Описание границ земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Описание границ земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Фактическая граница земельного участка – это существующие на местности объекты искусственного происхождения (заборы, столбы, стены домов или хозяйственных построек, дороги, проезды и т. д.) или естественного происхождения (лесополосы, овраги, реки и т. п.), которые визуально отделяют один участок от других и позволяют определить его на местности.
Правила оформления кадастрового плана земельного участка
На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.
В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.
Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь мы писали в другой статье.
Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.
Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.
В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии не рекомендуем, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.
Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.
Тема границ земельных участков продолжена в следующих статьях:
- Об уточнении границ земельных участков;
- О порядке уточнения границ земельных участков.
Конец.
Зачем проводить межевание границ земельного участка – процедура нужна для получения межевой карты, в которой отображаются такие данные, как площадь, координаты конечных точек, схема территории.
Также процедура нужна для достижения таких целей:
- Выделение границ ЗУ, их обозначение.
- Формирование сведений в единой базе кадастрового учета.
- Проведение сделок, связанных с наделом (купля-продажа, передача по договору дарения, приватизация).
Цена зависит от того, какое количество участков будет использоваться, какой объем работы будет выполнен. Сколько стоит план межевания:
- Один участок – сумма от 6 тысяч рублей.
- Площадь надела до 4 тысяч м² — сумма от 6 тысяч рублей.
- Регистрация прав – сумма от 9 тысяч рублей.
- Подготовка документации – сумма от 14 тысяч рублей (сюда входит регистрация).
- Съемка надела – сумма от 14 тысяч рублей.
Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.
Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.
Компания обратилась за правовой помощью.
Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
1. Что такое границы земельного участка с точки зрения закона.
Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров» была создана и работает для объединения и поддержания кадастровых инженеров по всей России. Ждем вас в нашей дружной и эффективной команде! СРО кадастровых инженеров России.
Такая схема потребуется в случае образования нового надела земли либо при юридически значимом изменении существующих наделов.
Она необходима в следующих ситуациях:
- В случае разделения одного землевладения на несколько долей или при объединении
нескольких земельных участков, если эти земли к моменту изменения границ находились в частных
владениях. Такими участками в соответствии с российским законодательством могут являться земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, а также садово-огородные и дачные участки. - При изменении границ земель, формально находящихся в собственности государства.
- В ситуации, когда необходимо выделить участок земли, принадлежащей муниципалитету, для его передачи гражданину или организации. Схема понадобится как при получении муниципальной земли в постоянное пользование, так и в случае оформления на нее арендного договора.
- Если администрация поселения изымает землю у ее владельца, когда это необходимо для нужд государства или муниципалитета.
- В случае, когда запланировано проведение аукциона. Для организации аукциона подается соответствующее заявление, к которому прилагается схема земельного участка. Далее публикуется объявление, после чего в течение 30 дней идет сбор заявок.Организацией проведения аукциона (и необходимых для него процедур) занимается муниципалитет. Но если была получена только одна заявка, заявитель приобретает ЗУ без аукциона. В последнем случае он сам должен позаботиться о проведении его межевания.
- Когда имеется возможность приобрести землю без проведения торгов. Отличительной особенностью данной ситуации является то, что схему границ угодья можно предъявить напечатанной на бумаге.
- Для того, чтобы легализовать прирезки (это прилегающие к землевладению участки, которые были самовольно захвачены гражданином и стали как бы принадлежать ему, если отсутствуют претензии третьих лиц), которые находятся во владении гражданина.
В соответствии с правилами, установленными инструкцией по межеванию, определение границ земельного участка является необходимой процедурой для оформления земли в собственность.
Об этом следует помнить гражданам, которые заинтересованы в легализации своих участков в соответствии с действующей сейчас программой дачной амнистии.
Согласно требованиям законодательства схема границ земельного участка должна быть привязана к кадастровому плану территории.
Дополнительные затруднения могут возникнуть из-за того, что не всегда известны координаты располагающихся рядом объектов. Поэтому во многих случаях целесообразно для подготовки схемы расположения земельного участка воспользоваться услугами кадастрового инженера.
По итогам рассмотрения заявления об утверждении схемы уполномоченный орган проверяет, соответствует ли выделение участка и оформление документа требованиям закона. Если какие-либо предписания законодательства не были соблюдены, в утверждении документа администрация вправе отказать.
Основания для отказа могут быть следующие.
- Оформление документов произведено некорректно. Не соблюдены предписания по оформлению схемы, в документах присутствуют фактические ошибки или опечатки, приведена не вся необходимая информация. В таких ситуациях документ нужно будет переделать и снова передать на рассмотрение административному органу.
- Площадь, указанная в документе, не соответствует реальным размерам участка (в случае, если на схеме она более чем на 10% больше, чем в действительности).
- На территории угодья располагаются объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам или государству.
- Земля на момент подачи заявления является собственностью дольщиков.
Границы земельного участка — искусственные линии, которые определяют расположение конкретного отрезка земли. Определение линий проводится по результатам кадастровых работ. Должны быть определены поворотные точки, установлены межевые знаки, в соответствии с координатами местности.
- Границы ЗУ нужны чтобы:
- Обособлять территории;
- Понимать их форму и размер;
- Иметь представление о расположении фактическом и в кадастровом квартале.
Право владения этой землей дает правовые полномочия распоряжаться также всеми недрами, ресурсами, находящимися на нем.
Возможность деления ЗУ на ограниченные наделы распространяется только на земли, которые находятся в обороте. Кадастровый номер и все документы на землю можно будет получить только после того, как границы будут установлены. Тогда же владелец получит все правоустанавливающие документы, которые подтвердят законность владения участком.
Результаты самостоятельного межевания земли без участия кадастрового инженера считаются незаконными.
Документальное определение участка земли, который был очерчен при составлении межевого плана кадастровым инженером.
Кадастровые границы бывают:
- декларированными, то есть примерными;
- геодезическими, содержащими геодезические точки и точные координаты.
Практическое разделение земли на наделы. Производится земельным инженером на местности, после всех процедур согласования, геодезических изысканий.
Участки могут пересечься если границы сдвинутся в какую-то из сторон частично или полностью. В результате этой кадастровой ошибки может оказаться так, что план и реальность абсолютно не соответствуют друг другу.
Такое может случиться если:
- Геодезисты строят план территории, присваивают номера ЗУ без проверки, по документам;
- Надел был присоединен самовольно;
- Продажа земли без разметки, о которой говорилось выше;
- В документах допущена ошибка.
Если выяснилось, что кадастровый план составлен неверно, номера, границы участков указаны с ошибками, необходимо произвести корректировку. В случае с самозахватом или иным нарушением имущественных прав владельцев ЗУ может дойти до судебных разбирательств, последующего аннулирования предыдущей сделки. Поэтому, перед покупкой шести соток необходимо проверить законность всех документов.
Если забор соседа неожиданно оказался на вашем участке, есть несколько выходов:
- Попробовать договориться с соседом. Возможно, он демонтирует забор или уступит вам другую часть ЗУ. Проводиться переговоры должны с привлечением кадастрового инженера. Он определит, что делать со спорной территорией и поможет провести согласование границ.
- Если переговоры с соседом не задались, компромиссов он искать не хочет, подписывать акт о согласовании границ тоже, остается только судебное разбирательство.
Кадастровый инженер проверит, совпадают ли действительные размеры ЗУ с теми, что указаны в документах.
Для этого потребуется после измерения ввести координаты в специальную программу, которая покажет, где находится ЗУ, какая у него площадь и конфигурация.
Очень важно, чтобы эти показатели совпадали с теми, что обозначены в плане.
Если совпадение стопроцентное, то вам просто нужно будет забрать межевой план в установленную дату.
Если фактические размеры и местоположение ЗУ отличаются о того, что в документах, вы получите другое заключение. В нем будет сообщаться том, что составить межевой план невозможно.
Кадастровый инженер прибудет на исследуемую территорию со специальным измерительным оборудованием. В присутствии владельцев землемер определит с использованием специальной аппаратуры, где находятся углы ЗУ.
Чаще всего измерение происходит по забору. После всех замеров инженер уедет, чтобы проверить совпадение пределов участка и плана.
Границами называются искусственно установленные пределы, обозначающие конфигурацию и величину (площадь) надела. Подобная процедура осуществляется путем проведения работ, которые выполняет государственный земельный кадастр (ОPrav _ 147). Определяющей характеристикой границ является наличие поворотных точек с расположенными на них знаками, которые называются межевыми.
Фактической межой участка является та черта, которая определяется в результате проведения работ геодезического характера и осуществляется по отношению к конкретному участку.
Фактическая черта выделенного надела имеет определенные типовые характеристики, применимые к нему независимо от расположения надела, его назначения и других отличительных особенностей – она имеет координаты точек (те места, в которых прямая линия, ограничивающая площадь, изменяет сое направление) и обозначается топографическими знаками.
Отдельно выделяется понятие границ смежных участков – к ним относятся линии, определяющие конкретный участок и являющиеся прилегающими к тем, которые соприкасаются или граничат с ним.
Черты смежных участков имеют существенное отличие от фактических – в отличие от них они определяются не поворотными точками, имеющими координаты, а длительностью межи, которая совмещается с соседними.
Также особенностью их является то, что их можно устанавливать только после определения фактической межи и предварительной операцией является проведение согласования для того, чтобы интересы собственников прилегающих участков не были затронуты.
Выделение смежных границ осуществляется инженером и может проводиться как только для одного участка, так и сразу нескольких – чаще всего такие случаи бывают при распределении большого количества участков из одной площади.
Стоит отметить, что в обязательном порядке при таких действиях приглашаются все лица, которые заинтересованы в установлении смежных пределов, какие должны поставить свою подпись под занесенными в документы данными.
Как и для чего проводится межевание земельного участка?
Разметка рубежей участка определяется проведением процедуры, которая носит название «вынос границ в натуру». Отдельным моментом его осуществления является необходимость наличия оформленного и утвержденного плана, который фиксируется на бумажном носителе и представляется в виде чертежа.
Независимо от того, какие особенности ландшафта и специфика свойств почвы присуща конкретному участку, осуществление действий по разметке межей выполняется непосредственно на местности – таким образом тот чертеж, который определяет границы его существования переносится как бы в реальные условия.
При установлении пределов территории широко используется такое понятие, как их изломанность. Под ним понимается определенное (уникальное) расположение точек, являющихся поворотными. На показатель изломанности границ существенное влияние может оказывать специфика грунта, расположенного на территории надела, а также условия ландшафта, с корректировкой на какие осуществлялось выделение границ.
Нормативным расстоянием называется определенный стандарт, какой относится к расположению следующих объектов:
- Конструкций жилого и хозяйственного назначения;
- Сооружений линейного типа;
- Прокладки коммуникаций;
- Установки заборов;
- Высадки деревьев.
Такие нормы устанавливаются в рамках правильной организации и расположения объектов на территории и по отношению к смежным с ним. Кроме того отдельно выделяются нормы противопожарной безопасности, разработанные и внедренные с целью обеспечения минимальных рисков при возгорании отдельных строительных объектов, а также обеспечения возможности подъезда пожарной техники к месту возгорания.
Земельный кодекс РФ определяет, что земельным участком является часть поверхности, имеющая установленные границы. Установление границ, проведенное в соответствие с требованиями законодательства, позволяет индивидуализировать участок среди прочих, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Границы участка позволяют определить его местоположение.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под местоположением участка законодательство понимаются координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части. Данный закон утрачивает свою силу с 01 января 2017 года, однако аналогичное определение содержится в новом Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В отношении отдельных частей границ нормативными актами может предусматриваться иная процедура определения их местонахождения: путем указания на природные или искусственно возведенные объекты, сведения о которых имеются в Государственном кадастре недвижимости и чьи границы совпадают с внешними границами участка.
Так как участок земли не может выступать предметом рыночного оборота без установления границ, процедура определения местонахождения и документального закрепления координат границ является обязательной.
В зависимости от цели установления координат границ, можно выделить следующие типовые случаи проведения кадастровых работ по определению местоположения участка:
- 1) Формирование нового земельного участка для последующего предоставления его физическим или юридическим лицам. В этом случае установление координат границ участка осуществляется в рамках единого процесса проведения кадастровых работ.
- 2) Уточнение границ уже сформированного участка. Типичные случаи, когда возникает такая необходимость: техническая ошибка кадастрового инженера или пересечение границ смежных участков.
Уточнение местоположения границ земельных участков.
Порядок установления местоположения границ регламентирован действующим до 01 января 2017 года Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и вступающим в силу с 01 января 2017 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В Российской Федерации деятельность по установлению местоположения границ осуществляют кадастровые инженеры, которые должны иметь профессиональный квалификационный аттестат, а также состоять членом одной из саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.
Кадастровые инженеры проводят указанные работы как по заказу государственных органов, так и в процессе заключения договора с любым заинтересованным лицом.
В процессе установления границ земельного участка происходит формирование внешних границ участка земли, которые позволят выделить его из группы смежных участков. Кроме того, установление границ участка должно осуществляться с привязкой к границам соседних участков.
Для определения местоположения участка может понадобиться уточнение границ земельного участка. Данный вид работ может потребоваться в случае технической ошибки, выявленной органами кадастрового учета, которая состоит в пересечении границ одного или нескольких соседних участков. Также причиной такой ошибки может стать наложение границ участка на границы земель, ранее прошедших процедуру постановки на учет. Уточнение границ может потребовать их согласование с правообладателями, в том числе и в судебном порядке.
Сама процедура определения местоположения границ состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов.
Подготовительный этап включает в себя заключение договора на выполнение работ по межеванию участка или уточнение внешних границ. На основном этапе проводятся геодезические мероприятия с занесением полученных данных на карты, схемы с детальным описанием координат границ участка в текстовом виде. На заключительном этапе межевой план, сформированный по итогам работы по установлению местоположения участка, выдается заказчику и направляется в соответствующие органы для осуществления кадастрового учета.
После выполнения кадастровых работ по установлению местоположения, сформированный участок земли должен пройти процедуру постановки на государственный кадастровый учет. Такой учет проводится на основании документов, подготовленных инженером по итогам выполнения ЗКР, главным из которых является межевой план.
После завершения процедуры постановки на кадастровый учет земельному участку присваивается уникальный идентификационный номер, а сведения о нем вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Если кадастровым инженером проводилось уточнение границ участка, в ЕГРП вносятся изменения в части координат границ участка.
После выполнения работ по установлению местоположения участка и постановки на кадастровый учет, участок может выступать в качестве объекта различного рода сделок, т.е. считается введенным в хозяйственный оборот.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Границы ЗУ – это искусственно проведённые в результате кадастровых работ линии, определяющие конфигурацию отдельной части земли в общем земельном массиве. Границы ЗУ характеризуются определением поворотных точек и установленными на них межевыми знаками.
Это единственный сложившийся исторически способ установления права обладания землёй. То есть это форма земельных отношений, на базисе которой учреждается основание для определения принадлежности земельного участка к конкретному правообладателю, а также – к уникальному геодезическому контексту, в который он вписан в соответствии с его природным происхождением.
Границы можно установить только в отношении земель участвующих в обороте. Лишь после их установления, участок приобретает уникальный кадастровый номер, его вносят в учётные записи и его правообладатель может получить правоустанавливающие и право удостоверяющие документы, констатирующие законное его использование или владение им.
Граница ЗУ состоит:
- из фактической части;
- границы смежных участков.
Это прерывистые линии, наложенные поверх фактической границы ЗУ в тех местах, где линии проходят через границу с соседним участком. В отличие от фактической границы, их основной характеристикой являются не поворотные точки межевой линии, а длительность по совмещённой с соседним участком, меже.
Они устанавливаются после проведения на плане фактической границы и требуют дополнительного согласования. Эта процедура проводится кадастровым инженером при межевании одного или нескольких ЗУ, с приглашением всех заинтересованных лиц, которые подписывают установленные координаты границ.
Для каждого участка фактическая граница определяется как её внутренняя часть, прилегающая непосредственно к земле собственника. Граница смежных участков располагается снаружи, вплотную прилегая к основной межевой линии. По сути, это разделение носит правовой характер, который требует расстановки имущественных прав.
Описание схемы границ земельного участка и в каких случаях она необходима
Местоположение границ ЗУ – это фиксированное координатами, установленными в результате геодезических и топографических работ, прохождение линии, разделяющей земельные участки, принадлежащие разным собственникам или на основании других правовых прецедентов.
Оно определено наличием межевых знаков.
Границы ЗУ устанавливаются в соответствии с нормативами, определёнными Земельным законодательством и фиксируются как на местности, так и в учётных записях Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
На основании установленных в отношении ЗУ границ можно определить:
- его местоположение;
- площадь;
- форму;
- уникальные характеристики почв;
- место в ландшафтной зоне;
- контекстное расположение.
Местоположение границ ЗУ устанавливается кадастровым инженером на основании соответствия регистрационным учётным записям и не может изменяться произвольно. Сведения о местоположении границ участка становятся доступны после проведения межевых работ.
В описании земельного участка указываются сведения о его наименовании, назначении в соответствии с правоустанавливающими документами, кадастровом номере, общей площади, меторасположении, кадастровой стоимости и т.д. В одном приложении может описываться несколько земельных участков. Описание — это официальный документ, имеющий юридическую силу и являющийся неотъемлемой частью договора.
Государственный кадастровый учет — этот описание и индивидуализация земельных участков в Едином государственном реестре земель. Именно благодаря описанию и индивидуализации в Едином государственном реестре земель каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков (ст. 1 ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Поэтому, описание земельного участка как предмета договора должно осуществляться путем указания в договоре сведений, содержащихся в Едином государственном реестре земель.
Это этап кадастровых работ, который определён как «вынос границ в натуру». Он осуществляется при наличии готового плана, выполненного в виде чертежа на бумажном носителе. Он проводится непосредственно на местности, независимо от её ландшафтных особенностей и специфических свойств почвы.
При разметке, существующий на бумажном носителе чертёж, переносится в реальность. При этом он должен быть включён в существующий контекст достаточно гармонично, не нарушая уже существующего порядка вещей.
Изломанность границ ЗУ – это специфическое расположение поворотных точек границ ЗУ, продиктованное объективными условиями ландшафта и спецификой почв. На фоне существующих естественных особенностей, границы ЗУ определяются в соответствии с доступностью установления межевых знаков на поверхности земли.
Соответственно, они могут иметь неровную поверхность, углы или крутые изгибы. В соответствии с наличием и объёмом изломов, располагающихся по линии границы участка, геодезические и топографические работы осложняются.
Впоследствии наличие изломов и качество границы может оказать влияние:
- На согласование границ с соседями и общую конфигурацию участков.
- На удобство (неудобство) обработки земли и проведение строительных работ.
- На его привлекательность при имущественной сделке.
- При разделении участка на три части и более.
Если изломы возникают не по естественным причинам, а искусственно – в результате объединения участков или по иным причинам, специалисты рекомендуют изыскать возможности выравнивания изломов.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЕ. о предоставлении земельного участка в собственность ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ Приложение к заявлению в орган местного самоуправления, предоставляемое в соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона от 15.04.1998 года
Описание земельного участка образец скале, если согласования и последствия ноу-мажор продолжаются более 3 месяцев, любая из Описание образец вправе расторгнуть младший Договор, направив письменное растениеводство другой Обработке, если Стороны не договорились об. Ох, не все очень представляют, каким образом отсюда соблюсти порядок оформления дарения обручального.
Границы земельного участка: все о границах и как их определить
В целях реализации положений Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказываю:
«Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2, ст. 149.
1. Утвердить прилагаемые требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
2. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель
руководителя
В.С.КИСЛОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Росземкадастра
от 2 октября 2002 г. N П/327
1. В соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.
Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 N 28-ФЗ («Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2, ст. 149).
Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.
2. Настоящий документ устанавливает требования к оформлению документов о межевании (состав, формы документов, правила внесения сведений), включаемых в состав документов государственного земельного кадастра при государственном кадастровом учете земельных участков.
12. Титульный лист содержит следующие реквизиты:
— наименование документа (ОПИСАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ);
— наименование лица, выполнявшего подготовку документов о межевании (сокращенное наименование организации или ФИО предпринимателя без образования юридического лица);
— наименование заказчика (сокращенное наименование организации или ФИО физического лица);
— перечень разделов, подразделов и количество листов в них (разделы идентифицируются их названиями, подразделы — словами «земельный участок» и далее записью, приведенной в строке «5» формы «Ф.1.1»);
— реквизиты кадастрового плана земельного участка (территории), сведения которого использованы в качестве кадастровой основы (наименование, дата и номер регистрации);
— реквизиты топографической или тематической карты (плана), сведения которой использованы в качестве топографической основы (реквизиты, предусмотренные для индивидуализации примененного документа);
— сведения о местной системе координат, примененной при определении координат межевых знаков (наименование, номера использованных пунктов);
— удостоверяющие подписи;
— поле для служебных отметок учреждения, осуществляющего государственный кадастровый учет земельных участков (внизу листа не менее 10 см).
13. В реквизите «удостоверяющие подписи» Описания проставляются подписи лица, составившего Описание, и лица, представляющего документы на государственный кадастровый учет земельных участков. Подписи включают в себя личную подпись, расшифровку личной подписи в виде инициалов и фамилии, а также дату подписания документа. В случае подготовки Описания юридическим лицом подпись должностного лица, полномочного удостоверять Описание, заверяется печатью организации.
24. В раздел «Описание границ» вносятся текстовые сведения обо всех вновь образованных при землеустройстве и отраженных на Чертеже узловых и поворотных точках, а также участках границ.
Вносимые сведения должны позволять определить положение на местности (восстановить) границы вновь образованных земельных участков, подлежащих государственному кадастровому учету, или земельных участков, межевание которых осуществлялось с целью внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений.
25. В раздел вносятся также сведения об условных обозначениях узловых и поворотных точек, участков границ, прекращающих существование при постановке вновь образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет либо внесении уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках.
26. Раздел «Описание границ» содержит следующие реквизиты:
— наименование документа;
— наименование раздела документа;
— номер кадастрового квартала;
— номер изменения;
— сведения о вновь образованных и прекращающих существование узловых и поворотных точках границ;
— сведения о вновь образованных и прекращающих существование участках границ;
— абрисы узловых и поворотных точек границ.
Пример оформления раздела «Описание границ» приведен в Приложении 4.
27. В реквизите «номер кадастрового квартала» приводится номер кадастрового квартала, в границах которого расположены земельные участки, явившиеся источником для образования новых или сведения о которых уточнены в результате проведения межевания.
28. Номер изменения представляет собой служебную регистрационную запись, выполняемую при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет (или внесении уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках), и при составлении Описания границ не заполняется.
29. Реквизит «Сведения о вновь образованных и прекращающих существование узловых и поворотных точках границ» оформляется в виде таблицы. Строки таблицы заполняются в следующей последовательности:
— сведения обо всех вновь образуемых узловых и поворотных точках границ (в порядке принятых на Чертеже условных обозначений);
— сведения обо всех прекращающих существование узловых и поворотных точках границ ранее учтенных земельных участков (вносятся только их условные обозначения в порядке возрастания номеров).
30. В графу «Координаты» записываются значения плоских прямоугольных координат межевых знаков. Значения координат записываются с округлением до 0,01 м.
31. В графу «f» записываются погрешности восстановления положения на местности (повторного закрепления на основании сведений государственного земельного кадастра) узловых и поворотных точек границ.
Указанные значения должны быть не хуже допустимых средних квадратических погрешностей определения положения межевых знаков относительно пунктов опорной межевой сети, установленных соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, а также при их межевании. Если координаты межевых знаков определены с меньшей точностью, то соответствующие записи в таблице реквизита «Сведения о вновь образованных и прекращающих существование узловых и поворотных точках границ» производятся чернилами или пастой красного цвета (допускается выделение или подчеркивание указанных записей маркером красного цвета).
32. В графу «Описание закрепления точки» записывается тип межевого знака.
33. Реквизит «Сведения о вновь образованных и прекращающих существование участках границ» оформляется в виде таблицы. Строки таблицы заполняются в следующей последовательности:
— Условные обозначения и описания вновь образуемых участков границ;
— Условные обозначения и описания участков границ, местоположение которых уточнено по результатам межевания;
— Аннулируемые условные обозначения участков границ, местоположение которых уточнено по результатам межевания;
— Условные обозначения прекращающих существование участков границ.
34. Условное обозначение участка границы приводится в виде последовательной записи, состоящей из номера первой граничной точки, разделителя «-» (тире) и номера второй граничной точки. В качестве первой граничной точки записывается:
Это сведения, которые детально описывают конфигурацию земельного надела с указанием площади его периметра, всех существующих правовых характеристик, установленных в строгом соответствии с существующей государственной нормативной базой.
К юристам часто обращаются домовладельцы с проблемными ситуациями, возникновение которых спровоцировало неправильное межевание границ земельного участка. Такое случается по причине неверного представления об этом процессе. Существует две разновидности границ земельного надела, находящегося в собственности у частного лица: физическая и реестровая.
Межевание – бесплатная возможность получить дополнительные метры к уже имеющемуся участку. Оно позволяет узаконить уже используемую площадь, что особенно актуально для владельцев дорогих наделов. Это мероприятие важно проводить после согласования с соседями и не превышать нормативы, установленные местной администрацией поселка, села, садово-огородного товарищества. Практика показывает, что в среднем удается к уже имеющейся площади официально добавить до шести соток земли. И это очень существенно.
Бывают случаи, когда со временем надел, находящийся в собственности у владельца, приобретает сложную форму. Например, с одной стороны формируется большая автомобильная автострада, с другой стороны разрастается молодой лес и превращается в полноценное угодье. В такой ситуации лучше провести повторное межевание и документально зафиксировать имеющиеся изменения.
Пренебрегать оформлением границ участка и внесением их в ЕГРН нельзя: в судебной практике сегодня рассматривается тысячи исков, в которых владельцы земли проигрывают спор и лишаются своей собственности. Если кто-то еще до сих пор не оформил свой загородный надел как положено, сейчас самое время это сделать. С 2018 года запрещено совершать какие-либо операции, сделки с описываемым видом недвижимости, если в ЕГРН нет сведений о ее точных границах.
Еще немного внимания Напишите в комментариях после прочтения статьи – как думаете, можно ли жить спокойно тем, кто приобрел земельный участок до 2008 года и не оформил еще его кадастровые границы в ЕГРН, чего можно ждать таким собственникам, чего им нужно бояться. Еще, скажите, есть ли среди ваших знакомых хоть один человек, который до сих пор живет по старым понятиям и не хочет официально закрепить за собой право собственности на свой загородный надел. |
- Определение границ земельного участка
- Юридические и фактические границы земельного участка
- Как определить границы земельного участка?
- Что делать в случае спора с соседями?
- Что делать, когда для спора нет оснований?
Определение границ земельного участка — это процедура, в которой происходит определение поворотных точек участка с привязкой к GPS координатам (границ) и фиксирование их в едином Государственном кадастре недвижимости.
С 1 января 2018 года в отношении всех земельных участков должно проводиться межевание. Данные о границах вносятся в Кадастр при постановке земли на учет. Так сложилось, что раньше межевание не было обязательной процедурой. И в отношении ранее зарегистрированных участков нередко можно встретить запись «границы не установлены».