Требование об уплате налога образец 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требование об уплате налога образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговый период (107): как заполнять
Новые реквизиты для уплаты страховых взносов 2021
Код УИН в платежном поручении 2018
Справка о состоянии расчетов с бюджетом
Какие налоги платит ООО в 2020 году
С 1 января 2021 г. платежные поручения по налоговым платежам в бюджет нужно оформлять по новым правилам. Расскажем, как заполнить документ и приведем образец заполнения платежного поручения по требованию ИФНС.
Образец заполнения платежного поручения по требованию ИФНС
Реквизиты получателя платежа, помимо указанных выше, включают:
- ИНН, КПП налоговой инспекции;
- наименование территориального УФК, а в скобках – наименование и номер ИФНС, которая является администратором соответствующего платежа.
Обязательны к заполнению поля платежного поручения, в которых отражаются реквизиты плательщика:
- ИНН, КПП для организаций, ИНН для ИП,
- наименование компании, ФИО предпринимателя;
- номер расчетного счета,
- БИК и корсчет банка.
В поручении в соответствующих полях указывается его порядковый номер, дата и сумма (цифрами и прописью).
Как заполнять реквизит 101 «статус» в платеже при уплате страховых взносов в ФНС
Налоги и взносы / 10:18 16 января 2017
Новые правила заполнения платежек на перечисление налогов начнут действовать 28 марта
Налоги и взносы / 15:33 25 марта 2016
С 6 мая налоги и сборы в Москве платятся по новым реквизитам
Налоги и взносы / 12:54 3 мая 2017
Москвичи в 1 квартале заплатили почти 600 млрд рублей налогов
Налоги и взносы / 12:04 25 апреля 2016
Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.
В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.
Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.
О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте здесь.
Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.
Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.
Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.
Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.
Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.
Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте здесь.
ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:
- «Вправе ли фонды обратить взыскание на имущество страхователя без предварительного обращения на денежные средства?»;
- «ВС РФ: отсутствие сведений о счетах не дает фондам оснований сразу начинать взыскание недоимки с имущества».
Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.
\n\n
Начнет действовать четкое правило на случай, когда бухгалтерия вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом. Далее удержанную сумму переводят в казну отдельным платежным поручением. В такой платежке в поле «ИНН плательщика» с 17 июля 2021 года категорически запрещено указывать идентификационный номер компании-работодателя. Вместо этого нужно поставить ИНН самого работника (поправки, внесенные приказом № 199н).
\n\n
\n\n
Есть новшества для физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые и иные платежи, администрируемые налоговыми органами. Изменения касаются поля 101 (в него заносят статус составителя платежки).
\n\n
До октября 2021 года при заполнении поля 101 указанные физлица должны выбрать одно из следующих значений:
\n\n
- \n\t
- «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.
- «13» — «обычное» физическое лицо.
\n\t
\n\t
\n\t
\n\t
\n
\n\n
Начиная с октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» будут упразднены. Вместо них остается значение, единое для всех физлиц («обычных», ИП, адвокатов и проч.) — «13». Изменения внесены приказом № 199н.
За ответ на требование письмом будут штрафовать
Начнет действовать четкое правило на случай, когда бухгалтерия вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом. Далее удержанную сумму переводят в казну отдельным платежным поручением. В такой платежке в поле «ИНН плательщика» с 17 июля 2021 года категорически запрещено указывать идентификационный номер компании-работодателя. Вместо этого нужно поставить ИНН самого работника (поправки, внесенные приказом № 199н).
До октября 2021 года в платежках, оформленных при погашении задолженности по истекшим периодам, в поле 106 можно при необходимости указать одно из следующих значений:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
Есть новшества для физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые и иные платежи, администрируемые налоговыми органами. Изменения касаются поля 101 (в него заносят статус составителя платежки).
До октября 2021 года при заполнении поля 101 указанные физлица должны выбрать одно из следующих значений:
- «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами.
- «13» — «обычное» физическое лицо.
Начиная с октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» будут упразднены. Вместо них остается значение, единое для всех физлиц («обычных», ИП, адвокатов и проч.) — «13». Изменения внесены приказом № 199н.
С этого года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платежках нужно указывать два счета и новые БИК.
Изменения коснулись четырех полей платежного поручения:
— в поле 13 уточнено название банка получателя.
— в поле 14 изменился БИК.
— в поле 15 нужно указывать номер счета банка получателя, входящий в состав единого казначейского счета. Раньше здесь ставили нули.
— а в поле 17 добавили номер казначейского счета.
Рассмотрим новые правила заполнения для пяти полей:
— «ИНН плательщика»;
— «Статус плательщика»;
— «Основание платежа»;
— «Номер документа»;
— «Дата документа».
Изменения вступили в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже в течение года.
С первого января иностранные организации и физлица, не состоящие на учете в налоговой, могут указывать 0 в поле «ИНН плательщика». Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами.
С семнадцатого июля нельзя вписывать ИНН организации, если с физического лица удерживается доход для погашения задолженности. Вместо этого указывается ИНН самого должника.
А с первого октября нельзя будет указывать ИНН кредитной организации, если платежное поручение на перечисление денег в бюджет составило физическое лицо без счета. В этом случае в реквизитах нужно будет указать ИНН физлица или 0, если номер не присвоен.
Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав крестьянских хозяйств.
С первого октября коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них будут использовать код для физлиц — «13».
Также появятся новые коды:
Код «29» — для политиков, которые перечисляют деньги в бюджет с избирательных счетов и счетов фондов референдума.
Код «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговой, при уплате таможенных платежей.
Уменьшится перечень кодов основания платежа.
Несколько кодов для погашения задолженности: по требованию налоговой, акту проверки, решению о приостановлении взыскания и исполнительному документу — заменит код для добровольного закрытия долгов. Он будет использоваться для погашения задолженности по истекшим периодам, в том числе и добровольного.
Также удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.
Поле 108 «Номер документа — основание платежа»
Удалённые коды для погашения задолженности будут фигурировать в составной части номера документа — это первые два знака.
Например, требование об уплате налога № 237 будет выглядеть следующим образом: «ТР0000000000237».
Изменится порядок заполнения поля сто девять для погашения задолженности по текущим периодам. В нем нужно указать дату документа который является основанием платежа.
Это может быть:
— требование налоговой;
— решение о привлечение к ответственности за налоговое правонарушение или решение об отказе в привлечении к ответственности;
— решение о приостановлении взыскания;
— исполнительный документ и возбужденное исполнительное производство.
-
Заявления на пособия больше не нужны
11,4 тыс. 0
Требование об уплате налога: образец
С 1 января 2021 года предусмотрено изменение для плательщиков-физлиц, не являющихся ИП. Приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н обновлены правила, утвержденные приказом Минфина от 12 ноября 2013 № 107н.
Ранее, чтобы проверяющие могли определить, от кого пришел платеж, физлицо должно было указать свой ИНН. Вместо ИНН можно было заполнить поле 108 «Номер документа, который является основанием платежа», или в поле 22 «Код» внести УИН (при отсутствии УИН допускалось указание адреса проживания или пребывания).
Теперь при отсутствии ИНН и УИН можно указать серию и номер паспорта или СНИЛС.
С 1 января 2021 года введены новые КБК для НДФЛ, рассчитываемого по прогрессивной шкале.
Приказом от 12 октября 2020 № 236н Минфин добавил в перечень КБК новые коды для перечисления НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн. руб. в год:
- для налога: 182 1 01 02080 01 1000 110
- для пеней: 182 1 01 02080 01 2100 110
- для штрафов: 182 1 01 02080 01 3000 110.
С 17 июля 2021 года изменятся правила заполнения платёжных поручений при проведении удержаний из заработной платы работников.
В платежном получении в поле «ИНН плательщика» нужно будет указывать не ИНН компании, а ИНН работника.
Изменение внесено приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н, вступает в силу с 17 июля 2021 года.
Погашение задолженности по прошлым периодам указываем в полях: 106, 108, 109.
С 1 октября 2021 года изменится порядок указания информации при погашении задолженности по истекшим периодам. Изменения предусмотрены также приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н.
До 1 октября 2021 года в поле 106 «Основание платежа» платежного поручения можно указывать одно из следующих значений:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
- «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу;
- «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).
После 1 октября 2021 года, обозначения «ТР», «ПР», «АП» и «АР» в поле 106 больше указывать не нужно. Будет одно и единое для всех случаев значение, которое нужно проставлять в поле 106 — «ЗД».
Коды «ТР», «ПР», «АП» и «АР» нужно будет перенести в поле 108 «Номер документа».
Например, если деньги перечисляются на основании требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов), в поле 108 пишут сначала ТР и далее без пробела номер требования на 13 знакомест. Если это исполнительный документ (исполнительное производство), то в поле 108 в аналогичном порядке пишут АР и номер документа и т.д.
В поле 109 «Дата документа основания платежа» нужно будет указывать даты документов, на основании которых перечисляются деньги (требование, решение и т. д.).
1 октября 2021 года изменятся правила заполнения поля 101 «Статус плательщика».
До 1 октября 2021 года при заполнении поля 101 физлицами допускаются такие значения:
- «09» — ИП;
- «10» — нотариус, занимающийся частной практикой;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
- «13» — «обычное» физическое лицо.
После октября 2021 года, остается только значение «13», единое для всех физлиц. Это также предусмотрено приказом Минфина № 199н.
Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам в 2021 году
Официальная часть.
Требование об уплате налога — специальная форма документа, на основании которого налоговый орган уведомляет вас о недоимке — неуплаченной сумме налога, пени или штрафа, а также о необходимости уплатить указанную задолженность в установленный срок (ст. 69 НК РФ). На сегодняшний день форма требования утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@. Выглядит документ вот так:
Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки. Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности. Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.
Основание для направления требования.
В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно, самые распространенные из них:
- вы не заплатили налоги/взносы;
- вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
- вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
- налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
- другое.
По ответственность за отсутствие реакции на требование, а также практические советы и порядок действий по каждому пункту – в нашей следующей публикации.
Как составить ответ и в каком виде.
В общем случае, отвечать на требование об уплате обязанности, а часто и необходимости, нет. Основная ваша задача — заплатить указанные суммы по требованию в установленный срок, но лучше раньше. В некоторых случаях можно (нужно) уведомить налоговый орган о факте погашения задолженности, направив соответствующее письмо в свободной форме с приложением копий платежных поручений. При этом желательно не просто «отправить и забыть», а все-таки выяснить через пару дней в налоговой – получили ли они ваши платежки/ответ на требование, есть ли входящий номер, получил ли эти документы исполнитель и так далее (в зависимости от целей).
Если же суммы, указанные в требовании, вами уже были оплачены, мы рекомендуем обязательно отправить в налоговую письмо с приложением копий платежных документов и просьбой отозвать требование, в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и отсутствием указанной в требовании задолженности. Не лишним в такой ситуации будет связаться с исполнителем, указанном в требовании – убедиться, что ваше письмо и ваши платежки налоговая получила и они отражены у вас на лицевом счете налогоплательщика, и вообще у вас все хорошо. Либо запрашиваем в налоговой акт сверки или выписки операций по расчетам с бюджетом. Не секрет, что “с переходом на новое программное обеспечение” (с) ФНС, проблем у налогоплательщиков, связанных с незаконными блокировками счетов и повторным списанием налогов явно прибавилось.
Образец ответа
Заполнение платежного документа по требованию имеет некоторые особенности, о которых хочется отдельно сказать. Во-первых, указание кода бюджетной классификации (КБК), с ошибками в котором связано в дальнейшем много проблем. И это, пожалуй, самая распространенная ситуация. Необходимо при формировании платежного документа внимательно проверить все цифры, но особенно – с 14 по 17, которыми кодируются подвид дохода (вид платежа — налог (сбор), пени или штраф):
Написать комментарий
Новые формы налоговых документов с 2021 года: обзор изменений
Многообразие фискальных налогов и сборов нередко приводит к тому, что налогоплательщик допускает опечатки в платежных документах. Если ошибку не исправить, то оплата может затеряться, а налоговики признают долг и применят штрафные санкции.
Если неточность была выявлена до исполнения документа на уплату банком или органами Федерального казначейства, платежку можно отозвать. Но что делать, если платежное поручение (ПП) уже проведено и денежные средства списаны с расчетного счета в пользу ФНС.
Скорректировать платежное поручение с 01.01.2019 года можно по любым ошибкам, но при соблюдении трех условий:
- Срок давности не истек, то есть еще не прошло трех лет с момента осуществления перечислений в ФНС.
- Деньги зачислены в бюджет, то есть поступили на лицевой счет Федерального казначейства.
- При уточнении оплаты не образуется недоимка по конкретному налоговому обязательству.
В таком случае придется подготовить образец: заявление в налоговую об уточнении платежа. Однако не все ошибки можно исправить. Определим ключевые условия.
Нельзя исправить ПП по страховым взносам в ФНС, а также по взносам на травматизм в ФСС, если:
- деньги не поступили на соответствующий счет Федерального казначейства, то есть в платежном поручении неверно заполнены поля 13 и 17 (банк и счет получателя);
- допущена ошибка в КБК (неправильно указаны первые три цифры кода бюджетной классификации) в поле 104;
- оплата взноса на обязательное пенсионное страхование была зачтена на индивидуальном пенсионном счете работника (застрахованного лица), то есть, уже зачтенные взносы уточнить нельзя (п. 9 ст. 45 НК РФ).
В остальных случаях налогоплательщик может скорректировать любые ошибки и неточности в следующих полях ПП:
Номер поля
Наименование
101
Статус плательщика
60
ИНН плательщика
102
КПП плательщика
61
ИНН получателя
103
КПП получателя
104
КБК, но только если правильно указаны первые три цифры
105
ОКТМО
106
Основание платежа
107
Период уплаты
108
Номер документа-основания
109
Дата документа
24
Назначение платежа
Унифицированный образец — уточнение платежа в налоговую инспекцию — отсутствует. Следовательно, подготовить письменное обращение придется в произвольной форме.
Если в компании утвержден фирменный бланк, то письмо можно составить на нем. Руководствуйтесь основными правилами деловой переписки при подготовки обращения. Форма заявления об уточнении платежа в налоговую в обязательном порядке должна содержать следующие реквизиты:
- Дата, номер, сумма платежного поручения, в котором была выявлена неточность.
- Пропишите назначение платежа по неверной платежке.
- Укажите поле, в котором допущена опечатка, ошибка, укажите значение неверного реквизита.
- Затем пропишите, какое значение для данного реквизита будет правильным.
К готовой форме заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию приложите копию платежного поручения, в котором была выявлена неправильная информация.
Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:
- налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
- банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.
Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:
- налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.
При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;
- не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
- не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;
Как заполнить платежное поручение по налогам в 2021 году
Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:
- с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
- с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;
Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.
Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).
Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:
- налоговая задолженность полностью погашена;
- налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
- сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
- суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
- в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.
Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Требование об уплате налога выписывается налогоплательщику вне зависимости от факта привлечения последнего к административной ответственности за неуплату.
Само требование должно содержать в себе обязательный набор данных в соответствии со ст. 69 НК РФ, а именно:
- о сумме, подлежащей уплате;
- об основаниях (причине) начисления налога;
- о пене, начисленной в связи с задолженностью по налогу;
- о дате, до наступления которой задолженность должна быть погашена;
- о санкциях, подлежащих применению в случае неисполнения требования. Если налоговый орган усматривает в недоимке факт злостного уклонения от уплаты налога или иной состав уголовного преступления, в тексте требования должно содержаться предупреждение о направлении материалов в следственные органы в случае, если недоимка не будет погашена в установленный срок.
Заполнение платежного поручения по налогам в 2021 году
Как правило, требование об уплате налога подлежит исполнению в течение восьми дней со дня получения налогоплательщиком соответствующего извещения. Налоговые органы вправе устанавливать более длительный срок для оплаты.
Кем направляется
Требования об уплате налога издаются и направляются налогоплательщикам той ИФНС, в которой они состоят на учете.
Допускается направление требований той ИФНС, которая выявила факт нарушения налогового законодательства и или привлекла налогоплательщика к ответственности, или отказала в привлечении к ответственности.
Физические лица получают требования об уплате налога по месту прописки заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении. Если физическое лицо отказалось подписать почтовое уведомление или по иным причинам не получило письмо с требованием, то датой вручения будет считаться шестой день с момента направления требования.
В адрес юридических лиц требования направляются по юридическому адресу на имя руководителя либо лично под роспись, либо заказным письмом, либо иными способами, в том числе и электронной почтой.
Закон ограничивает временными рамками право налоговых органов требовать уплаты налога. Так, требование об уплате может быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня установления факта недоимки.
Для недоимок суммой менее пятисот рублей срок направления требования составляет 12 месяцев со дня выявления факта недоимки.
Требования об уплате налога, проистекающие из результатов осуществленной ИФНС налоговой проверки, направляются налогоплательщикам в срок до 20 дней со дня вступления в законную силу решения по налоговой проверке.
Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.
С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.
Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).
Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).
С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.
Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.
Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.
Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.
Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.
Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.
Платежные поручения 2021: работаем по новым правилам
С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ).
Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).
Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.
С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е. платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).
Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).
Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.
С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):
- подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
- отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
- в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
- до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
- данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
- общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.
Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.
То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.
О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).
Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).
Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).
Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).
ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.
Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.
Основание — Закон № 374-ФЗ.
С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.
Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).
С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):
- в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
- декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
- отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.
Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).
Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ
Похожие записи: