229-ФЗ при признании должника банкротом пристав-исполнитель оканчивает ИП, после чего направляет исполнительные документы арбитражному управляющему.

У вас есть вопросы? Напишите нам

    Законом предусмотрены основания, по которым производство по исполнительному документу может быть приостановлено судом или приставом. При этом в одних случаях производство подлежит приостановлению в обязательном порядке, а в других вопрос о приостановлении остается на усмотрение суда или пристава.

    Суд приостановит производство:

    • если предъявлен иск об освобождении от ареста имущества, на которое обращено взыскание
    • если должник оспаривает постановление пристава о взыскании с него исполнительского сбора
    • в иных случаях, которые предусмотрены законом

    Законодательство выделяет следующие органы, которые наделены правом на приостановление исполнительного производства в установленном законом порядке и случаях определенных в ст. 39 и ст.40 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

    • суд
    • судебный пристав
    • старший пристав ФССП
    • также не лишним будет написать в вышестоящий отдел службы судебных приставов для контроля исполнения закона со стороны пристава

    Должники в установленном законом порядке имеют право подать заявление о приостановлении исполнительного производства.

    1. Заявление о приостановлении производства по исполнительному листу. Чтобы производство было приостановлено судом, необходимо подать в суд соответствующее заявление.
    2. Суд по делу. После получения заявления о приостановлении производства по исполнительному документу суд известит стороны и пристава о дате рассмотрения заявления. Явка указанных лиц является необязательной. Суд обязан рассмотреть заявление в течение 10 дней.
    3. Решение суда о приостановлении производства. По результатам рассмотрения заявления суд примет решение удовлетворить или нет поступившее заявление.

    ВАЖНО: на определение суда может быть подана жалоба.

    Приостановление исполнительного производства через пристава:

    Чтобы производство было приостановлено приставом, необходимо обратиться к нему с соответствующим заявлением. В отдельных случаях пристав самостоятельно примет решение о приостановке после получения определенных документов, например, решение суда о признании должника банкротом.

    По результатам рассмотрения заявления пристав в течение 3-х дней после получения заявления примет решение приостанавливать производство или нет. Решение будет принято в форме постановления, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом или его замом.

    Суд или пристав приостанавливают производство по исполнительному документу до момента, пока не будут устранены обстоятельства, на основании которых приостанавливается производство.

    Например, если должник проходит лечение в стационаре, то пристав может приостановить производства до момента выписки должника из стационара.

    После того, как обстоятельства приостановки производства перестанут действовать, суд или пристав возобновят производство.

    В пределах приостановленного производства пристав не способен принимать какие-либо меры принудительного исполнения, к примеру: изъять у должника имущество и другие меры.

    Не стоило бы забывать, что пристав не лишается возможности осуществлять определенные законом действия, связанные с совершением исполнительных действий, которые создают условия, при которых пристав применяет меры принудительного исполнения, так, например: осуществлять проверку начисления и удержания соответствующих процентов из зарплаты должника, посещать и проводить обход по местам жительства (нахождения) должников, направлять запросы в соответствующие органы для получения необходимой информации.

    Большинство людей не могут предпринять необходимые меры процессуального характера по сохранности своего имущества от действий судебного пристава исполнителя самостоятельно. Отчаиваться не стоит, поскольку у вас есть реальная возможность избежать наступления неблагоприятных последствий составив заявление о приостановлении исполнительного производства.

    Наши адвокаты с уверенностью скажут Вам, что Вы можете доверить свою проблему профессионалам своего дела, нашему Адвокатскому Бюро, которые помогут во всем разобраться.

    Приостановка исполнительного производства при подаче кассационной жалобы

    В компетенцию суда также входит прерогатива отложить исполнительные действия на более поздний срок. В частности, это происходит тогда, когда обжалуется решение, по которому оформлен исполнительный лист или постановление об административном штрафе.

    Причем, ходатайство о приостановлении исполнительного производства должник вправе подать как в апелляцию, так и в кассационную инстанцию вместе с соответствующей жалобой на основное судебное решение.

    Суд может приостановить работу пристава и тогда, когда происходит оспаривание исполнительного производства.

    Его предметом могут быть:

    • действия пристава;
    • правомерность наложение ареста на имущество и его последующей оценки;
    • взыскание исполнительского сбора.

    СТ 327 АПК РФ

    1. Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

    2. Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

    3. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 настоящего Кодекса.

    4. Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

    5. Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.

    О возобновлении исполнительного производства выносится определение.

    1. Статья 327 АПК РФ определяет порядок приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом.

    При этом Кодекс исходит из соответствующих положений ФЗ «Об исполнительном производстве», восполняя тем самым некоторые пробелы в правовом регулировании разрешения указанных вопросов.

    В ч. 1 ст. 327 Кодекса установлено, что арбитражный суд может приостановить или прекратить исполнительное производство по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

    В связи с этим следует иметь в виду, что ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве» называет случаи, когда исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению, а ст. 21 этого Закона определяет возможные основания для приостановления исполнительного производства.

    Основания прекращения исполнительного производства предусматриваются в ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    [1]

    Таким образом, при рассмотрении заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства арбитражный суд должен исходить из тех оснований, которые предусмотрены в указанных статьях ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Приостановление исполнительного производства — прекращение со­вершения каких-либо исполнительных действий на неопределенный срок в связи с наступлением обстоятельств, делающих невозможным дальней­шее исполнение.

    Основания приостановления исполнительного производства закрепле­ны в ГПК РФ и в Законе «Об исполнительном производстве». Выделяют два вида приостановления исполнительного производства — обязатель­ное и факультативное. Обязательное приостановление исполнительного производства обусловлено решением законодателя. Факультативное же приостановление исполнительного производства зависит от усмотрения суда в каждом конкретном случае. При решении вопроса о приостановле­нии исполнительного производства суду необходимо учитывать характер взыскания и меру принудительного исполнения.

    Судья обязан приостановить исполнительное производство в случае:

    *смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допуска­ет правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом произ­водства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

    *утраты должником дееспособности;

    *участия должника в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы взыскателя, участвующего в боевых дей­ствиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или воен­ного положения, а также в условиях военных конфликтов;

    *предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключе­нии из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

    *оспаривания должником исполнительного документа в судебном по­рядке, если такое оспаривание допускается федеральным законом;

    *подачи жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правона­рушениях;

    *вынесения определения судьей, которому федеральным законом пре­доставлено право приостанавливать исполнение судебного постанов­ления.

    Судья может приостановить исполнительное производство в случае:

    *реорганизации организации, являющейся должником; просьбы долж­ника, проходящего военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воин­ских формированиях и органах, созданных в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

    *нахождения должника в длительной служебной командировке;

    *нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учрежде­нии;

    *розыска должника, его имущества или розыска отобранного у должни­ка ребенка;

    *обращения судебного пристава-исполнителя в суд, выдавший испол­нительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судеб­ного постановления, подлежащего исполнению;

    *подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или на его отказ в совершении исполнительных действий, а также на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя.

    Отложение исполнительных действий — это перенос совершения како­го-либо исполнительного действия на другое время. Такая необходимость может возникнуть в случае наличия обстоятельств, которые препятствуют совершению конкретных исполнительных действий. Судебный пристав-ис­полнитель может самостоятельно отложить исполнительные действия по за­явлению взыскателя или должника либо на основании определения судьи. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполни­тельных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в тече­ние 10 дней. На основании постановления судебного пристава-исполнителя совершение исполнительных действий может быть отложено на срок до 10 дней. В случае если совершение исполнительных действий откладывается на основании определения суда, то срок определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Отложение совершения конкретных испол­нительных действий не препятствует совершению в рамках данного испол­нительного производства любых иных необходимых исполнительных дей­ствий.

    Заявление о приостановлении исполнительного производства

    1. Вопросы приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства урегулированы ст. ст. 39 — 45 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

    2. Законом предусмотрено два вида оснований приостановления судом исполнительного производства. В первом случае на арбитражный суд налагается обязанность приостановления, а во втором предоставляется право приостановления исполнительного производства.

    Законодательство об исполнительном производстве предусматривает возможность представления должнику отсрочки или рассрочки исполнения требований судебного акта, акта другого органа или должностного лица (ст. 37 ФЗИП).

    Под отсрочкой исполнения понимается перенос срока исполнения требований исполнительного документа на более поздний с определением новой даты полного и единовременного исполнения обязанности, возложенной на должника судебным актом, актом другого органа или должностного лица.

    Исполнительные действия должны совершаться, а меры принудительного исполнения применяться своевременно. В то же время в ходе исполнительного производства возможно возникновение обстоятельств, временно препятствующих принудительному исполнению. В таких случаях совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть отложено.

    Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения — это перенос времени совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения на более позднее.

    Отличие отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения от отсрочки исполнения заключается в том, что во втором случае изменяется установленный в законе или в самом исполнительном документе срок исполнения требований исполнительного документа, в то время как в первом случае срок исполнения требований исполнительного документа не изменяется, но изменяется время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Различие заключается и в круге субъектов, управомоченных решать соответствующие процессуальные вопросы. В отличие от вопроса отсрочки исполнения, разрешаемого правоприменительным органом, выдавшим исполнительный документ, вопрос об отложении исполнительных действий и мер принудительного исполнения может быть разрешен самостоятельно судебным приставом-исполнителем. Поскольку именно судебный пристав-исполнитель непосредственно осуществляет функции по принудительному исполнению, постольку данное полномочие обеспечивает возможность оперативного реагирования на изменяющиеся фактические обстоятельства в ходе процедуры принудительного исполнения.

    ФЗИП не содержит общих формулировок оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, однако это не означает, что усмотрение судебного пристава-исполнителя при решении данного вопроса ничем не ограничено. Во-первых, законодательство об исполнительном производстве предусматривает не только факультативное, но и обязательное отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а ст. 328 АПК прямо указывает на то, что основанием для отложения исполнительных действий являются обстоятельства, препятствующие их совершению. Во-вторых, такой вывод был бы неверным не только в контексте действующего правового регулирования, но и в свете правоприменительной практики. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что ч. 1 ст. 38 ФЗИП, предоставляющая судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, направлена на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и что произвольное использование судебным приставом-исполнителем данного полномочия недопустимо. На то, что основанием для отложения являются обстоятельства, временно препятствующие принудительному исполнению, косвенно указывают и отдельные разъяснения ФССП.

    Таким образом, основанием для отложения исполнительных действий или мер принудительного исполнения являются обстоятельства, временно препятствующие совершению отдельных исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.

    Данная категория является оценочной, поэтому вопрос об отложении должен разрешаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом всей полноты имеющих значение для данного действия фактических обстоятельств. Отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения не должно приводить к нарушению принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и не должно влечь за собой невозможности исполнения правоприменительных актов органов гражданской юрисдикции. Обстоятельства, оцениваемые в качестве основания для отложения, должны носить устранимый характер, поскольку иное свидетельствовало бы о невозможности исполнения, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 1 ст. 47, ч. 2 ст. 43 ФЗИП является основанием для совершения иных процессуальных действий — окончания или прекращения исполнительного производства (в зависимости от утраты возможности исполнения). В литературе небезосновательно отмечается, что обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 ФЗИП в качестве оснований для приостановления исполнительного производства, могут быть взяты за основу и при оценке наличия оснований для отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения с привязкой к длительности существования таких обстоятельств и возможности более-менее точного определения срока их существования: если время устранения обстоятельств относительно непродолжительное и оно может быть с достоверностью определено, то может быть использован институт отложения, если же время устранения обстоятельств, препятствующих принудительному исполнению, невозможно определить указанием на период времени или календарную дату, а сами обстоятельства подпадают под перечень ст. ст. 46 и 47 ФЗИП, то следует использовать институт приостановления исполнительного производства.

    Вопрос о приостановлении исполнения судебного акта рассматривает непосредственно суд кассационной инстанции. Оно возможно при соблюдении нескольких условий:

    • Должник заявил ходатайство об этом;
    • В заявлении, ходатайстве или кассационной жалобе обоснована невозможность или затруднительность поворота исполнения в случае, если оно будет продолжено.

    Ходатайство может быть подано в суд на бумажной основе (в том числе по почте) либо в электронном виде через сайт соответствующего суда.

    Можно ли приостановить исполнительное производство?

    Приостановить процедуру по истребованию долгов могут следующе лица:

    • Неплательщик.
    • Заявитель.
    • Судебный пристав.
    • Судья.

    В большинстве случаев заинтересованным лицом во временном прекращении делопроизводства является должник. Для него данные действия считаются наиболее выгодными, так как есть возможность отсрочить выплату по долгам.

    Существует множество причин, по которым лица могут приостановить ход дела. К примеру, ходатайство с жалобой на работу пристава. На время проверки работы сотрудника у неплательщика будет тайм-аут по истребованию задолженности.

    Пока действует временное прекращение дела, у должника есть возможность улучшить своё финансовое положение и расплатиться с обязательствами.

    В процессе судебного разбирательства неплательщик может направить ходатайство в адрес судьи с просьбой отсрочить процесс.
    Вот перечень критериев, по которым судья может дать перерыв:

    • Если было предъявлено требование об исключении из перечня взыскания определённых объектов имущества.
    • Должник несогласен с суммой, в которую оценщик определил его имущество.
    • Несогласие с суммой исполнительного сбора.

    Основания для принятия положительного решения судьёй:

    • Подача жалобы на постановление суда и исполнительного листа.
    • Есть факторы для привлечения человека к административной ответственности.
    • Заёмщик отправлен в длительную командировку в удалённую местность, в силу чего не может принимать личного участия в разбирательстве.
    • Есть претензии, касающиеся работы уполномоченных органов.
    • Стороны процесса требуют пояснений по материалам дела и порядку удовлетворения исковых требований.

    Если дело будет приостанавливать сотрудник ФСПП, то здесь выделяются две группы причин. Прекратить в обязательном порядке процесс исполнительного производства необходимо в следующих случаях:

    1. Потеря дееспособности заёмщиком.
    2. Гибель или кончина должника.
    3. Если неплательщиком является банковская организация, которая потеряла лицензию на осуществление деятельности.
    4. Должник проходит процедуру несостоятельности.
    5. Заёмщик участвует в военных действиях.
    6. В налоговую инспекцию подано постановление об аресте имущества неплательщика.
    7. Несогласие с суммой исполнительного сбора, выраженное в виде ходатайства.

    К добровольным причинам для приостановки деятельности по истребованию долгов относятся:

    1. Должник проходит лечение в дневном стационаре.
    2. Должник и его имущество находятся в розыске.
    3. Неплательщик проходит службу в армии.

    Лица, имеющие полномочия прекратить процедуру:

    1. Главный судебный пристав Российской Федерации.
    2. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации.
    3. Заместители этих приставов.

    Суд имеет право приостанавливать процесс делопроизводства. Для этого необходимо подать ходатайство в апелляцию или кассационное учреждение. К нему также нужно прикрепить жалобу на вынесенное решение. Производство нужно прекратить в обязательном порядке:

    • Идёт процесс обжалования проведённой оценки имущества должника.
    • Если подаётся исковое заявление об освобождении имущества (частично или полностью) от ареста.
    • Идёт процесс обжалования суммы исполнительного сбора.

    Иные причины для приостановки взыскания:

    • Когда заёмщик обжалует исполнительный лист, судебное постановление.
    • Должник находится в командировке.
    • Когда оспариваются акты уполномоченных органов, которые рассматривали дело.
    • Жалоба на действия или бездействие сотрудников ФСПП.
    • Подача ходатайства на пояснение смысла положений.

    Заёмщик может подать ходатайство в произвольной форме. Передать его можно лично в руки, по почте, в личном кабинете на сайте ФССП, через портал Госуслуги. Список сведений, которые необходимо отразить в заявлении:

    • Название уполномоченного органа, имя исполнителя.
    • Персональные данные заявителя, включая адрес проживания и информацию из паспорта.
    • Наименование документа.
    • Номер и дата исполнительного производства.
    • Информация о судебном решении и взыскателе.
    • Причины для приостановки дела.
    • Время, на которое нужно получить отсрочку.
    • Ссылка на законодательные акты.
    • Перечень приложений.
    • Дата и подпись.

    К документу необходимо приложить копию постановления ФСПП, паспорта и прочие важные справки и бумаги, на основе которых можно будет принять решение.

    Приостановления исполнительного производства

    Процесс рассмотрения заявления проходит в течение десяти дней. О начале изучения дела сообщают всем участникам процесса:

    • Должнику.
    • Заявителю.
    • Судебному приставу.

    Если кто-то из участников не придёт на заседание, то оно всё равно состоится.

    Период для отсрочки предоставляется в каждом конкретном случае индивидуально. Временной интервал может быть как увеличен, так и сокращён. После того как проблемы решены, делопроизводство возобновляется. Ответчик может подать ходатайство на отсрочку бесконечное число раз. Однако стоит помнить, что злоупотребление здесь не приветствуется. Если суд выявит намеренное растягивание сроков, то положительный вердикт вынесет в пользу истца.

    Заявление или ходатайство – это форма реализации права стороны исполнительного производства. Законодательство не содержит требований к форме такого заявления.

    Однако ходатайство должно быть понятным, иначе не будет подлежать рассмотрению, рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций нашего адвоката по исполнительному производству при его составлении, указать:

    1. кому и куда направляется ходатайство. Можно указать как ОСП, так и отдельное должностное лиц – пристава, ведущего исполнительное производство.
    2. данные заявителя и адрес для направления ответа.
    3. в тексте заявления (ходатайства) важно сослаться на основания для обращения – исполнительное производства, его номер, стороны (должник и взыскатель).
    4. конкретные обстоятельства, послужившие причиной обращения. Например, нарушение какого-либо права стороны исполнительного производства. Однако, в случае необходимости исполнительного производства этими обстоятельствами являются законные основания для принятия приставом соответствующего решения.

    Таким образом, в жалобу необходимо составить таким образом, чтобы рассматривающему ее должностному лицу стали понятны основания обращения, была возможность соотнести их с требованиями ходатайства (заявления) и принять решения об их удовлетворении или неудовлетворении.

    Причины указаны в Федеральном законе № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Они делятся на две категории:

    1. применяемые в обязательном порядке;
    2. используемые на усмотрение пристава или суда.

    Рассмотрим основания для приостановления исполнительного производства судом, приставом и сторонами процесса.

    Приостановление исполнительного производства судебным приставом возможно, если должник:

    • умер, признан умершим или без вести пропавшим;
    • признан недееспособным;
    • участвует в боевых действиях, проходит службу в армии;
    • лишился лицензии (для юридических лиц);
    • признан банкротом;
    • подал заявление об отсрочке или рассрочке исполнительского сбора;
    • проходит лечение в стационаре;
    • находится в розыске.

    Во всех случаях выносится постановление о приостановлении исполнительного производства. Его могут оспорить взыскатели и иные заинтересованные лица. Только потребуется подать жалобу в адрес начальства пристава или суд.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *