Новый закон о миграционном учете иностранных граждан
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о миграционном учете иностранных граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Новый регламент был необходим, чтобы привести в соответствие все изменения, которые были внесены другими нормативными документами. Например, с 1 января 2021 года действует приказ МВД, в соответствии с которым изменились (№536 от 30.07.2020 г.):
- формы и порядок уведомления МВД о заключении и расторжении договора с иностранцем;
- формы и порядок заполнения ходатайства иностранца о привлечении его в качестве ВКС.
То есть с 1 января 2021 г. работодатели должны заполнять бланки об увольнении мигрантов и о трудоустройстве мигрантов по новой форме. Изменилась и форма заявлений, которые должны заполнять сами иностранцы.
Кроме того, пандемия внесла свои коррективы в порядок и сроки миграционного учета.
Так, не нужно продлевать миграционный учет, если срок нахождения иностранца в России истекает в периоде с 15.03.2020 г. по 15.06.2021 г.
Напомним, что в общем случае постановка на миграционный учет должна быть осуществлена в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания. Исключения по срокам сделаны для граждан стран из ЕАЭС и граждан Таджикистана.
Действия по постановке на миграционный учет осуществляет принимающая сторона. Например, принимающей стороной могут выступать: гражданине России, постоянно проживающий в России иностранец или лицо без гражданства, компания, его филиал или представительство, у которых иностранец проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Принимающая сторона должна подать уведомление в ГУВМ МВД о прибытии иностранца не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Важно!
В том случае если принимающая сторона подала уведомления о прибытии, либо уведомления об убытии не по той форме, а текст не поддается прочтению, то в приеме уведомления могут отказать.
Такое же требование было и в «старом» регламенте (Приказ МВД от 30.07.2019 г. №514).
Новый регламент содержит измененные формы, касающиеся:
- заявления иностранца или лица без гражданства о регистрации по месту жительства;
- заявления о снятии иностранца или лица без гражданства по месту жительства;
- уведомления о прибытии иностранца или лица без гражданства в место пребывания.
Регламентом изменены формы отметки:
- о регистрации/снятии иностранца или лица без гражданства по месту жительства;
- о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранцем действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания;
- о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранцем действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемой МФЦ.
Рассмотрим изменения по сравнению с предыдущим регламентом.
1. Заявление иностранца или лица без гражданства о регистрации по месту жительства.
Это заявление заполняет иностранец – в течение 7 рабочих дней с даты получения вида на жительство.
Заявление можно подать в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ либо в электронной форме с использованием портала госуслуг либо через МФЦ.
Что изменилось по сравнению со «старой» формой?
Графа «Отметка о регистрации по месту жительства» дополнена графой «Принятое решение», где указывается информация о дате, ФИО и подписи должностного лица.
2. Заявление иностранца или лица без гражданства о снятии по месту жительства.
В «старом» регламенте формы такого заявления не было. Заявление заполнялось в свободной форме. Теперь форма заявления установлена. В заявлении, например, указывается основание для снятия с регистрации по месту жительства.
3. Уведомление о прибытии иностранца или лица без гражданства в место пребывания.
Обновленная форма уведомления теперь состоит из 4 страниц – ранее заполнялась на двух страницах. Это уведомление заполняет принимающая сторона. Уведомление заполняется отдельно на каждого прибывшего иностранца.
Работодателю возвращают отрывную часть бланка, которая впоследствии должна быть передана иностранцу.
На оборотной стороне первого листа добавлен адрес прежнего места пребывания в РФ. Информация заполнятся в случае прибытия в новое место пребывания в период последнего въезда в Россию. В новом бланке, в отличие от «старого», есть раздел «Фактическое место нахождения» в случае проживания иностранца в помещении, не имеющем официального адреса.
При наличии указывается кадастровый номер земельного или лесного участка.
Также приводится информация о наименовании и реквизитах документа, подтверждающего право пользования. Например, указываются реквизиты договора аренды.
К уведомлению о прибытии принимающая сторона должна приложить:
- копию документа, удостоверяющего личность иностранца. Это может быть паспорт, удостоверение беженца;
- копию документа, который подтверждает право пользования жилым или иным помещением. Это может быть договор аренды;
- копию миграционной карты. Копию миграционной карты прикладывают не все иностранцы. В ряде случаев согласно международному договору РФ иностранец не должен ее заполнять.
Как видим, важно заполнить новые бланки без ошибок, иначе можно не уложиться в 7-дневный срок. Игнорирование данного порядка грозит серьезными штрафами для работодателей – до 500 тысяч рублей вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 дней. Если же представить сведения не в полном объеме или с ошибками, то компанию могут оштрафовать до 5 тысяч рублей.
-
Сделки с криптовалютой
136 0
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
- Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
- Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
- Планирование демографического развития страны.
- Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
- Защита конституции и интересов граждан РФ.
В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:
- После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России (далее – ГУВМ). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности ГУВМ опирается на Административный регламент по миграционному учету.
- Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.
- Не имеет места жительства.
- Работает вахтовым методом.
- Проходит лечение.
- Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
- Пребывает в местах заключения.
Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.
Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:
- Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
- Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.
Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:
- Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
- Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
- Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
- Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
- Работодатель или другое юридическое лицо.
- Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
- Представители государственной власти РФ.
Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.
Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.
Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:
- исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- о запрете въезда в РФ;
- обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.
По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.
Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.
Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.
Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.
Процедура постановки на учет подразумевает четкое указание (предпосылки) для ее осуществления. Ниже перечислены актуальные правила, действующие на территории РФ. 1. Основания для включения иностранного лица в миграционный учет:
- приезд с целью получить официальную работу;
Если иностранец прибывает в качестве туриста и останавливается в гостинице, то процедура постановки на учет выполняется в автоматическом режиме администрацией гостиницы. Оплаченные апартаменты – это и есть фактическое местом проживания. Уведомление в электронной форме моментально формируется и отправляется в миграционный центр.
- получение российского гражданства. Если по ряду причин процедура не состоялась, то иностранный подданный лишается полученного гражданства и становится иностранцем. Следовательно нужно вновь становиться на учет.
- рождение иностранного лица на территории России.
В отличии от Америки, рождение на территории РФ не является основанием для предоставления гражданства.
Иностранец вправе самостоятельно пройти регистрацию по месту проживания. При этом он обязан уведомить о своем прибытии соответствующие службы. Исключением является, если иностранное лицо является собственником помещения, где предполагается проживание. В этом случае он обязан самостоятельно уведомить органы МВД. Согласно действующую законодательству, в качестве принимающей стороны имеют право выступить:
- гостиницы;
- физическое лицо с российским гражданством;
- иностранное лицо со статусом высококвалифицированного специалиста;
- юридическое лицо, зарегистрированное под юрисдикцией РФ;
- представитель органов власти, независимо от структуры;
- консульские представительства;
- структурные подразделения международных компаний, работающих на территории России;
- государственные организации: фонд социальной защиты, образования и здравоохранения.
2. Регистрация иностранных подданных осуществляется следующими способами:
- личный визит в отделение МВД РФ или профильного ведомства;
- в ММЦ;
- через Почту России.
При заселении в гостиницу иностранное лицо обязано предоставить заграничный паспорт и заполненную миграционную карту. Администратор в свою очередь переносит номера документов в специальный бланк. Этот процесс является официальной регистрацией на весь период пребывания иностранца в России. Отрывную часть бланка нужно иметь при себе на случай возможной проверки документов.
Иностранец, поступивший на лечение в медицинское учреждение здравоохранения РФ обязан быть поставлен на учет администрацией лечебного заведения. При этом иностранный подданный должен постоянно находиться по адресу больницы (госпиталя). Юридическое лицо, которое предложило иностранному подданному трудоустройство обязуется нести ответственность в течение всего времени пребывание на территории РФ (согласно миграционному законодательству). При этом юридическое лицо не обязано ставить его на учет (регистрировать) только по адресу нахождения конкретной организации или компании. Иностранец вправе самостоятельно выбрать место проживания. Но если предполагается поселение в помещении, которое:
- не имеет точного адреса, но находится в праве собственности юридического лица;
- является юридическим адресом компании пригласившей иностранца,
тогда регистрация осуществляется по официальному адресу компании. Независимо от выбранного места проживания, ответственность за постановку иностранца на учет, уведомление органов МВД о его прибытии несет юридическое лицо (организация, компания).
Ставить на миграционный учет студентов, прибывших на обучение в Россию, обязуется учебное заведение, производившее их зачисление. Для этого администрации ВУЗа отводится семь суток с момента пересечения иностранными подданными границы РФ. Студенты в свою очередь должны предоставить пакет документов: заграничный паспорт и заполненную миграционную карту.
Внимание! Регистрация иностранных студентов по юридическому адресу ВУЗа категорически запрещена. Это должно быть только фактическое место проживания – общежитие.
Если студент решил самостоятельно арендовать жилье, то вся ответственность за уведомление государственных органов автоматически снимается с администрации ВУЗа. В таком случае, ставить в известность органы власти о пребывании иностранного лица, обязуются собственники недвижимости, предоставившие студенту место для проживания.
Иностранные граждане, которые прибыли на территорию РФ обязаны официально информировать органы МВД о мест фактического нахождения. А так же в течение семи календарных дней пройти регистрацию. Исключения касаются лишь граждан стран-республик бывшего СССР:
- Украина, Белоруссия – без официальной регистрации 90 календарных дней;
С 2020 года для граждан Украины этот период возможно будет сокращен до 7 дней (в силу политической ситуации).
- Узбекистан, Молдова или Азербайджан – 7 суток;
- Таджикистан – 15 суток;
- Казахстан, Киргизия, Армения – 30 суток;
Регистрация иностранца действует в течение 90 календарных дней. После истечения этого срока иностранный подданный обязан покинуть территорию России. Продление регистрации возможно в следующих случаях:
- наличие трудового договора либо патента;
- прохождение обучения;
- подача документов на регистрацию на временное проживание.
Власти упростили правила миграционного учета иностранцев
Если иностранный подданный въехал на территорию РФ без:
- регистрации по реальному адресу своего нахождения;
- уведомления о своем прибытии соответствующих органов власти;
- отрывного корешка бланка регистрации и уведомления (включая его потерю),
то он является нарушителем миграционного порядка. При этом ответственность несут обе стороны (прибывшая и принимающая): 1.Иностранный гражданин наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения лицо больше не имеет права пересекать границу РФ. 2.Принимающая сторона так же штрафуется:
- физические лица – от 2000 до 4000 рублей.;
- должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
- юридические лица – от 400 000 до 500 000 рублей
Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.
Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.
Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.
Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:
- лично в территориальном органе МВД;
- через интернет посредством портала «Госуслуги» — для этого нужна ЭЦП заявителя;
- через многофункциональные центры «Мои документы».
- Научно-организационный отдел
- Результаты научно-исследовательской деятельности института
- Конкурсы и гранты
- В помощь исследователю
- Издательско-полиграфический центр
- Электронное периодическое издание «Парадигмы управления, экономики и права»
- Научные мероприятия
- Студенческая наука
С 16.06. 2021 года и до 30.09. 2021 года в отношении иностранцев, которые находятся в РФ, санкции, а именно их выдворение с территории страны на административной основе, приниматься не будут. Дополнение говорит о том, что граждане других стран не будут выдворяться за территорию России в принудительной форме. Также иностранцам не придется совершать самостоятельный выезд на контролируемой основе. Кроме того, контролирующие органы власти в этот период не будут принимать решения о передаче иностранных граждан властям другого государства.
Если данный указ был проигнорирован контролирующими органами, и вас по какой-либо причине принуждают покинуть страну, вы имеете полное право обращаться в суд. Также стоит отметить, что решения о нежелательности или запрете въезда на территорию России также приниматься не будут.
Заметка! Данная поправка не касается граждан, которые были освобождены из мест лишения свободы или были замечены в нарушении государственных границ. Также под поправку не попадают граждане, которые открыто заявляют о том, что активно поддерживают свержение государственного строя.
Также новости миграции 2021 года говорят о том, что иностранцы, которые прибыли в Российскую Федерацию до 15. 02. 2020 и находящиеся на территории незаконно, могут на основе указа № 364 обратиться в территориальный контролирующий орган для того, чтобы встать на учет и начать оформлять все документы. Встать на учет нужно не позже 30.09.2021 года. Продление миграционного учета позволит многим людям избежать неприятностей с документами. Эта поправка гарантирует, что иностранцы, которые находятся в России незаконно, смогут урегулировать свой правовой статус.
Продление миграционного учета также гарантирует, что иностранцы не будут преследоваться за то, что ранее нарушили закон.
+7 967 157 18 71 WatsApp
+7 968 355 08 94 WatsApp
Новые обязанности иностранных работников с 29 декабря 2021 года
Для постановки на учет потребуется подготовить следующие документы (п. п. 25, 26, 29, 29.1, 30 Правил; п. п. 36 — 43 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 , далее — Регламент):
-
письменное согласие принимающей стороны, которое выражается подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии (Приложение № 3 Регламента)
-
оригинал и копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
-
копию миграционной карты;
-
копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего принимающей стороной, при личном обращении иностранного гражданина в уполномоченный орган;
-
копии документов, подтверждающих уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии (при личном обращении в уполномоченный орган временно проживающего либо временно пребывающего в РФ иностранного гражданина);
-
отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ, если прибыли в новое место пребывания;
-
оригинал и копию документа, подтверждающего родство (необходимо для высококвалифицированных специалистов, выступающих принимающей стороной для членов своей семьи);
-
правоустанавливающие документы на жилое помещение — при наличии такового.
*непредставление заявителем миграционной карты и (или) правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в ЕГРН, не является основанием для отказа в постановке на учет по месту пребывания (п. 47 Регламента).
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в РФ представляется принимающей стороной или самим иностранцем в течение семи рабочих дней со дня его прибытия на место пребывания Уведомление в отношении некоторых категорий иностранных граждан, например, не имеющих места жительства или пребывающих в гостинице, представляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем их прибытия. При этом высококвалифицированные специалисты и члены их семей не обязаны представлять уведомления, если срок их пребывания на территории РФ не превышает 90 дней (ч. 3, 4.1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
Проставление отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий по постановке на учет по месту пребывания осуществляет подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, администрация гостиницы, МФЦ или организация федеральной почтовой связи незамедлительно после принятия уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов (п. 29 Регламента).
Должностное лицо проставляет отметку о приеме уведомления о прибытии и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии (п. 103 Регламента).
Для информации. За постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 54 Регламента).
Обратите внимание, что закон обратной силы не имеет, а это значит, что все регистрации, которые сделаны на компанию работодателя до 8 июля 2018 года, (даже если это юридический адрес, по которому иностранец не проживает) действительны до срока их окончания
Напоминаем, что для работодателей в январе 2018 года введены новые формы и порядок уведомления МВД России или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, в том числе:
-
форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядок его заполнения;
-
форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории РФ и порядок его представления;
-
форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) — высококвалифицированному специалисту, и порядок его представления;
-
форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и др.
Основание: Приказ МВД России от 10.01.2018 N 11
По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).
В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.
Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.
Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.
Для оформления временной прописки потребуются документы иностранца и принимающей его стороны.
Иностранному гражданину к паспорту (удостоверению личности) необходимо приложить:
- миграционную карту (оригинал и копия);
- бланк уведомления о прибытии;
- визу (если между странами установлен визовый обмен).
Содержимое пакета документов, предоставляемого принимающей стороной, зависит от того, кто выступает в такой роли – физическое лицо или организация.
Так, юридическое лицо должно подготовить:
- представитель фирмы-работодателя – копии учредительных документов и бумаг;
- администрация гостиницы, санатории и проч. – заявление о временной регистрации по месту пребывания.
Физические лица, которые принимают иностранных гостей, предоставляют:
- паспорт (оригинал и копия);
- бумаги, подтверждающие право собственности на жилье.
Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2021 году
В отличие от российских, иностранным гражданам придется уплатить за постановку на миграционный учет пошлину. Размер государственного сбора составляет 350 рублей. При личном обращении в МФЦ или миграционный орган госпошлину заинтересованное лицо уплачивает в банковском учреждении, чаще всего в Сбербанке, в случае постановки на миграционный учет через портал Госуслуг деньги за услугу списываются с банковской карты.
Основные опасения россиян, которые выступают в качестве принимающей стороны, сводятся к таким:
- отказ мигранта покидать помещение;
- претензии на жилье;
- приведение жилплощади в ненадлежащий вид (порча имущества, воровство и проч.).
По этому поводу собственники жилья должны знать следующее. Временная прописка дает право иностранцу проживать в данном помещении, однако на ее основании он имеет гораздо меньше прав, чем в случае постоянной регистрации.
Во-первых, российские законы всячески защищают право собственности, поэтому одного лишь факта временной регистрации недостаточно для каких-либо имущественных претензий.
Во-вторых, правила временной регистрации по месту пребывания подразумевают четкое взаимное согласование сроков проживания лица по данному адресу. И когда сроки истекают, прописка считается недействительной. Следовательно, можно привлекать правоохранительные органы, если мигрант отказывается покидать помещение. В «чрезвычайной» для собственника жилья ситуации выселить мигрантов можно и раньше – по решению суда.
К основным правилам заполнения бланка прибытия относятся:
- язык – русский;
- отсутствие ошибок, исправлений и сокращений;
- заполнение всех необходимых для конкретной ситуации полей;
- на каждого мигранта заполняется отдельный бланк;
- прилагается полный пакет документов, удостоверяющих личность обеих сторон.
Бланк уведомления о прибытии можно скачать здесь.
Регистрация украинца по месту пребывания в России мало чем отличается от такой же процедуры для приезжающих из других стран, тем не менее существуют нюансы.
Для граждан Украины, которые вынуждены задержаться в РФ из-за неблагоприятной ситуации у себя дома, период временного пребывания может быть продлен до 180 дней.
Далее предстоит определиться с дальнейшим легальным проживанием в РФ: получить РВП, ВНЖ, трудоустроиться. Кстати, для работающих в России граждан Украины возможна временная регистрация на основании трудового договора (на срок действия документа, но не больше чем на год).
Кроме официального трудоустройства основаниями для продления сроков миграционного учета могут быть подача заявления на РВП, признание носителем русского языка или ходатайство от работодателя высококвалифицированного работника и др.
В таких ситуациях регистрация по месту пребывания гражданина Украины проходит по стандартному алгоритму.
Отдельные вопросы возникают у иностранцев, которые переезжают с детьми. Нужны ли дополнительные документы и визиты в миграционные органы? Есть ли особенности процесса в зависимости от возраста ребенка?
Для мигрантов, которые интересуются, как получить временную прописку для ребенка, не нужно никаких дополнительных бумаг или посещений каких-либо ведомств. Порядок постановки на миграционный учет маленьких иностранцев такой же, как и для взрослых. Не отличаются и сроки – 7 дней с момента прибытия.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее — перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).
1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — миграционный учет) — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)2) органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы миграционного учета) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)3) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место жительства) — жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 163-ФЗ)5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее — регистрация по месту жительства) — фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;
6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;
7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства;
(в ред. Федеральных законов от 27.06.2018 N 163-ФЗ, от 08.06.2020 N 182-ФЗ)8) высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»);
(п. 8 введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ)9) члены семьи высококвалифицированного специалиста — иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
(п. 9 введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ)10) фиктивная регистрация по месту жительства — регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;
(п. 10 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
1. Миграционный учет осуществляется в целях:
1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
4) планирования развития территорий Российской Федерации;
5) управления в кризисных ситуациях;
6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:
1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;
3) сочетание интересов личности, общества и государства;
4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;
5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
6) унификация правил миграционного учета.
4. Миграционный учет включает в себя:
1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Как происходит регистрация по месту пребывания для иностранцев
Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:
1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
4. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)5. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.06.2020 N 182-ФЗ.
Теперь 109 ФЗ предполагает только 2 варианта места пребывания:
- — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение фактического проживания
- — по адресу организации в случае … и отсылка к ч.2 ст.21 109 ФЗ
Место пребывания иностранца – жилое помещение
Возьмем первое определение места пребывания – жилое помещение, не являющееся местом жительства. Оно коррелирует с п.1 ч. 1 ст.21 (основания мигр. учета) того же ФЗ — иностранец подлежит постановке по адресу жилого помещения, не являющегося местом жительства, но в котором иностранец фактически проживает.
Обратите внимание на формулировку «не являющееся местом жительства».
Проблема в том, что 20 статья Гражданского Кодекса определяет место жительства как место постоянного или преимущественного проживания.
А 109 ФЗ говорит, что иностранец должен быть зарегистрирован в жилом помещении, НЕ являющемся местом жительства. Но в этом жилом помещении он фактически должен проживать.
Но ведь если иностранный гражданин фактически проживает в жилом помещении, то оно будет его местом жительства в соответствии с ГК. А если такое помещение является местом его фактического проживания, то согласно 109 ФЗ зарегистрирован там иностранец быть не может, потому что:
«место пребывания иностранного гражданина — жилое помещение, НЕ являющееся местом жительства».
Похоже на издевательство над логикой.
Может быть, стоило использовать такую формулировку: место пребывания — жилое помещение, являющееся временным местом жительства?
Или же оговорку «не являющееся местом жительства» хотели написать после слов «иное помещение». Тогда бы получилось тоже логично:
Место пребывания — жилое помещение или иное помещение, не являющееся местом жительства….
К сожалению, к разгадке этого ребуса в скором времени будут привлечены 10 миллионов иностранных граждан и граждан России, сдающих им квартиры. А также работодатели иностранцев, сотрудники полиции и суды.
Вполне возможно, что выдворят несколько тысяч иностранных граждан, а после жалобы в Конституционный суд снова решат внести поправки.
Вторая категория места пребывания в новой версии 109 ФЗ.
Не менее запутанные формулировки использованы и здесь. Работодателям тоже придется поломать голову. Норма отсылочная, поэтому нужно читать сразу п.4 ч.1 ст.2 и ч.2 ст.21 109 ФЗ.
Получится так: «место пребывания иностранного гражданина ….. организация, в которой он работает, в случае фактического проживания по адресу указанной организации».
Здесь вроде ясно.
Например, иностранные работники могут быть поставлены на учет крупным предприятием, которое осуществляет деятельность по одному адресу, при наличии на его территории выделенного места для сна и отдыха.
Второй случай, когда местом пребывания будет адрес организации — проживание в помещении организации, не имеющих адресных данных. Это в первую очередь временные строительные бытовки, вагончики и другие строения.
Но обратите внимание на оговорку — не имеющих адресных данных.
Бытовка или временное строение априори не может иметь адресных данных, поскольку строение временное. Но не все строительные бытовки стоят на территории без адреса.
Территория не будет иметь адреса, например, в случае продолжительного строительства крупного жилого квартала, до ввода дома в эксплуатацию и присвоения адреса.
Если же строительная компания проводит реконструкцию уже существующего здания и на его территории разместила бытовки для строительного персонала, тогда такие временные строения будут находиться на территории с адресом. Будут ли в таком случае основания для постановки на миграционный учет именно на адрес организации ведь строения находятся на территории с адресом? Но сами строения не имеют адресных данных.
Но так как иностранцы фактически будут использовать эти временные строения для сна и отдыха, то в соответствии с ч. п.4 ч.1 ст.2 109-ФЗ такие бытовки будут местом пребывания иностранного персонала и поставить их на учет нужно.
Но если вернутся к ч.2 статьи 21 109 ФЗ, определяющей основания миграционного учета, то в ней мы не найдем возможности поставить на мигучет иностранный персонал проживающий во временных строениях, которые имеют адресные данные. Ч.2 ст.21 109-ФЗ разрешает ставить на миграционный учет, на адрес организации при проживании в помещениях, не имеющих адресных данных.
Предположительно начнутся такие вот разночтения положений закона, которые работодатели и сотрудники УВМ будут трактовать по разному.
Замкнутый круг — нежилое помещение местом пребывания является, а поставить на учет на адрес организации нельзя, поскольку есть адрес у места нахождения бытовок.
Получается что в случае размещения (сна и отдыха) иностранного персонала на территории строительного объекта с адресом поставить на учет будет можно только при условии изменения адреса организации-работодателя на адрес реконструируемого объекта.
Потому что ч.2 ст.21 говорит: иностранный гражданин подлежит постановке по адресу указанной организации при фактическом проживании в помещении организации в этом адресе.
То есть, согласно данной норме, строительной компании придется, выходя на объект, просить разрешение собственника на регистрацию по адресу проведения работ юридического адреса компании или обособленного подразделения. А то и перевозить туда офис.
А если строительная компания выиграла тендер на реконструкцию здания суда и планирует на период ремонта там же разместить рабочий персонал, от иностранцев видимо придется отказаться или размещать их в гостиницах и организовать развозку персонала, потому как зарегистрировать адрес организации в здании суда никто не даст.
Новый порядок миграционного учета по правилам 163 ФЗ.
Так, вскоре появится возможность легализоваться у людей, которые вообще не имеют документов. Согласно закону, вступающему в силу 24 августа, они смогут оформить временные удостоверения личности. Такое право дадут тем, у кого нет никакого паспорта и ни одно государство не готово их принять у себя.
Замминистра внутренних дел Игорь Зубов сообщал во время первого чтения законопроекта в Госдуме, что МВД известно о пяти тысячах человек, оказавшихся в подобной ситуации: «Мы с вами даем статус лицам, которые на нашей территории просто потерялись: они сейчас никто, они не имеют никаких прав, находятся нелегально и легально воздействовать мы на них тоже не можем».
Сначала таким людям придется пройти процедуру установления личности. Для этого нужно подать в МВД заявление, указав в нем Ф. И. О. и дату рождения, а также цель, дату и обстоятельства въезда в Россию. К заявке следует приложить подлинники всех имеющихся документов, в которых есть персональные данные. Это может быть, например, недействительный паспорт, свидетельство о рождении, документ о заключении брака, школьный аттестат, военный билет, водительские права или трудовая книжка. Плюс можно перечислить людей, которые готовы подтвердить личность заявителя.
В проекте МВД нет термина «выдворение» — вместо него используется «высылка». Также появился термин «персона нон грата» — так обозначается иностранец, пребывание которого в России будет признано неприемлемым. Такой статус присвоят после того, как российский МИД направит соответствующую ноту в иностранное диппредставительство.
Персон нон грата, а также тех, кто ранее был выслан из России, кто уклонялся в нашей стране от уплаты налогов и штрафов либо нарушал сроки пребывания, будут вносить в контрольный список. Люди из этого списка не смогут попасть в Россию в течение определенного времени. Разово посетить нашу страну им разрешат только для участия в уголовном процессе, помощи тяжелобольным родственникам или присутствия на похоронах члена семьи.
(в процентах)
Сфера допустимая доля иностранных работников на предприятии
Строительство
80
(50 — в Дагестане)
(не установлена квота для Москвы, Бурятии и Амурской области)
Управление недвижимым имуществом
70
Обслуживание зданий и территорий (подметание улиц, уборка квартир и офисов и т. д.)
70
Выращивание овощей
50
Лесоводство и лесозаготовки
50
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели)
50
Оптовая торговля древесным сырьем, пиломатериалами
50
Деятельность в области спорта (организация соревнований, судейство и пр.)
25
Пассажирские и грузовые перевозки
24
Розничная торговля алкогольными напитками в спецмагазинах
15
Розничная торговля табачными изделиями в спецмагазинах
15
Розничная торговля лекарственными средствами в аптеках
0
Розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках
0
Розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков
0
Источник: постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. №1823
Существенно меняется система миграционного учета всех иностранных граждан, находящихся в РФ. Если в настоящее время работодатели в качестве принимающей стороны имеют право ставить иностранных работников на миграционный учет по адресу компании, то после вступления изменений в силу постановка иностранных граждан на учет будет возможна только по адресу их фактического проживания в РФ. Соответственно, Закон вносит изменения в определения «место пребывания» и «принимающая сторона», под которыми соответственно понимаются только место фактического проживания иностранного гражданина и лицо (гражданин или организация), в чьих помещениях он будет проживать.
Поскольку на практике существуют разные мнения относительно того, что следует считать местом проживания иностранного гражданина, Закон уточняет: это место, которое он регулярно использует для сна и отдыха.
В соответствии с принятыми изменениями возможность для работодателей ставить на миграционный учет иностранных работников и сопровождающих их членов семьи по адресу компании сохранится только в ситуации, когда иностранные граждане будут фактически проживать по адресу компании в специально оборудованных для сна и отдыха помещениях (в том числе временных).
Похожие записи: