Порядок получения лицензии на образовательную деятельность 2021 Тюмень
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок получения лицензии на образовательную деятельность 2021 Тюмень». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.
В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.
Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.
Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.
Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.
Лицензия на право осуществлять образовательную деятельность в Тюмени в 2021 году
Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:
- заявление о предоставлении лицензии;
- документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
- копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
- копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
- копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
- справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
- справка о печатных и электронных ресурсах;
- справка о педагогических работниках;
- справка об утверждении образовательных программ;
- справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
- справка о материально-техническом обеспечении;
- подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
- опись документов.
Формы справок доступны на сайте Минобразования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:
- высшего учебного заведения;
- организации федерального значения;
- российской организации, расположенной за пределами РФ;
- иностранной организации на территории России.
Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.
За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.
Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:
- нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
- не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
- обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
- серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.
Кандидат для ведение образовательной деятельности должен иметь:
- аудиторию, отвечающую всем необходимым стандартам и нормам. Помещение может находиться в собственности либо эксплуатироваться на основании арендного договора;
- заключение СЭС в Тюмени о том, что в указанном помещении можно осуществлять обучение людей;
- материально-техническую базу, в соответствии с установленными нормами;
- обучающие программы и учебные пособия, подготовленные с учетом требований компетентных органов;
- коллектив педагогов, зачисленный в штат на постоянной или на договорной основе;
- условия посещения занятий гражданами, с ограниченными возможностями;
- электронные и печатные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса по заявленному курсу.
Лицензирование образовательной деятельности
Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.
Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.
Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:
- на сайте клуба написано «читаем за 20 уроков», «математика для дошкольников», «постановка почерка, коррекция», «иностранные языки», «помощь школьнику». Формулировки подходят под определение образовательной программы;
- дети занимались в кабинетах.
Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит обязательному лицензированию. Это касается всех, кто организует обучение в любой форме.
Обучение в заведении, чья деятельность осуществляется незаконно, может доставить массу проблем. Одна из главных — вы не сможете получить документарного подтверждения обучения. Поэтому выбирая учебное заведение, ищите специальный раздел на сайте и проверяйте реестр Рособрнадзора на наличие лицензии на образовательную деятельность.
Образовательная деятельность неразрывно связана с предоставлением образовательных программ (п.17 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
В свою очередь, образовательная программа — это учебная документация, определяющая процесс обучения, которая включает в себя: учебный план, график, рабочие программы учебных предметов, курсов (п.9 ст.2 Закона № 273-ФЗ).
В Положении о лицензировании приведен перечень лицензируемых образовательных программ (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490). Среди них: основные общеобразовательные программы начального, основного, среднего общего образования, дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации.
Компании и ИП могут проводить онлайн-семинары, предоставлять доступ к видеоурокам, консультировать онлайн по различной тематике, проводить различного рода видеокурсы, онлайн-уроки, например, английского языка.
Например, если компания предоставляет право доступа к видеоурокам, просмотру семинаров, то такая деятельность не лицензируется.
Без лицензии могут осуществлять образовательную деятельность компании на территории «Сколково», а также на территории инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено проектом (Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ).
Лицензия не нужна и ИП, которые оказывают сами образовательные услуги, то есть без привлечения педагогов. Если онлайн-школа оформлена как ИП и не привлекает преподавателей для обучения, то лицензия также не требуется.
На практике в онлайн-школах работают преподаватели различных дисциплин. Обучение в таких школах ведется по специальным образовательным программам. А в конце прохождения обучения выдается документ-сертификат о прохождении онлайн-обучения. Такая деятельность подлежит лицензированию.
До недавнего времени школам, которые проводят дистанционное обучение, было сложно получить лицензию на образовательную деятельность.
Дело в том, что к претендентам на получение лицензии выдвигаются определенные требования в части наличия помещения, которые необходимы для проведения занятий. Помимо наличия собственного или арендованного помещения, претенденту на получение лицензии необходимо иметь оборудование в помещении, в котором планируется осуществлять образовательную деятельность.
В Положении о лицензировании такое требование значится как «материально-техническое обеспечение». Но и это еще не все. На руках у соискателя лицензии должно быть санитарно-эпидемиологическое заключение СЭС.
Это требование было единым и онлайн-обучение тому не исключение.
Отметим, что в Положении о лицензировании нет понятия онлайн-школы или онлайн-обучение. Да и сам Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не оперирует таким понятием. Вместо этого, законодателем используется терминология «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».
Для такого вида обучения лицензия получается в упрощенном порядке.
Важно!
Упрощенный порядок предусматривает «облегченный» пакет документов, без необходимости предоставления документов на помещение, справки СЭС и наличия оборудования.
Такой порядок будет действовать только в 2021 году. В дальнейшем, возможно, пролонгирование этого послабления. Но, на сегодняшний день, нет никакой информации по поводу продления упрощенного порядка.
Поэтому, если бизнесмены планируют открывать онлайн-школы, то лучше это сделать сейчас.
Лицензии на образовательную деятельность выдает Рособрнадзор, а также их уполномоченные органы. Например, Минобразования области.
Примерный пакет документов для получения лицензии онлайн-школам включает в себя:
- заявление по установленной форме;
- утвержденную руководителем справку о наличии разработанных образовательных программ;
- подписанную руководителем онлайн-школы справку о наличии специальных условий;
Такая справка нужна для получения образования для физических лиц с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет о профессиональных организациях, организациях высшего образования и осуществляющих деятельность по основным программам профессионального обучения.
- подписанную руководителем онлайн-школы справку о том, что у нее есть условия для работы электронной информационно-образовательной среды;
То есть это технические средства, которые необходимы и достаточны для дистанционного взаимодействия участников онлайн-школы, независимо от места нахождения участников процесса. Например, у онлайн-школы есть своя образовательная платформа.
- подписанное руководителем онлайн-школы гарантийное письмо-обязательство о привлечении преподавателей-педагогов, которые имеют профессиональное образование, квалификацию и необходимый стаж работы;
- копию договора о применении сетевой формы образования;
Копию договора нужно представить, если реализуются образовательные программы, которые осуществляются в сетевой форме.
- перечень прилагаемых документов.
-
Сделки с криптовалютой
133 0
Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.
Вот они:
Обучение ведётся по программе, где обозначены:
-
предмет, объем и режим обучения;
-
результаты обучения;
-
преподаватели и условия обучения;
-
способы и формы оценки результатов.
Образовательная программа:
-
представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;
-
содержит методические и оценочные материалы.
Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).
Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.
На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.
Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:
1. Является ли деятельность фактически образовательной.
2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.
Освобождены от получения лицензии:
1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.
1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.
2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.
3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».
4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.
5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.
6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.
Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.
Лицензия нужна центрам, которые занимаются образовательной деятельностью. Тем, кто готовит детей к школе, учит читать или танцевать балет. Если не вдаваться в подробности, вот эти признаки:
- дети осваивают конкретные знания, навыки, а результат можно оценить. Например, они готовятся к школе и в конце курса умеют читать и считать;
- в детском клубе есть образовательная программа, планы, учебники, методические материалы;
- занятия проходят регулярно, по расписанию;
- сотрудники оформлены как педагоги.
Чтобы получить лицензию, нужно пройти три инстанции: Центр гигиены, Роспотребнадзор и Обрназдор. Центр гигиены и Роспотребнадзор проверяют помещение и соблюдение санитарных норм, а Обрнадзор — чему будете учить.
Инстанции должны убедиться, что предприниматель выбрал подходящее помещение для детей и не будет учить их чему-то вредному. Для этого они проведут несколько проверок, запросят документы, осмотрят помещение и возьмут анализы. Проверки такие:
- замеры, проверка документов и выездная проверка Центра гигиены и эпидемиологии;
- проверка Роспотребнадзора;
- проверка документов и выездная проверка Обрнадзора.
Чтобы запустить процесс получения лицензии, нужно пригласить инстанции на проверку.
После проверки документов инспекторы приезжают в клуб. Дату они сообщают заранее, есть время подготовиться.
Инспекторы приезжают, чтобы оценить, как детский центр справится с обучением по программе. Вот что просят показать:
- все пространства и их вместимость;
- образовательную программу с печатью и подписью;
- всё по списку из справки о материально-техническом обеспечении, которую подавали вместе с другими документами. Инспекторы возьмут справку и пойдут проверять по порядку, как написано: столы — 10 штук, интерактивная доска — 1 штука, стулья, учебники, наборы лего и дальше по списку;
- расписание занятий;
- дипломы об образовании педагогов;
- методические материалы.
(в ред. Приказа Рособрнадзора от 20.05.2020 N 604)
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, ст. 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 67, ст. 72; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4342, ст. 4376; 2016, N 7, ст. 916; N 27, ст. 4293, ст. 4294; 2017, N 1, ст. 12; N 31 ст. 4785; N 50, ст. 7555; 2018, N 1, ст. 63; N 9, ст. 1283; N 17, ст. 2427; N 18, ст. 2557; N 24, ст. 3413; N 27, ст. 3954; N 30, ст. 4539; N 31, ст. 4858; 2019, N 14, ст. 1461), пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880; N 25, ст. 3696; N 36, ст. 5623; N 46, ст. 7050), и пунктами 5.2.1, 5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5344; N 41, ст. 6267), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.
2. Признать не подлежащими применению:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2014 г. N 1517 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2015 г., регистрационный N 36401);
пункт 8 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 694 «О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный N 43240);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2016 г. N 1212 «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2014 г. N 1517» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2016 г., регистрационный N 44054).
3. Признать утратившими силу:
абзацы второй — седьмой, тринадцатый — восемнадцатый пункта 1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2015 г. N 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., регистрационный N 37077);
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 июня 2016 г. N 990 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2015 г. N 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2016 г., регистрационный N 42776);
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (далее соответственно — Административный регламент, государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Рособрнадзором в процессе предоставления государственной услуги, а также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Рособрнадзора, его федеральными государственными гражданскими служащими (далее — должностные лица), а также взаимодействия Рособрнадзора с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями в процессе предоставления государственной услуги.
Лицензия на образовательную деятельность для онлайн-школ
2. Заявителями при предоставлении государственной услуги (далее — заявители) являются:
1) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
2) федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 437 ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст. 2820; 2016, N 44, ст. 6145.
3) российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации, образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения);
4) иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе — соискатели лицензии, лицензиаты);
5) физические и юридические лица, обратившиеся за предоставлением сведений о конкретной лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) и иной информации по предоставлению государственной услуги.
3. Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется:
на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее соответственно — официальный сайт Рособрнадзора, сеть «Интернет»);
на официальном сайте в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал);
в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» (далее — федеральный реестр);
на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги (далее — информационные стенды);
по номерам телефонов для справок.
4. Справочная информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается:
на официальном сайте Рособрнадзора;
на Едином портале;
в федеральном реестре;
на информационных стендах.
5. Справочная информация предоставляется должностными лицами по телефону, на личном приеме заявителя или письменно почтовым отправлением либо электронным сообщением по адресу, указанному заявителем.
Справочная информация включает сведения о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, об адресе официального сайта, об адресах электронной почты и (или) формах обратной связи Рособрнадзора в сети «Интернет».
6. На официальном сайте Рособрнадзора, информационных стендах, на Едином портале размещается следующая информация:
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги;
сведения о ходе предоставления государственной услуги;
перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих предоставление государственной услуги;
текст Административного регламента;
формы заявлений (уведомлений, справок), используемых при предоставлении услуги.
7. Информация на Едином портале и официальном сайте Рособрнадзора о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю на безвозмездной основе.
Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на Едином портале.
8. Государственная услуга по лицензированию образовательной деятельности.
9. Государственная услуга предоставляется Рособрнадзором.
10. При предоставлении государственной услуги Рособрнадзор не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 .
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2012, N 14, ст. 1655; N 36, ст. 4922; 2013, N 52, ст. 7207; 2014, N 21, ст. 2712; 2015, N 50, ст. 7165; ст. 7189; 2016, N 31, ст. 5031; N 37, ст. 5495; 2017, N 8, ст. 1257; N 28, ст. 4138; N 32, ст. 5090; N 40, ст. 5843; N 42, ст. 6154; 2018, N 16, ст. 2371; N 27, ст. 4084; N 40, ст. 6129; 2019, N 5, ст. 390.
11. Результатами предоставления государственной услуги являются:
1) предоставление лицензии (отказ в предоставлении лицензии);
2) предоставление временной лицензии;
3) переоформление (отказ в переоформлении) лицензии (временной лицензии) и (или) приложения (приложений) к лицензии (временной лицензии) (далее — переоформление (отказ в переоформлении) лицензии);
4) прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата;
5) предоставление дубликата лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии (далее — предоставление дубликата лицензии);
6) предоставление копии лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии (далее — предоставление копии лицензии);
7) предоставление сведений из единого реестра лицензий, ведение которого осуществляет Рособрнадзор (далее — единый реестр лицензий).
14. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещается на официальном сайте Рособрнадзора, в федеральном реестре и на Едином портале.
Рособрнадзор обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на официальном сайте Рособрнадзора, а также в соответствующем разделе федерального реестра.
Инструкция: получаем лицензию для детского центра
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Процесс создания и регистрации частного образовательного учреждения можно описать пошагово следующим образом:
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При этом обращаем ваше внимание на то, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Процедура создания частного образовательного учреждения должна включать в себя выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления частного учреждения, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем. Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего ЧУ, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы ЧУ быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
Обратите внимание! На основании ст. 123.23 ГК РФ, частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного образовательного учреждения несет собственник его имущества.
При определении структуры органов управления ЧУ нужно учитывать требования закона:
-
Учредитель (собственник имущества) принимает решения по “особо” важным вопросам)
-
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
-
Формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации); педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет); может быть сформирован попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
-
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления частного образовательного учреждения, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения устанавливаются уставом.
Особенности создания и регистрации частного образовательного учреждения
- Важным отличительным признаком частного образовательного учреждения от других форм некоммерческих организаций является наличие субсидиарной ответственности собственника имущества частного учреждения.
- Частное учреждение не имеет членства, т.е. учредитель (собственник) учреждения не становится его членом после регистрации НКО. Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения.
- Частные образовательные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае, если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения.
Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа частного образовательного учреждения, по которому осуществляется связь с ЧУ, предоставляются на государственную регистрацию объединения. Они указываются в заявлении на регистрацию. После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации частного учреждения, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.
Решение о создании частного образовательного учреждения принимается учредителем (собственником имущества)
Решение учредителя (собственника имущества) должно содержать:
- дату
- существо принятых решений
- фамилию, инициалы и личную подпись учредителя
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации частного образовательного учреждения нужно заполнить: титульный лист, лист со сведениями об учредителе, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации может быть отказано.
Последнюю страницу листа Н (разд. 5) учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:
- при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
- при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью
При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 5000-10000 рублей.
Размер госпошлины за регистрацию частного учреждения — 4 000 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Правовые основы лицензирования образовательных услуг заложены в законах «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В соответствии с ними под лицензией на образовательную деятельность понимается специальное разрешение на право организации или предпринимателя заниматься деятельностью по реализации образовательных программ, подтвержденное выданным лицензирующим органом бумажным или электронным документом.
Образовательные программы в соответствии с перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, делятся на следующие виды:
№
Вид образовательной программы
Подвид образовательных услуг
1
Основные общеобразовательные программы
По уровню образования
Дошкольное
Общее
Начальное
Основное
Среднее
2
Основные профессиональные образовательные программы
По уровню образования
Среднее
Подготовка служащих и рабочих
Подготовка специалистов среднего звена
Высшее
Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Аспирантура
Ординатура
Ассистентура-стажировка
3
Основные программы профессионального обучения
По направлению подготовки
Программы профессиональной подготовки рабочих и служащих
Программы переподготовки рабочих и служащих
Программы повышения квалификации рабочих и служащих
4
Дополнительные общеобразовательные программы
По подвиду образовательной программы
Общеразвивающие программы
Предпрофессиональные программы
5
Дополнительные профессиональные программы
По подвиду образовательной программы
Повышение квалификации
Профессиональная переподготовка
6
Образовательные программы, целью которых является подготовка служителей и персонала религиозных организаций
Не выделяются
В ряде случаев лицензирование образовательной деятельности не требуется:
- При самостоятельном оказании образовательных услуг индивидуальными предпринимателями (ИП) без привлечения ими педагогических работников (п. 1 положения «О лицензировании…», утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).
- Частным организациям на территории инновационного центра «Сколково» (п. 1 положения о лицензировании).
- Организациям, занимающимся образовательной деятельностью на территории инновационных научно-технических центров (ИНТЦ, ч. 3 ст. 21 закона «Об ИНТЦ…» от 29.07.2017 № 216-ФЗ).
- При проведении разовых семинарских занятий, лекций, консультаций и т. п., поскольку их нельзя подвести под понятие образовательной программы.
ВАЖНО! Во всех остальных случаях оказание услуг в сфере образования без специального разрешения чревато привлечением к административной (ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.20 КоАП) и уголовной (ст. 171 УК) ответственности.
Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
- оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
- если соискателем выступает:
- профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
- российская организация, расположенная за рубежом;
- иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
- Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.
В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:
- Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
- Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
- ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.
Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.
Критерии сравнения
Получение разрешения
В территориальном органе Рособнадзора
В органе исполнительной власти субъекта России
Акт, регламентирующий процедуру
Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244
Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517
Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя
45 рабочих дней
Порядок лицензирования
Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)
Регистрация заявления (непосредственно в день передачи при непосредственной подаче документов или не позднее следующего рабочего дня при получении по почте или через интернет)
Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний
Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах
Проведение выездной и документарной проверки соискателя
Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа
Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:
- воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
- изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
- письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
- посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.
ВНИМАНИЕ! Новые формы заявлений с 1 января 2021 года!
Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные «РГ» эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени — для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.
— Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, — рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.
Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.
— У дистанционного обучения своя специфика, — говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда — и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно. Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.
Кстати, примерно о том же «РГ» рассказали в Рособрнадзоре — главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки
Процедура самостоятельного получения лицензии обычно бывает не только сложной, но и долгой. Если появится необходимость переделывать документы, в которых допущены ошибки при оформлении, она легко может растянуться на полгода и дольше. Чтобы ускорить этот процесс, обратитесь в центр «Аттэк». Наши сотрудники имеют опыт сопровождения лицензионных заявок для разных типов дошкольных организаций и хорошо знакомы с особенностями подготовки документов и прохождения проверок. Мы регулярно проводим мониторинг действующего законодательства, чтобы отслеживать последние изменения. Благодаря нашей работе Вы сможете получить лицензию с первого раза, чтобы избежать простоев.
(Статьи 14, 18 Федерального Закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ (извлечение)):
В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет:
— проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений,
— проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям
и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, при намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом после проведения проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, переоформление лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений.
На основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении (переоформлении) лицензии или об отказе в ее переоформлении. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении (переоформлении) лицензии запись о предоставлении (переоформлении) лицензии вносится в реестр лицензий в день регистрации приказа (распоряжения).
В течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении (переоформлении) лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет уведомление о предоставлении (переоформлении) лицензии соискателю лицензии (лицензиату) по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии (лицензиату) или направляет по его выбору заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в переоформлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки.
- Финал Международного фестиваля русского языка начался в Москве07 сент. 2021
- Московские одиннадцатиклассники сдают государственные выпускные экзамены в дополнительный период03 сент. 2021
- Поздравляем с Днем знаний!01 сент. 2021
В целях принятия необходимых профилактических мер в условиях сложной эпидемиологической ситуации (коронавирус COVID-19) личный прием и очное консультирование в зданиях департамента образованияЯрославской области временно ограничены.
- Бессрочная лицензия
- Дешевое переоформление
- Никакой бюрократии
- Прохождение любых проверок
от 29 900 ₽ за сопровождение
Похожие записи:
-