Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-46/4)

Документы по теме: Государственное регулирование

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

В России уже несколько лет , как внутреннее регулирование заменено международными стандартами аудита (МСА). Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудитаЭти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К. А. КОНЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета

По мере развития аудиторской деятельности в Российской Федерации происходит совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид деятельности, в связи с чем возникла насущная потребность в уточнении применяемой нормативно-правовой базы и уяснении взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид деятельности.

Целью работы является уточнение нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности на основе существующей нормативно-правовой базы. Обусловленная цель определила следующие задачи: с учетом норм Конституции Российской Федерации сформировать систему нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ; уточнить и обобщить рекомендации по применению норм действующих нормативно-правовых актов.

В настоящей работе с помощью обобщения, группировки и системного подхода определена система нормативного правового регулирования аудиторской деятельности на основе норм права.

Обосновано, что нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности относится к ведению Российской Федерации. Дано обоснование, что рассматриваемая система состоит из девяти иерархических уровней: норм Конституции Российской Федерации, международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений Минфина России, нормативно-правовых актов саморегулируемых организаций аудиторов, нормативно-правовых актов аудиторских организа-

ций и индивидуальных аудиторов. На каждом уровне представлены наиболее значимые нормативно-правовые акты, приведены конкретные нормы этих актов. Нормативно-правовые акты разбиты на три группы: законы, подзаконные нормативно-правовые акты, международные договоры. В статье показаны взаимосвязь, взаимозависимость и иерархия нормативно-правовых актов в системе нормативно-правового регулирования, предложенной автором. Обобщены рекомендации по определению, какую из взаимоисключающих норм использовать в случае наличия правовых коллизий между нормами актов.

Изложенная система нормативного правового регулирования аудиторской деятельности и рассмотренная взаимосвязь и соподчиненность нормативно-правовых актов способствуют совершенствованию правоприменительной практики у экономических субъектов и снижению рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности и с контролирующими органами.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, система нормативного правового регулирования, аудиторская деятельность, аудит, нормативный правовой акт

По мере развития аудиторской деятельности в Российской Федерации происходит и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид деятельности, меняются также формулировки аудита и аудиторской деятельности, меняется и подход к пониманию законодательства,

регулирующего данную сферу. Так, во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности»1 (далее — Временные правила № 2263), и в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»2 (далее — Федеральный закон № 119-ФЗ), аудиторская деятельность отождествлялась с аудитом. В ныне действующем Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ) «аудиторская деятельность» и «аудит» являются различными понятиями. Здесь аудит является частью аудиторской деятельности. Согласно нормам указанного закона аудиторская деятельность (аудиторскиеуслуги) — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2). Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Федерального закона № 119-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»3 или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ч. 3)».

Аудит меняется: хорошо это или плохо?

1. Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

1. Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.

4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее — обязательные требования), а также исполнение ими решений саморегулируемой организации аудиторов, уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении соответственно мер воздействия, мер дисциплинарного воздействия, принимаемых по результатам внешнего контроля качества работы. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору. (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. (в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций: (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, — не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций — не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

1. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

1) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе оказания аудиторских услуг вопросам; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности; (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

2.1) составлять документы на русском языке; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 41-ФЗ)

3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3.2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы; (в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 23.04.2018 N 112-ФЗ)

1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию. (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

Аудиторская деятельность в России регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными правовыми документами, функции контроля за их исполнением возложены на систему государственных органов и профессиональных общественных институтов. Ряд методических функций и функций по контролю за соблюдением аудиторами требований российского законодательства были переданы саморегулируемым организациям (СРО).

Аудиторскую деятельность в России регулируют следующие нормативные акты;

  • федеральные законы от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другие законодательные акты, не противоречащие Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»;
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • Кодекс этики аудиторов России;
  • отраслевые нормативные акты (внутрифирменные стандарты СРО; внутрифирменные правила (стандарты), разработанные и действующие в аудиторской организации).

Кодекс профессиональной этики аудиторов — это свод правил поведения, которые обязательно должны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Кодекс имеет следующую структуру.

Раздел 1. Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению.

Раздел 2. Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях.

В первом разделе сказано, что аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:

  • объективность;
  • профессиональная компетентность и должная тщательность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение.

Честность подразумевает, что аудитор должен действовать открыто и честно во всех деловых и профессиональных отношениях. Этот принцип предполагает также справедливое ведение дел.

Объективность предполагает, что аудитор не должен допускать, чтобы конфликт интересов, другие лица или предвзятость влияли на объективность его профессиональных суждений. Аудитору рекомендуется также избегать отношений, которые могли бы повлиять на его профессиональные суждения.

Соблюдение принципа профессиональной компетентности и должной тщательности обязывает аудитора:

1) постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление экономическим субъектам квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и законодательства;

2) при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с требованиями федеральных стандартов.

Принцип соблюдения конфиденциальности обязывает аудитора:

1) обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных и деловых отношений и не раскрывать эту информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2) не использовать конфиденциальную информацию для получения аудитором или третьими лицами каких-либо преимуществ.

Аудитор должен соблюдать принцип конфиденциальности информации и внутри аудиторской организации.

Законодательством может быть разрешено раскрытие информации. Например, при подготовке документов для судебного разбирательства; при внешней проверке качества работы, проводимой СРО, членом которой является аудитор, или уполномоченным федеральным органом, и др.

Соблюдение принципа профессионального поведения обязывает аудитора исполнять требования необходимых нормативных документов и избегать действий, которые могут дискредитировать профессию аудитора. В данном случае аудитору рекомендуется быть честным и правдивым и не делать заявлений, преувеличивающих уровень услуг, а также не давать пренебрежительных отзывов о работе других аудиторов и не проводить необоснованных сравнений своей работы с работой других аудиторов.

Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики заключается в следующем: аудитор должен идентифицировать угрозы нарушения основных принципов этики, оценивать их и предпринимать ответные действия в отношении таких угроз.

В ряде случаев аудитору может потребоваться консультация. Например, аудитор встречается с недобросовестными действиями, сообщая о которых он может нарушить конфиденциальность. В таком случае аудитор должен рассмотреть возможность получения юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте уполномоченному государственному органу.

Таким образом, концептуальный подход способствует соблюдению аудитором этических требований Кодекса и осуществлению деятельности аудитора в общественных интересах.

Во втором разделе описывается, как применять концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях.

На стадии заключения договора оказания профессиональных услуг аудитору рекомендуется рассмотреть приемлемость.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 41-Ф3 «О внесении изменений в статьи 13 и 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»» Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»» Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Вносятся изменения в законы о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований Изменение в статью 5 закона об аудиторской деятельности

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

3. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

4. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствующих правовых и законодательных документах сосредоточены положения по организации аудиторской деятельности, проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов. К основным документам, обеспечивающим нормативное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся: ГК; НК; Закон о бухгалтерском учете; Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ΦЗ; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России от 27.05.2010 № 51н; Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

III. Основные проблемы развития аудиторской деятельности

ФЗ «Об аудиторской деятельности» считается наиболее важным нормативным актом, однако не только он предъявляет основополагающие требования к данному виду деятельности. На сегодняшний день в Российской Федерации утверждена концепция смешанного типа в отношении регулирования аудита. Кроме того, законодательным образом определены все основные компоненты системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ. Следует заметить, что смешанная система регулирования реализуется не только с помощью законов и актов подзаконного плана, которые издаются государственными органами, но и посредством нормативных актов организаций общественного характера.

1-й уровень правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации представлен НК РФ, ГК РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «О саморегулируемых организациях», ФЗ «О Центральном банке РФ», Законом под названием «Об акционерных обществах» и прочее. Имеют место и нормативные акты гос. органов власти. Среди них важно отметить постановление Правительства РФ «О вопросах гос. регулирования аудиторской деятельности в РФ» и так далее. Именно на основании названных нормативных актов реализуется правовое регулирование аудиторской деятельности со стороны государства.

На третьем уровне правового регулирования аудиторской деятельности — нормативные акты проф. аудиторских объединений. Стоит отметить, что издаются они данными структурами исключительно в пределах собственной компетенции. Как правило, нормативные акты представлены кодексами проф. этики СРО, стандартами СРО специалистов данной области, а также методическими положениями и руководствами, которые издаются СРО в пределах определенной компетенции.

Стоит отметить, что посредством нормативных актов 3 и 4 уровней, лежащих в основе правового регулирования аудиторской деятельности, происходит саморегулирование аудита. ФЗ «О саморегулируемых организациях» занимается регулированием отношений, связанных с деятельностью таких организаций. Данные отношения объединяют субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, осуществляют взаимодействие саморегулируемых структур и их членов, а также потребителей произведенной ими товарной продукции (услуг, работ), органов исполнительного типа власти.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Итак, мы рассмотрели основные аспекты правового регулирования аудиторской деятельности на территории России. В заключение следует отметить, что развитие аудита должно базироваться на лучших мировых достижениях, а также на практике функционирования отечественных организаций и предприятий. Оно должно объединять в себе существующие достижения специалистов в сфере аудита и консалтинга, а также способствовать самосовершенствованию ауд. деятельности в дальнейшем.

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

На сегодняшний день действующая в РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя пять уровней.

Первый уровень образует Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015 г.); Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. и другие федеральные законы; Указы Президента РФ [14; с. 82].

Данный Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в РФ и содержит:

  • — формулировку понятия и основные цели аудиторской деятельности в РФ;
  • — требования к аудиторским организациям и аудиторам;
  • — перечень услуг, сопутствующих аудиту, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы;
  • — перечень организаций, для которых организация и проведение ежегодного аудита осуществляется в обязательном порядке;
  • — перечень прав и обязанностей аудиторских организаций, аудиторов и проверяемых экономических субъектов;
  • — требование о соблюдении принципа конфиденциальности при осуществлении аудита (аудиторская тайна);
  • — требование о неукоснительном соблюдении принципа независимости при проведении аудита, а также ограничения для его обеспечения;
  • — закрепление статуса аудиторского заключения и соответствующая ответственность за предоставление ложного заключения;
  • — определение стандартов (правил) аудита и требования их обязательного применения;
  • — требования к аттестации аудиторов;
  • — условиях аннулирования аттестата аудиторов;
  • — требования к обязательному контролю качества аудита;
  • — требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов (СРОА);
  • — требования к СРОА, необходимые для ее включения в государственный реестр СРОА;
  • — определение соответствующей компетенции федерального органа, реализующего государственный контроль и надзор за деятельностью СРОА;
  • — требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности при проведении обязательного аудита за нарушение условий договора [18; с. 397].

В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности».

В настоящее время в России сформирована пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в табл. 3.2.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – это основной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые к нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных законов «О бухгалтерском учете» и др.

Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы Российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Он определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как:

– Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

– Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» и др.

Таблица 3.2

Система нормативного регулирования аудита в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень

Федеральные законы, система кодексов, указы Президента РФ

Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ

II уровень

Постановления Правительства РФ, приказы Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности

Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

III уровень

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, общероссийские (рекомендательные) стандарты аудиторской деятельности

Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

IV уровень

Внутренние стандарты

Профессиональные аудиторские объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита регулируют взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоящее время такие стандарты пока не разработаны.

Пятый уровень – документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2021, 2020

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Обязательный аудит должен проводиться в следующих случаях: • если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; • если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж или других организаторов торговли на рынке ценных бумаг; • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных и внебюджетных фондов); • если объем выручки от реализации продукции (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также унитарных предприятий сельскохозяйственных кооперативов и их союзов)

Сегодня аудиторская деятельность в России организована с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но, в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования все еще находится в стадии своего развития.

[3]

Первый уровень составляет Федеральный закон №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», пришедший на смену Закону «119-ФЗ», он является одним из основных законодательных актов, определяющим основные аспекты организации аудиторской деятельности в России, регулируя ее правовые основы. Данный документ содержит 23 статьи, в которых отражены основные аспекты аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг. В законе определены понятия аудитора и аудиторской организации, закреплены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц [3]. Также даются определение обязательного аудита и критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.

Особое место в законе занимает статья, посвященная независимости аудиторов, рассматриваемая в контексте основополагающих принципов аудиторской деятельности, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, декларируемых в Кодексе этики профессиональных аудиторов. Также определены вопросы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы их аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.

Отдельные статьи Федерального закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, условий их формирования и ротации.

В отличие от утратившего силу ФЗ №119, действующий Закон вводит понятие «саморегулируемой организации аудиторов», определяет порядок их создания и приобретения статуса, а также требования к ее составу, порядку членства в ней и правил осуществления внешнего контроля качества работы ее членов на основе принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов.

Отдельно в Законе отражается порядок ответственности за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с Федеральным законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.

Виды и наиме­нования норма­тивных доку­ментов

Область регули­рования и ис­пользования

Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельно­сти» от 30.12.2008 № 307-ФЗ

Определяет ме­сто, цель и задачи аудита в финан­сово-экономиче­ской системе

Федеральные правила (стан­дарты) аудитор­ской деятельно­сти

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обя­зательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (раз­работано и утвер­ждено 33 правила (стандарта). Намечено разра­ботать 6—8 феде­ральных стан­дартов в течение 2009-2010 г.

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

• К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок пре­ставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключе­ния. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходи­мый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целе­сообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество ауди­торской проверки.

Четвертый уровень — методики аудиторской деятель­ности, регламентирующие порядок осуществления аудитора­ми проверок применительно к конкретным отраслям, по от­дельным вопросам налогообложения, финансов и по специ­альным аудиторским заданиям.

Пятый уровень — внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения поло­жений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реа­лизации, выработке приемов и способов выполнения кон­кретных аудиторских процедур. Они разрабатываются ауди­торскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Ауди́т (от лат. audit — слушает) или ауди́торская прове́рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — ли­цо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от реви­зора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результа­там проверки.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консульта­ции по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.

Задачи аудита сопоставимы с его целью. Главной задачей аудита является получения достоверной и независимой исходной информации о финансовой деятельности определенного субъекта предпринимательской деятельности с последующим формированием, на основе этой информации выводов о реальной финансовой ситуации на предприятии.

Основная цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответ­ствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Поскольку аудит — деятельность предпринимательская, направ­ленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Различают внутренний и внешний аудит:

В настоящее время можно выделить 3 уровня регулирования аудиторской деятельности в РФ: государственный уровень, уровень саморегулируемых организаций, внутрифирменный уровень. Основными нормативно-правовыми документами государственного регулирования аудиторской деятельности являются Федеральные законы «Об аудиторской деятельности» от 30. 12. 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01. 06. 2010 г.) и «О саморегулируемых организациях» от 01. 12. 2007 г. N 315-ФЗ, а также федеральные стандарты аудиторской деятельности. На уровне саморегулируемых организаций – это стандарты таких организаций, а на внутрифирменном уровне – стандарты, разрабатываемые в рамках фирмы. Стандарты каждого последующего уровня не должны противоречить стандартам предыдущего уровня. Стандарты аудиторской деятельности можно определить как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению ее результатов и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг.

В соответствующих правовых и законодательных документах сосредоточены положения по организации аудиторской деятельности, проведению атте­стации и повышению квалификации аудиторов. К основным документам, обеспечивающим нормативное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

— Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Федеральный Закон «О бух­галтерском учете» от 06.12.11г№ 402 ФЗ;

— Федеральный закон «Об аудиторской дея­тельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;

— Фе­деральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 и др.

Среди представленных концепций и систем регулирования наи­более целесообразной представляется многоуровневая сис­тема нормативного регулирования аудиторской деятельно­сти. Эта система включает в себя четыре основных уровня.

Таблица 1.2 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования и использования
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ Определяет место, цель и задачи аудита в финансово – экономической системе
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг
Законодательные и подзаконные нормативные акты Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Внутренние правила ( стандарты) стан­дартами саморегулируемых аудиторских организаций Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых аудиторских организаций
Нормативные документы министерств и федеральных служб Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский
Внутренние регламенты ( аудиторские стандарты) Используются при проведении обязательного аудита и сопутствующих аудиту прочих услуг

Для обеспечения общественных интересов и выполнения задач аудита при осуществлении аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *