Обязанности опекуна над несовершеннолетним ребенком по оплате коммунальных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности опекуна над несовершеннолетним ребенком по оплате коммунальных услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Обязанности опекуна по оплате коммунальных услуг
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.
3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.
9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
Статья 11. Назначение опекунов и попечителей
1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.
4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.
7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.
Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства
1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.
2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.
3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.
Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства
1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
24 апреля 2008 года
N 48-ФЗ
Изучение отношения к велосипедному спорту
Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.
Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?
Налоговый вычет — сумма, на которую уменьшается налоговая база.
Таблица налоговых вычетов для опекунов:
На 1 и 2 детей | 1400 руб. |
На 3 и более | 3000 руб. |
На ребенка-инвалида | 6000 руб. |
Если опекун один, то сумма налогового вычета увеличивается в два раза.
Льгота предоставляется опекунам детей до 18 лет и студентов-очников до 24 лет.
Опекуны вправе вернуть подоходный налог на обучение подопечного — не более 50000 р. на одного ребенка в год, на лечение и лекарства — не более 120 000 р. в год (кроме дорогих операций), на приобретение жилья (земельных участков) в собственность опекаемых — не более 260 000 р.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
Опекунам положены:
— возможность сокращенного рабочего дня или недели (с пропорциональным уменьшением зарплаты);
— больничный на весь период болезни, если ребенку нет 7 лет; если больше 7 — по 15 дней на каждый случай;
— возможность отказа от командировок, сверхурочных, ночных смен;
— право взять оплачиваемый отпуск во время поступления опекаемого в вуз;
— дополнительный отпуск без сохранения заработной платы на 2 недели в год.
Если опека устанавливается над новорожденным, то опекуну положены декретный отпуск и оплаченный отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с 2020 года — до 3 лет.
Опекуны детей-инвалидов вправе получить 4 дополнительных оплачиваемых выходных в неделю и выбирать любое удобное время для ежегодного отпуска.
Опекунам предоставляют скидку на газ, электричество, воду и т. д. от 50 до 100% суммы квитанций — зависит от региона.
Медицина
Медицинские льготы ребенку под опекой положены следующие:
— малышам до 2 лет полагается бесплатное детское питание (смеси) по рецепту участкового педиатра;
— детям до трех лет — бесплатные лекарства (по рецептам);
— детям-инвалидам предоставляется бесплатное лечение, в том числе санаторное.
Таблица льгот, которые предоставляют образовательные учреждения:
Детские сады | Опекунам предоставляется скидка по оплате от 50 до 100% (зависит от региона) |
Школы | Для опекаемых предусмотрено двухразовое питание |
Вузы и колледжи |
Бесплатные подготовительные курсы |
— отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги;
— педставление неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе рассмотрения документов.
Действующее законодательство предусматривает различные формы материальной поддержки детей, являющихся объектом опекунства. Это, в частности:
- разовые (единовременные) выплаты;
- пособия, получаемые ежемесячно;
- региональные пособия.
Последний пункт обусловлен правом органов местного самоуправления назначать дополнительные виды пособий. Таким образом, выплаты регламентированы как нормами федерального, так и положениями регионального законодательства.
Размер пособий для лиц, проживающих в разных регионах, может существенно различаться, т.к. полномочия указанных органов предусматривают известную свободу в расчете этих сумм.
Размер пособия зависит также: от возраста опекаемого, состояния его здоровья (дети с инвалидностью наделяются повышенными суммами), некоторые иные факторы.
Необходимо подчеркнуть: все материальные блага, предусмотренные для института опеки и санкционированные государством, направлены исключительно на интересы опекаемого, опекун обязан обеспечить их адресное получение.
Проще говоря, он не вправе использовать эти средства для собственных нужд. Контроль за соблюдением интересов ребенка возложен на орган опеки.
Государственная поддержка опекунам зависит от категории (статуса) подопечного. Привилегии опекунов курируют органы социальной защиты.
Общий перечень льгот охватывает следующие сферы:
- налогообложение;
- трудоустройство;
- транспортные услуги;
- медицинское обслуживание;
- образование;
- социальная отрасль (субсидии).
Разновидность преимуществ регламентирована следующими нормативными актами:
- Семейный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Постановления Правительства.
- Указы Президента.
- ФЗ «Об опеке и попечительстве».
- Приказы Минздравсоцразвития.
Федеральное законодательство предоставило регионам право на установление отдельных льгот.
Работодатель обязан предоставить опекуну следующие привилегии:
- отпуск:
- 2 и более месяцев;
- по болезни (уходу) за ребенком;
- декрет с сохранением места и зарплаты.
- сокращение рабочего дня;
- возможность отказаться от:
- сверхурочных часов работы;
- вечерних и ночных смен;
- служебных поездок, если возраст ребенка до 5 лет.
Среди государственных гарантий, распространяющихся на опекунов:
- Скидка при оплате услуг жилищно-коммунальной сферы (до 50%).
- Прохождение курортного лечения.
- Уменьшение ставки налога на землю.
- Первоочередность при получении земельного участка для строительства жилья.
- Понижение размера транспортного налога.
- Отсутствие имущественного налога.
- Льготный проезд в общественном транспорте.
Объем льгот в субъектах Федерации отличается.
Данная категория привилегий, в основном, касается опекунов детей до 18 лет и инвалидов:
Льгота | Категория | Возраст |
---|---|---|
Бесплатное выделение части лекарств по рецепту врача | Дети | до 3 лет |
Смеси за средства госбюджета | до 2 лет | |
Реабилитационные программы | Инвалиды |
Оплата ЖКУ за несовершеннолетних сирот
Оформление выплат | Особенности | Пакет документов | Срок рассмотрения |
---|---|---|---|
Отделение соцзащиты | Посещение по месту (региону) проживания |
|
10 дней |
МФЦ | |||
Официальный сайт
Госуслуг |
|
Правом обращения в соответствующий орган обладает опекун или официальный представитель по нотариальной доверенности.
Положены ли льготы опекуну при выходе на пенсию?
Пенсионная льгота (досрочное назначение) распространяется на опекунов инвалидов с детства, если воспитание осуществлялось до достижения ими восьмилетнего возраста:
- мужчины — 55 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет;
- женщины — 50 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Предусмотрены ли льготы для оплаты коммунальных услуг?
Льгота в данной сфере предполагает получение скидки при оплате услуг ЖКХ до 50 %.
Может ли опекун получить льготы от работодателя?
Привилегии в случае трудоустройства регламентированы законодательством:
- отпуск:
- по требованию лица на срок до 2 месяцев. Период может быть продлен в зависимости от количества подопечных;
- по болезни (уходу) за ребенком;
- декрет с сохранением места и зарплаты.
- сокращение рабочего дня;
- отказ от сверхурочной, вечерней и ночной работы, командировок, если опекун взял на воспитание ребенка до 5 лет.
Получают ли опекуны детей льготы на проезд?
Точный перечень и размер льгот определяется локальными нормативными актами. В зависимости от региона список отличается. Наиболее распространенными среди них является бесплатный проезд в общественном транспорте, компенсация расходов за проезд к месту отдыха и обратно в случае опекунства над детьми-сиротами.
Какие положены льготы при опеке ребенка-инвалида?
Опекунство в данном случае предоставляет:
- Выплаты и пособия:
- социальная пенсия подопечному;
- единоразовая и ежемесячная компенсация.
- Набор бесплатных социальных услуг:
- обеспечение лекарственными препаратами;
- курортное лечение;
- проезд общественным транспортом;
- получение образования.
- Льготы в трудовой отрасли и налогообложении (вычеты).
Несовершеннолетний должен получить полное среднее образование. Обязанность по предоставлению такой возможности возлагается на опекуна.
Гражданин должен обеспечить ребенка:
- школьной одежной;
- спортивной формой;
- канцелярией;
- учебниками;
- местом для приготовления домашнего задания.
Также на опекуна возлагается обязанность по контролю за надлежащим посещением занятий и поведением ребенка в школе.
В задачи опекуна не входит:
- продажа детского имущества без разрешения отдела опеки;
- оформление кредитов или денежных займов от имени воспитанника;
- предъявление претензий к имуществу ребенка;
- растрата денежных средств воспитанника;
- оформление сделок с ребенком.
Данные действия являются противоправными. При выявлении факта, гражданин будет отстранен от исполнения обязанностей.
обязан ли опекун оплачивать коммунальные услуги за квартиру ребенка?
Многие люди, заботящиеся о несовершеннолетних детях, не знают, имеет ли право опекун на наследство в случае скоропостижной кончины подопечных. В Федеральном законодательстве рассмотрен этот вопрос и указаны требования для получения попечителями статуса правопреемников:
- Завещание. Получить наследство можно в следующем случае: если под опекой родственника или знакомого находятся совершеннолетние дети, которые, до момента признания их недееспособности составили в пользу попечителей завещание.
- Закон. Претендовать на наследство недееспособного человека попечители могут в порядке очередности, если имеют с подопечными родственные связи, либо по закону.
В том случае, когда несовершеннолетний/недееспособный не успел составить завещание в пользу попечителя, последний может претендовать на его наследство. Для этого ему необходимо обратиться в орган опеки и предъявить документы, подтверждающие понесенные издержки в процессе управления наследственным имуществом. В случае отказа куратор имеет возможность обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением, которое при наличии убедительной доказательной базы будет удовлетворено.
Российские граждане, оформившие опеку над несовершеннолетними детьми, могут претендовать на пособия и льготы. Несмотря на то, что попечительство на территории РФ осуществляется на добровольной основе, государство старается финансово поддержать и стимулировать кураторов. Им положены следующие виды пособий:
- Единовременная выплата при назначении опекуна;
- Ежемесячное пособие до достижения ребенком 18-ти лет;
- Материнский капитал (если вы проходите по условиям его получения
Величина пособия для разных категорий граждан будет напрямую зависеть от следующих факторов:
- состояния здоровья;
- возрастной группы;
- бытовых условий (проводится проверка по месту проживания);
- уровня дохода и т. д.
Важно! Все выделяемые кураторам средства в виде пособий они могут расходовать только для нужд несовершеннолетних. Законодательство обязывает попечителей обеспечить адресное получение государственной и региональной финансовой помощи.
Ответственны за своевременную оплату жилищного помещения те, кто, согласно документам, является его собственником.
Помещение признается принадлежащим наследнику с момента открытия наследства. При этом не имеет значения, когда происходит регистрация права наследования и его фактическое принятие.
Право на наследованное имущество открывается со смертью гражданина и если наследников несколько, то каждый из них должен, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, оплачивать квартплату в соответствии со своей долей имущества Для того чтобы управляющая компания перестала начислять коммунальные услуги на умершего, его родственники должны обратиться в нее с письменным заявлением, в которое будет внесено требование о перерасчете квитанции в связи со смертью гражданина. Здесь же стоит выяснять, кому начисляют квартплату после смерти и кто обязан ее оплачивать.
В целях охраны также могут производиться и иные действия, обеспечивающие имущественные интересы подопечных.Объектом охраны является любое имущество подопечного независимо от оснований и времени его приобретения.
Это может быть только имущество несовершеннолетних и недееспособных лиц, но не лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления ими спиртными напитками или наркотиками.
На это в п. 1 делается специальная оговорка. Согласно ст. 30 ГК РФ гражданин, ограниченный судом в дееспособности, имеет определенный объем правоспособности, в том числе в отношении своего имущества, вправе совершать мелкие бытовые сделки, самостоятельно нести имущественную ответственность по таким сделкам и за причиненный им вред.Субъектами охраны, т.е.
- Кроме того, он может проживать как вместе с нетрудоспособным лицом, так и отдельно.
- Они получают ежемесячную выплату в сумме 5 500 рублей.
- Другие граждане, осуществляющие уход за инвалидами с детства, получают выплату 1 200 рублей.
- О порядке назначения этих выплат подробнее — в статье Выплаты, связанные с опекой над детьми, можно
Правомерно ли требование оплаты коммунальных услуг к опекуну?
Я являюсь опекуном своего внука с декабря 2010 г. Недавно узнал, что я как опекун имею право на получение государственной поддержки, заключающейся в предоставлении мне материальной помощи.
Я обратился к специалисту по опеке, но она сказала, что не положено. Я считаю, что этот отказ противоречит п. 1 ст. 84 Семейного кодекса РФ. Проясните мне, пожалуйста, этот вопрос.
Еще скажите, могу ли я деньги, которые получает мой внук, тратить не только на продукты питания, но и на оплату коммунальных услуг?
В п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» содержатся следующий разъяснения:
В случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).
В статье 18 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» содержатся основные правила охраны и перечень действий, которые должны выполняться органом опеки и попечительства, а также опекуном или попечителем с целью обеспечения сохранности имущества подопечного и его эффективного использования.
Объектом охраны является любое имущество подопечного независимо от оснований и времени его приобретения. Это может быть только имущество несовершеннолетних и недееспособных лиц, но не лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления ими спиртными напитками или наркотиками. На это в п.
1 делается специальная оговорка. Согласно ст.
30 ГК РФ гражданин, ограниченный судом в дееспособности, имеет определенный объем правоспособности, в том числе в отношении своего имущества, вправе совершать мелкие бытовые сделки, самостоятельно нести имущественную ответственность по таким сделкам и за причиненный им вред.
Если вы единственная наследница, то и долги теперь будут взыскивать с вас. если нет, то долги делят между всеми наследниками пропорционально унаследованному имуществу. в любом случае, если есть долги, то квартиры можно лишиться.
поэтому хоть по немного, но гасить нужно. договоритесь с управляющей компанией. у вас должен быть опекун, с которым идите туда и решайте этот вопрос, пока не подали в суд. иначе платить придется намного больше.
и не забывайте про текущие платежи.
Рекомендуем прочесть: Студент Проживает Один Соц Защита
Приватизировать на » себя» невозможно. И вообще, будут сложности, «запросто» не получится. Варианты. 1. Зарегистрироваться в ее квартире ( с согласия мамы и иных совершеннолетних, зарегистрированных там) , впоследствии приватизировать .2.
Попросить у матери доверенность на осуществление приватизации квартиры и пусть напишет на вас завещание. Если мама не готова ни к каким действиям и убедить вы ее не можете-тогда ничего не получится. Так что, работайте с мамой, убеждайте.
Какие права имеет опекун несовершеннолетнего ребенка?
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
Прежде всего общие вопросы, связанные с опекой и попечительством, регламентируются Гражданским и Семейным кодексами. Законы устанавливают общие принципы и положения, на которых строятся эти социальные институты.
Более конкретным и детальным законом является ФЗ «Об опеке и попечительстве». В нем регламентируются более детальные вопросы, например сколько получает опекун, какие у него есть права и обязанности, устанавливаются детали осуществляемой деятельности.
Это основные законы, помимо них есть и подзаконные акты, например те, что издаются правительством, президентом России, а также иными ведомствами и министерствами.
Законом регулируется основная классификация, в которую входят два вида опеки. Это общая опека, которая бывает как возмездной, так и безвозмездной. Второй вид — предварительная опека.
Когда мы говорим о безвозмездном виде, речь идет о попечительстве. Оно подразумевает отсутствие оплаты за труд попечителя. Ярким примером является попечительство над ребенком, достигшим 14, но не достигшим 18 лет. Данный институт автоматически перестает действовать при эмансипации ребенка или тогда, когда ему исполняется 18 лет.
В первый вид входит и возмездное попечительство, когда за труд попечитель получает материальную помощь. В таком случае сумма вознаграждения оговаривается в договоре. Это может быть договор о приемной, патронатной семье либо об установлении опеки.
Второй вид — это предварительная опека. Она предусматривается в том случае, если ребенка изъяли из семьи, но с целью ограждения его от негативных факторов не стали помещать в приют. В таком случае опекунами становятся дяди, тети, бабушки, дедушки или иные родственники. В этом случае можно говорить о временной, или предварительной, опеке. От вида зависит то, сколько получает опекун.
Важно знать, какие обязанности возлагаются на опекунов. Мы отметим некоторые из них, более детально опять же круг обязанностей устанавливается в контракте. Опекун обязан:
- Заботиться об интересах и правах своего подопечного, представлять их в случае необходимости и действовать исключительно в его интересах.
- Не допускать уменьшения стоимости имущества, способствовать получению дохода от этого имущества, обеспечивать его сохранность.
- Предъявлять требование о возмещении вреда, который был причинен подопечному. В данном случае речь идет как о моральном, так и о физическом вреде.
- Заботиться и ухаживать за лицом, над которым установлена опека.
- В случае если речь идет о ребенке, обеспечивать получение им основного образования.
- Заботиться о нормальном духовном, психическом, физическом развитии подопечного.
Вот теперь перейдем к вопросу, сколько денег получают опекуны. При этом рассмотрим разные категории подопечных.
Касаемо несовершеннолетних существует несколько видов выплат, связанных с опекой над детьми. В первую очередь это единовременная помощь, помимо нее есть ежемесячное пособие, вознаграждение для приемных родителей, а также региональные выплаты.
В РФ действует закон «О пособиях гражданам, которые имеют детей». Он предусматривает выплату опекунам при передаче ребенка под опеку. Сколько получает опекун на ребенка? Сумма постоянно индексируется, а значит, увеличивается. Для сравнения: в 2016 году ее размер составлял 15 512,65 рубля. В 2018 году сумма равна 16 873, 54 рубля. Несмотря на то что индексация невелика, это все же значимая помощь приемным родителям. Такая сумма установлена на уровне РФ, она является минимальной, на уровне субъекта федерации ее размер может быть увеличен. Для уточнения конкретного размера пособия нужно обратиться в отдел социальной защиты.
Законно ли взыскивать долг по коммуналке с ребёнка?
Сколько получает опекун инвалида 2-й группы? Ежемесячная выплата в таком случае равна 2000 рублей, пенсия для инвалида составляет 3600 рублей, социальный пакет равен 839 рублям. Кроме того, для данной категории недееспособных предусмотрено бесплатное социальное обслуживание, проезд, льготы в области образования, скидка на оплату коммунальных услуг.
Мы рассмотрели, сколько получают опекуны за инвалидов, однако есть некоторые нюансы с растратами. В случае опеки за инвалидами 1-й группы опекун может распоряжаться выплатами в своих интересах, то есть тратить деньги на себя. В случае опеки над инвалидами 2-й группы все средства должны идти на благо подопечного.
Единовременное пособие при передаче ребенка в семью устанавливается федеральным законодательством и ежегодно до 1 февраля индексируется.
Общий размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью опекуна с 01.02.2021 составляет 18 886,32 р. Но регионы могут увеличивать его за счет районного коэффициента.
ПримерВ Новосибирской области размер пособия с учетом районного коэффициента составляет 22 663, 58 р. В Ростовской области на каждого ребенка, переданного на воспитание, перечисляется 18 886,32 р., а если семья проживает в пустынной или безводной местности, то 20 774,95 р.
Сумма пособия, которую получит опекун, зависит не от даты подачи заявления, а от даты назначения опеки. Если приказ был вынесен до момента ежегодной индексации, то опекуну будет выплачена сумма без учета последней индексации.
Ежемесячные выплаты предназначаются не всем опекунам. Назначение вознаграждения зависит от того, какая форма опеки выбрана опекуном.
Опекуны могут исполнять обязанности:
- На безвозмездной основе. Опекун не получает вознаграждение за исполнение обязанностей, а только пособия и льготы на ребенка.
- На возмездной основе. Опекун получает ежемесячное вознаграждение. Это дополнительная выплата, которая не пересекается с другими выплатами и льготами. В 2021 году в РФ существует 3 вида возмездной опеки (по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье, постинтернатное сопровождение). Регион самостоятельно решает, какие виды возмездной опеки будет реализовывать.
ПримерВ 2021 году на территории г. Москвы реализуются возмездная опека по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье и постинтернатное сопровождение. При этом, на территории Новосибирской области реализуется только возмездная опека по договору о приемной семье. А в Алтайском крае – по договору о приемной семье и постинтернатное сопровождение.
В 2021 году на всей территории страны реализуется только опека по договору о приемной семье. В зависимости от законодательства региона она предусматривает:
- выплату вознаграждения обоим приемным родителям;
- выплату вознаграждения только одному из приемных родителей.
Размер вознаграждения может зависеть от количества детей в семье (за каждого ребенка устанавливается фиксированная сумма вознаграждения) или устанавливается базовая сумма вознаграждения, а за каждого ребенка, принятого в семью выплачивается небольшая дополнительная сумма.
В Алтайском крае в 2021 году выплачивается 4 115,64 р. за каждого ребенка в приемной семье. В Новосибирской области в 2021 году выплачивается базовая часть 11 433,25 р. (назначается при принятии первого ребенка) + 20% (за каждого последующего ребенка) + 20% (если у приемного ребенка есть инвалидность).
ПримерСветлана опекун в Новосибирской области. В ее семье 3 подопечных ребенка. Один из них ребенок-инвалид. Ее вознаграждение составляет: на первого ребенка 11 433,25 + на второго ребенка 11 433,25 * 20% = 2 286,65 р. + на ребенка-инвалида 11 433,25 * 40% = 4 573,2. То есть ежемесячно Светлана получает 18 283,1 р.
Если семья переезжает из одного региона в другой, то договор о приемной семье расторгается. По месту прибытия заключается новый. Соответственно правила начисления вознаграждения меняются в соответствии с правилами региона.
Вознаграждение – это выплата для опекуна. Поэтому не требуется предоставлять отчет о тратах.
Пособие можно оформить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации опекуна. Документы можно подать следующим образом:
- В отдел социальной защиты населения лично.
- Через МФЦ. Заявление можно подать через любое отделение МФЦ в городе.
- Через портал Госуслуги. Для этого необходимо иметь личный кабинет на портале. Заявление формируется в электронном виде, а документы прикрепляются в сканированном виде.
К заявлению на выдачу единовременного пособия необходимо приложить копии:
- Гражданского паспорта опекуна;
- Свидетельства о рождении ребенка;
- Гражданского паспорта ребенка в возрасте от 14 до 17 лет;
- Приказа о назначении опеки;
- Реквизиты личного банковского счета.
Следующие документы предоставляются в оригиналах:
- Выписка из домовой книги;
- Документы, которые подтверждают статус ребенка, оставшегося без родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, решение суда о признании умершим, лишении или ограничении родительских прав).
Для назначения вознаграждения для приемного родителя необходимо лично или через МФЦ подать в отдел опеки по месту постоянной или временной регистрации опекуна заявление и реквизиты банковского счета.
Образец заявления устанавливается административным регламентом региона проживания. Единого бланка для всей территории РФ не предусмотрено. Выплата назначается со дня заключения договора о приемной семье.
Какие льготы и выплаты положены опекунам?
Закон устанавливает для опекунов и подопечных дополнительные льготы. Среди них:
- Налоговые;
- Трудовые;
- Медицинские;
- Образовательные;
- В сфере ЖКХ;
- Для опекунов ребенка-инвалида;
- Социальные (пенсия по потери кормильца, обеспечение жильем).
Рассмотрим подробнее.
Закон устанавливает для детей-сирот ряд образовательных льгот. Они действуют до достижения гражданином 23 лет. После чего он может пользоваться правом на образование на общих основаниях.
Основные льготы:
1 При поступлении в ВУЗ, абитуриент может пройти предварительные курсы бесплатно. Как правило, такие курсы проводятся перед вступительными экзаменами. Для получения льготы необходимо предоставить справку из отдела опеки о подтверждении статуса сироты.
2 При поступлении в СУЗ (колледж или лицей) дети-сироты зачисляются на полное государственное обеспечение. То есть он не только не платит за обучение, но и бесплатно проживает в общежитии, питается, получает одежду, обувь, постельное белье, канцелярские принадлежности.
3 Дети-сироты имеют право бесплатно получить 2 средних профессиональных образования с полным обеспечением. Обязательным условием является выбор рабочих специальностей. Например, штукатур или овощевод. Если ребенок имеет диагноз “легкая умственная отсталость” и проходит обучение по программе 8 вида, то бесплатное образование можно получить только 1 раз.
4 После окончания обучения в школе, СУЗе или ВУЗе, студенту выплачиваются “подъемные”. Это единовременная выплата к окончанию учебы и компенсация на покупку одежды и обуви. Их сумма различается в зависимости от региона. Например, в 2021 году в г. Санкт-Петербург размер компенсации составляет 96 040 р., а единовременной выплаты – 2 808 р.
Льготы для подопечных в сфере ЖКХ являются региональными. Например, Нижегородская область и Москва предусматривают льготы в 100% от платы за квартиру и коммунальные услуги, которые приходятся на ребенка. Причем льгота сохраняется, если ребенок прописан в квартире опекуна до достижения подопечным 23 лет, даже если фактически он живет в общежитии учебного заведения.
ПримерРассмотрим ситуацию, когда в квартире опекуна проживают 4 человека (опекун, 1 кровный ребенок и 2 подопечных). Допустим, квартира муниципальная и предоставлена опекуну по договору социального найма. Если плата за квартиру составляет 4 000 р. и плата за коммунальные услуги составляет 4 000 р., то доля каждого жильца составляет (4 000 + 4 000) / 4 = 2 000 р. Опекун платит за квартиру и коммунальные услуги только за себя и за кровного ребенка 2 000 + 2 000 = 4 000 р. А на долю подопечных предоставляется 100% льгота.
Для получения льготы в отношении несовершеннолетнего подопечного, опекун должен ежегодно предоставлять в управляющую компанию справку из отдела опеки. В отношении совершеннолетнего студента – бывшего подопечного дополнительно предоставляется справка из учебного заведения.
В тексте следует указать сумму долга, размер пеней и прочие данные об имеющихся у должника проблемах финансового характера. Далее указывается, что намереваются предпринять сотрудники компании в случае отсутствия оплаты по имеющейся задолженности.
- данные управляющей компании;
- реквизиты ответственного лица в задолженности по коммуналке;
- точная дата вручения претензии – это документ необходимо отдавать в руки должника с соответствующим подписанием уведомления;
- вся информация о задолженности, начисленных пенях, сроках просрочки и прочее;
- текст с требованием уплатить долг в ближайшее время;
- важно описать последующие действия, которые будут в случае игнорирования требования;
- дополнительно указывается возможность обсудить сложившуюся ситуацию – здесь важно указать время и дату для визита в управляющую компанию;
- документ следует подписать – делает это сотрудник управляющей компании, который является ответственным за взыскание задолженности с конкретного должника.
- Сотрудник управляющей компании подает исковое заявление по делу о взыскании задолженности по коммуналке относительно конкретного должника.
- В течение 5 дней судья рассматривает представленные документы. Если все соответствует нормам и законам, выносится судебное решение в пользу ТСЖ с вынесением обязательства должнику выплатить имеющуюся задолженность. Судебное решение отправляется ответчику.
- В течение 10 дней после получения судебного приказа должник может подать ответный иск на неправомерные действия сотрудников коммунальной службы. Далее последуют дополнительные разбирательства.
- Если должник не подает апелляцию, значит, он становится ответственным за вынесенное решение.
- данные управляющей компании;
- реквизиты ответственного лица в задолженности по коммуналке;
- точная дата вручения претензии – это документ необходимо отдавать в руки должника с соответствующим подписанием уведомления;
- вся информация о задолженности, начисленных пенях, сроках просрочки и прочее;
- текст с требованием уплатить долг в ближайшее время;
- важно описать последующие действия, которые будут в случае игнорирования требования;
- дополнительно указывается возможность обсудить сложившуюся ситуацию – здесь важно указать время и дату для визита в управляющую компанию;
- документ следует подписать – делает это сотрудник управляющей компании, который является ответственным за взыскание задолженности с конкретного должника.