Распределение налогов по уровням бюджета 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение налогов по уровням бюджета 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Налоги — один из основных источников пополнения бюджетов разных уровней. От их поступлений зависит эффективное исполнение расходных обязательств государства перед гражданами. Какие виды налогов существуют и как они распределяются между бюджетами — в наших карточках.

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДС;
  • на прибыль;
  • водный;
  • госпошлина;
  • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
  • страховые взносы;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за пользование объектами животного мира.

Региональные

  • на имущество организаций;
  • транспортный;
  • на игорный бизнес.

Местные

  • на имущество граждан;
  • земельный;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.

Налог на прибыль – 2021: доходы, расходы, ставки, отчетность

Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:

  • если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
  • если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.

?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

Компании и предприниматели, чей бизнес относится к IT-сфере, с 01.01.2021 будут платить в бюджет существенно меньше налогов.

Поправки в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), касающиеся сферы информационных технологий, внес Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (закон о налоговом маневре в IT-отрасли).

Для IT-компаний со среднесписочной численностью работников не менее 7 человек, у которых доход от продажи программного обеспечения в общей сумме доходов составляет не менее 90 %, ставка налога на прибыль снижается с 20 до 3 %, страховые взносы уменьшаются с 14 до 7,6 %.

Льготные ставки могут применять две категории IT-компаний:

  • работающие в сфере информационных технологий, в том числе сопровождающие собственный компьютерный софт;
  • разработчики и проектировщики изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Важный момент: IT-компании, претендующие на пониженные ставки, должны быть аккредитованы в Минцифры России, разработчики электронных продуктов должны быть включены в специальный реестр Минпромторга России.

Поправки по снижению налоговой нагрузки призваны поддержать IT-отрасль и стимулировать ее развитие. По мнению Правительства РФ, предложенные бизнесу пониженные налоговые ставки очень привлекательны и вполне сопоставимы с льготными условиями, предоставляемыми IT-разработчикам другими странами.

Стоит отметить, что закон о налоговом маневре содержит негативные моменты, так как выпадающие доходы бюджета из-за снижения налога на прибыль и страховых взносов для IT-компаний нужно компенсировать. Негативные моменты заключаются в следующем.

1. С 01.01.2021 IT-компании уже не смогут списывать в состав материальных расходов для целей налогообложения прибыли стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники. Они будут начислять амортизацию. Правило единовременного списания больше не работает в связи с отменой п. 6 ст. 259 НК РФ. Налоговая база по налогу на прибыль возрастет.

2. С 2021 года в результате налогового маневра из перечня операций, необлагаемых НДС, исключена продажа программного обеспечения: льгота по НДС, предусмотренная подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, будет применяться по-новому.

Освобождение от НДС будет распространяться только на передачу прав на компьютерные программы и базы данных, включенных в специальный реестр отечественных производителей софта Минцифры.

На зарубежные программные продукты льгота не распространяется.

Освобождение от НДС будет применяться с даты внесения программ и баз данных в российский реестр. Отказаться от освобождения нельзя.

Большинство российских правообладателей ПО с 2021 г. могут остаться без льготы, так как попасть в реестр Минцифры совсем не просто.

Поправки в НК РФ по основным налогам, которые уплачивают компании с обычной системой налогообложения, узконаправленные. Фокус — на конкретные отрасли, категории налогоплательщиков и даже на отдельные хозяйственные операции. Изменения, затрагивающие налоговую политику компаний, работающих в специфичных сферах, важны для экономики страны в целом из-за их влияния на динамику цен, состояние конкурентной среды и предпринимательский климат.

Внесены следующие изменения по НДС:

  • Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 374-ФЗ) на весь 2021 г. продлен срок действия пониженной ставки НДС в отношении внутренних воздушных перевозок. Однако не всех. Перелеты в Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также полеты, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области, по-прежнему будут облагаться НДС по ставке 10 %. По остальным внутренним авиаперевозкам ставка НДС вырастет до 20 %. Это простимулирует развитие региональной авиации вне Московского авиаузла;
  • расширен перечень медицинских товаров, импорт и реализация которых освобождены от НДС. В числе двадцати добавленных позиций новые виды хирургических, стоматологических и прочих инструментов, диагностического и лечебного оборудования, протезов и имплантов. Мера направлена на технологическое переоснащение медицинской отрасли;
  • согласно Федеральному закону от 15.10.2020 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»» с 01.01.2021 существенную преференцию получат банкроты: из состава объектов налогообложения по НДС исключена реализация любых их активов. Освобождение касается не только имущества, отнесенного к конкурсной массе, но и товаров, работ, услуг, которые будут реализованы банкротами в процессе текущей деятельности. Принимать к вычету НДС по счетам-фактурам от банкротов запрещено;
  • с 01.01.2021 вводится электронный документооборот для системы tax free. Федеральный закон от 20.07.2020 № 220-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленных физическим лицам — гражданам иностранных государств при реализации им товаров» разрешает оформлять чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим в России товары в розницу, в электронном виде.

Организация розничной торговли получит вычет по НДС по товарам, проданным физическим лицам и вывезенным за границу, если покупатели получат компенсацию суммы налога tax free. Это проследит система электронного документооборота.

В 2021 году по налогу на прибыль произошли следующие изменения.

  1. Получили льготы по налогу на прибыль резиденты Арктики. Вводится новая экономическая зона с особыми преференциями — Арктическая. Согласно поправкам в ст. 284 НК РФ ее резиденты вправе применять нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет (за некоторым ограничением). Льгота не распространяется на добычу полезных ископаемых, производство сжиженного природного газа, переработку углеводородного сырья в продукты нефтехимии.

2. Производители периодики получили право на списание нереализованной книжной и печатной продукции до 30 % от стоимости тиража. Такую возможность ввел Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Это позволит не переплачивать налог на прибыль, признавая убыток. Ранее норматив списания в расходы нереализованной или бракованной продукции составлял 10 %.

3. Расширен перечень расходов, по которым компания вправе заявить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. В соответствии с Федеральным законом № 374-ФЗ с 01.01.2021 можно получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль по расходам на НИОКР.

До 90 % расходов на НИОКР можно отнести на уменьшение налога на прибыль в региональный бюджет, 10 % — в федеральный бюджет. Вычет вводится законом субъекта РФ. В случае отсутствия данной налоговой преференции в региональном законодательстве вычет не работает.

Право на вычет возникает в периоде, когда работы НИОКР завершены или поэтапно приняты по акту сдачи-приемки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

4. Проценты по «коронавирусным» кредитам разрешено включать в расходы по мере оплаты. Особый порядок признания процентов в расходах временный — действует до 31.12.2021. Он предусмотрен Федеральным законом от 13.07.2020 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и относится только к льготным кредитам, полученным в 2020 г. на поддержку пострадавшего бизнеса (организаций и ИП) согласно Постановлениям Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 и от 02.04.2020 № 422.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

По обычным кредитам момент фактической уплаты процентов для признания расходов значения не имеет: плательщики налога на прибыль, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления, учитывают проценты по кредитам ежемесячно «по начислению», исходя из определенной договором ставки.

Данная поправка позволит признать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль сумму процентов, уплаченных по коронавирусным долговым обязательствам, по мере их оплаты.

5. С 2021 года в НК РФ будет прописан порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль. По сути, ничего не меняется, лишь законодательно закрепляются действующие правила о распределении прибыли компаниями с «обособками» согласно письму Минфина России от 14.05.2020 № 03-03-07/39124.

Действуют следующие изменения по страховым взносам:

  • с 01.01.2021 увеличились предельные базы по страховым взносам. Лимит взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 г. составит 966 000 руб. (2020 г. — 912 000 руб.), по пенсионным взносам — 1 465 000 руб. (2020 г. — 1 292 000 руб.). Новые лимиты утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935;
  • в 2021 году продолжает работать правило двукратного пониженного тарифа на уплату страховых взносов для субъектов малого и среднего бизнеса. Правило призвано простимулировать работодателей отказаться от серых зарплат и не снижать зарплату сотрудникам ниже уровня МРОТ. Для этого на сумму превышения МРОТ установлена пониженная ставка страховых взносов — 15 %. По выплатам ниже МРОТ ставка прежняя — 30 %;

К СВЕДЕНИЮ

Для применения пониженных тарифов введено обязательное условие: работодатель (компания или ИП) должен быть внесен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП).

  • ставки взносов на травматизм останутся на прежнем уровне. Не будет повышения фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей;
  • согласно ст. 431 НК РФ с 01.01.2021 прекращает действие зачетный механизм при уплате страховых взносов в ФСС РФ. Будет действовать новый порядок прямых выплат: работодатели (компании и ИП) будут платить страховые взносы в ФСС в полном объеме, не уменьшая сумму взносов на расходы по выплате пособий работникам. Работники будут получать пособия не от работодателя, а напрямую из территориальных органов ФСС РФ.

Это относится к оплате больничных, пособиям по беременности и родам, выплатам при рождении ребенка и другим социальным выплатам, находящимся в ведении Фонда социального страхования.

Справочно: выплата больничных пособий при болезни сотрудника по системе прямых выплат складывается из двух этапов: первые три дня нетрудоспособности оплачивает работодатель, последующие дни, начиная с четвертого, оплачивает ФСС. Детские пособия, декретные больничные, больничные по травме на производстве и в случае профзаболевания полностью выплачивает фонд.

Важный момент: с 01.07.2021 все социальные пособия будут зачисляться только на карту «Мир». Такие указания Центробанка направлены российским банкам, производящим указанные выплаты.

Т. Н. Зозуля, налоговый консультант-практик

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2021.

При определении налоговой базы учитываются все доходы физлица, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой по правилам ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Федеральным законом № 372-ФЗ признан утратившим силу абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ. Он содержал уточнение, согласно которому налоговая база по доходам от долевого участия должна определяться отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Вместе с тем ст. 210 НК РФ дополнен новыми п. 2.1 – 2.3, в которых определен порядок формирования совокупных налоговых баз.

Исходя из п. 2.1 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 % (предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физлиц – налоговых резидентов РФ отдельно:

  • налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ (основная налоговая база).

Согласно п. 2.2 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 30 % (предусмотрена абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, отдельно:

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

  • налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30 %, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ.

В силу п. 2.3 ст. 210 НК РФ налоговые базы, указанные в п. 2.1 и 2.2 (за исключением основной налоговой базы), определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 НК РФ.

Эти особенности таковы:

Налоговая база

Особенности формирования

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Федеральным законом № 372-ФЗ в новой редакции был изложен п. 3 ст. 210 НК РФ, который теперь регулирует порядок формирования основной налоговой базы.

Обратите внимание: основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, названных в п. 2.3 и 6 ст. 210 НК РФ), с учетом ряда особенностей.

В отношении налоговых баз, не относящихся к основной налоговой базе, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 – 221 НК РФ, не применяются.

К сведению: если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы за тот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Причем на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

У налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении основной налоговой базы, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, учитываемых при определении основной налоговой базы, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

  • 13 % – если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

  • 650 тыс. руб. и 15 % суммы налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей 5 млн руб., – если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяется в отношении совокупности всех доходов физического лица – налогового резидента РФ, подлежащих налогообложению (за исключением доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ).

К сведению: новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ гласит, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 % для физических лиц – налоговых резидентов РФ в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) или долей в нем, доходов в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению. Иными словами, ставка налога не зависит от величины полученных средств.

В отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, указанных в абз. 3 – 7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (п. 3.1 ст. 210 НК РФ введен Федеральным законом № 372-ФЗ):

  • 13 % – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

  • 650 тыс. руб. и 15 % суммы соответствующих доходов, превышающей 5 млн руб., – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Напомним, что для налоговых резидентов РФ продолжают действовать налоговые ставки:

  • 35 % – для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях (п. 2 ст. 224 НК РФ);

  • 9 % – для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (п. 5 ст. 224 НК РФ);

  • 30 % – для доходов по ценным бумагам российских организаций (п. 6 ст. 224 НК РФ).

Приказом от 12.10.2020 № 236н Минфин утвердил КБК для прогрессивной шкалы НДФЛ, скорректировав перечень КБК по налогам на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Так, для НДФЛ введены следующие коды:

  • 000 1 01 02080 01 0000 110 – в отношении налога, который больше 650 тыс. руб. и относится к части базы сверх 5 млн руб.;

  • 000 1 01 02090 01 0000 110 – в отношении налога с сумм прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты НДФЛ на основании подачи уведомления в налоговый орган;

  • 000 1 01 02070 01 0000 110 – в отношении налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017. КБК применяется также для налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства.

По правилам п. 1 ст. 225 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) сумма налога при применении налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля указанной суммы налоговых баз;

  • если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет более 5 млн руб. – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ.

Новыми п. 1.1 – 1.4 ст. 225 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления налога:

Сумма налога

Порядок исчисления

При применении налоговой ставки в размере 30 %, установленной абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля суммы налоговых баз, указанных в п. 2.2 ст. 210 НК РФ

При применении налоговых ставок в размере 35, 9, 30 %, установленных соответственно п. 2, 5, 6 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, названной в п. 4 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки в размере 13 %, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, обозначенной в п. 6 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки 13 % (15 % с суммы, превышающей 5 млн руб.), установленной п. 3.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы;

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет более 5 млн руб., – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговой базы.

С учетом вводимых Федеральным законом № 372-ФЗ изменений общая сумма налога:

  • в отношении физического лица – налогового резидента РФ представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1, 1.2, 1.3 ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 225 НК РФ);

  • в отношении физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.4 ст. 225 НК РФ (п. 2.1 ст. 225 НК РФ).

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ в абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога в части доходов, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Как в 2021 году распределять региональную часть налога на прибыль?

Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ предусмотрено, что в 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.

К сведению: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по прогрессивной ставке (650 тыс. руб. плюс 15 % с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ). Но налоговый агент должен будет самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

* * *

В заключение перечислим основные поправки в отношении порядка исчисления и уплаты НДФЛ:

  • предусмотрена прогрессивная шкала для налоговой ставки: 13 % – если сумма доходов за налоговый период составляет менее или равна 5 млн руб. и 15 % – с суммы, превышающей 5 млн руб. При этом в отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными. Например, доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по ставке 13 % независимо от величины полученных средств;

  • устанавливается алгоритм уплаты налога в ситуации, когда на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тыс. руб.;

  • вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Установленное пороговое значение – 5 млн руб. и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее будут включать доходы, в том числе от долевого участия, в частности в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации, в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей, по операциям с ценными бумагами;

  • по общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (возможны исключения, например доходы по операциям с ценными бумагами можно уменьшить на положительный финансовый от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков);

  • если стандартные, социальные вычеты и имущественные вычеты на покупку жилья и проценты по ипотеке не могут учесть при расчете основной базы, то на неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год;

  • налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб. Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. руб., и налог, сумма которого больше 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

Чтобы заплатить дивиденды, нужно принять соответствующее решение, определить размер и источники для выплаты, а также убедиться, что у организации есть право распределять прибыль. Для ООО и АО правила отличаются. Мы собрали их в таблице:

Параметр ООО АО
Решение о выплате Принимает общее собрание участников или единственный участник Принимает общее собрание акционеров
Периодичность выплат По итогам года или промежуточных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев) По итогам года или промежуточных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев)

Ограничение: решение о выплате принимается не позднее трёх месяцев после окончания промежуточного периода

Размер дивидендов Пропорционально вкладам участников в уставный капитал, но только когда уставом не предусмотрено иное В размере, объявленном по акциям каждой категории
Источник выплат Чистая прибыль Чистая прибыль
Срок для выплаты 60 дней после решения о распределении 25 рабочих дней с даты, на которую определены лица, имеющие право на получение дивидендов
Запрет на выплату дивидендов
  • есть признаки банкротства или появятся из-за выплаты дивидендов;
  • стоимость чистых активов уже меньше или после выплаты дивидендов станет меньше размера уставного капитала (и резервного фонда, если он есть)
  • не полностью оплачен уставный капитал;
  • не выкуплены все акции, которые должны быть выкуплены;
  • есть признаки банкротства или появятся из-за выплаты дивидендов;
  • стоимость чистых активов уже меньше или после выплаты дивидендов станет меньше размера уставного капитала (и резервного фонда, если он есть)

Выплата дивидендов по результатам работы общества за отчётный год — это событие после отчётной даты. Оно раскрывается в пояснительной записке. Бухгалтерские записи будут сделаны уже в периоде выплаты.

Для дивидендов физлицам проводки следующие:

  • Дт 84 Кт 70 (75) — начислены дивиденды;
  • Дт 70 (75) Кт 68 — удержан НДФЛ при выплате;
  • Дт 70 (75) Кт 51 — выплачены дивиденды;
  • Дт 68 Кт 51 — перечислен в бюджет НДФЛ.

Для дивидендов юрлицам:

  • Дт 84 Кт 75.02 — начислены дивиденды;
  • Дт 75.02 Кт 68 — удержан налог на прибыль при выплате;
  • Дт 75.02 Кт 51 — выплачены дивиденды;
  • Дт 68 Кт 51 — перечислен в бюджет налог на прибыль.

Понадобятся подтверждающие документы: протокол общего собрания акционеров (участников) и бухгалтерская справка-расчёт. Рекомендуем документами не пренебрегать. Контролирующие органы уделяют много внимания дивидендам. Почти после каждой выплаты налоговая присылает запрос: кому и как выплачивали, где удержание налога, когда уплачивали и просят предъявить бухгалтерскую справку-расчёт и решение общего собрания.

При выплате дивидендов встречаются нестандартные ситуации. Например, вы решили выдать дивиденды товарами или получатель отказался от дивидендов. С налогами тут всё будет не так однозначно. Разберём популярные вопросы.

Многих интересует, можно ли выплатить дивиденды за счёт нераспределённой и невыплаченной прибыли прошлых лет. Можно, и в таком случае не нужно ждать конца квартала или года. Но в решении о выплате важно указать, за какой год и в какой сумме распределяется прибыль.

НДФЛ удерживается по ставке, которая действует на дату выплаты дивидендов.

Обзор изменений налогового законодательства в 2021 году

В 2021 году в правилах уплаты налога на прибыль ничего не изменилось — такое же распределение и ставки:

  • в бюджет региона — 17% от налоговой базы;
  • в федеральный бюджет — 3% от налоговой базы.

Для юридических лиц изменения в кодах бюджетной классификации были незначительные, но при заполнении платежных ведомостей их нужно учитывать. Они касаются суммы налогов, которые вычисляются с прибыли по обращающимся облигациям и облигациям с ипотечным покрытием.

КБК на 2020 год

Бюджет Налог Штрафы Пени
Федеральный 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 3000 110 182 1 01 01011 01 2100 110
Региональный 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 3000 110 182 1 01 01012 02 2100 110

КБК на 2021 год

Бюджет Налог Штрафы Пени
Федеральный 182 1 01 01011 01 1000 110 182 1 01 01011 01 3000 110 182 1 01 01011 01 2100 110
Региональный 182 1 01 01012 02 1000 110 182 1 01 01012 02 3000 110 182 1 01 01012 02 2100 110

Платеж перечисляется в течение 28 дней месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовые платежи нужно вносить поквартально (для отдельных категорий ст. 286 НК РФ) или помесячно, несмотря на то, что налоговый период составляет год.

Налог Пени Штраф
Новые КБК налога на прибыль (налог с процентов по облигациям)
182 1 01 01090 01 1000 110 182 1 01 01090 01 2100 110 182 1 01 01090 01 3000 110
Налог, при условии, что выполняются соглашения о разделе продукции, которые были заключены до принятия ФЗ №225
182 1 01 01020 01 1000 110 182 1 01 01020 01 2100 110 182 1 01 01020 01 3000 110
Налог, взимаемый с прибыли иностранных компаний, деятельность которых не связана с деятельностью в России, за исключением доходов в виде дивидендов
182 1 01 01030 01 1000 110 182 1 01 01030 01 2100 110 182 1 01 01030 01 3000 110
Налог с прибыли контролируемых иностранных компаний
182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 2100 110 182 1 01 01080 01 3000 110
Налог с прибыли, которые получили российские организации в виде дивидендов от российских компаний
182 1 01 01040 01 1000 110 182 1 01 01040 01 2100 110 182 1 01 01040 01 3000 110
Налог с прибыли, полученной иностранной организацией в качестве дивидендов от российской компании
182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 1000 110 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог с прибыли, которые получили российские организации в виде дивидендов от иностранных компаний
182 1 01 01060 01 1000 110 182 1 01 01060 01 2100 110 182 1 01 01060 01 3000 110
Налог с доходов, которые получены с ценных бумаг государства и муниципалитета в виде процентов
182 1 01 01070 1000 110 182 1 01 01070 01 2100 110 182 1 01 01070 01 3000 110
Налог с прибыли контролируемых иностранных компаний
182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 1000 110 182 1 01 01080 01 1000 110

Если вам нужно заплатить пени по налогу, необходимо применить свой код, который прописывается в платежных поручениях. Чтобы узнать, какой код пени по налогу на прибыль писать в графе 104 платежной ведомости, нужно в коде по основному платежу заменить 14-17 положения.

Для пени вместо 1000 применяется значение 2100. Коды для пени расположены в зависимости от того, куда они перечисляются (уровень бюджета).

  • федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110;
  • региональный бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110.

Код пени по налогу в федеральный бюджет имеет в 11-12 положении значение 11, а в региональный бюджет это значение равно 12. Если обнаружена недостача в казне субъектов РФ, то пени переводятся с применением КБК в региональный бюджет.

При заполнении поля 104 платежной ведомости, организации часто путают коды. Из-за ошибок в платежках, деньги отправляются в невыясненные платежи. Неточность исправить можно. Для этого вам необходимо написать заявление в налоговую инспекцию для уточнения платежа.

Заявление можно оформить в свободной форме. Самое главное — не забудьте написать ошибочные данные платежки и укажите верную информацию.

Автор статьи: Александра Аверьянова


Платите налог на прибыль и другие налоги в облачном сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Сервис подготовит платежки и напомнит о сроках уплаты, сформирует отчеты, поможет легко начислить зарплату и другие выплаты. Познакомьтесь со всеми возможностями Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Налог на прибыль. Изменения на 2021 год

В данном направлении также запланирован рост финансирования. На выплату пенсий потратят 2,3 трлн. р. Остальные цифры следующие (в млрд. р.):

  • материнский капитал – 316;
  • пособие на детей до 3 лет – 150;
  • повышение зарплат в бюджетной сфере – 100;
  • выплаты опекунам инвалидам – 85;
  • пособие за третьего и последующих детей – 46;
  • реабилитация инвалидов – 33;
  • социальные службы – 19;
  • жилье для молодых семей – 5;
  • обучение пенсионеров новым профессиям – 3.

Анализируя расходную часть закона, можно сделать вывод о том, что он более социальный, чем бюджеты последних нескольких лет. Расширен объем инвестиций на реализацию ключевых национальных проектов и развитие экономики. Вместе с тем увеличиваются траты на оборону, правоохранительную систему и госаппарат, что предполагает рост уровня доходов у военных и чиновников различных категорий.

Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

— налог на операции с ценными бумагами;— налог на рекламу;— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);— таможенная пошлина;— платежи за пользование природными ресурсами;— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

→ → Актуально на: 13 апреля 2017 г. Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными.

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДС;
  • на прибыль;
  • водный;
  • госпошлина;
  • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
  • страховые взносы;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за пользование объектами животного мира.

Региональные

  • на имущество организаций;
  • транспортный;
  • на игорный бизнес.

Местные

  • на имущество граждан;
  • земельный;
  • торговый сбор.

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

  • Исследование методологии распределения налогов по уровням бюджета на основе весовых показателей 2015 / Чеснокова Л.А.
  • Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов Российской Федерации 2013 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов Российской Федерации 2013 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Оценка эффективности государственного контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль организаций 2016 / Яшина Н.И., Александров Е.Е.
  • Факторное моделирование поступлений налога на прибыль в региональный бюджет 2016 / Яшина Н.И., Малышев С.А., Чеснокова Л.А.
  • Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы 2017 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы 2016 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Распределения доходного потенциала по территории страны: влияние на вертикальную сбалансированность региональных бюджетов 2013 / Широбокова Вера Алексеевна
  • Дифференциация регионов и проблемы асимметрии налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа 2012 / Доржиева В.В., Чимитдоржиева Е.Ц.
  • Оценка эффективности налогового контроля с учетом риска исполнения налоговых обязательств 2016 / Яшина Надежда Игоревна, Александров Евгений Евгеньевич

Если вы перечисляли или будете когда-нибудь сами перечислять налоги или пошлины, вы увидите, что получателем всех налоговых отчислений является территориальное Федеральное Казначейство. При этом, в квитанции или в платежном поручении вы обязательно должны будете указать код бюджетной классификации, по которому и будет определяться, какой вид налога вы уплатили.При заполнении платежного поручения или квитанции на перечисление того или иного налога важно правильно указывать код бюджетной классификации, чтобы ваши деньги поступили в тот бюджет, для которого они предназначены.

По сравнению с 2019 годом нефтегазовые доходы должны упасть на 400 млрд. руб. При общем сохранении примерных цифр доходной части по текущему и следующему году произойдет небольшое перераспределение в их структуре – на сколько процентов снизится выручка от продажи нефти и газа, настолько вырастут прочие поступления. В том числе учитывались доходы от увеличения НДС – 8 трлн. против прошлых 5,9.

Фонд национального благосостояния увеличит свои резервы на конец 2021 года на 7,6 трлн. руб., по сравнению с 2019 годом (3,8 трлн.). А доходы от деятельности госкомпаний вырастут почти на 38 млрд. Разница с доходностью Пенсионного фонда составит 1,1% не в пользу 2020 года.

Сперва разберемся в основах. Поскольку государственный бюджет – это экономический фундамент любого современного государства, он выполняет 4 функции:

  1. Осуществляет абсолютно законный контроль над действиями правительства;
  2. Регулирует рамки экономических операций, выполняемых чиновниками;
  3. Связывает все субъекты данного государства в единую экономическую систему;
  4. Помогает основателям малого и среднего бизнеса общаться и узнавать о нововведениях правительства, а также делать выводы о том, каким образом конкретные изменения будут влиять на их бизнес.

Основные цифры непостоянные. Например, в 2021 г. Правительство вносило поправки в документ. Изначально закладывались следующие показатели (в трлн. р.): доходы — 19,969, расходы — 18,037, профицит — 1,932. Итоговые цифры оказались несколько другими. Доходы остались примерно на том же уровне — 19,970, расходы увеличились до 18,489, а профицит уменьшился до 1,481.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.
Если у них количество работников с инвалидностью составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов равен не менее 25 % суммы расходов на оплату труда.

Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.

В составе нового расчета РСВ с расчетного периода 2020 года нужно представлять информацию о среднесписочной численности работников организации.

Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т. д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями.

Транспортный налог – один из видов. Его необходимо погашать всем, кто имеет зарегистрированные на себя автомобили, автобусы, мотоциклы, лодки, катера, самолеты и прочие передвижные средства. В зависимости от местных правил, устанавливается региональная ставка для каждого города. В учет также берется количество лошадиных сил или киловатт.

В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат…

Транспортный налог – один из видов. Его необходимо погашать всем, кто имеет зарегистрированные на себя автомобили, автобусы, мотоциклы, лодки, катера, самолеты и прочие передвижные средства. В зависимости от местных правил, устанавливается региональная ставка для каждого города. В учет также берется количество лошадиных сил или киловатт.

В бюджете России на 2021 год заложены важные аспекты в цифровых показателях:

  • 42,4 у.е. – стоимость отсечения барреля нефти марки Юралс;
  • 67-68 р. – прогноз курса доллара;
  • 64,4 млрд. долл.– показатель уровня внешнего долга;
  • 3,323 трлн. р. – секретная составляющая трат;
  • свыше 50 р. – планируемая стоимость 1 л бензина;
  • более 65-70% — закрытая часть трат на оборону;
  • 12 130 р. – минимальная заработная плата;
  • 40 тыс. р. – планируемый уровень средней зарплаты в РФ.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. Федеральная, региональная и местная налоговая пошлина – это основной налоговый сбор, действующий на огромной территории России. Именно от уровня законодательных властей, установивших правила по применению фискальных обязательств, и будет зависеть классификация принятых законов. Предлагаем поговорить о том, какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в 2020 году.

В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.

Существует мнение, что система обязательных платежей предполагает администрирование, учет и контроль на локальный уровень. Оно не соответствует реальному положению. Администрирование и контроль уплаты всех видов налогов осуществляет инспекция ФНС. Властями на местах не могут создаваться профильное агентство или служба, выполняющие эти функции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *