Выплата при выходе на пенсию страховые взносы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплата при выходе на пенсию страховые взносы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников. Исключением являются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абзац 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Отметим, что в п. 3 ст. 217 НК РФ речь идет о компенсационных выплатах, установленных соответствующим законодательством. При этом нормы главы 23 НК РФ не дают определения понятию «компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников». ТК РФ установлены случаи, при которых работодатель обязан производить выплату выходного пособия при увольнении работника (ст.ст. 178, 181, 279 ТК РФ). В то же время трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (часть 4 ст. 178 ТК РФ). Следовательно, обязанность работодателя производить выплаты выходных пособий при увольнении может быть установлена в том числе и локальным актом организации. Выплаты, осуществленные на основании трудового, коллективного договоров и локальных актов организации, прямо законодательством не установлены, но они осуществляются на основании права, предоставленного соответствующим законодательством.

В рассматриваемом случае выплаты установлены внутренним Положением, что, на наш взгляд, позволяет применить нормы п. 3 ст. 217 НК РФ. В качестве подтверждения данной позиции можно руководствоваться тем, что согласно подходу, представленному в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 304-КГ16-12189, выходное пособие, предусмотренное трудовым и (или) коллективным договором, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством РФ. При этом судьи указывают, что часть 4 ст. 178 ТК РФ позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.

Следовательно, выплаты, производимые при увольнении работника организации, освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Сумма вознаграждения, превышающая установленное абзацем 8 п. 3 ст. 217 НК РФ ограничение, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 19.02.2018 N 03-04-06/10121, от 12.02.2018 N 03-04-06/8420, от 14.12.2017 N 03-04-06/83826, от 09.10.2017 N 03-04-06/65651, от 17.03.2017 N 03-04-06/15529, от 06.04.2016 N 03-04-05/19656,от 12.02.2016 N 03-04-06/7535, от 04.02.2016 N 03-04-06/5728, от 24.08.2015 N 03-04-06/48657, от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308, от 13.02.2014 N 03-04-06/6028, ФНС России от 13.11.2015 N БС-4-11/19889@).

По мнению Минфина России, нормы п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов работников организации независимо от занимаемой должности, а также основания, по которому производится увольнение (письма Минфина России от 06.10.2015 N 03-04-06/56952, от 04.06.2014 N 03-04-06/26714, от 18.12.2012 N 03-04-05/6-1407, от 15.11.2012 N 03-04-06/1-321, от 14.11.2012 N 03-04-05/1-1285, от 22.08.2012 N 03-04-06/6-255).

Так, в частности, в письме от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308 финансовое ведомство разъяснило, что единовременное пособие, выплачиваемое сотрудникам организации при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости и (или) инвалидности, освобождается от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 21.07.2014 N 03-04-05/35552, от 29.04.2014 N 03-04-05/20081, от 07.04.2014 N 03-04-06/15454, от 11.10.2013 N 03-04-06/42433). При этом в приведенном письме речь идет о выплате единовременного пособия, произведенной работодателем на основании локального нормативного акта.

Согласно абзацу 2 пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются плательщиками страховых взносов.

Суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в п. 1 ст. 422 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и не может толковаться расширительно (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-15-06/8071). Абзац шестой пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит положения, практически аналогичные рассмотренным выше (п. 3 ст. 217 НК РФ): из данной нормы следует, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании положений ст. 422 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (смотрите также письма Минфина России от 22.06.2017 N 03-04-06/39345, от 05.05.2017 N 03-15-06/27725, от 20.04.2017 N 03-04-06/23897, от 07.03.2017 N 03-04-06/12796, от 08.02.2017 N 03-04-06/6652, от 16.11.2016 N 03-04-12/6708, письмо Минтруда России от 11.03.2016 N 17-3/В-98).

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Освобождение сумм выходных пособий от обложения страховыми взносами не ставится в зависимость от оснований расторжения трудового договора с работниками. Соответственно, в рассматриваемом случае суммы компенсации, выплачиваемые работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию, страховыми взносами не облагаются.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в указанном обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица государственного (муниципального) органа сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке государственного (муниципального) органа с подписью лица на то уполномоченного.

Вместе с тем сообщаем следующее.

1. Порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июня 2019 г. N 85н (далее — Порядок 85н).

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее — Порядок N 209н, КОСГУ).

Исходя из положений Порядка N 85н и Порядка N 209н расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию подлежат отражению по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.

2. В части обложения страховыми взносами единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальным служащим при увольнении из органа местного самоуправления в связи с выходом на пенсию, сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Учитывая, что единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении их по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, рассчитываемое в зависимости от стажа работы, не поименовано в перечне необлагаемых страховыми взносами выплат согласно статье 422 Кодекса, то такая выплата облагается страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса в общеустановленном порядке.

В отношении обложения налогом на доходы физических лиц сообщаем, что статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальному служащему, уволенному из органа местного самоуправления по собственному желанию �� связи с выходом на пенсию, статья 217 Кодекса не содержит, и указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Директор Департамента С.В. Романов

Расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию отражаются по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», увязанному с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.

Единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении в связи с выходом на пенсию, облагается страховыми взносами и НДФЛ.

Пенсионные выплаты накопительной части пенсии делаются в двух случаях:

  1. При выходе на пенсию (55 лет – женщины, 60 лет – мужчины).

  2. При наличии права на досрочную выплату.

Деньги можно получить в виде:

  1. Единовременная выплата. Претенденту выплачивается вся сумма сразу. Выплата полагается, при условии, что сумма накоплений не превышает 5% от размера страховой пенсии. А также при получении страховой пенсии по инвалидности или по потере кормильца.

  2. Срочная пенсия. Период выплат определяет получатель. Минимальный срок – 10 лет. Выплата делается при выходе на пенсию.

  3. Накопительная пенсия. Выплаты делаются каждый месяц в течение всей жизни. Ожидаемый период платежей – 228 месяцев.

Информация о накоплениях хранится на лицевых счетах граждан в ПФ РФ. Способы получения выписки:

  1. Госуслуги. Для этого нужно пройти авторизацию на сайте ЕГПУ и зайти в соответствующий раздел личного кабинета. Сведения предоставляются бесплатно.

  2. Пенсионный фонд. Человек может обратиться в ПФ РФ лично или направить заявление по почте. Документ должен быть нотариально удостоверен. Данные о состоянии счета предоставляются спустя 10 дней после обращения. В выписке отображается информация о стаже, размере сделанных взносов, коэффициентах и размере накоплений.

Для получения выплаты претенденту потребуется паспорт и СНИЛС. Пакет документов для родственников покойного немного больше. Им нужно подготовить документы о родстве, СНИЛС усопшего и свидетельство о смерти человека. Иногда требуется справка с места проживания.

Документы подаются в организацию, в которой открыт лицевой счет у получателя. Действие можно выполнить лично или удаленно.

Пенсионные накопления умершего человека переходят к наследникам. Однако выплаты делаются далеко не всегда. Например, если усопшему была назначена пожизненная выплата.

А вот единовременная выплата и срочная пенсия переходит по наследству. Сюда же относятся выплаты до выхода на пенсию. Например, в случае заболевания или инвалидности человека.

Как наследникам получить накопительную часть пенсии умершего человека? Пенсионные накопления наследуются наравне с остальным имуществом усопшего. Если человек не назначил правопреемников, то средства перейдут к родственникам 1 линии. Выплату денег производит тот фонд, в котором открыт лицевой счет усопшего. Подать документы нужно в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя. Восстановление срока происходит по решению суда.

Порядок выплаты денег наследникам:

  1. До назначения. Деньги выплачиваются родственникам, если наследодатель скончался до момента назначения выплат за счет накопительной части пенсии.

  2. После назначения. Деньги выплачиваются правопреемникам после назначения выплат срочной пенсии. Наследникам полагается недополученный остаток средств.

  3. После назначения платежа, который не был получен. Если усопший не успел получить единовременный платеж, то деньги переходят к наследникам. Единственное условие – они должны проживать вместе с наследодателем. Правило не распространяется на нетрудоспособных иждивенцев умершего гражданина. Им дается 4 месяца для получения средств.


Примечание. В первых двух случаях исключением являются деньги материнского капитала (ст.7 ФЗ от 28.12.2013 №424-ФЗ).


Если в накопительной пенсии имеются деньги материнского капитала, то их получает второй родитель или дети усопшего человека (п.4 ПП РФ от 30.07.2014 №711).

Два условия: в ПФР рассказали о порядке выплаты пенсии

  • Что такое накопительная часть пенсии
  • Чем накопительная часть отличается от страховой
  • Как узнать размер накопительной части
  • Как рассчитывается накопительная часть пенсии
  • Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
  • Что происходит с накопительной пенсией после смерти
  • Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего

Накопительный компонент пенсии формируется в деньгах в негосударственных пенсионных фондах или ПФР. Человек сможет получить свои накопления после выхода на заслуженный отдых. Притом что страховая пенсия индексируется каждый год на сумму, которую устанавливает государство, накопительная составляющая растет за счет дохода, полученного НПФ или ПФР от инвестиций. В отличие от страховой пенсии, накопительную можно наследовать. Также ее можно пополнить из материнского капитала или делать взносы с помощью государственного софинансирования пенсий.

Наследники могут получить оставшиеся средства после ухода из жизни их получателя. Для этого нужно в течение 6 месяцев со дня его смерти написать соответствующее заявление в ПФР или НПФ. Если наследник пропустил срок подачи заявления, он может восстановить его через суд. В договоре с пенсионным фондом лицо, оформившее накопительную пенсию, может указать, кто ее получит после его смерти. Если таких указаний нет, то будет действовать общий порядок получения выплат: сначала идут дети, супруг (супруга), родители, во вторую очередь — братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки. Несовершеннолетние, нетрудоспособные дети (супруг, супруга), а также родители умершего имеют право на часть средств накопительной пенсии, даже если не были указаны в договоре. После смерти человека ПФР или НПФ должны уведомить наследников о возможности получения такой выплаты. Документы, необходимые для оформления:

  1. 1паспорт;
  2. 2справка о месте проживания или регистрации, если оно не указано в паспорте;
  3. 3документы, подтверждающие родство с умершим — свидетельство о рождении или заключении брака;
  4. 4СНИЛС умершего и свидетельство о смерти, если есть.

— Единовременная выплата положена гражданам, у которых расчетный размер накопительной пенсии составляет 5% и менее по отношению к сумме страховой части пенсии. Тут же учитывается фиксированная выплата и размер накопительной пенсии, рассчитанные по состоянию на день ее назначения.

Гражданин, получивший единовременную выплату, вправе вновь обратиться за ней, если на его индивидуальный лицевой счет поступят новые средства пенсионных накоплений. Это можно сделать не ранее чем через 5 лет со дня предыдущего обращения за единовременной выплатой. Также такая выплата может устанавливаться гражданам, которые к моменту достижения пенсионного возраста не приобрели право на получение накопительной части пенсии. Например, из-за отсутствия необходимых страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Пенсионный возраст для накопительной пенсии сохранен на прежнем уровне — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответственно, получить пенсионные накопления вы можете раньше, чем страховую пенсию. Но при этом вы должны, по закону, «заработать» себе достаточный стаж и число баллов по страховой пенсии (напомним — в 2029 году, когда закончится переходной период по повышению пенсионного возраста, эти показатели составят 15 лет и 30 баллов).

Есть три варианта получения пенсионных накоплений, в зависимости от объема накопленных средств и способа их формирования:

  1. Накопительная (пожизненная) пенсия. Ее размер рассчитывается в зависимости от объема накопленных средств. Все они делятся на показатель «периода дожития», который в 2020 году составляет 258 месяцев, с 2021 года он будет равняться 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев. Этот показатель устанавливается Минтрудом на основе данных Росстата о продолжительности жизни граждан России. Например, если вы накопили 200 тыс. руб., то размер вашей накопительной пенсии, если вы выходите в 2020 году, составит 200 000 / 258 = 775,2 руб. в месяц. Причем платить их будут не 258 месяцев, а до конца жизни.
  2. Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность гражданин определяет самостоятельно, но она составляет не менее 10 лет. Однако такие выплаты доступны не всем, а только участникам программы государственного софинансирования пенсионных накоплений (вступить в эту программу можно было до 2015 года) или тем, кто направил в пенсию свой материнский капитал.
  3. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Если у гражданина рассчитанная накопительная пенсия (см пункт 1) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения (суммы страховой и накопительной пенсий), то он получает все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно. Например, если гражданину назначили пенсию в 14,5 тыс. руб. (это средняя пенсия по России), то рассчитанная нами в первом пункте сумма в 775,19 руб. составляет больше 5% (775,19/ (14500 + 775,19). Значит, он будет получать пожизненную накопительную пенсию. А при накоплениях в 150 тыс. руб. этот показатель (581,4 руб./(14500+581,4) меньше 5%, то есть гражданину выдадут сумму единовременно.

По данным Минтруда и ПФР, сейчас более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно: они просто не успели накопить достаточно средств. Массовый выход на пенсию людей, родившихся в 1967 году и позже (то есть тех, кто успел полноценно поучаствовать в обязательно пенсионном страховании), начнется после 2023 года.

«Накопительная система разработана таким образом, что ее участник накапливает свой пенсионный капитал несколько десятков лет, а в дальнейшем получает из него выплаты. С назначением выплат остатки пенсионного капитала продолжают инвестироваться и приносить доход. При этом для накопительных пенсий предусмотрен инвестиционный портфель выплатного резерва, а для срочных выплат — портфель резерва срочных выплат. До 1 мая каждого года фонд оценивает свои обязательства перед пенсионерами с учетом тех, кто умер, и тех, кто пережил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Затем, исходя из полученного в минувшем году инвестдохода по портфелю срочных выплат или портфелю выплатного резерва, рассчитываются коэффициенты корректировки уже назначенных накопительных пенсий и срочных выплат. После этого 1 августа происходит индексация назначенных пенсий».

Индексация накопительных пенсий производится и ПФР, и НПФ ежегодно 1 августа. В 2020-м году индексация пенсий коснется тех, кому она была назначена в 2019 году и раньше. А пенсии, назначенные в 2020 году, будут проиндексированы с 1 августа 2021 года. И так далее.

Таким образом, то, что ПФР сообщил об увеличении накопительных пенсий — это ежегодный и ожидаемый процесс индексации, который относится к накопительным пенсиям и в ПФР, и в НПФ.

Единовременная выплата предполагает получение сразу всех пенсионных накоплений одной суммой. В соответствии со статьей 4 Закона N 360-ФЗ, а также пунктом 2(1) Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1048 (ред. от 15.11.2019, далее — Правила), единовременную выплату могут получить:

— лица, которые при достижении возраста 55 лет для женщины, 60 лет для мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

— лица, у которых размер накопительной пенсии составляет меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Застрахованные лица, которым ранее была установлена накопительная пенсия (пожизненная, ежемесячная), не могут получить единовременную выплату.

Застрахованные лица, которые получили средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за такой выплатой не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения.

Срочная выплата — это ежемесячная выплата части пенсионных накоплений, сформированных за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 360-ФЗ срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования.

Срочная пенсионная выплата может быть назначена по заявлению застрахованного лица с указанием определенного срока, в течение которого он желает получать данные средства, но срок выплаты не может быть меньше 10 лет (120 месяцев).

Срочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно.

Когда можно единовременно получить накопительную часть пенсии?

Документы могут быть поданы застрахованным лицом:

  1. лично в головной офис Фонда или к представителям Фонда в регионах,
  2. направлены почтой по адресу: 115054, г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 5, АО «НПФ Эволюция».

В случае, если заявление и документы направляются по почте, то необходимо из общего перечня требуемых документов заверить нотариусом следующие документы:

  1. подлинность подписи на заявлении на выплату;
  2. копию паспорта застрахованного лица;
  3. копию документа, подтверждающих изменение персональных данных(если были изменения);
  4. копию СНИЛС.
  1. Заявления на единовременную выплату рассматриваются в течение месяца со дня получения заявления и документов. По Заявлениям на накопительную пенсию и срочную пенсионную выплату не позднее 10 дней с даты предоставления/получения всех необходимых документов для назначения выплаты
  2. Фонд направляет Решение почтой по фактическому адресу, указанному в заявлении.
  3. Если застрахованному лицу назначена накопительная пенсия — первая выплата производится не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия Решения.

Если застрахованному лицу назначена единовременная выплата средств пенсионных накоплений — средства будут выплачены в срок, не превышающий 1 месяца с даты принятия Решения (в соответствии с Правилами единовременной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 1048).

Каждый работник, уходящий на заслуженный отдых, имеет право на пенсионное обеспечение. Размер данного обеспечения часто бывает недостаточным для безбедного существования. Поэтому государство и возлагает на себя данное обязательство по обеспечению единовременных выплат уходящим на заслуженный отдых, как дополнение к основному доходу из суммы пенсионных взносов.

Единовременная выплата при выходе на пенсию — это возможность получения части трудовой пенсии на протяжении всей жизни. Получить ее можно не только как ежемесячный платеж, но и в качестве единовременного платежа (при соблюдении определенных условий). А также можно получить срочную выплату за счет дополнительных вкладов. Ее сумма зависит от средств накоплений, находящихся на их пенсионном счете, на момент назначения трудового обеспечения. У тех, кто рожден до 1967 г., накопления формировались на протяжении трех лет (2002-2004 ) и суммы составят от 5000 до 15 000 руб.

Важно отметить, что в связи с новым Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, который предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста, а не резкий скачок в 5 лет, с 60 до 65 — для мужчин и с 55 до 60 — для женщин. Возраст будет повышаться ежегодно на 1 г. Но благодаря поправке от 29.08.2018, в 2020 году требуемый возраст увеличится всего на шесть месяцев — до 60,5 и 55,5 лет для мужчин и женщин соответственно. Также изменятся и другие необходимые для оформления пенсии по старости параметры, такие как стаж и пенсионные баллы. Их мы укажем ниже в нашей статье.

Выход на пенсию — это полное прекращение труда. Если при этом человек продолжает работать, это будет дополнительным источником дохода. Выйти на заслуженный отдых окончательно означает, что человек будет жить исключительно на социальное пособие, которое он заработал. После подачи заявления на расчет работник вправе рассчитывать на определенные виды доплат, которые гарантирует государство.

Итак, выплаты при выходе на пенсию, на которые может рассчитывать каждый работник при определенных условиях:

  • единовременная выплата пенсионерам при выходе на пенсию;
  • срочная;
  • накопительная;
  • социальная.

Разберем немного подробней. Про единовременную выплату мы говорили выше, поговорим о трех оставшихся.

Социальное обеспечение по старости, которое выплачивается людям, совсем не имеющим страхового стажа, баллов и даже гражданства. Ее назначение регулируется законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Такой вид обеспечения выплачивается двум категориям граждан:

  • гражданам пенсионного возраста, которые не смогли заработать достаточное количество страхового стажа и пенсионных баллов по каким-либо причинам;
  • малочисленным народам Севера для их поддержки.

Для этих категорий людей действуют разные требования для ее назначения. Для первых: возраст 70 лет — для мужчин, 65 лет — для женщин, гражданство РФ или постоянное проживание в стране от 15 лет и отсутствие официального места работы.

Для представителей малочисленных народов Севера возраст: 55,5 лет — для мужчин, 50,5 лет — для женщин и постоянное проживание в районах Севера на момент выхода на пенсию (все районы проживания малочисленных народов Севера перечислены в Постановлении Правительства РФ № 22 от 11.01.1993).

Полагающиеся выплаты такие же, как и у тех, кто увольняется по другому поводу. Согласно ст. 127 ТК РФ, сотрудник, кроме заработной платы, получает компенсацию за неиспользованный отпуск. Договором или другими актами предприятия могут предусматриваться специальные бонусы для сотрудников, уходящих на заслуженный отдых. Законом их величина не регулируется. Согласно ст. 178 ТК РФ, если увольнение происходит из-за сокращения штата, полагается выходное пособие в величине средней заработной платы за месяц. До момента последующего трудоустройства за работником сохранено право на ее получение, но не больше чем в течение двух месяцев .

Закон пенсионеров не выделяет в отдельную категорию и не предусматривает каких-то дополнительных материальных гарантий, поэтому вышеуказанное правило распространено на всех работников.

Выход на пенсию является одним из поводов для увольнения. По достижению пенсионного возраста работник решает сам, оставаться ему на своем рабочем месте или отправляться на заслуженный, заработанный отдых. Работодатель не имеет права принуждать своего сотрудника к увольнению, право на продолжение рабочей деятельности обеспечено пенсионерам законодательством.

Чаще остаются на работе те пожилые люди, которые увлечены своей профессией, или имеют низкую пенсию. Если работник решил по достижению пенсионного возраста увольняться, должен ли он получать выходное пособие или эта выплата не положена такой категории?

Важно знать информацию по данному вопросу, чтобы получить все средства, положенные при увольнении по старости. Ведь не все работодатели отличаются порядочностью и честностью, у кого-то может появиться желание сэкономить на такой единовременной выплате. Стоит поинтересоваться заранее, как проходит процесс увольнения пенсионера, какие положены выплаты по возрасту.

ВНИМАНИЕ! Пенсионеру при увольнении с работы положено несколько видов выплат.

Следует проследить, чтобы работодатель не забыл ни об одной из них. Выплаты по уходу на пенсию закреплены законодательством. Их несколько, вместе они составят приличную сумму.

  • Разовая выплата, представляющая собой выходное пособие. Единовременные выплаты начисляются по-разному, в зависимости от зарплаты и других факторов. Расчет осуществляется с учетом требований законодательства. Сумма выплаты должна быть выдана пенсионеру в день его увольнения.
  • В дальнейшем пенсионер получает только пенсию, которая начисляется с учетом страхового стажа и размера зарплаты.
  • Накопительные суммы позволяют получить при увольнении по выходу на пенсию единовременную выплату средств, ежемесячную срочную выплату. Также полагаются накопительные пенсии. Если пенсионер умер, единовременную выплату средств с накопительного пенсионного счета могут получить и его правопреемники.

Страховым стажем считается период, в течение которого от имени работника осуществлялись отчисления в Пенсионный Фонд РФ. Каждый из работников имеет свой лицевой счет, на который переводились отчисления с зарплат, эти счета хранят информацию о гражданине, необходимую для его определения в Пенсионном Фонде.

Такая выплата полагается при оформлении группы инвалидности или при потере кормильца. Ее можно получить при отсутствии страхового стажа.

ВНИМАНИЕ! Не может претендовать на дополнительную единовременную выплату тот пенсионер, у которого есть накопительная пенсия.

Такая сумма может выплачиваться раз в пять лет, поэтому, после получения первой суммы нужно отсчитать положенный период и снова подать заявку на единовременную выплату.

Когда работник госслужбы выходит на заслуженный отдых, он будет получать пенсию, а также надбавку к ней. Надбавка представляет собой определенную долю от страховой пенсии. Отработав на госслужбе не менее 15 лет, работник будет вознагражден надбавкой в размере 45% от среднемесячной зарплаты.

Еще один вариант – госслужащим может насчитываться надбавка к пенсии в зависимости от оклада, который будет рассчитываться за 10 лет. Что получает от государства пенсионер, проработавший на такой службе?

  • Сохраняются все государственные гарантии.
  • Дается право на медицинскую помощь и для самого пенсионера (бывшего госслужащего) и для членов его семьи.
  • Может быть выдана компенсация за неиспользованные путевки.
  • После смерти госслужащего его семья получит средства на погребение усопшего.

Сотрудники органов внутренних дел РФ при выходе на пенсию получают, согласно Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов ….», выплату в размере 7 окладов, если стаж работы в данной сфере составляет 20 лет и больше. Если срок службы в МВД меньше 20 лет, вознаграждение при выходе на пенсию – 2 оклада.

Многие предусмотрительные люди рассматривают пенсионные накопления и часть наследства, которое они могут оставить правопреемникам в случае своей смерти. Они заранее определяют таких правопреемников и решают, как между ними будут распределены накопительные пенсионные средства.

Необходимо в таком случае составить заявление в Пенсионный Фонд. В заявлении указывается список лиц, которые могут получить пенсионные выплаты в случае смерти пенсионера, указывается схема распределения между ними.

Возможна ситуация, когда пожилой человек не успел составить подобное заявление, в таком случае правопреемниками становятся самые близкие родственники. Обычно они выступают законными наследниками, если усопший не оставил завещания:

  1. Получить пенсионные накопления могут дети (усыновленные в том числе). Дети являются правопреемниками первой очереди.
  2. Если у пенсионера нет детей, пенсионные накопления достанутся наследникам второй очереди. Это братья, сестры, внуки.
  3. Без особых распоряжений владельца накоплений они распределяются в равных частях между родственниками.

Пенсионер уже мог получать выплаты, в таком случае остаток с накопительной части отдается тем, кто жил с ним до смерти, был его иждивенцем.

Как правопреемникам получить пенсионные накопления умершего родственника? Нужно написать заявление в Пенсионный Фонд.

ВАЖНО! С таким заявлением нельзя тянуть, оно должно быть написано не позднее шести месяцев после смерти пенсионера.

Заявление можно оставить в отделении Пенсионного Фонда, также его можно отправить по почте.

По закону пенсионер имеет право продолжать трудовую деятельность столько, сколько считает нужным. При желании он может уволиться самостоятельно, причем отрабатывать две недели не нужно. А наниматель не может уволить его без причины. Да и причины эти должны быть уважительными, к примеру, ликвидация фирмы.

Чаще всего работодатели, желающие взять на место пенсионера другого работника, инициируют увольнение по соглашению сторон.

В любом случае процедура увольнения выглядит следующим образом:

  1. Работник пишет соответствующее заявление на увольнение.
  2. При увольнении по согласию сторон обязательно оформляется соответствующий договор.
  3. Начальник издает на его основании приказ об увольнении.
  4. Сотрудник знакомиться с приказом под роспись.
  5. Бухгалтерия осуществляет расчет всех выплат.
  6. Происходит расчет и выдача трудовой книжки.

При увольнении пенсионер, как и любой другой подчиненный, имеет право на ряд доплат.

Но на такую доплату можно рассчитывать только тогда, когда порядок ее предоставления указан в коллективном договоре или других внутренних документах фирмы.

В остальных случаях увольнения выплаты стандартные – заработная плата за отработанное время, компенсация за неиспользованный отпуск и т. д. Некоторые компании предоставляют дополнительные поощрительные компенсации вроде премий за успешную работу, выслугу и т. д.

Такую премию можно получить, если процедура предоставления указана в локальных актах компании. В некоторых случаях (банкротство компании, сокращение численности сотрудников) премия не выписывается. Но если увольняющийся подчиненный ее получает, то должно быть осуществлено отчисление НДФЛ.

Все пособия предоставляются в последний рабочий день вместе с трудовой книжкой и другими документами.

Работодатель не имеет права нарушать эту норму закона. Если это случилось, следует обращаться за помощью в трудовую инспекцию.

При увольнении по сокращению штата, ликвидации фирмы и в некоторых других случаях пенсионер также получает выходное пособие в размере 1 заработной платы. Но он не имеет право получить пособие еще дважды при условии отсутствия работы, как другие сотрудники.

В этом случае нужно вставать на учет в центр занятости, что для пенсионера невозможно. По закону он не может оформить статус безработного, так как получает пенсию.

Как рассчитать пособие по больничному листу? Информация здесь.

Где оформить президентское пособие на первого ребенка? Подробности в этой статье.

Если пенсионер увольняется по собственному желанию без указания причины, то ему необходимо написать заявление об увольнении и пройти отработку в течение 14 дней (это делается для того чтобы организация могла найти замену сотруднику). Если пенсионер указывает причину “выход на пенсию”, то ему может быть проведена процедура увольнения без отработки.

Выплата средств пенсионных накоплений в вопросах и ответах

Хотя коллективный договор предприятия и предусматривает единовременную выплату при увольнении с уходом на пенсию, представители пенсионного фонда настаивают, что такие выплаты должны облагаться страховыми взносами. Это связано тем, что они не прописаны в ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Формально компенсации по выходу на пенсию подпадают под пункт 2 статьи 9 ФЗ № 212, который гласит, что страховыми взносами не облагаются все компенсационные выплаты, установленные законами РФ и органами местного самоуправления. К ним относятся и компенсации, связанные с увольнением работников, кроме выплат за неиспользованный отпуск.

Представители ПФ РФ отмечают, что выплата при увольнении с выходом на пенсию не прописана в ТК РФ или в каком-либо законодательном документе.

Департамент развития соцстрахования в письме № 17-3/2038 от 4.12.2013 г. также указывает, что компенсационные выплаты при увольнении с уходом на пенсию по возрасту осуществляются в рамках трудовых соглашений между работодателем и работником. Таким образом, пособие, выплачиваемое сотруднику при увольнении такого рода облагается страховыми взносами как выплата, произведённая в рамках трудовых отношений. Основанием для этого служит ч.1 ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ.

Сотрудники ИФНС указывают, что данная компенсация формально подпадает под ст.217, п.3 НК РФ — выплаты в виде выходного пособия. Такое пособие по уходу на пенсию не прописано ни в ТК РФ, ни в НК РФ, поэтому его выплата производится в том случае, если оно предусмотрено коллективным договором организации. При этом пособие должно быть не выше трёхкратного размера среднемесячного заработка сотрудника. А если он уволился с предприятия, расположенного в районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к ним, то выходное пособие не должно превышать 6-кратный размер среднемесячного заработка.

Если увольняющемуся сотруднику предусмотрена выплата по уходу на пенсию, размер которой составляет три средних заработных платы, то с целью минимизации издержек по страховым взносам и налогам рекомендуется увольнять по сокращению численности работников. Это связано с тем, что выплаты при данном сокращении не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Единовременная выплата пенсионерам — это платеж из пенсионных сбережений, который носит не постоянный, а одноразовый характер.

За последнее десятилетие система начисления платежей пожилым людям существенно менялась. В 2012 году появилась накопительная пенсия. А в 2015 году выплаты стали рассчитывать, исходя из величины страховых взносов. Их вносит за каждого сотрудника работодатель. После этого вычисляют количество набранных пенсионных баллов и назначают окончательную сумму выплат.

Но законодательство Российской Федерации предусматривает ежегодную индексацию пенсионных платежей. Так, периодически пенсию пересчитывают с учетом уровня инфляции, который был зафиксирован в предыдущем году или который был заложен на текущий. Но с индексацией часто возникали проблемы, невыплаченные проценты выдавали пожилым людям в качестве одноразовой компенсации. Она никак не влияла на получение пенсионером очередной пенсии в следующие месяцы.

Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация

Получать одноразовую субсидию могут не все пенсионеры. В ФЗ №360 в статье 4 перечислены условия, при которых граждане претендуют на получение единовременных выплат:

  1. Граждане, которые родились до 1966 года. При этом установлен и минимальный порог: для женщин — начиная с 1957 года рождения, а для мужчин — с 1953 года.
  2. Расхождение между страховой и накопительной частями пенсии должна быть меньше или равняться 5%. Если разница больше, то выплаты не назначают.
  3. Граждане, которые были официально трудоустроенными в период с 2002 по 2004 год.
  4. Лица, участвовавшие в программе софинансирования.
  5. Граждане, которые оформляли пенсионное страхование. Это нужно отметить в индивидуальном лицевом счете.
  6. Граждане, которые обеспечивают себе пенсию из личных средств.
  7. Иностранцы, которые соответствует вышеперечисленным требованиям и проживают на территории Российской Федерации на постоянной основе.

При этом выдать деньги можно будет только тем лицам, которые достигли пенсионного возраста. Особенность получения компенсации в том, что граждане, которые родились до 1966 года, не могут самостоятельно устанавливать способ формирования пенсионного обеспечения. А вот те, кто родился с начала 1967 года, такую возможность имеют. Получить государственную помощь могут пенсионеры до 1966 года рождения, так как с 2002 по 2005 год взносы на накопительную часть пенсии работодатели платили за всех своих сотрудников.

Такая выплата полагается при оформлении группы инвалидности или при потере кормильца. Ее можно получить при отсутствии страхового стажа.

ВНИМАНИЕ! Не может претендовать на дополнительную единовременную выплату тот пенсионер, у которого есть накопительная пенсия.

Такая сумма может выплачиваться раз в пять лет, поэтому, после получения первой суммы нужно отсчитать положенный период и снова подать заявку на единовременную выплату.

Один из основных документов для оформления единовременного платежа пенсионерам — заявление. В его текст обязательно впишите следующие данные:

  • ФИО;
  • адрес, по которому вы проживаете;
  • данные по паспорту;
  • контактную информацию: номер телефона, адрес электронной почты;
  • страховой номер личного лицевого счета;
  • номер счета накопительного обеспечения и способ получения средств — наличными, на банковский счет или карту;
  • дату и место рождения;
  • перечень приложенных к заявлению бумаг;
  • дату и подпись.

Кроме заявления предоставьте:

  1. Гражданство РФ или другой документ, который подтвердит личность.
  2. СНИЛС.
  3. Трудовую книжку и пенсионное удостоверение.
  4. Справку о величине пенсионных сбережений.
  5. Подтверждение того, что назначена помощь от государства по инвалидности.

Если не можете лично подать заявление на получение выплат, интересы может представлять другой гражданин. При этом ему должна быть оформлена нотариально заверенная доверенность. Оригиналы документов можно не приносить, законодательство допускает возможность предоставления нотариально заверенных ксерокопий.

Если случайно предоставлены ошибочные сведения, или по результатам проверки сотрудники ПФР выявят, что заявитель не может получить единовременное пособие, его уведомят об этом. Информация поступит в течение 5 дней с момента, когда приняли решение об отказе.

Перед тем как подавать запрос о получении НЧ, застрахованное лицо должно вспомнить, где находятся накопления.

Важно знать! Пенсионные выплаты работающим пенсионерам

Для этого достаточно сделать письменный запрос в ПФР. По итогам полученных данных нужно обратиться именно в ту организацию, где находится НЧ. При этом вариантов может быть всего два – ПФР или НПФ.

Для получения НЧ пенсионных выплат, застрахованное лицо должно предоставить в организацию перечень документов, который указан в предыдущей главе данной статьи.

Трудовым кодексом предусмотрена возможность коллективного регулирования трудовых отношений в виде заключения коллективного договора. Коллективный договор является локальным правовым актом организации, посредством заключения которого трудовой коллектив участвует в правовом регулировании труда, создании норм трудового права и управлении организацией. В таком договоре можно предусмотреть способы решения насущных проблем, возникающих в процессе деятельности организации. Коллективному договору отводится не последнее место в минимизации налогообложения: довольно часто в нормативных актах имеются ссылки на то, что определенные выплаты и вознаграждения, предусмотренные положениями данного договора, могут уменьшить налоговую базу по некоторым налогам.

Согласно ст. 40 ТК РФ коллективным договором является документ, регулирующий социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем. При его заключении работодатель должен учитывать, что прописанные в этом документе условия не должны ухудшать положение работников, снижать уровень их прав и гарантий, установленных законодательством. В период действия договора работодатель не имеет права изменять его условия в одностороннем, приказном порядке (ст. 43 ТК РФ). Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке — только работодателем.

При отнесении вознаграждений к расходам, уменьшающим налоговую базу по прибыли, следует руководствоваться ст. 255 НК РФ. В п. 2 ст. 255 Кодекса определено, что к расходам на оплату труда относятся: премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. Премия должна устанавливаться за конкретный производственный результат, показатели должны быть измеримыми (перевыполнение нормы, отсутствие брака). Данные выплаты уменьшают налоговую базу по прибыли, если они предусмотрены трудовыми и коллективными договорами.

При этом не надо забывать о ст. 252 НК РФ. А именно о том, что расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены. Расходами признаются затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, данный пункт обязывает проанализировать, как расходы, произведенные в пользу работника, связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Как уже отмечалось, в трудовом договоре нужно прописать систему премирования либо сделать ссылку на локальный нормативный акт. В последнем случае считается, что локальные нормативные акты распространяются на конкретного работника. Это подчеркнуто в Письме УМНС России по г. Москве от 24.02.2003 N 28-11/11043. Заметим, что работник должен быть под роспись ознакомлен с документами, в которых указывается порядок расчета и выплаты премий.

Следовательно, если в трудовом договоре отсутствуют ссылки на те или иные начисления, предусмотренные в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, такие начисления не принимаются для целей налогообложения прибыли.

Впоследствии организация может заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут конкретно указаны выплаты или сделаны ссылки на выплаты, предусмотренные коллективным договором или локальными нормативными актами. Тогда премиальные выплаты будут включаться в состав расходов на оплату труда с даты подписания дополнительного соглашения.

В бухучете все хозяйственные операции отражаются на основании первичных учетных документов. Об этом гласит п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Выплата премий производится согласно приказу руководителя с указанием фамилий премируемых, оснований выплаты и сумм по каждому основанию. Соответственно, датой начисления премии на счетах бухучета будет являться дата, указанная в приказе руководителя.

Премия за производственные результаты (независимо от того, выплачивается ли она в соответствии с трудовым договором или нет) является элементом материального стимулирования работников. То есть расходами на оплату труда. В бухучете расходы на оплату труда относятся к расходам по обычным видам деятельности. Об этом гласят п. п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Расходы по обычным видам деятельности учитываются в соответствии с Планом счетов на счетах учета производственных затрат: 20, 23, 25, 26, 29 и 44. Расходы по обычным видам деятельности организация включает при формировании финансового результата в себестоимость проданной продукции (п. 9 ПБУ 10/99).

Премии не за результаты производственной деятельности отражаются в бухучете в зависимости от источника выплаты. Если премия выплачивается за счет чистой прибыли, что возможно только по решению собрания учредителей или акционеров, то дебетуется счет 84 «Нераспределенная прибыль». Если источник выплаты не определен, премию можно отнести к прочим внереализационным расходам, которые отражаются на счете 91-2 «Прочие расходы».

Для целей налогового учета из всех расходов на оплату труда необходимо выделить расходы на оплату труда в пользу производственного персонала и суммы страховых взносов. Расходы на оплату труда производственного персонала включаются в состав прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

Как известно, по закону руководитель должен известить сотрудников, попадающих под сокращение штата, за 2 месяца до предстоящего расторжения договоров.

То есть человека предупреждают, потом он работает еще 2 месяца в обычном режиме и только по истечении этого срока его увольняют и выплачиваются положенные суммы, в том числе и выходное пособие.

Возможен вариант, когда сотрудник, подлежащий сокращению, не желает дожидаться истечения срока предупреждения.

Если гражданину не нужно выходное пособие, то можно просто написать заявление об уходе по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК РФ) и, отработав 2 недели, уволиться с выплатой зарплаты и компенсации отпускных. Конечно, по такому основанию уволенный выходное пособие не получит.

Если же человек все-таки хочет получит дополнительную выплату, то можно попытаться договориться с руководством о досрочном увольнении, но с выдачей выходного пособия. В этом случае нужно написать заявление о досрочном увольнении в связи с сокращением штата.

Если директор готов пойти навстречу и уволить раньше срока, то он вправе это сделать. Если руководитель не желает этого делать, то он имеет полное право на это, тогда придется либо уходить по собственному желанию без выходного пособия, либо продолжать работать до истечения двухмесячного срока до дня сокращения.

Таким образом, выходное пособие может быть выплачено при досрочном сокращении, но только при достижении соответствующей договоренности с руководством.

По мнению специалистов Минфина России, в состав компенсационных выплат в связи с увольнением, для которых установлен предел, не облагаемый НДФЛ (трехкратный (шестикратный) размер среднего месячного заработка), включается сумма дополнительной компенсации, выплачиваемой за досрочное расторжение трудовых отношений (Письмо Минфина России от 08.07.2013 N 03-04-05/26273).

Это означает, что при начислении выплат, гарантированных работнику при увольнении в связи с сокращением штата, для сравнения с установленным нормативом бухгалтеру предлагается суммировать все гарантированные работнику компенсационные выплаты:

  • выходное пособие;
  • средний заработок на период трудоустройства;
  • дополнительную компенсацию за досрочное расторжение трудовых отношений.

Примечание. Здесь и далее мы не будем говорить о компенсациях руководителю, его заместителю и главному бухгалтеру.

Пример 1. НДФЛ за третий месяц после увольнения

30 мая 2014 г. работодатель уведомил сотрудника О.Л. Сегурова об увольнении в связи с сокращением численности штата компании 1 августа 2014 г. Спустя две недели он предложил работнику расторгнуть трудовой договор досрочно, 1 июля 2014 г., с выплатой дополнительной компенсации.

В день увольнения, 1 июля 2014 г., О.Л. Сегуров получил:

  • дополнительную компенсацию в размере среднего заработка за период со 2 июля по 1 августа 2014 г. (ч. 3 ст. 180 ТК РФ);
  • выходное пособие в размере среднего заработка за период со 2 июля по 1 августа 2014 г.

О.Л. Сегуров не трудоустроился до 1 октября 2014 г. и обратился к бывшему работодателю с заявлением о выплате среднего заработка за третий месяц после увольнения (со 2 сентября по 1 октября 2014 г.). В двухнедельный срок после увольнения он встал на учет в службу занятости и не был трудоустроен, что подтверждает справка службы занятости.

Облагается ли НДФЛ средний заработок за третий месяц после увольнения в связи с сокращением штата?

Бухгалтер учитывает мнение специалистов Минфина России, изложенное в Письме от 08.07.2013 N 03-04-05/26273.

Решение. Согласно Письму Минфина России от 08.07.2013 N 03-04-05/26273 не облагаются НДФЛ выплаты при увольнении в сумме, не превышающей трехкратного размера среднего месячного заработка.

Для О.Л. Сегурова выплата за третий месяц после увольнения по сокращению штата является, по сути, четвертым средним заработком после:

  • дополнительной компенсации в размере среднего заработка за период со 2 июля по 1 августа 2014 г.;
  • выходного пособия в размере среднего заработка за период со 2 июля по 1 августа 2014 г.;
  • среднего заработка за второй месяц после увольнения за период со 2 июля по 1 сентября 2014 г.

Начисление НДФЛ

По мнению судей Верховного суда Республики Коми, дополнительная компенсация за досрочное увольнение не облагается НДФЛ безо всяких условий.

Свой вывод арбитры мотивировали тем, что в пп. «а» п. 7 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ, который ввел ограничения в текст п. 3 ст. 217 Налогового кодекса, не указана дополнительная компенсация за досрочное увольнение. Об этом говорится в Определении Верховного суда Республики Коми от 10.05.2012 N 33-1663АП/2012.

То есть эту выплату не нужно учитывать при исчислении облагаемой НДФЛ суммы компенсаций в связи с увольнением по сокращению штата.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *