Повреждение груза транспортной компанией на какие законы ссылаться
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повреждение груза транспортной компанией на какие законы ссылаться». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обращаются потребители с жалобами на некачественные услуги транспортных компаний, по вине которых утрачен или причинен вред товару, приобретенному дистанционным способом. В большинстве случаев взыскать с перевозчика ущерб и убытки затруднительно из-за упущенного потребителем времени и неверно составленных документов. Практика рассмотрения подобных жалоб показывает, что перевозчики используют неосведомленность потребителей, чтобы уйти от ответственности.
Необходимо запомнить несколько правил для защиты своих прав:
• Товар, приобретенный через Интернет, может быть доставлен как за счет продавца, так и за счет потребителя. В последнем случае потребитель (грузополучатель) вступает в правоотношения с транспортной компанией (перевозчиком). Роль продавца, как грузоотправителя, в данных отношениях тоже важна.
• Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ч. 1, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — Устав).
• Форма транспортной накладной должна содержать сведения о перевозчике и его ответственности, грузоотправителе и грузополучателе, наименовании груза и его фактическом состоянии, массе, количестве грузовых мест, виде тары, способе и состоянии упаковки, дате и времени подачи транспортного средства под погрузку, сроках, по истечении которых груз считается утраченным, форме уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза, стоимости транспортных услуг (приложение № 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, далее — Правила перевозок).
• Транспортная накладная в 3-х экземплярах подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком. Перевозчик не вправе вносить какие-либо пометки и исправления в одностороннем порядке (п. 9 Правил перевозок).
• Грузоотправитель (продавец) обязан подготовить груз (товар) к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, приложить сопроводительные документы на товар (ч. 2, ч. 3 ст. 10 Устава), нанести на упаковку информацию о наименовании грузоотправителя и грузополучателя, массе грузового места, адресе пунктов погрузки и выгрузки, нанести манипуляционные знаки (условные), характеризующие способ обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке (п. п. 31-35 Правил перевозок).
• Если состояние груза и его упаковки при принятии у грузоотправителя не соответствует требованиям Правил перевозок перевозчик обязан в присутствии грузоотправителя сделать отметки об этом в транспортной накладной, либо отказаться от исполнения договора (ч. 4, ч. 5 ст. 10 Устава).
• При получении груза потребитель проверяет соответствие груза сведениям, указанным в накладной (п. 68 Правил перевозок).
• При обнаружении повреждения кузова автомобиля, тары, контейнера, упаковки, пломб, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке (ч. 9, ч. 10 ст. 15 Устава).
ВАЖНО!!! При принятии груза указать сведения о повреждениях в актах или транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях (ч. 1 ст. 38 Устава).
При невозможности составить акт о повреждениях в день приема груза он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчика от составления акта потребитель вправе составить акт без его участия, предварительно уведомив перевозчика в письменной форме (п. 80 Правил перевозок).
Потребитель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно (ч. 2 ст. 15 Устава, п. 65 Правил перевозок).
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере:
1) стоимости утраченного или недостающего груза в случае утраты или недостачи груза;
2) суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения (порчи) груза, или его стоимости в случае невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза;
3) доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью;
4) объявленной стоимости в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью и испорченного или поврежденного (ч. 7 ст. 34 Устава).
ВС решал, кто заплатит потребителю за утрату груза
Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Закон или устав | Раздел НПА |
---|---|
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) |
ст. 118 |
Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | ст. 95, 107 |
Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» | ст. 34 |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации №24-ФЗ от 07.03.2001 (ред. от 08.06.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу 14.06.2020), статья 43 «Вина судов в столкновении» | ст. 44, 114, 117 |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 (ред. 13.07.2020) | ст. 169, 190 |
Иск подается:
- грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;
- грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.
Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:
- транспортную накладную с отметками о несохранности;
- акт.
Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:
- обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);
- срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ).
В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:
- акты обследований;
- расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);
- квитанции;
- дополнительные соглашения;
- фотографии;
- ссылки на видеофайлы.
Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007.
От кого: ООО «Пивоварня» ИНН 12332132321, КПП 123321123 ОГРН 3211230012 Адрес: г. Пиво, ул. Пенная д. 77, склад 21 телефон +71233212301 Кому: ООО «Транспорт» (наименование перевозчика) ИНН/КПП 321000123/11332122 ОГРН 1211230012 Адрес: г. Стекло, ул. Стеклодувная д. 11, склад 15 телефон +71233212301 Требование (претензия) о возмещении стоимости поврежденного груза и о возврате провозной платы Между ООО «Пивоварня» (грузополучатель) и ООО «Транспорт» (перевозчик) заключен договор перевозки груза №021 от 10.06.2020, в соответствии с которым 19.06.2020 по товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020 отправлен груз — литровые бутылки с бугельными пробками в пластиковых ящиках, 300 ящиков по восемь бутылок (2400 бутылок). Стоимость составляет 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей. Согласно пункту 3.1 договора доставка осуществляется по адресу: г. Пиво, ул. Пенная, д. 77, склад 21, 19.06.2020 в 16:00. В установленное время получен частично поврежденный (испорченный) груз. Факт наличия повреждений подтверждается актом №54 от 19.06.2020, составленным замдиректора ООО «Пивоварня», заведующим терминалом ООО «Тара» и представителем перевозчика ООО «Транспорт». Провозная плата по договору в размере 30 000 рублей была уплачена получателем, что подтверждается п/п №321 от 17.06.2020. Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность перевозимых материалов, происшедшую после принятия к перевозке и до выдачи получателю или лицу, управомоченному на получение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Бывают случаи, когда ответственность транспортных компаний за груз снимается:
Исключения могут зависеть от вида транспорта. Так, статья 95 Устава железнодорожного транспорта РФ освобождает экспедитора от ответственности при доставке груза поездом в тех случаях, когда:
Как составить претензию к перевозчикуОсобняком стоит вопрос об ответственности транспортной компании за груз при автоперевозках. Когда чаще всего возникают споры между отправителем и экспедитором? Когда водитель попадает в аварию по вине третьего лица. Из судебной практики можно взять доказательства того, как экспедиционной компании приходилось отвечать за груз после аварии, и как от ответственности она освобождалась. Обыкновенно дорожно-транспортные происшествия, случившиеся не по вине перевозчика, арбитражный суд не признает обстоятельством непреодолимой силы. Что необходимо сделать, чтобы снять ответственность транспортной компании за порчу груза?
Чтобы уйти от рисков, связанных с перевозками автомобильным транспортом, экспедиционным компаниям рекомендуется страховать грузы. Кстати, суды рассматривают страхование как одну из мер предотвращения дорожно-транспортных происшествий и их последствий. У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:
Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя. Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо. Итак, клиент транспортной компании имеет право:
Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем. Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте. Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери. Правило № 1: озвучиваем стоимость груза. И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности. Правило № 2: уточняем детали. Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п. Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные. Правило № 3: документы – наше всё. Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик. Правило № 4: он – и никто другой. Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали. Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза. Ответственность транспортных компаний за грузПредставим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.). Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор. Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза. Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды? Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры». Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности. Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию. Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем. Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно). Написать комментарий Как происходит погрузка в крупных распределительных центрах? Водитель подъезжает к РЦ, встаёт на стоянку, идёт в отдел регистрации, где оставляет документы и свой номер телефона. Канцелярия проверяет наличие заявки, доверенностей, груза на складе и документов, после чего водитель отправляется в кабину, где ждет звонка. Звонок! Водителю называют номер рампы, куда он должен подать машину под погрузку. Водитель маневрирует, подъезжает к рампе, оставляя пару метров, открывает ворота, подъезжает уже вплотную, устанавливает противооткатные «башмаки», закрывает машину и идет к порталу, через который он попадет в недра склада. Охрана досматривает водителя, водитель надевает жилет, каску, накладку на носы ботинок и следует к своей рампе. Интересно? Дело в том, что за это время в его кузове может оказаться (и часто оказывается) несколько паллет, которые ловкие пилоты погрузчиков уже загрузили. Проверить и качество, и количество уже не представляется возможным! А что дальше? Паллеты могут быть сгруппированы в зоне погрузки, а могут и вывозиться поштучно из закоулков огромного склада, доставаемые со стеллажей разной высоты. Осмотреть качество перед погрузкой в первом случае сложно, ибо по технике безопасности праздно шататься по складу никто не позволит во избежание ДТП с погрузчиками, летающими на предельных скоростях, а во втором случае так и вовсе невозможно – поди узнай, какие паллеты и откуда потом достанут. А дальше начинается погрузка, в ходе которой водитель стоит в определенном месте, чтобы не мешать. То есть он может видеть упаковку максимум с двух сторон: спереди и с того бока, которым мимо него паллет на вилах погрузчика залетает в кузов. И как тут проверить качество и целостность упаковки? Любой недобросовестный грузчик, желающий скрыть повреждения, может просто взять паллет на вилы с нужной стороны, и все – водитель ничего не увидит. После того как погрузка заканчивается, водитель опять идет через портал, где раздевается и сдает складское снаряжение. Затем отгоняет машину на пару метров от рампы, закрывает ворота и вешает пломбу. Потом он отъезжает уже на стоянку и опять идет в канцелярию, чтобы получить товарно-сопроводительные документы, в которых и указано количество и номенклатура груза, принятого им к перевозке. Как вам порядок действий? В момент погрузки водитель еще не знает, что именно и в каком количестве должно попасть к нему в кузов, поэтому возможности проверить груз у него просто нет. Как можно сверить что-то с чем-то, когда не с чем сопоставить, когда отсутствует эталон-образец? Ну и немного фантастики относительно возможностей перевозчика хоть как-то противостоять своему бесправию в процессе возложения на него ответственности за груз. С обеих сторон баррикад бытует мнение, что водитель может сделать отметки в документах о том, что он несогласен, или «без него его женили». Подобные комментарии перевозчик может оставить только в п. 12 транспортной накладной, в товарно-транспортной накладной для этого места нет и никто не позволит что-то писать в этом документе. Однако транспортная накладная выписывается далеко не всегда, но это уже отдельная тема для разговора. По договору перевозки организация приняла на себя обязательства по доставке груза (партии цитрусовых). Однако из-за неправильного крепления груза часть палет, на которых располагались ящики с фруктами, при перевозке была повреждена, а сами цитрусовые потеряли товарный вид. Этот факт был выявлен грузополучателем при приемке груза и заактирован. В дальнейшем грузоотправитель перечислил перевозчику сумму провозной платы за минусом стоимости перевозки поврежденного груза. Но перевозчик с таким подходом не согласился и обратился в суд, указывая, что он и так возместил грузоотправителю убытки в виде стоимости поврежденных фруктов, тогда как сам факт перевозки никем не оспаривается и должен быть оплачен. Однако Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 05.04.2018 № Ф10-990/2018 по делу № А84-2487/2017 в удовлетворении требований перевозчика отказал. Судьи указали, что возмещение стоимости поврежденного груза не является основанием для взыскания платы за его перевозку. При этом судьи сослались на правила ст. 796 ГК РФ, которая требует от перевозчика возвратить провозную плату в части поврежденного груза вне зависимости от возмещения стоимости самого груза. Значит, если договором предусмотрена постоплата, грузоотправитель вправе просто не перечислять эту часть стоимости перевозки. Дополнительно судьи отметили, что перевозчик должен возместить не только стоимость поврежденного груза, но и другие убытки грузоотправителя. В частности, расходы на дальнейшую перевозку и уничтожение поврежденного груза, расходы на работу экспертов, составлявших акт о повреждении груза, таможенные пошлины и НДС, уплаченные при ввозе поврежденного товара на территорию РФ. Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 301-ЭС18-22985 по делу N А29-7956/2017 В силу статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации такая ответственность применяется за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам. Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2019 N 305-ЭС19-257 по делу N А40-156432/2018 Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт принятия ответчиком груза к перевозке в исправной таре и упаковке, без замечаний к количеству товара, с установленным рекомендуемым температурным режимом, установив факт повреждения груза (товар деформирован и не подлежит восстановлению вследствие несоблюдения рекомендуемого температурного режима) во время его транспортировки, руководствуясь положениями статей 15, 309, 393, 793, 796, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», суды пришли к выводу о доказанности истцом наличия совокупности обстоятельств, влекущих обязанность ответчика по возмещению ущерба. Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N 310-ЭС19-1412 по делу N А09-5140/2017 Руководствуясь статьями 15, 307, 309, 310, 393, 401, 404, 785, 796, 1064, 1081, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии смешанной вины сторон в возникновении убытков в результате порчи груза при его перевозке и подлежащему снижению размеру ответственности ответчика, недоказанности несения расходов на утилизацию груза. Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2019 N 301-ЭС19-2084 по делу N А82-15842/2017 Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 393, 401, 796, 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 146, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 июня 2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика, принявшего груз к перевозке, от ответственности за утрату груза. Между пострадавшей стороной и выплатой ущерба всегда стоит некий пакет документов, который, с некоторыми вариациями, включает в себя:
Список неполный, однако, здесь самое значимое. Заявки участникам, договоры, экспедиторские расписки, инвойсы и ТТН условно уже существуют на момент наступления страхового события и не должны стать проблемой при сборе пакета документов. Перечисленное же выше является самым важным. Когда кто-то из сотрудников сообщает мне о том, что с каким-то из грузов случилась беда, то одним из первых вопросов станет: «Был ли составлен акт?». По крайней мере, он точно будет следовать за вопросами: «Все ли остались живы?» и «Удалось ли спасти остатки груза?» Пункт о передаче информации идет в списке первым, т.к. при обнаружении любого повреждения или недостачи время играет против пострадавшей стороны. Чем быстрее все заинтересованные участники узнают о том, что с грузом что-то случилось, тем более скоординированные действия они смогут предпринять. Отдельным пунктом здесь стоит выделить оповещение страховой. В договоре со страховой компанией всегда прописано, каким образом и в какой срок ее необходимо оповестить. Обычно, если груз застрахован через экспедитора или перевозчика, эта обязанность ложится на него. Если же собственник груза сам его застраховал, то информацию о том, как и в какой форме оповещать страховую, нужно обязательно иметь в доступе. Главное помнить, что отсутствие оповещения может стать причиной отказа. Идеальный вариант: Грузополучателю доставлен поврежденный груз. Он оповещает экспедитора об инциденте, и менеджер детально инструктирует его о шагах, которые необходимо предпринять, какой пакет документов затем будет необходим для страховой компании или претензионной работы в целом. Детальный инструктаж при этом может заключаться в том, что грузополучателю высылается краткая инструкция, объясняющая, что нужно сделать, которая у него должна быть под рукой как раз для таких случаев. Как обычно бывает: Грузополучатель поздно извещает о возникшей проблеме. Поздно – это когда водитель уже уехал со склада без составления каких-либо документов, а склад сообщает об инциденте на следующий день после произошедшего. Что делать: Обсуждать ход действий в случае инцидента заранее, еще на этапе согласования договора с перевозчиком/экспедитором, проговаривать его в этом самом договоре или в описаниях операционных процедур и учить сотрудников грузополучателя. Я уделяю огромное внимание обучению и, несмотря на это, не могу дать стопроцентной гарантии, что каждый из менеджеров знает наизусть, что потребуется для страховой. Это неудивительно, потому что, к счастью, каждый из них со страховыми случаями сталкивается редко. При этом я могу гарантировать, что каждый менеджер точно знает, что необходимо что-то предпринять. При этом о том, что конкретно предпринимать, написана специальная инструкция, которую Идеальный вариант: На выгрузке грузополучатель в присутствии водителя обнаружил, что короба имеют замятия и надрывы. Составили вместе с водителем акт, сделали фото, сделали отметку в транспортной накладной и еще, на всякий случай, взяли объяснительную от водителя, а поврежденный груз разместили на складе до получения дальнейших указаний. Как обычно бывает: Сотрудники склада грузополучателя не всегда бывают проинструктированы о том, что в случае обнаружения повреждений какого-то груза необходимо предпринять какое-то действие, а лучше – целый ряд каких-то действий. Зачастую мы получаем акты о повреждениях, которые подписаны Кладовщиком, Старшим смены и Логистом принимающей стороны. Он красиво составлен, жаль только, что это произошло в момент, когда водитель уже уехал со своим экземпляром транспортной накладной без каких-либо отметок о составлении акта и фактически принятое на склад имущество перестало быть грузом, а акт составлен в одностороннем порядке, что недопустимо. Акт является главным документом, фиксирующим произошедшее событие. Вокруг него будет строиться вся дальнейшая работа по выплате убытка. Отдельно стоит упомянуть присутствие водителя на складе при выгрузке. Если со стороны грузополучателя принято решение по соображениям безопасности не допускать присутствия водителя на выгрузку, он должен отдавать себе отчет в том, что при составлении акта водитель может сделать оговорку, что на выгрузке он не присутствовал и откуда взялись повреждения — не видел. Этого будет достаточно, чтобы предположить, что повреждение произошло уже после доставки и перевозчик или экспедитор не будут ответственны за ущерб. Что делать: В идеале – сотрудники склада должны знать наизусть нехитрую инструкцию о том, что делать, если с грузом случилась беда. Под рукой всегда должна быть упрощенная форма акта с основными положениями: дата, место составления, ФИО и должности участников, краткое описание обстоятельств с указанием реквизитов транспортных документов, описание повреждений и их фактический размер. Формы Торг-2 и Торг-3 количеством непонятных таблиц нередко приводят в недоумение. Акт рекомендуется сделать настолько простым, чтобы отклониться от нужной информации было невозможно. Если инструкцию запомнить сложно, то сотрудники должны точно знать, что им нужно хотя бы связаться с логистом, чтобы тот оповестил руководство перевозчика обязательно до того момента, как водитель покинет место выгрузки. По опыту могу сказать, что обучить людей это делать – задача непростая, но зато полностью окупающая себя в будущем. Идеальный вариант: Все замеченные повреждения нужно фотографировать, и фото должны быть как со свадьбы лучших друзей – чем больше, тем лучше. Суть: из фото должно быть понятно, что не так с грузом. Как обычно бывает: Вспоминается умильный случай, когда из порезанного на ночной стоянке тента была похищена часть груза, водитель доехал до склада получателя, а склад по факту прислал аж 8 фото целой пломбы. Задача фотографировать целую пломбу была? Была. И неважно, что груз пропал через огромную дыру в человеческий рост в тенте. Что делать: Фото нужно начинать делать, как только обнаружилось повреждение – и до выгрузки, и сразу после, при хорошем освещении. Если груз приехал намокшим или грязным, то необходимо сфотографировать и кузов изнутри. Эти фото можно приложить к акту или дальнейшей претензии для лучшего понимания того, что случилось. Транспортная компания потеряла груз: как быть?При оценке ущерба часто появляется такое действующее лицо как независимый эксперт. Чаще всего это сюрвейер, которого может привлечь любая сторона: экспедитор, если не имеет возможности отправить своего представителя на оценку, страховая компания, если считает, что это необходимо, или сам грузополучатель по любым необходимым причинам. Обычно его все-таки присылает страховая компания, т.к. выезд эксперта – удовольствие не бесплатное, и все участники пытаются уйти от этого расхода. Важно помнить, что слово «эксперт» здесь не означает, что к Вам приедет специалист мирового уровня в Вашей конкретной номенклатуре груза. Этот человек больше будет фотографировать и уточнять детали, попросит по итогу перевозочные документы, а результатом его работы станет отчет, который принимается к рассмотрению страховой компанией. Интересный лайфхак – при оценке ущерба может присутствовать кто-то один – независимый эксперт или представитель экспедитора. Этого будет достаточно, чтобы оценка ущерба была признана объективной, главное – согласовать такой усеченный состав со страховой компанией. После того как ущерб будет оценен и воплощен в денежном выражении, наступает период претензионной работы, что само по себе является очень захватывающим и творческим процессом, которому стоит посвятить отдельную статью. Даже если груз застрахован не через экспедитора или перевозчика, избежать выставления претензии виновной стороне не удастся, т.к. этот документ является обязательным для пакета документов по возмещению. Главное, что нужно запомнить, – это сроки. У пострадавшей стороны есть 6 месяцев с момента наступления события на выставление официальной претензии. Да, срок исковой давности – год, но при этом нужно соблюсти претензионный порядок, а он предполагает направление оригинала претензии вместе со всеми подтверждающими документами, заверенными в установленном порядке. 6 месяцев есть у собственника груза чтобы выставить официальную претензию Перевозчику/Экспедитору. Страховую компанию же нужно оповестить чем раньше тем лучше. В качестве заключения стоит сказать, что в основе всей этой работы лежит конструктивный диалог между сторонами. Если Вы не уверены в том, что пакет документов для Вас понятен, необходимо проконсультироваться с экспедитором, перевозчиком или страховой компанией по поводу того каким должен быть пакет документов для возмещения. Ориентированные на общение с клиентом партнеры всегда помогут разобраться в сложных вопросах, а возможно, даже подскажут нужное решение. В подтверждение тому прикладываю к этой статье инструкцию, которую отправляют наши сотрудники грузополучателям при обнаружении ущерба. Всем спасибо и берегите свои грузы Я заключил с транспортной компанией договор. По условиям у груза есть объявленная ценность, и транспортная компания должна отвечать за то, чтобы груз был доставлен и выдан. Грузополучателем был указан отправитель, а в итоге посылку отдали какому-то другому человеку. Транспортная компания не проследила, кому выдает мои запчасти. Пусть теперь компенсирует их стоимость. Действительно, мы согласовали, что мужчина сам заберет свой груз, прописали в договоре имя и фамилию получателя, его паспортные данные. На пункт выдачи пришел мужчина с временным удостоверением личности. Данные в нем совпадали с данными в договоре, проверить подлинность документа наш сотрудник не мог. Подозрений у него не возникло. Мы выдали груз без нарушений и ничего не должны. Экспедитор не обязан проверять документы на подлинность: у него нет таких полномочий и специальных знаний для этого. При выдаче груза представитель транспортной компании никак не мог узнать, что выдает груз не тому человеку. Груз выдан по правилам, договор не нарушен. Кроме того, в договоре с транспортной компанией прописано, что экспедитор не обязан проверять подписи и печати и не отвечает за проверку документов получателя на подлинность. Мужчина с этими условиями согласился, все подписал. Транспортная компания ничего не должна. Суды предыдущих инстанций неправы. Экспедитор должен исполнить обязательства по договору. Его обязательство — доставить груз в целости и выдать его получателю. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины. Суды исходили из соображения, что транспортная компания никак не могла повлиять на сложившиеся обстоятельства: якобы курьер не мог знать, подлинное удостоверение ему показали или поддельное. Кроме того, они опирались на договор с экспедитором, по которому тот не несет ответственности за выдачу груза по поддельным документам. Но этот пункт противоречит Закону о транспортно-экспедиционной деятельности, а значит не имеет юридической силы. Дело направить на пересмотр в суд первой инстанции. Окончательное решение еще не принято. Перевозка грузов автотранспортомВерховный Суд признал, что экспедитор по умолчанию несет ответственность за груз и должен компенсировать ущерб, даже если утрата произошла не по его вине. Транспортные компании не могут вносить в договор с клиентами пункты, которые противоречат законодательству. В этой истории экспедитор прописал, что не отвечает за выдачу груза по поддельным документам, но Верховный Суд признал эти пункты договора недействительными. В последнее время многие пристально следили за ходом рассмотрения дела № А31-6093/2009, касающегося вопроса о возможности ограничения ответственности перевозчика за повреждение груза в ДТП при отсутствии его вины. В данном деле рассматривалось требование к перевозчику о возмещении стоимости груза, утраченного при пожаре, возникшем впоследствии ДТП. Водитель перевозчика не нарушал Правила дорожного движения, ДТП произошло по вине водителя другого автомобиля. Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства ДТП, отказал в иске к перевозчику, указав, что ДТП произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, что освобождает перевозчика от ответственности. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26 января 2010 года отменило предыдущее решение. Удовлетворив иск, суд мотивировал постановление тем, что вина перевозчика презюмируется. и отметил, что «ДТП в данном случае не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и устранение которого от него не зависело». Суд кассационной инстанции поддержал позицию апелляционного суда, указав, что перевозчик, являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет повышенную ответственность, от которой он может быть освобожден только в исключительных случаях, если он докажет невозможность исполнения обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые в данном деле перевозчиком не доказаны. Перевозчик с принятыми судебными актами не согласился и обратился в Высший Арбитражный Суд РФ. В определении ВАС РФ от 29 сентября 2010 года № ВАС-9587/10 о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было указано: «В соответствии с п. 2 ст. 17 указанной Конвенции* перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли вследствие обстоятельств, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. В силу названной нормы Конвенции к обстоятельствам, освобождающим перевозчика от ответственности, относятся только такие, которые перевозчик не мог предотвратить, действуя с должной осмотрительностью». Далее судебная коллегия делает вывод о виновнике происшествия — «дорожно-транспортное происшествие произошло по вине третьего лица, отсутствуют нарушения Правил дорожного движения водителем перевозчика», и констатирует, что причиной возникновения «ущерба от утраты груза в рассматриваемой ситуации явились неправомерные действия третьего лица» и что возникновение ущерба «не находится в причинно-следственной связи с действиями ответчика по исполнению им договора перевозки». Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии основания для возложения на перевозчика гражданской ответственности ввиду отсутствия его вины, необоснованно отождествив административную и гражданскую вину и, как следствие, придя к неверному выводу об отсутствии оснований для возложения гражданской ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства. Установив, что водитель перевозчика действовал с достаточной осмотрительностью, тройка судей фактически оценивает его невиновность и отсылает к абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ. В указанной статье предусмотрено, что «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства». Однако доказывать, что лицо проявило должную степень заботливости и осмотрительности необходимо только в отношениях, где ответственность наступает при наличии вины. При решении вопроса о возложении ответственности на профессионального перевозчика следует руководствоваться п. 3 ст. 401 ГК РФ, которым предусмотрена безвиновная ответственность предпринимателя. Без вины виноватые В п. 3 ст. 401 ГК РФ содержится норма (аналогичная нормам, имеющимся в законодательстве многих стран) о повышенной ответственности предпринимателей. Согласно указанной норме, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В частности, к таким обстоятельствам, согласно Гражданскому кодексу, не относятся:
Такая интерпретация, в сущности, могла лишить клиентов перевозчика уверенности в защите своих интересов. На практике возможны ситуации, когда водитель грузоперевозчика не нарушал ПДД, второй участник ДТП отсутствует, а ДТП, повлекшее повреждение груза произошло, например, в связи с плохой дорожной ситуацией, или же ДТП произошло по вине пешехода. В этом случае перевозчик, по логике «тройки», никакой ответственности не несет, а значит, страдает самая незащищенная сторона — его клиент, оставаясь один на один со своим убытком, или же, в лучшем случае, с деликтным требованием к причинителю вреда. 14 декабря 2010 года указанное дело было рассмотрено Президиумом ВАС, постановление пока не опубликовано, однако, известно, что Президиум не согласился с позицией коллегии судей, изложенной в определении, и оставил без изменения акты апелляционной и кассационной инстанций. Позиция Президиума ВАС будет изложена в постановлении, которое с нетерпением ожидают участники рынка. Возможно, после рассмотрения данного дела необоснованных отказов в связи с несохранными перевозками станет меньше. Кроме того, КДПГ содержит основания, при которых перевозчик может быть освобожден от ответственности, помимо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, – если потеря или повреждение груза вызваны обстоятельствами особого риска (п. 4 ст. 17 КДПГ). Таким образом, перевозчик законодательно защищен как ограничением размера ответственности, так и расширенными, по сравнению с «общепредпринимательскими», основаниями освобождения от ответственности. Обстоятельства особого риска · использование открытых или неукрытых транспортных средств, если это было специально оговорено и указано в накладной; · отсутствие или повреждение упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке; · перемещение, погрузка, размещение или выгрузка груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя; · природа некоторых грузов, подверженных поломке, ржавению, гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов; · недостаточность или неудовлетворительность маркировки или нумерации грузовых мест; · перевозка животных. (п. 4 ст. 17 КДПГ) Пункт 2 ст. 17 КДПГ, соответствуя принципу повышенной ответственности предпринимателя за нарушение обязательства, предусматривает освобождение от ответственности перевозчика при наличии обстоятельств непреодолимой силы. В действующем законодательстве отсутствует перечень обстоятельств непреодолимой силы, однако уже сложилась судебная практика, из которой можно понять, как этот термин применяется судами. Зачастую перевозчики, желая ограничить свою ответственность, включают в договоры толкование непредотвратимых обстоятельств, пытаясь причислить к обстоятельствам непреодолимой силы утрату груза в результате противоправных действий третьих лиц, дорожно-транспортных происшествий и других, в общем, достаточно обычных рисков. Вышеуказанное определение ВАС РФ противоречит сложившейся судебной практике об основаниях освобождения перевозчика от ответственности. В том случае, если бы Президиум поддержал позицию, отраженную в определении, было бы принято полностью неправосудное решение и судебная практика могла бы пойти по пути необоснованного ограничения и без того ограниченной ответственности перевозчиков. Однако этого не произошло, ВАС оставил без изменения правосудные и обоснованные постановления апелляционной и кассационной инстанций. Судя по всему, Постановление должно стать продолжением сложившейся практики, в которой обычные для «перевозочного» бизнеса риски совершенно обоснованно не рассматриваются как обстоятельства непреодолимой силы, даже если в договоре они названы таковыми. Так в Постановлении Президиума ВАС от 18 января 2005 года № 14480/03 указывается: «Ответчик, являясь профессиональным перевозчиком, не мог не предполагать того обстоятельства, что при транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение. Таким образом, хищение груза в данном случае не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены…». В постановлении ФАС СЗАО от 26 марта 2001 года по делу № А56-27780/00 указано: «Преступление… не является обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица вследствие действия непреодолимой силы. Совершение уголовнонаказуемого деяния не может являться чрезвычайным событием и не обладает признаком непредотвратимости». ФАС ВСО в постановлении от 24 марта 2009 года по делу № А33-3445/08-Ф02-718/09 констатирует, что «ДТП не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности и непредотвратимости». ФАС СЗАО в постановлении от 4 августа 2008 года по делу № А21-1877/2007 раскрывает, какие обстоятельства являются обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить: «стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.п.), а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и прочие форс-мажорные обстоятельства». Аналогичные обстоятельства указаны в качестве воздействия непреодолимой силы в постановлении ФАС МО от 23 октября 2001 года по делу № КГ-А41/5895-01, где также уточнено, что обстоятельства непреодолимой силы — это такие явления, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо. В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности. Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск. Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату. Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери. Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса. Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов. Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке. До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском. Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист. Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли. Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение. Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты. Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции). Груз считается поврежденным, если:
Груз считается утраченным, если время доставки прошло, а перевозчик не может предъявить отправление или предъявляет только часть его. В акте о повреждении отправления следует указать:
Для подачи претензии существуют определенные сроки:
Предъявлять претензию следует в течение 6 месяцев. Компания обязана отреагировать на обращение в течение 30 дней. Если срок подачи истек, то компания также может принять претензию, при условии, что причина пропуска срока была уважительной. Если в установленный срок ответ на претензию не поступил, или компания готова компенсировать убытки, но только частично, можно передавать исковое заявление о повреждении груза в суд. Обратиться в суд нужно в течение 1 года. Получение возмещения по страхованию грузовПри подаче претензии транспортной компании, а равно и подаче иска в Арбитражный суд, не лишне будет знать, на какие законы ссылаться, доказывая полученный убыток. В Федеральном законе N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г установлена мера ответственности транспортной компании при повреждении или утрате перевозимого груза. С момента передачи отправителем груза экспедитору и до вручения грузополучателю, перевозчик несет ответственность за перевозимый объект и обязан возместить причиненный ущерб. Кроме эпизодов форс-мажора. В статье 796 ГК РФ, определяется величина компенсации со стороны перевозчика при повреждении или утере груза.
В Постановлении Правительства России от 15.04.2011 № 272 с поздними редакциями содержится информация о:
Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика. Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб. Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика. Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба. На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика. Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса. Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:
В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента. Похожие записи: |