Текущие платежи при банкротстве пленум

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Текущие платежи при банкротстве пленум». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанны­ми с применением положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве, За­кон) о текущих платежах по денежным обязательствам, и в целях обеспе­чения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Феде­рального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам (далее — суды) сле­дующие разъяснения.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денеж­ные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли по­сле даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть да­ты вынесения определения об этом.

Судам при применении данной нормы необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для це­лей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).

Таким образом, в качестве текущего платежа может быть квалифи­цировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

2. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве воз­никшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требова­ния кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и вы­полненных работ являются текущими.

По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение догово­ров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника бан­кротом.

В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания комму­нальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или те­пловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими това­рами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данны­ми учета), текущими являются требования об оплате за те периоды време­ни, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.

3. При применении пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве судам следует учитывать, что обязательство возвратить денежную сумму, пре­доставленную по договору займа (статья 810 ГК РФ) или кредитному до­говору (статья 819 ГК РФ), возникает с момента предоставления денежных средств заемщику. Обязательство уплатить денежную сумму, предостав­ленную должнику в качестве коммерческого кредита в виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (статья 823 ГК РФ), возникает с момента исполнения кредитором соответствующей обязанности по пере­даче товаров, выполнению работ либо оказанию услуг.

4. При решении вопроса о квалификации в качестве текущих плате­жей требований об уплате процентов за пользование денежными средства­ми, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, судам необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о при­знании должника банкротом, определяются по правилам пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве. В этом случае требования об уплате таких процен­тов не являются текущими платежами.

По смыслу указанной нормы Закона проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В ре­естр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменя­ется.

Если требование по денежному обязательству, возникшему до воз­буждения дела о банкротстве, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения, в том числе в силу пункта 3 статьи 63 Закона о бан­кротстве и в случаях, когда срок исполнения обязательства должен был на­ступить после введения наблюдения.

Требования об уплате процентов за пользование заемными (кредит­ными) средствами, вытекающие из денежных обязательств, возникших по­сле принятия заявления о признании должника банкротом, являются теку­щими платежами.

5. При решении вопроса о квалификации платежей по векселям в качестве текущих судам необходимо иметь в виду, что обязательство векселедателя уплатить денежную сумму, удостоверенное векселем (в том числе выданным сроком по предъявлении), возникает с момента выдачи векселя.

Текущие платежи по денежным обязательствам в деле о банкротстве

  • Субсидиарная ответственность бухгалтера

    994 1

    • 8 оценили материалы

    • 5 в избранном

    • 19

      1. Целью введения моратория, предусмотренного статьей 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ»О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 91 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.

      2. В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

      3. Мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (пункт 1 статьи 91 Закона о банкротстве, часть 7 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», часть 8 статьи 23 действовавшего ранее Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

      В случае принятия Правительством Российской Федерации в период действия моратория решения о расширении перечня лиц, на которых он распространяется, следует исходить из того, что в отношении таких лиц мораторий действует со дня изменения названного перечня, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

      4. Предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли).

      В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 91 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория. Однако если названное лицо докажет, что отказ от моратория вызван улучшением его экономического положения, произошедшим вследствие использования мер поддержки, предусмотренных мораторием, то последствия введения моратория к нему не применяются с момента отказа от моратория (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

      5. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 91 Закона о банкротстве в период действия моратория достаточным основанием для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом является отнесение должника к числу лиц, на которых распространяется мораторий. При разрешении вопроса о возможности принятия заявления к производству обстоятельства, касающиеся возникновения задолженности (в том числе периода ее формирования, причин, по которым она образовалась, связи задолженности с основанием введения моратория), судами не исследуются.

      Вместе с тем в ситуации, когда уполномоченным органом должника — юридического лица принято решение о его ликвидации, то есть не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота, отнесение такого ликвидируемого должника к числу лиц, на которых распространяется действие моратория, не является препятствием для подачи кредитором заявления о признании должника банкротом.

      6. Положения пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий.

      С учетом того, что законодатель допустил сохранение арестов в период действия моратория (в отличие от процедуры наблюдения — абзац четвертый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве), исполнительные листы в этот период выдаются судами. На основании таких исполнительных листов может быть возбуждено исполнительное производство.

      Со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве). Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее — банк) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория.

      В ходе приостановленного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

      ��о смыслу статьи 91 Закона о банкротстве в период действия моратория не приостанавливается исполнительное производство по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов.

      10. Предусмотренные пунктом 4 статьи 91 Закона о банкротстве особенности рассмотрения дел о несостоятельности применяются в случае возбуждения дела о банкротстве не только в трехмесячный срок, но и в течение срока действия моратория.

      Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, состав и размер требований кредиторов (включая проценты, подлежащие уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита) определяются на день введения моратория, а не на день введения первой судебной процедуры банкротства. По смыслу указанной нормы при установлении требований кредиторов по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, финансовые санкции и договорные проценты не учитываются с начала действия моратория, в том числе в период с момента окончания моратория и до момента возбуждения дела о банкротстве, а также в период банкротства. К соответствующим требованиям применяются общие положения пункта 4 статьи 63 и пункта 2 статьи 21319 Закона о банкротстве со дня введения моратория.

      11. По смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве требования, возникшие после начала действия моратория, подлежат квалификации как текущие (в случае возбуждения дела о банкротстве в трехмесячный срок). До истечения трехмесячного срока кредиторы по таким требованиям не могут инициировать дело о банкротстве должника.

      При возбуждении дела о банкротстве после истечения трехмесячного срока состав и размер требований кредиторов определяются по общим правилам статьи 4 Закона о банкротстве, а квалификация требований кредиторов в качестве текущих осуществляется по общим правилам статьи 5 Закона о банкротстве (исходя из дня возбуждения дела о банкротстве).

      12. Исходя из цели введения моратория, положений подпункта 1 пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, очередность удовлетворения требования о возврате финансирования, предоставленного должнику контролирующим его лицом в период действия моратория, не понижается, а определяется по общим правилам статьи 134 Закона о банкротстве.

      13. По смыслу подпункта 1 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве в случае введения моратория периоды, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 19, статьями 612 и 613 Закона о банкротстве, по делам о банкротстве, возбужденным в трехмесячный срок, исчисляются исходя из дня введения моратория. В частности, это означает, что при оспаривании сделок проверкой охватываются: периоды, предшествующие дню введения моратория, установленные статьями 612 и 613 Закона о банкротстве (один месяц, шесть месяцев, год или три года); период действия моратория; период со дня окончания моратория до дня возбуждения дела о банкротстве; а также период после возбуждения дела о банкротстве.

      14. Пункт 2 статьи 614 Закона о банкротстве устанавливает запрет на оспаривание на основании статьи 613 Закона о банкротстве ряда сделок, совершенных в рамках обычной хозяйственной деятельности. При применении данной нормы следует учитывать особенности осуществления экономической деятельности в период моратория. Пока не доказано иное, предполагается, что все сделки должника, в отношении которого действовал мораторий, совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности.

      Если в распоряжении контрагента должника действительно имелись сведения о наличии у должника признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, наступивших по основаниям, не связанным с введением моратория, или о заведомом отсутствии реальной возможности преодоления этих признаков, сделка с таким контрагентом, совершенная в период действия моратория, может быть признана недействительной по правилам статьи 613 Закона о банкротстве.

      15. В силу подпункта 5 пункта 4 статьи 91 Закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в трехмесячный срок, при наличии письменного согласия кредитора с условиями мирового соглашения, выданного в период действия моратория, при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 Закона о банкротстве кредитор считается проголосовавшим за заключение мирового соглашения на указанных в согласии условиях.

      Если положения мирового соглашения не соответствуют предварительному согласию кредитора, при решении вопроса о заключении мирового соглашения на собрании кредиторов такой кредитор вправе проголосовать по своему усмотрению.

      16. Согласно пункту 31 статьи 91 Закона о банкротстве право на судебную рассрочку возникает в том случае, если заявление должника о собственном банкротстве подано в суд в течение срока действия моратория. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено после истечения срока действия моратория.

      17. При применении подпункта 1 пункта 31, абзаца второго пункта 33 статьи 91 Закона о банкротстве сопоставляется выручка должника от реализации товаров, работ и услуг за отчетный период, а не чистая прибыль. При этом под отчетным периодом следует понимать первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

      18. Должник, ходатайствующий о предоставлении судебной рассрочки, должен действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), в том числе содействовать кредиторам в получении необходимой информации. Поэтому в ходатайстве он должен раскрыть всех известных ему кредиторов.

      Вопрос о предоставлении судебной рассрочки разрешается на основании указанного ходатайства в судебном заседании с извещением должника и всех известных кредиторов (часть 6 статьи 13, часть 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

      Под днем предоставления судебной рассрочки, предусмотренной абзацем вторым пункта 35 статьи 91 Закона о банкротстве, следует понимать день оглашения резолютивной части определения о предоставлении такой рассрочки.

      19. В силу подпункта 1 пункта 32 и абзаца первого пункта 33 статьи 91 Закона о банкротстве судебная рассрочка применяется к обязательствам должника, являющимся просроченными на день возбуждения дела о банкротстве, а также к обязательствам, срок исполнения которых наступает в период со дня возбуждения дела о банкротстве и до дня окончания рассрочки. Иные обязательства исполняются в соответствии с их условиями.

      Согласно абзацу первому пункта 35 статьи 91 Закона о банкротстве при разрешении вопроса о том, подпадают ли под действие судебной рассрочки обязательства, по условиям которых срок исполнения не наступил, но считается таковым в силу пункта 3 статьи 63 либо абзаца второго пункта 2 статьи 21311 Закона о банкротстве, а также обязательства, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств наступает досрочно в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением им графика платежей, введением в отношении должника процедуры банкротства, учитываются сроки исполнения, определенные первоначальными условиями этих обязательств (как если бы не было оснований для досрочного истребования долга).

      Если просрочена лишь часть долга, включенного в реестр требований кредиторов в полном объеме, то судебная рассрочка распространяется только на просроченную на день возбуждения дела о банкротстве часть и ту часть, срок исполнения которой наступает в период со дня возбуждения дела о банкротстве и до дня окончания рассрочки, остальная часть подлежит погашению в сроки, определенные условиями обязательства (в сроки, указанные в договоре или установленные законом) (абзац первый пункта 33 статьи 91 Закона о банкротстве).

      20. Судебная рассрочка предоставляется в отсутствие согласия кредиторов (подпункт 3 пункта 31 статьи 91 Закона о банкротстве). Вместе с тем суд вправе отказать в ее предоставлении, если возражающие против рассрочки кредиторы представят убедительные доказательства невозможности восстановления платежеспособности должника, не опровергнутые последним. Равным образом не подлежит удовлетворению ходатайство о предоставлении судебной рассрочки в случае, если будет доказано, что после удовлетворения требований кредиторов, к которым применяется рассрочка, должник будет заведомо неспособен расплатиться с остальными кредиторами.

      21. По общему правилу, срок судебной рассрочки составляет один год (подпункт 2 пункта 32 статьи 91 Закона о банкротстве). Более продолжительные периоды рассрочки (два или три года) применяются при наличии особых условий, указанных в пункте 33 статьи 91 Закона о банкротстве.

      Названные сроки предоставления судебной рассрочки (один год, два или три года) могут быть сокращены судом только на основании ходатайства должника.

      22. В случае предоставления судебной рассрочки с момента введения моратория и до момента окончания судебной рассрочки не начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойка, а также иные финансовые санкции в отношении требований, на которые эта рассрочка распространяется (подпункт 2 пункта 3, подпункт 6 пункта 32 статьи 91 Закона о банкротстве). Данные финансовые санкции на это время не заменяются процентами, предусмотренными пунктом 4 статьи 63 и пунктом 2 статьи 21319 Закона о банкротстве.

      По смыслу подпункта 4 пункта 32 статьи 91 Закона о банкротстве при предоставлении судебной рассрочки на срок, не превышающий одного года, договорные проценты, в том числе проценты, являющиеся платой за пользование денежными средствами (например, проценты, установленные пунктом 1 статьи 3171, статьями 809, 819 и 823 ГК РФ), не начисляются с момента введения моратория и до момента окончания судебной рассрочки. Эти проценты на указанный период не заменяются процентами, предусмотренными пунктом 4 статьи 63 и пунктом 2 статьи 21319 Закона о банкротстве. После истечения первого года судебной рассрочки указанные договорные проценты начисляются в ранее согласованном сторонами размере, а при отсутствии такого согласования — в размере ключевой ставки Банка России, действовавшей в период судебной рассроч��и.

      После начала дела о получении статуса обанкротившегося лица все обнаруженные и появившиеся платежи можно разделить на две группы:

      • К первой группе относят реестровые платежи, которые вносятся в специальный реестр (отсюда и название) и выполняются по определенной очередности;
      • Ко второй группе можно отнести текущие требования в делах о банкротстве.

      Кроме этого, пользователей часто интересует не только то, что представляют собой текущие платежи, но и как отличить их от реестровых, ведь особенность текущих платежей — в их превалирующем характере.

      Объяснить ситуацию достаточно просто. Дело в том, что банкротство оформляют в том случае, если человек или организация не могут справиться с возникшими долгами и они накапливаются на протяжении некоторого времени. Должник уже не сможет разобраться с ними своими силами. В таком случае он может начать процедуру банкротства. Как только процедура начинает работать, все долги реестрового характера перестают накапливаться, замораживаясь. А зафиксированные суммы кредиторы должны включить в реестр, иначе они не будут погашены или займут в очередности последние места. Это автоматически означает: не факт, что денег, вырученных от имущества должника, хватит на их покрытие.

      Правда, часто, чтобы получить справку о банкротстве, нужно несколько лет. Это сложный и многоступенчатый процесс. Естественно, на протяжении этого времени могут образовываться новые финансовые расходы, которые нужно каким-то образом покрывать. Как уже говорилось, это может быть зарплата для сотрудников, хозяйственные расходы и т. п. Причём не важно, идёт речь о физических или юридических лицах.

      В банкротстве реестровые платежи не единственный вид финансовых обязательств, который является обязательным для должника. Первоочередными считаются как раз текущие разновидности выплат. Именно их делят на две категории:

      1. Обязательства, инициированные до начала процедуры банкротства, но исполнение которых началось после того, как банкротство начали рассматривать. Стороны договора, заключенного при подобных обстоятельствах, не могли предвидеть критическую ситуацию, спровоцировавшую финансовые трудности.
      2. Обязательства перед кредиторами, соглашения с которыми были подписаны до подачи заявления о банкротстве, но вступившие в силу уже после того, как лицо втянули в дело.

      Такие дела относятся к текущим платежам, поскольку их нельзя было предвидеть или они сопутствуют стабилизации финансовой ситуации должника. Но платежи текущего типа имеют льготный порядок оформления, благодаря которому требования кредиторов не вносятся в общий реестр. Они будут активированы отдельно, причем раньше, чем выплаты другим кредиторам.

      Рассмотрим вопрос о том, как будут взыскиваться текущие платежи при банкротстве. Алгоритм этой процедуры многоступенчатый, но его вполне можно пройти без лишних проблем. Итак, от должника ожидают следующих действий:

      • Составить и подать прошение (в письменном формате). Отправить его нужно на адрес должника или финансового управляющего. Но в тексте нужно упомянуть, о какой именно задолженности идет речь: о той, что появилась после окончании дела о банкротстве, или той, что возникла после подачи иска. От этого будет зависеть, как взыщут текущие платежи при банкротстве. Иногда достаточно просто подать жалобу финуправу, но если он халатно относится к своим обязанностям, от подачи в суд отвертеться не выйдет;
      • Дополнительные платежи указываются в отдельном реестре управляющего, после чего на имя банка приходит счет о списании нужной денежной суммы;
      • Если финуправ отказывается выполнять финансовые обязательства, порядок взыскания предусматривает подачу искового заявления в суд, в котором требуется признание платежа текущим и его возмещение. В качестве доказательства можно приобщить документы, подтверждающие текущий статус платежа;
      • В случае если иск примут, суд начнет процесс определения, действительно ли платеж имеет текущий характер. Обычно такие платежи приобщают к одной очереди или вносят в дополнительный, внеочередной реестр. Внеочередные платежи выплачиваются по порядку, имея фиксированную дату.

      Финуправ должен выполнять решение суда. Если он его проигнорирует, на него наложат пени и штрафы. Также бездействие управляющего могут расценивать как нанесение ущерба. Есть случаи, когда прошение не удовлетворяют. Тогда можно потребовать разъяснить ситуацию, подав в письменном виде соответствующее заявление. Если в ответе будет мало разъяснений или он вообще не придет, можно подавать на обжалование вопроса.

      Взыскание текущих платежей при банкротстве осуществляется в определенный срок в соответствии с решением суда. Изначально соблюдаются конкурсные сроки текущей задолженности. Только после того как деньги от продажи имущества должника будут получены на счёт, выплачиваются другие долги.

      Сроки по текущей задолженности могут и продлить, но только согласовав этот вопрос с арбитражным управляющим. При этом срок устанавливается индивидуально. Правда, есть нюанс, касающийся суммы выше установленного законом минимального порога: она оплачивается в третьей очереди. Более точных сроков не существует, поскольку выплаты осуществляются согласно очереди.

      Текущие платежи в банкротстве: текущие и реестровые

      Формальное прочтение ст. 5 Закона о банкротстве позволит кредиторам любое обязательство, возникшее после даты принятия судом заявления о банкротстве должника, отнести к текущим. Однако здесь не все так просто. Высший Арбитражный суд РФ в своем Постановлении от 23.07.2009г. № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» раскрывает перечень требований, которые необходимо квалифицировать не как текущие, а как реестровые. К числу таких требований относятся:

      1) требование о возврате внесенной кредитором до возбуждения дела о банкротстве предоплаты по договору, следующее из расторжения указанного договора, независимо от даты его расторжения (см., например, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 09.10.2017 по делу N А19-8476/2017);

      2) требование в результате новации, совершенной после возбуждения дела о банкротстве (см., например, Постановление 14 ААС от 21.07.2017 по делу N А05-4576/2017);

      3) требование об уплате денег по соглашению о переводе долга, совершенному после принятия судом заявления на банкротство, по обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве (см., например, Постановление Восьмого ААС от 07.09.2017 по делу N А46-2635/2017);

      4) требование из судебного акта, вынесенного после возбуждения дела о банкротстве, которым изменен способ исполнения на взыскание денежной суммы (вместо, например, обязанности должника передать иное имущество). Здесь необходимо исходить из даты возникновения обязанности по передаче имущества (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2014 по делу N А12-4512/2012);

      5) требование гаранта к должнику-принципалу о возмещении уплаченной им суммы после возбуждения дела о банкротстве должника-принципала, если обязательство, обеспеченное банковской гарантией, возникло до банкротства должника (см., например, Постановление АС Северо-Западного округа от 28.03.2017 по делу N А56-75464/2014), и иные требования.

      Постановление Пленума ВАС РФ № 63 позволяет сделать важный вывод: реестровые требования не нужно переквалифицировать в текущие, даже если формально происходит замена требования (как, например, в случае перевода долга и т.д.). В таком случае нужно обращать внимание на дату возникновения первоначального обязательства. Если обязательство возникло, соответственно, до того, как судом было принято заявление на банкротство, требование будет считаться реестровым независимо от того, произошла ли замена обязательства уже после возбуждения банкротного дела.

      Ряд договоров предусматривает периодическое внесение платы. Скажем, договор аренды. Оплата по нему может происходить поквартально. Как быть, если начало квартала приходится на «добанкротный» период, а окончание — уже после возбуждения дела о банкротстве? В этом случае для целей квалификации текущих платежей необходимо принимать во внимание дату окончания периода по внесению арендной платы.

      Согласно Постановлению Пленума № 63 выделяют три группы обязательств, по которым текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве:

      — обязательства по периодическому внесению должником платы за пользование имуществом (например, договор аренды, договор лизинга (но за исключением выкупного);

      — обязательства, которые предполагают длящееся оказание услуг (договоры оказания коммунальных услуг, услуг связи, договоры хранения и т.д.);

      — а также обязательства по электро- и теплоснабжению, обеспечению водой и другими товарами.

      Таким образом, по таким обязательствам не имеет значения, когда заключен договор.

      Существенное значение имеет срок окончания соответствующего периода.

      Впервые подобная квалификация текущих требований из таких договоров появилась в Постановлении ВАС РФ от 05.12.07 по делу № А50-15710/2006. Судьи указали на то, что понятие денежного обязательства, определенное в ст. 2 Закона о банкротстве, отличается от понятия обязательства в общегражданском смысле. То есть момент возникновения денежного обязательства определяется моментом появления у должника обязанности по оплате контрагенту – применительно к каждому периоду отношений.

      К числу обязательств, предполагающих периодичность оплаты, можно также отнести обязательства по оплате труда работников. Учитывая, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ), то это и образует расчетный период, который нужно принимать во внимание при квалификации «зарплатного» требования.

      Вышеуказанное понятие определяют следующим образом – это обязательства должника, по которым принят официальный вердикт о признании банкротом, но возникающие уже после подачи заявления в суд/вынесения судебного вердикта о том, что должник признан несостоятельным. То есть, опять же, это вновь возникшие обязательства, которые практически всегда появляются по факту прекращения юрлицом/ИП деятельности, или по факту официального подтверждения банкротства физлица.

      Иногда дела выглядят не очень оптимистично. Перечень предметов, которые будут проданы на аукционе, сформирован, но этого недостаточно, чтобы погасить реестровые требования. Это происходит из-за того, что большая часть вырученных средств уходит, чтобы расплатиться с другой, более срочной разновидностью задолженностей. Нельзя оставлять персонал без зарплаты, а ликвидирующееся предприятие без света. Поэтому кредиторов просят помнить об очередности и уметь определять разумные пределы расходов задолжавшего. Законом признается, что текущими платежами являются обязательства, которые оформились уже после того, как было принято заявление лица с просьбой признать его несостоятельным. Из норм, вписанных в ГК, можно понять, что основная задача — удерживать будущего банкрота на жизнеспособном уровне. Алгоритм будет одним и тем же для всех организаций должников:

      • Составляется и подается письменное прошение. В тексте обязательно указывается, о каком именно долге говорится — возникшем до формирования иска или уже после. От этого зависит, как быстро с кредитором рассчитаются.
      • Все дополнительное управляющий собирает в отдельный реестр. Затем он отправляет его в банк, который переводит все нужные суммы по указанным счетам.
      • Если назначенный специалист не справляется со своими задачами в полном объеме, подается исковое заявление в суд с просьбой признать платеж и возместить в полной мере. Понадобится прикрепить доказательства существования подобного договора.
      • Когда заявление примут, начнется процесс рассмотрения, чтобы отнести задолженность к определенной категории срочности. Обычно их определяют во внеочередные, для которых свой порядок.

      Оба вида — самые распространенные, встречаются в каждом деле. Особенность первых заключается в их превалирующем характере, то есть их требуется удовлетворить в первую очередь. Ситуации и различия можно объяснить очень просто. Когда человек или компания не в силах справиться с накопившимися долгами перед другими людьми или фирмами, он признает себя несостоятельным и начинается необходимая процедура. В этот момент все суммы по реестру перестают собираться, они замораживаются, фиксируются и включаются в специальный перечень. В соответствии с этим списком они же и будут по порядку расплачиваться. Но не факт, что их хватит, чтобы все закрыть. Эти требования можно отличить по 2 основным параметрам:

      • кредиторы не могут активно управлять делом;
      • дата образования — они формируются после того, как должник подал заявление на признание несостоятельным.

      Если во время всего производства перед аукционом станет понятно, что вернуть дееспособность совершенно точно нереально, то именно по текущим платежам будут создавать конкурсный объем предметов для более полного погашения всех счетов. То есть они должны быть минимальны — например, юристы или коммунальные услуги. Не получится вносить туда необязательные фуршеты, собрания акционеров и иные затраты, без которых можно обойтись. А если они смогут вывести лицо из состояния банкротства, то они становятся желаемыми — так бывает, если производящая компания успела закупить сырье для выгодной реализации. Если есть шанс, что через какой-то промежуток времени организация выйдет на плато и начнет зарабатывать, то стоит это использовать.

      Чтобы обеспечить права для всех сторон, закон выделяет 5 очередей:

      1. перед управляющим, оценивающими специалистами, реестродержателем и банком, который ведет все операции по счетам;
      2. зарплата и выходные пособия, расчеты с трудящимися на должника людьми, взносы в профсоюзы;
      3. люди, которых пришлось привлекать к делу о несостоятельности, хотя они не были обязаны этим заниматься;
      4. коммунальные траты, услуги связи, клининг;
      5. налоги, договора, страховка.

      Для оплаты текущих и реестровых требований этого типа действуют общие правила исковой давности, поэтому их погашают максимально быстро или с минимальными задержками. Если гражданина признают банкротом, то в его обязательства входит погасить все долги, которые образовались по его вине. Оплачивается все в соответствии с календарем — сначала более старые, потом новые. Учитывают не только момент обращения, но и день формирования этой суммы. Если необходимость расплатиться имеется с прошлого года, то закрыть ее — более важная задача, чем подобное, но всего месяц назад.

      Как уже говорилось выше, все задолженности делятся на две большие группы. Этот перечень появляется еще до начала дела о несостоятельности гражданина или компании. Этот список и становится одной из причин начала этого процесса. В соответствии с законодательством люди, которые могут доказать, что лицо признавшее себя неплатежеспособным имеет перед ним денежные обязательства, участвуют в мероприятиях и имеют свой голос на каждом собрании. Это происходит при условии, что их включили в реестр.

      Отдельно стоит остановиться на графике, который требует соблюдения. Установленный размер требований оплачивается на разных стадиях производства. Чтобы начать стадию финансового оздоровления, следует составить такой порядок. Эта процедура нацелена на то, что постепенно предприятие или гражданин справится со всеми обязательствами и покроет все суммы. Продолжается это до 2 лет. Основная цель процесса — возвращение к состоятельности и дееспособности. Список можно назвать односторонним подтверждением наличия долгов. Он же становится поводом наложить на компанию необходимость со всем рассчитаться. С момента, когда график будет утвержден, происходят следующие действия:

      • кредиторы приходят со своими платежками в соответствии с составленной очередностью, они обязаны ее соблюдать;
      • меры по обеспечению отменяются;
      • аресты могут быть наложены только в пределах процедуры;
      • действие всех исполнительных документов замораживается или отменяется;
      • выплата дивидендов недопустима.

      Отклоняться от установленных сроков можно только в сторону досрочного расчета. Если физлицо или юрлицо погасило все кредиторские требования, а у контрагентов не появилось весомых претензий или возражений, то считается, что процесс превращается в завершенный.

      Реестровая и текущая задолженность при банкротстве полностью закреплены в ГК. Необходимо просто соблюдать все нормы и правила, которые были там перечислены. Чтобы выполнять их было проще, у каждой компании появляется управляющий. Его цель — помочь вернуться к состоятельности или грамотно завершить все дела, расплатившись по обязательствам. Это выход для организаций, которые не знают, что им делать, чтобы снова стать платежеспособным или ликвидироваться. Все вопросы, которые появляются в процессе взыскания, требуют регулирования в соответствии с пунктами решений исполнительной власти. Основной закон, который регулирует происходящее — ФЗ «О банкротстве». В нем описывается, в частности:

      • что такое выплаты и по какому принципу они формируются;
      • рассказывается о требованиях, в том числе о тех, которые появились уже после суда;
      • описывается понятие моратория и его применимость к некоторым разновидностям платежей;
      • можно ли жаловаться на финансового управляющего и что это даст;
      • кто первый получит деньги от заемщика;
      • на каком уровне находится максимум по суммам, особенно в ТК.

      Многие стороны деятельности напрямую зависят от желания должника и от профессионализма назначенного сотрудника. Он обязан быть достаточно ответственным и грамотным в той сфере, в которой трудится. Именно от его функциональности и ума зависит, все ли получат свою компенсацию и удастся ли фирме вернуться к полноценному функционированию.

      (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36, от 06.06.2014 N 37)

      В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

      ФНС подменяет текущие платежи за реестровые в делах о банкротстве?

      8. При применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

      В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

      Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

      Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

      Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

      Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

      9. При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.

      Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

      В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

      Если же исчисленная сумма налога окажется меньше авансового платежа, требование об уплате которого подлежит включению в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа о включении этого требования в реестр, удовлетворяет его в сумме, не превышающей сумму налога. Если названное требование об уплате авансового платежа установлено судом до окончания налогового периода и определения суммы налога, то суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.

      10. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 37)

      11. При решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

      Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

      Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве).

      С даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению указанного решения налогового органа прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.

      Оспаривание решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по обязательным платежам и действий по бесспорному ее взысканию, а также действий судебных приставов-исполнителей по исполнению соответствующих решений налогового органа осуществляется должником в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, а не в деле о банкротстве.

      12. В целях обеспечения последствий введения наблюдения (в частности, исключения возможности исполнения вне рамок дела о банкротстве требований по обязательным платежам, подлежащих включению в реестр требований кредиторов) определение о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (пункт 2 статьи 63 Закона о банкротстве).

      В определении о введении наблюдения судам необходимо указывать дату принятия заявления о признании должника банкротом. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника судам следует направлять в банк определение о введении следующей за наблюдением процедуры банкротства.

      Абзацы 3-5 — Утратили силу. (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36)

      13. Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

      Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

      14. НК РФ не исключает из числа операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, операции по реализации имущества, составляющего конкурсную массу.

      19. В силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 — 5 статьи 71, пунктов 3 — 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.

      При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

      Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

      Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.

      20. Факт предъявления уполномоченным органом заявления об установлении требований по обязательным платежам в деле о банкротстве не является основанием для оставления без рассмотрения поданного в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, заявления должника об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа, вынесенного в отношении налогов, о включении требований по которым в реестр требований кредиторов заявлено уполномоченным органом.

      Суд, установив при рассмотрении заявления уполномоченного органа, что имеется возбужденное производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа, принятого в отношении налогов, о включении требований по которым в реестр требований кредиторов заявлено в деле о банкротстве, может применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ приостановить производство по рассмотрению заявления уполномоченного органа в части указанных требований до вступления в законную силу судебного акта по делу об оспаривании ненормативного правового акта.

      Вынесение судом определения о включении этих требований в реестр требований кредиторов не может рассматриваться как основание для прекращения производства по делу об оспаривании соответствующего ненормативного правового акта.

      Признание судом незаконным ненормативного правового акта налогового органа об установлении недоимки по налогам, требование в отношении которой было рассмотрено и установлено судом в деле о банкротстве, является вновь открывшимся обстоятельством и влечет пересмотр определения суда о включении названного требования в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном главой 37 АПК РФ.

      21. Предъявление требования об уплате налога расценивается НК РФ в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.

      26. При применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

      Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт 11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

      Указанные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123 НК РФ.

      27. Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

      28. Судам при рассмотрении дел о взыскании пеней, начисленных в период финансового оздоровления или внешнего управления за несвоевременное исполнение текущих требований об уплате налогов (сборов), а также дел об оспаривании решений налоговых органов о взыскании указанных сумм, необходимо иметь в виду следующее.

      Предусмотренное абзацем девятым пункта 1 статьи 81 Закона о банкротстве правило о неначислении пеней за неисполнение обязательных платежей, возникших до даты ведения финансового оздоровления, необходимо применять с учетом предписаний, установленных пунктами 2 и 3 статьи 81 Закона. Из системного толкования этих норм следует, что изложенное правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть на требования, не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

      К данным требованиям относятся требования по налогам, в отношении которых одновременно выполняются два условия: налоговый период окончился до даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязанности по уплате наступил до введения финансового оздоровления.

      Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце третьем пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

      29. При применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

      30. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

      При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.

      31. Требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 НК РФ), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ.

      32. Возбуждение дела о банкротстве не является основанием для рассмотрения дел о привлечении должника к административной ответственности за указанные правонарушения в процедуре, предусмотренной Законом о банкротстве для проверки обоснованности требований кредиторов.

      Дела о привлечении должника к административной ответственности подлежат рассмотрению уполномоченным административным органом или судом в соответствии с установленной главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственностью.

      Заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).

      Председатель
      Высшего Арбитражного Суда
      Российской Федерации
      А.А.ИВАНОВ

      Секретарь Пленума,
      судья Высшего Арбитражного Суда
      Российской Федерации
      А.С.КОЗЛОВА

      Особенности компенсации текущих платежей при банкротстве

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

        • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О теплоснабжении»

        • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

        • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512

          «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»

        • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511

          «О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»

        • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510

          «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

        • Письмо ФНС России от 19.10.2015 N ГД-4-8/18213@

          «О порядке применения пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации»

        • Письмо ФНС России от 19.01.2015 N СА-4-7/376@

          (вместе с Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2014 N А40-153792/14, Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2014 N А32-24705/2014)

        • Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@

          «О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций»

        Требования кредиторов приводят к тому, что гражданин подает документы и начинает разбирательство о признании банкротства физического лица с его текущими задолженностями. В таком процессе обязательно возникают дополнительные долги, связанные с оплатой труда арбитражного управляющего, сбора и подачи документов и другими нюансами. Платежи при банкротстве, которые должник обязан выплатить называются текущими и регулируются законодательством РФ.

        Текущие платежи в деле о банкротстве появляются во время самого процесса, даже если судом было принято решение признать физическое или юридическое лицо несостоятельным. Признание финансовой несостоятельности не означает, что реестровые и текущие долги будут списаны. Согласно закону о банкротстве, текущие платежи включают в себя такие статьи расходов:

        • для сотрудников компаний, которые работают во время процесса признания несостоятельности, положена выплата выходных пособий;
        • всем работникам предприятий, которые работают во время конкурсного производства, положена оплата труда;
        • отчисления сотрудникам, если предприятие было ликвидировано – особенно это касается рабочих, с кем были подписаны контракты на несколько лет;
        • различные штрафы и неустойки, выставленные предприятию;
        • оплата обязательств перед налоговой службой, возникших после того, как была запущена процедура;
        • выплаты по текущим коммунальным задолженностям, оплата товаров и арендной платы;
        • обязательно нужно оплатить любые пени, штрафы, неустойки поставщикам, партнерам;
        • все проценты, начисленные по кредитам;
        • оплата различных убытков, возникших из-за юридического или физического лица.

        Не стоит забывать о том, что гражданин должен покрыть все судебные издержки, то есть обязательные платежи в деле о банкротстве касающиеся найма нотариуса, адвоката и других специалистов для рассмотрения дела в арбитражном суде. Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод, что текущие платежи при банкротстве физических лиц – это все долги, что образовались после начала процедуры и те обязательства, которые были скреплены договорами до старта процедуры признания несостоятельности.

        Все вопросы, касающиеся процедуры признания лица финансово несостоятельным, текущие платежи при банкротстве и очереди платежей решаются в арбитражном суде. На основании Федерального закона №127 судья выносит решение по каждому делу индивидуально, в который в 2015 году были внесены поправки, чтобы сделать его совершеннее.

        Изучив определенные пункты статей в ФЗ, можно понять основные нюансы требований по текущим платежам в банкротстве:

        • понять суть и требования по выплатам;
        • разобраться с требованиями от кредиторов и как они попадают в реестр;
        • в 96 статье можно изучить порядок проведения моратория на разные виды платежей;
        • разобраться, как перевести текущий платеж в реестр в статье 134;
        • как написать и подать жалобу на финансового управляющего, если тот не справляется с работой;
        • разобраться, как уменьшить суммы выплат, если они превышают установленную трудовым законодательством цифру.

        Исходя из существующих законов, можно понять, что заниматься таким делом, как признание несостоятельности лица должен специалист, досконально знающий, как работать в таких ситуациях. Если арбитражник не справляется со своими обязанностями, то требуется подать жалобу и после постановления пленума РФ подписать договор с новым управляющим. Перед тем, как подавать жалобу в суд можно отправить ее управляющему, а если реакции не последовало, то обращаться в высшую инстанцию.

        Согласно закону о банкротстве, все обязательные платежи разделяются на две большие группы. Очередь выплат также устанавливается исходя из этих двух категорий. Все долги делятся на:

        • реестр текущих платежей в банкротстве – это порядок оплаты долгов кредиторам, который происходит в конкурсном производстве;
        • текущие – взыскание происходит без очередности, то есть они оплачиваются первыми.

        Такой порядок и очередь утверждены законодательно и действуют на физ и юр лиц, которые проходят процедуру признания несостоятельности.

        Очереди платежей при банкротстве составляются после того, как соответствующую заявку на выплату долга подают кредиторы. Во время рассмотрения документов о признании несостоятельности создается определенная очередь, по которой гражданин делает выплаты. Взыскание обязательных платежей в процедуре банкротства происходит следующим образом:

        1. Оплачиваются алиментные платежи, судебные издержки, выплачивается зарплата финансовому управляющему (за 1 процедуру положено платить 25 000 рублей). Также в первоочередный список входит оплата всех документов, государственная пошлина, оплата услуг специалистов (нотариуса, адвоката).
        2. Следующее взыскание средств происходит для выплаты заработной платы всем сотрудникам на производстве, которые были уволены после признания финансовой несостоятельности. Также производятся перечисления тем, кто остается трудиться на производстве.
        3. Последние платежи в очереди при банкротстве приходятся на коммунальные платежи, договоры по аренде, оплата за ремонт.

        Все остальные долги компенсируются после оплаты текущих, в порядке установленной очереди.

        Также к требованиям по текущим платежам о банкротстве относятся выплаты в полном размере по всем существующим издержкам, которые получились по вине несостоятельного лица или предприятия. В тех ситуациях, если текущие платежи в процедуре банкротства не выплачиваются, кредиторы имею право направить жалобу в арбитражный суд, который может вынести решение о выплате компенсации.

        Алгоритм взыскания долгов прост, но для его выполнения требуется соблюдать последовательность – он базируется на очереди платежей при банкротстве лица, поэтому особых сложностей не возникает. Должник должен пошагово выполнить такие действия:

        1. Написать заявление, в котором будет указан срок окончания производства по делу о признании несостоятельности, вид долга (текущий или из реестра) и отправить его по адресу должника или управляющего.
        2. Все дополнительные и обязательные платежи в деле о банкротстве должны быть занесены в отдельный реестр, который составляется арбитражным управляющим.
        3. В ситуации халатного отношения управляющего к списанию и оплате долгов подается иск, в котором прописывается прошение признать отправленный перевод текущим и возместить его. К поданному иску прикладываются документы, которыми можно подтвердить статус перевода.
        4. Если суд принимает поданную жалобу, то начинается процесс определения статуса выплаты и признание ее текущей. Такие выплаты становятся внеочередными и оплачиваются в зависимости от даты.

        Решение суда должно быть принято управляющим безоговорочно, иначе это может расцениваться как умышленное нанесение вреда должнику. Если рассматривать иск отказываются, то нужно сделать запрос на объяснение причины – при отсутствии ответа решение может быть обжаловано.

        Взыскать такие долги можно в отведенный срок, который устанавливается решением суда. Первым делом соблюдаются установленные ранее конкурсные сроки, за которые должны быть проведены выплаты по текущим долгам.

        Долги, занесенные в реестр, оплачиваются только после того, как финансовая несостоятельность будет признана, начнется процесс продажи имущества и будут получены переводы вырученных средств на счет. Должник может изменить порядок выплат и срок после согласования этого процесс со своим управляющим.

        Если физическое или юридическое лицо принимает решение о начале процедуры признания финансовой несостоятельности, то необходимо нанять грамотного управляющего, который создаст реестр текущих платежей в банкротстве и сможет грамотно распределить средства на погашение долгов. Все процедуры, касающиеся несостоятельности, решаются согласно Федеральному законодательству через арбитражный суд. Все текущие долги должны быть оплачены, ведь они не списываются даже после признания несостоятельности.

        Статья 5 федерального закона «О несостоятельности» № 127 от 26.10.2002 определяет сущность текущих платежей, а также устанавливает перечень прав лиц, которым принадлежит право требования их исполнения. Согласно пункту 1 указанной статьи, текущие платежи — это денежные требования, выставленные лицу, неспособному исполнять свои финансовые обязательства, уже после того, как было принято заявление о присвоении ему статуса банкрота.

        Порядок осуществления текущих платежей при банкротстве установлен пунктом 1 статьи 134 ФЗ № 127, согласно которому они имеют приоритет перед остальными обязательствами и производятся за счет средств, вырученных от реализации имущества, входящего в состав конкурсной массы.

        Последовательность действий, выполняемых в ходе взыскания таких платежей, выглядит следующим образом:

        1. Должник направляет в адрес управляющего письменное заявление, содержащее требование об истребовании долга, сформировавшегося по текущим платежам, с лица, признаваемого банкротом. К заявлению должны быть приложены бумаги, удостоверяющие правомерность предъявляемого требования.
        2. Управляющий проверяет обоснованность волеизъявления кредитора и дает оценку его соответствия признакам требования, имеющего статус текущего, после чего включает в отдельный реестр.
        3. При отказе управляющего в рассмотрении требования должник может направить соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. В том случае, если суд вынесет решение в пользу кредитора, на управляющего будет возложено обязательство по включению задолженности в реестр текущих требований.

      • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
      • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
      • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
      • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
      • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
      • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
      • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
      • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021)
      • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
      • Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

      Требования к банкроту могут быть предъявлены и исполнены только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Любые вопросы, касающиеся исполнения обязательств банкротом, регламентируются законом «О несостоятельности (банкротстве)».

      В статье 5 даются определения, что следует считать текущими платежами, перечисляются особенности требований кредиторов по данному виду задолженности, уточняются права по обжалованию действий управляющего или суда.

      Статья 134 этого же документа уточняет очередность исполнения всех требований кредиторов. В ней указан порядок исполнения требований.

      В статье 213.27 установлена очередность, в случае если банкрот − физическое лицо.

      К текущим платежам относятся требования:

      • по выплате выходных пособий;
      • об оплате труда работников;
      • по обязательным платежам, которое возникло, после того как заявление о банкротстве было принято судом;
      • об оплате товаров и услуг, возникшие уже после начала процедуры.

      Согласно статье 134 Федерального закона о банкротстве текущие платежи должны быть погашены вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед другими видами кредиторов.

      Исключением может являться ситуация, когда прекращение деятельности должника повлечет за собой гибель людей или приведет к катастрофе (техногенной, экологической). В этом случае расходы на меры по предотвращению возможных негативных последствий погашаются в первую очередь преимущественно перед любыми другими выплатами.

      В статье 5 Закона № 127-ФЗ указано, что кредиторы по текущим платежам не являются участниками дела о банкротстве. Поэтому необходимо обратиться в суд и предъявить требования в общем порядке.

      После признания обоснованными требований по текущим платежам, они должны быть взысканы с должника. Для запуска процесса исполнительного производства взыскателю необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов.

      Текущие платежи в деле о банкротстве

      Причисление тех или иных требований к разряду текущих платежей вызывало массу вопросов в судебной практике. С целью обеспечения единого подхода к их решению Пленумом ВАС РФ было выпущено Постановление от 23 июля 2009 г. В данном документе разъяснены спорные моменты и приведены уточнения в применении некоторых положений закона.

      Взыскание этого типа долгов осуществляется особым порядком. Текущие задолженности не включают в реестр требований кредиторов, а сами кредиторы не признаются участниками дела о банкротстве. Кроме того, на эти платежи также не распространяется мораторий на требование кредиторов.

      Сам процесс взыскания осуществляется приставами-исполнителями на основании исполнительного листа.

      Особенностью взыскания этих задолженностей является то, что нередко имеют место нарушения прав кредиторов. Например, несвоевременная выплата задолженности, неверное определение очереди, нарушение очередности в рамках одной очереди и т. д.

      Наиболее эффективно оспорить неправомерные действия можно, подав иск в суд. Если заявление будет принято, то кредитор станет полноправным участником дела и получит информацию о ходе производства на основании пункта 3 ст. 35 Закона № 127-ФЗ.

      Перед обращением в суд стоит направить свое требование управляющему, возможно, проблему удастся решить на этом этапе.

      Если же оба варианта не подошли, решением будет жалоба на действия управляющего, поданная в суд, который занимается делом. Если нарушение имело место, то ответ на жалобу будет достаточным основанием для иска.

      Банкротство юридического лица: ответственность директора

      Реестр требований кредиторов при банкротстве

      Последствия банкротства для физического лица

      Как узнать о банкротстве юридического лица по ИНН?

      Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

      В процессе банкротства предприятия нередко появляются финансовые требования из обязательств, срок исполнения которых наступил после начала процедуры. Многие из таких требований признаются текущими платежами.

      С целью фиксации требований по текущим платежам арбитражный управляющий должен вести отдельный от основного реестр требований, куда вносится информация о требованиях кредиторов с указанием: их основания, суммы, даты возникновения. Отметим, что законодательство не регламентирует форму данного реестра, поэтому каждый арбитражный управляющий делает это на свое усмотрение. При этом на нем лежит обязанность по информированию конкурсных кредиторов при проведении отчета о своей работе, о размере текущих платежей. Игнорирование данного требования может стать поводом для применения к нему мер при недобросовестных действиях.

      Требования по текущим платежам в банкротстве вносятся в соответствующий реестр только при наличии подтверждающего задолженность документов, в том числе судебного решения. По общему правилу заявление в банкротство текущих платежей подается АУ (арбитражному управляющему). Он должен проверить обоснованность данных требований и при установлении этого включить их в реестр. При отказе принять данную задолженность у кредитора есть право обратиться в суд.

      Взыскание текущих платежей при банкротстве осуществляется в общем порядке, предусмотренном Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. После вынесения решения АУ должен включить требование в реестр по текущим платежам. Следует учитывать, что пленум по текущим платежам в банкротстве уточнил — судебные расходы кредитора признаются текущими на дату вступления судебного решения в законную силу.

      Как указывает постановление Пленума, текущие платежи банкротства не включают в себя требования по следующим видам задолженности:

      • Проценты по договорам займа или кредитования, которые были заключены до начала банкротства;

      • Требования, вытекающие из ранее выданного гарантийного обеспечения, если обязательство, для которого оно выдавалось, исполнено до начала процедуры;

      • Требования по неустойкам и иным санкциям в отношении обязательств, возникших до начала банкротства.

      Указанная задолженность включается в реестр требований кредиторов в общем порядке.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *