Коронавирусная субсидия как учесть в бухгалтерском и налоговом учете в 1с
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коронавирусная субсидия как учесть в бухгалтерском и налоговом учете в 1с». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения в 2020 году мероприятий по профилактике коронавируса.
Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) могут использовать субсидию на любые расходы.
Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать.
Субсидия, полученная организацией на компенсацию понесенных затрат, относится на увеличение финансового результата организации и учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов организации (п. 10 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Если же полученная субсидия будет использована на будущие расходы, проводить ее через счет 86 также нецелесообразно, поскольку субсидия предоставляется на любые затраты (без целевого назначения) и не предполагает никакой отчетности об использовании полученных средств.
В то же время организация по желанию может использовать счет 86 для учета полученных средств, поскольку никаких запретов на использование счета 86 в данной ситуации нет.
Затраты, на компенсацию которых получена субсидия, в бухгалтерском учете отражаются в расходах в обычном порядке.
Субсидии, полученные субъектами МСП из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не учитываются в доходах для целей исчисления налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).
При этом расходы за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, также не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Обратите внимание, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 48.26 статьи 270 НК РФ введены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
НДС по приобретенным за счет субсидии товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам можно принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).
При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) ни субсидии, полученные из федерального бюджета, ни затраты, на компенсацию которых получены субсидии, в целях исчисления налога при применении УСН не учитываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Нам важно ваше мнение! Оставьте комментарий!
В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании госпомощи регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Для этого предусмотрен сч. 86 «Целевое финансирование», на котором отражаются средства, направляемые в качестве целевого финансирования на покрытие расходов.
Когда средства поступают в компанию, они относятся на прочие доходы и увеличивают финансовый результат. Затраты, которые будут компенсироваться за счет этих средств, отражаются в бухучете обычным способом.
Что касается налогового учета, то государственную субсидию на профилактические меры по коронавирусу не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, затраты за счет этой субсидии не нужно принимать в расчет при расчете налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Важно! Данные особенности по расчету налога на прибыль при получении субсидии распространяются на правоотношения, появившиеся с начала 2020 г.
По субсидиям, потраченным на ТМЦ, основные средства и нематериальные активы, НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ).
Если налогоплательщик применяет УСН, то на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ он не вправе при расчете налога учитывать полученную субсидию или произведенные расходы на профилактические меры по коронавирусу.
В случае, когда субсидия поступает в организацию до осуществления расходов на профилактику коронавируса, затраты можно отразить в учете и после финансирования. Для этого, например, заполняется документ «Требование-накладная», в нем указывается счет 26 и аналитика затрат по статье, на основании которой они не учитываются при расчете налога на прибыль.
- Как отразить поступление прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Какие дополнительные поля можно вывести в карточке счета в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Как вручную заполнить строку 5а в документах реализации в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
- Работа с самозанятыми — новые возможности 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
- Учет давальческого материала подрядчиком при выполнении СМР в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
- Ввод остатков прослеживаемых товаров в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
- Получение премии от поставщика (учет у покупателя) в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?
Счет 86 «Целевое финансирование»
Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.
Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.
Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.
На самом деле сложностей с отражением «коронавирусного» займа, пусть даже на специфических условиях, нет: пока длятся первые два периода, отражать кредит в бухгалтерском учете можно так же, как обычный, с применением счетов 66/1 и 66/2:
- Получен кредит: Дт 51 – Кт 66/1 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
- Начислены проценты: Дт 91/2 «Прочие расходы» – Кт 66/2 «Проценты по краткосрочным кредитам и займам».
Согласно Налоговому кодексу, полученные и списанные по кредитным договорам займы не подлежат включению в состав доходов и расходов ни для упрощенцев, ни для фирм, работающих на ОСНО. Суммы основного долга и процентов для предприятий на общей системе налогообложения признаются как внереализационные расходы, но только в момент их перечисления с расчетного счета.
То есть если требования законодательства не будут исполнены, суммы платежей включатся в состав внереализационных расходов периода, в котором они произведены. При списании долга банком, естественно, никаких расходов не будет, но и отражать суммы в числе доходов тоже не придется.
При применении упрощенки предприятие в состав расходов, снижающих налогооблагаемую базу, может включить только проценты по кредиту в периоде, в котором производилось перечисление средств в банк.
Согласно изменениям в НК РФ (ст. 251, п.1, пп. 60), субсидия из госбюджета не рассматривается как налогооблагаемый доход, соответственно налоговые обязательства у организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении этой суммы не возникают.
Это относится как к налогу на прибыль (включая налог на доходы физлиц), так и на выплаты по ЕСХН и УСН. Сумма не включается в книгу учета доходов по ПСН и не облагается налогом на добавленную стоимость.
Обязанностью работодателя, установленной ТК, является, среди прочего, обеспечение безопасных условий труда. С учетом этого и требований ПБУ 10/99 «Расходы организации» в качестве расходов по обычным видам деятельности надо учитывать оплату следующих услуг, направленных на защиту от инфекции:
- тестирование работников на коронавирус и иммунитет к нему;
- дезинфекция рабочих помещений;
- связь с дистанционными работниками;
- доставка работников до места работы и обратно в период режима повышенной готовности.
Если все это производится полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные затраты также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.
В составе прочих расходов (отличных от расходов по обычным видам деятельности) учитываются:
- зарплата за время нерабочих дней с 30 марта по 8 мая;
- оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с пандемией;
- штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения во время режима повышенной готовности;
- расходы по несостоявшимся служебным командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и другое);
- расходы на благотворительность в связи с пандемией (перечисление денег пострадавшим лицам; приобретение для медучреждений специализированного оборудования; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, другое).
Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением коронавируса, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
- Регламентирующий документ
- Кому дают
- Сколько удастся получить
- Как получить
- На какие цели выделяется субсидия
- Как отразить в бухучете и бухгалтерской отчетности
- Как субсидия облагается налогами
Средства, полученные организациями и предпринимателями из федерального бюджета в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции являются государственной помощью. Исходя из чего, бухгалтерский учет данных средств у их получателя ведется в соответствии с ПБУ 13/2000 «Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000г.N92н. Рассмотрим порядок их учета в соответствии с РСБУ и нормам налогового законодательства РФ принимая во внимание тот факт, что данный вид государственной помощи (субсидия) не является строго целевым. Хотя предоставляется она для частичной компенсации затрат организаций и предпринимателей на оплату труда работников в апреле-мае 2020 года и рассчитывается исходя из количества работников, но дается работодателю на покрытие его расходов. В соответствии с ПБУ 13/2000 [2]:
- организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения;
- бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями субсидирования отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования текущих расходов (счет № 86).
Для учета поступавших сумм субсидий в бухгалтерском учете получателя средств в соответствии с ПБУ 13/2000 используется счет № 86 «Целевое финансирование».
Если предприятие уже имеет иные виды целевых поступлений, то к счету № 86 «Целевое финансирование» имеет смысл открыть субсчета по видам целевых поступлений. Например, счет 86 субсчет 01 «Субсидии полученные». Учитывая, что основное назначение субсидии — покрытие расходов организации/ работодателя и основное ее направление использования — возмещение понесенных затрат/расходов, которые на момент получения субсидии могут быть произведены или еще нет. Списание произведенных расходов производится в бухгалтерском учете с использованием счета № 91.1 «Прочие доходы» [3]. Основные бухгалтерские проводки по отражению получения и использования субсидий отражены в табл.2.
ООО «Маяк» получило в мае на расчетный счет субсидию – 242 600 руб. Начислена и выплачена работникам зарплата за апрель – 121 300 руб. Зарплата за май пока не начислена. Руководство ООО «Маяк» приняло решение направить всю сумму субсидии на возмещение расходов по оплате труда (табл.3).
Рассматриваемая субсидия не является доходом и отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается. Индивидуальный предприниматель также не включает ее в декларацию и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций не показывает. Заработная плата работников в этом случае облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно, т.к. субсидия дается не на выплату зарплаты, а на покрытие расходов организации (ИП).
Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в статью 270 НК внесены изменения. В частности, внесен пункт 48.26, согласно которому в расходы не включаются затраты, произведенные за счет субсидии. В таком случае, организация/налогоплательщик может решать на возмещение каких расходов ей целесообразнее направить использование субсидии. Автоматизированные выходные формы по учету субсидий формируются по бухгалтерскому счету № 86 «Целевое финансирование» на основе разноски документов по данному счету (выписка банка по расчетному счету, документы по начислению затрат, бухгалтерская справка и др.) [4]. Автоматизированные формы должны содержать информацию по видам финансирования (целевых поступлений), название организаций, являющихся источником финансирования и статьи затрат, на которые были направлены полученные средства. Например, в 1С – это оборотно-сальдовая ведомость по счету 86 «Целевое финансирование» (рис.1).
- Об учете субсидий малому и среднему бизнесу на возмещение потерь от коронавирусной инфекции
- Порядок, условия и сроки хранения бухгалтерских документов на бумажном и электронном носителях
- Применение Agile Scrum для реализации автоматизированного рабочего места врача терапевта в городской больнице (часть 1)
- Автоматизация и ведение оперативного, бухгалтерского и налогового учетов обеспечения спецодеждой и СИЗ на предприятии (часть 1)
- Дизайн-мышление в проектах внедрения информационных систем (часть 1)
- Новое в порядке проведения, оформления и учета консервации объектов
- Применение Agile Scrum для реализации автоматизированного рабочего места врача терапевта в городской больнице (часть 2)
В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.
В частности, пункт 1 ст. 251 НК РФ был дополнен положениями, исключающим из состава налогооблагаемых доходов субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в единый реестр субъектов МСП и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ (подпункт 60).
В свою очередь, «зеркальные» дополнения были внесены в статью 270 НК РФ, исключающие из состава учитываемых для целей налогообложения расходы, осуществленные за счет указанных субсидий (подпункт 48.26).
Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.
В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).
Как отразить получение субсидии в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.
По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.
Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.
На тот момент, когда Владимир Путин пообещал помощь компаниям, в Налоговом Кодексе не было действенных механизмов по оказанию подобного рода помощи (обычно компании несут деньги государству, но никак не наоборот). В этой связи потребовалось в срочном порядке вводить механизмы, согласно которым она будет оказываться.
В итоге было решено, что «коронавирусные» финансы от государства не будут облагаться налогом на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК (внесен законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что это деньги не являются доходом, а значит их нельзя учитывать в расходах, что следует из п. 48.26 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
Приведем пример
Предприятие арендует офис в бизнес-центре. Сумма ежемесячной арендной платы составляет 50000 рублей. Предположим, что компания провела оплату в счет погашения задолженности 30000 рублей из собственных (заработанных средств), а остаток 20000 рублей – за счет полученной субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 30000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.
В том случае, если речь идет не о аренде, а о приобретении неких товаров, облагаемых НДС, то он принимается к вычету в общем порядке.
Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;
Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.
Приведем пример
Компании была перечислена помощь от государства в размере 56420 рублей. Этими деньгами она планирует компенсировать недостающие средства на зарплату сотрудникам.
- ДАТА Дебет 51 – Кредит 86 — 156 420 руб,
- ДАТА Дебет 86 – Кредит 91.1 — 156 420 руб.
В том случае, если предприятие потратит часть на оплату аренды за текущий месяц, а часть перечислит на зарплату работников за предыдущий период, то проводки будут следующими:
- ДАТА Д 51– К86 — 156 420 руб,
- ДАТА Д 86 – К91.1 — 56 420 руб. — сумма зарплаты,
- ДАТА Д 86 – К91.1 — 100 000 руб. — сумма аренды.
Очевидно, что не так страшен черт, как его малюют. Используйте нашу рекомендацию и учет государственной помощи пройдет именно так, как это устраивает государство.
Налог с полученных субсидий платить не нужно.
В Налоговый кодекс внесли дополнения, согласно которым «коронавирусные» субсидии не считаются доходом для налога на прибыль (НДФЛ для ИП), УСН и ЕСХН (п. 82 ст. и пп. 60 п. 1 ст. НК РФ).
НДС при получении «коронавирусной» субсидии начислять также не нужно. Его платят только с тех видов государственной помощи, которые связаны с реализацией товаров или услуг по сниженным ценам (п. 1 ст.162 НК РФ). А в данном случае такой связи нет, поэтому нет и необходимости начислять НДС.
При использовании ЕНВД или патентной системы суммы поступлений, в том числе и субсидии, в принципе не влияют на облагаемую базу.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
В апреле 2020 года по поручению президента РФ Путина В.В. правительством было принято Постановление о выплате субсидий малому и среднему бизнесу (Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 № 576). Средства выплачиваются за апрель и май 2020 года.
Размер дотаций составляет:
· Для организаций — произведение МРОТ (12130 рублей) на количество работников в марте 2020 года;
· Для ИП — произведение МРОТ (12130 рублей) на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу;
· Для ИП без работников — МРОТ (12130 рублей).
Реестры для перечисления субсидий формируются Федеральной налоговой службой на основании данных, предоставленных ПФР. Подробнее об условиях предоставления выплат можно ознакомиться в Постановлении.
1. Бюджетные и автономные учреждения формируют План финансового-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), где принимают к учету показатели плана в части доходов от получения субсидии на государственное задание. Для отражения утвержденных плановых назначений в БГУ 2.0 в меню «Планирование и санкционирование» – «Плановые показатели деятельности» предусмотрен документ «Плановые назначения».
Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- из местных бюджетов.
Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.
Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.
В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.
Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:
- Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:
07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)
- Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии на иные цели:
07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)
- Получена субсидия на лицевой счет учреждения:
00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)
07060000000000000150.5.17.01.152 (162)
- Исполнение плана текущего финансового года по доходам
07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)
- Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года:
07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 утверждены правила выплаты субсидии из Федерального бюджета (ФБ) на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 учитывать получение и использование субсидии в бухгалтерском и налоговом учете.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения в 2020 году мероприятий по профилактике коронавируса.
Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) могут использовать субсидию на любые расходы.
Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать.
Рассмотрим на примере, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 отражать получение и использование субсидии организацией, применяющей общую систему налогообложения.
Получение субсидии в программе отражается стандартным документом Поступление на расчетный счет с видом операции Прочее поступление (рис. 1):
Предположим, что организация получила субсидию в сумме 28 000 руб. (из расчета на 2 сотрудников).
В полях Счет расчетов и Прочие доходы и расходы следует указать счет 91.01 «Прочие доходы» и аналитику к нему (статью прочих доходов и расходов).
В статье прочих доходов и расходов должен быть снят флаг Принимается к налоговому учету (рис. 2).
На момент получения субсидии в учете организации уже могут быть отражены расходы на дезинфекцию и профилактику коронавирусной инфекции, например, с помощью документа Требование-накладная (рис. 3а).
Предположим, что расходы на дезинфекцию и профилактику учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (рис. 3б).
Проанализируем расходы организации на дезинфекцию и профилактику коронавируса с помощью оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) по счету 26 «Общехозяйственные расходы». Используя панель настроек, можно одновременно вывести данные бухгалтерского и налогового учета (рис. 4).
Расходы организации на дезинфекцию и профилактику коронавируса, отраженные в налоговом учете, следует скорректировать в сторону уменьшения на сумму полученной субсидии (то есть на 28 000 тыс. руб.). Для этого можно воспользоваться документом Операция, где отразить соответствующую корреспонденцию счетов (рис. 5).
Поле Сумма остается незаполненным, поскольку данные бухгалтерского учета не корректируются, а в специальном поле для целей налогового учета Сумма Дт НУ: 26 следует указать сумму 28 000 руб. со знаком «минус» для исключения из состава налоговых расходов.
Если организация применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» балансовым методом (без отражения в учете постоянных и временных разниц), то фиксировать постоянную разницу в проводке не требуется.
На тот момент, когда Владимир Путин пообещал помощь компаниям, в Налоговом Кодексе не было действенных механизмов по оказанию подобного рода помощи (обычно компании несут деньги государству, но никак не наоборот). В этой связи потребовалось в срочном порядке вводить механизмы, согласно которым она будет оказываться.
В итоге было решено, что «коронавирусные» финансы от государства не будут облагаться налогом на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК (внесен законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что это деньги не являются доходом, а значит их нельзя учитывать в расходах, что следует из п. 48.26 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
Приведем пример
Предприятие арендует офис в бизнес-центре. Сумма ежемесячной арендной платы составляет 50000 рублей. Предположим, что компания провела оплату в счет погашения задолженности 30000 рублей из собственных (заработанных средств), а остаток 20000 рублей – за счет полученной субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 30000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.
Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;
Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.
Приведем пример
Компании была перечислена помощь от государства в размере 56420 рублей. Этими деньгами она планирует компенсировать недостающие средства на зарплату сотрудникам.
- ДАТА Дебет 51 – Кредит 86— 156 420 руб,
- ДАТА Дебет 86 – Кредит 91.1 — 156 420 руб.
В том случае, если предприятие потратит часть на оплату аренды за текущий месяц, а часть перечислит на зарплату работников за предыдущий период, то проводки будут следующими:
- ДАТА Д 51– К86 — 156 420 руб,
- ДАТА Д 86 – К91.1 — 56 420 руб. — сумма зарплаты,
- ДАТА Д 86 – К91.1 — 100 000 руб. — сумма аренды.
Очевидно, что не так страшен черт, как его малюют. Используйте нашу рекомендацию и учет государственной помощи пройдет именно так, как это устраивает государство.
Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?
Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2021. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.
Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов. Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.
По Соглашению с учредителем бюджетное (автономное) учреждение может получать следующие виды субсидий:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
- субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
- субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).
В соответствии с п. 54 Стандарта «Доходы» субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта «Доходы»).
Вариант, когда субсидия предоставляется без такого условия, — это предоставление субсидии на иную цель автономному учреждению, которому счета открыты в коммерческом банке. По условиям изначально в такой ситуации автономное учреждение должно потратить собственные средства на расходы, которые будет предусмотрены Соглашением, предоставить отчет учредителю. Потом учредитель выделяет субсидию на иную цель на возмещение произведенных автономным учреждением расходов.
Иных ситуаций, когда на основании Соглашения можно признавать доходы в виде субсидии доходами текущего года сразу, пока не установлено. Поэтому по общему правилу, установленному Стандартом «Доходы», на основании заключенного с учредителем Соглашения учреждению следует отразить в учете доходы будущих периодов.
Доходы будущих периодов могут быть признаны доходами текущего года на основании следующих документов:
- по субсидии на выполнение госзадания — на основании Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
- по иным видам субсидий — на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
- и (или) информации о результатах использования субсидий — Извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения в учете финрезультата по методу начисления в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчетов, указанных в пункте «1»;
- и (или) иного документа, предусмотренного Соглашением.
Формирование Извещения (ф. 0504805) производится бюджетным (автономным) учреждением, два экземпляра направляются учредителю. Если учредитель согласен с суммой, указанной в Извещении (ф. 0504805), то он подтверждает это направлением второго экземпляра заполненного Извещения (ф. 0504805) учреждению. Для оперативности отражения информации допустим обмен скан-копиями документов.
Обмен Извещениями (ф. 0504805) не освобождает учреждение от представления отчетов, указанных выше в пункте «1». По итогам составления таких отчетов суммы, указанные ранее в Извещении (ф. 0504805), могут уточняться. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению — получателю субсидии Извещения (ф. 0504805) с указанием корректирующих записей. Соответствующие бухгалтерские записи не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов.
Еще по теме: Как определить срок полезного использования без ОКОФ?
После представления бухгалтерской отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате части субсидии, в том числе в результате рассмотрения Отчетов по субсидиям, выявления нецелевого использования (невыполнения условий предоставления субсидии). Соответствующие требования отражаются в очередном году как новые расчеты, без исправления ошибок прошлых лет.
Ошибку прошлых лет предстоит исправлять только в том случае, если доходы в виде субсидии признавались доходами текущего года неправильно. К примеру, начисление осуществлялось по кассовому методу, а не по факту выполнения условий предоставления субсидии.
Субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19 (Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, от 12.05.2020 N 658) налогоплательщиками на УСН, включенными по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП из пострадавших отраслей, учитываются в следующем порядке:
- суммы субсидий не учитываются в доходах (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- расходы, произведенные за счет субсидий, указанные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются (ст. 252 НК РФ, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, п. 3 ст. 346.5 НК РФ).
Подробнее Как получить помощь малому бизнесу от государства в связи с коронавирусом
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.
Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?
Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2021. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.
Чтобы получить 300 000 рублей на развитие бизнеса обращаются в:
- фонд содействия малому предпринимательству;
- комитет экономического развития;
- отдел промышленной политики;
- местные исполнительные органы.
Претендовать на господдержку могут компании и ИП, открытые не ранее, чем за 12 месяцев до обращения за субсидией. Перед тем, как приступить к реализации права, желательно заранее определиться с органом обращения, выяснить его местонахождение и предварительно проконсультироваться с уполномоченным специалистом. Он расскажет о том, какие требования к претендентам и их проектам предъявляет данное ведомство.
Затем предприниматель готовит заявление и прилагает к нему:
- бизнес-проект и смету расходов;
- документы, подтверждающие право собственности или аренды на помещения, необходимые для реализации бизнес-плана;
- справка банка и Налоговой службы об отсутствии кредитной задолженности;
- лицензии и разрешения (прилагаются по необходимости);
- актуальную выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- приказ о назначении первого руководителя и главного бухгалтера (прилагаются, если просителем является юридическое лицо);
- документацию, подтверждающую создание действующих рабочих мест – подписанные трудовые договора, приказы о зачислении в штат и т.п.;
Документы рассматриваются комиссией Фонда поддержки малого предпринимательства или специальной экспертной комиссией (в разных регионах по-разному). Выигрывают те проекты, которые отвечают установленным требованиям.
Хотите получить субсидию 300 000 рублей, но не знаете с чего начать? Обращайтесь к нам на бесплатную консультацию:
Получить консультацию
Комиссия рассматривает заявки в течение 20 рабочих дней. Готовое решение публикуется на официальном сайте Минэкономразвития субъекта федерации.
Через 30 дней после публикации уполномоченный орган и победитель конкурса заключают соглашение о предоставлении субсидии в размере 300 000 рублей. Через 2 недели после этого деньги поступают на расчетный счет компании.
При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.
Разберем ситуацию на примерах:
ПРИМЕР 1
Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.