Кредит с участием государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кредит с участием государства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

  • выпустить новые деньги;
  • выйти на рынок кредитования.

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

  1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
  2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
  3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
  4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

Преимущества государственного кредитования:

  1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
  2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
  3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
  4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

  1. Добровольность.
  2. Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
  3. Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
  4. Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
  5. Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

1. Понятие, функции и роль государственного кредита

2. Виды государственных займов

3. Управление государственным долгом

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Цель — одна из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами. Входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей. Поэтому изучение основ государственного кредита, его условий и взаимоотношения государств в области кредита является одним из важнейших и необходимых разделов дисциплины.

Государственный кредит в современных условиях — это совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды — как кредиторы. Посредством кредита государство привлекает дополнительные ресурсы для осуществления развития экономических и социальных функций в условиях рыночного хозяйства, расходы по которым постоянно возрастают. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц.

Функции государственного кредита раскрывают его экономическую сущность. Являясь элементом финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. Субъектами кредитных отношений при этом являются: со стороны государства — субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. При этом инструментами, посредством которых осуществляются кредитные отношения, становятся ценные бумаги (достаточно активное участие государства и его территориальных подсистем в рынке ценных бумаг), когда государство посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке, осуществляет заимствования.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. В целом, государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие источников привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.

Еще одна функция государственного кредита заключается в учете и контроле за целевым, рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

  • представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;
  • позволяет равномерно и достаточно справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
  • позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;
  • выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Государственный кредит: понятие, сущность и необходимость

В соответствии с пунктом 5 статьи 122 и пунктом 4 статьи 125 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам — заемщикам.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

ВЫПИСКА

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления Российской Федерацией иностранным государствам государственных экспортных и государственных финансовых кредитов, в том числе на цели официального содействия развитию иностранного государства (далее — государственные кредиты), включающий несколько взаимосвязанных этапов принятия управленческих решений и предполагающий взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и российских организаций, включая агентов Правительства Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов — экспортеров товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых финансируется за счет средств государственных экспортных кредитов.

2. Настоящие Правила направлены на решение следующих задач:

а) обеспечивать согласованные действия участников процесса предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на основе определенных настоящими Правилами принципов предоставления государственных кредитов;

б) способствовать эффективному взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при подготовке решений Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных кредитов;

в) формировать методологию определения условий предоставления и возврата государственных кредитов.

3. Принятие настоящих Правил не ведет к автоматическому пересмотру положений межправительственных соглашений о предоставлении иностранным государствам — заемщикам государственных кредитов (далее — межправительственное соглашение), заключенных до даты принятия настоящих Правил.

4. Политика Российской Федерации в сфере предоставления государственных кредитов ориентирована на достижение следующих целей:

а) поддержка экспорта российских товаров (работ, услуг) с высокой долей добавленной стоимости;

б) закрепление присутствия российских хозяйствующих субъектов на перспективных внешних рынках;

в) содействие развитию и углублению политического, экономического и иных форм сотрудничества между Российской Федерацией и иностранными государствами — заемщиками;

г) формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора;

д) развитие отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами на недискриминационной основе.

5. Подготовка и принятие решений о предоставлении государственных кредитов осуществляются исходя из следующих принципов:

а) безусловное выполнение Российской Федерацией как кредитором принимаемых международных обязательств.

Решение Правительства Российской Федерации об одобрении подготовленного Министерством финансов Российской Федерации проекта межправительственного соглашения принимается при наличии расчетов и обоснований, подтверждающих достаточность бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования такого кредита в течение периода его использования иностранным государством — заемщиком. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанных расчетов и обоснований, является Министерство финансов Российской Федерации;

б) отсутствие между Российской Федерацией и иностранным государством — заемщиком неурегулированных вопросов в сфере кредитно-финансовых отношений.

Предоставление государственных кредитов, а также исполнение обязательств Российской Федерации как кредитора в рамках предоставленных государственных кредитов не осуществляются в случае наличия (возникновения) у иностранного государства — заемщика:

неурегулированной (просроченной) задолженности перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР или Российской Федерацией государственным кредитам;

иных неурегулированных взаимных финансовых требований и обязательств между Российской Федерацией и иностранным государством — заемщиком, включая вопросы возврата причитающихся Российской Федерации средств на счетах в банках иностранного государства — заемщика, вопросы внутреннего валютного долга бывшего СССР и Алмазного фонда бывшего СССР;

в) экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита.

Заключения заинтересованных (отраслевых) федеральных органов исполнительной власти или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в соответствующих случаях) о согласовании проекта межправительственного соглашения содержат обоснования целесообразности экспорта российских товаров (работ, услуг), планируемых к финансированию в счет государственного кредита, с точки зрения необходимости их продвижения на зарубежные рынки и загрузки отечественных предприятий-изготовителей, финансовых и налоговых последствий оказания российскому экспортеру соответствующей государственной поддержки;

г) исключение конкуренции с частными и иными кредиторами.

При рассмотрении обращения правительства иностранного государства о предоставлении государственного экспортного кредита Министерство финансов Российской Федерации запрашивает позицию акционерного общества «Российский экспортный центр» о возможности организации внебюджетного финансирования производства и поставок товаров (работ, услуг), для финансирования которых запрашивается государственный экспортный кредит, на сопоставимых с запрашиваемыми иностранным государством — заемщиком условиях государственного экспортного кредита с использованием иных, отличных от государственных кредитов, механизмов финансирования, включая экспортные кредиты российских банков, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации и страховое покрытие акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций».

Российские организации — экспортеры товаров (работ, услуг), поставки (выполнение, оказание) которых планируются к финансированию в счет государственного экспортного кредита, представляют по запросу в Министерство финансов Российской Федерации обоснования отсутствия возможности осуществления финансирования таких поставок за счет иных источников, включая коммерческие кредиты, привлеченные на внутрироссийском и (или) международном рынке капитала;

д) обеспечение безусловного возврата предоставленных Российской Федерацией государственных кредитов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет анализ долговой устойчивости иностранного государства — заемщика в соответствии с разделом VII настоящих Правил.

12. Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному государству — заемщику в объеме и на условиях, которые предусмотрены соглашением между Правительством Российской Федерации в качестве кредитора и правительством иностранного государства в качестве заемщика.

13. Государственный финансовый кредит предоставляется в исключительных случаях и является инструментом экстренной бюджетной поддержки иностранного государства, которое испытывает трудности с покрытием бюджетного дефицита и (или) рефинансированием платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, не имеет доступа к международному рынку капитала на приемлемых условиях, имеет стратегический характер политических отношений с Российской Федерацией.

14. Для служебного пользования.

15. Государственный финансовый кредит может предоставляться на льготных условиях в виде государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства в соответствии с разделом VI настоящих Правил.

16. Государственный кредит на цели официального содействия развитию иностранного государства представляет собой вид государственного финансового кредита или государственного экспортного кредита, предоставляемого иностранному государству — заемщику на льготных условиях.

17. Под льготными условиями понимаются финансовые условия государственного кредита, обеспечивающие степень льготности кредита на уровне не ниже установленных международными финансовыми организациями в зависимости от величины дохода на душу населения иностранного государства — заемщика пороговых значений, составляющих от 10 до 45 процентов.

Степень льготности кредита определяется как выраженное в процентах отношение суммы дисконтированных будущих платежей по обслуживанию и погашению кредита, подлежащих осуществлению заемщиком, к номинальной сумме кредита. Расчет степени льготности кредита осуществляется на основании соответствующей методологии Организации экономического сотрудничества и развития.

18. Основными направлениями использования государственных кредитов на цели официального содействия развитию иностранного государства являются:

борьба с энергетической бедностью и совершенствование энергетической и электрогенерирующей инфраструктуры;

укрепление национальных систем здравоохранения и социальной защиты, ориентированных в том числе на противодействие распространению инфекционных заболеваний;

содействие в повышении доступности и качества образования населения, прежде всего начального и профессионального образования;

содействие развитию национальной транспортной, финансовой и информационной инфраструктуры;

содействие развитию сельского хозяйства и трансграничной торговли;

создание и укрепление национальных систем борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, укрепление и повышение эффективности систем государственного управления;

укрепление потенциала в области охраны окружающей среды и решения трансграничных экологических проблем;

поддержка в области промышленного развития и инноваций;

поддержка интеграционных процессов на евразийском пространстве.

19. Претендовать на привлечение государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства имеют право иностранные государства, относящиеся к одной или нескольким из следующих категорий:

государства, завершившие свое участие в Инициативе, при условии, что с момента завершения такого участия прошло не более 5 лет;

государства, имеющие право на получение льготного заемного финансирования по линии Международной ассоциации развития;

государства, включенные в перечень стран, для которых Международным валютным фондом и Всемирным банком установлены лимиты по привлечению нельготного финансирования;

государства, реализующие национальные программы и стратегии борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого экономического развития;

государства, включенные в перечень стран — получателей официального содействия развитию Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития.

20. Финансовые условия предоставления государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства определяются согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.

Чтобы оказывать существенное влияние на деятельность банка, государство должно быть собственником более половины его активов. Такими активами являются акции финансово-кредитной компании. Владея контрольным пакетом ценных бумаг эмитента, можно управлять его экономическими показателями, ставить планы развития и разрабатывать политику взаимодействия с клиентами.

Перечень основных государственных банков в 2021 году:

  • СберБанк (основной собственник ЦБ РФ);
  • ВТБ (более 60% акций владеет Федеральное агентство по управлению госимуществом);
  • Россельхозбанк (компания со 100% финансовым участием государства);
  • Ак Барс Банк (собственниками являются госорганы и Республика Татарстан);
  • РНКБ банк (принадлежит полностью государству).

К государственным банкам относят также ВЭБ, Новикомбанк, Почта банк, Связь-банк и банк ЧБРР.

Госбанки не обязательно основаны государством изначально. В категорию госбанков попадают и те, которые были ранее частными коммерческими структурами, но затем Россия выкупила более 50% их капитала в виде ценных бумаг. Часто это не является инициативой собственника, заработать на такой сделке трудно. Решение о продаже принимается в безвыходной ситуации, когда компании угрожает банкротство и отзыв лицензии. Продолжить банковскую деятельность удастся после того, как на баланс поступят деньги от покупателя. Примеры банков, прошедших процедуру санации:

  • банк “Открытие” (пример банка, который не смог сам справиться с финансовыми сложностями и оказался на грани банкротства, был санирован в 2017 году, а его акции выкупил Центробанка);
  • Промсвязьбанк (в 2018-м контрольный пакет акций перешел в казну страны);
  • Московский индустриальный банк (с 2019 года стал государственным);
  • Азиатско-тихоокеанский банк (с 2018 года в результате финансового оздоровления перешел во владение России);
  • Банк ДОМ.РФ (до санации носил название “Российский капитал”).

Государство владеет акциями банков не только напрямую, но и через подконтрольные ему организации и холдинги. То есть в учредительных документах указаны данные предприятия, но оно не относится к частному бизнесу, а является госкомпанией.

Газпромбанк только на 9% напрямую принадлежит государству — ценные бумаги куплены через Внешэкономбанк. Большей частью акций владеет Газпром и его “дочки”, которые в свою очередь находятся полностью под контролем РФ через Росимущество, Роснефтегаз и Росгазификацию. Поэтому номинально частный банк фактически является государственным.

К банкам, которые косвенно контролирует государство, относится довольно значительная часть компаний. Среди наиболее известных:

  • МСП банк (более 71% акции держит Росимущество, остальные – ВЭБ);
  • ВБРР (холдинг Роснефть владеет 84% ценных бумаг банка);
  • РГС банк (на 96% принадлежит госбанку «Открытие»);
  • Кредит Урал банк (100% акций у Газпромбанка);
  • БМ-банк (полностью находится под контролем ВТБ);
  • Сетелем банк (79% активов держит Сбербанк).

Контрольный пакет в терминологии фондовой биржи – это 50% акций + 1. На российском финансовом рынке существуют банки, где участие тех или иных госструктур в капитале частной компании ниже этого значения. Так, Республика Татарстан владеет около 8% акций Акибанка, Ростех держит на балансе 16% ценных бумаг банка Заречье, банк Екатеринбург на 29% принадлежит администрации одноименного города, а банк Казани – на 39%.

Понятие и формы государственного кредита

Государственные займы являются основной формой государственного кредита

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

Внутренний государственный кредит имеет следующие формы:

  1. Государственные займы (внешние и внутренние);
  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы;
  3. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда (было в СССР, что недопустимо);
  4. Казначейские ссуды (ссуда из бюджета на принципах срочности, платности и возвратности);
  5. Гарантированные займы (правительство несет ответственность по займам нижестоящих органов власти)

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.

В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как

  1. централизованный государственный кредит;
  2. и децентрализованный государственный кредит.

В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором — местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как

  1. внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте)
  2. и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте).

Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).

Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции:

  1. распределительную,
  2. регулирующую,
  3. контрольную.

1) Важнейшая функция государственного кредита – распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:

  • федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
  • региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
  • международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
  • иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
  • федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

Кто может получить кредит под поручительство государства

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Для оформления заявки на экспресс-кредит онлайн обычно требуется указать такие данные о себе:… Экспресс-кредит.

Государственный заем предполагает участие как юридических, так и физических лиц. Помимо этого, в роли кредитора могут быть иностранные вкладчики и государства.

В зависимости от применяемой денежной единицы и субъектов кредитования, государственные займы принято делить на несколько видов:

  • Внешние займы предполагают применение любой валюты, за исключением национальной денежной единицы. При этом кредитором являются различные международные финансовые организации, страны, юридические лица и рядовые граждане. Государство гарантирует возврат суммы долга в валютном эквиваленте.
  • Внутренние целевые кредиты и займы рассчитывают во внутренней валюте. Соответственно, и для погашения задолженности применяют государственные валютные средства.

В рамках внутренних кредитных отношений существуют муниципальные займы. Схема привлечения муниципальных заемных средств предполагает привлечение при необходимости займов в любом денежном выражении. Финансирование одного муниципального субъекта осуществляет другой субъект государства.

Применяется и другая форма классификации государственных займов:

  • кредиты;
  • сберегательные дела на основе формы процедуры.

Сберегательная форма имеет в своей основе направление денежной суммы в государственный бюджет. Распределением средств занимаются специальные коммерческие структуры. Это сберегательные банки, чьи активы государство и применяет в качестве основной заемной массы. Данные финансовые структуры правомочны участвовать в кредитовании государственного бюджета путем покупки различных ценных бумаг.

В основе схемы распределения займов государственного уровня лежит метод применения ценных бумаг:

  • Рыночный метод привлечения финансов имеет обеспечение в виде облигаций, которые на законном основании можно приобретать, реализовать или перепродавать.
  • Возможен и другой тип заимствования средств, при котором держатель ценных бумаг не имеет возможности их реализации, а, соответственно, и перепродажи государственной задолженности.

Подразделение соглашения государственных займов основано на залоговых обязательствах и условиях их обеспечения.

Залоговое привлечение средств имеет в своей основе ожидаемую прибыль либо некое имущество страны. При расчетах за основу принимают текущую экономическую ситуацию в стране и основную финансовую систему.

Государственные займы, не имеющие залогового обеспечения, практикуются в отношении тех стран, чья стабильная экономика не оставляет сомнений в их способности выплатить задолженность.

Погашение задолженности государства возможно в разные отрезки времени. Выделяют займы на такие сроки:

  • займы на срок до 12 календарных месяцев;
  • обязательства со средним периодом погашения (до 5 лет);
  • долгосрочные обязательства, не имеющие точных границ периода окончательного расчета.

При анализе структуры привлечения государством различных кредитных средств не следует забывать о различных схемах погашения задолженностей. На основе характера выплат по обязательствам можно выделить три типа займов:

  • дисконтные;
  • выигрышные;
  • с фиксированной (или плавающей) процентной ставкой.

Схема дисконтного кредитования предполагает приобретение кредитором ценных бумаг по цене ниже, чем номинальные выплаты. При этом прибыль держателя дисконтных бумаг составляет разницу между стоимостью покупки и размером конечной выплаты. Схема не предполагает применение купонов. Из-за этого в ней участвуют бумаги с нулевым купоном.

Важно! При выигрышном заимствовании на прибыль может рассчитывать только обладатель бумаги с выигрышной серией по итогам прошедшего тиража.

Схема, основанная на обязательных процентах, требует обозначения в договоре определенной процентной выплаты в качестве дохода кредитора по соглашению. Важно знать, что размер ставки может быть фиксированным или основанным на актуальном рыночном предложении.

На размер плавающей ставки влияет спрос и предложение на данную услугу на финансовом рынке. Для выплат применяют купоны, а сроки получения прибыли оговаривают в индивидуальном порядке.

Процесс выплаты по государственным обязательствам возможен единовременно или по частям.

На практике используют несколько экономических схем распределенного погашения государственного займа:

  • Выплата в течение определенного временного периода с равными промежутками и в одинаковых долях.
  • Погашение по возрастающей схеме, когда с течением срока использования привлеченных финансов выплаты по ним увеличиваются.
  • Погашение по убывающей, когда с течением времени размер денежных выплат уменьшается.

Схемы с изменяющимися суммами возмещения востребованы в ситуациях планового роста или уменьшения прибыли в национальной экономике. Сроки погашения могут занимать долгий срок, если это оговорено в условиях кредитования.

Политика применения государственного заимствования финансов создает благоприятные условия для продвижения различных национальных проектов или пополнения госбюджета.

Применение гибких экономических схем привлечения и погашения займов дает возможность максимально учесть интересы всех потенциальных инвесторов.

При этом в форме различных займов государства как у населения, так и у внешних кредиторов грамотно учитываются интересы национальной экономики.

Процедура привлечения инвестиций и их дальнейшего распределения, как и последующее погашение возникшей у государства задолженности, требует четкого контроля. При этом учитывают множество экономических факторов:

  • минимальную ставку кредитования;
  • предельную устойчивость ценных государственных бумаг.

К основополагающим условиям привлечения инвестиций относят:

  • наличие потенциальных кредиторов, имеющих свободные финансы;
  • экономическую заинтересованность вкладчиков;
  • стабильную государственную экономику;
  • своевременное погашение обязательств по займам.

Для погашения обязательств перед инвесторами возможно:

  • вложение средств в доходные проекты;
  • привлечение налоговых сборов в бюджет;
  • снижение расходов;
  • рефинансирование либо поиск иных источников кредитования.

Безусловно, лучшим способом привлечь дополнительные инвестиции в государственный бюджет является стабильная ситуация в экономике или ее активное развитие.

Основной целью привлечения дополнительных денежных средств является повышение эффективности распределения финансов между отраслями государственной экономики.

Важно знать цели, на которые государство в первую очередь использует государственные займы:

  • погашение бюджетного дефицита в части, не зависящей от инфляционных процессов;
  • стабилизация экономики страны и финансовой системы;
  • привлечение свободных инвестиций для развития государственной экономики.

Помимо этого, важно отметить и контролирующую роль государственных займов в сфере распределения и перераспределения финансов, а также их целевого применения.

Важно! На практике, распределение денежных средств напрямую связано с состоянием экономики государства и уровнем благосостояния страны.

Успех программ государственного заимствования средств также зависит от состояния экономики. Инвесторы заинтересованы в получении стабильной прибыли на выгодных для них условиях. В основе успеха программы привлечения заемных средств государством лежит наличие у потенциальных кредиторов свободных финансов и экономическая выгода от участия в проекте.

Специалисты отмечают, что государственные инвестиции вызывают больше доверия, чем участие в частных программах. При этом государство имеет возможность дать весомые гарантии выплаты по своим обязательствам.

Для управления и контроля расходования привлеченных инвестиций действует комплексная система мер. В рамках этой сложной системы важно выделить:

  • отчисления по кредитам;
  • погашение внутренних и внешних обязательств;
  • гарантийное обеспечение;
  • корректировка условий инвестирования;
  • подготовка новых проектов привлечения денежных потоков в бюджет.

Конечная экономическая эффективность любого проекта, связанного с привлечением заемных средств, требует постоянного и грамотного анализа экономической ситуации и способности спланировать перспективы ее развития.

В процессе анализа разделяют относительные и абсолютные экономические показатели. При этом на основе абсолютных данных выполняют расчет применения и погашения займов. Учет относительных показателей влияет на административный контроль задолженности и некоторые действия, связанные с оценкой госбюджета и показателем ВВП.

Для систематизации внешнего государственного долга необходим тщательный анализ соотношения экспорта и долговых обязательств страны.

Виды государственного кредита

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях, так как они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды (бюджетные кредиты), гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на которую начисляются проценты.

Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.). В настоящее время облигации федерального займа и государственные сберегательные облигации составляют основу государственного долга.

Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди российских физических и юридических лиц. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета. Выпускались в России в 1994–1995 гг.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений, — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств).

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. Сейчас не применяются в России. Из федерального бюджета Российской Федерации бюджетные кредиты могут предоставляться региональным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов, частичное покрытие дефицита, осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) в период реформ.

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный дол�� страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает как внутреннюю задолженность, так и задолженность иностранным кредиторам, что ведет к росту как внутреннего, так и внешнего государственного долга.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис.

В соответствии с БК РФ под государственным или муниципальным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный внешний долг, который включает задолженность государственного сектора (органов государственного управления, Центрального банка РФ, банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и Центральный банк РФ владеют половиной или более акций или контролируют их иным способом) и частного сектора (прочих организаций).

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма их долговых обязательств и условия выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в национальной валюте или валюте других государств.

При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.

В 1990-е гг. заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Банка России для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги. В результате в предкризисный период 1998 г. возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие — основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. В общих расходах федерального бюджета еще даже в 2004 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), занимали более 13%.

В 2005–2009 гг. относительные расходы на обслуживание государственного долга существенно сократились в основном из-за уменьшения внешнего долга, который погашался за счет доходов от экспорта нефти. До 2012 г. размер внешнего госдолга практически не менялся, а потом опять начал расти.

В настоящее время для покрытия дефицита государственного бюджета денежные средства привлекаются в основном на внутреннем рынке.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Органы власти определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
  • эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
  • обеспечение своевременного возврата кредитов;
  • максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им, которое обычно возлагается совместно на Министерство финансов РФ и Банк России.

Главной задачей государства в управлении государственным кредитом является повышение его эффективности. Сопоставление сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита дает некоторое представление о результативности заемных операций, но наиболее существенное представление об эффективности (Э) государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений (П) над расходами (Р) по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах:

При этом, конечно, следует учитывать положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета и денежного обращения государства, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

Основную долю расходов по системе государственного кредита составляет выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займа. К расходам также относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и тиражей погашения и др.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигаций), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов.

Выплата доходов по займу производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или перевода суммы дохода в безналичном порядке на счета организаций.

По внешнему долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (ПлД) к годовому объему экспорта товаров и услуг (ЭТУ), выраженное в процентах: . Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать 15–20%.

В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы, составляя в 2014 г. 32%, по данным ЦБ РФ.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом. Под консолидацией государственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущенных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 15 до 8 лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.

Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов. Под унификацией займов понимается объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени.

Отсрочка погашения займа происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов и условия их эмиссии были недостаточно эффективны д��я государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.

Государственное кредитование является частью системы государственных финансов. Поскольку государству для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны налоговых средств бывает, зачастую, недостаточно, возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах. Государство должно располагать возможностями финансирования запланированных государственных расходов, регулирования макро- и микроэкономических процессов, воздействия на социальную и денежно-кредитную политику. Подобная деятельность государства становится возможной благодаря государственному кредитованию.

Кредиты банков с государственным участием

Государственный кредит можно классифицировать следующим образом:

  1. по срокам действия долговых обязательств страны:

    • краткосрочные займы (до $1$ года);
    • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
    • долгосрочные займы ($5-30$ лет).
  2. по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

    • за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
    • за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;
  3. по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

    • займы, реализуемые среди населения;
    • займы, реализуемые среди юридических лиц;
    • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;
  4. по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

    • процентно-выигрышные (ежегодный твердый доход держателя или одноразовая процентная выплата при погашении займа);
    • выигрышные (доход держателя в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг);
    • беспроцентные (целевые) займы.
  5. по методам размещения:

    • добровольные займы;
    • займы, размещаемые по подписке;
    • принудительные займы.

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур. Главным способом их получения является государственный кредит. Мобилизуемые при этом взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Если обычный банковский кредит берет один человек или организация для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние и приобрети что-то нужное, то от государственного кредита должно улучшиться положение целых отраслей и слоев общества. В большинстве случаев государственный кредит – добровольная инициатива. Однако в послевоенные годы в СССР такой кредит был обязательным. Населению предложили (в обязательном порядке) подписаться на государственные облигации, чтобы собрать деньги и восстановить производство. Как показала история, эти меры спасли ситуацию.

Итак, государство может прибегать к государственному кредиту в нескольких случаях:

  • чтобы найти средства для государственных расходов;
  • чтобы уравновесить макро- и микроэкономические процессы;
  • чтобы воздействовать на социальную политику или процесс выдачи кредитов.

Иногда государственный кредит – это способ получить деньги на важные социальные программы. Например, чтобы быстро получить прибыль, выгоднее попросить кредит, чем ждать, пока предприятие начнет медленно давать прибыль. А на вырученные средства можно финансировать новые проекты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *