Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.

      При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.

      Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц

      1. Право открывать счета в уполномоченных банках

      Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.

      Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

      Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

      Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

      Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

      Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.

      Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

      Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

      Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

      Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

      Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.

      Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

      Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:

      а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
      б) карточка;
      в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
      г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).

      Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.

      Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 17Э-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.

      Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».

      В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».

      Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЭ посвящена исключительно куплепродаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.

      Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.

      Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

      Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

      В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

      Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

      Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.

      Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:

      а) режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;

      б) валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;

      в) режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.

      Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

      Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:

      а) курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных.

      Валютное регулирование в Российской Федерации

      Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

      1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

      2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

      3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

      4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

      5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

      Комментарий к статье 3

      1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

      Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

      Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

      Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
      (Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

      3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

      К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

      4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

      Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

      Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

      Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

      5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

      6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

      1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

      2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

      Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

      3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

      Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.
      (Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июня 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 406-ФЗ.

      ____________________________________________________________________

      Часть 3 настоящей статьи в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации вступил в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 19 июня 2005 года) — см. подпункт 2 пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
      — Примечание изготовителя базы данных.

      ____________________________________________________________________

      4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

      5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

      Комментарий к статье 5

      Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

      Комментарий к статье 6

      О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации

      • Показать всеСвернуть
      • 26.12.2019 № ИН-014-12/102
      • 30.01.2019 № ИН-014-12/8
      • 23.01.2019 № ИН-014-12/2
      • 23.01.2019 № ИН-014-12/2 (приложение)
      • 22.05.2018 № ИН-05-47/30
      • 07.05.2014 № 44
      • 21.01.2014 № 43
      • 28.03.2013 № 42
      • 29.06.2012 № 41
      • 28.09.2011 № 40
      • 02.07.2010 № 39
      • 30.05.2008 № 37
      • 06.08.2007 № 36
      • 31.03.2005 № 31

      Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

      • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
      • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
      • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
      • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
      • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
      • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

      Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

      • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
      • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
      • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
      • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
      • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

      Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

      • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
      • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
      • выявление и пресечение противозаконных операций.

      Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

      • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
      • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
      • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
      • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
      • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

      Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

      • Правительство РФ;
      • органы валютного контроля;
      • агенты валютного контроля.

      Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

      • Банк России;
      • подразделения валютного контроля таможни;
      • подразделения валютного контроля налоговой службы.

      Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

      В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

      • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
      • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

      Функции органов валютного контроля:

      • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
      • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

      О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

      • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
      • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
      • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
      • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
      • Налог
      • Бухгалтерский учет
      • Бухгалтерский баланс
      • Оборотные активы
      • Юридическое лицо
      • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
      • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

      Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

      • валютного контроля;
      • субъектов отношений;
      • объекта воздействия правительственной программы;
      • правового поля, обязанностей валютных агентов.

      Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

      Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.

      Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

      • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
      • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
      • правила переуступки денежных прав-требований;
      • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
      • нюансы нарушения сделок.

      Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.

      Валютный контроль за внешнеторговыми операциями

      Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

      Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

      1. Девизный.
      2. Обменный.

      Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

      При прогнозировании курса необходимо учитывать:

      1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
      2. Диапазон дисконтной политики.
      3. Протекционистские меры.

      Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:

      • определение порядка осуществления операций с валютами;
      • валютный контроль;
      • регламентация условий формирования валютного резерва.

      При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.

      Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.

      На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

      Федеральная таможенная служба

      ^К началу страницы

      К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

      По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

      Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в случаях, установленных частями 2 — 4 статьи 14 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

      Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.

      Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).

      В Законе о валютном регулировании не содержится законодательного определения валютной операции. Законодатель ограничился только исчерпывающим (закрытым) перечнем действий, охватываемых категорией «валютные операции». Согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона к числу валютных операций относятся действия:

      • — по приобретению резидентом у резидента и действия по отчуждению резидентом в пользу резидента валютных ценностей на основаниях, предусмотренных законом, а также по использованию валютных ценностей в качестве платежного средства;
      • — приобретению резидентом у нерезидента (и наоборот) и по отчуждению резидентом в пользу нерезидента (и наоборот) валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, российской валюты на основаниях, предусмотренных законом, а также по использованию валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, российской валюты в качестве платежного средства;
      • — приобретению нерезидентом у нерезидента и по отчуждению нерезидентом в пользу нерезидента внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и российской валюты на основаниях, предусмотренных законом, а также по использованию внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и российской валюты в качестве платежного средства;
      • — ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и российской валюты;
      • — переводу внешних и внутренних ценных бумаг, российской и иностранной валюты со счета, открытого в банке за пределами Российской Федерации, на счет того же субъекта, открытый в России, и со счета, открытого в банке на территории РФ, на счет того же субъекта, открытый в банке за пределами Российской Федерации;
      • — переводу нерезидентом российской валюты, внешних и внутренних ценных бумаг со счета, открытого в банке РФ, на счет этого же субъекта, открытый в Российской Федерации;
      • — переводу российской валюты с банковского счета резидента, открытого за пределами России, на счет другого резидента, открытый в банке на территории РФ, и с банковского счета резидента, открытого в России, на банковский счет другого резидента, открытый в банковской организации за пределами Российской Федерации;
      • — переводу российской валюты с банковского счета резидента, открытого в банке за пределами России, на счет другого резидента, открытый в банковской организации за пределами России;
      • — переводу российской валюты с банковского счета резидента, открытого в банке за пределами России, на счет того же резидента, открытый в банке за пределами России.

      По форме правовое регулирование валютных операций выделяется в единичное объединение, в котором осуществляется передвижение капитальных средств резидентами и нерезидентами.

      Согласно правовому положению индивидуумов, следует выделить операции, выполняемые между:

      • двумя резидентами (сделка является валютной, если предметом получения или конфискации являются валютные ценности – инвалюта и внешние ценные бумаги – или валютные ценные бумаги, используемые как платежное средство);
      • резидентом и нерезидентом (сделка характеризуется как валютная, если ее предметом передачи или конфискации являются валютные ценные бумаги, отечественная валюта, а также если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство);
      • двумя нерезидентами (сделка характеризуется как валютная, если предметом ее передачи или конфискации являются валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги или же если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство).
      Замечание 1

      В результате, сделки между субъектами валютного права, которые не учитывают возможность передачи перехода права собственности на валютные ценности, отечественную валюту и внутренние ценные бумаги, не могут называться валютными. Допустим, не имеют отношения к валютным манипуляций соглашений, которые связаны с переводом в залоговые внешние ценные бумаги, с переводом в доверительное управление валютных ценностей, хотя сбыт внешних ценных бумаг, находящихся в залоге, называется валютной операцией.

      Количество субъектов, участвующих в валютной сделке, определяет следующие виды:

      1. Валютные операции между двумя участвующими:
        1. валютные сделки между нерезидентами и резидентами;
        2. валютные сделки между резидентами;
        3. валютные сделки между нерезидентами;
        4. сделки на внутреннем валютном рынке внутри страны.
      2. Валютные соглашения, в которых участником становится один человек:
        1. импорт или экспорт на территорию, находящуюся под таможенным контролем Российской Федерации валютных ценностей, отечественной валюты и внутренних ценных бумаг;
        2. перевод инвалюты, отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, открытых за границей страны, на счета той же особы, открытых на территории РФ, и со счетов, открытых на территории РФ, на счета той же особы, открытых за пределами территории РФ;
        3. перечисление нерезидентом отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, которые были открыты в РФ, на расчетные счета той же особы, которые были ранее открыты в РФ.

      Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.

      Замечание 2

      Перечисленные притеснения не дискриминируют участников, а в некоторых случаях могут быть расторжены уполномоченными представителями координации валюты сообразно ликвидации условий, которые вызвали их необходимость.

      Валютные манипуляции между резидентами, выполняемые на основе правил, зафиксированных ч.1 ст.9 Закона о валютном регулировании, попадают под запрет. Но в правилах есть исключения, в которых перечислены условия, благодаря которым выполнение валютных сделок возможно на законодательном уровне. Подобные правила имеют собственную классификацию, поэтому разделены на несколько категорий.

      Валютные сделки физических и юридических лиц-резидентов:

      • сделки, которые непосредственно связаны с расчетами в торговых беспошлинных точках, а также с расчетами при продаже товаров и предоставление услуг пассажирам, находящимся в пути при международном транзите;
      • сделки между участниками-представителями и потребителями при предоставлении посредниками предложений, которые связаны с соглашением и выполнением договорных обязательств с нерезидентами о перемещении имущества, осуществлении конкретных работ, предоставлении услуг, передачи информации или научных трудов, проектов и других итогов умственной работы, специальных разрешений на них, включая сделки по возвращению комитентам (доверителям и принципалам) денег (другого имущества);
      • сделки на основе договорных отношений транспортной экспедиции, фрахтования и перевозок при предоставлении экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком комплекса услуг, которые связаны с транспортировкой вывозимого из РФ или ввозимого на территорию страны груза, транзитной грузовой перевозкой по стране, а также по условиям страхования конкретных грузов;
      • манипуляции с внешними ценными бумагами, которые выполняются на организованных торгах, при выполнении договоренностей таксации полномочий на документы, имеющие ценность в депозитариях, которые контролируют соответствующие органы власти РФ;
      • сделки с внешними ценными бумагами при выполнении условий ведения учета прав на подобные ЦБ в депозитариях, которые созданы для контроля соответствующими органами РФ, и выполнение расчетов в государственной валюте;
      • сделки, которые связаны с выполнением обязательных платежей (сборов, налогов и других видов) в федеральный бюджет, бюджет лица РФ, местный бюджет в инвалюте;
      • сделки, которые связаны с осуществлением оплаты по внешним ценным бумагам (кроме векселей);
      • сделки, осуществляемые в случае оплаты или возмещения расходных средств физлица, которые связаны со служебной поездкой за границу РФ, а также сделки в случае погашения неиспользованных авансовых средств, которые были выданы в связи со служебной поездке;
      • сделки, тесно связанные с выполнением расчетов и переводов инвалюты при выполнении бюджетов бюджетной системы РФ сообразно с бюджетным законодательством РФ;
      • сделки, которые предусматривают расчет и перевод инвалюты для реализации деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, а также других официальных отечественных представительств, которые находятся за границей территории РФ, а также постоянных представительств страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
      • возможности перевести физлицом – резидентом инвалюты из РФ в пользу других физлиц – резидентов на их счет в банках, которые расположены за границей РФ, в количестве, которое не превышает в течение 24 часов через одно уполномоченное банковское учреждение суммы, которая равна 5 тыс. долларов США согласно официального курса, который установлен Банком РФ на момент перечисления денежной суммы со счетов физлица – резидента;
      • возможность перевести физлицом – резидентом инвалюты в РФ с расчетов, учитывающихся банковскимиу учреждениями за границей РФ, в пользу других физлиц – резидентов на их расчетный счет в поверенном банковском учреждении;
      • сделки по выплате или компенсация расходов, которые связаны с командировками за пределы РФ сотрудников компаний, рабочая деятельность которых связана с поездками или выполняется в процессе пути следования;
      • сделки, перечисленные выше, должны заключаться только доверительными управляющими.

      Закон о валюте, контролирующий порядок действий счетов в отечественной и инвалюте резидентами и нерезидентами в уполномоченных банках на территории России, а также счетов в отечественной и инвалюте за пределами страны.

      Резиденты и нерезиденты имеют полномочия открывать счета в отечественной и инвалюте в уполномоченных банковских учреждениях на территории РФ. Более того, резиденты имеют возможность открывать в уведомительном порядке расчетные счета в инвалюте в банках, которые расположены за границей страны. Правовой режим подобных расчетных счетов четко регламентирован в Законе о валютном контролировании и в правовых актах Банка России.

      Физлица – резиденты могут открывать без каких-либо ограничений расчетные счета или вклады в инвалюте в банковских учреждениях, которые расположены на территории других стран, являющиеся членами ОЭСР или ФАТФ. Резиденты обязуются информировать налоговые органы по месту ведения счета о его открытии или закрытии не позднее 30 дней с момента заключения или расторжения договорных обязательств об открытии счета или вклада с банковским учреждением, который расположен за пределами РФ.

      Физлица – резиденты имеют возможность осуществлять переводы на свои расчетные счета или вклады, которые открыты в банковских учреждениях за пределами РФ, денежные суммы со своих счетов или вкладов в уполномоченных банковских учреждениях или других своих счетов или вкладов, которые открыты за границей РФ.

      Замечание 4

      Вышеперечисленные субъекты имеют право без каких-либо ограничений принимать участие в валютных сделках, которые не связаны с передачей имущественных сбережений или предоставлением услуг на территории РФ, с применением финансовых средств, которые зачислены на счета или вклады, ранее открытых в банковских учреждениях за границей РФ.

      Физические лица – резиденты обязуются предоставлять в налоговые органы по месту своего расчетного счета исключительно отчетную документацию относительно остатков денежных средств на счете или вкладе за границей РФ по состоянию на начало каждого календарного года.

      Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации

      Юрлица – резиденты обладают полномочиями открывать без каких-либо ограничений счета (вклады) в инвалюте в банковских учреждениях, которые расположены на территории иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ. Резиденты обязуются направлять уведомления в налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее 30 дней с момента заключения (расторжения) договорных обязательств об открытии счета (вклада) с банковским учреждением, которое расположено за пределами территории РФ. Юрлица – резиденты предоставляют налоговым органам по месту своего учета отчетные данные о передвижении финансовых средств по счетам (вкладам) в банках за границей РФ с подтверждающей банковской документацией в порядке, который был установлен Правительством РФ по согласованию с Банком России.

      Замечание 5

      Перечисленные субъекты обладают полномочиями без каких-либо ограничений выполнять валютные сделки со средствами, которые были зачислены согласно с Законом о валютном регулировании на расчетные счета (во вклады), которые открыты в банковских учреждениях за пределами территории РФ, исключение составляют валютные сделки между резидентами.

      С финансовыми средствами, которые были зачислены согласно Закона на счета (во вклады), которые открыты в банковских учреждениях за границей РФ между резидентами без ограничений выполняются ряд валютных сделок, среди которых следует выделить:

      1. Сделки по выдаче зарплаты работающим в дипломатических организациях, консульствах и других официальных представительств, которые находятся за границами РФ, а также регулярных членов в межгосударственных или межправительственных учреждениях;
      2. Сделки по выдаче зарплаты членам представительств юрлица – резидента, который находится за пределами РФ;
      3. Сделки по оплате или компенсации трат командирование членов в другую страну;
      4. Сделки, которые непосредственно связаны с выполнением перерасчетов и ассигнование при выполнении бюджетных средств бюджетной системы РФ согласно с отечественным бюджетным законодательством;
      5. Сделки, которые предусматривают выполнение перерасчетов и ассигнований для согласования функций государственных представительств, консульств и других официальных представительств, которые находятся за границей РФ, а также регулярных межгосударственных или межправительственных представительств.

      Юрлица – резиденты имеют возможность участвовать в денежных манипуляциях без применения расчетов в банках-доверителях:

      • с физлицами – нерезидентами в отечественной валюте по договорам розничной торговли изделий, а также перерасчеты при предоставлении физлицам – нерезидентам на территории РФ всевозможных услуг для населения;
      • с нерезидентами иностранной и отечественной наличностью за предоставление обслуживания водного и воздушного транспорта.

      В самостоятельный вид валютных сделок следует отнести ввоз и перевод в России, вывоз и перевод из России валютных ценностей, отечественной валюты и внутренних ценных бумаг, которые осуществляются резидентами и нерезидентами.

      Импорт в РФ и экспорт из РФ иностранной или отечественной валюты, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг, документально оформленных, выполняются резидентами и нерезидентами без каких-либо ограничений, согласно требованиям таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле (ст.15 Закона о контролировании валюты).

      В ст.3 Договора о порядке перемещения физлицами финансовых средств или финансовых инструментов через кордон Таможенного союза импорт физлицом наличности или дорожных чеков через кордон Таможенного союза происходит без каких-либо ограничений в следующей последовательности:

      • если единовременный ввоз наличных составляет сумму равную или эквивалентную 10 тыс. долларов США, то указанная сумма не подлежит декларированию на таможне в письменной форме;
      • если единовременный ввоз наличных составляет сумму, превышающую 10 тыс. долларов США, то указанная сумма подлежит декларированию на таможне в письменном виде (путем подачи пассажирской денежной декларации на всю сумму ввозимых финансовых средств и дорожных чеков).
      Замечание 6

      Важно учесть, что единовременный ввоз физлицом наличных финансовых средств или дорожных чеков на общую сумму, равную или не превышающую 10 тыс. долларов США, может иметь декларацию в письменной форме по желанию физлица.

      Ввоз физлицом финансовых инструментов (исключение составляют дорожные чеки) возможен при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

      Согласно ст.4 Договора о вывозе физлицом наличных финансовых средств и дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза выполняется без каких-либо притеснений со стороны законодательных органов:

      • единовременный вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков на общую сумму, равную или не более 10 тыс. долларов США, указанные средства не могут быть задекларированы в письменной форме, процедура не является обязательной;
      • единовременный вывоз финансов и дорожных чеков на общую сумму, превышающую 10 тыс. долларов США, указанные средства должны быть задекларированы в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых финансовых средств или дорожных чеков.

      Единовременный вывоз физлицом наличных ��инансов или дорожных чеков в общей сумме, которая равна или не более 10 тыс. долларов США, может быть задекларированной в письменном виде по желанию физлица.

      Способы валютного регулирования можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.Почти все промышленно развитые страны отказались от каких-либо валютных ограничений на внешнеторговые операции с товарами и услугами, как предусмотрено документом под названием «Статьи соглашения Международного валютного фонда», принятым 22 июля 1994 г. с изм. и доп. от 23 сентября 1997 г. в Бреттон-Вудсе (США).

      Кроме МВФ, Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., обеспечивает поддержание торговых отношений между ее членами в соответствии с заключенными соглашениями о торговле товарами и услугами, а также охрану интеллектуальной собственности. Членство в ВТО подразумевает присоединение к многосторонним соглашениям о торговле товарами.

      Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, в отношении которых устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса . Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6).

      1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
      2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
      3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
      4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
      5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
      6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
      7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
      8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
      9. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
      10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
      11. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
      12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
      13. Оплата чеков наличной валютой РФ.
      14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
      15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
      16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
      17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
      18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
      19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
      20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте .

      Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.

      1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ .
      2. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте .
      3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ .
      4. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
      5. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
      6. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
      7. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
      8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности .
      9. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц .
      10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
      11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ .
      12. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
      13. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте .
      14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ .
      15. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте .

      Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

      Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1 — 4 ст. 13).

      Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента осуществляются в порядке, который может предусматривать только:

      1. установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со счета нерезидента, на срок не более 60 календарных дней либо
      2. установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на счет нерезидента, на срок не более года (п. 5 ст. 13) .

      ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

      Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

      счет «Ф» (далее — специальный банковский счет «Ф») (код счета -11) — открывается физическому лицу-резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

      счет «Р1» (далее — специальный банковский счет «Р1») (код счета -12) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент — владелец счета «Р1», от выдачи резидентом — владельцем счета «Р1» нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

      счет «Р2» (далее — специальный банковский счет «Р2» (код счета — 13) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами, — п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 116-1/1).

      Резиденты осуществляют иные валютные операции с нерезидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы между физическими лицами — резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года осуществляются физическими лицами — резидентами без использования специальных счетов (п. п. 2.2 — 2.4).

      В случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и (или) зачислении резидентом денежных средств в иностранной валюте со специального банковского счета и (или) на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ (распоряжение) резидента на осуществление перевода на специальный банковский счет (со специального банковского счета), в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком резиденту заявления о резервировании (п. 2.10). Такое требование о резервировании было установлено Указанием ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» в редакции от 29.12.2004 .

      Юридические лица — резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ (п. 1 ст. 12 Закона) . Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ (п. 2 ст. 12) . Юридические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами (п. 6 ст. 12). Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом (п. 2 ст. 14).

      Данная норма начинает действовать по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Закона, т.е. 19 июня 2005 г.
      Данная норма начинает действовать с 1 января 2007 г.

      В настоящее время действует разрешительный порядок открытия юридическими лицами — резидентами счетов в банках за границей, установленный Положением ЦБ РФ от 28.04.2004 N 256-П «О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории РФ» . Разрешение на открытие и использование или разрешение на использование банковского счета резидента в иностранной валюте (далее — разрешение) в организации за пределами территории РФ, являющейся банком или иным юридическим лицом, имеющим право по законодательству иностранного государства открывать банковские счета и осуществлять расчеты по этим счетам, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства (далее — банк-нерезидент), выдается:

      • федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ — Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России;
      • иным резидентам — территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента (п. 1.1).

      Вестник Банка России, 2004, N 33. Настоящее Положение действует до 19 июня 2005 г.

      Резидент обязан обратиться в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России или территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации резидента за разрешением:

      • до открытия валютного счета в банке-нерезиденте;
      • до осуществления операций по зачислению на валютный счет или списанию с валютного счета иностранной валюты, не предусмотренных выданным ранее разрешением на открытие и использование валютного счета;
      • до использования валютного счета, открытого в соответствии с иными нормативными актами Банка России.

      Ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ (п. п. 1 — 2 ст. 15 Закона).

      Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ (п. 3 ст. 15).

      При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных выше, вывозимые иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 4 ст. 15).

      Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации (п. 5 ст. 15) .

      В настоящее время порядок ввоза и пересылки в РФ, а также вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен.

      В соответствии с Письмом ГТК России от 17.06.2004 N 01-06/21948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» в редакции от 01.10.2004 единовременно вывозимая из РФ юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из РФ внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в РФ в пределах, указанных в пассажирской таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку в РФ. Вывозимые из РФ физическими лицами ранее ввезенные, пересланные в РФ внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обязательному письменному декларированию.

      Правовой режим и регулирование валютных операций

      Резервирование как экономико-административный метод регулирования применяется при совершении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций (валютных операций движения капитала), а также при списании либо при зачислении денежных средств со специального банковского счета или на специальный банковский счет резидента и нерезидента. Орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте РФ. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Для целей расчета суммы резервирования по валютной операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, — для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг — для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в Банке России (п. п. 2 — 4 ст. 16 Закона).

      В одних случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом до осуществления валютной операции. В других случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом не позднее дня совершения валютной операции. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой исполнено требование о резервировании. До истечения срока резервирования не допускается осуществление валютных операций, указанных в четко обозначенных статьях Закона. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Проведение уполномоченными банками и Банком России операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается.

      На суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченные банки, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков. При банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу (п. п. 5 — 10 ст. 16). Сумма резервирования подлежит возврату Банком России уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. Досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования осуществляется:

      1. после исполнения обязательств нерезидентом — в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства;
      2. после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств, — в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления;
      3. в случае полного отказа лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции — в сумме, равной сумме резервирования;
      4. в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции — в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;
      5. в случае невозможности исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы — в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;
      6. в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) — в сумме, пропорциональной сумме резервирования;
      7. в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования — в соответствующей сумме.

      Досрочный возврат Банком России полной суммы резервирования или ее части уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного возврата полной суммы резервирования или ее части. В случаях если требование о резервировании установлено в отношении кредитных организаций, суммы резервирования вносятся кредитными организациями непосредственно на счет в Банке России. Резиденты, не являющиеся кредитными организациями, и нерезиденты могут внести сумму резервирования непосредственно на счет в Банке России только в случаях, если Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями. Уполномоченный банк обязан уплатить резиденту или нерезиденту пени за просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки (п. п. 11 — 15 ст. 16).

      В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом при совершении валютных операций могут быть использованы:

      1. безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории РФ;
      2. банковская гарантия банка за пределами территории РФ, выданная в пользу резидента;
      3. договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;
      4. вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории РФ (п. 1 ст. 17 Закона).

      В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» устанавливается, что при обеспечении исполнения обязательств нерезидента перед резидентом банк за пределами территории РФ, исполняющий безотзывный аккредитив, выдающий банковскую гарантию или авалирующий вексель, должен удовлетворять одному из следующих критериев:

      1. иметь показатель оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенный ему рейтинговой компанией Moody’s, не ниже «ААЗ» или присвоенный рейтинговой компанией Standard & Poor’s/FITCH Ratings — не ниже «АА-«;
      2. входить в 1000 крупнейших банков по величине активов по данным справочника «Бэнкерс альманах» (п. 1).

      Вестник Банка России, 2004, N 24.
      Издательство Reed Business Information, UK. Используется любой выпуск справочника «Бэнкерс альманах», изданный в календарном году, предшествующем календарному году совершения сделки.

      Предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза, пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля. Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России. Резидент должен обратиться за предварительной регистрацией до открытия счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, резидент или нерезидент — до вывоза, пересылки из РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также до ввоза, пересылки в РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. п. 1 — 2 ст. 18 Закона).

      Для предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, резидент должен представить следующие документы:

      1. заявление о предварительной регистрации, содержащее в том числе наименование страны открытия счета (вклада) и полное наименование банка, в котором открывается счет (вклад);
      2. копию документа, удостоверяющего его личность;
      3. свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
      4. документ о государственной регистрации юридического лица;
      5. справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

      Для предварительной регистрации ввоза, пересылки в РФ, вывоза, пересылки из РФ валюты и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме резидент или нерезидент должен представить следующие документы:

      1. заявление о предварительной регистрации, содержащее в том числе указание размера суммы ввозимых, пересылаемых в РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, указание размера суммы вывозимых, пересылаемых из РФ валюты РФ и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме;
      2. копию документа, удостоверяющего его личность;
      3. свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
      4. документ о государственной регистрации юридического лица;
      5. справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) (п. п. 3 — 4 ст. 18).

      Рассмотрение заявления о предварительной регистрации осуществляется соответствующим органом в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления. По истечении указанного срока соответствующий орган обязан осуществить предварительную регистрацию (выдать регистрационный документ) либо представить мотивированный отказ в предварительной регистрации. Отказ в предварительной регистрации допускается только в случаях, если:

      1. не представлен полный комплект документов, требуемых для предварительной регистрации;
      2. представленные документы не отвечают требованиям законодательства РФ;
      3. в представленных документах выявлены недостоверная информация, противоречащие или не соответствующие друг другу сведения;
      4. на день обращения резидента за предварительной регистрацией счет (вклад) в банке за пределами территории РФ им открыт;
      5. на день обращения резидента или нерезидента за предварительной регистрацией валюта РФ и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме вывезены ими из РФ;
      6. на день обращения резидента или нерезидента за предварительной регистрацией валюта РФ и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме ввезены ими в РФ;
      7. введен запрет на открытие счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад), на вывоз из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также на ввоз в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

      Отказ в предварительной регистрации в случаях, не указанных выше, в том числе отказ по мотивам отсутствия экономической целесообразности открытия счета (вклада) в банке за пределами территории и совершения валютных операций, не допускается (п. п. 6 — 8 ст. 18).

      1. Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
      2. Глава 15 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
      3. § 3. Валютное регулирование и валютный контроль
      4. РАЗДЕЛ IV ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
      5. § 63. Виды валютных операций
      6. § 4. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах
      7. 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
      8. § 64. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
      9. § 62. Понятие и принципы валютного регулирования
      10. 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»[61]
      11. Раздел XII. Правовые основы экономического и валютного союза
      12. Статья 141. Валютные ценности
      13. § 2. Регулирование деликтных отношений в Российской Федерации
      14. § 3. Коллизионное регулирование отношений собственности в Российской Федерации
      15. § 65. Валютный контроль
      16. Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства
      17. Статья 23.60. Органы валютного контроля
      18. Статья 23.60. Органы валютного контроля

      Важное место в системе валютного регулирования занимает раскрытие понятия «валютные операции», которые включают в себя широкий круг вопросов. Первыми из них закон признает операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. Отсюда вытекает, что в Российской Федерации валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Это положение закона является важнейшим условием наличия рыночных отношений в валютном регулировании. Вместе с тем следует признать, что пока это право государство ограничивает, вводит на него разрешительную систему.

      Так, например, виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами РФ. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливается Правительством.

      Правовые основы регулирования валютного контроля в РФ определены Федеральным законом О валютном регулировании и валютном контроле.

      Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

      Основными функциями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

      Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. К числу органов валютного контроля законодатель относит: Центральный банк РФ, уполномоченный определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издавать нормативные акты, проводить все виды валютных операций, устанавливать правила проведения операций с иностранной

      валютой, выдавать и устанавливать порядок выдачи лицензий на осуществление валютных операций кредитным организациям и т. п.; Правительство РФ в лице таких органов, Министерство финансов РФ; Федеральную службу России по валютному и экс-портному контролю (ВЭК), которая контролирует соблюдение законодательства РФ и других нормативных актов, регулирующих проведение валютных операций и выполнение обязательств в иностранной валюте, осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств; Государственный таможенный комитет, который осуществляет контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств; правоохранительные органы.

      Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством РФ могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам относят: уполномоченные банки, иные небанковские организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

      Основные направления валютного регулирования в России:

      • развитие национального валютного рынка;
      • регламентация режима валютного курса;
      • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
      • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
      • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
      • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

      Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

        К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

        • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
        • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
        • требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
        • требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
        • лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).

        Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

        • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
        • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

        Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

        • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
        • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
        • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
        • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
        • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.


          Похожие записи:

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *