ФЗ 384 с изменениями на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ 384 с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Статья 1. Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

1. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на 2020 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 811 577 920,5 тыс. рублей, из них доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 604 356 519,2 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 146 564 642,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 48 298 604,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 668 155,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 788 108 359,4 тыс. рублей, из них расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 618 747 422,0 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 108 704 178,4 тыс. рублей;

3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 23 469 561,1 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 390 902,8 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 37 860 463,9 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2021 и 2022 годов:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2021 год в сумме 821 126 200,7 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 936 481 957,8 тыс. рублей, из них доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2021 год в сумме 604 766 629,2 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 706 985 519,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в сумме 155 356 109,9 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 168 131 093,2 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на 2021 год в сумме 48 926 674,6 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 49 651 300,8 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год в сумме 16 666 787,0 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 16 634 044,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2021 год в сумме 831 396 399,6 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 873 961 770,4 тыс. рублей, из них расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2021 год в сумме 657 584 324,2 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 695 384 263,3 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в сумме 112 808 613,8 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 117 212 162,3 тыс. рублей;

3) объем дефицита бюджета Фонда на 2021 год в сумме 10 270 198,9 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда на 2022 год в сумме 62 520 187,4 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2021 год в сумме 52 817 695,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2022 год в сумме 11 601 256,5 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в сумме 42 547 496,1 тыс. рублей и на 2022 год в сумме 50 918 930,9 тыс. рублей.

Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Установить, что в случае изменения в 2020 году состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета Фонда или главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов соответствующие изменения отражаются в отчете об исполнении бюджета Фонда за 2020 год на основании нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации.

Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

1. Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Код главы Код группы, подгруппы, статьи и вида источников Наименование
393 Фонд социального страхования Российской Федерации
393 01 02 00 00 07 0000 710 Получение кредитов от кредитных организаций бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации в валюте Российской Федерации
393 01 02 00 00 07 0000 810 Погашение кредитов, полученных от кредитных организаций бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации в валюте Российской Федерации
393 01 03 01 00 07 0000 710 Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации в валюте Российской Федерации
393 01 03 01 00 07 0000 810 Погашение бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации
393 01 05 01 01 07 0000 510 Увеличение остатков денежных средств финансового резерва бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 05 01 01 07 0000 610 Уменьшение остатков денежных средств финансового резерва бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 05 01 02 07 0000 520 Увеличение остатков средств финансового резерва бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, размещенных в ценные бумаги
393 01 05 01 02 07 0000 620 Уменьшение остатков средств финансового резерва бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, размещенных в ценные бумаги
393 01 05 02 01 07 0000 510 Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 05 02 01 07 0000 610 Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 05 02 02 07 0000 520 Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, временно размещенных в ценные бумаги
393 01 05 02 02 07 0000 620 Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, временно размещенных в ценные бумаги
393 01 06 01 00 07 0000 630 Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 06 03 00 07 0000 171 Курсовая разница по средствам бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 06 06 00 07 0000 710 Привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 06 06 00 07 0000 810 Погашение обязательств за счет прочих источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 06 06 01 07 0000 510 Увеличение иных финансовых активов в собственности Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, размещенных в депозиты в валюте Российской Федерации в кредитных организациях
393 01 06 06 01 07 0000 610 Уменьшение иных финансовых активов в собственности Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, размещенных в депозиты в валюте Российской Федерации в кредитных организациях
393 01 06 06 02 07 0000 550 Увеличение прочих финансовых активов в собственности Фонда социального страхования Российской Федерации
393 01 06 06 02 07 0000 650 Уменьшение прочих финансовых активов в собственности Фонда социального страхования Российской Федерации
(тыс. рублей)
Наименование Сумма
2020 год 2021 год 2022 год
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации -23 469 561,1 10 270 198,9 -62 520 187,4
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в течение финансового года -23 469 561,1 10 270 198,9 -62 520 187,4
Изменение остатков денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -9 839 888,0 -4 858 050,3 -8 554 916,0
Изменение остатков денежных средств резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -28 020 575,9 -2 197 471,2 -42 364 014,9
Изменение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, кроме средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 14 390 902,8 17 325 720,4 -11 601 256,5

Приложение 4
к Федеральному закону
«О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2020 год
и на плановый период 2021 и 2022 годов»

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.04.2020 N 604, от 18.11.2020 N 1855, от 31.03.2021 N 489)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

типовую форму заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;

Абзац третий — Исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2020 г. N 384

Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.04.2020 N 604, от 18.11.2020 N 1855, от 31.03.2021 N 489)

1. Настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее — ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

2. Ежемесячная выплата осуществляется в размере: (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее — величина прожиточного минимума для детей), — если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее — величина прожиточного минимума на душу населения); (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

75 процентов величины прожиточного минимума для детей — если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

100 процентов величины прожиточного минимума для детей — если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

2.1. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 г. N 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты. При этом ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере, предусмотренном абзацем третьим или четвертым пункта 2 настоящих основных требований, в следующем порядке: (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

обращение граждан за перерасчетом ежемесячной выплаты осуществляется начиная с 1 апреля 2021 г., но не позднее 31 декабря 2021 г., посредством подачи заявления, форма которого предусмотрена пунктом 10 настоящих основных требований; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

перерасчет размера ежемесячной выплаты производится с 1 января 2021 г., но не ранее чем со дня достижения ребенком возраста 3 лет. При этом ежемесячная выплата в соответствующем размере устанавливается на 12 месяцев с даты обращения за такой выплатой, но не более чем до дня достижения ребенком возраста 8 лет. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 N 489)

  • Все
  • Краевые порталы

Сохранилось противоречие, давно заложенное в п.1, где написано, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом, далее в п.3 содержится требование к порядку согласования другого типа СТУ, разрабатываемых на основе другого Закона, — СТУ, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Нигде в законодательстве РФ нет указания на то, что СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, одновременно подпадают под случаи, установленные частью 8 статьи 6 384-ФЗ. Но в данной формулировке (п.1) усматривается попытка предложить нам именно такую логику. Область применения Порядка Минстроя вроде бы касается только СТУ по 384-ФЗ (п.1 Порядка), но при этом в содержательной части зачем-то предъявляются требования и к СТУ по 123-ФЗ, (п.3 и п.16 Порядка). То есть, казалось бы, это вне границ Порядка, исходя из его же области применения — речь вообще о другом законе и другом типе СТУ.

Попытаться объяснить это противоречие можно, но такое объяснение будет основано на логике несуществующего «всеобъемлющего» статуса 384-ФЗ. Логика является, на наш взгляд, ошибочной, но кратко разберём её. Есть мнение, что закон 384-ФЗ и основания для разработки СТУ по этому закону имеют «всеобъемлющий» статус по отношению к основаниям для разработки СТУ по 123-ФЗ. В этой парадигме подразумевается, что вся группа «СТУ по 123-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 123-ФЗ), по умолчанию входит в группу «СТУ по 384-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 384-ФЗ). Как будто бы основания для разработки СТУ по 384-ФЗ имеют более высокий приоритет и всеобъемлющий статус по отношению к основаниям для СТУ по 123-ФЗ.

Но на самом деле это не так! Никакого «всеобъемлющего» статуса и приоритета у 384-ФЗ, в части оснований для разработки СТУ, нет! И дальше мы покажем почему!

123-ФЗ и 384-ФЗ — это два разных Федеральных закона (равных по статусу), за которыми «стоят» две разные системы норм, разные перечни нормативных документов, разные критерии необходимости разработки СТУ. И поэтому речь идёт о двух разных как юридических, так и сущностных основаниях для разработки СТУ!

На рисунке 1 (ниже) показана противоречивость той логики (о «всеобъемлющем» статусе), которая описана выше, и которая может быть усмотрена кем-то в п.1 Порядка Минстроя. Если бы «СТУ по 123-ФЗ» по умолчанию входили бы в группу «СТУ по 384-ФЗ», то такой самостоятельной группы, как «СТУ по 123-ФЗ», не существовало бы вообще! То есть все «Пожарные СТУ» подпадали бы под исключение пункта 3 Порядка Минстроя (ссылка на п.16) — Общие СТУ (384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно). И тогда существовало бы только два типа СТУ:

  1. СТУ по 384-ФЗ,
  2. Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ (содержащие одновременно требования к двум законам).

При этом существование основного правила в пункте 3 Порядка было бы бессмысленным, т.к. именно в этом пункте сейчас явно обозначен отдельный тип СТУ — «СТУ по 123-ФЗ».

Сохранилось важное положение (п.3) о том, что СТУ по 123-ФЗ (в части обеспечения пожарной безопасности), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России (утв. приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС). То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более).

«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, нужно согласовывать только в МЧС России. В Минстрое России — не нужно.

Исключением являются Общие СТУ (по 384-ФЗ и 123-ФЗ), которые, как указано в п.16 Порядка, одновременно содержат и технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ. Эти СТУ нужно согласовывать и в МЧС, и в Минстрое. Однако формулировка в п.16 очень странна, потому как непонятно кто и как должен определять: содержат ли конкретные «Пожарные СТУ» требования, предусмотренные 384-ФЗ, и нужно ли согласовывать документ в Минстрое по этой причине? По сути, разработчик СТУ, автор документа, сам определяет (в заявительном порядке) — СТУ какого типа он разрабатывает.

Наличие исключения в п.3 (с учетом ссылки на п.16) говорит о том, что в основном правиле пункта 3 всё-таки признаётся существование отдельной группы СТУ — «СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ», которая никак не связана с 384-ФЗ. Другими словами, в п.3 Порядка сказано: есть СТУ по 123-ФЗ и есть исключение — это Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.

На рисунке 2 схематично показано какой порядок согласования действует для разных типов СТУ, исходя из общей логики пунктов 1, 3, 5 и 16 Порядка.

Ранее в п.2 Порядка было сказано:

СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям ….

Теперь в п.5 Порядка дано новое определение СТУ:

СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента (384-ФЗ), содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования

Новое определение СТУ существенно изменилось: оно дополнено упоминанием закона 384-ФЗ, которого не было ранее. И теперь определение СТУ рождает противоречие и возможность двойного толкования (как и п.1 Порядка):

  • Вариант 1 (ошибочный): СТУ по 123-ФЗ всегда содержат требования, обеспечивающие соблюдение требований одновременно двух законов, и таким образом подпадают под новое определение СТУ. В этой абсурдной концепции существование пункта 3 в Порядке Минстроя бессмысленно; отдельной группы — «СТУ по 123-ФЗ» не существует в принципе; согласование в Минстрое нужно для всех типов СТУ.
  • Вариант 2: из-под нового определения «СТУ» просто выведена (исключена) вся группа «СТУ по 123-ФЗ» («СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ»), которая никак не связана с 384-ФЗ, и которая подлежит согласованию только в МЧС России. Такая трактовка как раз хорошо сочетается с п.1 Порядка, где написано, что Порядок устанавливает требование к разработке и согласованию СТУ только по 384-ФЗ («… в случае, установленном частью 8 статьи 6 384-ФЗ»). К этому варианту трактовки тоже есть вопросы, но тем не менее выглядит она куда более логично и стройно.

Государственный реестр Автоматизированной информационной системы

В соответствии с п.13 Порядка — СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка, подлежат согласованию с Минстроем России. Исключение — СТУ, разработанные на объекты федеральных ядерных организаций, — согласовываются в Росатоме (п.14).

И опять видим здесь лёгкое противоречие пункту 3 главы I Порядка, где по сути написано, что СТУ по 123-ФЗ согласовываются (в МЧС России) в порядке, установленном Регламентом МЧС. Здесь прослеживается мысль, что СТУ по 123-ФЗ не входят в категорию — «СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка» (п.13).

Таким образом, попытка прочесть, понять и связать в единую логику пункты 1, 3, 5, 13, 16 Порядка Минстроя склоняет нас к следующему выводу:

«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, окончательно выведены из-под области применения Порядка Минстроя и необходимости согласования в Минстрое:

  • п.1 — Порядок Минстроя не устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном ч.2 ст.78 123-ФЗ;
  • п.3 — Порядок Минстроя устанавливает отдельный порядок согласования для «Пожарных СТУ» (по 123-ФЗ) — ссылка на Регламент МЧС России (приказ № 710).
  • п.5 и п.13 (в сочетании) — согласованию в Минстрое России подлежат только те СТУ, которые подпадают под определение «СТУ» в контексте Порядка Минстроя (п.5) — это СТУ по 384-ФЗ и Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.

Из п.3 Порядка исключен перечень видов СТУ.

Подпункт а) — технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — эта формулировка частично перенесена в определение СТУ в п.5 Порядка.

Подпункт б) — технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.

Подпункт в) — технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.

По сути, подпункт а) включал в себя подпункты б) и в), что делало это разделение СТУ на виды бессмысленным.

В п.5 Порядка теперь появилась фраза: «Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.»

В соответствии с ГК РФ (ст. 133.1) Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке.

До приказа 734/пр Минстроя уже была практика разработки СТУ также на несколько объектов, связанных между собой конструктивно или технологически. Но согласование таких СТУ часто проходило с «боем», т.к. чиновники Минстроя всегда мечтали о том, чтобы СТУ разрабатывались отдельно на каждое сооружение, даже если это пункт охраны (вагончик), расположенный на территории большого завода. То есть посыл был такой: на каждую палатку и собачью будку нужны отдельные СТУ. Все разработчики ссылались на старый документ — «Методические рекомендации. Порядок построения и оформления специальных технических условий …», где было установлено, что СТУ могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, если они функционально связаны в единый комплекс. Однако статус этих Рекомендаций практический нулевой: они были утверждены решением Нормативно-технического совета Минрегиона России, и не являются нормативно-правовым актом.

Теперь этот вопрос более четко описан в официальном документе — Порядке Минстроя.

Кто имеет право разрабатывать СТУ? Теперь в соответствии с п.4 Порядка разработка СТУ проводится проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией. Ранее СТУ могли разрабатываться любой организацией, благодаря фразе «… или другой организацией», которая была удалена из Порядка Минстроя.

Здесь считаем важным напомнить, что СТУ не являются проектной документацией. СТУ — это нормативные требования (для проектирования), разработка которых формально предшествует разработке проектной документации. Зачем для разработки СТУ исполнитель должен иметь статус проектной организации — абсолютно непонятно. О допусках к каким разделам проектной документации идёт речь? — Да, неважно. Так же, как и неважна конкретная область науки, на которой должна специализироваться научная организация, для того чтобы у неё было право на разработку СТУ.

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

  1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  4. обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

  • Обследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Сертификация оборудования, декларирование соответствия
  • Обследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Сертификация оборудования, декларирование соответствия

Данным законом вносятся изменения в ФЗ «О техническом регулировании» в части обеспечения безопасности возводимых объектов строительства.

Для исполнения закона № 384-ФЗ Правительством РФ было принято постановление от 26.12.2014

№ 1521 (с последующими изменениями), определяющее перечень применяемых в РФ стандартов и СП.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии своим приказом от 01.06.2010 № 2079 (с последующими изменениями) утвердило соответствующий перечень документов по стандартизации.


Благодаря определенным законом № 384-ФЗ нормам технического регулирования зданий и сооружений, инженерно-технических сетей и систем обеспечения, они стали обязательными для применения на всех этапах строительства – с начала проектирования (включая изыскательские работы) до момента монтажа и наладки построенного объекта, на протяжении всего времени его эксплуатации до окончательного сноса (утилизации).

Технический регламент о безопасности призван защитить:

  • право людей на здоровые условия жизни;
  • сохранность имущества (частного, государственного, муниципального).

Благодаря соблюдению норм закона должна обеспечиваться энергетическая эффективность строящихся объектов, ограничиваться вредное воздействие на природную среду, в том числе, на окружающий растительный и животный мир.


№384-ФЗ не применяется вплоть до реконструкции или капитального ремонта

Технический регламент предусматривает установление минимально необходимых требований к конструкции и основным элементам строительных объектов, к которым относятся здания, сооружения, их инженерные сети, обеспечивая учет возможных опасных воздействий на их состояние. Законодательным актом устанавливаются нормы безопасности, к которым относятся:

  • механическая;
  • пожарная;
  • достаточная степень противостояния опасным природным процессам и техногенным воздействиям.

Благодаря его обязательному применению при проектировании и строительстве учитывается необходимость обеспечения следующих безопасных условий:

  • пребывание/проживание людей внутри построенного объекта;
  • возможность полноценного пользования всеми функциональными возможностями объекта;
  • доступность для людей с ограниченными возможностями и инвалидов;
  • энергоэффективность;
  • минимизация вредного влияния на окружающую среду.

Для этого техническим регламентом вводится идентификация возводимых объектов по назначению, принадлежности к определенной инфраструктуре в зависимости от функциональных и технологических особенностей, степени опасности производственных и техногенных нагрузок, вероятности и силе возможных природных катаклизмов, степени пожаровзрывоопасности и прочим параметрам.

Законом предусмотрено проведение оценки соответствия возводимых объектов установленным требованиям.

Под действие закона не попадает регулирование технологических процессов, которые обеспечивают функциональность зданий и сооружений.


Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна

Парийский Николай Львович, фотография «НИК-навигатор» [ 21:11:21 / 03.11.2010]

Как мне кажется, этот закон носит не обязательный, а декларативный характер. Обилие фраз типа «должно быть» совершенно излишне. Полностью отсутствуют фразы типа: «в случае нарушения требований этой статьи ………. привлекаются к уголовной ответственности с конфискацией имущества и с посадкой на нары лет на 5-7».\r\nТакой белиберды я давненько не читал…

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

(с изменениями от июля 2013 г.) Принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года Настоящий Федеральный закон принимается в целях: 1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 4) обеспечения и сооружений.

1. Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. 2. Для целей настоящего Федерального

(с изменениями на 2 июля 2013 года)ПринятГосударственной Думой23 декабря 2009 годаОдобренСоветом Федерации25 декабря 2009 годаНастоящий Федеральный закон принимается в целях:1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.1.

→ → РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 2 июля 2013 года) Принят Г осударственной Думой 23 декабря 2009 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон принимается в целях: 1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, 2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, 4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.*1.4) Статья 2.

Основные понятия 1. Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.*2Л) 2.

Данный техрегламент действует в отношении различных зданий, сооружений вне зависимости от их вида и назначения. Помимо этого, его требования распространяются и инженерную инфраструктуру. Внимание уделено и характеристикам: от классификации по взрыво- и пожароопасности до энергопотребления. Полный перечень объектов, которые входят в область действия техрегламента о безопасности зданий и сооружений 384-ФЗ, выглядит так:

  • здания;
  • инженерные сети;
  • проектирование;
  • эксплуатация;
  • сооружения;
  • снос;
  • строительство;
  • монтажно-наладочные мероприятия.

То есть условия из регламентирующего документа и связанных с ним стандартов должны соблюдаться на протяжении всего жизненного цикла объекта. Есть исключения, но в любом случае должны учитываться потенциальные риски при воздействии различных факторов, даже природного либо техногенного характера. Минимальные требования касаются также механической, пожарной безопасности и энергоэффективности. Объект должен быть доступным для эксплуатации в различных условиях и людьми с разными особенностями здоровья. Обязательный фактор — безопасная эксплуатация.

Этот регламентирующий документ предполагает обоснование безопасности объектов. Формы и виды подтверждения соответствия разделены по характеристикам зданий и сооружений. Например, для вновь построенных без соблюдения действующих норм ввод в эксплуатацию будет невозможен. Документ также предусматривает периодические осмотры и другие мероприятия.

Здесь исключение — объекты индивидуального жилого строительства, но и они должны строиться по отдельным нормам и правилам.

Федеральный закон от 30.12.2009 384-ФЗ техрегламент о безопасности зданий и сооружений выделяет проектирование как очень важный этап в жизненном цикле объекта. Аналогичное отношение к изысканиям. На этой стадии необходимо учесть все возможные риски и обеспечить их нивелирование или сведение к допустимому минимуму. Уточненные требования к работам по проектированию и другим этапам можно найти не только в техрегламенте, но и стандартах, нормативах и правилах Национальной системы Российской Федерации.

Изменен «Добровольный перечень» ТР «О безопасности зданий и сооружений»

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений принят 23.12.2009 года Госдумой Российской Федерации. Двумя днями позже был утвержден Советом Федерации.

Выделяют три общих раздела документа:

  • нормы и требования устойчивости строения;
  • гарантирование стойкости строительных объектов в течение их возведения;
  • пути оценки качества и эксплуатационной пригодности здания.

Документ регулирует рамки норм и требований, касающихся энергетической эффективности объекта, но без установки детальных характеристик. Техническое регулирование распространяется на сооружения и здания капитального типа в период их жизненного цикла.

Аутентификацию зданий выполняют по таким характеристикам, как предназначение, способы оценки соблюдения требований качества, а также уровень ответственности. Под регулирование попадают не только сами здания и сооружения, но и обслуживающие их сети инженерно-технического направления.

Федеральный закон №384-ФЗ состоит из 44 статей в семи основных главах:

  • главные положения законодательного акта;
  • стандарты и требования по предотвращению опасности строительных объектов;
  • требования к результатам технических изысканий, проектным бумагам;
  • гарантии безопасности при возведении, реконструкции, текущем и капитальном ремонте;
  • гарантии безопасности при разработке сооружения, прекращении его использования и сносе;
  • оценка соответствия, процессы установки, наладки и связанные операции;
  • заключительные положения.

Важными предоставляемыми данными являются параметры и сроки эксплуатации, энергетическая эффективность, электрическая эффективность. Именно эти параметры позволят покупателям недвижимости определить соответствие стандартам качества сооружения.

Новая редакция подготовлена и предоставлена в общий доступ от 02.07.2013 года. Изменения претерпел пункт 1 части 13, статьи 30. Новая редакция свидетельствует, что дома с большим количеством пользователей, здания банков, больниц, поликлиник, школ, колледжей и университетов должны быть защищены мерами, предотвращающими возможные криминальные нарушения. Это же относится к представительствам транспортной сферы.

Свойства строительных сооружений оцениваются по статье 4 настоящего закона, пожарная безопасность регулируется статьей 17. Данным законопроектом рекомендуется руководствоваться во время приобретения недвижимости и оценки ее состояния.

Tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-zdanij-i-sooruzhenij-384-FZ-skachat

Скачать

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

1. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Статья 7. Требования механической безопасности

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:

1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;

2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;

3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;

4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;

6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;

7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

1. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.

2. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по следующим показателям:

1) качество воздуха в производственных, жилых и иных помещениях зданий и сооружений и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;

2) качество воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд;

3) инсоляция и солнцезащита помещений жилых, общественных и производственных зданий;

4) естественное и искусственное освещение помещений;

5) защита от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;

6) микроклимат помещений;

7) регулирование влажности на поверхности и внутри строительных конструкций;

8) уровень вибрации в помещениях жилых и общественных зданий и уровень технологической вибрации в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;

9) уровень напряженности электромагнитного поля в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях;

10) уровень ионизирующего излучения в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях.

Сохранилось важное положение (п.3) о том, что СТУ по 123-ФЗ (в части обеспечения пожарной безопасности), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России (утв. приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС). То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более).

«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ,
нужно согласовывать только в МЧС России и
НЕ нужно согласовывать в Минстрое России!

Исключением являются Общие СТУ (по 384-ФЗ и 123-ФЗ), которые, как указано в п.16 Порядка, одновременно содержат и технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ. Эти СТУ нужно согласовывать и в МЧС, и в Минстрое. Однако формулировка в п.16 очень странна, потому как непонятно кто и как должен определять: содержат ли конкретные «Пожарные СТУ» требования, предусмотренные 384-ФЗ, и нужно ли согласовывать документ в Минстрое по этой причине? По сути, разработчик СТУ, автор документа, сам определяет (в заявительном порядке) — СТУ какого типа он разрабатывает.

Наличие исключения в п.3 (с учетом ссылки на п.16) говорит о том, что в основном правиле пункта 3 всё-таки признаётся существование отдельной группы СТУ — «СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ», которая никак не связана с 384-ФЗ. Другими словами, в п.3 Порядка сказано: есть СТУ по 123-ФЗ и есть исключение — это Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.

На рисунке 2 схематично показано какой порядок согласования действует для разных типов СТУ, исходя из общей логики пунктов 1, 3, 5 и 16 Порядка.

Ранее в п.2 Порядка было сказано:

СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям ….

Теперь в п.5 Порядка дано новое определение СТУ:

СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента (384-ФЗ), содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования ….

Новое определение СТУ существенно изменилось: оно дополнено упоминанием закона 384-ФЗ, которого не было ранее. И теперь определение СТУ рождает противоречие и возможность двойного толкования (как и п.1 Порядка):

  1. Вариант 1 (ошибочный): СТУ по 123-ФЗ всегда содержат требования, обеспечивающие соблюдение требований одновременно двух законов, и таким образом подпадают под новое определение СТУ. В этой абсурдной концепции существование пункта 3 в Порядке Минстроя бессмысленно; отдельной группы — «СТУ по 123-ФЗ» не существует в принципе; согласование в Минстрое нужно для всех типов СТУ.
  2. Вариант 2: из-под нового определения «СТУ» просто выведена (исключена) вся группа «СТУ по 123-ФЗ» («СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ»), которая никак не связана с 384-ФЗ, и которая подлежит согласованию только в МЧС России. Такая трактовка как раз хорошо сочетается с п.1 Порядка, где написано, что Порядок устанавливает требование к разработке и согласованию СТУ только по 384-ФЗ («… в случае, установленном частью 8 статьи 6 384-ФЗ»). К этому варианту трактовки тоже есть вопросы, но тем не менее выглядит она куда более логично и стройно.

В соответствии с п.13 Порядка — СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка, подлежат согласованию с Минстроем России. Исключение — СТУ, разработанные на объекты федеральных ядерных организаций, — согласовываются в Росатоме (п.14).

И опять видим здесь лёгкое противоречие пункту 3 главы I Порядка, где по сути написано, что СТУ по 123-ФЗ согласовываются (в МЧС России) в порядке, установленном Регламентом МЧС. Здесь прослеживается мысль, что СТУ по 123-ФЗ не входят в категорию — «СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка» (п.13).

Таким образом, попытка прочесть, понять и связать в единую логику пункты 1, 3, 5, 13, 16 Порядка Минстроя склоняет нас к следующему выводу:

«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, окончательно выведены из-под области применения Порядка Минстроя и необходимости согласования в Минстрое:

  • п.1 — Порядок Минстроя не устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном ч.2 ст.78 123-ФЗ;
  • п.3 — Порядок Минстроя устанавливает отдельный порядок согласования для «Пожарных СТУ» (по 123-ФЗ) — ссылка на Регламент МЧС России (приказ № 710).
  • п.5 и п.13 (в сочетании) — согласованию в Минстрое России подлежат только те СТУ, которые подпадают под определение «СТУ» в контексте Порядка Минстроя (п.5) — это СТУ по 384-ФЗ и Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.

Из п.3 Порядка исключен перечень видов СТУ.

Подпункт а) — технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — эта формулировка частично перенесена в определение СТУ в п.5 Порядка.

Подпункт б) — технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.

Подпункт в) — технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.

По сути, подпункт а) включал в себя подпункты б) и в), что делало это разделение СТУ на виды бессмысленным.

В п.5 Порядка теперь появилась фраза: «Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.»

В соответствии с ГК РФ (ст. 133.1) Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке.

До приказа 734/пр Минстроя уже была практика разработки СТУ также на несколько объектов, связанных между собой конструктивно или технологически. Но согласование таких СТУ часто проходило с «боем», т.к. чиновники Минстроя всегда мечтали о том, чтобы СТУ разрабатывались отдельно на каждое сооружение, даже если это пункт охраны (вагончик), расположенный на территории большого завода. То есть посыл был такой: на каждую палатку и собачью будку нужны отдельные СТУ. Все разработчики ссылались на старый документ — «Методические рекомендации. Порядок построения и оформления специальных технических условий …», где было установлено, что СТУ могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, если они функционально связаны в единый комплекс. Однако статус этих Рекомендаций практический нулевой: они были утверждены решением Нормативно-технического совета Минрегиона России, и не являются нормативно-правовым актом.

Теперь этот вопрос более четко описан в официальном документе — Порядке Минстроя.

Кто имеет право разрабатывать СТУ? Теперь в соответствии с п.4 Порядка разработка СТУ проводится проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией. Ранее СТУ могли разрабатываться любой организацией, благодаря фразе «… или другой организацией», которая была удалена из Порядка Минстроя.

Здесь считаем важным напомнить, что СТУ не являются проектной документацией. СТУ — это нормативные требования (для проектирования), разработка которых формально предшествует разработке проектной документации. Зачем для разработки СТУ исполнитель должен иметь статус проектной организации — абсолютно непонятно. О допусках к каким разделам проектной документации идёт речь? — Да, неважно. Так же, как и неважна конкретная область науки, на которой должна специализироваться научная организация, для того чтобы у неё было право на разработку СТУ.

В соответствии с п.6 и п.7 Порядка техническое задание на разработку СТУ и пояснительная записка теперь должны содержать описание необходимости разработки СТУ, включая «указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ „Об обязательных требованиях в Российской Федерации“».

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на безопасность технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений. Учету подлежат лишь возможные опасные воздействия этих процессов на состояние здания, сооружения или их частей.

4. В отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и средств взрывания, иных объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении связанных с указанными объектами процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) наряду с соблюдением требований настоящего Федерального закона должны соблюдаться требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).

5. Дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами. При этом указанные требования не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона.

6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *