Как работать с самозанятыми и не подставить себя
1,9 тыс. 0
Практически любая организация в своей деятельности использует автомобильный транспорт — как собственный, так и личный транспорт сотрудников. В данной статье на примере рассмотрим учет и налогообложение компенсаций работникам за использование личного транспорта, разберемся в том, когда путевые листы обязательны и какая ответственность грозит за отсутствие предрейсовых осмотров водителей.
Часто сотрудники используют для служебных целей свой личный транспорт. Компания может компенсировать такие затраты. На практике при оформлении компенсации за использование личного транспорта не всегда уделяется должное внимание путевому листу. А это один из обязательных документов для правомерного учета компенсационных выплат (письмо Минфина Россииот 13.04.2007 № 14-05-07/6, УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/001797@).
Путевой лист подтверждает фактическое использование автомобиля в интересах работодателя. Документ должен быть оформлен на каждое транспортное средство, используемое организацией (п. 9 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).
Кроме путевых листов работник должен предоставить в бухгалтерию:
документы, подтверждающие право собственности на машину (копия ПТС); документы, связанные с эксплуатацией автомобиля (например, чеки на ГСМ).
Порядок возмещения расходов по использованию личного авто должен быть прописан в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.
Размер компенсации нужно зафиксировать в приказе по предприятию.
Обратите внимание! Некоторые суды считают, что путевые листы при использовании личного автомобиля не требуются. Это объясняется тем, что работник в таком случае не является водителем и действующее законодательство не предусматривает необходимости вести учет служебных поездок и оформлять путевые листы при использовании личного транспорта (постановления ФАС Московского округа от 19.12.2011 по делу № А40-152815/10-116-694, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 № Ф04-8171/2008(18850-А70-40), ФАС Центрального округа от 10.04.2006 по делу № А48-6436/05-8).
В штате многих организаций есть водители, которые перевозят товар или доставляют сотрудников. Водители обязаны отчитываться перед бухгалтерией за израсходованное топливо. Для этого нужно заполнять путевые листы с подробным описанием маршрута.
В путевом листе есть строка для подписи медика, который должен проводить медицинский осмотр перед каждым выездом. Но чаще всего медика в штате нет и водители работают без отметки врача в путевом листе.
Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Предрейсовый медицинский осмотр нужно делать каждый раз перед выездом транспортного средства.
Если нет возможности держать в штате врача, можно заключить с медицинским работником договор подряда или оформить его как внешнего совместителя.
За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может выписать штраф на руководителя в размере 5 000 рублей, на организацию или предпринимателя — 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП).
Обратите внимание! Не требуется предрейсовый осмотр сотрудников, использующих личный автомобиль в служебных целях, так как они не являются водителями.
Учет ГСМ: расчет компенсации и оформление путевых листов
Картина в части страховых взносов и НДФЛ более оптимистичная. В 2018 году чиновники неоднократно отмечали: автокомпенсация свободна от этих платежей в размере, определяемом соглашением между компанией и сотрудником. При этом использование машины должно быть связано с исполнением работником трудовых обязанностей.
Такой вывод следует из пункта 3 статьи 217 и абзаца 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170 и от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).
На наш взгляд, интенсивность использования транспорта здесь также нужно принимать во внимание (по аналогии с налогом на прибыль). Ведь ревизоры, скорее всего, посчитают, что характер выплат за дни, когда машина простаивала для служебных целей, не компенсационный. Как результат – доначисление НДФЛ и взносов, штрафы и пени.
Обратите внимание
Компенсация за легковые авто и мотоциклы признается в налоговом учете на дату ее выплаты работнику (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). На наш взгляд, эта норма применима и к компенсациям за грузовики. Аналогичную точку зрения не раз высказывали в частных разъяснениях и чиновники.
Еще один нюанс. Раньше чиновники утверждали, что «прибыльные» нормы надо брать и для целей налога на доходы. То есть с сумм компенсации, превышающих эти смехотворные лимиты, НДФЛ необходимо платить (см. письма Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-01/171, УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115). Однако арбитры с этой странной позицией не соглашались, совершенно логично указывая: постановление Правительства от 08.02.2002 № 92 выпущено именно для целей налога на прибыль. И установленные им нормы к НДФЛ никакого отношения не имеют (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06). В итоге чиновники сменили гнев на милость, указав: от налога на доходы свободна компенсация в размере, зафиксированном сторонами (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-07-01/387, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС от 27.01.2010 № МН-17-3/15@). Ведомственная точка зрения, к счастью, до сих пор все та же, что подтверждают в том числе и упомянутые нами разъяснения 2018 года.
Не обходится без нюансов и в части страховых взносов. Например, иногда ревизоры настаивают на обложении ими всей суммы автокомпенсации. Однако, по мнению арбитров, такая компенсация в пределах размера, установленного соглашением между предприятием и работником, оплатой труда не является. Она не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. А значит, подобные выплаты свободны от страховых взносов (Определение ВС РФ от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855).
Размер компенсации нужно четко обосновать. Для этого надо сделать ее детальный расчет с учетом всех затрат для каждой конкретной машины (износ, расходы на ГСМ, техобслуживание и т. д.). Следует принимать во внимание и интенсивность использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). О том, что без расчета компенсаций не обойтись, финансисты упоминали неоднократно (см., например, письма от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/ 65170).
Если сумма компенсации не будет должным образом обоснована, обвинений в скрытой зарплате, скорее всего, не избежать. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов. Могут возникнуть проблемы и с «прибыльными» расходами, поскольку не будет соблюдаться одно из требований статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание
Оформлять путевой лист надо максимально внимательно! Ведь при отсутствии в нем данных о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). В итоге организацию ждут негативные последствия, например, доначисление налога на прибыль (постановление АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).
Кстати, следует обосновать и саму необходимость использования авто сотрудника (например, его работа связана с постоянными разъездами, что явствует из должностной инструкции). И еще – ревизоры наверняка захотят ознакомиться с копиями документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества работнику (письма Минфина России от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, от 01.12.2011 № 03-04-06/6-328).
Основание для выплаты компенсации работникам – приказ руководителя организации, в котором предусмотрены ее размеры (письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/001797@). От специалиста же потребуется заявление, в котором изложены как его согласие на использование своей машины в служебных целях, так и просьба о компенсации понесенных в этой связи затрат (постановление ФАС Московского округа от 25.09.2012 № А40-104646/11-119-902).
Безусловно, расходы, понесенные сотрудником в связи с эксплуатацией машины на благо компании, необходимо документально подтвердить. Например, авансовыми отчетами с приложением чеков, квитанций на приобретение ГСМ, расходных материалов и т. д., актами выполненных работ (с расшифровкой их конкретных видов) по техобслуживанию, ремонту и др. Это подчеркнуто, в частности, в письмах ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@ и Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170.
А нужны ли при использовании личного авто в служебных целях путевые листы? Как показывает практика, этот вопрос – один из самых дискуссионных.
С одной стороны, такие листы предназначены для учета работы транспорта предприятия, а не личных машин его сотрудников. Следовательно, можно обойтись и без них, тем более если специалист не является водителем компании (постановления ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008, от 10.04.2006 № А48-6436/05-8, Московского округа от 19.12.2011 № А40-152815/10-116-694).
Некоторые чиновники в частных консультациях высказывали мнение: для списания автокомпенсации на налоговые расходы достаточно приказа руководителя с ее размерами, а также должностной инструкции, говорящей о разъездном характере работы сотрудника. Но с другой стороны, как именно подтвердить фактическое использование имущества физлица в интересах фирмы? Как раз с помощью путевого листа, содержащего дату, цель поездки, конкретный маршрут, пройденный километраж, расход топлива и т. д. Ведь, например, чек АЗС говорит о том, что топливо было куплено, но для чьих нужд – компании или самого работника – непонятно. Поэтому без путевого листа никак (см. письма ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@, Минфина России от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 и др.). Отдельно отмечено, что служебная записка использование личной машины на благо компании не подтверждает (письмо финансового ведомства от 20.04.2015 № 03-03-06/ 22368).
При отсутствии путевого листа ревизоры наверняка посчитают, что сотрудник получил экономическую выгоду (в той мере, в которой ее можно оценить), а расходы экономически не обоснованы. Как результат – доначисление НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль, штрафы и пени.
С тем, что использование личного авто на благо фирмы подтверждают путевыми листами, согласны и многие судьи (см. постановления АС Уральского округа от 18.10.2018 № А71-312/2018 и от 16.05.2016 № Ф09-4056/16, АС Северо-Западного округа от 16.03.2015 № А05-6484/2008 и ФАС того же округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005).
Отсюда вывод – лучше подобные документы не игнорировать, а оформлять их четко и внимательно. Конечно, это определенная морока, но оно того стоит. В противном случае претензий от ревизоров, скорее всего, не избежать. Шанс отстоять свою позицию в суде у фирмы, в принципе, есть, однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие, подходящее далеко не для всех.
Кроме того, некоторые, вполне вероятно, смогут отделаться малой кровью. По мнению финансистов, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). А значит, допнагрузку на работников и бухгалтерию в ряде случаев удастся снизить до минимума.
И еще. Имейте в виду – путевой лист не признается первичным документом, который сам по себе удостоверяет хозоперацию (постановление ФАС Уральского округа от 12.03.2014 № А07-11574/2013). Так что без чеков, квитанций, актов и других бумаг, свидетельствующих о понесенных расходах, никак не обойтись.
Для полноты картины рекомендуем вести еще и журнал учета служебных поездок.
Что касается бухучета, то согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) компенсацию включают в расходы в полном объеме на дату начисления. В налоговом же учете ее относят на расходы (в пределах «прибыльных» норм) на дату выплаты. Нередко компании начисляют компенсацию в одном месяце, а выплачивают в следующем. Это ведет к появлению вычитаемой временной разницы (ВВР) и, как следствие, отложенного налогового актива (ОНА). Эти ВВР и ОНА погашаются на момент выплаты компенсации (п. 17 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Кроме того, если компенсация превысит «прибыльный» лимит (что случается почти у всех), образуется постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (ПНО).
Напомним, что приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 внесены существенные изменения. Поправки применяются начиная с отчетности за 2020 год. Однако фирма вправе начать делать это и раньше, раскрыв свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При начислении компенсации лучше использовать те же счета учета затрат, где отражается и зарплата сотрудника (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.).
Пример. Автокомпенсация: расчет, налоги, учет
Работник использует в служебных целях свой легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см. За это физлицу положена компенсация (фирма начисляет ее в конце месяца, а выплачивает в начале следующего месяца). Ее размер складывается из ежемесячного износа машины (8300 руб.), а также стоимости ГСМ и иных затрат, возникающих в процессе эксплуатации авто. Все издержки в целях компенсации принимают в части, которая приходится на время использования машины в интересах работодателя.
Данные о расходе топлива и пробеге за месяц берут из путевых листов. За текущий месяц стоимость ГСМ составила 29 700 руб., общий пробег машины за месяц – 3300 км, в том числе по служебным нуждам – 2400 км. Других затрат, связанных с эксплуатацией авто, в данном месяце не возникло. Машина использовалась на благо фирмы в течение всех рабочих дней месяца.
Таким образом, размер компенсации составил 27 636,36 руб. ((8300 руб. + 29 700 руб.) / 3300 км × 2 400 км).
Вся эта сумма не облагается НДФЛ, страховыми и травматическими взносами. В «прибыльные» же расходы удалось включить только 1500 руб., то есть предельную величину компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Сверхнормативную сумму – 26 136,36 руб. (27 636,36 – 1500) – в налоговом учете не отражают.
Бухгалтер компании сделал такие проводки.
На дату начисления компенсации:
Дебет 26 Кредит 73 —27 636,36 руб. – сумма компенсации отнесена на расходы;
Дебет 99 субсчет «ПНО» Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль» —5227,27 руб. (26 136,36 руб. 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет«Налог на прибыль» —300 руб. (1500 руб. 20%) – отражен отложенный налоговый актив.
На дату выплаты компенсации:
Дебет 73 Кредит 51 —27 636,36 руб. – компенсация перечислена работнику;
Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 09 —300 руб. – погашен отложенный налоговый актив.
Действующее законодательство не запрещает работодателю использовать имущество работника по соглашению с ним и при условии выплаты соответствующей компенсации (ст. 188 ТК РФ). Ее размер определяется в письменном соглашении сторон трудового договора. Также его указывают в приказе о компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях.
Отметим, что трудовое законодательство не содержит требования об указании информации об использовании имущества сотрудника в трудовом договоре с ним. Такое условие не входит в список обязательных условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Следовательно, вполне достаточно приказа о выплате компенсации за использование личного автомобиля (образец см. в конце статьи).
Такой приказ сам по себе выполняет функцию соглашения между сторонами сделки. Воля сотрудника подтверждается его подписью, которая ставится в приказе после ознакомления с документом. Правомерность такого подхода подтверждают многочисленные суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2008 № А56-40623/2007).
Теперь несколько слов о том, что писать в приказе о компенсации за использование личного автомобиля сотрудника. Так как этот документ будет являться основанием для начисления выплаты работнику в бухгалтерском и налоговом учете, к его составлению нельзя подходить спустя рукава.
Во-первых, нужно указать технические характеристики и номер автомобиля. Также требуется указать объем двигателя, что определить, какую сумму получится списывать в расходы по налогу на прибыль, ориентируясь на постановление Правительства от 08ю02.2002 № 92.
Во-вторых, в приказе о возмещении за использование личного автомобиля нужно привести расчет суммы ежемесячной компенсации, учтя при этом:
амортизацию автомобиля;
затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание транспортного средства;
расходы на покупку ГСМ.
Ответственно подойдя к составлению документа, компания обезопасит себя от возможных претензий налоговиков.
Специально для читателей наши специалисты подготовили образец приказа о назначении компенсации за использование личного автомобиля. С ним можно ознакомиться и бесплатно скачать по прямой ссылке на сайте.