Председатель комиссии по трудовым спорам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Председатель комиссии по трудовым спорам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ.

Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

В таблице 1 представим отличия КТС от суда.

Создание комиссии по трудовым спорам

Коллектив или руководство предприятия должны высказать инициативу создания КТС.

Важные нюансы этого этапа:

• инициативу нужно оформить в виде письменного предложения;

• отдельный работник не обладает правом выражения такой инициативы.

КТС не может быть создана по желанию/предложению одного или нескольких работников[1];

• отказ работодателя в создании КТС может быть расценен как уклонение от участия в переговорах по созданию КТС;

• последствия дальнейших событий во многом зависят от того, кто именно проявил инициативу в создании КТС (схема 1).

Достигнув согласия в создании КТС, представители работников и руководство работодателя приступают к определению количественного и поименного состава КТС, а также к решению организационно-технических вопросов создания этого органа (где будет заседать КТС, режим ее работы, порядок обеспечения мебелью и канцтоварами и т. п.).

Порядок образования КТС урегулирован ст. 384 ТК РФ. Но в законе нет никаких критериев и временных рамок деятельности КТС, поэтому при создании КТС нужно определить срочность или бессрочность ее существования.

При определении состава КТС необходимо учитывать следующее:

• требования к количественному составу КТС законодательно не урегулированы. Но из нижеприведенных требований следует, что количество должно быть четным;

• в КТС должно быть равное количество членов от имени работников и от имени работодателя;

• КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

КТС рассматривает трудовые споры между работниками и работодателем в рамках одного конкретного предприятия, в котором образована КТС.

Не входят в компетенцию КТС споры:

• с работниками религиозных организаций. Споры между религиозной организацией и ее работниками сразу передаются на рассмотрение суда;

• работниками государственной службы. Споры с госслужащими рассматриваются в судах[2];

• работниками государственной противопожарной службы. Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца, а его решение потом может быть обжаловано в суд[3].

Важные моменты работы КТС:

• КТС рассматривает не все споры и не во всех организациях (см. вышеуказанные ограничения);

• срок для обращения в КТС укороченный — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права[4]. Для обращения в суд сроки для некоторых споров больше[5]. Конечно, при пропуске срока теоретически возможно его восстановление[6], но на практике это почти никогда не случается[7];

• исходя из совокупного анализа норм главы 60 ТК РФ, можно сделать вывод, что правом и возможностью обращаться в КТС обладает только работник. Работодатель в споре с работником должен обращаться в суд[8];

• срок рассмотрения спора тоже укороченный — 10 дней с даты подачи работником заявления;

• заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя[9];

• решение принимается простым большинством голосов. Голосование тайное[10];

• порядок рассмотрения спора в КТС во многом схож с судебным процессом. Так, процедура рассмотрения спора в КТС предъявляет практически такие же требования к присутствию сторон. Спор может быть рассмотрен в их отсутствие. Работник-истец может направить вместо себя представителя или написать письменное заявление о рассмотрении спора в отсутствие.

Последствия неявки работника-истца (при отсутствии заявления о рассмотрении в отсутствие, отсутствии представителя) аналогичны процедуре, установленной для судебного порядка рассмотрения. Первый раз не явился — заседание КТС откладывается на другой день, второй — спор снимается с рассмотрения. Обратите внимание, что это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ, или обратиться в суд;

• на заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.


[1] См., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22.08.2017 по делу № 33-9494/2017.

[2] Пункт 13 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 11.12.2018).

[3] Пункт 7 ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018).

[4] Статья 386 ТК РФ.

[5] См. ст. 392 ТК РФ.

[6] Часть 2 ст. 386 ТК РФ.

[7] См., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.07.2016 по делу № 33-12433/2016.

[8] См. ст. 392 ТК РФ.

[9] Статья 387 ТК РФ.

[10] Часть 1 ст. 388 ТК РФ.

Н. В. Пластинина,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 3, 2019.

  • Работник жалуется в ГИТ
  • Как наказать руководителя за ошибки подчиненных

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.

КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры, затрагивающие:

  • существенные изменения условий, в которых трудится персонал;
  • размер и порядок выплаты вознаграждения за работу;
  • регламентацию времени, отведенного на работу и отдых;
  • вынесение дисциплинарных взысканий;
  • условия заключенного трудового договора;
  • надбавки к зарплате;
  • право на отпуск, включая дополнительный.

Не разбираются следующие индивидуальные трудовые споры с сотрудниками:

  • решаемые по ТК РФ и федеральным законам в ином порядке;
  • если работодатель — физлицо, не зарегистрировавшееся как ИП;
  • в качестве второй стороны выступает религиозно-культовая организация;
  • дело находится в суде.

Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.

КТС разрешается создавать в фирмах, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности с любым количеством работающих. Норма, определяющая возможность формирования комиссии по трудовым спорам исключительно на предприятиях, где работает не меньше 15 людей, больше неактуальна.

В КТС входит одинаковое количество представителей работников и работодателей. Оно не регулируется законодательными нормами и определяется взаимным соглашением. Его нужно направить членам комиссии по индивидуальным трудовым спорам в период до 10 дней после того, как те получат письменное извещение о ее образовании.

Представителей работодателя назначает руководитель. Чаще всего он останавливает свой выбор на старших менеджерах структурных подразделений, кадровой службы, администрации, юристах. Они должны дать свое согласие и ознакомиться с соответствующим приказом.

Представители работников могут быть делегированы профсоюзом с дальнейшим утверждением на общем собрании или избраны непосредственно на нем. Неважно, какую они выполняют работу и состоят ли в профсоюзе.

КТС можно формировать на конкретный период времени или бессрочно. Условия надо отразить в решении и в приказе руководства.

Комиссия может быть создана в филиалах и подразделениях. В ТК не сказано, должны ли те быть обособленными. Фактически их реально организовать даже в отделе или цехе. Они не относятся к КТС фирмы и при вынесении решений ей не подчиняются. Формируются и работают так же, но разбирают относящиеся к их структурным подразделениям индивидуальные трудовые споры с сотрудниками и не занимаются вопросами, связанными с компетенцией руководства.

Председатель, его зам и секретарь избираются из состава состоящих в органе людей. Он должен иметь собственную печать. Работодатель по закону отвечает за его организационно-техническое обеспечение и обязан предоставить необходимые канцелярские принадлежности, офисную технику, помещение и все, что будет нужно для осуществления нормальной деятельности. Заниматься делопроизводством может любой член коллектива.

  • Вызывать и опрашивать свидетелей
  • Требовать нужные документы
  • Приглашать экспертов и специалистов

Работодатель обязуется предоставить запрошенные документы в указанный членами комиссии срок.

В процессе разбирательства необходимо вести протокол. Его подписывает председатель КТС или его заместитель. Затем на документе ставят печать. В протоколе фиксируется:

  • дата заседания;
  • состав членов комиссии;
  • объяснения подавшего заявление;
  • возражения другой стороны;
  • пояснения свидетелей и экспертов.

Работник вправе отказаться от рассмотрения на любой стадии или написать соответствующее заявление.

Приказ о создании трудовой комиссии

На практике часто возникают спорные ситуации, когда работники и работодатели по-разному трактуют нормы права и порядок их применения. Достаточно часто такие разногласия перетекают в конфликт. Создание КТС позволяет их разрешить внутри предприятия, без привлечения третьих лиц. Исключения составляют случаи, когда разрешение разногласий допускается по закону только в судебном порядке по ст. 391 ТК РФ: например, о восстановлении, о переводе, об отказе в приеме на работу и т. д. Это и есть ответ на вопрос, для чего образовываются комиссии по трудовым спорам, — для разрешения конфликтов коллектива трудящихся или его членов и администрации организации. По сути это орган на предприятии, к помощи которого работник прибегает, если считает, что его права нарушены.

Сроки указаны в ст. 386 ТК РФ. Единый срок обращения в комиссию по трудовым спорам — 3 месяца. Этот период отсчитывается от определенной даты — момента, когда сотрудник узнал о нарушении своего права. При пропуске этого срока по уважительным причинам он продлевается, восстанавливается. Срок работы самой КТС законодательно не установлен, таким образом, она, будучи организована, действует на постоянной основе.

Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ. Для начала процедур необходимо письменное предложение, на основании которого создается приказ. Со стороны работодателя КТС может быть образована на основании служебной записки, например.

Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ). Конкретный состав определяется решением работодателя и профсоюзной организации. В приказе о создании необходимо обязательно указать состав комиссии по трудовым спорам поименно.

Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

  • место и дату составления;
  • наименование, указание на причину издания;
  • утвержденные решения: о создании, назначении состава, выделении помещения и иных материальных ресурсов;
  • состав поименно с указанием, от кого действует конкретный член;
  • подпись руководителя;
  • отметку о письменном ознакомлении всех членов.

Общество с ограниченной ответственностью «Статус»
(ООО «Статус»)

640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

ПРИКАЗ № 11

о создании комиссии по трудовым спорам

г. Курган «15» января 2020 года

В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

  • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
  • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
  • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

От работников:

  • Минина Г.И., инженер, зам. председателя профкома;
  • Кирсанов А.Т., кладовщик, член профкома;
  • Тарасюк С.С., продавец, член профкома.

Директор ООО «Статус» Климов А.А. (подпись)

С приказом ознакомлены (подписи членов КТС)

В ТК РФ отдельно не урегулирована компетенция комиссии по трудовым спорам (в общих чертах указана в ст. 385 ТК РФ). Но так как она рассматривает индивидуальные споры, то полномочна выносить решения по следующим вопросам:

  • своевременность получения вознаграждения за труд;
  • выплата заработка в полном объеме;
  • привлечение к материальной ответственности;
  • составление графика отпусков и т. д.

КТС не принимает решения по вопросам, по которым установлен иной порядок рассмотрения (судебный — по ст. 391 ТК РФ).

Разногласия рассматриваются в короткие сроки: в течение 10 дней, в присутствии работника (ст. 387 ТК РФ). КТС вправе вызывать свидетелей, экспертов и т. д. Она правомочна, ее решения имеют законную силу, если присутствуют не менее половины состава (ст. 387 ТК РФ).

В российском законодательстве под трудовым спором понимается конфликт, сформировавшийся между работодателем и его подчиненным, который был вынесен на рассмотрение судом или специальной комиссией. Такие споры могут быть индивидуальными или коллективными. Во втором случае компания может понести серьезные убытки по результатам судебного разбирательства.

Чаще всего спору предшествует нарушение работодателем прав сотрудников. Это может выражаться в задержке заработной плате, в отказе от предоставления отпуска, в незаконных сокращениях. Кроме того, нередки конфликтные ситуации, когда работодатель предъявляет завышенные требования, принуждает работать в выходные дни без оплаты, добавляет обязанности, не предусмотренные текущим трудовым договором.

Нередко трудовой спор возникает, когда сотрудник увольняется и получает расчет. Недобросовестные работники стараются как можно меньше платить расчетных и для достижения этой цели идут на разные уловки. Особенно это актуально, если по роду деятельности сотрудник был связан с материальными ценностями.

Сроками исковой давности называют определенный период, в течение которого гражданин может обратиться в суд для восстановления или защиты своих прав. Так, ст. 196 ГК РФ, устанавливает срок в 3 года с момента обнаружения нарушений прав. Однако в действующем трудовом законодательстве нет понятия искового срока, а применяется определение «срок обращения в суд».

Согласно ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров срок обращения в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения прав. Существуют исключения:

  • месяц дается на обращение по поводу увольнения, срок отсчитывается с даты выдачи трудовой книжки или копии приказа об увольнении;
  • год на разрешение спора по вопросам удержанной зарплаты, расчетных и иных видов денежных выплат;
  • год по конфликтам, связанным с причиненным предприятию ущербом работником, сроки отсчитываются с даты обнаружения ущерба.

Восстановление сроков по трудовым спорам возможно только на основании решения суда и лишь в случае, если они были пропущены по уважительным причинам.

Срок обжалования решения по трудовому спору составляет месяц с момента его вынесения. При этом нужно учитывать, что суд готовит решение в срок до двух недель, а потому есть риск не успеть подать апелляционную жалобу. Чтобы избежать этого, рекомендуется заявлять о несогласии с решением суда сразу с момента его вынесения, а письменную жалобу отправлять в момент получения оформленного судебного решения.

Что касается сроков обращения за защитой по поводу коллективных трудовых споров, тут все будет зависеть от способа урегулирования конфликта:

  • примирительная комиссия должна рассмотреть спор за 5 дней;
  • посреднику дается не более семи дней, на его привлечение может уйти не более трех дней;
  • трудовой арбитраж будет рассматривать спор не более пяти дней.

Если коллективный трудовой спор будет рассматриваться Федеральной службой по труду и занятости, срок рассмотрения не будет превышать одного месяца.

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров будет отличаться. Чтобы понять, как действовать в конкретной ситуации, проконсультируйтесь с юристом. Ниже будет указан лишь общий порядок действий.

Претензионный порядок по трудовым спорам в соответствии с современным ТК РФ не предусмотрен. Это означает, что работник не обязан писать на имя работодателя претензию. Можно попытаться уладить конфликт с работодателем путем составления соответствующего документа, в котором будут указаны требования и соответствующие ссылки на правовые нормы, но не факт, что работодатель пойдет навстречу.

Положение о комиссии по трудовым спорам

В случае индивидуального трудового спора также применим досудебный порядок. Работник может попытаться договориться с работодателем, найти компромиссное решение. Во многих случаях виной нарушения прав сотрудника является техническая ошибка, которую легко устранить.

Если поиск компромисса с руководством не удался, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам. Главное, не забыть о сроках, которые составляют 3 месяца с момента нарушения прав или обнаружения этого факта. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно без проблем восстановить. Если с решением комиссии одна из сторон не согласна, можно подавать исковое заявление в суд. Его решение также можно обжаловать в установленном законом порядке.

Предпосылки возникновения трудовых споров могут быть различными. Иногда тут виной становится неверная трактовка положений ТК РФ, причем как со стороны наемного работника, так и его работодателем. В некоторых случаях причиной могут быть различные технические ошибки, например, сбой в программном обеспечении.

Чаще всего причины и обстоятельства возникновения трудовых споров будут следующими:

  • неожиданное для работника изменение условий труда по договору;
  • перевод сотрудника в другое подразделение или отдел;
  • штрафы и иные виды дисциплинарного взыскания;
  • отказ в предоставлении полагающегося по трудовому договору отпуска или выходных;
  • несоблюдение условий предоставления графика (например, вместо обещанного графика 2/2 приходится работать по 6 дней в неделю);
  • задержки в выдаче заработной платы, неполная ее выплата;
  • увольнение (сокращение) работника;
  • причинение имущественного или иного вреда работодателю или работнику;
  • необоснованный, а также нарушающий права гражданина отказ в приеме на работу (например, по причине национальности).

Могут возникать трудовые споры и по вине самого работника. Тут можно назвать такие причины, как появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, систематические нарушения рабочих процессов, опоздания, умышленная или случайная порча имущества, нарушение правил внутреннего распорядка. В этих ситуациях работодатель пытается применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения, работник же с решением руководства не всегда согласен. В спорных ситуациях зачастую проще нанять адвоката, который поможет отстоять права работника или работодателя без начала спора.

Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.

Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.

Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 383 г.Минска»

раскрыть » / « свернуть

Настоящее Положение определяет порядок формирования, работы и компетенцию комиссии по трудовым спорам в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 383 г.Минска» (далее — КТС).

1. Порядок создания комиссии по трудовым спорам

1.1. Комиссия по трудовым спорам образуется из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год.

1.2. Представители нанимателя назначаются в КТС приказом заведующего государственным учреждением образования «Ясли-сад № 383 г.Минска».

1.3. Представители профсоюза выделяются в КТС постановлением профсоюзного комитета государственного учреждения образования «Ясли-сад № 383 г.Минска».

1.4. Персональный состав КТС определяется совместным решением нанимателя и профсоюзного комитета и назначается приказом заведующего государственным учреждением образования «Ясли-сад № 383 г.Минска».

1.5. В состав КТС в качестве представителя работников может входить председатель профкома государственного учреждения образования «Ясли-сад № 383 г.Минска», а в качестве представителя нанимателя — заведующий государственного учреждения образования «Ясли-сад № 383 г.Минска» или другое лицо им уполномоченное.

1.6. Члены КТС назначаются и выделяются на весь срок полномочий комиссии. При выбытии отдельных членов КТС они заменяются другими в установленном настоящим Положением для их назначения (выделения) порядке.

1.7. По решению общего собрания профсоюзной организации возможен досрочный отзыв члена КТС — представителя профсоюза, если выявится его недостаточная компетентность, недобросовестность, недостаточно ответственное отношение к участию в работе КТС.

1.8. Полномочия членов КТС подтверждаются доверенностями, выданными в установленном порядке нанимателем и председателем профсоюзного комитета.

2. Организация работы комиссии по трудовым спорам

2.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется нанимателем.

2.2. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании КТС выполняются поочередно представителями сторон. При этом обязанности председателя и секретаря на одном и том же заседании не могут выполняться представителями одной стороны.

2.3. Расходы по привлечению специалистов оплачиваются нанимателем по предложению КТС.

2.4. В отношении работников — членов КТС в период осуществления их полномочий не допускается понижение оклада и расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных пп.4, 5, 7, 8 и 9 ст.42, пп.1-3 ст.44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) и иными законодательными актами, а также в случае ликвидации государственного учреждения образования «Ясли-сад № 383 г.Минска».

3. Компетенция комиссии по трудовым спорам

3.1. Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда ТК и иными законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

3.2. Комиссия по трудовым спорам рассматривает споры работников — членов профсоюза первичной профсоюзной организации государственного учреждения образования «Ясли-сад № 383 г.Минска», связанные с применением законодательства о труде, коллективного договора и иных локальных нормативных актов, трудовых договоров, в т.ч. о (об):

3.2.1. переводе на другую работу и перемещении;

3.2.2. оплате труда, в т.ч. за работу в сверхурочное и ночное время, совмещении профессий (должностей) и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника;

3.2.3. праве на получение и размере причитающихся работнику стимулирующих выплат (надбавок и премий), компенсирующих выплат (доплат), единовременной выплаты на оздоровление, материальной помощи, предусмотренных действующей системой оплаты труда работников бюджетной организации;

3.2.4. выплате компенсаций и предоставлении гарантий;

3.2.5. возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;

3.2.6. предоставлении (переносе, продлении) трудовых отпусков;

3.2.7. выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания;

3.2.8. взыскании заработной платы, включая надбавки и доплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников бюджетной организации;

3.2.9. применении дисциплинарных взысканий;

3.2.10. неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора (контракта), если эти записи не соответствуют приказу или иным предусмотренным законодательством документам.

Как образуется комитет по трудовым спорам на предприятии и как туда обратиться

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О потребительском кредите (займе)»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)

      «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90

      «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)

    • Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

    Все документы >>>

    • Приказ Генпрокуратуры России от 24.12.2020 N 730

      «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.01.2019 N 62 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий органов прокуратуры Российской Федерации по индивидуальным служебным спорам»

    • Приказ Росстата от 14.04.2014 N 245

      «Об организации работы комиссии по индивидуальным служебным спорам в Федеральной службе государственной статистики» (вместе с «Положением об организации работы комиссии по индивидуальным служебным спорам в Федеральной службе государственной статистики») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2014 N 32543)

    • Приказ ФТС России от 23.05.2013 N 977

      «Об утверждении Положения об организации работы комиссий таможенных органов Российской Федерации по индивидуальным служебным спорам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2013 N 28911)

    Все документы >>>

    Процесс создания комиссии по трудовым спорам занимает несколько этапов. Для того чтобы его запустить, работнику необходимо письменно обратиться к своему руководителю, соблюдая требования 384 статьи Трудового кодекса (ТК РФ).

    После этого происходит формирование состава комиссии. Кандидаты на должности её членов могут быть как поддержаны работниками организации, так и опровергнуты. Членство в комиссии — добровольное дело. Невозможно заставить работника выполнять эту общественную функцию против его желания.

    Дальше происходит документальная фиксация создания нового органа управления. Для этого создают приказ о создании комиссии по трудовым спорам. Выполняется он на специальном бланке, а при его отсутствии — на листе формата А4 по утверждённому образцу.

    Обязательными реквизитами приказа являются:

    • герб государства (для государственных учреждений) или эмблема компании;
    • порядковый номер регистрации в журнале;
    • причина создания;
    • дата создания документа;
    • дата подписания руководителем предприятия;
    • точное название предприятия.

    ТК РФ комиссия по трудовым спорам (КТС) регламентируется по всем вопросам. Если деятельность этого органа на предприятии вызвало конфликтную ситуацию, ликвидировать комиссию возможно только по заявлениям лиц, которые являлись инициаторами её создания.

    Состав комиссии составляет обычно 15 человек, но может быть и больше. Все они включаются путём коллективного голосования.

    Комиссия по трудовым спорам вправе решать многие конфликтные ситуации, но также имеет табу на определённые вопросы.

    В юрисдикции комиссии не относятся:

    • темы назначения пенсии;
    • конфликты о трудовом стаже;
    • вопросы о выплате командировочных и отпускных;
    • споры о размере ставки;
    • вопросы о норме выработки.

    Рассмотрение конфликта происходит в несколько этапов. Каждый из них регламентируется соответствующими нормами законодательства.

    Периоды рассмотрения:

    • написание заявления;
    • сбор необходимой документации;
    • сбор доказательств;
    • оформление документации;
    • предоставление материалов в комиссию;
    • ожидание результатов.

    Участники конфликта имеют право вносить дополнительные доказательства, опровергать оппонента, попросить членов комиссии предоставить время для сбора аргументов или привлечь независимых специалистов или создать дополнительную инспекцию.

    Помимо этого, каждый из участников спора может попросить временно заменить члена комиссии.

    Процедура вынесения решения комиссии предусматривает принятия результата сроком в 5 дней после заседания.

    Процесс проходит в форме голосования, а результат определяется большинством голосов.

    Комиссия обязуется предоставить её решение в письменном виде обеим сторонам трудового конфликта.

    В силу этого решение вступает в месячный срок. Возможны также исключения, если дело касалось выплаты денежных средств и есть необходимость совершить возмещение в ближайший срок.

    Образование комиссий по трудовым спорам 2021

    Если комиссия некачественно выполняет свою работу или не соблюдает хронологические рамки рассмотрения, работник имеет право перенести рассмотрение индивидуальной конфликтной ситуации на более высокий уровень в судебном порядке.

    При этом следует учесть, что порядок рассмотрения трудовым комитетом не является обязательным этапом решения спора – он может быть успешно пропущен.

    Протокол повествует о ходе развития заседания. В его составе должна быть информация об участниках процесса с указанием повестки дня и этапах рассмотрения дела.

    Также в протоколе фиксируются все выступления и высказывания обсуждений. В заключительной его части размещена информация о результатах и принятом решении. Эта информация должна быть заверена подписью председателя и секретаря. Должна быть указана дата заседания.

    Для фиксации законности и достоверности информации, наряду с подписью председателя используется печать.

    Она может быть двух видов:

    • стандартная печать предприятия;
    • созданная специально для комиссии.

    Второй вид печати содержит в себе название организации, его реквизиты, а также маркировку КТС.

    Удостоверение КТС – документ, который позволяет обжаловать решение комиссии или притянуть к ответственности сторону, отказавшуюся выполнять её решение. Проходит эта процедура в судебном порядке. Актуальной она остаётся в течение трёх месяцев.

    Таким образом, трудовой процесс не всегда проходит гладко. Время от времени происходят нарушения в работе или возникает спор между участниками коллектива. В некоторых случаях спор может решиться самими участниками, в других, такая процедура оказывается невозможной.

    В таких случаях в работу «включается» комиссия по трудовым спорам. С помощью этой организации можно урегулировать конфликтные моменты, а также прийти к истине в трудовом споре.

    Основная компетенция комиссии по трудовым спорам — разрешение проблемных ситуаций в компании (ст. 385 ТК). Инициатива создания КТС исходит от работодателя, профсоюзной организации или конкретного служащего.

    Если инициатором выступает сотрудник, он направляет официальное письменное предложение в профсоюз или руководству. После получения такого запроса руководитель и профорган в течение десяти дней направляют в КТС представителей.

    Все организационные комиссии по трудовым спорам состоят из равного числа представителей работодателя и служащих (абз. 1 ст. 384 ТК РФ). Руководитель назначает представителей приказом, а работники выбирают на общем собрании или конференции (абз. 2 ст. 384). При необходимости на общем собрании создают КТС для структурных подразделений (абз. 3 ст. 384). Структурные органы разрешают проблемные ситуации конкретного подразделения.

    Минимальное и максимальное число участников КТС законодательством не установлено. По правилам ст. 384 ТК РФ, в комиссии по трудовым спорам должно быть равное число представителей обеих сторон. Участники КТС назначают председателя, его заместителя и секретаря из выбранных представителей.

    Статья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам (действующая редакция)

    Как только работодатель и представительный орган служащих определяют состав комиссии по трудовым спорам, в учреждении издается приказ о КТС. Его составляют на фирменном бланке организации. В распоряжении указывают:

    1. Наименование предприятия.
    2. Дату создания и место выпуска приказа.
    3. Законодательные нормативы, на основании которых издается распоряжение.
    4. Причины для создания КТС.
    5. Состав органа.
    6. Дату начала его работы.
    7. Порядок функционирования.

    Приказ подписывает руководитель организации. Все члены КТС ставят подпись, подтверждающую, что они ознакомлены с распоряжением.

    Инициатива по созданию может исходить от:

    • Работника.
    • Работодателя.
    • Органа, защищающего интересы работника (например, профсоюз).
    • По согласию обеих сторон.

    Определяется равное количество представителей с обеих сторон.

    Для этого рассылается письменное предложение о создании комиссии работникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны направляют своих выборных представителей.

    Право созвать комиссию имеют также:

    • Бывшие сотрудники. Может отстаивать вопросы, возникшие во время работы на предприятии.
    • Кандидаты в сотрудники. Если человек хотел устроиться на предприятие, но ему отказали по ряду причин. Когда причины кажутся необоснованными, он может попросить созвать КТС.

    Зачастую трудовой инцидент возникает на почве недостаточного знания законодательства со стороны работников. Здесь достаточно лишь грамотно объяснить ему ситуацию и ее правовую основу.

    Для работодателя создание КТС имеет ряд преимуществ:

    1. Возможность не выносить спор за пределы компании и урегулировать конфликт в досудебном порядке.
    2. Повышается доверие коллектива к работодателю. Выстраивание положительных взаимоотношений с работниками является непростой задачей администрации организации. Создавая комиссию, работодатель может гарантировать своему коллективу возможность обсудить возникшие конфликты, снизить риск нарушения их трудовых прав.
    3. Возможность качественно подготовиться к отстаиванию интересов в суде в вопросах, которые должны решаться в судебном порядке, или не решены в порядке досудебного урегулирования.

    Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ.

    Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ).

    Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

    • место и дату составления;
    • наименование, указание на причину издания;
    • утвержденные решения: о создании, назначении состава, выделении помещения и иных материальных ресурсов;
    • состав поименно с указанием, от кого действует конкретный член;
    • подпись руководителя;
    • отметку о письменном ознакомлении всех членов.

    Предлагаем ознакомиться Территориальнаяподсудность иска об установлении отцовства

    Общество с ограниченной ответственностью «Статус» (ООО «Статус»)

    640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

    ПРИКАЗ № 11

    о создании комиссии по трудовым спорам

    В связи с поступлением от представительного органа работников (профкома) ООО «Статус» письменного предложения от 10 января 2020 года о создании КТС, во исполнение положений ст. 384 ТК РФ

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать КТС ООО «Статус» в количестве шести человек. Направить от лица работодателя в КТС:

    • заместителя директора по коммерческим вопросам Трунова В.В.;
    • заместителя главного бухгалтера Осину И.И.;
    • начальника отдела делопроизводства Турину И.Н.

    2. Остальной состав комиссии определить с учетом мнения представительного органа работников.

    3. Предоставить помещение актового зала для проведения заседаний. Предоставлять комиссии всю необходимую информацию в течение одного рабочего дня.

    Если Вы спросите, из кого состоит комиссия по трудовым спорам, то ответ будет таковым — состав органа поровну делится

    между представителями руководства и людей, представляющих работников. Поскольку конфликтная ситуация может решиться только путем переговоров, представительство в комиссии принадлежит обеим сторонам конфликта. Делегировать своих представителей каждая сторона обязана в десятидневный срок.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *