Как учесть налоги доначисленные по итогам проверки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть налоги доначисленные по итогам проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Начнем со штрафов и пеней. Их, независимо от периода, за который они начислены, а также и от вида налога, в бухучете относят на финансовый результат. То есть в расходах они не учитываются. Учетную запись нужно делать по дате вступления в силу решения, вынесенного по результатам проверки.
Это будет проводка:
- Дебет 99 кредит 68
- начислены штраф и пени по результатам налоговой поверки.
Решение по проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения, а вручают его в течение 5 рабочих дней после принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если инспекция направляет решение заказным письмом, тогда будет считаться, что решение получено через 6 рабочих дней с даты отправки (п. 13 ст. 101 НК РФ).
В налоговом учете суммы штрафов и пеней тоже не относятся к расходам. Это запрещено подпунктом 2 статьи 270 НК РФ.
Как учесть налоги, доначисленные по итогам проверки?
Как можно расценивать доначисленные по итогам проверки налоги?
Это не что иное, как ошибки. Неважно, что их обнаружили не вы, а проверяющие. Исправлять их придется вам. И порядок исправления зависит от периода, к которому такая ошибка относится. Варианты будут такие:
- налоги, доначисленные за текущий год, учитываются на дату решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам проверки. Их отражают теми же проводками, которыми начисляются соответствующие налоги;
- налоги, относящиеся к прошлому году, при условии, что годовой баланс еще не утвержден, нужно доначислить в декабре прошлого года;
- налоги, относящиеся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, отражаются в учете в зависимости от существенности доначисленной суммы (с учетом требований ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).
Так, несущественные ошибки отражают на дату вступления в силу решения по проверке, то есть на дату обнаружения. В бухучете доначисленные налоги относят в прочие расходы, кроме доначисленного налога на прибыль – его относят на финансовый результат.
Проводки будут такие:
- Дебет 91 Кредит 68
- доначислены налоги по результатам налоговой поверки;
- Дебет 99 Кредит 68, субсчет расчеты по налогу на прибыль
- доначислен налог на прибыль по результатам налоговой поверки.
Существенные ошибки отражают по дебету счета 84 и пересчитывают при этом в текущей отчетности сравнительные показатели прошлых лет.
Проводка такая:
- Дебет 84 Кредит 68
- доначислены налоги по результатам налоговой поверки.
Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.
В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
Пример 1
В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 1 250 руб. — начислены пени.
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.
При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.
Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).
Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.
Пример 2
В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91
– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;
Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).
В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.
По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).
В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.
Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).
Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.
Пример 3
Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.
В бухучете появились проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 150 000 руб. — доначислен НДС;
ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68
– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.
Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.
Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.
Пример 4
Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.
Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Написать комментарий
Что делать, если при проверке доначислили НДФЛ
Федеральная налоговая служба в целях единообразного применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс РФ) в связи со сложившейся судебной практикой направляет рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок в случае пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок; в целях установления фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль при доначислении в рамках выездной налоговой проверки иных налогов; при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.
1. Возможность пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ налоговые органы в рамках камеральных и выездных налоговых проверок имеют полномочия по доначислению налогоплательщикам дополнительных сумм неуплаченных налогов по сравнению с указанными налогоплательщиками в налоговых декларациях, включая уточненные налоговые декларации.
Поскольку выездные налоговые проверки являются самостоятельной формой налогового контроля, то независимо от выводов, содержащихся в ранее принятых налоговым органом решениях по результатам камеральных налоговых проверок, в том числе выводов об обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость, по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику может быть вменена недоимка по налогу.
В качестве примера, подтверждающего данную позицию, можно привести выводы, отраженные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 12207/11 по делу N А33-10298/2010 (ООО «Карабулалеспром») в котором указано, что из системного толкования положений статей 88, 89 и 176 Налогового кодекса РФ следует, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. В Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость. Статья 176 Налогового кодекса РФ не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки в порядке, предусмотренном данной статьей, как исключительную форму налогового контроля.
Положения Налогового кодекса РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки. Данные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О (по жалобе ООО «Чебаркульская птица»).
При этом из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2672-О (по жалобе ООО «Поллукс») следует, что акт и решение по камеральной налоговой проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в связи с чем наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки, что не нарушает прав налогоплательщиков, так как сами по себе правила осуществления выездной налоговой проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретный налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной налоговой проверки представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимый с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов.
2. Установление фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления в рамках выездной налоговой проверки иных налогов.
Согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 Налогового кодекса РФ дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательны�� платежей.
По результатам камеральной налоговой проверки сделан вывод об обоснованности возмещения НДС.
Сообщается, что независимо от данного вывода по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику может быть вменена недоимка по НДС.
По результатам выездной проверки налоговый орган доначислил прямые налоги.
Сообщается, что если в предмет проверки входил налог на прибыль, то налоговый орган обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму доначисленных налогов.
Также сообщается, что в случае подачи налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную проверку. Налоговый орган также вправе проверить уточненные декларации исключительно в рамках камеральных проверок.
Налоговым органам при определении действительных налоговых обязательств налогоплательщиков необходимо учитывать положения о трехлетнем сроке возврата излишне уплаченного налога, а также иные специальные сроки возврата налогоплательщикам налогов из бюджета или учета сумм полученных убытков за предыдущие налоговые периоды.
По общему правилу ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены.
Предъявленные компании штрафы и пени, в отличие от недоимки, не являются бухгалтерской ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010).
Их следует признавать новой информацией и отражать в учете по общим правилам, которые установлены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».
Недоимку по налогу нужно отражать по тем же правилам, по которым компания исправляет ошибки в бухучете (ПБУ 22/2010).
Пени и штрафы к расходам в налоговом учете не относятся. Также на затраты нельзя списать недоимку по налогу на прибыль А вот, например, транспортный или земельный налог можно списать на затраты в текущем периоде на основании решения инспекторов (см. таблицу ниже).
Какие доначисления можно списать в налоговом учете, а какие нельзя
Какой налог доначислен | Можно ли включить доначисленные суммы в расходы |
Налог на прибыль или упрощенный налог | Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ) |
НДС | |
Инспекторы начислили налог по реализации товаров, работ, услуг | Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ). Но налог, который компания ошибочно не предъявила сверх цены товаров, можно попробовать взыскать с покупателя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011) |
Налоговики сняли вычеты НДС | Если компания приняла НДС к вычету неправомерно, включить его сумму в расходы нельзя. Исключение — инспекторы отказали в вычете налога, который относится к необлагаемым операциям. Тогда эту сумму НДС можно отнести на расходы текущего периода. Или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), если компания еще не учла их в расходах (п. 2 ст. 170 НК РФ) |
Инспекторы доначислили суммы налога, которые нужно восстановить | В расходы можно включить только налог по товарам, работам, услугам, которые компания начала использовать для необлагаемых операций. Или если компания получила субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ) |
Налог на имущество, транспортный или земельный налог | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
НДФЛ | Нет, налог нужно удержать из доходов физлица. Если компания не выплачивает физлицу какие-либо суммы, то надо сообщить инспекторам о том, что налог удержать невозможно (п. 5 ст. 226 НК РФ) |
Пени и штрафы | Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Обратите внимание: если компания применяет кассовый метод, то учесть доначисленные суммы (скажем, транспортный налог) можно только после их фактической уплаты. Аналогичные правила применяются и для компаний на упрощенке, которые платят налог с разницы между доходами и расходами.
Пример: Налоговики провели выездную проверку компании. По итогам ревизии в апреле 2014 года инспекторы доначислили:
— НДС, так как компания в 2011 году занизила налог по реализованным товарам и услугам, а также неправомерно заявила вычеты — в размере 255 000 руб.;
— налог на прибыль за 2013 год в сумме 270 000 руб., поскольку компания учла сверхнормативные затраты на рекламу и представительские расходы;
— пени и штрафы на сумму 152 000 руб.
Уточненные декларации по тем налогам, которые доначислили инспекторы, составлять не нужно (письмо ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576). Эти суммы налоговики отразят в карточке лицевого счета на основании решения по проверке.
Выявленные инспекторами ошибки могут повлиять на расчет других налогов. Но эти корректировки инспекторы обязаны учесть в акте проверки.
Хотя даже если налоговики этого не сделали, компании не требуется корректировать старые декларации, а нужно отражать изменения текущим периодом по общим правилам, установленным в Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 54).
Особенности доначисления налогов организации
Если вы считаете, что налоговики неправомерно начислили какие-то суммы, можно обжаловать решение инспекторов в УФНС России.
Для этого нужно подать апелляционную жалобу в течение месяца после того, как вы получили решение налоговиков (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Тогда инспекторы не смогут взыскать доначисленные суммы до тех пор, пока чиновники не рассмотрят жалобу.
После того как УФНС признает доначисления или их часть правильными, можете отражать эти суммы в учете.
Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.
В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
Пример 1 В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.
При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.
Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).
В расходах по налогу на прибыль сумму доначисленного по акту проверки налога на прибыль не учитывайте (п. 4 ст. 270 НК РФ).
Подавать уточненные декларации по доначисленному налогу на прибыль не нужно, ведь ошибка обнаружена не вами, а налоговым органом (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 3 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).
Как учесть доначисленные налоги
Если в результате проверки организации доначисляется налоговая недоимка, то практически всегда начисляются еще и штрафы и пени. Уплаченная организацией недоимка должна быть отражена в ее налоговом учете и влечет необходимость внесения изменений в отчетность.
Знать основные претензии фискальных органов к плательщикам единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, необходимо. Ведь практически всегда можно скорректировать свои действия, внести изменения в учетные регистры с целью минимизации имеющихся рисков либо их вовсе исключить. Рассмотрим основания, наиболее часто встречающиеся при проверках, которые налоговикам предоставляют возможность произвести налоговые доначисления.
Отметим, что, поскольку ошибка в начислении транспортного налога была выявлена налоговым органом при проведении проверки, подавать уточненную декларацию по транспортному налогу не нужно. Это связано с тем, что уточненные налоговые декларации представляются в том случае, если налогоплательщик самостоятельно выявил ошибку (что следует из п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ). На это указано также в Письме ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576, п. 3.3 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@. Подробнее по данному вопросу см. Практическое пособие по налоговым проверкам .
В общем случае транспортный налог признается расходом организации, так как удовлетворяет понятию расхода, приведенному в п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Недоначисление организацией транспортного налога за предыдущий год привело к занижению суммы расходов и, соответственно, завышению финансового результата за предыдущий год. Такое занижение расходов (неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации), обусловленное допущенными неточностями в вычислениях, признается ошибкой, которая при ее выявлении подлежит обязательному исправлению (п. п. 2, 4 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н) . Порядок исправления ошибки, которая допущена в предшествующем отчетном году, зависит от того, признается эта ошибка существенной или нет, а также от момента ее выявления. Напомним, что ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010) . В рассматриваемой ситуации ошибка выявлена после подписания (утверждения) годовой бухгалтерской отчетности и признана несущественной. Такая ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010). В рассматриваемой ситуации сумма доначисленного налога учитывается в составе прочих расходов в момент выявления, т.е. на дату вступления в силу решения налогового органа о доначислении налога, так как на эту дату выполняются условия признания расхода, приведенные в п. 16 ПБУ 10/99. Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.
- admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги
- admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
- admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
- admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
- admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
Как отразить в учете и декларации доначисление налогов, пеней и штрафов? Этот вопрос волнует всех бухгалтеров, поскольку с данной темой приходится сталкиваться довольно часто.
Рассмотрим тему доначисления налогов по итогам проверки для компаний на общем режиме. В принципе, большой разницы при доначислении налогов на спецрежимах нет, вопрос только в налоге на прибыль и отложенной разнице.
Доначисленный НДФЛ по итогам налоговой проверки в 6-НДФЛ отражать не нужно
В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). 20 июня 2019 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.
Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации. При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма.
Они показаны на схеме.
При этом налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, которое еще не вступило в силу (п.
1 ст. 101.3 НК РФ). В то же время он вправе добровольно исполнить решение до того, как оно вступило в силу (абз.
3 п. 9 ст. 101 НК РФ). Согласно п.
9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю).
Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца.
По решению инспекторов нужно доначислить налоги прошлого периода, за который бухотчетность уже утверждена.
Выявленная ошибка – существенная.Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– доначислен НДС к уплате в бюджет;Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»– доначислен налог на прибыль к уплате в бюджет.Согласно подпункту 1 пункта 9 ПБУ 22/2010 такие исправления делают за счет нераспределенной прибыли.Вариант 3. По результатам проверки получено решение о доначислении налогов прошлого периода, за который бухотчетность уже утверждена. Ошибка несущественная.В этом случае прибыль и убытки, возникшие из-за исправления ошибок, отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Поэтому НДС доначислите следующей проводкой:Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– доначислен НДС к уплате в бюджет.
Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период.
Таково требование ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
. Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета.
[2]
Сдав декларацию с заявленной суммой НДС к возмещению, организация представила все затребованные в рамках проведения камеральной проверки документы. У налоговой инспекции не возникло претензий к правильности исчисления налога, и организации благополучно возместили НДС.
Но позже, в ходе выездной проверки, налоговики решили, что этот НДС необоснованно возмещен из бюджета. В результате организации было выставлено требование на уплату налога, пени и штрафа. Посмотрим, что теперь делать.
26.04.2017 Как отразить в бухгалтерском учете налог, доначисленный при проверке?
Как известно, подавать уточненные декларации и расчеты по доначисленным при проверке налогам и взносам не надо (п. 3.1 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»). Дело в том, что решение по результатам проверки, наряду с первичной и уточненной декларациями, а также решениями вышестоящих налоговых органов и судов, отменяющими (изменяющими) решения по результатам проверки, является самостоятельным основанием для отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» начислений сумм налога, пени, штрафа. Поэтому все изменения в карточку налогоплательщика вносятся на основании решения инспекции. В представлении уточненной декларации необходимость отсутствует.
Однако ситуация с корректировкой налога на прибыль в сторону уменьшения на суммы доначисленных в ходе проверки «затратных» налогов иная. Доначислив такие налоги, инспекторы практически никогда сами не пересчитывают налогооблагаемую прибыль в связи с увеличением расходов. Дело в том, что они руководствуются мнением ФНС России, отраженным в Письме от 29.08.2011 N АС-4-2/14018. По мнению федерального налогового ведомства, нормами Налогового кодекса РФ о налоговых проверках не предусмотрена ни обязанность, ни даже возможность для проверяющих скорректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения. Формально они правы, п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ не предусмотрено отражения в решении проверяющих необходимости уменьшения одного налога вследствие доначисления другого. Руководствуясь вышеизложенной позицией, инспекторы в описательной части решения обычно указывают на необходимость корректировки, а в его резолютивной части пишут, что компания имеет возможность самостоятельно представить соответствующие уточненные декларации. Получается, что без споров с налоговиками уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму доначисленных налогов предприятие в такой ситуации сможет только с помощью подачи уточненной декларации за проверяемый период.
Обратите внимание! По мнению ФНС России, при проведении проверки налоговики вообще не имеют права корректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения. Поскольку нормами о налоговых проверках это напрямую не установлено.
В такой ситуации итоговая сумма налоговых обязательств по налогу на прибыль конечно выравнивается, в том числе должны быть сняты и ранее начисленные пени. Однако в ситуации, когда по итогам проверки инспекция доначислила еще и сам налог на прибыль и взыскала с суммы такой выявленной недоимки 20-процентный штраф по ст. 122 Налогового кодекса РФ, сумма такого штрафа оказывается завышенной. Причем она даже после подачи налогоплательщиком «уточненки» уже не будет уменьшена.
Понятно, что этот вариант является не очень выгодным для налогоплательщиков. Однако имеются отдельные примеры арбитражной практики, когда судьи поддерживали налоговиков (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2009 N Ф04-2241/2009(4678-А27-26), Восточно-Сибирского округа от 05.08.2009 N А78-2924/08). Выводы о необходимости подачи компанией уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль с отражением в них сумм доначисленных проверяющими затратных налогов поддержаны арбитражным судом кассационной инстанции Поволжского округа в Постановлениях от 02.02.2011 по делу N А72-3048/2010 и от 15.04.2015 N Ф06-22131/2013 по делу N А72-5832/2014.
Однако финансисты в своих рекомендациях никакой альтернативы выбора налогоплательщикам не предоставляют. Они предлагают учитывать в расходах по налогу на прибыль произведенные доначисления «затратных» налогов только как текущие расходы, то есть исключительно по правилам абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ. Иными словами, финансисты солидарны с ФНС России в вопросе того, что при проведении проверки налоговики не имеют права корректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения. Но при этом, по мнению Минфина России, компания даже самостоятельно не вправе уменьшать базу по налогу на прибыль за прошлые периоды на сумму доначисленных при проверке налогов и подавать уточненные декларации.
Финансисты рассуждают так. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Датой начисления сумм налогов, доначисленных по результатам проверки, финансисты предлагают считать дату вступления в силу соответствующего решения инспекции. Поэтому именно в эту дату, по их мнению, и следует признавать доначисленные «затратные» налоги для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-06/1/19158).
Свой выбор финансисты объясняют тем, что на основании п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) инспекции выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).
Как быть, если вступившее в силу решение налоговой инспекции обжаловано в судебном порядке? Ведь арбитры могут снизить или вовсе отменить произведенные налоговиками доначисления. Финансисты учли в своем ответе и такую ситуацию. По их мнению, в случае дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в судебном порядке разница между доначисленной по результатам проверки суммой указанных налогов и измененной на основании судебного акта суммой налогов учитывается в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Как мы видим, предложения обоих ведомств в большей или меньшей степени бюджетоориентированы и при определенной ситуации (доначислениях при проверке налога на прибыль) могут быть крайне невыгодными компаниям. Поэтому не случайно, что по данному вопросу было много судебных споров и к настоящему моменту уже сложилась достаточно устойчивая арбитражная практика. Какого же мнения придерживаются судья?
В подавляющем большинстве они считают, что инспекторы при проверке должны сами принимать во внимание все выявленные показатели, влияющие на исчисление налогов. Кроме того, проверяющие сами должны корректировать налог на прибыль с учетом всех доначисляемых ими «затратных» налогов. Этот вывод напрямую следует из положений, предусматривающих, что задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах РФ»). Следовательно, в обязанность контролеров входит учет не только фактов, свидетельствующих о занижении налоговой базы и налогов, но и об их завышении. В ходе налоговой проверки должны оцениваться не только факты занижения и не уплаты налогов, а именно правильность исчисления и уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ).
В частности, из этого исходил Президиум ВАС РФ, принимая Постановление от 06.07.2010 N 17152/09 по делу N А29-5718/2008. В нем указано, что инспекция, доначислив в ходе проверки компании ЕСН, была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на эту сумму. Правовая позиция о необходимости определения в ходе выездной проверки действительного размера налоговой обязанности при переквалификации инспекцией совершенных компанией хозяйственных операций, сформулированная в Постановлении 17152/09, была подтверждена Президиумом ВАС РФ и в Постановлении от 25.06.2013 N 1001/13 по делу N А40-29743/12-140-143.
Важно знать. Инспекция, доначислив компании «затратные» налоги при выездной проверке, обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на эту сумму (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 по делу N А29-5718/2008).
Все зависит от конкретной ситуации. Например, если периоды проверки и после нее остаются убыточными, но при этом по ним доначислены «затратные» налоги, фирма может безболезненно для себя последовать рекомендациям Минфина России. Если же налог на прибыль платился, но в ходе проверки он также был доначислен наряду с другими налогами, все зависит от суммы доначислений последних. Если они незначительны, то предпочтительнее будет последовать советам ФНС России и подать уточненную декларацию по налогу на прибыль. А если они существенны, тогда имеет смысл затевать судебный спор и требовать от налоговиков учета таких сумм в рамках вынесенного решения. Это в свою очередь автоматически снизит суммы штрафа и пени по налогу на прибыль.
В любом случае, получив решение проверяющих, компания в своих возражениях, а затем и в апелляционной жалобе в вышестоящий орган должна указать на необходимость определения ее действительных налоговых обязательств по итогам проверки самими контролерами. А потом уже в зависимости от итогов такого досудебного разбирательства решать, подавать ли уточненную декларацию или перенести спор по данному вопросу в суд.
Отметим, если проверки были тематическими, т.е. в ходе их налог на прибыль вообще не проверялся, а контролю подвергались только некоторые «затратные» налоги, производить пересчет налоговой базы по налогу на прибыль инспекция действительно не обязана. Такая ситуация возникает, например, при проведении камеральных проверок деклараций по «затратным» налогам.
В этой ситуации компании, бесспорно, должны сами уточнить свои налоговые обязательства по налогу на прибыль одним из двух возможных способов.
Применяемый большинством арбитров подход является универсальным и в других похожих ситуациях, когда инспекция не учитывает взаимосвязь различных налогов и расходов. Например, достаточно распространенной является ситуация, когда проверяющие признают необоснованными затраты на ремонт основных средств, переквалифицируя их в реконструкцию или амортизацию (п. 2 ст. 257 НК РФ). В такой ситуации они исключают из расходов всю сумму затрат на ремонт, но забывают доначислить амортизацию. Однако это неверно. Судьи указывают: переквалификация инспекцией работ, проведенных с оборудованием, из ремонта в реконструкцию не влечет за собой необходимости автоматического исключения из состава расходов по налогу на прибыль за спорный период соответствующих затрат в полном объеме (Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2014 по делу N А40-127428/2010).
Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.
Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.
Доначисления по выездной проверке: как отразить в бухучете
-
Бизнес
-
Банки
-
ИП
-
система Платон
-
-
Бухгалтерский учет и отчетность
-
ККТ
-
Бухгалтерская отчетность
-
КБК
-
-
Кадры
-
Выплаты персоналу
-
Больничный лист
-
Декретный отпуск
-
Отпуск
-
-
Налоги
-
УСН
-
ЕНВД
-
ПСН
-
НДС
-
Страховые взносы ФСС
-
НДФЛ
-
Страховые взносы ПФР
-
6-НДФЛ
-
Проверки
-
-
Право
-
Штрафы
-
Все рубрики
Чтобы учесть убытки прошлых периодов при налогообложении прибыли, их нужно подтвердить
Налог на прибыль / 17:42 12 марта 2018
Передача продукции на хранение, неверно оформленная, признана реализацией
Налог на прибыль / 13:18 24 января 2017
Допросы свидетелей можно проводить в период приостановления налоговой проверки
Налоговые проверки / 14:46 11 октября 2016
Продажа имущества, не используемого в личных целях, включается в доход ИП в целях УСН
УСН / 12:37 19 сентября 2017
Переплата по налогу не отменяет налоговой ответственности
Налог на прибыль / 11:20 19 октября 2016
Льгота по уплате НДФЛ для подсобных хозяйств применяется не всегда
НДФЛ / 11:49 1 марта 2016
Доход от продажи квартиры облагается налогом по УСН, если она использовалась в деятельности ИП
УСН / 16:15 5 сентября 2017
При ЕНВД бытовые услуги должны оказываться физлицам
ЕНВД / 10:20 29 марта 2018
Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).
20 июня 2016 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации.
При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма. Письмо было отправлено 28 июня, шестой рабочий день приходится на 6 июля.
Отсчёт месячного срока начинается со следующего дня после вручения решения, то есть с 7 июля, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца – 6 августа.
Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу 7 августа 2016 года.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными. В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС России по субъекту РФ соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Окончание примера 1
Поскольку решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 6 июля, то он вправе подать апелляционную жалобу, воспользовавшись каналами телекоммуникационной связи, до 24 часов 6 августа 2016 года (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание. Решение по итогам налоговой проверки, которое ещё не вступило в силу, налогоплательщик вправе не выполнять. В то же время он может добровольно исполнить это решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).
Примечание. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Примечание. Налогоплательщик на законном основании может отсрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. При этом у него есть возможность выбора, когда и в каком объёме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.
Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учёте в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговиков, приведёнными в решении по выездной проверке.
Доначисление НДС за прошлые периоды
Примечание. НК РФ не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточнённую налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.
В случае же дальнейшего обжалования вступившего в силу решения налогового органа в судебном порядке разница между доначисленной по результатам налоговой проверки суммой указанных налогов и изменённой на основании судебного акта суммой налогов финансисты настоятельно рекомендуют включить в состав внереализационных доходов (расходов, связанных с производством и реализацией) на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Доначисленные суммы НДС, по мнению чиновников, не могут быть учтены в расходах при исчислении налога на прибыль.
Отдельные арбитражные суды не соглашаются с такой позицией налоговиков. Так, судьями АС Волго-Вятского округа рассматривалась кассационная жалоба инспекции ФНС России на решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции. Налогоплательщик, по мнению фискалов, необоснованно увеличил расходы по налогу на прибыль на сумму уплаченного НДС, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки по решению инспекции.
Налог на добавленную стоимость — камень преткновения в любой выездной налоговой проверке. Доначислений удается избежать немногим, так же как и начисления пеней и штрафов. Хорошо, что налогоплательщики имеют право выбора сроков и объемов исполнения решений налоговиков. Здесь есть два возможных варианта развития событий:
При полном согласии налогоплательщика с решением фискальных органов, достаточно просто оплатить выставленные суммы и отразить их в бухгалтерском учете днем вступления в силу решения по проверке.
Если же решение налоговиков проверяемого не удовлетворило, можно и нужно оспаривать его любыми законными способами. Такими, как апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган и в арбитражный суд.
Как следует отражать в бухучете полученные в результате налоговой проверки доначисления НДС, пени и штрафы в каждом из возможных вариантов?
Решение окончательное
Итоговым заключением в решении, выдаваемом налоговиками, налогоплательщику может быть предложено:
• Выплатить недоимку по НДС, пени и штрафы.
• Внести исправления в бухгалтерские и налоговые документы, а при необходимости и в отчетность.
• Исполнение же решения до момента его официального вступления в силу — процесс добровольный, а не принудительный.
Сроки вступления в силу решения по проверке
Все ответы относительно сроков вступления в силу решения по налоговой проверке, прописаны в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса. Согласно документу, на это требуется один месяц со дня, следующего за днем его вручения налогоплательщику. Правда, этот порядок действует только в том случае, если разногласий между проверяемым и проверяющими нет.
Как отразить в учете сумму НДС, доначисленную организации по результатам выездной налоговой проверки в связи с неправомерным принятием к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением установленных законодательством требований? Внести исправления в эти счета- фактуры не представляется возможным.
В июне 2009 г. по результатам выездной налоговой проверки установлено занижение организацией подлежащего уплате в бюджет НДС за III квартал 2006 г. на сумму 36 000 руб. В следующем месяце доначисленную сумму НДС организация заплатила в бюджет.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Бухгалтерский учет
Согласно абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, в случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.
В данном случае занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в 2006 г., выявлено в 2009 г. по итогам выездной налоговой проверки, поэтому сумма доначисленного НДС отражается в бухгалтерском учете на дату получения акта налоговой проверки.
По результатам проверки может возникнуть необходимость внести исправления в первичные учетные документы. Так, может потребоваться исправление авансового отчета, если налоговый орган не принял к учету часть указанных в нем сумм.
Однако надо отметить, что требование налогового органа внести изменения в учет довольно редко касается первичных документов — ведь в большинстве случаев проверяющие просто не принимают к учету документы, которые оформлены с нарушениями.
В то же время ничто не мешает налогоплательщику самостоятельно исправить или восстановить первичные документы, которые не были приняты налоговым органом. Например, на тот случай, если документы понадобятся в ходе проверок по другим налогам за тот же период.
Если налогоплательщик соглашается с результатами проверки, ему следует отразить их в учетных регистрах.
I. Прежде всего возникает вопрос, как отразить начисление и уплату недоимки, пени и (или) штрафа в бухгалтерском учете.
Приведем некоторые типовые проводки (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Вид операции | |
Вид платежа | Проводка |
Дебет | Кредит |
Начисление | |
Недоимка по налогу на прибыль, налогу при УСН, ЕНВД, ЕСХН | |
Недоимка по НДС с реализации | 91-2 (90-3) |
Недоимка по НДС в связи с неправомерным вычетом | Шаг 1. СТОРНО на сумму НДС, неправомерно принятого к вычету |
Шаг 2. Списана сумма НДС, неправомерно принятого к вычету | 91-2 (01, 04, 10, 20, 40, 43, 44, 90-2) |
Недоимка по налогу на имущество, земельному, транспортному, водному налогам | 91-2 |
Недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование | |
Пени и штрафы | 68 (69) |
Удержание | |
Недоимка по НДФЛ | |
Перечисление | |
Недоимка, пени, штраф |
Счет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») используется в случае доначисления НДС с реализации прошлых лет, счет 90 «Продажи» (субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость») — в случае доначисления НДС с реализации текущего года.
[1]
Итак, штрафы и пени, как мы уже выяснили, к налоговым расходам не относятся. Также нельзя учесть в расходах доначисленный налог на прибыль.
С другими налогами придерживайтесь такого порядка.
На затраты можно списать налог на имущество, транспортный и земельный налоги (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
НДФЛ к расходам не относят, его нужно удержать из доходов физлица. Если это не возможно, нужно сообщить об этом в инспекцию и работнику (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Самая запутанная ситуация с учетом доначисления НДС. Вот нюансы:
- если занижена реализация, доначисленный НДС отнести в расходы нельзя (п. 19 ст. 270 НК РФ);
- если был снят НДС-вычет, то включить его сумму в расходы нельзя, кроме случая, когда отказ получен в вычете НДС, относящегося к необлагаемым операциям (эту сумму можно отнести на расходы текущего периода или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ));
- если доначислен налог, который нужно восстановить, то в расходы можно включить только НДС по товарам (работам, услугам), которые фирма начала использовать для необлагаемых операций, или в случае получения субсидии на возмещение затрат с учетом НДС (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Прежде всего, надо понимать, какие формы налогового контроля бывают. Их всего две:
1учет налогоплательщиков;
2проверки.
В свою очередь проверки тоже отличаются:
2.1 налоговые:
●камеральные налоговые проверки (КНП) (ст. 88 НК РФ);
●выездные налоговые проверки (ВНП) (ст. 89 НК РФ).
2.2 неналоговые:
●налоговый мониторинг (разд. V2, гл. 14.7, ст. 105.26 НК РФ);
●контроль за трансфертным ценообразованием (контролируемые сделки) (гл. 14.6 НК РФ).
В большинстве случаев доначисление налогов происходит именно по результатам проверки, какая именно проверка проводилась – выездная или камеральная — не имеет значения.
Доначисления налогов имеют основания. Причины могут быть следующие:
●занижение реальной прибыли;
●завышение расходов;
●неверное отражение сумм в декларациях;
●неуплата или неполная уплата сумм налога;
●необоснованное получение налоговой выгоды.
Размер выручки, заработной платы, реальных расходов налоговый орган может определить на основании любых сведений, а не только документов бухгалтерского и налогового учета.
Есть очень интересный Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», который содержит важную информацию для предпринимателя. Соблюдение указанных требований позволит избежать риска доначислений.
К доначислениям могут привести и другие действия:
●перевод сотрудников на ИП;
●занижение доходов, путем составления формального документооборота с подконтрольной организацией;
●нарушение правил учёта доходов и расходов;
●непредоставление документов по требованию;
●нарушение правил работы с кассовой техникой;
●невыполнение обязанностей налогового агента.
В слове в безударном положении пишется та же буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением, например:
- о́сЕнь — проверочное слово «осе́нний»;
- кОвёр — проверочное слово «ко́врик»;
- пИсьмо́ — проверочное слово «пи́сьменный».
Попытаемся подобрать проверочное слово к нему среди родственных лексем в надежде, что в каком-то из них ударение прояснит нам написание безударных гласных:
- отрази́ть
- отрази́ться
- отрази́тель
- отража́ть
- отража́ться
- отража́емость
- отража́тель.
В поисках проверочного слова перейдем к формам глаголов «отразить», «отражать»:
- отража́ясь
- отражённый
- отража́емый
- отража́ющий и т. п.
Как видите, в родственных словах и их формах безударные гласные звуки в корне слова так и остались в слабой позиции — без ударения.
Следовательно, о написании слова «отражение» и всех однокоренных слов и форм следует справляться в словаре.
В современном русском языке существительное «отражение» — словарное слово.
В тихом зеркале озера было видно четкое отраже́ние облаков и деревьев, растущих у берега.
Можно понять, почему это слово пишется именно так, а не иначе, обратившись к его происхождению.
Предъявленные компании штрафы и пени, в отличие от недоимки, не являются бухгалтерской ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010). Их следует признавать новой информацией и отражать в учете по общим правилам, которые установлены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Недоимку по налогу нужно отражать по тем же правилам, по которым компания исправляет ошибки в бухучете (ПБУ 22/2010).
Если недоимка относится к текущему году, то доначислить налог в учете нужно стандартными проводками — так, как вы обычно отражаете начисление налога. Например:
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС на реализацию товаров, работ или услуг.
Возможно, налоговики выявили ошибки за 2014 год и отчетность за этот период еще не подписана. Тогда проводки нужно сделать декабрем прошлого года.
Если руководитель подписал годовую отчетность, то порядок учета зависит от существенности недоимки.
Критерии, по которым ошибка относится к существенным, компании обычно устанавливают в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Малые предприятия вправе любые недочеты исправлять как несущественные (п. 9 ПБУ 22/2010).
Несущественную недоимку отразите записями текущего периода в корреспонденции со счетом 91. Например:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
— доначислен налог на имущество.
Допустим, сумма налога существенна. Тогда проводки в текущем периоде сделайте в корреспонденции со счетом 84:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС.
Пени и штрафы независимо от их существенности учитывайте проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Пени и штрафы»
— начислены пени и штрафы.
Суммы недоимки, пеней и штрафов, начисленные в результате ревизии, учитывайте на дату вступления в силу решения налогового органа. Напомним, что решение по проверке вступает в силу через месяц после получения его компанией (п. 9 ст. 101 НК РФ).