Правовые нормы примеры из конституции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые нормы примеры из конституции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Корпоративное право
  • Услуги связанные с налогами
  • Банкротство
  • Структурирование бизнеса

Примеры каждого вида конституционно правовых норм

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ16-50, Апелляционная коллегия, апелляция Отнесение пунктом 2 Приложения 9 к участникам Программы лишь неработающих пенсионеров Госкорпорации и ее организаций, уволенных из атомной отрасли в связи с выходом на пенсию, само по себе не может рассматриваться как нарушающее часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, поскольку такое условие участия в Программе является единым для всех неработающих пенсионеров Госкорпорации и ее организаций…
  • Решение Верховного суда: Определение N 44-АПГ15-21, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 мая 2003 г. № 19-П, о том, что в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными недвусмысленными…
  • Решение Верховного суда: Решение N ВАС-7907/13, Коллегия по административным правоотношениям, первая инстанция Иные же обстоятельства по делу не подлежат исследованию судом, в том числе не проводится проверка соответствия Рекомендаций указанным обществом нормам статьи 2, части 4 статьи 3, статей 8, 10, 11, 15, 16, 18, частей 1 и 2 статьи 19, статьи 21, части 2 статьи 24, статей 34, 35, 45, части 1 статьи 46, части 2 статьи 50, части 2 статьи 54, статьи 55, части 3 статьи 56, статьи 80 Конституции Российской Федерации статей 22-25.6, 26, 36, 37, главы 9 Закона о защите конкуренции…

Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.

Определение 1

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.

Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.

Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:

  • регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
  • общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
  • наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
  • учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
  • регулирование поведения широкого круга лиц;
  • большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
  • особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).

Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:

  1. В зависимости от определенности предписании:
    1. диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
    2. императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
  2. В соответствии с ролью в механизме правового регулирования:
    1. материальные нормы (определяют состав действий);
    2. процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
  3. В зависимости от юридической силы принято различать нормы из нескольких источников:
    1. конституции;
    2. законы;
    3. подзаконные акты.
  4. В зависимости от территориальных признаков нормы могут действовать на территории:
    1. страны;
    2. отдельных ее регионов;
    3. государственных муниципальных образований.
  5. По времени действия нормы могут быть:
    1. постоянными (без определенного срока);
    2. временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).

Классификация норм Конституции

Пятый Всероссийский съезд Советов РСФСР принял первую для страны Конституцию 10 июля 1918 года. В ней было шесть разделов, которые затрагивали права трудящегося, конструкцию советской власти, бюджетные права, пассивное и активное избирательное право и т.д. В январе 1924 года сразу после объединения республик в (нынешние страны СНГ) единое государство СССР, на втором съезде был принят новый Основной закон. Состоял он из двух разделов. В них присутствовали декларации и договора об образовании.

Спустя 12 лет Конституция подверглась изменениям (1936 год). На этот раз граждане получили право на труд и отдых, обеспечение в старости, свободу слова, неприкосновенность личности и право на тайну переписки. Документ, обладающий высшей юридической силой, 7 октября 1977 году официально закрепил однопартийную политическую систему. Действовала данная Конституция вплоть до распада Советского Союза.

Особенностью норм является то, что в самой структуре отсутствуют санкции. Но конституционное законодательство имеет конституционно-правовые санкции. Например:

  • отрешение от должности президента;
  • отставка правительства;
  • ликвидация политической партии по решению суда;
  • роспуск парламента;
  • отзыв депутатов.

Что это такое? УН – это такие постановления, которые предоставляют определенному субъекту право на совершение какого угодно действия, но они не должны противоречить Основному закону. Делятся данные нормы на:

  1. Запрещающие (нормы права накладывают на субъект обязанность воздержаться от принятия того или иного поступка).
  2. Обязывающие (возложение на субъект тех или иных обязанностей, которые необходимо выполнить).

Конституционные нормы реализуются через правовые отношения. Это тот случай, когда между сторонами возникают обязанности и права после наступления юридических фактов. Предметом регулирования являются данные отношения:

  • общественные, на которых основывается устройство государства и общества, форма правления, суверенитет и т. д.;
  • основы правового статуса граждан Российской Федерации;
  • принцип функционирования систем органов госвласти и системы органов местного самоуправления.

Определение конституционно-правового отношения подразумевает урегулирование конституционного права, а также осуществление юридической связи между субъектами. Но подразумеваются также и то, что существует форма взаимных отношений (прав и обязанностей). Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения.

Статья 19. Все равны перед законом и судом…

Написать комментарий

      Гипотеза – это условие применения нормативного предписания. Она отвечает на вопросы «если», «когда», «в случае чего».

      Например, исходя из части 5 статьи 28 ГК РФ главой крестьянского фермерского хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Гипотеза приведённой нормы – это наличие российского гражданства и свидетельства о регистрации ИП.

      Санкция – это последствия, наступающие в результате реализации диспозиции. Они могут быть негативными или позитивными.

      Например, согласно ст.6.1.1. КоАП РФ за нанесение побоев предусмотрено наказание в виде наложения штрафа в сумме 5000-30000 рублей, административный арест на 10-15 суток или обязательные работы на срок 60-120 часов. Это пример негативной санкции. Диспозицией здесь выступает нанесение побоев.

      Согласно п.18 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил РФ за мужество и отвагу во время выполнения воинского долга военнослужащие могут получить государственные награды, Почетную грамоту Президента, ведомственные знаки отличия, благодарность. Это пример позитивной санкции. А вот проявление мужества и отваги – диспозиция (модель правового поведения).

      Диспозиции бывают трёх видов: разрешающие, предписывающие, запрещающие.

      Первые наделяют членов общества правами, которые можно реализовать по своему усмотрению. Например, из Конституции следует, что каждый человек вправе выбрать место проживания.

      Предписывающие диспозиции указывают на обязанности лица. Например, в Конституции РФ написано, что все лица должны проявлять заботу о сохранении историко-культурного наследия страны.

      Запрещающие диспозиции указывают на недопустимость совершения определённых деяний. Большинство из них содержатся в административном деликтном и уголовном праве.

      Сергей Петрович

      С одной стороны, можно часто услышать от спортивных комментаторов, что тот или иной игрок на поле имеет хорошую диспозицию. Но, термин этот действительно не спортивный. Простительно спортсменам, не имеющим юридического образования, допускать подобные ошибки.

      Однако, когда порой слышишь от дипломированных юристов, что диспозиция и санкции присутствуют рядом друг с другом, становится смешно. Потому что это взаимоисключающие понятия и могут существовать отдельно друг от друга. То есть, санкции могут наступить и без диспозиции.

      Что такое конституционно-правовые нормы и их виды

      • Правовой статус лиц с двойным гражданством в практике Конституционного Суда России
      • Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6 П
      • Предвыборная агитация как основная стадия избирательной кампании
      • Перспективы защиты прав российских спортсменов, не допущенных к Олимпиаде-2018, в Европейском суде по правам человека
      • Соотношение конституционного и международного права: актуальные вопросы теории и практики

      По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. При этом учредительные нормы обладают зачастую качеством иных видов норм, осуществляя, например, регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

      Учредительные нормы (декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы) устанавливают публично-властные, социально-экономические, духовно-культурные устои общества (например, систему государственных органов, основные права, свободы), задают их соотношение (например, наделяют качеством высшей ценности человека, его права и свободы, определяют основой взаимодействия органов государственной власти принципы единства системы государственной власти, разделения властей).

      Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов государственной власти, граждан, их объединений путем конкретизации учредительных норм. Они закрепляют права, обязанности граждан, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

      Управомочивающие, другое название дозволяющие, нормы:

      1. Право человека на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести, на тайну переписки, переговоров и сообщений — ст. 23.
      2. Право выбирать место пребывания и жительство, выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в Россию — ст. 27.
      3. Право избирать и быть избранными, участвовать в отправлении правосудия — ст. 32.
      4. Частная собственность охраняется законом — ст. 35.
      5. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя — ст. 51.

      Обязывающие нормы:

      1. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования — ст. 43.
      2. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия — ст. 44.
      3. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57.

      Запрещающие нормы:

      1. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства — ст. 6.
      2. Запрещены создание и деятельность общественных объединений, декларирующих насильственное изменение конституционного строя, территориальной целостности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни — ст. 13.
      3. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются — ст. 24.

      Особенность заключается в том, что чья-то обязанность в подобных нормах одновременно является чьим-то соответствующим правом и наоборот, а запрещающие предписания выступают своего рода разновидностями обязательств.

      Если дети имеют право на получение бесплатного общего образование, то родители обязаны обеспечить им такое право.

      Если граждане страны обязаны платить налоги, то государство, со своей стороны, получает право требовать и взимать сборы, акцизы и пошлины.

      Если кому-либо запрещается подвергать пыткам кого-либо, значит, субъект обязан не делать этого, люди имеют полное право не подвергаться подобному насилию, а любая пытка рассматривается как нарушение прав человека и гражданина.

      feniks.help — Скорая помощь студентам

      Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п.
      Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

      8. Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

      9.

      Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды

      Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития.

      Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.
      Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

      Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

      Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

      Для конституционного регулирования России в версии Конституции 1993 г. характерно значительное расширение и процессуальных норм о правах и свободах. Они сформулированы в ст.ст. 47-51 Конституции РФ.

      Здесь, например, закрепляются такие судебно-процессуальные права: «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом»; «обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом»; «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана…»; «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

      По критерию функциональной направленности нормы конституционного права делятся на регулятивные (правоустановительные) и охранительные.

      Большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения. В них час­то можно выделить: гипотезу, диспозицию и санкцию.
      Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы.

      Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е.

      в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е.

      Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

      Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права.

      Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами.

      Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц.
      Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер.

      Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

      Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий.

      Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты

      Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

      Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

      Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделе­ны и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президен­том Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если На­циональное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительст­ва, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заяв­ление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: по­ложение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если канди­датура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства голосов членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»; а также положе­ние ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, если Государст­венная Дума отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначе­нии новых выборов». Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.

      Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото­рые непосредственно не порождают таких правоотношений. Напомним также из курса общей теории права, что для возникновения конкретно­го правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, посколь­ку для этого необходимо еще наступление определенного юридическо­го факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в дейст­вие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных со­ответствующими правами и обязанностями.

      а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др. Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.

      Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

      Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.

      В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы.

      Особенности конституционно-правовых норм. Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт:

      Конституционное право как учебная дисциплина – это определённая совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

      Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

      Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Первичным является деление норм этой отрасли на регулятивные и охранительные.

      3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

      Для конституционного регулирования России в версии Конституции 1993 г. характерно значительное расширение и процессуальных норм о правах и свободах. Они сформулированы в ст.ст. 47-51 Конституции РФ. Здесь, например, закрепляются такие судебно-процессуальные права: «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом»; «обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом»; «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана…»; «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

      Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

      Пятый Всероссийский съезд Советов РСФСР принял первую для страны Конституцию 10 июля 1918 года.

      В ней было шесть разделов, которые затрагивали права трудящегося, конструкцию советской власти, бюджетные права, пассивное и активное избирательное право и т.д.

      В январе 1924 года сразу после объединения республик в (нынешние страны СНГ) единое государство СССР, на втором съезде был принят новый Основной закон. Состоял он из двух разделов. В них присутствовали декларации и договора об образовании.

      Особенностью норм является то, что в самой структуре отсутствуют санкции. Но конституционное законодательство имеет конституционно-правовые санкции. Например:

      • отрешение от должности президента;
      • отставка правительства;
      • ликвидация политической партии по решению суда;
      • роспуск парламента;
      • отзыв депутатов.

      А также аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты.

      Каковы особенности примеров норм конституционного права?

      Что это такое? УН – это такие постановления, которые предоставляют определенному субъекту право на совершение какого угодно действия, но они не должны противоречить Основному закону. Делятся данные нормы на:

      1. Запрещающие (нормы права накладывают на субъект обязанность воздержаться от принятия того или иного поступка).
      2. Обязывающие (возложение на субъект тех или иных обязанностей, которые необходимо выполнить).

      Нормативный акт управомочивающей нормы может начинаться со слов «имеет право», «разрешается» и т. д. Примерами могут послужить такие ситуации, как: налогоплательщики имеют право пользоваться льготами, но только при наличии оснований, которые указаны в пп. 3 п. 1 статьи 21 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации).

      Конституционные обязанности граждан РФ прописаны в Основном законе. Права человека и гражданина напрямую связаны с обязанностями. Поэтому в документе, который имеет высшую юридическую силу указаны некоторые моменты, которые граждане России должен соблюдать. Конституционные обязанности делятся на два признака:

      1. Направление на защиту и охрану социально важных ценностей.
      2. Реализация не только личных, но и общественных интересов.

      К общим обязанностям относится:

      • уважать права и свободы других (часть 2 статья 15);
      • сохранять и оберегать природу (статья 58);
      • сохранить историческое наследие (статья 44).

      Также конкретные конституционные обязанности граждан РФ включают в себя:

      • Родительские обязанности (статья 38).
      • Воинскую повинность (статья 59).
      • Уплату налогов и сборов (статья 57).

      Это и есть в некотором роде особенность конституционно-правовых норм.

      Конституционные нормы реализуются через правовые отношения. Это тот случай, когда между сторонами возникают обязанности и права после наступления юридических фактов. Предметом регулирования являются данные отношения:

      • общественные, на которых основывается устройство государства и общества, форма правления, суверенитет и т. д.;
      • основы правового статуса граждан Российской Федерации;
      • принцип функционирования систем органов госвласти и системы органов местного самоуправления.

      Определение конституционно-правового отношения подразумевает урегулирование конституционного права, а также осуществление юридической связи между субъектами. Но подразумеваются также и то, что существует форма взаимных отношений (прав и обязанностей). Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения.

      Начнем с определений:

      • конституционное право — это отрасль права, которая регламентирует основы госустройства, порядок формирования органов госвласти и принципы их деятельности, цель которой — обеспечение соблюдения прав человека;
      • норма права — общеобязательное правило поведения, которое установлено государством и находится под его охраной, предоставляющее юридические права или возлагающее юридические обязанности и исполнение которого обеспечивается государством (на эту тему у нас есть отдельная статья «Что такое правовая норма», в ней все подробно расписано).

      Конституционно-правовые нормы — это введенные и обеспечиваемые государством обязательные для всех правила поведения, регламентирующие конституционные правоотношения.

      Нормы этой отрасли права можно найти не только в Конституции, но и в других юридических актах (они называются источниками права).

      Обратите внимание! Источник конституционного права — совокупность официальных документов или их отдельных положений, включающих юридические нормы, которые регламентируют главные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования госвласти в стране, закрепляют основные права и свободы личности в нашем государстве.

      Источниками конституционного права выступают:

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
      Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

      • Конституция РФ;
      • конституции субъектов РФ;
      • федеральные конституционные законы;
      • федеральные законы;
      • международные акты;
      • внутригосударственные договоры;
      • законы бывших СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;
      • указы Президента РФ;
      • постановления Правительства РФ;
      • акты Конституционного суда РФ;
      • акты Верховного суда РФ.

      Конституционно-правовые нормы: особенности, понятие, виды

      Большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения.

      Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …

      ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.

      К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

      4.

      Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.

      • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

      В конституционном нраве встречаются особые нормы общего характера: нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.

      Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл.

      Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ.

      Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями».

      В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

      РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

      По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

      Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

      Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно.

      Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п.

      4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст.

      Внимание По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.

      • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция.

      Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

      Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права.

      Норма права – понятие, принятое и узаконенное государством, обязательное к исполнению всеми, определяющее действия всех членов общества, затрагивающее неконкретное число одинаковых случаев, и обращено ко всем, кто оказался в области деятельности данного права.

      1. Доктринальные дефиниции – определяют структуру любой теории, доктрины.
      2. Практически-прикладные дефиниции – определения, сложившиеся в ходе реальной деятельности, узаконенные в актах старших органов и обязательные для нижестоящих адресатов.
      3. Легальные дефиниции – установленные компетентными законодательными органами в законах и иных формах права.

      Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений. Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях.

      Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер.

      Нормы предоставляют одному лицу право поступать определенным образом и вместе с этим предписывает другим совершать аналогичные действия либо воздержаться от них.

      Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. Оно считается обязательным для всех лиц. Невыполнение правила влечет ответственность. В переводе с латинского норма означает «точное предписание», «образец».

      После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы.

      Исходя от государства, норма охраняется им же.

      Регистрация Вход. Ответы Mail. Вопросы – лидеры Выручайте, плиз. Не могу найти трек

      Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма. Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах конституциях, законах и т.

      Есть много разных правовых норм и правил. Для того чтобы было проще разбираться в этом довольно большом их количестве и отношениях между ними, надо знать их виды и разбираться в классификации правовых норм их примерах, показательных для конкретных ситуаций.

      Должность Президента не может быть занята одним и тем же лицом более двух сроков подряд статья Без согласия частного лица на сбор информации о его личной жизни и поведении запрещен статья Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.

      2 Нормы конституционного права классифицируют по раз­личным основаниям. В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивныеи охранительные; от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

      Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений на материальные и процессуальные. По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. В зависимости от времени действия эти предписания бывают постоянными и временные.

      По территории их действия конституционно-правовые нормы могут быть действующими в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования.

      / / В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность.

      Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы. Так, если граждан получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право.

      Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность не требовать доказательств невиновности, а доказать вину.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *