Что вам грозит за несданную отчетность: от штрафа до вылета из ЕГРЮЛ
1,6 тыс. 0
\n\n
Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.
\n\n\n
ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:
\n\n
\n\t
закупки услуг у международных финансовых организаций;
\n\t
закупки услуг по государственной защите;
\n\t
закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
\n\t
закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
\n\t
закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
\n\t
вопросы взимания платы за участие в закупках.
\n
\n\n\n
\n\n
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
\n\n
\n\t
«Сбербанк-АСТ»,
\n\t
«РТС-тендер»,
\n\t
«Росэлторг»,
\n\t
НЭП,
\n\t
ZakazRF,
\n\t
Lot-online,
\n\t
ТЭК-Торг,
\n\t
ЭТП ГПБ.
\n
\n\n
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
\n\n
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
\n\n
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
\n\n
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
\n\n
Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.
ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:
закупки услуг у международных финансовых организаций;
закупки услуг по государственной защите;
закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
вопросы взимания платы за участие в закупках.
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
«Сбербанк-АСТ»,
«РТС-тендер»,
«Росэлторг»,
НЭП,
ZakazRF,
Lot-online,
ТЭК-Торг,
ЭТП ГПБ.
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
VIDEO
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Госзакупки происходят на конкурентной основе. Есть несколько ключевых принципов:
Все поставщики имеют одинаковые права на участие и выигрыш.
Чтобы снизить уровень коррупции, все сведения о госзакупках должны публиковаться в СМИ.
Закупка должна происходить после анализа эффективности расходов и с контролем выполнения условий контракта для экономии бюджета.
Процедура должна быть прозрачной, обязательна письменная отчетность.
Все участники процесса несут административную, гражданскую и уголовную ответственность перед законом.
Приведем основные понятия: Государственные закупки — заказ или покупка продуктов, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.
Госзаказчик — организация, которой необходимы товары и услуги, она же оплачивает закупку. Это может быть школа, детский сад, больница.
Поставщик — юридическое или физическое лицо, ИП или самозанятый, который участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Начальная цена контракта — стоимость поставки, установленная заказчиком. Цены выше быть не может.
Электронная торговая площадка — сайт, где проводятся электронные аукционы. Площадка может быть специализированной — на ней проводят закрытые закупки.
Заявка на участие — документы, которые потенциальный исполнитель подает в электронной форме для участия в торгах.
Сведения о торгах размещают в единой информационной системе (ЕИС): она регулярно обновляется, а информация доступна всем. Здесь госкомпания пишет, когда состоится аукцион, где это произойдет, какие условия выдвигаются.
Например, городской больнице в следующем году нужен ремонт в хирургическом корпусе. Руководство составляет список работ — покрасить стены, побелить потолки, заменить окна — публикует информацию в ЕИС, устанавливает максимальную стоимость. После того, как появятся потенциальные исполнители, проводится конкурс на самое выгодное предложение. Победитель заключает договор с больницей и в назначенное время приступает к ремонту.
Согласно действующему законодательству, есть два типа закупок:
Открытые — участвовать может любой желающий.
Закрытые — участвовать могут лишь приглашенные заказчиком компании.
Открытые закупки делятся на неконкурентные и конкурентные. В первом случае договор заключают с конкретным исполнителем, а во втором — участникам приходится бороться за возможность работать с заказчиком.
Неконкурентный способ допустим, если закупка разовая или поставщик услуги только один — например, такое возможно при подключении воды.
Конкурентных типов закупок больше:
запрос котировок или предложений,
открытый или закрытый конкурс,
конкурс с ограниченным участием,
открытый или закрытый аукцион в электронной форме,
открытый или закрытый двухэтапный конкурс.
44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки
Участвовать в торгах могут все компании, независимо от того, сколько времени они на рынке, какую систему налогообложения используют, есть ли сейчас нужные товары на их складе. Ограничения встречаются крайне редко, а вот преимуществ у участия в госзакупках достаточно:
у компании появится надежный заказчик с хорошей репутацией;
не придется переживать насчет оплаты — все обязательства будут выполнены точно в срок;
расширится география торговли, а конкурентов будет мало;
не нужно будет тратиться на рекламу и продвижение, привлекать много людей;
появится возможность заранее прогнозировать доход.
Некоторые компании попадают в Реестр недобросовестных поставщиков — и если у заказчика будет такое требование, они не смогут участвовать в торгах. Как правило, в Реестр попадают исполнители, которые после победы в конкурсе отказываются заключать договор или делают это позже оговоренного срока.
Периодически заказчикам нужны разные услуги и товары: объем госзакупок составляет 40 триллионов рублей в год. Чтобы понять, насколько выгодно ваше предложение, изучите итоги состоявшихся конкурсов: когда и как часто госкомпании обращались к конкурентам, сколько это стоило, какие требования нужно было выполнить.
Для этого нужно зайти в раздел «Мои оферты» и разместить своё предложение.
На портале мгновенная аккредитация, нет заявок и их обеспечения, не надо обеспечивать договор. Вы просто делаете своё дело и получаете за это справедливую плату.
В оферте укажите все сведения о товаре, работе или услуге. Опубликуйте сформированные оферты, подписав их электронной подписью. Перед размещением своей оферты ознакомьтесь с предложением конкурентов, чтобы установить более выгодную цену или условия. Так шанс получить госзаказ выше. При необходимости оферту можно редактировать.
Современные государственные закупки — это полноценная система, объединяющая заказчиков и поставщиков. Основной её принцип – прозрачность, открытость и – когда это возможно – конкурентная основа. Масштабы тендеров не ограничены – процесс госзакупок схож как для покупки простых карандашей, так и для заключения договора подряда на постройку спортивного объекта. Малый и средний бизнес получает в год примерно 15% от общего объема госзаказов, что составляет около пяти триллионов рублей.
Тендеры на госзакупки можно найти в любом регионе и в любой сфере деятельности. Главное – правильно подойти к вопросу оформления заявки и соблюдению собственных обязательств.
Существует два основных вида государственных закупок:
конкурентные (с проведением конкурса между претендентами);
неконкурентные (когда заказ поступает непосредственно исполнителю).
Закупка на неконкурентной основе допускается для разовых контрактов, стоимость которых ниже ста тысяч рублей, а также для ситуаций, когда предоставление услуги может оказать только один поставщик (электричество, газ, отопление и водоснабжение).
Тендеры на конкурентной основе бывают открытого и закрытого типа. В первом случае к участию допускаются все желающие, во втором круг потенциальных поставщиков определяется самим заказчиком. Существует несколько видов конкурентных госзакупок: аукционы, сборы коммерческих предложений, конкурсы или котировочные тендеры. Они отличаются критериями выбора – если в аукционах побеждает тот, кто дал минимальную цену, то в конкурсах важно соответствие всем требованиям, предъявляемым к исполнителю. По данным статистических исследований ЕИС, госзакупки чаще всего проходит либо в форме электронного аукциона, либо в форме целевого заказа на неконкурентной основе.
Существуют тендеры самых разных масштабов. Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор.
Внимание! Сумма подобных контрактов не должна быть выше ста тысяч рублей, либо четырехсот – если заказчиком выступает культурное или образовательное учреждение. Подобные сделки определяются как госзакупки малого объема.
Что такое госзакупки: виды и механизм работы простыми словами
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) на имя руководителя компании.
Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.
Полный перечень документов для юридического лица:
Выписка из ЕГРЮЛ
КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
ОКВЭД
Копии учредительных документов
Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)
Полный перечень документов для физического лица:
Выписка из ЕГРИП
Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
ОГРП
Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.
Все торги, связанные с государственными закупками, объявляются и проходят на официальных электронных площадках. Для заключения контрактов стоимостью выше 100 тысяч обязательным условием является публикация информации о них на официальном сайте. В объявлении указываются все особенности и требования, предъявляемые к потенциальному исполнителю заказа, а также – если это аукцион – указываются максимальная начальная цена и время старта официальных торгов.
Заявки на участие в тендерах разрешается подавать на нескольких порталах, получивших соответствующее разрешение от Министерства экономического развития. В настоящий момент актуальны девять сайтов, на которых публикуются различные бюджетные заказы и проводятся электронные торги в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ:
«Сбербанк-АСТ» — наиболее популярный сервис для электронных торгов;
«РТС-тендер»;
ЕЭТП (она же «Россельторг» или «Росэлторг»);
«ЗаказРФ»;
«Российский аукционный дом»;
«НЭП», ранее называвшаяся ММВБ;
«Газпромбанк» ЭТП;
«ТЭК-Торг» – онлайн-сервис, на котором проводят тендеры ПАО «НК Роснефть» и ряд ее дочерних компаний.
Также существует отдельная платформа для закрытых торгов и размещения заказов Министерства обороны — АСТ «ГОЗ». Полный перечень электронных площадок вы найдете в соответствующем разделе сайта.
Как стать поставщиком
Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.
К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:
Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.
Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.
Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.
Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.
В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:
Заказчики (федеральные, региональные и муниципальные структуры);
Поставщики (любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей).
Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:
Выбор способа проведения закупки (например, электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.);
Формирование конкурсной документации, в которой максимально точно описаны требования к поставляемым товарам/услугам (цена, качество, сроки);
Проведение конкурсных процедур;
Выбор поставщика;
Заключение контракта.
Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:
Поиск госзакупок, в которых требуются производимые предприятием товары/услуги;
Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
В случае победы в конкурсе — подписание контракта.
Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных «ухищрений» заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.
Новые участники сталкивались бы с большими проблемами, связанными с входом на рынок, поскольку Госзаказчики в подавляющем большинстве, не хотели бы рисковать, заключая контракты с незнакомыми, непроверенными компаниями. Контролирующие органы в данной сфере не имели бы возможности проверить, насколько эффективно и целесообразно используются бюджетные средства. Пришлось бы непрерывно контролировать, действительно ли Госзаказчики закупают по разумным ценам или находятся в сговоре с поставщиком, платят ему вдвое больше рыночной цены и полученную сверхприбыль делят между собой заинтересованные лица.
Итак, в усреднённом варианте самая распространённая схема проведения Госзакупки , установленная Федеральными законами следующая:
1) Государственный заказчик размещает в открытом доступе на всеобщее обозрение свой заказ на закупку, в котором устанавливает требования к качеству товара, работе или услуге, которую он хочет получить.
2) Участники закупки делают свои предложения относительно условий контракта: чаще всего это цена товара, но также могут быть предусмотрены и другие критерии (например, улучшенное качество товара, короткий срок поставки/выполнения работ/оказания услуг и другие).
3) Заказчик должен выбрать участника закупки, предложившего лучшие условия и заключить с ним Государственный контракт.
4) Поставщик должен исполнить контракт согласно условиям, предложенным на этапе размещения заказа.
5) Заказчик должен оплатить товар, работы или услуги согласно условиям контракта.
Разумеется, это не единственный возможный сценарий. Законы предусматривают множество различных видов процедур определения поставщика и даже случаев, когда допускается заключить контракт с желаемым поставщиком без какой-либо процедуры. Предметно конкретные типы закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ мы будем подробно разбирать в следующих статьях нашего Блога. Оставайтесь с нами!
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
Являются офшорной компанией.
Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
организациям инвалидов,
поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Главное в 44-ФЗ для начинающих
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.
Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.
Регламентация и правила проведения госзакупок
Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.
Для юридических лиц это:
выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.
Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.
Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.
Вторая часть заявки включает в себя:
ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.
В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:
Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% — 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.
Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Говоря о госзакупке простым языком, можно сказать, что со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя данный процесс представляет собой способ заработка посредством продажи товаров, работ, услуг, необходимых государственным или муниципальным организациям.
Участие в госзакупках предполагает наличие у поставщика:
уставных документов в виде копии устава, свидетельства ИНН, выписки из ЕГРЮЛа;
документов, подтверждающих директорские полномочия;
решения об одобрении крупной сделки;
лицензии в случае лицензируемой деятельности поставщика;
свидетельства СРО при оказании строительных услуг.
Данный пакет документов необходим для регистрации в ЕИС, что автоматически даёт поставщикам возможность принимать участие в торгах на ЭТП без дополнительной аккредитации на них.
Поскольку закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ осуществляются преимущественно в электронном виде, то для оформления заявок и подписания контрактов требуется наличие ЭЦП, которая выдаётся в удостоверяющих центрах, список которых присутствует на любой ЭТП.
Для успешного участия в торгах их участнику необходимо как можно точнее с помощью имеющихся фильтров выбрать в ЕИС тендер, наиболее соответствующий возможностям поставщика.
Также успешный результат во многом предопределяет корректное составление заявки на участие в торгах, которая должна чётко корреспондироваться с закупочной документацией.
Чтобы победить в госзакупочных торгах, поставщик должен опередить своих конкурентов в снижении начальной максимальной цены контракта, устанавливаемой заказчиком. Но при этом ему ещё нужно суметь не нанести значимого ущерба собственным интересам.
Госзакупки законодательно сбалансированы таким образом, чтобы, удовлетворяя государственные и муниципальные потребности, они одновременно представляли интерес для поставщиков товаров, подрядчиков работ и исполнителей услуг. Однако подобная гармония возможна лишь при скрупулёзном следовании правилам всех участников госзакупочных торгов.
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
контрактной системы;
процедуры определения поставщика;
закупки товаров, работ и услуг;
участника закупки;
государственного и муниципального заказчика;
государственного и муниципального контракта;
органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
совокупного годового объёма закупок;
электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
Госзакупки — это система, в которой в качестве заказчика участвуют государственные компании. А в качестве поставщиков и подрядчиков — предприниматели, от самых крупных до самых маленьких, или же физлица. Посредством госзакупок государство может закупать самые разные товары и приобретать самые разные услуги. Так детские сады ищут поставщиков завтраков и обедов, школы — дешёвые канцелярские товары, органы власти нанимают строителей крупных объектов, ремонтируют дороги и мосты и пр.
Например, недавно власти через госзакупки заключили договор с архитектором, который разработает концепцию исторического парка возле Дома Советов.
А Музей Мирового океана ищет поставщика оборудования, которое позволит посетителям совершать виртуальные погружения на глубоководном аппарате «Мир».
Участие в госзакупках — отличная возможность для любого предпринимателя получить надёжного и крупного заказчика. Это ещё и возможность увеличить объём продаж и расширить географию торговли.
Кстати, закон допускает возможность участия в так называемых «простых» закупках физлиц, без статуса ИП. Им могут быть интересны аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т. д.
Да. Приставка «гос» здесь неслучайна. Закупку государственных структур регламентируются 44-м ФЗ, говоря о госкомпаниях, если предприятие на 100% является государственным, то его закупки также попадают под действие 44-м федерального закона. Если же компания принадлежит государству минимум на 50%, то здесь вступает в действие закон № 223-ФЗ.
Поставщиком товаров или услуг по госзакупкам может выступать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:
не имеет долгов по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками;
не принадлежит к оффшорным компаниям;
также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в реестре недобросовестных поставщиков.
Так что возможность участия в госзакупках есть и у начинающих предпринимателей. Но прежде чем совершать сделку стоит взвесить все риски.
Сейчас государство ратует за увеличение госзакупок с участием малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. К 2020 году доля таких госзакупок в общем числе должна вырасти более чем в два раза и составить 42%, отмечала ранее глава регионального управления ФАС Ольга Боброва.
Для сравнения, в прошлом году доля таких госзакупок составила лишь 19% (1,9 млрд руб.).
Похожие записи: