Расторжение госконтракта по соглашению сторон по 44 ФЗ коронавирус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение госконтракта по соглашению сторон по 44 ФЗ коронавирус». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части исполнения контракта в период пандемии, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Закон N 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в 2020 году по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ).

Предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с указанной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное указанной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также отмечаем, что изменение условий контракта в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Таким образом, согласно части 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности по соглашению сторон вносить изменения в заключенные заказчиками для федеральных нужд контракты в части, в том числе срока исполнения контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, при наличии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Из-за COVID-19 временные правила действуют не только в закупках. Вводят ограничения, дополнительные выплаты и льготы для предпринимателей. Чтобы максимально использовать все возможности и не нарушать закон, следите за изменениями с помощью КонсультантПлюс. Эксперты собрали всю информацию по коронавирусу в одном обзоре. Дарим бесплатный доступ к нему и другим статьям на 2 дня.

В период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции в законе о контрактной системе появилась ч. 65 ст. 112, в которой закрепили правило о том, что госзаказчики и исполнители проходят процедуру изменения сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году, если достигли согласия. Эту часть 44-ФЗ применяют и для правки стоимости госконтракта, в т.ч. единицы товара, работы, услуги (ТРУ); разрешено ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ — да, если при исполнении обязательств появились определенные условия, которые не зависят от сторон и приводят к неисполнению из-за распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. Это не все условия: когда меняют цену, законодатель предусмотрел возможность для правительства утверждать и иные основания, но пока таких решений не принимали.

Часть 65 статьи 112 44-ФЗ в 2020 году используют и для корректировки объемов авансирования (если оно предусмотрено в госконтракте).

Ключевое юридическое основание для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения стоимости госконтракта, в т.ч. единицы ТРУ, — обоснование в письменной форме. Оно принимается после акта правительства для госзакупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для госзакупок на уровне субъекта или местной администрации, при закупках для обеспечения муниципальных нужд.

ВАЖНО! Когда меняется только объем авансирования — допрешений правительства, властей субъекта или муниципальной администрации не получают.

Чтобы согласовать изменение сроков поставки товара по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, поставщики предоставляют новое обеспечение исполнения контракта, при условии, что корректировки приводят к новым обязательствам, не обеспеченным ранее предоставленным обеспечением.

Минфин в письме №09-04-05/58888 от 07.07.2020 разъяснил, что в госзакупках в условиях коронавируса по 44-ФЗ Постановлением Правительства №630 от 30.04.2020 для заказчиков закреплена возможность увеличения в 2020 году предельного объема авансирования.

Немаловажно, что если в контракте условия о последующем авансировании, которые указаны в Постановлении Правительства №1496 от 09.12.2017, не предусмотрели, то в такой госконтракт стороны вправе внести корректировки и увеличить объем авансирования. Подтверждать факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее уплаченного аванса не нужно.

Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год. Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства.

Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта.

Скачать письмо Минфина №09-04-05/58888 от 07.07.2020 из КонсультантПлюс

С 10 мая действует Постановление Правительства №647 от 08.05.2020, в котором определены новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Этим же документом кабмин урегулировал правила исчисления сроков для закупок в нерабочие дни. Собрали в таблицу новые антикризисные меры с 10.05.2020.

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах, помимо субботы и воскресенья, не следует учитывать нерабочие праздничные дни

Расторжение контракта по соглашению сторон коронавирус

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени, исходя из цены этапа, за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали, исходя из цены контракта, за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  5. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

Во всех федеральных округах, кроме Москвы и Московской области, поставщикам и заказчикам можно дистанционно поучаствовать:

  • в обработке обращений заказчиков о внесении участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков
  • в обработке жалоб по закупкам
  • в проведении проверок

Организатор совещания будет рассылать ссылку-приглашение всем участникам. Заседание перенесут в случае проблем со связью или если кому-то из участников не удастся подключиться техническим причинам.

Удалённо можно и пожаловаться — на портале «Госуслуги» или на сайте ФАС.

Чтобы юридически закрепить факт расторжения договора, заказчик и поставщик составляют дополнительное соглашение. Договор считается расторгнутым с момента подписания сторонами соглашения, если иное они не указали в документе.

Например, дополнительное соглашение подписали 20 июня 2020 года и указали в нем, что обязательства сторон прекращаются 1 июля 2020 года. Договор перестанет действовать 1 июля 2020 года. Если в соглашении стороны не указали конкретную дату, то контакт прекратит действовать 20 июня 2020 года.

Порядок и правила заключения госконтрактов определены федеральным законом «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

ФАС признала коронавирус форс-мажором в госконтрактах, а точнее, обстоятельством непреодолимой силы (см. письмо Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Если организация не может исполнять обязательства по госконтракту, ей придется доказать, что причиной неисполнения является именно такое обстоятельство.

Важно! Форс-мажор не может быть основанием для расторжения договора с государственной компанией в одностороннем порядке (ст. 95 ФЗ № 44). Это значит, что прекратить действие контракта можно только через суд, опираясь на то, что обстоятельства, при которых он был заключен, существенно изменились (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Самостоятельно прекратить исполнение обязательств по договору нельзя даже в условиях коронавируса — это может стать основанием для отказа заказчика от контракта и внесения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 140 ФЗ № 44).

Эксперты КонсультантПлюс подготовили инструкцию, как действовать участникам госзакупок в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Чтобы признать коронавирус форс-мажором, придется подать заявление в региональную торгово-промышленную палату (ТПП). С 26 марта они занимаются выдачей соответствующих заключений (письмо ТПП «Об организации…» от 26.03.2020 № ПР/0316). Этот документ подтверждает, что причиной неисполнения компанией обязательств по договору является форс-мажор.

Важно! Такое заключение может получить далеко не каждая организация. Придется доказать, что невозможность исполнения договора вызвана именно эпидемией.

Чтобы получить заключение, нужно подать в ТПП заявление. В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы, утв. постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23.12.2015, в нем нужно указать:

  • сведения о госконтракте, который невозможно исполнить в связи с коронавирусом — его реквизиты, наименование и предмет;
  • перечень обязательств, которые принял на себя исполнитель, а также порядок и сроки их исполнения, установленные контрактом;
  • описание обстоятельств непреодолимой силы — эпидемии коронавируса;
  • ссылки на документы, которые подтверждают то, что коронавирус оказал непосредственное влияние на исполнение договора (указы властей, переписка с контрагентами, цепочка договоров, если проблемы с исполнением обязательств возникли у первоначального поставщика или производителя и пр.);
  • дату возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  • контактные данные заявителя (телефон и электронная почта).

Платить за выдачу заключения не требуется — документ оформляется бесплатно.

Внимание! На территории города Москвы распространение коронавируса COVID-19 признано обстоятельством непреодолимой силы (указ мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

Расторгнуть госконтракт через суд придется, если:

  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон;
  • в контракте есть возможность его расторгнуть в одностороннем порядке, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Негативные последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если решение будет в пользу заказчика, то сведения об исполнителе попадут в РНП.

  • Поиск тендеров как искусство: учимся находить закупки, даже если их хотели спрятать

    483 0

    Быстро, просто, большой выбор банков

    ☎ Связаться с нами!

    Общие рекомендации для поставщиков:

    1. В любой ситуации вступайте в диалог с заказчиком. Пишите письма, запросы. Обязательно отвечайте на все обращения заказчика.
    2. Всегда старайтесь подтверждать свои слова документально (контрагент перестал работать из-за карантина, транспортная компания приостановила работу – получите соответствующие письменные подтверждения).
    3. Не отказывайтесь от подписания контрактов, не приостанавливать исполнение контрактов (делайте то, что возможно в данной ситуации).
    4. Если заказчик не допускает Вас на свою территорию и исполнить обязательства невозможно – документируйте обстоятельства, пишите письма о готовности привезти товар, уведомляйте о приемке товара на хранение и т.п.

    До конца 2020 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

    1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
    2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

    В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2020 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

    Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

    Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

    Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

    • реквизиты договора;
    • обоснование внесения изменений;
    • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
    • приложение — проект соглашения.

    Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

    Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

    Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

    Изменение даты закрытия договора, который заключен с ед. источником, допустимо, если (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ):

    1. Договор заключен с монополистом.
    2. Предметом закупки являются:
      • коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т. п.);
      • управление многоквартирным домом и т. п.;
      • техобслуживание здания и проч.;
      • передача электрической энергии;
      • аренда.
    1. Договор заключен органом власти на лечение гражданина РФ за рубежом.
    2. Цель заказа — обеспечение интересов РФ за рубежом посредством юридических услуг.

    Возможно ли изменить срок исполнения обязательств на более поздний по государственному контракту, заключенному в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с объявленными ограничениями по коронавирусу и, если возможно, какие конкретно документы-обоснования для этого необходимы?
    Интересует практика применения п. 65 ст. 112 ФЗ-44: какие документы-обоснования и решения гос.органов имеются в виду?

    Срок исполнения контракта возможно изменить на более поздний в случае, если его исполнение в установленный срок невозможно в связи с ограничениями из-за пандемии по коронавирусу. Порядок принятия решений уполномоченных органов, на основании которых возможно изменить условия контрактов определяется таковыми органами. В Санкт-Петербурге заказчикам (органам государственной власти Санкт-Петербурга, а также подведомственным им учреждениям) для изменения срока исполнения контракта в связи с коронавирусом требуется Постановление Правительства Санкт-Петербурга, изданное для конкретного заказчика. Для его получения необходимо обратиться с комплектом документов, приведенном в обосновании ответа и сопроводительным письмом в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, которому подведомственно учреждение.

    После издания соответствующего Постановления Правительства Санкт-Петербурга стороны могут заключить дополнительное соглашение об изменении сроков исполнения контракта и внести его в реестр контрактов.

    Сами по себе обязанности не исчезают, а откладываются. Но если из-за ситуации с коронавирусом договор стал бесполезным, его расторгают.

    Предприниматель может сделать следующее:

    — Изменить договор. Например, перенести срок оплаты за товар на более поздний. Или отправить клиентов в оплаченный тур после снятия самоизоляции, если интерес к поездке не угаснет. Можно отказаться от части услуг иллюстратора и платить меньше. Для изменения договора подписывают допсоглашение — ст. 451 ГК РФ.

    — Расторгнуть договор. К примеру, фотографу на ближайшее время не нужна студия для съёмок. Договор аренды разрывают, депозит забирают обратно. Для этого подписывают соглашение — ст. 451 ГК РФ.

    — Не платить проценты, штрафы из договора и убытки второй стороны. Это послабление для предпринимателя, который быстро сообщил контрагенту, что денег нет и свел потери к минимуму — ст. 401 ГК РФ. Если покупатель перевёл небольшую часть платы за товар, на остаток долга проценты не начисляются. Или сообщил о проблемах с перевозками сразу после введения режима повышенной готовности и отвёз груз клиента в безопасное место.

    — Отказаться от договора в одностороннем порядке. Так можно, если в договоре есть пункт про односторонний отказ — ст. 450.1 ГК РФ. Договариваться с другой стороной и подписывать допсоглашение не нужно. Достаточно отправить уведомление. Например, отправить письмо в клининговую компанию, что их услуги с понедельника не нужны.

    Важно понимать, что контрагентам, скорее всего, тоже досталось от эпидемии. У них тоже форс-мажор. Поэтому стоит готовиться к встречным условиям и искать вариант, который устроит всех.

    Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает несколько способов расторжения госконтракта:

    • по соглашению сторон;
    • по решению суда;
    • по инициативе заказчика;
    • по инициативе поставщика.

    Чаще всего контракты прекращаются по обоюдному согласию сторон. Это самая простая процедура, которая не влечет за собой рисков ни для госзаказчика, ни для поставщика. По данным Минфина в 2018 году по такой схеме было расторгнуто более 441 тыс. заключенных государственных контрактов. Это почти 98% от числа всех расторгнутых договоров.

    Каждый участник соглашения имеет право инициировать расторжение договора в одностороннем порядке, но при этом должно соблюдаться одно немаловажное условие. А именно: такая возможность должна быть заранее включена в положения закупочной документации, в проект соглашения. Если стороны не предусмотрели в документах подобных пунктов, придется обращаться в суд. Сразу скажем, причины для расторжения контракта по 44-ФЗ в судебном порядке должны быть достаточно вескими.

    Закон 44-ФЗ допускает расторжение госконтракта по соглашению сторон, однако он не позволяет получить детальную информацию о данной процедуре. В этом законодательном акте подробно говорится только об актуальных нормах относительно расторжения договора в одностороннем порядке.

    Значит, чтобы расторгнуть договор по обоюдному согласию, стоит прибегнуть к положениям Гражданского кодекса РФ. Порядок расторжения может быть установлен в тексте контракта на предоставление ТРУ. Но если даже в соглашении отсутствует такой пункт, стороны могут оформить документ, по которому контракт лишится юридической силы.

    Госконтракт прекращает свое действие по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства по таким причинам:

    • Поставщик лишился возможности выполнить условия соглашения, такая ситуация сложилась по независящим от него причинам. Гражданско-правовое законодательство обозначает это как форс-мажор. Данное понятие включает в себя землетрясения, забастовки, войны, пр.
    • Заказчик больше не нуждается в закупке ТРУ, указанных в данном договоре.
    • Внешние факторы делают невозможным исполнение госконтракта.
    • Заказчику не выделили бюджетные средства, из-за чего он не может рассчитаться с исполнителем за поставку ТРУ.
    • Срок контракта истек, а заказчик не выбрал полный объем товара, прописанный в тексте договора.
    • Поставщик не может предоставить ТРУ, а покупатель согласен отказаться от контракта.

    Госконтракт не может быть расторгнут по взаимному согласию, если исполнитель нарушил существенные условия договора. Допустим, он неоднократно сорвал сроки поставки товара либо предоставил продукцию, качество которой не соответствует требованиям контракта. Тогда покупатель обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо обратиться в суд, начислить поставщику штраф, а также передать сведения о нем в ФАС.

    Статья 451 ГК РФ позволяет расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию, если у сторон есть для этого серьезные причины. Речь идет о факторах, появившихся после подписания соглашения.

    Минэкономразвития поясняет в письме №Д28и-130 от 2017 г., что государственный контракт не может быть расторгнут частично. Если заказчику был поставлен не весь объем товара, он принимается на условиях, зафиксированных в соглашении, а оплата производится в соответствии с фактическим количеством.

    Если контракт утрачивает силу по обоюдному согласию сторон, последствия такого действия можно уточнить в ст. 453 ГК РФ. В результате данной процедуры у участников договора не должно остаться взаимных претензий, все ранее предъявленные требования аннулируются. Однако заказчик может потребовать, чтобы продавец выполнил гарантийные обязательства на товары или услуги, уже закупленные в рамках контракта.

    После расторжения договора по соглашению сторон, заказчик не может направлять данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, стороны не имеют права требовать возврата предоставленных по договору ТРУ.

    Одним из наиболее важных моментов в данном случае является возврат полученного заказчиком обеспечения контракта. Согласно нормам закона, данная сумма может быть возвращена после того, как поставщик полностью выполнил условия заключенного соглашения. По этой причине некоторые заказчики при расторжении контракта по 44-ФЗ делают все возможное, чтобы не отдавать средства, полученные в качестве гарантии. Они опираются на правила ГК РФ, приравнивая обеспечение к компенсации убытков, которые им пришлось понести из-за невыполнения работ.

    Если заказчик ведет себя именно таким образом, поставщик имеет право подать жалобу в суд, чтобы действия первого были признаны противоречащими закону. Опасаясь подобных последствий, большинство заказчиков возвращают обеспечение после расторжения договора.

    Прекращение действия контракта по обоюдному согласию его участников является взаимовыгодным вариантом. Дело в том, что в результате данной процедуры поставщик и заказчик не ощутят на себе ее негативных последствий. Если стороны не могут договориться, остается только расторжение контракта в судебном порядке. Нужно понимать, что в таком случае инициатор разбирательства должен доказать, что не может исполнить ранее взятые на себя по договору обязательства.

    Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ: сроки, основания, образец

    Прежде всего следует помнить о пункте1 статьи 452 Гражданского кодекса России: соглашение о расторжении контракта следует оформить аналогично самому договору. То есть, если договор оформлялся с нотариальным сопровождением, или проходил государственную регистрацию, то и расторгать его нужно посредством аналогичных действий. Исключением является подписание соглашения об отступном, поскольку здесь происходит оформление самостоятельной сделки в рамках конкретных законодательных актов, а не по согласованию сторон. Нарушение этого правила оформления соглашения о расторжении контракта может, согласно судебной практике, привести к негативным последствиям:

    1) неправомочность соглашения на основании того, что добровольное согласие сторон не доказано в полной мере (определение Московского городского суда под номером 4г-741/2016 от 02.02.2016);

    2) признание подписанного сторонами документа недействительным (постановление АС Московского округа по делу № А41-82273/2015 от 21.09.2016).

    В контрактном законодательстве закреплено три основания, по которым контракт может быть расторгнут (ч.8 ст.95 44-ФЗ):

    • стороны обоюдно согласовали данную необходимость;
    • суд вынес решение о расторжении обязательств;
    • одна из сторон пожелала прекратить контракт на основании ГК РФ.

    Заказчик может в одностороннем порядке отказаться от контракта, если это право было изначально прописано в контракте и не нарушаются положения гражданского законодательства (ч.9 ст.95 44-ФЗ).

    Рассмотрим причины и условия, которые приводят к отказу от контракта одной из сторон:

    1. Одна из сторон нарушила принципиальные положения договора и, тем самым, спровоцировала для другой стороны ущерб, лишивший ее возможности получить результат, предусмотренный этим договором (ч.2 ст.450 ГК РФ). Также в самом контракте изначально могут быть прописаны конкретные причины для одностороннего отказа от обязательств.
    2. В тексте договора необходимо установить меры ответственности для сторон за некачественное исполнение или неисполнение ими своих обязательств (ч.4 ст.34 44-ФЗ). Также отдельным пунктом указываются пени и штрафы за несоблюдение сроков оплаты (ч.5 ст.34 44-ФЗ).

    На основании этих пунктов исполнитель вправе потребовать возмещения финансового урона, который он понес от прекращения контракта.

    Какое законодательство берется за основу при исполнении и расторжении контракта: контрактное или ГК РФ?

    В 44-ФЗ сказано, что договор может быть расторгнут по договоренности сторон, судебному решению или инициирован односторонний отказ от обязательств в соответствии с ГК РФ. Следовательно, если какие-то положения и компетенции не отражены в 44-ФЗ, то нужно обращаться к гражданскому законодательству и другим Федеральным законам, которые дополняют 44-ФЗ. Иные Федеральные законы не должны расходиться с 44-ФЗ (ч.1 ст.2 44-ФЗ).

    Статья 95 44-ФЗ предусматривает право обеих сторон закупки расторгать контракт в единоличном формате, но с соблюдением установленного порядка. Судебная практика знает много случаев, когда поддерживалась позиция и заказчиков, и поставщиков, то есть у судов нет предвзятости в этом вопросе.

    В законодательстве предусмотрена административная ответственность для виновников процедуры, которые нарушают порядок одностороннего прекращения договора: 50 000 руб. – для ответственных лиц, 200 000 – для руководителей организаций (ч.6 ст.7.32 КоАП).

    Поставщикам не следует злоупотреблять своим правом одностороннего расторжения, если исполнение обязательств стало для них невыгодным: например, выросли цены на товар на складе или в магазине, или повысился курс доллара. В практике известны случаи, когда компания пожелала расторгнуть договор, узнав о повышении стоимости товара на 20%. Но суд принял сторону заказчика, основываясь на том, что эти обстоятельства не являются форс-мажором, и поставщик должен был изначально соотнести и рассчитать потенциальные риски.

    Советуем не доводить дело до разбирательств в судах и выполнять свои обязательства добросовестно, качественно и в срок.

    Признание коронавируса форс-мажором в госконтрактах

    В 44-ФЗ подробно расписаны все правила расторжения контракта в одностороннем порядке. По поводу обоюдного согласия поставщика и заказчика особого порядка нет. Законодатель предусмотрел только такую возможность и не более. Поэтому сторонам придется ориентироваться на нормы Гражданского Кодекса.

    Соглашение о прекращении договорных обязательств заключается в той же форме, что и исходный контракт. Оно оформляется в письменном виде и заверяется подписями и печатями обеих сторон. Если на момент расторжения какие-либо обязательства по договору уже были исполнены, то требовать возврата своих затрат стороны не вправе.

    Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что расторжение контракта по достигнутому взаимному согласию между поставщиком и заказчиком должно быть оформлено в письменном виде. Информация о таком документе должна быть в течение трех дней внесена в реестр контрактов. Этот порядок регламентирован статьей 103 44-ФЗ.

    Сама процедура расторжения обязательств в таком случае никак не регламентирована. Поэтому сторонам достаточно придерживаться общих рекомендаций, прописанных в Гражданском Кодексе. Процесс будет состоять из следующих этапов:

    1. Одна из сторон разрабатывает текст соглашения. В нем должны быть прописаны реквизиты поставщика и заказчика, номер и дата заключения основного договора, а также причина принятия решения. Форма составления такого документа должна быть аналогична самому контракту.
    2. Документ, подписанный составившей его стороной, направляется оппоненту. Он изучает текст и в случае полного согласия визирует его.
    3. Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия договорных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного документа. Подробно расписывать причину не нужно. Достаточно указать код «01».

    Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами. Дата оформления документа должна обязательно указываться в его тексте.

    Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы 453 статьей ГК России. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу. Все обязательства аннулируются. Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.

    Немаловажным вопросом становится порядок возврата обеспечения контракта. Законодательно предусмотрено, что оно возвращается после полного исполнения поставщиком своих обязательств. В случае расторжения контракта заказчик иногда пытается оставить залоговую сумму себе.

    При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств.

    Влияние коронавируса на госзакупки по 44-ФЗ и форс-мажор

    Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

    Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд. При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

    Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение — ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

    Расторгнуть обязательства по взаимному согласию возможно в порядке, предусмотренном ч.8 ст.95 44-ФЗ. Однако законодательство ничего не сообщает о самой процедуре и правилах ее осуществления. Чтобы понять, как правильно поступать в данном случае, следует обратиться к ГК РФ и вникнуть во все детали.

    Гражданское законодательство разрешает расторгнуть обязательства по обоюдному согласию, даже если такая возможность не была заранее оговорена в тексте контракта (ч.1 ст.450 ГК РФ). В 44-ФЗ также ничего не говорится о том, что это условие обязательно нужно указывать в контракте. Поэтому, если заказчик ссылается на невозможность прекратить действие контракта из-за невнесения этого условия в текст, он ошибается и действует неправомерно.

    Обязательства могут быть расторгнуты только в ряде случаев, о которых говорится в ст.451 ГК РФ. Обстоятельства, послужившие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они возникли ранее, то стороны и вовсе не заключали бы контракт.

    1. Исполнитель не в состоянии выполнить договор по независящим от него причинам (форс-мажор): наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и т.п. Форс-мажорными называются обстоятельства, которые отрицательно влияют на работоспособность оборудования, машин, средств связи и др.
    2. Заказчик больше не нуждается в оговоренных товарах или работах.
    3. Выполнение обязательств невозможно из-за влияния факторов со стороны.
    4. Заказчик не получил деньги из государственного бюджета, из-за чего не в состоянии оплатить поставки или работы.
    5. Заказчик не выбрал все количество товара в оговоренный срок.
    6. Исполнитель не может выполнить обязательства в указанный срок, а заказчик не против отказаться от контракта.

    Важный момент! Минэкономразвития РФ в своем письме от 16.01.2017 г. № Д28и-130 сообщает, что не допускается частичное расторжение контракта. Если поставлен не весь товар, то заказчик принимает и оплачивает фактически поставленный объем.

    Пример: Медицинское учреждение заключило договор на поставку лекарственных препаратов в несколько этапов. В какой-то момент заказчик отказался принимать товар, так как образовался его переизбыток на складе, и предложил исполнителю расторгнуть обязательства в одностороннем порядке. Однако требовать это заказчик не имеет права. Он должен довести работу до конца, или расторгнуть по соглашению весь контракт и рассчитаться за выполненную часть работ.

    Таким образом, если стороны решили расторгнуть контракт, то отсутствие этого условия в тексте не должно им помешать. Единственное, о чем нужно побеспокоиться – это оформить его письменно согласно ст.452 ГК РФ. Также в соответствии со ст.103 44-ФЗ обязанностью заказчика будет внесение сведений в реестр контрактов в ЕИС в 5-ти дневный срок после заключения соглашения.

    Следует отметить, что после расторжения обязательств по взаимному согласию сторон наступает прекращение обоюдного сотрудничества. После этого заказчик не может включать данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (ст.453 ГК РФ).

    1. Заказчик несвоевременно рассчитался за поставку или работы. Таких просрочек должно быть две и более (п.3 ст.523 ГК РФ).
    2. Заказчик необоснованно отказался от приемки товара (работ, услуг). Два или более раза (п.3 ст.523 ГК РФ).
    3. Заказчик намеренно создает условия, из-за которых невозможно выполнить обязательства (п.1 ст.719 ГК РФ). Например, не предоставляет материалы.
    4. Исполнитель может потребовать увеличить стоимость контракта, если материалы значительно подорожали по независящим от него причинам. Если заказчик отказывается увеличить цену, то исполнитель вправе расторгнуть обязательства в одностороннем порядке (п.6 ст.709 ГК РФ)
    1. Поставка или работы были осуществлены исполнителем некачественно. Этот факт фиксируется независимыми экспертами (п.2 ст.523 ГК РФ).
    2. Исполнитель поставил товар в неполной комплектации и отказался устранить недостаток (п.2 ст.480 ГК РФ).
    3. Несвоевременная поставка. Должна быть зафиксирована не менее 2-х раз (п.2 ст.523 ГК РФ).
    4. Исполнитель по неясным причинам не начинает работы в установленный срок или нарушает график (п.2,3 ст.715 ГК РФ).
    5. В ходе исполнения обязательств исполнитель допустил ошибки и не исправляет их, или невозможно их исправить из-за существенности (п.3 ст.723 ГК РФ).
    6. В ходе исполнения работ заказчик выявил, что исполнитель не соответствует требованиям документации и 44-ФЗ (п.15 ст.95 44-ФЗ).
    7. Иные причины, предусмотренные законом РФ.

    Интересно, что штрафные санкции, указанные в контракте, накладываются на обе стороны. А вот в РНП при нарушении закона попадает только поставщик. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, не существует, хотя он был бы полезен в некоторых случаях.

    Одностороннее расторжение обязательств влияет как на заказчика, так и на поставщика.

    Для заказчика:

    • невыполненный заказ;
    • бессмысленная трата времени и ресурсов;
    • возможность взыскания с поставщика затрат, которые понёс из-за одностороннего расторжения (ч.23 ст.95 44-ФЗ). Они подтверждаются в арбитражном суде.

    Для поставщика:

    • обеспечение исполнения контракта редко возвращается или возвращается только после обращения в суд;
    • вносится в РНП (ч.16 ст.95 44-ФЗ);
    • право требовать возмещения фактических расходов, если действовали причины, послужившие для одностороннего расторжения (ч.23 ст.95 44-ФЗ).

    Если госконтракт стал невыгодным. Рекомендации поставщикам

    Поставщикам следует придерживаться важного правила, чтобы потом не расторгать контракт — заключать его только в том случае, когда уверен в собственных силах. А также внимательно изучать все условия перед тем, как подписывать документ.

    Если все-таки без расторжения контракта не обойтись, постарайтесь договориться. Это поможет избежать лишней волокиты и плохих последствий.

    Если заказчик аннулировал контракт немотивированно и без вашего ведома, то следует обращаться в суд и отстаивать свои интересы.

    Март 2021
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31

    В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено 4 основания для расторжения ранее подписанного контракта:

    1. По соглашению сторон.
    2. По инициативе поставщика.
    3. По инициативе заказчика.
    4. По решению судебного органа.

    Более 90% подписанных ранее контрактов расторгается в согласительном порядке.

    Хотя 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность расторжения госконтракта в двустороннем согласительном порядке, но детально данная процедура здесь никак не регламентирована. Здесь подробно описываются только действующие правила расторжения договора в одностороннем режиме по желанию заказчика или подрядчика.

    Поэтому расторгнуть договор по соглашению сторон можно с опорой на нормы Гражданского кодекса. Непосредственный порядок расторжения госконтракта может быть прописан в самом тексте договора. Но указанный пункт договора не является обязательным: если он отсутствует, то это не лишает стороны права оформить соглашение о расторжении договора.

    Расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства возможно в таких случаях:

    1. Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства по независящим от него причинам. В гражданско-правовом законодательстве такие ситуации получили название форс-мажора. К ним относятся землетрясения, забастовки, войны и пр.
    2. У заказчика пропала потребность в закупке товаров и услуг по данному договору.
    3. Исполнение госконтракта невозможно из-за влияния внешних факторов.
    4. Заказчику не выделили соответствующие финансовые средства из бюджета, вследствие чего оплата товаров и услуг не представляется возможным.
    5. При истечении срока контракта, если заказчик не выбрал полный объем предполагаемого к поставке товара.
    6. Поставщик утратил возможность исполнить свои обязательства, а заказчик согласился отказаться от госконтракта.

    Заказчик лишен права расторжения госконтракта по взаимному согласию при нарушении поставщиком существенных условий договора. Например, если поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара или поставил товары ненадлежащего качества. В такой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо по судебному решению, начислить штрафные санкции в адрес поставщика и передать информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

    Согласно ст. 451 Гражданского кодекса, государственный контракт можно расторгнуть по обоюдному согласию при наличии веских оснований и причин. Под такими понимаются факторы, которые не имели места при заключении госконтракта и при которых контракт не был бы подписан.

    По пояснениям Минэкономразвития, приведенным в письме от 2017 года №Д28и-130, госконтракт не допускается расторгнуть частично. В случае если товар был поставлен в неполном объеме, то заказчик должен принять его на условиях договора и оплатить по фактическому количеству.

    Ч. 8 ст. 95 44-ФЗ допускает три вида причин расторжения контракта:

    • судебное решение;
    • односторонний отказ от исполнения;
    • соглашение сторон.

    Расторгнуть договор по общему согласию сторон — значит, прекратить его исполнение без требований друг к другу.

    Если при исполнении госконтракта поменялись условия, и выполнять его стало невыгодно, то заказчик или поставщик могут предложить друг другу расторгнуть контракт мирно. Соглашаться или нет — решает та сторона, которой предложили расторгнуть контракт.

    Суть процесса расторжения и его последствия определяет глава 29 ГК РФ.

    Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

    Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

    • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
    • возникновение обстоятельств непреодолимой силы
    • существенное изменение обстоятельств. Здесь надо чётко следовать нормам статьи 451 гражданского законодательства

    Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

    В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

    Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен. Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально. При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *