Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.

Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств. Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Имеют ли право сотрудники охраны объекта физически ограничивать свободу передвижений и не давать выйти с объекта?
— Да имеют право (ст. 12 ФЗ № 77) «осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемый объект».

Привлекут ли организатора к ответственности?
— Нет, не привлекут, для этого организатора нужно было задержать в процессе незаконного нахождения на объекте, либо отснять на видео и фото чтобы прям различить можно было (и то даже связываться не будут. Как правило, человек находился в это время совершенно в другом месте).

Но, все же, что же делать, если ОНИ, драгоценные и горячо любимые народом, приехали и задают вопросы?

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.

Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств. Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

На основании ст.11 указанного Закона работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность граждан, а также документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

при выявлении условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (в случаях и порядке, предусмотренных ст.13, 14, 15, 16 Закона);

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект лиц, не имеющих на это права и соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих наличие такого права (вход, въезд транспортных средств, внос, ввоз имущества на охраняемые объекты).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно Закону «О ведомственной охране», к охраняемым в законном порядке объектам относятся:
Обратите вниманиеСуществует несколько способов незаконного проникновения — это вторжение через окно, проникновение со взломом и другие. Однако если злоумышленники проникли в помещение, воспользовавшись доверием хозяев или путем обмана — состава преступления нет, т.к. предполагается, что вторжение произошло с согласия хозяев.

  • сооружения и здания;
  • акватория;
  • транспорт и грузы;
  • денежные средства и иные материальные ценности, подлежащие к защите.

В качестве примеров охраняемых объектов можно привести транспортные и гидротехнические туннели метро, электростанции, емкости для хранения химических отходов и т.д. Назначение таких объектов делают их привлекательными для проникновения, как в хулиганских, так и в преступных целях, что, в свою очередь, повышает риск террористических атак.

Проникновение считается незаконным, когда границы объекта были пересечены лицами, не имеющими на это право, или они не имели правильно оформленных документов. Порядок пропускного режима зависит от статуса объекта.

Ведомственная охрана – это совокупность органов управления, которые были созданы государственными органами исполнительной власти, с целью охраны объектов.

Объект также может охраняться без привлечения ведомственной охраны. За нарушение пропускной системы на таком объекте также предусмотрена административная ответственность.

Объектом преступления ст.20.17 является общественная безопасность. Субъект правонарушения – дееспособные граждане.

За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:

  • административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.

Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):

Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс. Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:

  • штраф в сумме до 500000 рублей;
  • штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 24 месяцев.

Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:

  • совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
  • сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Под пропускным режимом следует понимать порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Основные положения об установлении пропускного режима охраняемого объекта и требования к его соблюдению устанавливаются Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс . Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:

  • штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 24 месяцев.

Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:

  • совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
  • сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.

Виновному такое преступление грозит наказанием в виде:

  • штрафа, в сумме суммарного дохода виновного за 24 месяца;
  • лишения свободы сроком до 4-х лет.

Уголовная ответственность за деяние была введена Федеральным законом № 443-ФЗ от 30 декабря 2015 года.

Пример из практики. Граждане Петров, Иванов и Макаров, по предварительному сговору проникли на территорию государственного предприятия, которое является объектом охраны ведомственных подразделений.

Из показаний виновных было установлено, что целью проникновения были хулиганские действия. Кроме того, было установлено, что ранее они уже совершали проникновение на этот объект два раза.

Петров, Иванов и Макаров были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание в виде штрафа в сумме годового дохода.

Новая редакция Ст. 20.17 КоАП РФ

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

1. Положения данной статьи обеспечивают охрану отношений, возникающих при охране определенных объектов в Российской Федерации. Она предусматривает административную ответственность за нарушение порядка, установленного федеральными законами и иными нормативными правовым актами РФ. В частности, в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.) милиция обязана охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество, давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, имеет право не допускать граждан на отдельные участки местности или объекты. В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.) одной из основных задач внутренних войск является охрана важных государственных объектов и специальных грузов (ст. 2). Правительство РФ утверждает перечни важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками (ст. 11). Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (с изм. и доп.) определены понятия «охраняемый объект» и «пропускной режим», а также указано, что перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 8). Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (с изм. и доп.).

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

4. Субъект данного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3), органов ведомственной охраны (п. 7 ч. 5 ст. 28.3), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Мнение эксперта

Михайлов Игорь Константинович

Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в экспертизе документов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

На основании ст.11 указанного Закона работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность граждан, а также документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

при выявлении условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (в случаях и порядке, предусмотренных ст.13, 14, 15, 16 Закона);

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект лиц, не имеющих на это права и соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих наличие такого права (вход, въезд транспортных средств, внос, ввоз имущества на охраняемые объекты).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Для начала разберёмся в таких правонарушениях, как нарушение пропускного режима охраняемого объекта, либо просто незаконное проникновение. Официальный документ, регулирующий ведомственную и специальную государственную охрану, приводит несколько объектов, которые по законодательному акту приписываются к законно охраняемым:

  • здания;
  • различные сооружения;
  • акватории портов;
  • грузы и транспортные средства;
  • денежные средства;
  • прочие материальные ценности, которые подлежат обязательной защите.

Наличие статьи об ответственности за незаконное проникновение не поддаётся сомнению. Страх понести наказание за хулиганство, либо намерение совершить более серьёзное преступление останавливает потенциальных нарушителей. В качестве объектов, зон и пунктов, подлежащих обязательной охране, могут выступать:

  • транспортные туннели;
  • линии метро;
  • гидротехнические сооружения;
  • электростанции;
  • гидроэлектростанции;
  • хранилища химических и прочих опасных отходов;
  • акватория морского порта и пр.

Функции и назначение этих охраняемых объектов делают их потенциально более привлекательными в глазах правонарушителей. Причём обмануть контрольно-пропускной пункт пытаются чаще в хулиганских целях, нежели в преступных.

Хотя и второй вариант исключать категорически не стоит. Попытки проникнуть на охраняемые объекты со стороны преступников, преследующих определённые цели, повышают риски потенциальной террористической угрозы.

Потому задачей охраны является эффективная и надёжная защита объекта от незаконных посягательств. В случае нарушения режима ограниченного допуска по отношению к правонарушителю могут применяться статьи, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Но прежде чем обращаться к статьям Административного и Уголовного кодексов, действующих на территории Российской Федерации, дадим некоторые уточнения относительно незаконного проникновения.

Проникновение считается незаконным в том случае, когда границы охраняемого соответствующими структурами объекта пересекают лица, не имеющие соответствующего допуска и разрешения. Либо используемые ими документы для прохождения контрольно-пропускного пункта не были правильно оформлены.

Наличие контрольно-пропускного пункта не является обязательным для находящихся под охраной объектов. Порядок установленного режима пропуска зависит непосредственно от статуса и особенностей каждого конкретного объекта.

Часто за охранные функции отвечает так называемая ведомственная охрана. Это совокупность различных управляющих официальных органов, которые создаются государственными структурами власти, и функционируют с целью обеспечения охраны соответствующих зон, объектов и пунктов, нуждающихся в ней.

Но объекты, зоны и пункты также могут обходиться без услуг ведомственной охраны. Но и в случае нарушения их режима ограниченного или закрытого доступа будет применяться соответствующая статья УК РФ, либо же КоАП РФ.

Крайне важно отметить одну особенность. Способов незаконного проникновения существует достаточно много. Человек может оказаться на охраняемом и закрытом объекте путём вторжения через окна, взломать двери, срезать ограждения и пр. Но если нарушитель проник в какое-то помещение или оказался на объекте, используя доверие хозяев, а также обманув их, тогда состава преступления здесь нет. Это обусловлено тем, что в таких ситуациях вторжение осуществлялось с разрешения и согласия хозяев.

I. Возможные места проникновения террористов на территорию:

1. Через въездные ворота со стороны ул. Севастопольская.

2. Через ограждение со стороны лесопарка.

Наиболее вероятные пути физического проникновения террористов в здание школы:

– через двери и окна первого этажа здания школы;

– по коммуникационным и техническим проемам подвала;

– с крыши через окна или другие проемы верхних этажей;

– путем разрушения ограждений;

– иными способами, связанными с применением нарушителем специальных технических средств.

II. Наиболее вероятными способами проникновения на объект и совершения террористического акта для школы будут являться:

1. Контактное проникновение на объект:

– несанкционированное проникновение на территорию объекта;

– проход на основе маскировки.

2. Контактное нарушение целостности или характера функционирования объекта:

– нарушение линий жизнеобеспечения на объекте;

– физическая ликвидация сотрудников охраны и персонала;

– затруднение штатного режима функционирования объекта, захват заложников.

3. Бесконтактные проникновения на объект охраны:

– контроль радио- и телефонных переговоров;

– визуальное и слуховое наблюдение.

4. Вывод объекта из строя без проникновения на него:

– нарушение целостности объекта посредством использования направленного взрыва или дистанционного оружия;

– отключение линий жизнеобеспечения объекта.

3. Наиболее вероятные средства поражения, которые могут применить террористы при совершении террористического акта:

– огнестрельное и холодное оружие;

– боеприпасы (ручные гранаты РГД-5, Ф-1), минно-взрывные средства (закладки с использованием КВВ до 10 кг), «пояса смертников», начиненные взрывчатыми веществами и поражающими элементами, автомобиль с КВВ (от 50 до 100 кг) на стоянке у ограждения объекта.

IV. Прогноз последствий в результате совершения на объекте(территории) террористического акта

1. Предполагаемые модели действий нарушителей В результате противоправных действий на территории объекта возможно возникновение событий, связанных с гибелью людей или созданием угрозы жизни персонала и посетителей, а также способных вызвать уничтожение материальных ценностей: – поджог в здании объекта (выход из строя электропроводки и электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение правил технической эксплуатации здания); – взрывы в случае проведения террористических актов (рассматривается основной сценарий террористического акта со взрывом конденсированного взрывчатого вещества: взрыв 10 кг в тротиловом эквиваленте внутри здания объекта); – захват заложников (возможен в случае несоблюдения строгого контроля за входом посетителей и их перемещениями внутри объекта, неисправности или отсутствия систем видеонаблюдения, ослабления бдительности охраны из-за привыкаемости к монотонной работе, внезапного вторжения в здание объекта и прямого его захвата из-за отсутствия у сотрудников охраны спецсредств для эффективного противодействия); – возникновение массовых инфекционных заболеваний (при разрушении или повреждении водопроводной, канализационной сети и других объектов коммунального хозяйства, при непосредственном попадании патогенов в организм человека воздушно-капельный путем, в результате заражения возбудителями через воду, продукты питания, насекомых и животных).
(краткое описание основных угроз совершения террористического акта на объекте (территории) (возможность размещения на объекте (территории) взрывных устройств, захват заложников из числа работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), наличие рисков химического, биологического и радиационного заражения (загрязнения))
2. Вероятные последствия совершения террористического акта на объекте (территории)
Сценарий террористического акта с захватом заложников в здании школы Предполагаемое количество заложников в здании школы определяется максимальным количеством людей (административный персонал, посетители, воспитанники), находящихся в том или ином помещении. Средняя и максимальная посещаемость объекта
Максимальная посещаемость в будни 565 человек
Средняя посещаемость в выходные дни 5 человек
Максимальная посещаемость в выходные дни 5 человек

Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов; — применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; — беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;

Комментарий. Так что если вас заловили на объекте, попадающем в список ст. 8, придется и документы предъявить, и в ментовку сходить. И пусть вам там выписывают штраф в соответствии с нормами КоАП. Но перед этим докажут, что объект попадает в список ст. 8.

Удирать категорически не рекомендуется — в соответствии со ст. 13 того же закона «Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.» Однако перед этим обязаны «предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, доврачебную медицинскую помощь».

И, наконец, если вас задержали, что с вами могут делать (КоАП). Статья 23.3. Органы внутренних дел (милиция)

1. Органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями … 20.17… настоящего Кодекса. > Комментарий: если на вас налагается штраф, то без милиции — никуда

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
> Комментарий: пред тем, как наложить штраф, на вас должны составить протокол
Статья 27.2. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется: 1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений … при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
> Комментарий: чтобы доставить вас в отделение, охрана должна вызывать милицию
… 3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять: … 2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел … — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
> Комментарий 1: не рядовой охранник, а старшее лицо!> Комментарий 2: Из статьи 27.5 следует, что срок административного задержания в нашем случае не может превышать 3 часа> Комментарий 3: Ниже приведена статья 27.6. Из нее следует, что если вы таки попали в милицию, то сидеть вам эти три часа в обезьяннике. Если вы несовершеннолетний — то отдельно от взрослых лиц. С другой стороны, если вы уже доставлены в отделении и на вас пишется протокол, необходимость в задержании, в соответствии с данной статьей отпадает. Это тонкий момент. … 3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. 4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. 5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.> Комментарий. Если, перед тем, как подписать протокол, вы пишете на нем, что ваши права и обязанности вам не были разъяснены, то охране создается дополнительный геморрой
Статья 27.4. Протокол об административном задержании

Оба документа говорят о правонарушениях, связанных с самовольным проникновением посторонних лиц на охраняемые объекты. Проще говоря, это закон для диггеров, любителей острых ощущений, просто хулиганов и всех, кто считает нарушение правил нормой жизни.

Среди авторов документов депутат фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов и депутат этой же фракции Татьяна Москалькова.

В пояснительной записке, когда принимался документ, его авторы заявили, что он направлен «на усиление ответственности за административные правонарушения, связанные с самовольным проникновением посторонних лиц на охраняемые объекты, в том числе на объекты, играющие важную роль в функционировании систем жизнеобеспечения населения».

Обеспечение общественной безопасности требует, по мнению авторов закона, принятия комплекса мер, направленных на усиление правовой и физической защищенности стратегически важных объектов инфраструктуры и особенно подземных и подводных сооружений.

Имеются в виду транспортные и гидротехнические тоннели метрополитена, подземные электростанции, емкости для хранения воды, отходов. А еще подводных переходов, частей гидротехнических сооружений, военных объектов и прочее. Список можно продолжать долго.

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.

Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств.

Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране», определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

Исходя из диспозиций, закрепленных в данном ФЗ, незаконное проникновение на какой-либо объект может считаться таковым, если:

  • имеется регламентированный, утвержденный в установленном порядке алгоритм прохода на конкретную территорию (положение о пропускном режиме и т.п., потому как в случае составления протокола о правонарушении придется ссылаться на данный документ);
  • для прохода на объект требуется преодолеть какие-то препятствия, «исключающие бесконтрольный вход, выход, въезд, выезд»: заборы, ограждения, закрытые ворота, КПП, вышки с пулеметами или колючая проволока под напряжением. Однако, забора может не быть, к примеру — охраняемая акватория, но в этом случае должна быть в наличии система патрулирования;
  • но даже если эти заборы есть, но на территории отсутствует охрана, составляющие протокол не смогут зафиксировать факт «бесконтрольного входа», поскольку контролирующих лиц нет. Исключение будут составлять случаи наличия технических средств охраны: сигнализации, датчиков движения и т.д. В этом случае факт незаконности пребывания на конкретном объекте бесспорен;
  • абсолютно не имеет значения, есть вывеска о том, что это «запретная зона», «охраняемая территория» и т.п., поскольку комментарии статьи КоАП четко дают понять, что правонарушение характеризуется как «умышленной, так и неосторожной» формой вины, и никакие доводы, что вы не знали и случайно забрели в ядерную шахту во внимание приниматься не будут.

Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Объектом преступления ст.20.17 является общественная безопасность. Субъект правонарушения – дееспособные граждане.

За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:

  • административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.

Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):

  • административный штраф в сумме от 5000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, которое использовалось, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф такого же размера, но без конфискации;
  • административный арест, срок которого не может превышать 15 суток с конфискацией орудия проникновения или без него.

Дела о таком правонарушении выносятся на рассмотрение начальников территориальных управлений внутренних дел, территориальных отделений милиции и начальников линейных управлений.

Пример из практики. Гражданин Петров А.М. 30 мая 2020 года, пребывая на станции метрополитена, проник в помещение, допуск в которое разрешен исключительно сотрудникам. При этом он вел видеосъемку в помещении. На призывы персонала покинуть помещение, Петров не реагировал. Он покинул помещение только после прибытия сотрудника линейного отдела милиции. Петров понес наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Видеокамера также была изъята.

Первой и необходимой мерой безопасности должно быть решение о немедленной и полной эвакуации персонала из опасной зоны, которая проводится без паники и в определенной последовательности. Успешные действия в условиях поступления угрозы взрыва предполагают скоординированность с другими службами, рядом расположенными компаниями, наличие специального центра по координации и управлению, а также минимально необходимое количество заранее подготовленных сотрудников охраны.

Незаконное проникновение на охраняемый объект (ст. 215.4 УК РФ)

Перед осмотром помещений необходимо выработать план поиска взрывного устройства исходя из особенностей плана данного помещения. Приступая к осмотру, следует изучить расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции и канализации.
Имея подобный план, можно заранее предположить места возможного размещения ВУ.

Перед осмотром следует отключить источник внешнего электропитания. Если это по какой-либо причине невозможно, то стараться не включать досматриваемое оборудование. В осматриваемых помещениях следует открыть окна и двери для рассредоточения возможной взрывной волны. Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатия выключателей и т.д.

Досмотр должны производить не менее чем два человека на помещение или более, в зависимости от размеров. Осмотр проводится методом дублирования, чтобы каждое место досматривалось дважды, разными людьми (принцип «свежего» взгляда: что пропустил один, может заметить другой), и только после этого помечается как досмотренное.

При досмотре особое внимание следует обращать на укромные, скрытые места. Однако не исключено, что преступник, ограниченный временем, мог оставить ВУ и на виду, либо где-нибудь подклеил скотчем под столешницей или стулом, положил сверху на шкаф.

Необходимо внимательно осматривать все вспоротые места в обивке мебели, обоях, сдвинутые с места плитки на полу или потолке. Важно исследовать нарушение любой поверхности — все предметы, сдвинутые с места, пыль с антресолей или карнизов, кирпичные крошки, опилки, песок, кусочки изоленты, проволоки и т.д.

Если обнаружено и локализовано одно ВУ, следует помнить, что этим угроза может не ограничиться и закладок может быть несколько.

Дверь в помещение должна открываться следующим образом. Сначала внимательно досматривается по периметру отсутствие признаков несанкционированного проникновения (царапины на замочной скважине, отжат замок сорвана скрытая примета и т.д.). Если дверь открывается наружу, можно воспользоваться для открывания веревкой из-за укрытия. Нельзя открывать дверь резко.

Эту процедуру удобнее выполнять вдвоём: один открывает замок и, придерживая дверь от распахивания, подает её на несколько миллиметров, другой проверяет по периметру осторожными движениями (с помощью пластиковой карточки, прутика) отсутствие растяжек, каждый раз после проверки говорит: «чисто». По этой команде первый подает дверь еще на несколько миллиметров, и процедура повторяется до тех пор, пока не удастся визуально определить отсутствие опасности.

Такая процедура производится для того, чтобы убедиться в отсутствии растяжки, которая, как правило, устанавливается с небольшой слабиной, чтобы исключить случайное срабатывание.

Войдя в помещение, следует внимательно осмотреть все уровни по высоте, и то, что находится под ногами. Необходимо постоянно помнить о возможных растяжках, оптических датчиках, вибродатчиках. Досмотренные места должны быть отмечены на схеме или непосредственно на местности, чтобы исключить повторный досмотр. Делать следует все осмысленно и не спеша.

Порядок действий сотрудника охраны при обнаружении взрывоопасного предмета

Любой предмет (портфель, пакет, книга), случайно оставленный или забытый, должен сразу вызывать вопрос у сотрудника охраны, кому он принадлежит. Если хозяин не определен, естественной реакцией должно стать подозрение на возможное ВУ. Следует удалить людей из помещения. Открыть окна для рассредоточения возможной взрывной волны. Не трогать подозрительный объект.

Если он по какой-либо причине оказался у вас в руках, необходимо крайне осторожно поставить его в такое место (в пределах комнаты), где при взрыве он принесет наименьшие разрушения. Если обстоятельства требуют сдвинуть подозрительный предмет, лучше делать это с помощью верёвки с крюком на конце (по принципу саперной «кошки» для траления мин) из-за какого-либо надежного укрытия.

Предмет, квалифицируемый как подозрительный, осторожно и не меняя его месторасположения, накрыть взрывоподавляющим покрывалом или поместить в специальный контейнер-отстойник при его наличии на охраняемом объекте.

ФЗ «О ведомственной охране» содержит перечень видов объектов, которые подлежат защите. Это:

  • акватории;
  • здания и сооружения;
  • грузы и транспортные средства;
  • деньги и материальные ценности.

Туннели метро, ёмкости для хранения химических веществ, электростанции, производственные мощности и иные сооружения, проникновение на которые представляет опасность для других людей, требуют охраны. Они являются привлекательной целью для хулиганов и преступников. Особенно опасны террористические атаки, направленные на объекты данного рода.

Все охраняемые объекты имеют определённый пропускной режим. Следовательно, незаконным проникновением на охраняемый объект, будет считаться пересечение его границ без соответствующих документов или с документами, которые оформлены с нарушением определённого порядка.

Незаконное проникновение на охраняемый объект по ст. 215.4 УК РФ подразумевает самовольное вторжение на территорию подводного или подземного объекта. Охрана таких объектов регулируется на законодательном уровне: регламентирован порядок государственной и ведомственной охраны.

Нелегальное пересечение зоны охраняемого объекта рассматривается как неоднократное при условии совершения лицом идентичного правонарушения при наличии административного штрафа в тот период времени, на который распространялось административное наказание.

Преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.

Примечание. Проникновение на находящиеся под охраной объекты квалифицируется как незаконное в случаях нарушения порядка, регулируемого законом.

При определении состава правонарушения или преступления в первую очередь рассматривается понятие охраняемого объекта. Согласно нормативным актам, регулирующим такой вопрос, законно охраняемыми могут считаться:

  • Здания и сооружения;
  • Акватории порта;
  • Различные грузы и транспортные средства;
  • Денежные средства и материальные ценности.

Проникновение на территорию сооружений может характеризоваться различными целями злоумышленников, при этом особые функции таких зданий и режим безопасности – к примеру, если это объект охраняемый чопом, делает их даже более привлекательными в глазах правонарушителей. С целью обеспечения защиты объекта и целостности информации или материальных ценностей, которые могут храниться на них, применяются различные меры и способы, а лиц, нарушивших закон, привлекают к административной или материальной ответственности.

Проникновение на охраняемый обЪект

Статья 139-я Уголовного кодекса регламентирует, какого рода недвижимость можно считать жилищем.

Статья 139 УК РФ

Важно! Также в названный термин целесообразно внести помещения, не являющиеся составом жилого фонда, однако подходящие для того, чтобы человек мог там жить.

Если говорить простым языком, то любое помещение, где живет человек, храня при этом там свое имущество и документы, можно считать его жильем. Само помещение и находящиеся в нем вещи имеют ценность, следовательно, другой человек не может просто зайти и забрать все это без последствий.

Жилье – помещение, где человек живет, хранит свое имущество

Что можно считать жилищем: Что жилищем не является:
квартиру; погреб;
объект индивидуального жилого строительства; гараж;
комнату в общежитии; амбар;
комнату в гостинице; надворная постройка;
бытовку; места в поезде либо теплоходе (их даже временным жильем назвать нельзя).
садовый дом;
сборный дом;
различные постройки для жилья в границах объектов строительства.
  • здания и строения;
  • земельные участки;
  • автомобили, водные и воздушные суда;
  • технологическое оборудование;
  • денежные вклады и акции;
  • интеллектуальная собственность.

Чаще всего нарушением права на частную собственность является вторжение на объект собственности, т. е. незаконное проникновение в квартиру, на земельный участок, внутрь автомобиля. Уголовное право трактует вторжение как нарушение границ частной собственности без согласия на то ее собственников.

Нужно отметить интересный момент: в ст. 262, ч. 2 Гражданского Кодекса РФ сказано, что если собственник земельного участка не обозначил каким-либо образом (например, установкой забора), что он против нахождения на его территории посторонних лиц, то любой гражданин имеет право пройти по данному участку.

В Конституции РФ закреплено положение о неприкосновенности жилища и чужой собственности. Предусмотрена статья УК РФ за проникновение на частную территорию, которая включает санкцию за нарушение конституционных прав.

Под незаконным проникновением в частную собственность подразумевают посещение жилья стороннего лица без разрешения и даже против воли владельца. Достаточно часто подобные посещения сопровождаются кражами, порчей имущества и даже насилием.

Чаще всего нарушением права на частную собственность является вторжение на объект собственности, т. е. незаконное проникновение в квартиру, на земельный участок, внутрь автомобиля.

Что такое жилище? Без понимания данного определения нельзя продолжать обсуждение сегодняшней темы. Ведь незаконное проникновение в жилище подразумевает вторжение на ту или иную территорию. О какой именно идет речь?

Под жилищем принято понимать любое пригодное для проживания место. Это то, где живет гражданин. Независимо от того, кому принадлежит недвижимость. Жилищем может быть, к примеру, квартира родственников или личная, съемное жилье или служебное.

Получается, любое место, где живет гражданин — это его жилище. И каждый имеет право на неприкосновенность оного. В противном случае зачастую нарушителю положено соответствующее наказание. Но какое?

Незаконное вторжение на чужую жилую территорию — это нахождение в доме или квартире, которая принадлежит другому лицу.

Это может быть личное, съемное или служебное жилище.

Важным моментом является тот факт, что подобное проникновение осуществляется без ведома хозяина или вопреки его воле.

Это, в частности, незаконный обыск или попадание в жилье третьего лица для кражи материальных благ, находящих в нем, или совершения других противоправных действий, направленных против собственности хозяина или его здоровья и жизни.

Проникновение на частную собственность, незаконное проникновение в жилище и вторжение на территорию внутри границ частной собственности: какая ответственность предусмотрена УК РФ Частным случаем защиты частной собственности со стороны действующего законодательства является закрепление в законе запрета проникать в жилище и находиться там, если это противоречит волеизъявлению проживающего в нем субъекта (ст. 139 УК РФ).

к. в жилище против воли проживающих в нем нельзя вторгаться вне зависимости от форм собственности на такое помещение. Одновременно с этим проблема противозаконного проникновения на частные территории, не являющиеся по определению УК РФ жилищем, остается открытой.

Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект

Как и любое другое противоправное деяние, незаконное проникновение в чужой дом может иметь и отягчающие обстоятельства — квалифицирующие признаки. К их числу принято относить:

  1. Неоднократность и систематичность (рецидив).
  2. Наличие тяжких последствий (например, убийство собственника помещения или причинение тяжкого вреда его здоровью).
  3. Проникновение, совершенное с применением насилия или особо жестоких методов.
  4. Нарушение, совершенное несколькими злоумышленниками.

Чтобы назначить соразмерное наказание, необходимо учитывать не только эти признаки, но и цель, с которой преступник попал в жилище потерпевшего.

Например, это может быть кража материальных ценностей или информации.

Проблема квалификации в этом случае заключается в том, чтобы правильно определить совокупность статей, которые могут конкурировать между собой.

Например, за незаконное проникновение предусмотрены одни санкции, за совершенное на этой территории преступление — другие.

Важно учитывать и способ проникновения, например, если нарушитель попал в жилище, взломав дверь, чем нанес потерпевшему дополнительный материальный ущерб, это также необходимо учитывать.

Если же нарушитель попал на чужую территорию обманным путем, данное преступление также квалифицируют по совокупности статей (ст. 139 УК — проникновение, ст. 159 УК — мошенничество).

Поэтому в ситуации, когда в жилье проникает гражданин, имеющий ключ от него, хозяин жилья вправе полагаться на свое усмотрение: подавать или нет заявление в полицию по ст. 139. Примеры из судебной практики Незаконное проникновение в жилище – часто встречающиеся дела в уголовном праве.

Они отличаются по способу проникновения и достигаемым целям. Приведем несколько примеров. Пример первый Гр. Иванова, вернувшись домой с работы, обнаружила, что дверь ее квартиры взломана.

Основным документом, который регламентирует данное правонарушение является ст. 139 УК РФ.

В ее тексте прописано понятие преступление, указаны особенности его состава, то есть субъективная и объективная стороны, прописан перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств, которые должны учитываться при назначении наказания, а также указаны, непосредственно, санкции и их разновидности, которые будут применены к нарушителю.

В законе четко разграничивается ответственность, в зависимости от того, каким именно способом было совершено преступление.

Так, отягчающими обстоятельствами в данном случае является взлом, применение насилия (или угроза его применения), использование служебного положения в преступных целях.

В случае, если зафиксирован факт нарушения, лицо привлекается к административной ответственности – такие действия рассматривает статья КоАП РФ 20.17. Объектом в такой ситуации будет являться общественная безопасность, а субъектом – любой гражданин, который в силу своего возраста и состояния здоровья признается дееспособным. Виды ответственности и мера наказания может быть следующей:

  • Необходимость выплаты штрафа. Величина его будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Параллельно с этим в ситуациях, если нарушитель для проникновения на объект использовал какие-либо устройства, инструменты, аппаратуру, то все они изымаются;
  • Исключительно выплата штрафа в размере до 5 тысяч рублей без конфискации вспомогательных средств;

Отдельным видом привлечения к административной ответственности будет рассмотрение нарушений, заключающихся в проникновении на подводные и подземные сооружения, которые контролирует государственная или ведомственная структура. Меры наказания в такой ситуации предусматриваются следующие:

Ухищрения применяемые нарушителями для проникновения на объект

Читайте: Какие санкции и штрафы грозят за нецелевое использование помещения
Гражданин имеет возможность занимать жилое помещение на основании свидетельства о праве собственности или о наследовании, либо регистрации в нем. Так же он может вселиться как член семьи владельца квартиры. На практике существует несколько ситуаций, когда проживание не имеет законных оснований:

  1. В случае развода, когда собственником является только один из супругов. На основании п. 4 ст. 31 ЖК РФ право пользования помещением не сохраняется за бывшим членом семьи, когда прекращены семейные отношения с владельцем. Если обеспечить себя другим жильем он при сложившихся обстоятельствах пока не может, суд вправе сохранить на некоторый срок возможность находиться в квартире собственника. По окончании этого периода бывший член семьи должен освободить это помещение. Если он этого не сделает, его проживание будет незаконным. При некоторых обстоятельствах эта норма не действует, например, если право пользования квартирой для бывшего члена семьи сохранилось по решению суда или по соглашению между ним и собственником.
  2. Еще одним вариантом прекращения семейных отношений является лишение родительских прав. Если суд посчитает дальнейшее проживание таких граждан с детьми невозможным, то их могут выселить без предоставления другого помещения.
  3. Вселение в квартиру родственников одного из владельцев без согласия второго. Эта ситуация является очень спорной, поскольку на сегодняшний день в законодательстве нет нормы, которая предусматривала бы получение согласия всех собственников на вселение в жилое помещение членов семьи одного из них. Этим пользуются недобросовестные владельцы, размещая в квартире своих родственников. Обращаться в правоохранительные органы не имеет смысла, поскольку эти действия законом не запрещены. При этом наличие посторонних людей значительно осложняет жизнь второго собственника. Выселить незаконно проживающих в квартире граждан можно только по решению суда. До 2010 года судебная практика складывалась неоднозначно, но впоследствии Верховный Суд подтвердил что, получать согласие всех собственников на вселение членов семьи необходимо. Исключение составляют случаи, когда это несовершеннолетний ребенок.
  4. Окончание срока договора при сдаче квартиры в аренду. Если недобросовестные жильцы отказываются освободить квартиру, можно обращаться за помощью к участковому. Для выселения достаточно предъявить договор аренды.
  5. Смена собственника. В случае продажи жилья члены семьи бывшего владельца лишаются права пользования этим помещением и обязаны освободить его. Иногда в договоре купли-продажи предусматривают определенный срок для выезда, чтобы продавец мог забрать свои вещи. Если по истечении этого периода прежний собственник или его родственники жилье не освобождают, то новому владельцу приходится обращаться к помощи правоохранительных органов либо выселять их в судебном порядке.
  6. Проживание без регистрации лиц, которые не являются для собственника родными. Согласно ст. 6 Закона № 5242-1 при переезде гражданин обязан встать на учет по новому месту жительства в течение недели после прибытия. Не нужно это делать только в том случае, когда он прописан в этом же населенном пункте.
  7. Использование квартиры не по назначению, особенно если это мешает соседям. Например, арендаторы не живут в ней, а устраивают там склад или офис, в который приходит много посетителей. В этой ситуации собственник вправе расторгнуть договор аренды и потребовать освободить жилье.

На практике часто встречаются ситуации, когда гражданин фактически переехал по другому адресу, но продолжает занимать помещение, храня там свое имущество. Тогда собственнику так же следует подать иск о выселении.
Во всех перечисленных случаях владелец квартиры имеет возможность обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

В качестве объекта посягательства выступают общественные отношения, касающиеся обеспечения права, установленного статьей 25 Конституции. Объективную часть рассматриваемого преступления формирует действие — незаконное проникновение. В примечании к статье разъясняется ключевое понятие — предмет посягательства. Это может быть частный (индивидуальный) дом, комната в гостинице, квартира, дача, садовый домик и пр. Противоправными будут действия, направленные и на конструктивные части указанных объектов, если они используются для хранения имущества, отдыха либо удовлетворения иных хозяйственных или личных нужд. В частности, имеются в виду балконы, кладовые, веранды и пр. Жилищем считается и комната в общежитии. В постановлении пленума ВС устанавливаются исключения. В частности, жилищем не признаются помещения, которые не приспособлены и не предназначены для временного либо постоянного проживания. К примеру, таковыми являются обособленные амбары, погреба, гаражи и прочие хозяйственные площади.

Проникнуть в чужое жилое помещение (ст. 25 Конституции РФ) можно только при наличии таких условий, как:

  • Разрешение собственника или проживающего лица.
  • В случае, когда это устанавливает федеральный закон.
  • Когда вынесено решение судом.

Неприкосновенность на жилье распространяется только на те категории граждан, которые документально могут подтвердить свою принадлежность к этому жилищу. Такое право распространяется на следующих граждан:

  1. Собственник.
  2. Граждане, проживающие по договору аренды, а также субаренды или найма.
  3. Лица, проживающие временно в квартире или доме по воле собственника на законных основаниях.

Согласно ст.139 УК России к жилищу относится следующая недвижимость:

  • Квартира.
  • Комната в общежитии или гостинице.
  • Объект индивидуального жилого строительства.
  • Садовый домик или бытовка.
  • Сборные домики.
  • Жилые сооружения, предназначенные для проживания работников на строительных объектах.

Другими словами, это жилая площадь, на которой проживает лицо, хранит свои вещи, имущество или документы. Исключение будут составлять хозяйственные постройки в виде погреба, сарая, а также сооружений, возведенных без разрешения уполномоченных органов.

Незаконное проникновение представляет собой вторжение в помещение. Оно может осуществляться как тайно, так и открыто. При этом злоумышленник может преодолевать какие-либо препятствия или сопротивление людей, находящихся в помещении. По УК РФ, незаконное проникновение может быть и беспрепятственным. Виновный может совершать преступление, используя какие-либо средства или предметы. Незаконным проникновением будет считаться вхождение в жилище, контроль помещения изнутри при помощи специальных технических приспособлений.

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 24] [Статья 215.4]

1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, —

наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Примечание. Проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершенным неоднократно, — если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Под пропускным режимом следует понимать порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Основные положения об установлении пропускного режима охраняемого объекта и требования к его соблюдению устанавливаются Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Объекты, находящиеся под охраной, перечислены в статье 1 Федерального закона «О государственной охране». К ним отнесены:

  • здания, сооружения, строения, в том числе прилегающие к ним земельные участки, водные объекты, акватории, находящиеся под защитой органов государственной охраны;
  • здания, сооружения, строения, которые находятся в оперативном управлении органов государственной охраны;
  • здания, сооружения, строения, прилегающие к ним земельные участки, а также водные объекты, которые находятся в пользовании органов государственной охраны.

В зависимости от назначения охраняемые объекты бывают:

  • действующими — на постоянной или временной основе там расположены объекты государственной охраны;
  • резервными — объекты государственной охраны размещаются там в случае объявления чрезвычайной ситуации или военного положения;
  • обеспечивающими — предназначены для размещения сотрудников органов государственной охраны, обслуживающего персонала.

Все объекты, находящиеся под государственной охраной, по степени уязвимости подразделяются на 4 группы. В зависимости от того, к какой группе отнесен охраняемый объект, определяется его техническая оснащенность. Московский Кремль — официальная резиденция Правительства РФ — отнесен к объектам 1 группы защиты.

Зависимость технической оснащенности объекта, находящегося под государственной охраной, от уровня его защиты регулируется нормативными правовыми актами ведомства, к которому относится охраняемый объект.

Интересное на нашем сайте:

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Снимают ли ответственность за отказ от совершения преступления

Сумма ущерба, с которой начинается уголовная ответственность

Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.

Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.

Объективная сторона характеризуется незаконным проникновением на охраняемый подземный или подводный объект. К охраняемым относятся только подземные или подводные объекты, определяемые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» и ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране». При этом если соответствующий объект имеет охраняемую прилегающую надземную территорию или водную поверхность, где действует пропускной режим, то незаконное проникновение на данную территорию или поверхность также считается уголовно наказуемым. Однако проникновение на зону охраняемого объекта при условии, что на ней не установлен специальный пропускной режим, само по себе не считается уголовно наказуемым. Способы проникновения (обман, насилие, т.п.) не имеют значения. Преступление считается оконченным с момента проникновения, т.е. попадания в пространство, на территории (акватории) которого действует особый режим допуска (пропускной режим).

2. Условием наказуемости является предшествующее привлечение лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения годичного срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ.

3. Квалифицированный состав среди прочего имеет место в том случае, если проникновение было сопряжено с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну (п. «б» ч. 2). Создание угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, имеет место тогда, когда на охраняемом объекте содержатся документы, материалы, сооружения и т.п., сведения о которых составляют государственную тайну, и проникшие получили реальную возможность обозреть, сфотографировать, протестировать и совершить иные действия в отношении указанных предметов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *