Льгота по НДС для управляющих компаний ЖКХ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льгота по НДС для управляющих компаний ЖКХ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если речь идет о ситуации, когда УК управляет домом и выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, работает норма пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. В ней обозначено, при соблюдении каких условий не подлежат обложению НДС на территории РФ операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Освобождение действует при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.

Сами РСО при реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ и т. д.) не вправе применять освобождение от обложения НДС. Поэтому операции по реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ) РСО облагают налогом в общеустановленном порядке (см. письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03-07-14/53310, от 04.04.2017 № 03-07-11/19541, от 13.12.2016 № 03-07-14/74358).

Как пояснила ФНС в Письме от 27.12.2016 № СД-19-3/197, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей компании производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) НДС на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не исчисляется. При этом в силу п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные УК организациями коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг, учитываются у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Следовательно, физические лица (потребители) оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им УК, по стоимости, учитывающей сумму НДС.

Например, если организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу УК, управляющей организации предъявляются тариф (предположим, 100 руб.) и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (20 руб.), которая учитывается у УК в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг потребителям производится за 120 руб. с учетом НДС.

НДС у УК по коммунальным услугам

Льготы по НДС условно делятся на 3 вида: полное освобождение от налога, частичное (не облагаются только конкретные операции) и пониженные ставки НДС — 10% и 0%.

hidden>

Список операций, при которых не нужно платить НДС, приведён в ст. 149 НК РФ. В этом случае льгота распространяется только на них, а не на всю деятельность предприятия. В частности, при реализации на территории России не облагаются НДС:

  • медицинские товары отечественного и зарубежного производства из перечня, утверждённого правительством, — протезно-ортопедические изделия, очки и линзы для коррекции зрения, техсредства для реабилитации инвалидов и т. д.;
  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
  • сдача в аренду домов, квартир и комнат в частном, государственном и муниципальном жилищном фонде;
  • медицинские услуги, кроме косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических;
  • обслуживание банковских карт и др.

Нет необходимости уведомлять налоговую инспекцию о начале применения льготы по НДС по отдельным операциям. Об этом она узнает сама, когда получит декларацию. Главное, соответствовать всем условиям ст. 149 НК РФ, дающим право на освобождение от налога.

Порядок получения освобождения от НДС в 2021 году

Компенсация за жкх в 2021 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться. Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран. Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.

Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения. Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов. Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.

Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.

Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.

Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.

Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу. Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает. Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов. Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи. Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2021 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Получить юридическую помощь по вопросам ЖКХ можно на нашем сайте.

Основание: Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ (ред. от 28.12.2020) «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования, участникам зон экономического благоприятствования и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития»;

Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 5-ОЗ (ред. от 14.11.2018) «О налоговых льготах субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области»;

Налоговые льготы по НДС в 2021

Основание: Закон Тульской области от 24.11.2003 N 414-ЗТО (ред. от 01.06.2020) «О налоге на имущество организаций»,

Закон Тульской области от 27.04.2017 N 33-ЗТО (ред. от 25.02.2021) «О льготном налогообложении налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов»,

Закон Тульской области от 06.02.2010 N 1390-ЗТО (ред. от 01.06.2020) «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области»,

Закон Тульской области от 18.12.2017 N 103-ЗТО «О льготном налогообложении налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Тульской области»,

Также Закон № 305-ФЗ уточняет случаи, когда НДС исчисляется налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций:

  1. если иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории РФ недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
  2. если иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений на территории РФ, но это обособленное подразделение не осуществляет реализацию указанных товаров (работ, услуг).

Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели, имеют право на применение освобождения от уплаты НДС начиная с налогового периода, в котором они созданы (зарегистрированы).

Если регистрация осуществлена в течение 2022 или 2023 года, то льгота применяется без ограничений. Начиная с 2024 года право на освобождение применяется, если за предшествующий налоговый период выполняется условие о среднемесячном размере выплат работникам.

При создании организации в учредительных документах было указано несколько видов экономической деятельности. Десять лет организация работает по одному и тому же виду экономической деятельности из этого списка. В 2015 году документы в территориальный орган ФСС, подтверждающие основной вид экономической деятельности, были поданы чуть позже положенного срока. В результате проверки, проведенной территориальным органом ФСС в июне, выяснилось, что организации установили вид экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых ею видов экономической деятельности.

Статьи по теме

Каждая компания хочет сэкономить на уплате налогов и сборов в бюджет, однако законными методами это возможно не для всех юридических лиц. Управляющие организации (УО) являются приятным исключением из правил. дело в том, что налоговый кодекс прямо предусматривает налоговые льготы для них. В данной статье мы рассмотрим, какими льготами могут воспользоваться компании, управляющие многоквартирными домами.

Каждая компания хочет сэкономить на уплате налогов и сборов в бюджет, однако законными методами это возможно не для всех юридических лиц. Управляющие организации (УО) являются приятным исключением из правил. дело в том, что налоговый кодекс прямо предусматривает налоговые льготы для них. В данной статье мы рассмотрим, какими льготами могут воспользоваться компании, управляющие многоквартирными домами.

Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

На основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учи­тываемым при определении налоговой базы, относятся доходы в виде средств собственников помещений МКД, которые посту­пают на счета осуществляющих управление МКД ТСЖ, ЖСК, СПК, УО для финансирования ремонта, капитального ремонта МКД.

Таким образом, не все доходы освобождаются от обложения налогом на прибыль. Из-под налогообложения выведены только средства на финансирование проведения ремонта. А это значит, что УО также должна вести раздельный учет по облагаемым и не облагаемым налогом операциям. Кроме того, не все средства, собираемые на ремонт, можно не облагать налогом на прибыль.

Вопрос: Управляющая компания ЖКХ является плательщиком НДС. Она приобретает у ООО “Теплоснабжение” коммунальные услуги и реализует их населению. Начисляется ли НДС на коммунальные услуги (на тарифы для населения, утвержденные отделом цен, муниципальным образованием)?

Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 287-ФЗ) в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 29. В силу данной нормы не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Таким образом, реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями ЖКХ:
– до 01.01.2010 – облагается НДС в общеустановленном порядке;
– после 01.01.2010 – не облагается НДС, если данные услуги приобретаются управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Если в муниципальном образовании тарифы установлены (без НДС) то у управляющей компании ЖКХ суммы, полученные от жильцов для оплаты коммунальных услуг, совпадают с суммой, причитающейся поставщику – организации коммунального комплекса.

Однако, как правило, тарифы устанавливаются с учетом НДС – орган регулирования (администрация муниципального образования или РЭК) накручивает НДС на тарифы и утверждает их – делая пометку «с учетом НДС» или «в том числе НДС».

Если организация коммунального комплекса находится на общем режиме налогообложения и выставляет счета управляющей компании ЖКХ с НДС (тариф «в т.ч. НДС» или «с учетом НДС»), то в этом случае у управляющей компании ЖКХ возникает разница в силу того, что в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ управляющая компания ЖКХ освобождена от уплаты НДС при реализации коммунальных услуг населению и населению предъявляется тариф без НДС, а перед поставщиком (организацией коммунального комплекса) необходимо рассчитываться в размере суммы, увеличенной на величину НДС.

В этом случае есть два варианта действий:
– управляющей компании ЖКХ отказаться от налоговой льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ:
Напомним, что на основании п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

– управляющей компании ЖКХ предъявлять потребителям за коммунальные услуги суммы, включающие НДС, но не выделять НДС отдельной строкой.

Это позволит, во-первых, управляющей компании ЖКХ избежать убытков. Во-вторых, пользоваться предоставленной законом налоговой льготой и не платить НДС по коммунальным услугам в бюджет.

Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.

Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.

Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.

Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на расходы.

Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

  • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
  • организация зарегистрирована за пределами РФ;
  • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
  • организация имеет филиалы.

Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

  1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
  2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
  3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
  2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  3. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
  4. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО. Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2021 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Снижение цен на ЖКХ через освобождение от НДС коммунальщиков

ОСНО – обязательный режим для фирм, у которых годовая выручка больше 150 млн.р. и среднесписочной численности. более 100 человек. Если рассматривать через управляемую площадь, то при среднем тарифе 23р/м2 эксплуатирующая организация, УК крупнее чем 540 т.м2. управляемого жилья должны быть на общей системе. Для оптимизации расходов на государственные выплаты в этом случаем поступают следующим образом:

  • в группе компаний формируется несколько УК, чтобы не выходить за лимит по выручке и численности.
  • в группе компаний одна УК на ОСНО и несколько ЖЭУ выведенные со штатом в отдельные юр.лица.

Такие манипуляции позволяют экономить по выплатам с прибыли. С НДС же не все так просто.

Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.

Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).

С 1 января 2021 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Тарифы, штрафы, льготы: что изменится в оплате ЖКУ в 2021 году

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.

НДС на коммунальные услуги не платится

НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

Уважаемый Олег Борисович !

Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.

При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.

Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Как происходит возврат коммунальных платежей — читайте далее.

В этой статье мы расскажем, где оплатить коммунальные платежи.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Льготы по налогу на имущество организаций на 2021 год

    Новые льготы по НДС установлены для таких налогоплательщиков, как управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее — налогоплательщики). На иные организации, например, предоставляющие коммунальные услуги и выполняющие ремонтные работы самостоятельно (при непосредственном управлении многоквартирным домом), а также компании, управляющие коммерческой недвижимостью, льготный порядок исчисления НДС не распространяется.

    Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из-за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.

    Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг. Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.

    Добавим, что в первой редакции законопроекта N 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.

    Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.

    Осуществление операций, не облагаемых НДС, означает, что налогоплательщики не начисляют налог на стоимость реализованных работ, услуг. Тем не менее они обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ налогоплательщик оформляет расчетные и первичные учетные документы, а также выставляет счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Эти требования исключают возможность введения контрагента в заблуждение относительно цены товара, а также выступают гарантией надлежащего информирования контрагента относительно предпосылок получения им налогового вычета (Определение КС РФ от 07.11.2008 N 1049-О-О).

    Изменение порядка налогообложения жилищно-коммунальных услуг у налогоплательщиков не должно повлиять на размер платежей, вносимых населением, а призвано лишь исключить из практики налогоплательщиков нерациональные операции по начислению и принятию к вычету НДС в одинаковом размере. Так, оплачивая коммунальные услуги по тарифу для населения, включающему налог, управляющая организация не имеет ни права, ни возможности начислять плату за коммунальные услуги гражданам исходя из тарифа, уменьшенного на НДС. Ведь сама стоимость коммунальных ресурсов (сформированная с учетом затрат организации коммунального комплекса) не могла измениться только потому, что для посредника, не создающего добавленной стоимости, введена налоговая льгота.

    Налогоплательщик, руководствующийся пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не вправе применять вычет «входного» налога, предъявленного поставщиками и подрядчиками, и не должен начислять налог в бюджет со стоимости реализованных работ и услуг. Однако налогоплательщик обязан исполнять федеральное и региональное законодательство и предоставлять отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде скидок с цены (тарифа). В связи с этим он имеет право получить соответствующую компенсацию из бюджета.

    Согласно абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ если работы, услуги реализуются с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, то налоговую базу следует определять как стоимость реализованных работ, услуг, исчисленную исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы льгот при определении налоговой базы не учитываются. На этом основании организации, уплачивающие НДС в отношении коммунальных услуг, могут рассчитывать на компенсацию из бюджета суммы льгот без учета НДС (другими словами, тариф уменьшается на сумму НДС) . Дело в том, что получение сумм возмещения убытка не является налогооблагаемой операцией, а НДС сумму убытка не формирует, так как налогоплательщик не уплачивал в бюджет НДС по предоставленным населению льготам.

    Итак, комментируемые изменения в НК РФ нельзя признать однозначно положительными для субъектов управления многоквартирными домами. Многие формулировки вызывают новые вопросы и проблемы.

    В целом управляющим организациям поправки на руку, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, — так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС. Совмещение облагаемых и необлагаемых операций не только повышает трудоемкость ведения учета, но и в некоторых случаях не столь выгодно, как может показаться, в плане налоговой нагрузки (компания теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам). В такой ситуации многие налогоплательщики видят выход в отказе от льгот либо в реструктуризации бизнеса.

    Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.

    Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.

    Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.

    149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.

    170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.

    Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (далее — организации коммунального комплекса).

    Таким образом, освобождение от налогообложения НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам.

    Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи.

    Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях.

    Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

    • электроэнергии;
    • снабжение водой;
    • устройство канализации;
    • обеспечение природным газом;
    • отопления;
    • вывоз твердых неопасных отходов.

    Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

    В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг.

    Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.

    ) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

    Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

    Отмена НДС и другие льготы для общепита: читайте обзор поправок в НК РФ

    Подобный вывод подтверждает и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в Постановлении его Пленума от 2011 года.

    В документе говорится, что если тариф утверждался государственным органом без учета НДС, то поставщик ресурсов, выполняя норму закона, имеет полное право предъявить покупателю, т.е. управляющей компании, дополнительно к определенной цене соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

    Если цена ресурсов будет определена регулирующим органом с добавлением НДС, то у организации, поставляющей ресурсы, нет никаких оснований выставлять покупателю сумму НДС сверх установленного тарифа.

    Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

    Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих.

    Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

    Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

    Управление многоквартирными домами: налогообложение в ЖКХ.

    Вопрос: Управляющая компания ЖКХ является плательщиком НДС. Она приобретает у ООО «Теплоснабжение» коммунальные услуги и реализует их населению. Начисляется ли НДС на коммунальные услуги (на тарифы для населения, утвержденные отделом цен, муниципальным образованием)?

    Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 287-ФЗ) в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 29.

    В силу данной нормы не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями ЖКХ, ТСЖ, ЖСК, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Этот стандарт распространяется на эксплуатацию сетей газопотребления, транспортирующих природный газ по ГОСТ 5542 давлением:
    — до 0,005 МПа включительно домов жилых одноквартирных, жилых многоквартирных зданий, общественных и производственных зданий;
    — до 0,6 МПа включительно производственных зданий;
    — до 1,2 МПа включительно производственных зданий, в которых величина давления газа обусловлена требованиями производства.

    Требования распространяются на теплогенераторные и автономные источники теплоснабжения, интегрированные в жилые многоквартирные, общественные, производственные, административные и бытовые здания; отдельно стоящие котельные, а также газоиспользующее оборудование, в том числе бытовое, общественных и производственных зданий.

    На основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями. Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Таким образом, освобождение от НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам.

    При этом освобождение от НДС коммунальных услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, статьей 149 НК не предусмотрено.

    Учитывая изложенное, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) исчисление НДС не производится.

    В конце 2009 года был наконец‑то принят Федеральный закон от 28.11.2009 № 287‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй НК РФ» (опубликован в «Российской газете» 01.12.2009), который управляющие компании ждали с февраля (законопроект № 164297-5). Поправки предполагают введение налоговых льгот по НДС и вступают в силу с 01.01.2010. Это означает, что их нужно успеть изучить в текущем году и с учетом нововведений разработать принципы и способы организации учета. Мы попытаемся помочь нашим читателям в этом.

    Сфера действия льгот

    Новые льготы по НДС установлены для таких налогоплательщиков, как управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно‑строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее – налогоплательщики). На иные организации, например, предоставляющие коммунальные услуги и выполняющие ремонтные работы самостоятельно (при непосредственном управлении многоквартирным домом), а также компании, управляющие коммерческой недвижимостью, льготный порядок исчисления НДС не распространяется.

    Коммунальные услуги

    Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг, которые подвергаются критике из‑за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *