ФЗ о банках и банковской деятельности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ о банках и банковской деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк с универсальной лицензией — банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Банк с базовой лицензией — банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Небанковская кредитная организация: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее — небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций); (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

3) кредитная организация — центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее — Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации — центрального контрагента (далее — центральный контрагент) устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 403-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. (в ред. Федерального закона от 14.03.2013 N 29-ФЗ)

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация обязана получать в порядке, установленном Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и рассматривать поступившие от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. При наличии у кредитной организации сведений о счетах, вкладах кредитная организация обязана направлять указанные сведения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

Кредитная организация и должностные лица кредитной организации несут ответственность за нарушение требований части шестой настоящей статьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме: (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

1) 1 миллиард рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

2) 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

3) 90 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

4) 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. (в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512

    «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»

  • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511

    «О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»

  • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510

    «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461

    «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»

  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459

    «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2417-р

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21.09.2004 N 1222-р»

  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)

    «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»

  • Решение Верховного Суда РФ от 22.07.2021 N АКПИ21-387

    «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго подпункта 76.4 пункта 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660 и частично недействующим приложения N 4 к нему»

  • ОК 029-2014

    (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 10.06.2021)

  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

    Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

    Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности — это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие «банку», «банковской группе», «кредитной организации», «банковским операциям», «вкладам и вкладчикам» и другой финансовой терминологии и образованиям.

    Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

    Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

    Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

    1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

    Сюда относятся такие принципы:

    • свободы экономической деятельности;
    • неприкосновенности собственности;
    • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
    • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

    2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

    В эту группу включены принципы:

    • организационно-правового построения финансовой системы;
    • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
    • независимости Центробанка;
    • банковской тайны.

    Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

    Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (395-1-ФЗ) 2021, 2020

    Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере — это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

    Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

    Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

    Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций – один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

    К популярным и широко распространенным потребительским кредитам можно отнести целевой и нецелевой займы, экспресс-займы, а также кредитные банковские карты. Часто потребительский кредит оформляют в виде рассрочки оплаты: проценты по займу не выделяются, будучи фактически включенными в стоимость товара. Полноценным кредитом его не принято считать, поскольку ссуда может выдаваться не банком, а торговой точкой.

    Популярность этим кредитам принесли очевидные преимущества для потребителей:

    • невысокие требования к заемщику;
    • возможность подачи заявки сразу в несколько банков, часто онлайн, и быстрое их рассмотрение;
    • возможность быстро погасить кредит досрочно без штрафных санкций.

    У потребкредитов довольно высокая процентная ставка по сравнению, например, с ипотекой. И как результат — ставка выливается в увеличение итоговой стоимости товара за счет выплаченных процентов, наличия штрафов при просрочке. Но экспертное сообщество единодушно отнесло потребительское кредитование в 2018-2019 гг. к самым динамично растущим сегментам рынка.

    На фоне постепенного снижения ставок в банках этот вид кредитования постепенно становился самым привлекательным для кредиторов за счет высокой доходности и растущего клиентского спроса.

    Индивидуальные условия потребительского кредита в ФЗ-353 раскрывают согласованные между кредитором и заемщиком договорные условия:

    • конкретную сумму потребительского кредита;
    • срок действия договора и срок возврата потребительского кредита;
    • валюту, в которой предоставлен потребительский кредит. После падения курса рубля в 2014-2015 годах банки кредитуют население только в рублях;
    • процентную ставку в процентах годовых и порядок ее определения;
    • количество, размер и сроки платежей заемщика или порядок определения этих платежей;
    • порядка изменения количества, размера и периодичности платежей при частичном досрочном возврате потребительского кредита;
    • указание о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа) и требования к такому обеспечению;
    • цели, на которые требуется кредит, если этот пункт обозначен в договоре;
    • ответственность заемщика за нарушение условий договора и размер неустойки (штрафы, пени);
    • отказ или согласие заемщика с передачей прав на долг третьим лицам (как правило, банки требуют согласия в автоматическом режиме);
    • согласие клиента с условиями и способы коммуникации с банком.

    В индивидуальные условия договора потребительского кредита можно включить иные условия, но они должны соответствовать информации, которая предоставлена кредитором в открытом доступе.

    Закон о потребительском кредите позволяет в некоторых случаях вносить изменения в индивидуальные условия договора. Со стороны заемщика это — изменение контактной информации и способов связи с ним.

    За банком закреплено право в одностороннем порядке изменять общие условия договора и обязательно известить заемщика об этом в случае:

    • снижения процентной ставки;
    • уменьшения либо отмены платежа за получение предусмотренных изначально услуг;
    • сокращения или отмены штрафов, неустоек, пени;
    • изменений в общих условиях сотрудничества.

    Основным условием изменений, вносимых кредитором в договор, является тот факт, что эти изменения не должны увеличивать имеющиеся у должника обязательства и не повлекут возникновения новых обязательств перед кредитной организацией. Закон о кредитах обязывает финансовую организацию при внесении изменений соблюдать положения нормативных актов.

    Правда, надо признать, что не очень-то банки любят пересматривать в сторону снижения процентную ставку по действующему кредиту или отменять услуги, за которые они взимают по кредиту дополнительные средства (так называемый комиссионный доход). Обычно банки со скрипом пересматривают условия кредита в лучшую для заемщика сторону лишь тогда, когда заемщик получает одобрение рефинансирования кредита в другом банке.

    Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

    Номер документа: 395-1
    Дата принятия: 02/12/1990
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 02/12/1990
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 05/04/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 79-ФЗ от 05/04/2021
    Вступила в силу с: 01/09/2021


    Редакция от 02/07/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 26 Федерального закона О банках и банковской деятельности № 323-ФЗ от 02/07/2021
    Вступила в силу с: 13/07/2021


    Редакция от 02/07/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 353-ФЗ от 02/07/2021
    Вступила в силу с: 02/07/2021


    Редакция от 24/02/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения… № 23-ФЗ от 24/02/2021
    Вступила в силу с: 01/07/2021


    Редакция от 22/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений… № 447-ФЗ от 22/12/2020
    Вступила в силу с: 21/06/2021


    Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения… № 495-ФЗ от 30/12/2020
    Вступила в силу с: 30/12/2020


    Редакция от 16/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 29 Федерального закона О банках и банковской деятельности № 434-ФЗ от 16/12/2019
    Вступила в силу с: 14/06/2020


    Редакция от 27/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 20 Федерального закона О банках и банковской деятельности и Федеральный… № 507-ФЗ от 27/12/2019
    Вступила в силу с: 08/01/2020


    Редакция от 27/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 469-ФЗ от 27/12/2019
    Вступила в силу с: 28/12/2019


    Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 394-ФЗ от 02/12/2019
    Вступила в силу с: 13/12/2019


    Редакция от 26/07/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 249-ФЗ от 26/07/2019
    Вступила в силу с: 01/10/2019


    Редакция от 06/02/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия… № 5-ФЗ от 06/02/2019
    Вступила в силу с: 06/08/2019


    Редакция от 06/06/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об ипотеке (залоге недвижимости) и отдельные законодательные… № 138-ФЗ от 06/06/2019
    Вступила в силу с: 18/06/2019


    Редакция от 29/05/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 11.1 и 20 Федерального закона О банках и банковской деятельности и статью… № 105-ФЗ от 29/05/2019
    Вступила в силу с: 09/06/2019


    Редакция от 03/08/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации № 322-ФЗ от 03/08/2018
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 27/12/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг и отдельные законодательные акты… № 514-ФЗ от 27/12/2018
    Вступила в силу с: 28/12/2018

    (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 391-ФЗ)

    Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой — седьмой настоящей статьи.

    Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей.

    Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее — генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

    Банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

    Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.

    Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.

    Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой — шестой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2015 года должен быть не менее 300 миллионов рублей.

    При снижении размера собственных средств (капитала) банка вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере 180 миллионов рублей и более, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение 12 месяцев должны достичь величины собственных средств (капитала) в размере 180 миллионов рублей, а с 1 января 2015 года — 300 миллионов рублей, рассчитанной по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, а банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, — большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, либо размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой — седьмой настоящей статьи, на соответствующую дату.

    Остальные части ФЗ № 395-1 «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» можно посмотреть здесь.

    В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон «О банках и банковской деятельности». Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:

    1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.

    Закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

    1. Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
    2. Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
    3. Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
    4. Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
    5. Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
    6. Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
    7. Выдачу банковских гарантий.
    8. Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
    9. Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).

    Закон «О банках и банковской системе» предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

    Закон «О банках и банковской деятельности РФ» допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.

    Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон «О банках и банковской деятельности», учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:

    1. Ежеквартально – баланс и отчетность об убытках и прибыли, сведения об уровне достаточности капитала, размере резервов для покрытия сомнительных ссуд и прочих активов.
    2. Ежеквартально – бухгалтерскую документацию с заключением аудиторской компании (независимого эксперта) о достоверности сведений.

    Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон «О банках и банковской деятельности» (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.

    Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон «О банках и банковской деятельности» это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

    Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

    Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций

    Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг

    Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

    В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:

    • В статью 8, предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
    • Статья 30, определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.

    Статья 20, предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:

    • Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
      • информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
      • банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
      • существенная недостоверность отчётных данных;
      • ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
      • осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
      • несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
      • многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
      • неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
      • ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве здесь:);
      • многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
      • не устранены нарушения в установленный срок;
      • нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
    • Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях:
      • если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
      • если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
      • если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
      • если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
      • если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
      • если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
    • Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.

    После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.

    Статья 27, предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:

    • Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
    • Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
    • Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
    • Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;

    Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства.

    Среди основных профессиональных задач главного банка страны – работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

    Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

    1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

    Сюда относятся такие принципы:

    • свободы экономической деятельности;
    • неприкосновенности собственности;
    • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
    • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

    2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

    В эту группу включены принципы:

    • организационно-правового построения финансовой системы;
    • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
    • независимости Центробанка;
    • банковской тайны.

    Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

    Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

    По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

    Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

    Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере — это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

    Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

    Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

    О банках и банковской деятельности (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 27 декабря 2019 года) (редакция, действующая с 14 июня 2020 года)

    Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов (статьи 28 — 34_1)

    Кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности.

    Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке.

    • Типовые бланки, договоры
    • Законодательство РФ
    • Законодательство Москвы
    • Законодательство Московской области
    • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • Постановления и Указы
    • Медицинское законодательство
    • Законопроекты
    • Документы СССР
    • Международное законодательство
    • Комментарии к законам
    • Общая судебная практика
    • Судебная практика: Москва и Московская область
    • Судебная практика: Поволжье
    • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
    • Судебная практика: Северо-Запад
    • Судебная практика: Урал
    • Судебная практика: Волговятский регион
    • Судебная практика: Восточная Сибирь
    • Судебная практика: Западная Сибирь
    • Юридические статьи
    • Бухгалтерские консультации
    • Финансовые консультации
    • Статьи бухгалтеру

    Ответственность за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность для лица наступает с 16 лет. При этом под действие состава преступления могут попасть лица, связанные с:

    • организацией и функционированием площадок по незаконному обналичиванию (далее — «обналу») денежных средств;
    • работники бухгалтерии, занятые в сфере «обнала»;
    • работники банковских учреждений, допускающие совершение расчетов с клиентами, что запрещены законодательством или требуют дополнительных разрешений (лицензии);
    • крайне редко в число субъектов попадают клиенты «обнала».
    • совершение преступления организованной группой субъектов;
    • получение прибыли в особо крупном размере (свыше 9 млн рублей).

    Комментарий адвоката:

    «Если кредитная организация незаконно осуществляла банковскую деятельность, но это не причинило вреда другим субъектам, то ее можно привлечь к административной ответственности по ч.2 ст.15.26 КоАП РФ. В качестве санкции предусмотрено предупреждение или штраф в размере 10-30 тысяч рублей.

    Банковская деятельность будет признана незаконной в следующих случаях:

    • осуществление банковских операций без лицензии;
    • бездействие, т.е. та же деятельность, но без регистрации субъекта.

    При этом уголовная ответственность наступит в случае наличия как минимум крупного ущерба. Если ущерб не дотягивает, то лицо подлежит ответственности по ст.14.1 КоАП РФ либо одной из квалифицированных статей главы 15 КоАП РФ.

    Обязательно наличие прямой причинной связи между совершенными незаконными действиями и получением дохода.

    Сумма причиненного ущерба или получения дохода будет отсчитываться с момента совершения первой операции, совершенной с несоблюдением требований законодательства.

    1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г.) кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

    Запрет на осуществление кредитной организацией производственной, торговой и страховой деятельности установлен ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

    Применительно к ст. 209 Трудового кодекса РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

    Статья о незаконной банковской деятельности (ст.172 УК РФ) состоит из двух частей:

    • предусматривает ответственность за незаконную банковскую деятельность при причинении ущерба в крупном размере либо сопряженную с извлечение дохода (получением прибыли) в том же размере;
    • предусматривает ответственность за аналогичные действия, но при наличии признаков организованной группы либо особо крупного ущерба (размера прибыли).

    Обратите внимание

    Сообщить о незаконной банковской деятельности можно в налоговую инспекцию, ОБЭП или прокуратуру. Подробнее о том, как это сделать, читайте в статье здесь.

    С субъективной стороны обязательно наличие умысла. Суд при назначении наказания в обязательном порядке должен принять во внимание цели и мотивы совершенного преступления.

    Незаконная банковская деятельность – разновидность экономических преступлений, уголовно наказуемое осуществление каких-либо банковских операций без наличия на то соответствующих разрешительных и регистрационных документов либо осуществление подобных операций с нарушением правил лицензирования.

    Под банковской деятельностью подразумевается систематическое осуществление перечисленных ниже действий:

    1. Открытие и ведение банковских счетов, кассовое обслуживание, а также произведение расчетных операций по поручению физических или юридических лиц.
    2. Выдача банковских гарантий, осуществление денежных переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
    3. Привлечение капиталов, выраженных в денежных средствах и/или драгоценных металлах, физических и юридических лиц во вклады, а также их размещение на свой счет и от своего имени на условиях платности, срочности и возвратности.
    4. Покупка и продажа иностранной валюты, осуществляемая наличным либо безналичным путем.
    5. Инкассация платежной и расчетной документации, векселей и денежных средств.

    Рассматриваемый класс правонарушений характеризуется действиями со стороны виновного лица либо группы лиц, имеющими за собой корыстный умысел и повлекшими:

    • нанесение крупного финансового ущерба (на сумму > 250 тыс. руб.) государству либо отдельным физическим и/или юридическим лицам;
    • незаконное извлечение злоумышленником прибыли в размере, аналогичном вышеозначенной сумме.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *