Незаконное подключение к водопроводу ответственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незаконное подключение к водопроводу ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В правовой среде, самовольная врезка в сеть водоснабжения означает несанкционированный доступ лица к ресурсу без заключения соглашения с поставщиком воды или при выявленных нарушениях правил технического регламента на данные работы. Легальное подключение осуществляется только после заключения соглашения с водоканалом и получения разрешения на транспортировку воды.
Нарушением является использование водопроводной сети без установки учетных устройств или счетчиков. Приборы нужны для того, чтобы отслеживать фактический расход воды, а их отсутствие делает данную задачу невыполнимой для контролирующих органов. Согласно действующему законодательству, абонент – лицо, обладающее объектами водоснабжения, подключаемыми к системе водоподачи по договору с Водоканалом.
Чем грозит самовольное подключение водоснабжения?
Поскольку водопровод находится под контролем коммунальной службы, то подключение новых абонентов находится в компетенции данных специалистов. Самостоятельное подключение также возможно, но только после предварительного согласования этого вопроса с коммунхозом. Тогда процедура врезки будет осуществляться коммунальщиками.
Врезка водопровода происходит в три этапа:
- заключение договора с ВКХ;
- прокладывание трубопровода;
- подключение к магистрали в соответствии с законодательными требованиями.
Самовольное подключение водоснабжения является причиной для применения штрафных санкций:
- для организаций – от 20 до 30 тыс. руб.;
- для должностных лиц — 2-3 тыс. руб.;
- для граждан и индивидуальных предпринимателей – 1-1,5 тыс. руб.
Представители ВКХ составляют акт, где указывают выявленные в ходе проверок нарушения, сведения о нарушителе и поставщике услуг. На основании этого документа лицо привлекается к административной ответственности.
Ниже представлены примеры, взятые из судебной практики в виде исков в отношении лиц, которые самовольно подключились к водоснабжению:
- Водоканал города А подал иск на гражданина Б о взыскании оплаты за незаконное подключение к сети водоснабжения. Жилье ответчика отключили от системы, а суд на основании свидетельских показаний постановил взыскать с Б сумму денег, которую требовал Водоканал и судебные расходы. Ответчик может подать апелляцию в течении недели со дня вручения ему копии судебного решения.
- Водоканал ООО «Б» подал в суд иск в адрес В о взыскании долга за пользование водными ресурсами и канализацией без заключения договора. Гражданин В – собственник нежилого объекта, в результате проверки которого было установлено, что водопровод подключен незаконно. Ссылаясь на правила пользования системами водоснабжения, суд постановил, что ответчик обязан выплатить сумму, которую требует Водоканал ООО «Б» и расходы на госпошлину за судебное разбирательство.
Поскольку водопровод находится под контролем коммунальной службы, то подключение новых абонентов находится в компетенции данных специалистов. Самостоятельное подключение также возможно, но только после предварительного согласования этого вопроса с коммунхозом. Тогда процедура врезки будет осуществляться коммунальщиками.
Врезка водопровода происходит в три этапа:
- заключение договора с ВКХ;
- прокладывание трубопровода;
- подключение к магистрали в соответствии с законодательными требованиями.
Самовольное подключение водоснабжения является причиной для применения штрафных санкций:
- для организаций – от 20 до 30 тыс. руб.;
- для должностных лиц — 2-3 тыс. руб.;
- для граждан и индивидуальных предпринимателей – 1-1,5 тыс. руб.
Представители ВКХ составляют акт, где указывают выявленные в ходе проверок нарушения, сведения о нарушителе и поставщике услуг. На основании этого документа лицо привлекается к административной ответственности.
Незаконное подключение к водопроводной магистрали не только несет материальный ущерб службе, отвечающей за водопровод, но и представляет опасность для нарушителей и их соседей. Незаконная врезка ухудшает качество питьевой воды, приводит к загрязнению трубопроводов и становится причиной развития опасных микроорганизмов в воде, таких как кишечная палочка и так далее.
Иногда новоиспеченные владельцы жилья обнаруживают, что оно подключено к центральной системе водоснабжения нелегально. Нередко в ситуациях самовольного подключения водоснабжения очень непросто доказать свою непричастность к нарушению закона. Граждане, которые обнаружили, что используют воду на незаконных основаниях, обязаны незамедлительно сообщить об этом в коммунальную службу.
Как правило, после выявления факта самовольного подключения водоснабжения, собирается комиссия, которая составляет соответствующий акт и отключает пользователя от водопровода. Если у лица есть доказательства о непричастности к нарушению, то санкций можно избежать. В таком случае понадобится легализация подключения к сети. Врезка, произведенная с соблюдением требований СНиП не демонтируется, однако пользователь ресурса должен собрать пакет документов, включая разрешения, справки, техническую документацию.
За воровство электричества оштрафуют на 30 000 ₽. Кому это грозит?
Ниже представлены примеры, взятые из судебной практики в виде исков в отношении лиц, которые самовольно подключились к водоснабжению:
- Водоканал города А подал иск на гражданина Б о взыскании оплаты за незаконное подключение к сети водоснабжения. Жилье ответчика отключили от системы, а суд на основании свидетельских показаний постановил взыскать с Б сумму денег, которую требовал Водоканал и судебные расходы. Ответчик может подать апелляцию в течении недели со дня вручения ему копии судебного решения.
- Водоканал ООО «Б» подал в суд иск в адрес В о взыскании долга за пользование водными ресурсами и канализацией без заключения договора. Гражданин В – собственник нежилого объекта, в результате проверки которого было установлено, что водопровод подключен незаконно. Ссылаясь на правила пользования системами водоснабжения, суд постановил, что ответчик обязан выплатить сумму, которую требует Водоканал ООО «Б» и расходы на госпошлину за судебное разбирательство.
Согласно правилам использования систем водоснабжения и канализации, физические и юридические лица обязаны выполнять следующие предписания:
- для обслуживания водопровода и контрольно-измерительного оборудования допускать только сотрудников из организаций, обслуживающих водоканал;
- соблюдать технику безопасности при пользовании сетями;
- не вмешиваться в работу водопровода.
Резолютивная часть определения объявлена 1 июня 2020 г.
Полный текст определения изготовлен 8 июня 2020 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Кирейковой Г.Г.,
судей Ксенофонтовой Н.А. Д.В. и Шилохвоста О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жуковская Энергетическая Компания» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.11.2019 по делу N А62-1168/2018.
В судебном заседании в режиме онлайн с использованием информационной системы «Мой Арбитр» приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Жуковская Энергетическая Компания» — Русаков В.В. (доверенность от 09.04.2020 б/н);
общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Жуково» — Семенов А.А. (доверенность от 09.01.2020 б/н).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные системы «Жуково» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жуковская Энергетическая Компания» (далее — компания) о взыскании 401 417 руб. 25 коп. задолженности за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения за период с 06.07.2017 по 09.10.2017, а также 72 255 руб. 10 коп. пеней за период с 13.11.2017 по 20.09.2018 с последующим начислением неустойки по день фактической оплаты долга (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее — АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее — администрация).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 06.11.2019 отменил постановление апелляционного суда и оставил в силе решение суда первой инстанции.
Компания обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и кассационной инстанций норм права, неполное исследование судами фактических обстоятельств дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и оставить в силе постановление апелляционного суда.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г. от 13.04.2020 кассационная жалоба вместе с делом N А62-1168/2018 передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании в режиме онлайн представитель компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Администрация своих представителей в Верховный Суд Российской Федерации не направила. В соответствии с частью 2 статьи 291.10 АПК РФ неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в отзыве на нее, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.07.2017 между администрацией (арендодателем) и компанией (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения N 2 (далее — договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Жуково, для использования под баню.
В соответствии с соглашением от 09.10.2017 названный договор аренды расторгнут, здание бани передано арендодателю.
В период с 06.07.2017 по 09.10.2017 арендованный объект был подключен к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
Общество, использовавшее на основании договора аренды с администрацией от 11.11.2014 артезианские скважины и водонапорные башни, являлось организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение в отношении объекта компании.
Кроме того, общество, несмотря на истечение срока действия заключенного им с администрацией договора аренды от 01.06.2013 N 3, фактически продолжало пользоваться объектами водоотведения и оказывать соответствующие услуги.
Компания (абонент) 07.07.2017 обратилась к обществу с просьбой заключить договоры водоснабжения и теплоснабжения, ссылаясь на договор аренды бани и социальную значимость объекта снабжения коммунальными ресурсами.
Общество 14.07.2017 уведомило о приостановлении рассмотрения заявки в связи с отсутствием документов, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644).
Суды первой и кассационной инстанции взыскали с арендатора муниципального помещения в пользу ресурсоснабжающей организации долг за самовольное пользование системой холодного водоснабжения и водоотведения. Но Верховный Суд РФ отменил эти решения и оставил в силе апелляционное решение об отказе в иске.
Ответчик утверждал, что он не использовал помещение по назначению, а истец не доказал обратное. Кроме того, самовольное пользование характеризуется недобросовестным поведением абонента, который пользуется ресурсами без намерения заключить договор. Ответчик же принимал меры к его заключению, неоднократно подавал заявки, прилагал документы. Но истец настаивал на заключении единого договора водоснабжения и водоотведения, а ответчик был согласен только на договор водоснабжения, полагая, что у истца нет объектов водоотведения. Однако Закон не обязывает абонента заключить именно единый договор. Он вправе заключить отдельные договоры водоснабжения и водоотведения.
1. В качестве объекта правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере собственности и обеспечивающие нормальное функционирование централизованных систем питьевого водоснабжения и (или) систем водоотведения городских и сельских поселений.
Правовое регулирование осуществляется посредством следующих правовых актов: Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее — Правила); Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83.
Под централизованными системами водоснабжения понимаются инженерные сооружения, необходимые для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. К централизованным системам водоснабжения следует отнести и водопроводную сеть — систему трубопроводов, предназначенную для водоснабжения.
Под системой водоотведения понимаются канализационные устройства (сооружения), присоединяемые к системам канализации, через которые абонент сбрасывает сточные воды.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в противоправных действиях, направленных на самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений.
Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации представляет собой присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.
Разрешительная документация — разрешение на присоединение к системам водоснабжения, выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами Госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Для того чтобы присоединиться к системам водоснабжения и (или) канализации, необходимо получить:
а) разрешение муниципального органа, согласованное с местными службами Госсанэпиднадзора;
б) технические условия на присоединение, подготовленные организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 — 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия:
режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод;
лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;
качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод;
условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод;
осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод;
порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая плату за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации;
права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела VIII Правил;
неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством РФ и Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами в порядке, установленном законодательством РФ.
Договор по истечении срока действия считается продленным, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока не предложит заключить новый договор.
Абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.
При передаче устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения новому собственнику (владельцу) абонент сообщает об этом организации водопроводно-канализационного хозяйства в срок, установленный договором, а новый владелец до начала пользования этими устройствами и сооружениями заключает договор на получение питьевой воды и (или) сброс сточных вод с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При отсутствии указанного договора пользование системами коммунального водоснабжения считается самовольным.
Ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям и газопроводам
Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 302-АД17-4588 по делу N А78-11485/2016
по заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания N 14» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю от 12.09.2016 N 03-067/2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Цель статьи состоит в обеспечении административно-правовыми средствами охраны одного из важнейших элементов жизнеобеспечения населения и территорий городских и сельских поселений. Сфера ее действия распространяется на указанные территории и проживающих на них людей.
2. Правовое регулирование осуществляется нормативными правовыми актами, в том числе принимаемыми органами коммунального хозяйства, а также актами органов местного самоуправления (см. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, утвердившее Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (с изм. и доп.).
3. Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны собственности на системы водоснабжения и водоотведения. Предмет включает в себя: централизованные системы питьевого водоснабжения, т.е. комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды; водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) — устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации; водопроводная сеть — система трубопроводов и сооружений из них, предназначенная для водоснабжения. Водоснабжение — технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Водоотведение — любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты (п. 7 ст. 1 ВК РФ). Сброс сточных вод — это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
4. Объективная сторона состава правонарушения заключается в активных действиях, состоящих в самовольном, т.е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к указанным системам. Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.
Самовольное пользование — пользование системами водоснабжения и водоотведения при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора абонентом.
Разрешительная документация — разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
5. Субъективная сторона состава правонарушения — умышленная вина.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23), органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Администрация Муниципального образования поселок Боровский
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Правовое толкование понятия «несанкционированное подключение к водопроводу» определяет использование услуги без оформления официальных взаимоотношений с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) или технические погрешности при выполнении регламента (постановление Правительства РФ № 167 от 12.02.1999). Это:
- переоборудование несущих сливов, подводов, иных конструкций;
- демонтаж и замена счетчиков в личных интересах;
- отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией.
Самовольное пользование системами водоснабжения – это нарушение, при котором поставщик имеет основания предъявить судебный иск по взысканию ущерба (ст. 7.20 КоАП РФ).
- Какая предусмотрена ответственность за отсутствие прописки?
- Как купить квартиру через агентство недвижимости?
Перечень предоставляемой информации уточняется в водоснабжающей организации населенного пункта. Обычно он следующий:
- заявление на установку;
- разрешение местной администрации (выдается, если имеются выводы организации ВКХ о возможности врезки);
- техусловия;
- нормативно-техническая обоснованность, проект;
- договор.
Подготовка документов – довольно ответственный этап. От него во многом зависит успех дальнейших действий.
Ответственность за незаконную врезку в водопровод
Самовольная незаконная врезка в водопровод является поводом для привлечения лица к административному наказанию. Ответственность может быть и уголовной, если правонарушение будет расценено как хищение (ст. 165 УК РФ).
Незаконное подсоединение подлежит приведению в первоначальное состояние. Штраф за самовольное подключение воды предусматривается постановлением Правительства РФ №776 от 04.09.2013, содержащим «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», а также ст. 7.20 КоАП РФ. Может составить:
- гражданам 1000–1500 р.;
- должностным лицам до 3 тыс. р.;
- юридическим – до 30 тыс. р.
Сумма погашения за использованный ресурс определяется пропускной способностью трубы в течение 24 часов со скоростью 1,2 м/с. Например, при диаметре в 15 мм за 30 суток возмещение составит примерно 8626,89 р. (S = P*D*V, где P – сечение трубы, м3; D – дней в прошедшем полугодии; V – стоимость м3).
Причем от нарушителя потребуют оплату за демонтаж установленного оборудования для незаконного отбора воды и за последующую процедуру подключения. Поставщик, понесший материальный ущерб, имеет право заявить о своих претензиях в рамках уголовного дела, и тогда штраф за врезку в водопровод может быть начислен за 3 года.
На основании п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 специалисты при обнаружении «новых»присоединений должны дать письменное заключение. Документ станет основанием для дальнейшего решения вопросов по санкциям. Акт о самовольном подключении к водопроводу содержит следующую информацию (см. образец документа ниже):
- временные характеристики;
- расположение объекта;
- данные проверяющих лиц;
- выявленные факты нарушения;
- сведения о хозяине;
- описание места незаконной врезки;
- информацию об организации – поставщике, к магистрали которой производилось присоединение отвода.
Документ подписывается официальными лицами, а также потребителем. На основании предъявленной доверенности права хозяина может защищать его представитель. В случае отсутствия проверяемых лиц, для засвидетельствования факта привлекаются соседи. Нарушитель уведомляется письмом.
При обращении в территориальный абонентский отдел обслуживающей организации ВКХ написать заявление и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- подтверждение права собственности на домовладение, техпаспорт;
- техническую информацию по водоснабжению.
При проведении врезки без нарушений СНиПов, её демонтаж можно не производить. Следующим этапом будет сбор требующихся документов (разрешения, согласования, справки). Для экономии времени, средств и нервов можно обратиться в частную компанию, оказывающую платные услуги по всем видам монтажа наружных сетей водопровода и канализации. Обычно пишется заявление на присоединение нового участка линии и составляются проектные документы. Избавление от проблемы – дело времени.
Анализируя разнообразие и многочисленность вынесенных инстанциями Фемиды решений по рассматриваемой проблеме, можно с уверенностью сказать, что граждане все чаще пытаются переложить свои финансовые проблемы на чужие плечи. В этой роли зачастую выступают коммунальные службы. Судебная практика четко показывает итоговое начисление немалых штрафов, а иногда и привлечение к уголовной ответственности за несанкционированное подключение к водопроводу. Но взглянуть более осмысленно на ситуацию и вразумить наших соотечественников получается не всегда.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Как правильно защитить свое право на частную собственность?
- Учреждения
- Здравоохранение и социальные услуги
- Спорт
- Образование
- Культура
- Предпринятия
Определение. Подключение к водопроводу осуществляется на основе договора со снабжающей организацией. В отличие от этого, «подключать незаконно» означает самовольно, то есть самостоятельно подсоединятся к водопроводу без разрешения соответствующей инстанции.
За такое деяние в Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Штраф за несанкционированное подключение к водопроводу, например, в деревенском доме, предусмотрен КоАП в статье 7.20. Размер штрафа составляет:
- Для обычных граждан: 1000 – 1 500 рублей.
- Для должностных лиц: 2 000 – 3 000 рублей.
- Если вы — юридическое лицо: 20 000 – 30 000 рублей.
Помимо этого, нарушителю грозит начисление платы за период незаконного потребления ресурса.
Под таковым бездоговорным, закон понимает несколько случаев потребления:
- в отсутствии договора;
- выше нормы, указанной документе;
- с нарушением режима.
При обнаружении одного из этих моментов составляется акт о безучетном потреблении воды и проводятся особые расчёты. Они аналогичны с теми, что применяются про незаконном потреблением H2O в частном доме.
В этом случае речь идёт о незаконном подключении к системе водоотведения. Сумма штрафа за это такая же, как и в рассматриваемом выше случае. И также помимо него придётся заплатить начисленные суммы за использованный ресурс.
Выездная проверка водоканала в частном доме
Ресурсоснабжающие организации устраивают подобные проверки проверки с разной периодичностью, однако чаще всего основанием для неё являются жалобы населения. Выезды работников устраиваются для проверки работы приборов учета, сверки показаний и для поиска незаконных врезок в водопровод и иные системы поставки коммунальных услуг.
Такие проверки могут быть плановые, когда сотрудники выезжают на место в давно определённый момент. А бывают внеплановые, когда специалисты отправляются в определённое место по какой-то причине: жалоба, сбой в работе, неточные показания и другое.
Не впускать, конечно же, можно, но за это будут последствия. Порядок проверки счётчиков и другого оборудования расписан в Постановлении Правительства «О предоставлении коммунальных услуг…». В нём ясно сказано, что организация имеет полное право проводить такие проверки не чаще 1 раза в полгода.
Однако у компании есть обязанность предупредить об этом жильцов за 2 недели до проведения.
У хозяина есть законные основания не впустить представителей организации к себе домой, предупредив как минимум за 2 дня до проверки о своём отсутствии.
В случае, если жилец никого не предупредил и не впустил представителей, то они составляют соответствующий акт об отказе в допуске к прибору учёта. Когда пройдёт 3 месяца с момента его составления, организация имеет полное право проводить расчёты не по фактическим показаниям, а по нормативам.
Есть способы, которые помогут избежать ответственности за несанкционированное использование водного ресурса:
- Не осуществлять такое использование путём врезки в трубопровод без разрешения снабжающей организации.
- Устранить нарушение.
- Узаконить.
Многим, кто использует подобные методы обеспечения своих домов ресурсами, не понравятся предложенные варианты, однако они являются законными, а главное устранят возможную ответственность и санкции.
Что из себя вообще представляет эта процедура узаконивания врезки? Это всего лишь официальное удостоверение присоединения к системе водопровода.
Для того, чтобы оформить всё легально потребуется обратиться в компанию — собственницу водопровода со следующим перечнем бумаг:
- Заявление.
- Паспорт.
- Документы, подтверждающие право собственности на дом, куда осуществляется подключение.
Возможно, также придётся своими руками произвести демонтаж старой врезки, если она не будет соответствовать технических и иным требованиям.
Однако это является опасным занятием, которое может повлечь непредвиденные последствия, поэтому лучше обратиться с такой работой к профессионалам.
Самостоятельное присоединение к единым сетям водоснабжения означает, что абонент совершил подключение, осуществленное без получения разрешительной документации, либо с нарушением любых технических условий, предусмотренных при установке оборудования для транспортировки воды.
Такова формулировка, указанная в Правилах использования систем коммунального водоснабжения и канализации России, утвержденных Правительством РФ еще 12.02.1999 в Постановлении № 167
Фактически, ваши действия будут признаны незаконными, если вы произвели врезку труб в водопровод без заключения договора и предварительного получения согласия обслуживающего вашего дома Водоканала или иного предприятия, обеспечивающего технологический процесс забора, осуществления подготовки и транспортировки, а также передачи пользователям питьевой воды.
Предприятие, обеспечивающее процесс водоснабжения и канализации построек на территории, где было совершено противоправное действие, имеет право подать на абонента иск с последующим взысканием.
Также заказчиками могут считаться:
- Организации, управляющие и распоряжающиеся вопросами жилфонда и объектами инженерно-технической инфраструктуры;
- Предприятия, уполномоченные предоставлять водопроводные услуги населению, которое проживает в ведомственном, общественном или муниципальном жилфонде;
- Товарищества и различные объединения владельцев жилых помещений, которые получили право управлять жилфондом.
Для того чтобы легально подключить оборудование коммунального водоснабжения – новое, подвергшееся реконструкции, перепрофилируемое или расширенное, абонент обязан иметь следующие документы:
- Подтверждение от органов местного самоуправления, которое будет выдано в случае, если у абонента имеется действующее заключение от территориального ВКХ о технических возможностях подсоединения к системе водоснабжения/канализации;
- Технические условия на подключение к водопроводным системам, полученные от ВКХ своего района.
Для их получения заказчик должен предоставить на предприятие водопроводно-канализационного хозяйства заявку с приложением документов, список которых содержится в пункте 20 Правил пользования водопроводными системами. К ним относятся:
- Заявление на разработку техусловий на 2 листах на имя директора предприятия, обслуживающего водопровод – оригинал и три копии;
- Ситуационный план – семь копий;
- Баланс водопротребления и водоотведения проектируемый – оригинал и две копии. Составляется проектной организацией с предоставлением методов расчета в соответствии с техзаданием. Подписывается руководителем организации-абонента, заверяется гербовой печатью;
- Документы, удостоверяющие полномочия руководителя организации — приказ о назначении и вступлении в должность;
- Документы, подтверждающие право владения участком, на котором будет проводится водопровод;
- Копии учредительных документов организации-заказчика;
- Градостроительный план участка.
Поэтому для них также гораздо выгоднее обратиться в ВКХ для получения разрешения на врезку оборудования. Помимо документов, перечисленных для организаций, частному лицу нужно предоставить паспорт гражданина.
Частное лицо, в соответствии с Правилами пользования объектами коммунального водоснабжения, обязано:
- Не нарушать порядка пользования водопроводом;
- Соблюдать технику безопасности при пользовании системами водопровода и канализации;
- Допускать представителей обслуживающей организации для проведения осмотра и проверок водопроводного оборудования и счетчиков потребления водоснабжения.
Частному лицу, использующему водопровод, запрещено:
- Самостоятельно переоборудовать инженерные сети без позволения обслуживающей организации;
- Подключать к системе водоснабжения электрические и иные приборы, превышающие допустимую техническую возможность внутридомового оборудования, а также приборы без техпаспортов и свидетельств, которые не удовлетворяют требованиям безопасности;
- Вносить изменения в действующие приборы учета услуг;
- Осуществлять слив воды из теплоприборов.
Несоблюдение вышеперечисленных требований ведет к наложению штрафных санкций на пользователя водопровода за самовольное подключение к сетям водоснабжения.
Хотя процедура согласования проведения водопровода достаточно трудоемкая, она все равно является более выгодной с точки зрения как административного, так и уголовного кодекса.
Если при проверке была обнаружена нелегальная врезка труб, представители обслуживающей организации составляют акт самовольного подключения к водопроводу. В нем указывается дата и место проведение проверки, нарушения, зафиксированные в ходе проверки, обозначается информация о предприятии-поставщике и об абоненте, указывается точная дата и время проверки.
Если абонент был привлечен к административной ответственности – когда происходит самовольное подключение к водопроводу судебная практика чаще всего развивается именно так, — на него накладывается штраф от тысячи рублей до полутора тысяч. Юр. лица получают от двадцати до 30 тысяч рублей.
Также правонарушитель рискует попасть под действие пункта «Б» третьей части 158 статьи УК и стать преступником. Это повлечет за собой лишение свободы на два года максимум.
Помимо выплаты штрафа, на абонента будет наложено обязательство по оплате неучтенной воды из расчета максимальной пропускной способности нелегально врезанных труб, умноженной на двадцатичетырехчасовое потребление в течение последних шести месяцев. Сумма, скорее всего, превысит абонентскую плату за водопотребление на протяжении нескольких лет. Поэтому пользоваться водопроводом легально – куда дешевле.
Также могут проявить себя бытовые последствия нелегальной врезки водопроводного оборудования – упадет давление воды во всем доме, если речь идет о многоквартирном помещении, может испортиться качество воды, так как самостоятельно продезинфицировать трубы и провести анализ поступающей жидкости сможет далеко не каждый. К тому же качество самостоятельно проведенной работы может быть не идеальным, что повлечет разрушение системы водоснабжения, жилищные споры с соседями, а также порчу имущества.
Каждый решает индивидуально, пользоваться ли водопроводом в соответствии с действующим законодательством, не боясь проверок и, в случае неисправностей, спокойно прибегая к помощи специалистов, или нелегально врезать трубы, рискуя испортить систему водоснабжения и получить драконовские штрафы. Стоит лишь помнить о том, что нелегальная экономия не является эффективной.
Штраф за незаконную врезку в водопровод
У многих пользователей, которые проживают в частных домах или планируют построить собственный дом, возникает вопрос, возможно ли подключиться к водопроводным сетям самостоятельно. На данный вопрос ответ однозначный – нет, подобное действие будет приниматься за нарушение действующего законодательства, что повлечет за собой определенное наказание.
Впрочем, существует вариант, при котором незаконное подключение к водопроводу частного дома может быть узаконено.
Так как магистраль водопроводной системы находится в распоряжении коммунальных служб, подключение должны осуществлять специалисты данной службы. Если по каким-то причинам пользователь желает самостоятельно выполнить подключение, ему необходимо будет согласовать данный вопрос с коммунальщиками (сотрудники Водоканала или аналогичной организации в вашем регионе), и даже если решение будет положительным, все равно процедура должна будет проходить под контролем техников из службы.
В целом, процедура подключения частного дома к системе водоснабжения будет проходить в три ключевых стадии:
- Первоначально необходимо подготовить котлован.
- Подготавливается траншея, в которую закладывается водопроводная труба.
- Выполняется подключение согласно с имеющимися законодательными требованиями.
Магистральная сеть должна быть соединена с водопроводом специальными накладными фитингами и запорными вентилями. Причем в идеальном случае следует использовать оборудование из идентичных материалов. Осуществить подключение можно довольно быстро, и стоимость услуги будет не слишком высокой.
Согласно утвержденным правилам, фактом нарушения действующего законодательства относительно самовольного подключения к системе водопровода будет отсутствие согласования данного действия с уполномоченными организациями (Водоканал или др. организация, предоставляющая коммунальные услуги).
Кроме того, нарушением будет признаваться также и использование системы водоснабжения без наличия учетных приборов. В подобной ситуации будет невозможно отследить затраты фактически используемой воды, и потому при определении штрафа будет применяться определенная формула. В соответствии с ней будет подсчитан среднемесячный показатель затрат воды, и полученный результат будет умножаться на количество дней, когда вода использовалась без разрешения.
Таким образом, незаконная врезка в канализацию повлечет за собой огромные сложности.
Несанкционированное подключение к водопроводной системе повлечет за собой довольно серьезные последствия.
Если будет выявлен факт нарушения, на гражданина, который не сообщил о подключении, будет возложен весьма солидный штраф, а система водоснабжения будет отключена.
Как показывает практика, в некоторых случаях пользователи годами могут не оплачивать платежи за воду, и если нарушения будет открыто, штраф для них может на порядок превысить стоимость самого участка.
Согласно требованиям действующей законодательной базы подключение в системе водопровода должно осуществляться исключительно по согласованию с коммунальными службами. В противном случае пользователь не избежит ответственности, и в его отношении будет установлен довольно солидный денежный штраф.
На данный момент размер штрафа за противозаконную врезку (подключение к водопроводу) может составлять до 10 тыс. рублей. Ранее существовали фиксированные штрафы, размер которых не превышал 1,5 тыс. рублей.
Однако впоследствии было принято решение привязать сумму штрафных санкций к фактически используемой воде, так как тысяча рублей не компенсировала затраты коммунальщиков.
Точнее говоря, в расчет берется пропускная способность магистральной трубы, а также средние показатели потребления на одно домовладение за последующие периоды. Как показывает практика, после проведения подобных расчетов сумма штрафа будет существенной, и в большинстве случаев будет значительно превышать сумму, которая потребовалась бы для подключения к водопроводу с согласованием.
Незаконная, самовольная врезка в водопровод: акт и ответственность в виде штрафа
Порядок осуществления водоснабжения (водоотведения) четко регламентируется законодательством. Предоставлением данных услуг должны заниматься специализированные организации. А потребителям требуется самостоятельно или через УК, ТСЖ заключить соответствующий договор и оплачивать потребленный ресурс.
Однако не все потребители исполняют свои обязательства по закону надлежащим образом. Водоснабжающим компаниям нередко приходится сталкиваться со случаями незаконного подключения к водопроводным сетям. Такие нарушения приводят не только к бесплатному использованию воды, но и нарушениям в системе.
Определение несанкционированной врезке в водопроводную систему дается в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения. Они утверждены Постановлением Правительства от 29 июля 2013 года № 644.
Под самовольным подключением понимается присоединение к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) при отсутствии договора или с нарушением его положений. Использование воды при неразрешенной врезке является незаконным.
Если подключение к водопроводу носит незаконный характер, то нарушителя ждет наказание. За нарушения при использовании и подключении к водопроводным системам КоАП предусмотрена ответственность.
Статьей 7.2 кодекса для нарушителей устанавливаются следующие штрафы:
- для физических лиц — одной тысячи до одной тысячи пятисот руб.;
- для должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч руб.;
- для организаций — от двадцати тысяч до тридцати тысяч руб.
Помимо указанных штрафов потребителю придется заплатить и за использованную за весь предшествующий период воду. Нарушитель также рискует попасть и под уголовную ответственность по ст. 158 УК РФ. Данное деяние приравнивается к краже, совершенной из нефте- или газопровода (п. «б» ч. 3).
По уголовному кодексу за нарушения можно получить даже лишение свободы до года.
Важно учитывать также тот факт, что самовольное подключение может привести к порче труб, нарушениям работы системы. Собственники сетей могут предъявить к нарушителям свои имущественные претензии.
Незаконное присоединение к сетям чаще всего обнаруживается в ходе проверок. Обслуживающие организации при выявлении нарушения должны составить письменный акт. В нем отражается следующая информация:
- дата, а также место проведения проверки;
- лица, осуществляющие проверку;
- факт нарушения;
- сведения о нарушителе;
- о месте несанкционированной врезки;
- принадлежности сетей, к которым незаконно присоединились.
Акт должен быть подписан составившим его лицом, а также потребителем. При его отсутствии или невозможности явки на проверку вместо потребителя может прийти его представитель. Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью.
Если никто не явится, то акт может также подписываться привлеченными проверяющими свидетелями. Нарушителю в этом случае направляется уведомление о выявленном факте незаконного присоединения.
На основании составленного о нарушении акта коммунальной службой выписывается предупреждение потребителю. В нем предлагается добровольно прекратить несанкционированное пользование водой, произвести оплату за потребленный объем ресурса.
Если указанные требования потребителем не выполняются, то потребителю грозит привлечение к ответственности, судебный иск о взыскании долга за коммуналку, а также отключение от водоснабжения путем обрезки самовольно установленных труб.