Санитарно-защитные зоны санпин 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарно-защитные зоны санпин 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации № 222 от 03 марта 2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определён порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
  • С момента вступления в силу постановления Правительства РФ № 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» действуют в части, не противоречащей Правилам.
  • Оценка проектов СЗЗ на предмет соответствия ограничений, предусмотренных подпунктом «б)» пункта 5 Правил в части использования земельных участков в границах СЗЗ в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, необходимо осуществлять с учетом сведений об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, сведений о земельных участках в границах СЗЗ, используемых в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также действующих технических регламентах, устанавливающих требования к качеству пищевой продукции.
  • Проекты СЗЗ необходимо оценивать на предмет соответствия указанным ограничениям с учетом сведений: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ; об участках в границах СЗЗ, используемых в целях производства, хранения и переработки с/х продукции; о действующих техрегламентах, устанавливающих требования к качеству пищевой продукции.

Проект СЗЗ: Этапы разработки и требования СанПиН СЗЗ 2021

1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).

2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7.

6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.

7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.

8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.

Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°C и выше — не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки12.

12. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.

13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

СЗЗ как зоны с особыми условиями использования территорий: очередные изменения

124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее — центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.

Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0°С.

125. Инсоляция и солнцезащита жилых помещений и территорий жилой застройки должны соответствовать гигиеническим нормативам.

126. В помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств и просушивают.

В помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

127. Здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477) (далее — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).

В населенных пунктах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2 этажных жилых многоквартирных домов с неканализованными туалетами в отапливаемой части здания.

С целью недопущения попадания воздуха из вытяжной части канализационных стояков, запрещается соединять вытяжную часть канализационных стояков с вентиляционными системами и дымоходами.

Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, запрещено.

128. Параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80°С.

На кухнях, в ванных комнатах, душевых, туалетах и сушильных шкафах должны быть вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь, душевых и санитарных узлов, помещений медицинского назначения, прачечных с жилыми комнатами.

Вентиляция объектов общественного назначения, эксплуатируемых в многоквартирных жилых домах, должна быть автономной.

Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию нежилых помещений, выбросы которых не будут приводить к превышению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных для территорий жилой застройки.

129. Качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений многоквартирного жилого дома, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должно соответствовать гигиеническим нормативам.

130. Уровни физических факторов46 воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ.

Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.

Уровни искусственного и естественного освещения и инсоляции в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Естественное освещение должны иметь помещения, для которых гигиеническими нормативами установлено значение коэффициента естественного освещения.

131. При наличии мусоропровода крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками.

132. Очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц.

Мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры. Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения.

148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.

149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.

Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47.

150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, неимеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.

Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.

151. В санпропускниках должны быть:

туалеты (раздельные для посетителей и персонала);

раздевалки;

душевая;

комната личной гигиены женщин;

кладовые чистого и грязного белья;

помещение для дезинфекции одежды и обуви;

постирочная;

хозяйственные помещения;

помещения для персонала.

152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха.

В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья.

153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.

На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.

154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам.

156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно.

Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.

267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.

268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.

269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.

При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.

270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.

271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы. Штрафы достигают до 100 тысяч рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.

Подробные санкции за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения указаны в статьях 6.3, 8.1 КоАП РФ.

Согласно Постановлению № 222, санитарно-защитная зона разрабатывается и устанавливается в отношении действующих, проектируемых, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

При этом ранее СанПиН в п.1.2 устанавливал, что «источником воздействия» предприятие является, когда на его границах идет превышение 0,1ПДК/ОБУВ загрязняющих веществ или ПДУ физических факторов.

Новое постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 отменяет старый СанПиН. Документ говорит о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия, создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на границе:

  • Земельного участка объекта;
  • Полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий;
  • Объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Таким образом, СЗЗ нужно устанавливать в тех случаях, когда на границе объекта присутствует превышение 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ.

Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя III класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

В настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями:

• Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила, Постановление № 222);

• СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);

• Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана ЗОУИТ, а порядок установления таких зон определен ГрК РФ.

Согласно Правилам после разработки проект СЗЗ должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам[3].

В случае если объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта.

Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка представляет в Роспотребнадзор следующие документы:

• заявление об установлении СЗЗ;

• проект СЗЗ;

• экспертное заключение на проект СЗЗ;

• санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ;

• результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта (если объект действующий);

• файлы в xml-формате, содержащие текстовое и графическое описание границ СЗЗ;

• материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости).

Значительно изменен п. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, также в ст. 26 введены пп. 16.1 и 16.2:

Федеральный закон № 342-ФЗ

(в предыдущей редакции)

Федеральный закон № 342-ФЗ

(в настоящей редакции)

Статья 26

[…]

16. До утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

[…]

Статья 26

[…]

16. До 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий[4] (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.

16.1. До 1 января 2022 года в целях установления, изменения, прекращения существования санитарно-защитных зон не требуются:

1) представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона;

2) внесение сведений о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае санитарно-защитная зона считается установленной, измененной или прекратившей существование со дня принятия решения об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны органом, уполномоченным на принятие данного решения.

16.2. До 1 января 2022 года с заявлением об изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, установленной в соответствии с частью 8 или 16 настоящей статьи, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изменении или прекращении существования такой зоны, наряду с правообладателем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в связи с размещением которых установлена такая зона, вправе обратиться заинтересованные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

[…]

Если мы внимательно изучим приведенные положения, становится понятно следующее.


[1] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).

[4] Здесь и далее выделено автором.

  • Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗ
  • Разработка проекта СЗЗ с учетом всех изменений
  • СЗЗ установлена не до конца: последствия главной ошибки владельцев промышленных объектов

Документ разработан в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», введен в действие с 01.01.2021 на срок до 01.01.2027.

— не содержат рекомендательных норм, все нормативы носят обязательный характер;

— базируются на результатах научных гигиенических исследований физических, химических и биологических факторов среды обитания человека;

— исключают дублирующие требования нормативных документов других контрольно-надзорных ведомств и инстанций;

— санитарно-эпидемиологические требования не имеют разночтений с другими правовыми актами и трактуются однозначно;

— отсутствует императивность требований, хозяйствующему субъекту предлагается выбор метода соблюдения санитарно-эпидемиологического требования или достижения гигиенических нормативов.

к услугам аптечных организаций и гостиничным услугам, санитарно-эпидемиологические требования к которым до настоящего времени не были отражены в отдельных нормативно-правовых актах санитарного законодательства

— зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги;

— объемно-планировочным решениям зданий и сооружений, а также оборудованию хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание услуг, в том числе деятельности организаций социального обслуживания;

— микроклимату, водоснабжению, канализованию;

— организации профилактического и противоэпидемического режима в организациях, оказывающих услуги;

— условиям хранения при реализации продукции производственно-технического назначения, товаров для личных и бытовых нужд;

— предоставлению медицинских услуг, услуг в области спорта, организации досуга и развлечений, бытовых услуг

Новые санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Санитарные правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации.

Раздел дает разъяснения об эксплуатации зданий, помещений, оборудования и транспортных средств, которые используются при оказании услуг.

Без изменений осталось требование об обязательном осуществлении хозяйствующим субъектом в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, — п. 2.1.

Введено обязательное требование для всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, при отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения оборудовать здания, строения, сооружения, помещения нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения — п. 2.2.

Обязательный характер имеют требования к обследованию технического состояния системы вентиляции, проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет — п. 2.6.

Правилами определены требования к уборке территории, оборудования контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов — п. п. 2.8, 2.9.

Впервые на обязательной основе введено требование обеспечения во всех помещениях, где предоставляются услуги населению, параметров микроклимата, воздухообмена, установленных гигиеническими нормативами. В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов. Уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам — п. п. 2.4 — 2.6.

Допускается транспортирование товаров бытовой химии, парфюмерных и косметических товаров, строительных материалов совместно с пищевой продукцией при обеспечении условий, исключающих их соприкосновение и загрязнение, а также изменение потребительских свойств пищевой продукции, — п. 3.2.

Обязательным остается требование хранения пестицидов и агрохимикатов, строительных материалов в отдельных помещениях, предназначенных для этих целей, или в выделенных зонах складов для непродовольственных товаров — п. 3.5.

Обзор санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021

Впервые не регламентирован размер земельного участка поликлиник, подстанций скорой помощи; площадь зеленых насаждений и газонов участка стационара, исключая тем самым излишние и часто невыполнимые требования.

Введен запрет на размещение всех форм медицинских организаций, в том числе амбулаторно-поликлинического консультативного приема, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилям «Инфекционные болезни», «Фтизиатрия», в многоквартирных домах — п. 4.1.4.

Правилами допускается возможность размещения кабинетов магнитно-резонансной томографии в помещениях с постоянным пребыванием людей или с постоянными рабочими местами, при условии, что такие кабинеты не являются смежными с палатами для беременных, детей и кардиологических больных, а уровень физических факторов в этих кабинетах должен соответствовать гигиеническим нормативам — п. 4.1.7.

Правилами допускается возможность уменьшения в пределах 15% регламентированных минимальных площадей помещений медицинских организаций — п. 4.2.3.

С целью профилактики возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в том числе инфекций с аэрогенным путем передачи возбудителей, строго обязательными остаются требования к воздушному режиму:

— Каждая группа помещений (операционные, реанимационные, рентгенкабинеты, лаборатории, боксированные помещения, пищеблоки) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением — п. 4.5.8.

— Запорные устройства должны устанавливаться на приточных и вытяжных вентиляционных системах в секционных, лабораториях патологоанатомических отделений и отделений судебно-медицинской экспертизы, а также в других помещениях для исключения несанкционированного перетока воздуха — п. 4.5.11.

— В инфекционных отделениях вытяжные вентиляционные системы оборудуются устройствами обеззараживания воздуха или фильтрами тонкой очистки — п. 4.5.12.

— Боксы или боксированные палаты оборудуются автономными системами вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком и установкой на вытяжке устройств обеззараживания воздуха или фильтров тонкой очистки — п. 4.5.13.

Введено требование обязательности оборудования перечня помещений умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах — п. 4.4.6.

Впервые вводится обязательное требование оборудования во вновь строящихся и реконструируемых медицинских организациях ванных комнат с подъемниками для гигиенической обработки тяжело больных пациентов — п. 4.9.3.

Регламентировано введение запретительного знака, отделяющего зону общебольничного режима (после шлюза) от остальных помещений операционного блока, — п. 4.11.2.

Введено обязательное требование организации для вновь проектируемых и реконструируемых медицинских организаций входа в родовой блок через санитарный пропускник, имеющий смежные помещения, аналогичные помещениям санитарного пропускника операционного блока, — п. 4.13.3.

Обязательный характер приобрели требования оборудования помещения для отдыха и наблюдения за пациентом при оказании анестезиологического пособия в ходе эндоскопического обследования в амбулаторных условиях — п. 4.17.1.

Впервые на обязательной основе вход детей в детские поликлиники организуется через бокс — п. 4.22.2.

Проект Постановления Правительства РФ устанавливает, что с 1 января 2022 года организации будут подавать заявления об установлении/изменении границ, прекращении санитарно-защитных зон в электронном виде, через «Интернет». Ведомства будут принимать бумажные пакеты только в том случае, если в прилагаемых документах содержится государственная тайна.

Электронный сервис пока не запущен. Предполагается, что это будет Единая платформа межведомственного взаимодействия, в которой уже представлены некоторые сведения из ЕГРН.

Официальные данные об установленных границах СЗЗ размещают на сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора, кроме отнесенных к гостайне.

Размеры санитарно-защитной зоны определяют расчетным путем в порядке, установленном в разделе II Положения. Исключение делают при одновременном выполнении условий:

  • объект отнесен к IV—V классу опасности,

  • расположен за пределами населенных пунктов,

  • расстояния от него до ближайших нормируемых объектов превышают в 10 и более раз фиксированные размеры СЗЗ в п. 9.

В этом случае размеры санитарно-защитной зоны утверждают по п. 9 Положения:

I класс опасности — 1000 м;

  • II — 500 м;

  • III — 300 м;

  • IV — 100 м;

  • V — 50 м.

Установленные границы СЗЗ в течение года подтверждают результатами лабораторных исследований (измерений) в рамках производственного контроля над соблюдением санитарных норм. Протоколы представляют в территориальные органы Роспотребнадзора в течение 30 дней после завершения замеров.

Решение об изменении/сохранении границ СЗЗ принимают по результатам анализа результатов лабораторных исследований.

Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2.

Таблица 7.1.2.

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений

Сооружения для очистки сточных вод

Расстояние в м при расчетной производительности очистных сооружений в тыс. м3/сутки

до 0,2

более 0,2 до 5,0

более 5,0 до 50,0

Кому не нужно устанавливать СЗЗ?

Приложение 5
к п.2.7.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
минимальные расстояния от магистральных трубопроводов
для транспортирования нефти



Элементы застройки

Расстояние в м при диаметре труб в мм

до 300

300-600

600-1000

1000-1400

Города и поселки

75

100

150

200

Отдельные малоэтажные жилища

50

50

75

100

Гидротехнические сооружения

300

300

300

300

Водозаборы

3000

3000

3000

3000

Примечания. Разрывы от магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть с высокими коррозирующими свойствами, от продуктопроводов, транспортирующих высокотоксичные, раздражающие газы и жидкости, определяются на основе расчетов в каждом конкретном случае при обязательном увеличении размеров не менее чем в 3 раза.

Приложение 6
к п.2.7.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
минимальные разрывы от нефтеперекачивающих станций



Элементы застройки

Разрывы в м по категориям НПС

III

II

I

Города и поселки

100

150

200

Водопроводные сооружения

100

150

200

Отдельные малоэтажные здания

50

75

100

Примечания.

1. Величина СЗЗ для нефтехранилищ должна уточняться в каждом конкретном случае на основе расчетов и реальных характеристик загрязнения атмосферы прилегающих территорий углеводородами.

2. Минимальные разрывы складов легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, размещающихся в составе речного порта, до жилой зоны в зависимости от категории составляют от 5000 м (I категория) до 500 м (без категории).

Номер документа Название документа
СП 2.1.5.1059-01 “Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения”
СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”
СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
СанПин 2.2.1/2.1.1.2555-09 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция”
СП 2.1.4.2625-10 “Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы”
Действуют до 1 января 2022 года

Вода признается качественной, если она отвечает следующим условиям:

  • В течении года не выявлено превышение уровня по показателям:
    • микробиологическим*
    • паразитологическим
    • вирусологическим
    • радиологическим
  • В течение года 95% проб из 100% соответствуют по показателям ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Кишечная палочка
  • В течение года не выявлено превышений по показателям:
    • органолептические
    • обобщённые
    • неорганические
    • органические

Не допускается в питьевой воде посторонних включений и наличия поверхностной пленки.

Температура горячей воды должно быть не менее 60*С и не более 75*С в точке водоразбора – то есть у вас из крана. Температура ниже – вы в праве отстаивать требование о нормализации температуры горячей воды.

Требование к охране водных объектов.

Запрещается мыть автомобили на берегах рек, озер и т.п. А также проводить любые работы, способствующие загрязнению водного объекта.

Санпин санзоны с изменениями на 2021 год

Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Лесохимические комплексы (производство по химической переработке дерева и получение древесного угля).

Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.

1. Производство древесного угля (углетомильные печи).

Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.

1. Производства по консервированию дерева (пропиткой).

2. Производство шпал и их пропитка.

3. Производство изделий из древесной шерсти: древесностружечных плит, древесноволокнистых плит, с использованием в качестве связующих синтетических смол.

4. Деревообрабатывающее производство.

Класс IV — санитарно-защитная зона 100 м.

1. Производство хвойно-витаминной муки, хлорофилло-каротиновой пасты, хвойного экстракта.

2. Производства лесопильное, фанерное и деталей деревянных изделий.

3. Судостроительные верфи для изготовления деревянных судов (катеров, лодок).

4. Производство древесной шерсти.

5. Сборка мебели с лакировкой и окраской.

Класс V — санитарно-защитная зона 50 м.

1. Производство обозное.

2. Производство бондарных изделий из готовой клепки.

3. Производство рогожно-ткацкое.

4. Производство по консервированию древесины солевыми и водными растворами (без солей мышьяка) с суперобмазкой.

5. Сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски.

Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Производства клееварочные, по изготовлению клея из остатков кожи, полевой и свалочной кости и других животных отходов.

2. Производство технического желатина из полевой загнившей кости, мездры, остатков кожи и других животных отходов и отбросов с хранением их на складе.

3. Промышленные объекты по переработке павших животных, рыбы, их частей и других животных отходов и отбросов (превращение в жиры, корм для животных, удобрения и т.д.).

4. Производства костеобжигательные и костемольные.

Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.

1. Производства салотопенные (производство технического сала).

Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.

1. Центральные склады по сбору утильсырья.

2. Производства по обработке сырых меховых шкур животных и крашению (овчинно-шубные, овчинно-дубильные, меховые), производство замши, сафьяна.

3. Производства по обработке сырых кож животных: кожевенно-сыромятные, кожевенно-дубильные (производство подошвенного материала, полувала, выростки, опойки) с переработкой отходов.

4. Производство скелетов и наглядных пособий из трупов животных.

5. Комбикормовые заводы (производство кормов для животных из пищевых отходов).

Класс IV — санитарно-защитная зона размером 100 м.

1. Объекты по мойке шерсти.

2. Склады временного хранения мокросоленых и необработанных кож.

3. Производства по обработке волоса, щетины, пуха, пера, рогов и копыт.

4. Производство валяльное и кошмо-войлочное.

5. Производство лакированных кож.

6. Производства кишечно-струнные и кетгутовые.

Класс V — санитарно-защитная зона размером 50 м.

1. Производство изделий из выделанной кожи.

2. Производство щеток из щетины и волоса.

3. Валяльные мастерские.

Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Производство белково-витаминных концентратов из углеводородов (парафинов нефти, этанола, метанола, природного газа).

2. Производства, использующие в технологии микроорганизмы 1-2 группы патогенности.

Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.

1. Производство кормового бацитрацина.

2. Производство кормовых аминокислот методом микробиологического синтеза.

3. Производство антибиотиков.

4. Производство кормовых дрожжей, фурфурола и спирта из древесины и сельскохозяйственных отходов методом гидролиза.

5. Производство ферментов различного назначения с поверхностным способом культивирования.

6. Производство пектинов из растительного сырья

Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.

1. Производство пищевых дрожжей.

2. Производство биопрепаратов (трихограмм и др.) для защиты сельскохозяйственных растений.

3. Производство средств защиты растений методом микробиологического синтеза.

4. НИИ, объекты микробиологического профиля.

5. Производство вакцин и сывороток.

Класс IV — санитарно-защитная зона 100 м.

1. Производство ферментов различного назначения с глубинным способом культивирования.

Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2.

Таблица 7.1.2.

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений

Сооружения для очистки сточных вод

Расстояние в м при расчетной производительности очистных сооружений в тыс. м3/сутки

до 0,2

более 0,2 до 5,0

более 5,0 до 50,0

Согласно законодательству РФ, Роспотребнадзор либо местный орган самоуправления имеет полное право определять, корректировать и аннулировать существование санитарно-защищенной зоны.

Справка: санитарно-защищенная зона, в том числе и ограничения на использование земельных участков, расположенных в установленных границах, считаются утвержденными с периода внесения данных о наличии такой территории в Единый реестр недвижимости.

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны…» отменен или не действует?

До внесения изменений в нормы федерального законодательства порядок определения санитарно-защищенной зоны регулировался устаревшей сводкой правил.

Приблизительный размер санитарно-защищенной зоны на начальном этапе разрабатывался с учетом норм федерального законодательства и определения параметров рассеивания, текущего уровня загрязнения окружающей среды. На основании полученных данных после проведенного анализа, визуального наблюдения, внесенных корректив, определялись границы СЗЗ.

Необходимо помнить, что согласно правилам федерального законодательства, вносить поправки в размер ранее установленной санитарно-защищенной зоны оставляют за собой полное право главные санитарные врачи, причем не только России, но и отдельно взятого региона. В случае их отсутствия, вне зависимости от причин – первые заместители либо исполняющие обязанности.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны представлена ниже.

В пределах границы санитарных зон категорически запрещается эксплуатация земельных участков для:

  1. Возведения жилых сооружений, в том числе зданий образовательного или медицинского характера, спортивных площадок и залов открытого типа, а также возведения детских оздоровительных лагерей. Садоводство и огородничество также находится под запретом.
  2. Размещение объектов с целью изготовления и хранения медицинских препаратов, пищевой продукции, оптовых складских помещений для продовольственного сырья – запрещено использование любых сооружений, которые смогли бы нанести вред окружающей среде и населению в частности.

Согласно внесенным поправкам, с 1 января 2020 года ориентировочные расчетные территории прекратят свое существование, а все имеющиеся ограничения будут аннулированы.

Одновременно с этим, до 1 октября 2019 года все без исключения владельцы зданий и сооружений, в отношении которых установлены предварительные и расчетные территории, находящиеся на балансе в Роспотребнадзоре на основании поданного собственниками заявления, были аннулированы в связи с изменениями в федеральном законодательстве.

Согласно нормам федерального законодательства, собственник оставляет за собой полное право на свое усмотрение остановить эксплуатацию, ликвидировать, в том числе и снести ранее построенные сооружения на участках.

Также предусмотрена возможность скорректировать его разновидность применения и основного предназначения таким образом, что действия конкретного отдельного взятого объекта не будут оказывать негативного воздействия на окружающую среду и население в частности. Единственным ключевым условием является отсутствие выявленных фактов нарушения нормативов.

В любом случае, внесенные поправки в СанПин требуют от собственника санитарно-защищенной территории в течение 3 дней с момента возникновения обстоятельств, которые вынудили принять решение о ликвидации зоны, подать соответствующее заявление-уведомление в территориальное представительство Роспотребнадзора.

Все без исключения внесенные данные должны быть достоверными без ошибок и опечаток, в противном случае уполномоченный орган может инициировать проверку со всеми вытекающими последствиями.

Справка: физические и юридические лица, местные органы самоуправления и прочие госорганы, самостоятельно, без предварительного получения соответствующего заявления от владельца санитарной зоны, оставляют за собой полное право инициировать проверку и выполнить исследования на предмет измерения уровня атмосферного воздействия на окружающую среду и воздух в частности на полное соответствие установленным нормативным показателям.

По итогам проведенной выездной проверки и полученным результатам лабораторного исследования, уполномоченный государственный орган оставляет за собой законное право:

  1. На свое усмотрение уменьшить размер санитарной зоны. В обязательном порядке необходимо подтвердить целесообразность в этом документальным образом.
  2. Аннулировать ранее установленное решение по действиям, которые ограничивали бы отдельно взятые земельные участки, расположенные в пределах утвержденной санитарной зоны.
  3. Принять официальное решение о ликвидации действия санитарной зоны, отталкиваясь от норм федерального законодательства и последних изменений в СанПине.

Если проверка была произведена государственным органом, деятельность которого не зависит от Роспотребнадзора, возникает необходимость передать ему соответствующее заявление, в котором описать основания и предоставить объективную доказательную базу. В случае игнорирования правил в принятии заявление может быть отказано, со всеми вытекающими последствиями.

Новые изменения несут за собой ряд особенностей. Только после их подробного изучения есть возможность избежать проявления недопонимания с Роспотребнадзором и рядом иных уполномоченных государственных органов.

Дополнительное определение санитарно-защитной зоны представлено ниже на видео.

Руководителям и специалистам экологических и юридических служб
производственных и строительных предприятий, региональных органов регулирования и МСУ

В текущем году начал действовать новый порядок установления санитарно-защитных зон производственных и строительных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения (Федеральные законы 342-ФЗ от 03.08.2018 и 455-ФЗ от 27.12.2019) и уже готовятся к утверждению новые СанПиН и Положение о СЗЗ.

На данный момент, несмотря на многочисленные противоречия в применении действующего Постановления № 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.<...>-18, Роспотребнадзор рассылает указания предприятиям в срочном порядке разрабатывать и утверждать проекты СЗЗ. При этом невыполнение требований влечет за собой административные штрафы, а выполнение – возмещение убытков собственникам земельных участков, попавших в СЗЗ.

С целью обеспечения актуальной информацией и экспертными рекомендациями по практике применения новых правил Центр межрегиональных коммуникаций и КЦ «Кодекс» сообщает о проведении консультационного вебинара с участием ведущих специалистов в сфере земельного и экологического права, который состоится 25 ноября 2020 года с 10.00 до 15.00 по московскому времени:

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ В 2021 ГОДУ:

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ

В ПРОГРАММЕ ВЕБИНАРА:

Новое в правилах установлении СЗЗ. Обязательность и сроки установления СЗЗ для разных типов объектов. Противоречия в применении Постановления № 222 и СанПиН. Отличия в требованиях к существующим и проектируемым объектам. Проект нового Положения о СЗЗ и другие планируемые изменения законодательства.

Алгоритмы установления СЗЗ. Исходные данные для СЗЗ, подготовка ТЗ. Разработка и обоснование проекта СЗЗ исходя из требований СанПиН. Необходимые санитарные экспертизы. Согласование в Роспотребнадзоре и получение решения об установлении СЗЗ. Контроль СЗЗ по программе ПЭК.

Оценка вредного воздействия в СЗЗ. Необходимые измерения для оценки загрязнения воздуха, шумового и электромагнитного воздействия. Оценка риска для здоровья населения. Порядок и периодичность проведения измерений на границе СЗЗ и за контуром. Основания для сокращения размеров СЗЗ с учетом измерений выбросов.

Отказ от установления и ликвидация СЗЗ. Способы и порядок доказывания, что СЗЗ для данного объекта не требуется; анализ судебной практики. Ликвидация СЗЗ: преимущества и недостатки для собственников. Ответственность за неустановление и нарушение СЗЗ.

Новые правила землепользования в СЗЗ. Особые условия и ограничения землепользования в СЗЗ (Федеральный закон № 455 от 27.12.2019). Оценка перспективной градостроительной ситуации рядом с СЗЗ. Способы приведения ВРИ участка к допустимому в СЗЗ. Условия прекращения действий отдельных ограничений.

Практика согласования границ СЗЗ. Порядок составления картографической основы для СЗЗ. Описание местоположения границ СЗЗ. Отражение границ СЗЗ в ДПТ. Соотношение границ расчетных и установленных СЗЗ. Проверка обоснованности границ СЗЗ. Порядок постановки СЗЗ на кадастровый учет и внесения границ в ЕГРН.

Особенности наложения и пересечения СЗЗ. Установление СЗЗ для промышленных площадок и групп предприятий. Последствия пересечения СЗЗ объекта с СЗЗ, ЗОУИТ, ООПТ других объектов. Установление СЗЗ в городской застройке. Споры при пересечениях и наложениях.

Компенсации собственникам объектов в границах СЗЗ. Последствия для правообладателей земельных участков и объектов недвижимости, попавших в СЗЗ. Перечень собственников, имеющих право на компенсацию. Размеры, порядок и сроки возмещения.

ЛЕКТОРЫ ВЕБИНАРА:

СанПин Санитарно-защитные зоны Новая редакция

Возраст ребенка Продолжительность сна в сутки Количество дневного сна
1 От 3 до 7 лет 12 часов 1 раз до 3 часов
2 От 1,5 до 3 лет 12,5 часов 1 раз не менее 3 часов
3 От 1 до 1,5 лет 12,5 часов 2 раза до 3,5 часов

Продолжительность прогулки в детском саду составляет не менее 3 – 4 часа в день. Время может варьироваться в зависимости от погодных условий или делится на 2 прогулки.

Питание в детском саду организуется в зависимости от времени нахождения в группе. Если ребенок находится в саду полный день (10 – 12 часов), его необходимо кормить каждые 3 – 4 часа. Для воспитанников групп краткосрочного пребывания (не более 5 часов) организуется одноразовое питание.

Воспитатели ДОУ должны проводить с детьми развивающие занятия. СанПиН закрепляет их длительность. Продолжительность занятий зависит от возраста детей.

Дети (возраст) Время непрерывного урока (мин) С 8.00 до 12.00 (мин) С 15.00 до 19.00 (мин)
1 От 6 до 7 30 90 30
2 От 5 до 6 25 45 25
3 От 4 до 5 20 40
4 От 3 до 4 15 30
5 От 1,5 до 3 10 10 10

Для оздоровления несовершеннолетних, в течение дня в детском саду нужно проводить уроки физического воспитания. В них включается массаж и перечень упражнений. Продолжительность утренней гимнастики зависит от возраста ребенка.

Уроки физвоспитания проводятся 3 – 4 раза в неделю. Для несовершеннолетних от 5 до 7 лет один урок обязательно проводится на улице.

Продолжительность гимнастики зависит от возраста детей и совпадает с временем непрерывного занятия. Дополнительно в рамках оздоровления возможна организация уроков закаливания.

Пищеблок в детском саду должен располагаться в отдельном помещении. Весь инвентарь подлежит обязательной маркировке.

Мытье посуды в детсаду – это процесс, который по СанПиН регламентирован максимально подробно. После очистки посуды от остатков продуктов питания, предметы моют в двух мойках, без использования моющих средств, просушиваются и хранятся на специальных стеллажах на высоте 35 см от пола. Металлическая посуда подлежит дополнительному прокаливанию в духовке.

Посуда для детей и для персонала храниться раздельно.

Особое внимание уделяется питьевому режиму в ДОУ. Вода должна соответствовать требованиям безопасности и быть бутилированной. Необходимо соблюдать установленный срок хранения. В крайнем случае, она может быть кипяченой. Но срок ее хранения не более 3 часов.

Санитарные нормы и правила предусматривают регулярную обработку помещений от появления плесени. С это целью все стены в комнатах с повышенной влажностью покрываются плиткой.

СанПиН предусматривают даже цвет стен в ДОУ. С северной стороны – теплые цвета, с южной – холодные.

Каждая группа оборудуется индивидуальными ячейками для верхней одежды детей, местом для одежды родителей. В яслях дополнительно выделяется место для кормления грудью и пеленальный столик.

СанПиН устанавливает нормативы размера стульчиков для детей в зависимости от возрастной категории. Мебель подлежит обязательной маркировке.

С начала следующего года работу общественного питания урегулируют с учетом потребностей различных категорий населения:

  • детей;
  • взрослых;
  • инвалидов;
  • лиц, нуждающихся в особом питании;
  • авиапассажиров, которых кормят на борту самолета, и т.д.

Акцент сделан на обеспечении людей здоровой, качественной едой, в том числе, и тех, кто нуждается в особом питании в силу разных обстоятельств. При его приготовлении, выдаче должны соблюдаться особые правила. Например, меню для детей, которым по состоянию здоровья необходим лечебный или диетический «стол», составляется диетологом в соответствии с назначениями лечащего врача, а выдается пища под контролем лица, ответственного за питание ребенка. СанПиН для общепита, действующий сейчас, и содержащий требования по безопасности продуктов, таких детальных правил не содержит (СанПиН 2.3.2.1078-01).

Еще одним новшеством «январского» СанПиНа станет вариативность рекомендательных норм, их установление в зависимости от факторов среды обитания (биологических, физических, химических). Выполнение санитарных норм и правил должно предотвратить их вредное воздействие на человека. Так, чтобы не допустить попадание ртути в пищу или помещение, где находятся люди, использование ртутных термометров в общепите исключается.

СанПиН предприятия общепита, который начнет действовать со следующего года, содержит Приложения с рекомендуемыми формами учета (температурного режима холодильников, влажности на складах, гигиенического журнала и т.д.), а также других производственных документов. В Приложении 6 приводится список пищевых продуктов, не допускаемых при организации детского питания. В частности, в него вошли:

  • мясо диких животных и водоплавающих птиц;
  • кремовые торты и пирожные;
  • снеки, чипсы, арахис, ядро от абрикосовой косточки;
  • майонез, кетчуп, горчица, уксус, острый соус;
  • яичница-глазунья;
  • субпродукты, за исключением говяжьей печени, сердца, языка, и т.д.

В СанПиН 2.3/2.4.3590-20 учтены новейшие технологии, усовершенствованные методы работы, которые используются общепитом в настоящее время. Упразднены устаревшие правила, придуманные десятки лет назад, и неприменимые на современных предприятиях.

  • Бизнес

    • Банки

    • ИП

    • система Платон

  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • ККТ

    • Бухгалтерская отчетность

    • КБК

  • Кадры

    • Выплаты персоналу

    • Больничный лист

    • Декретный отпуск

    • Отпуск

  • Налоги

    • УСН

    • ЕНВД

    • ПСН

    • НДС

    • Страховые взносы ФСС

    • НДФЛ

    • Страховые взносы ПФР

    • 6-НДФЛ

    • Проверки

  • Право

    • Штрафы

Все рубрики

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»

До После
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

  • непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
  • желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
  • не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
  • время уличных прогулок желательно делить на два периода;
  • в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
  • продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.

Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.

По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:

  • минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
  • заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
  • одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.

Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:

  • игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
  • спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.

Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:

  • зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
  • физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
  • ролевые игры в группах, требующие активного участия;
  • плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
  • обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
  • физкультминутки (включают несколько простых упражнения).

Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:

  • знакомство с цифрами и буквами;
  • художественные занятия;
  • музыка и хореография;
  • лепка из пластилина;
  • изготовление поделок из естественных материалов;
  • развитие логики и памяти.

От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.

Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.

Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:

  • для мытья полов;
  • при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
  • во время мытья окон;
  • в случаях стирки белья и игрушек.

Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.

  • Предлагаем образец заявления отказа от заочного обучения
  • Не мытьём, так катаньем? Как наших детей загоняют на «дистанционку». Хроника
  • Обращение против принятия законопроекта «О едином федеральном информационном регистре»
  • Феминизм — вирус, убивающий любовь

Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:

  • если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
  • на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
  • запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
  • для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
  • спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.
Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1 1-1,150 Оранжевый 260 460
2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
3 1,300-1,450 Желтый 340 580
4 1,450-1,600 Красный 380 640
5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.

Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:

  • классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
  • классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.

Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

  • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
  • должен быть участок приготовления горячей еды;
  • организована заготовочная зона;
  • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
  • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
  • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
  • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.

Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

  • учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
  • наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
  • вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
  • не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.

Санитарно-защитные зоны: изменения в законодательстве 2020

Класс I — санитарно-защитная зона 1000 м.

  1. Производство белково-витаминных концентратов из углеводородов (парафинов нефти, этанола, метанола, природного газа).
  2. Производства, использующие в технологии микроорганизмы 1 — 2 группы патогенности.

Класс II — санитарно-защитная зона 500 м.

  1. Производство кормового бацитрацина.
  2. Производство кормовых аминокислот методом микробиологического синтеза.
  3. Производство антибиотиков.
  4. Производство кормовых дрожжей, фурфурола и спирта из древесины и сельскохозяйственных отходов методом гидролиза.
  5. Производство ферментов различного назначения с поверхностным способом культивирования.
  6. Производство пектинов из растительного сырья

Класс III — санитарно-защитная зона 300 м.

  1. Производство пищевых дрожжей.
  2. Производство биопрепаратов (трихограмм и др.) для защиты сельскохозяйственных растений.
  3. Производство средств защиты растений методом микробиологического синтеза.
  4. НИИ, объекты микробиологического профиля.
  5. Производство вакцин и сывороток.

Класс IV — санитарно-защитная зона 100 м.

  1. Производство ферментов различного назначения с глубинным способом культивирования.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) – это пространства вокруг промышленных площадок и прочих объектов, воздействующих на экологическую обстановку и здоровье людей. В пределах СЗЗ, в частности, запрещено размещать жилые здания.

Границы и масштаб санитарно-защитной защитной определяются на основании СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В процессе строительства предприятие с особыми условиями использования территории заказывает экспертизу, в ходе которой определяются ориентировочные СЗЗ. Данные, рассчитанные по классу воздействия на окружающую среду, уточняются в ходе эксплуатации предприятия, после чего границы санитарной зоны уточняются, принимают постоянный статус и заносятся в ЕГРН.

Санитарная зона рассчитывается по периметру определённого здания, составляющего производственный комплекс. В пределах СЗЗ на территории производства могут размещаться различные объекты – административные и нежилые здания, электроподстанции и автомобильные СТО, а также магазины, гостиницы и бытовки для вахтовых рабочих.

Согласно СанПиН, для ферм и хозяйств, содержащих крупный рогатый скот, граница СЗЗ определяется в зависимости от поголовья: 50 метров для коровников до 50 голов, 100 метров – для коровников до 100 голов, 300 метров – для ферм до 1200 голов и 500 метров для ферм до 2000 коров и до 6000 скотомест для молодняка. Для более крупных комплексов КРС устанавливается максимальный класс опасности и, соответственно, самая большая СЗЗ в 1 км.

Санитарная зона в 1000 м устанавливается и для открытых хранилищ навоза, однако если хранить только биологически отработанную жидкую фракцию, то её можно снизить до 500 м. Для закрытых хранилищ также устанавливается ССЗ в 500 метров, а для площадок для буртования навоза – 300 метров.

Минимальные санитарно-защитные зоны устанавливаются у объектов молокопереработки без животных. Для молочных и маслобойных производств СанПиН устанавливает границу в 100 метров, а для малых предприятий по переработке молока (до 10 т/сутки) – 50 метров. 50-метровая зона также закладывается вокруг продовольственных складов.

Срок действия ориентировочных СЗЗ определён в Градостроительном кодексе РФ. Соответствующие поправки в кодекс были внесены в прошлом году законом № 342-ФЗ от 3 августа 2018. Большинство изменений в данный документ вносит Министерство строительства и ЖКХ.

Санитарно-защитные зоны, помимо Градостроительного кодекса, регулируются Земельным кодексом и № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом за определение СЗЗ отвечают органы Роспотребнадзора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *