НДС при аренде недвижимости
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС при аренде недвижимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
А началось все с выездной налоговой проверки некоего гражданина З., которая закончилась для него совсем не радостно. Его привлекли к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата НДС; штраф составил 486 628 руб.) и ст. 119 НК РФ (непредставление в установленный срок деклараций по НДС; штраф составил 729 942 руб.). Кроме того, З. предложено уплатить недоимку по налогу (2 433 140 руб.), а также пени за несвоевременную уплату НДС (608 050 руб.). В общем, довольно внушительная сумма!
Основанием для доначисления НДС послужил вывод инспекции о получении З. дохода от осуществления предпринимательской деятельности по сдаче объектов недвижимого имущества в аренду. (Действительно, З. являлся арендодателем принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества. Арендатором выступало юридическое лицо, использующее объект в производственной деятельности. Цель сдачи помещений в аренду – систематическое получение прибыли.)
Поскольку НК РФ не предусмотрено специального определения понятия «предпринимательская деятельность», оно (с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ) используется в законодательстве о налогах и сборах в значении, определенном ГК РФ (Письмо Минфина России от 14.12.2018 № 03-02-08/91847).
А коли есть предпринимательская деятельность, новоиспеченный плательщик НДС (ст. 143 НК РФ) обязан исчислять и уплачивать этот налог в отношении рассматриваемых операций (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Определяя размер недоимки, налоговый орган руководствовался положениями п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ: НДС был исчислен по ставке 18 % от согласованной с арендатором арендной платы (то есть определен в дополнение к установленной арендной плате). Причем суд, куда обратился З., пытаясь обжаловать подход контролеров (в части начисления недоимки, соответствующих сумм пеней и штрафов), оказался на стороне последних. Все три инстанции!
Признавая правомерным избранный инспекцией порядок расчета, суд исходили из того, что в договорах аренды отсутствовало
упоминание о включении налога в согласованную сторонами арендную плату, а платежки на ее перечисление содержали указание: «Без НДС». Поскольку включение налога в арендную плату не следовало ни из договоров, ни из обстоятельств, предшествующих их заключению, суды отметили: в данном случае налог не может исчисляться по расчетной ставке 18/118. При этом они сослались на разъяснения, данные в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33:
-
по смыслу положений п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ предъявляемая покупателю сумма налога должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой;
-
бремя обеспечения выполнения требований ст. 168 НК РФ лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС по итогам соответствующего налогового периода;
-
если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму НДС и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю сумма налога выделяется продавцом из указанной в договоре цены.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу: налогообложение в рассматриваемом случае правомерно произведено налоговым органом по налоговой ставке 18 % (Постановление АС ПО от 14.06.2018 № Ф06-32878/2018 по делу № А12-36108/2017).
Арендодатель-физлицо признан предпринимателем: ВС РФ уточнил, как считать НДС
Но коммерсант (уже зарегистрированный ИП) не сдавался – он подал кассационную жалобу в Верховный суд. И не напрасно!
Высшие судьи указали на моменты, которые не были приняты во внимание судами.
Во-первых, необходимо учитывать, что по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Во-вторых, при совершении налогооблагаемых операций сумма НДС определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами по оплате реализации (п. 2 ст. 153 и пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). При этом исчисленная сумма НДС предъявляется продавцом к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).
По общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателей. Уплачиваемое (подлежащее уплате) покупателями встречное предоставление за реализованные им товары (работ, услуги) является экономическим источником для взимания данного налога.
Из этого вытекает, что при реализации товаров (работ, услуг) покупателям НДС не может исчисляться в сумме, которая не соответствовала бы реально сформированной цене и не могла быть полностью предъявлена к уплате покупателями в ее составе, что по существу означало бы взимание налога без переложения на потребителя, за счет иного экономического источника – собственного имущества хозяйствующего субъекта (продавца).
Судебная практика, сформированная в период действия Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и начала действия гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, признавала, что продавец вправе взыскать с покупателя не уплаченные при расчетах за реализованный товар суммы, составляющие НДС, если при указании договорной цены стороны не сделали оговорку о включении НДС в соответствующую сумму, независимо от наличия в договоре условия о возможности увеличении цены.
Пленум ВАС в п. 17 Постановления № 33 занял иную позицию: бремя надлежащего учета сумм НДС при определении окончательного размера указанной в договоре цены, ее выделения в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой лежит только на продавце как налогоплательщике. Соответственно, в тех случаях, когда соотношение договорной цены и суммы НДС прямо не определено в договоре (не может быть установлено по обстоятельствам, предшествующим заключению договора, или иным условиям договора), по общему правилу предъявляемая покупателю сумма налога выделяется продавцом из указанной в договоре цены расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). Увеличение цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается судебной практикой в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора в соответствии со ст. 421 ГК РФ либо предусмотрена нормативными правовыми актами.
Как было отмечено выше, в договорах аренды плата за пользование помещениями установлена без выделения в ней сумм НДС; не выделялся налог и в расчетных документах, платежных поручениях арендатора. Причем данный факт является следствием того, что при заключении договоров З. не рассматривал себя в качестве плательщика НДС и не предполагал необходимость учета данного налога при определении окончательного размера арендной платы, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения арендной платы в случае возникновения необходимости предъявления налога. Напротив, в материалах дела имеется письмо арендатора (ООО), что тот не согласен на увеличение арендной платы в связи с доначислением НДС коммерсанту.
Таким образом, в отношениях сторон цена услуг окончательно сформирована в тех размерах, которые указаны в договорах аренды вне зависимости от того, признавался бы коммерсант плательщиком НДС на момент заключения договоров или нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы.
В результате Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. Налоговый орган должен был исчислить налог по ставке 18/118. С учетом сделанных выводов дело направлено на новое рассмотрение.
Стоит также отметить, что данное дело ФНС включила в обзор решений ВС РФ и КС РФ по налоговым делам за IV квартал 2018 года.
Арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264и НК РФ).
Они учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям пункту 1 статьи 252 Налогового окдекса. То есть указанные расходы должны быть экономически оправданы, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.
При применении метода начисления датой осуществления расходов в виде арендных платежей признается одна из дат (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последнее число отчетного периода.
Компания может выбрать один из трех вариантов и закрепить его в учетной политике.
Для целей налогообложения сдача имущества в аренду является оказанием услуг, т.к. результаты такой деятельности не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Таким образом, если стороны заключили договор аренды и подписали акт приема-передачи предмета аренды, то это значит, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора. И у их есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль: у арендодателя – сумм доходов от реализации такой услуги, а у арендатора – расходов в связи с потреблением услуги.
Глава 34 ГК РФ, регулирующая правоотношения по договору аренды, не требует ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей. Если только их составление прямо не предусмотрено договором аренды
Сделаем вывод. Для подтверждения расходов на аренду помещения необходимы следующие документы:
- договор, составленный в соответствии с гражданским законодательством;
- акт приемки-передачи имущества;
- платежные документы, подтверждающие факт уплаты арендных платежей.
Арендные платежи: расходы и НДС-вычет
Имущество поступило в аренду на 12 месяцев, арендные платежи составляют 118 000 руб. в месяц (100 000 руб. — стоимость без учета налога и 18 000 руб. — НДС по ставке 18 %). За весь срок пользования арендатор должен уплатить 1 416 000 руб. с учетом НДС. |
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.
На сумму арендной платы арендодатель обязан выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). НДС с арендной платы принимается к вычету на последнее число каждого месяца аренды на основании счета-фактуры арендодателя (п. 1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 05.06.2018 № 03-07-09/38397).
До вступления в силу Стандарта «Аренда» арендатор по мере предъявления счетов-фактур арендодателем (ежемесячно или с другой периодичностью, закрепленной в договоре аренды) отражал в бухгалтерском учете следующие записи:
Дебет 2 109 ХХ 224 Кредит 2 302 24 730
— отнесена на расходы сумма арендной платы без НДС в размере 100 000 руб. (п. 128 Инструкции № 174н).
Дебет 2 210 12 560 Кредит 2 302 24 730
— выделен НДС по ставке 18 % от суммы арендной платы, «предъявленный учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам» в размере 18 000 руб. (п. 112 Инструкции № 174н).
С вступлением в силу Стандарта «Аренда» вся сумма арендных платежей, включая НДС, за весь срок пользования имуществом отражается по дебету счета 111 40 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом» (302 29 «Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами») при первоначальном признании объекта учета операционной аренды — права пользования активом (п. 20 Стандарта «Аренда», п. 67.3 Инструкции № 174н). Затем ежемесячно осуществляется начисление амортизации права пользования (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате (п. 21 Стандарта «Аренда», п. 26 Инструкции № 174н).
В момент принятия к учету права пользования имуществом и кредиторской задолженности арендатора в сумме договора аренды некорректно принимать к вычету НДС со стоимости договора аренды, поскольку услуги аренды еще не оказаны, НДС не предъявлен арендодателем. Поэтому согласно части III.1 и пункту 2 части III.2 Методических указаний по применению Стандарта «Аренда» на счете 111 40 право пользования активом отражается с учетом НДС.
Согласно пункту 21 Стандарта «Аренда» начисление амортизации — признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации, — осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 начисление амортизации на права пользования активами отражается регламентным документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА:
- БГУ 1 — пункт Расчеты — Аренда главного меню программы;
- БГУ 2 — раздел ОС, НМА, НПА — Права пользования; раздел Услуги, работы, производство — Долгосрочные договоры, аренда (см. рис. 1).
Написать комментарий
- Налоговый агент по НДС в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
- Принятие к учету арендованного имущества
- Перечисление аванса арендодателю
- Выставление счета-фактуры в качестве налогового агента
- Отражение в учете услуг по аренде
- Уплата НДС в бюджет налоговым агентом
- Принятие НДС к вычету налоговым агентом
Все нормы права, которые касаются восстановления НДС с недвижимого имущества, сосредоточены в нескольких статьях Налогового кодекса. Согласно пункту 3 статьи 170, налог должен быть восстановлен тогда, когда имущество перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности. По недвижимости применяется специальный порядок восстановления, правила которого описаны в пункте 6 статьи 171 и в статье 171.1 НК РФ. Согласно этим правилам, НДС с недвижимости восстанавливается не единовременно, а в особом порядке на протяжении 10 лет.
Надо отметить, что указанные нормы Кодекса действуют с начала 2015 года. Но это не значит, что особый порядок восстановления НДС с недвижимого имущества применяется с этого времени. Ранее аналогичные нормы были прописаны в старой редакции пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса. Сегодня эта норма закона содержит положение о принятии к вычету входного НДС, который предъявлен подрядчиками, застройщиками или техническими заказчиками при капстроительстве незавершенных объектов.
Еще одна норма, которая регулирует принятие НДС по недвижимости к вычету — пункт 2 статьи 170 Кодекса. Она гласит, что входной НДС по приобретенному имуществу, в том числе недвижимому, которое применяется в необлагаемой НДС деятельности, вычету не подлежит, а включается в его стоимость.
Бывает, что имущество применяется компанией как в облагаемой, так и в необлагаемой НДС деятельности. В этом случае на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ, в отношении суммы входного налога действуют следующие правила:
- она учитывается в стоимости имущества, которое используется для осуществления необлагаемых операций;
- она принимается к вычету по недвижимости, применяемой в облагаемых операциях;
- она принимается к вычету либо включается в стоимость самого имущества в той пропорции, в которой оно участвует в осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.
В зависимости от условий договора, сумма вознаграждения, выплачиваемая арендодателю, может быть как постоянной, так и переменной. В случае, если Вы передаете в аренду небольшое помещение (например, 1 кв. м. от общей площади под размещение банкомата), то в договоре имеет смысл установить фиксированную сумму аренды. Арендная плата в таком случае считается постоянной.
Если Вы передаете в аренду помещение с большой площадью, при этом арендатор использует его под магазин (банк, представительство и т.п.), то сумму аренды целесообразно рассчитывать исходя из 2-х показателей:
- непосредственно арендной платы;
- стоимости коммунально-эксплуатационных услуг, которые использовал арендатор в течение отчетного периода.
Последний показатель может быть зафиксирован в договоре по среднему значению и приплюсован к сумме арендной платы. В таком случае, арендные платежи от пользователя помещения будут поступать к Вам в виде постоянной суммы (аналогично примеру выше).
Если средний показатель коммунальных платежей рассчитать невозможно (к примеру, в помещении периодически ведутся строительные работы), то к размеру арендной платы стоит добавить переменный показатель. Он будет рассчитываться исходя из фактически использованных арендатором ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, услуг водоснабжения и водоотведения и т.п.).
Разберем условия налогообложения НДС по каждому случаю:
- Допустим, Вы передали недвижимость в аренду по договору, согласно которому установлена фиксированная плата и прописан НДС. В таком случае счета-фактуры необходимо выставлять ежемесячно (ежеквартально) в той сумме, что указано в договоре, в учете – начислять НДС и перечислять в бюджет. Арендодатель будет принимать к вычету сумму НДС по счету-фактуре.
- Представим, что плата за аренду помещения состоит из 2-х частей, одна из которых – возмещение коммунальных платежей. В данной ситуации Вы предъявляете арендодателю всю сумму коммунальных платежей с учетом НДС + непосредственно арендную плату. Со своей стороны Вы можете принять к вычету НДС от поставщиков электро-, теплоэнергии и прочих коммунальных услуг. Основания для вычета в Вашем случае следующие: Вы обязаны передать арендатору помещение в состоянии, пригодном к эксплуатации. Для этого Вами заключены договора с коммунальными службами, подведены необходимые коммуникации. То есть стоимость коммунальных услуг – расходы, необходимые для передачи помещения в аренду, следовательно, сумму НДС по ним можно принять к вычету.
Сегодня нередки случаи, когда фирма-нерезидент передает в пользование на платной основе имущество (недвижимость) в РФ, которым владеет на правах собственников. При этом нерезидент обязан зарегистрироваться в налоговом органе для уплаты налога на имущества. Возникает ли у иностранной компании в данном случае обязательство по уплате НДС? Это зависит от ряда факторов, подробнее о которых – в таблице ниже.
Ситуация | Описание |
Нерезидент передает в аренду помещение на нерегулярной основе | Если установлено, что передача в аренду недвижимости носит нерегулярный характер, то такая деятельность НДС не облагается. Оплачивать НДС должен арендатор, который в данной ситуации выступает налоговым агентом компании-нерезидента. |
Нерезидент сдает недвижимость на систематической основе | Нерезидент самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС тогда, когда передает имущество в лизинг регулярно. В таком случае деятельность иностранной компании признается предпринимательской. |
Деятельность нерезидента образует представительство в РФ | Допустим, иностранная фирма приобрела в собственность несколько помещений в РФ, открыла представительство на территории РФ и осуществляет сдачу имущества в аренду. В такой ситуации нерезидент регистрируется в ФНС и признается не только плательщиком налога на имущество, но и налога на прибыль и НДС в общем порядке. |
Достаточно часто предприниматели и организации-юрлица размещают торговые точки (например, киоски по продаже канцтоваров) в зданиях государственной администрации, налоговой инспекции и прочих органах государственной и муниципальной власти. В связи с этим хозяйствующий субъект берет в аренду часть помещения, которое находится в госсобственности. О том, как исчислить НДС в данном случае, расскажем ниже.
Допустим, Ваша организация оказывает банковские услуги, в связи с чем Вы арендуете помещение площадью 5 кв. м в здании муниципалитета для размещения кассы банка. Кто (Вы или госорган) должен перечислять сумму НДС в бюджет? Согласно НК, в случае, если арендодателем по договору выступает государство, то НДС по операции должен перечислить пользователь помещения, то есть арендатор. Однако на практике применяют следующую схему: договор аренду заключают не с собственником, а с балансодержателем.
Особенности исчисления НДС при аренде
Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?
Ответ: В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.
Вопрос: В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?
Ответ: «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.
Вопрос: В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?
Ответ: Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.
При заключении договора аренды расходы на коммунальное обслуживание помещений не включаются в арендную плату, а компенсируются отдельно. Точка зрения ФНС России по этому вопросу не изменилась. Поскольку арендатор не оказывает данные услуги, объект налогообложения НДС отсутствует (п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому компенсацию арендодатель не учитывает при определении базы по НДС и не выставляет на данную сумму счет-фактуру.
Соответственно, с части коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель не примет к вычету налог по счетам-фактурам, которые выставлены коммунальными службами. Следовательно, в данной ситуации у арендатора отсутствует право на вычет сумм НДС, перечисленных им арендодателю в составе суммы компенсации на возмещение затрат арендодателя за фактическое количество потребленных арендатором коммунальных услуг.
Налоговое ведомство основывает свою точку зрения на двух ранее опубликованных Письмах — от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@.
Судебная практика. Арбитражный суд поддерживает позицию налогового ведомства. Подтверждением тому является Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2011 по делу N А56-50275/2010.
Возможен также вариант договорных отношений между арендатором и арендодателем, когда последний оказывает услуги по предоставлению в аренду помещений и одновременно — услуги по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационные услуги. Такие услуги могут оказываться и на основе отдельно составленного договора по обслуживанию (эксплуатации) арендованного помещения (имущества).
Существует самый простой и распространенный способ оплаты арендодателю оказанных коммунальных услуг — включение их в состав арендной платы как фиксированной суммы (без отдельного их выделения). Причем он вызывает меньше всего споров с налоговыми органами.
Арендная плата с учетом коммунальных услуг является доходом арендодателя. Он должен исчислить НДС со всей суммы, включая коммунальные услуги, и выставить в общеустановленном порядке счет-фактуру.
Суммы НДС, предъявленные поставщиками коммунальных услуг, принимаются арендодателем к вычету в общеустановленном порядке на основе ст. ст. 171 и 172 НК РФ, поскольку приобретаются для операций, облагаемых НДС.
Арендатор же, получив счет-фактуру на размер арендной платы, включая коммунальные платежи, вправе принять к вычету всю сумму НДС, относящуюся к арендной плате. В том числе и по коммунальным услугам.
Итак, за исключением случая прямых расчетов арендатора с коммунальщиками единственным возможным автором требуемого счета-фактуры является арендодатель. Рассмотрим случай, когда собственник помещения выставляет документ на коммунальные услуги от своего имени. Насколько это правомерно?
Если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставил от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета
Увы, точка зрения ведомственных специалистов по данному вопросу на сегодня малоутешительна. Так, финансисты в письме от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52 со ссылкой на постановления ВАС РФ отмечают, что реализация электроэнергии владельцем помещения арендатору невозможна. По той простой причине, что последний сам является абонентом энергоснабжающей организации и соответственно никак не может выступать в роли энергоснабженца для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99). Арендатор же не может быть признан абонентом, поскольку объект, потребляющий энергию, находится не на его балансе (постановление ВАС РФ от 8 декабря 1998 г. № 5905/98). А раз нет факта реализации в целях НДС, то и сам налог на передачу электроэнергии начислять не нужно. Значит, невозможно и выставление соответствующего счета-фактуры. Приведенные выводы Минфин распространил и на прочие коммунальные услуги в письме от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39. А немного позднее Федеральная налоговая служба придала этим разъяснениям статус официальной позиции обоих ведомств, направив для использования в работе всем подотчетным налоговым инспекциям (письмо ФНС России от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340).
Итак, если счет-фактуру на коммунальные услуги арендодатель перевыставит от своего имени, арендатор не вправе использовать такой документ как основание для НДС-вычета. Ведь указание собственника помещения в качестве продавца коммунальных благ не соответствует реальной хозяйственной ситуации.
Подобным образом не возникает объекта реализации и в том случае, когда по условиям договора арендатор лишь компенсирует арендодателю затраты на коммуналку. Ведь в данном случае речь идет о возмещении расходов, а не о продаже услуг. Значит, НДС-объект отсутствует. Как и обязанность арендодателя по выставлению счета-фактуры. Ну а без этого документа рассчитывать на вычет НДС, предъявленного в составе компенсации, арендатору не приходится (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39).
Аренда государственного и муниципального имущества — порядок исчисления НДС
Отдельного внимания заслуживает вариант, при котором арендодатель выступает в роли посредника (ст. 1005 ГК РФ). То есть стороны заключают отдельное соглашение или указывают непосредственно в арендном контракте, что собственник помещения (агент) по заданию арендатора (принципала) приобретает за его счет, но от своего имени коммунальные услуги у снабжающих организаций.
При таком подходе у арендодателя, без сомнений, есть все основания перевыставлять счета-фактуры, полученные от коммунальщиков, арендатору. Соответственно последний сможет беспрепятственно применить НДС-вычет по затратам на коммуналку после принятия данных услуг к учету.
Здесь единственной проблемой на пути к вычету может быть претензия инспекторов к самой правомерности посреднических отношений в данном случае. К сожалению, ни официальной позиции, ни арбитражной практики по применению описанного способа на сегодня нет. Поэтому сторонам арендного договора, которые решают использовать подобную конструкцию правоотношений, не помешает иметь в виду налоговые риски по прибыли и НДС.
Собственник помещения может выставить коммунальный счет-фактуру от своего имени, если приобретает услуги у снабжающих организаций в качестве посредника по агентскому договору для арендатора-принципала
Рассмотрев большую часть способов оформления коммунальных расчетов при аренде помещений, можно констатировать, что их использование не слишком выгодно арендатору в налоговом смысле. Либо грозит вполне обоснованными претензиями со стороны инспекторов.
Впрочем, отчаиваться и прощаться с НДС-вычетом по коммуналке арендатору все же не стоит. Важно помнить, что все озвученные выводы относятся к случаю, когда коммунальные платежи он компенсирует сверх суммы арендной платы. Таким образом, в поиске подходящего во всех смыслах варианта мы вновь неизбежно приходим к способу учета коммуналки в составе арендной платы. Ведь для вычета коммунального НДС у арендатора он так же благоприятен, как для учета соответствующих затрат в его налоговых расходах.
Итак, по условиям арендного договора в сумму ежемесячной платы за помещение входит стоимость коммунальных услуг, которые потребляет непосредственно арендатор. Организовать это можно двумя способами.
Коммуналку можно включить в арендные платежи фиксированной суммой. Арендодатель при этом рассчитывает желаемый размер компенсации на основании действующих тарифов и предполагаемого объема потребления арендатором коммунальных услуг. Делает это он, как правило, с учетом сезонных изменений тарифов, то есть вычисляя среднюю за год величину ежемесячного платежа.
Правда, упоминать в договоре о коммунальных расходах в данном случае не стоит. На их расчетную стоимость нужно просто увеличить сумму арендной платы и зафиксировать в контракте с арендатором полученную величину. Именно она должна фигурировать в счете-фактуре, который собственник помещения будет выставлять арендатору по итогам месяца. При таком подходе арендатор сможет принять к вычету весь НДС, предъявленный владельцем недвижимости (как обычный «входной» налог, начисляемый на сумму арендной платы).
Другое дело, что арендодатель не всегда четко представляет себе сумму коммуналки, которую хотел бы видеть возмещенной. Ведь невозможно заранее определить точный объем услуг, который потребуется арендатору. Поэтому некоторые собственники предпочитают делать расчет по факту реального потребления услуг. Для таких случаев больше подходит следующий вариант учета коммунальных затрат в составе арендной платы.
При использовании другого способа арендную плату в договоре изначально устанавливают в двух частях – основной и дополнительной. Первая является постоянной величиной, это ежемесячная плата непосредственно за пользование помещением. Вторая изменяется каждый месяц и отражает стоимость реально потребленных арендатором коммунальных услуг. Напомним, что данный вариант установления арендной платы как определяемой величины абсолютно законен, поскольку механизм ее расчета останется неизменным в течение всего срока действия договора (см. п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).
Оптимальные налоговые последствия арендатору обеспечит вариант, согласно которому коммуналка включена в сумму арендной платы в виде переменной составляющей
Описанный способ приведет к тем же налоговым последствиям, что и предыдущий. Заметим, что финансисты в письме от 19 сентября 2006 г. № 03-06-01-04/175 не только признали за арендатором право на коммунальный НДС-вычет в данной ситуации, но и подсказали, каким образом должен быть оформлен счет-фактура, чтобы правомерность вычета не вызывала никаких вопросов. По мнению Минфина, к коммуналке как переменной части арендного платежа применимы те же правила налогообложения, что и к обычной плате за пользование помещением. То есть она облагается налогом на добавленную стоимость как составляющая услуги по аренде. А значит, нет проблем с НДС-вычетом при наличии правильного счета-фактуры. Такого, в котором коммунальные услуги не выделены и никак не обозначены, а налог предъявлен с общей суммы комбинированного арендного платежа.
При использовании данного способа следует обратить внимание еще на один существенный момент. Как правило, документы на оказанные услуги от коммунальщиков поступают с некоторым опозданием, уже в следующем месяце. Поэтому если арендная плата за текущий месяц вносится в его первых числах, то у арендодателя не будет возможности рассчитать в срок переменную составляющую платежа. Таким образом, коммунальная часть будет входить в его состав с опозданием на месяц. Чтобы полностью обезопасить себя от претензий инспекторов, этот факт можно зафиксировать в арендном договоре.
Налоговый агент по НДС в 1С 8.3 — аренда муниципального имущества
Что возможно предпринять сейчас, чтобы избежать споров с налоговыми органами по вопросу уплаты НДС от сдачи в аренду нежилой недвижимости? Физическим лицам, сдающим недвижимость в аренду и не являющимся индивидуальными предпринимателями, можно дать следующие рекомендации:
1) зарегистрироваться в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. С тем, чтобы не платить с дохода от аренды НДФЛ в размере 13%, подайте уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения по ставке 6% от полученного дохода. При этом стоит учитывать, что доходы от передачи имущественных прав на недвижимость не могут быть отражены в рамках налогового спецрежима НПД (самозанятые), исключением является аренда (наем) жилых помещений – об этом сказано в подпункте 2 части 2 статьи 4 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ;
2) если налоговый орган уже доначислил вам сумму НДС, но полученный доход не превышал 2 млн руб. за 3 месяца, то есть хорошие шансы «отбиться» от налоговых претензий по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ. Подспорьем в этом может служить Определение ВС РФ от 03.07.2018 N А70-907/2017.
В этом случае налогоплательщику предстоит борьба за признание его права на применение упрощенной системы налогообложения. Дело в том, что в Определении ВС РФ от 17 августа 2018 года N 70-КГ18-4 суд указывает, что, поскольку налоговый орган признал физическое лицо плательщиком НДС и возложил обязанность по уплате названного налога, налоговым органом ему должны предоставляться соответствующие права. В спорах с налоговиками также имеет смысл ссылаться на позицию Высшего Арбитражного Суда, высказанную в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33. Суд указал, что пропуск срока информирования налоговых органов о применении освобождения в порядке статьи 145 НК РФ не лишает налогоплательщика права применять освобождение от санкций за несвоевременное уведомление налоговых органов о применении права на освобождение от уплаты НДС.
Это в том числе означает, что налогоплательщик вправе воспользоваться своим правом перехода на упрощенную систему налогообложения на основании пункта 2 статьи 346.13 (вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ).
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Однако невыполнение этой обязанности (непредставление уведомления или нарушение срока его представления) не влечет за собой утрату права на переход на упрощенную систему налогообложения, что являлось бы несоразмерным последствием с точки зрения цели установления данного института. Об этом уже было сказано в Определении ВС РФ от 17 августа 2018 года N 70-КГ18-4.
Как разъясняется в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 года N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», по смыслу пункта 3 статьи 145 НК РФ налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение. А лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов. Аналогичная ситуация происходит и с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения: налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать налоговый режим «Упрощенная система налогообложения».
Таким образом, изменение статуса налогоплательщика с физического лица на индивидуального предпринимателя должно предоставлять налогоплательщику право на применение упрощенной системы налогообложения. Важно, что в таких случаях суды обращают внимание на то, что при переквалификации на налогоплательщика возлагаются не только новые обязанности, но и права, которые должны учитываться налоговыми органами.
При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Согласно НК РФ единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации — расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, поскольку при определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. При этом арендодатели дополнительно не рассчитывают сумму налога, ограничиваясь пометкой в договоре о том, что сумма арендной платы указана без НДС.
Действующим налоговым законодательством предусмотрено, что уплата НДС по операциям, которые признаются объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода. С 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.
Особых сроков уплаты НДС для арендаторов муниципального имущества не установлено, поэтому перечислять налог в бюджет они должны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Те же сроки установлены для представления в инспекцию налоговой декларации.
В случае если агент работает по специальному режиму налогообложения, за ним сохраняются обязательства по представлению в налоговый орган декларации по НДС.
Так, согласно письму Минфина от 13 мая 2009 г. № 03−07−11/135 пунктом 5 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют предусмотренные НК обязанности налоговых агентов, в том числе при исчислении и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость».
Никаких исключений для организаций, применяющих ЕНВД, также не предусмотрено (ст. 161 НК РФ). В гл. 26.3 НК РФ также нет специальных норм, касающихся исполнения (неисполнения) «вмененщиком» обязанностей налогового агента. В ней лишь говорится о том, что «вмененщик» не является плательщиком НДС в отношении деятельности, облагаемой единым налогом (п. 4 ст.164 НК РФ). К аналогичному выводу приходят и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. № Ф04−6501/2007 (38740-А27−42, ФАС Дальневосточного округа от
1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06−2/3857, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2006 г.
№ А21−716/2006).
Таким образом, налоговый агент вне зависимости от применяемого им налогового режима должен уплачивать НДС в бюджет (в момент выплаты арендной платы арендодателю) и представлять налоговую декларацию по этому налогу в срок не позднее 20-го числа, следующего за истекшим кварталом.
НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
В соответствии с п. 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС.
Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов, подтверждающих его уплату. Нормы НК РФ в их конституционно-правовой трактовке по этому основанию не противоречат Конституции и правовым позициям Конституционного суда.
Таким образом, арендатор, являющийся в силу п.3 ст. 161 НК РФ налоговым агентом, не обязан выставлять самому себе счета-фактуры, но при этом имеет право предъявить перечисленный в бюджет НДС к вычету на основании документов, подтверждающих уплату НДС. Этими документами являются, например, платежные поручения (при наличии первичных документов, подтверждающих наличие арендных правоотношений).
Стоит особо отметить, что «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут принять сумму налога, уплаченную ими в качестве налогового агента, в расходы при УСН. В п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен расход, уменьшающий налоговую базу по единому налогу, в виде сумм «налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и ст. 346.17 кодекса». Налоговые органы и Минфин России согласны с тем, что для целей налогообложения аренда является услугой исходя из определения самой услуги, приведенного в ст. 39 НК РФ. О том же, что арендная плата признается расходом при УСН, свидетельствует п.п. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Ответственность налоговых агентов установлена в ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ, где указано, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
При этом из положений ст. 24 НК РФ, в том числе ее пункта 4, следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу п. 4 ст. 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.
Смотрите также
- Сюжет: Налоговая практика
-
ФНС
- 2-НДФЛ
- Справка о доходах
- 6-НДФЛ
- Декларация по УСН (доходы-расходы)
- Декларация по УСН (доходы)
- Сведения о среднесписочной
- Декларация по НДС
- Декларация по ЕНВД
- Декларация по ЕСХН
- Единая (упрощенная) декларация
- Налог на прибыль
- Налог на имущество
- Расчет по страховым взносам
-
Бухгалтерская отчетность
- Форма 1. Баланс
- Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
-
ПФР
- СЗВ-СТАЖ
- СЗВ-КОРР
- СЗВ-ИСХ
- ОДВ-1
- СЗВ-М
- СЗВ-ТД
-
ФСС
- 4-ФСС
Чаще всего при переходе на дистанционную форму работы возникает вопрос, интересующий обе стороны: компенсация за
Можно ли закрывать ИП с долгами?
Закрытие ИП с долгами по налогам: как контрагенты будут взыскивать долги и почему ФНС отказывает в закрытии ИП.
Декларационная кампания 2021 года
Налогоплательщикам необходимо отчитаться о полученных в 2020 году доходах не позднее 30 апреля 2021 года. Налоговые декларации необходимо представлять в ФНС по месту своего учета.
Организация на УСН арендует муниципальное имущество (цена аренды включает в себя НДС).
Должна ли организация выставлять сама себе счет-фактуру с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества» и в какие сроки? Обязательно ли ведение журнала учета счетов-фактур, книги покупок, продаж? В какие сроки необходимо уплатить НДС в бюджет? Каков состав декларации по НДС с 2015 г., кроме титульного листа и раздела 2?
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Организации и предприниматели, применяющие УСН, не признаются именно налогоплательщиками НДС.
Арендаторы муниципального и госимущества признаются в связи с такой арендой не налогоплательщиками, а налоговыми агентами по НДС.
НДС с недвижимого имущества: принятие к вычету и восстановление
Т.е. уплата НДС в бюджет налоговым агентом при аренде должна осуществляться равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата в ИФНС производится:
- по месту нахождения организации или ИП (п. 3 ст. 174 НК РФ).
При оформлении платежного поручения на уплату НДС в бюджет в поле 101 «Статус составителя» заполняется код 02 «налоговый агент».
Заполненное платежное поручение на уплату НДС выглядит следующим образом.
Платежное поручение на уплату НДС налоговым агентом в бюджет формируется с помощью документа Платежное поручение вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса – Банк — Платежные поручения .
При этом необходимо правильно указать вид операции Уплата налога , тогда форма документа принимает вид для уплаты платежей в бюджетную систему РФ.
Быстрое формирование платежного поручения можно осуществить также с помощью Помощника уплаты налогов :
- через раздел Главное – Задачи – Список задач ;
- через раздел Банк и касса – Платежные поручения по кнопке Оплатить – Начисленные налоги и взносы .
После уплаты НДС в бюджет на основании выписки банка необходимо создать документ Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога. Документ можно создать на основании Платежного поручения по ссылке Ввести документ списания с расчетного счета . PDF
Основные данные перенесутся из документа Платежное поручение .
Либо его можно загрузить из программы Клиент-банк или напрямую из банка, если подключен сервис 1С:ДиректБанк.
Для расчета НДС сумма оплаты за временное пользование с учетом налога берется за налогооблагаемую базу. Если договор гласит, что в цену аренды включен НДС, то эта сумма и будет облагаться налогом по ставке 18/118.
Если в договоре указана цена аренды, не включая НДС, то налог накручивается на эту сумму и уплачивается за счет средств организации по ставке 18%. При этом расходы по оплате НДС не соотносятся с издержками по оплате налога.
Оплата НДС происходит в обязательном порядке за период, в котором он был начислен, не позднее 20-го числа последующего месяца. НДС уплачивается при общем и упрощенном режиме налогообложения с выпиской счета-фактуры в течение 5 дней с момента оплаты.
Если учтены услуги по аренде или арендатор сам себе выставил счет-фактуру, то арендатор, использующий общую систему налогообложения, может вычесть сумму уплаченного НДС в том периоде, в котором была произведена выплата за прошлый квартал. Если арендатор использует упрощенную схему налогообложения, то он может отнести на расходы сумму уплаченного НДС вместе с услугами по аренде.
Сумма НДС при временном пользовании государственным имуществом рассчитывается индивидуально по каждому объекту аренды по ставке, прописанной в Налоговом кодексе. Налоговым периодом признается 1 месяц. Обязательства по выплате НДС автоматически снимаются с организации, если она не платит за аренду имущества в течение налогового периода, равного календарному месяцу.
Сумма НДС должна отчисляться с бюджета одновременно с перечислением платы за временное пользование государственным имуществом арендодателю.
НДС при сдаче нежилых помещений физическим лицом
Теперь оказывается да, если он сдавал в аренду коммерческую недвижимость. Это сказано в определении Верховного суда № 16-КГ18-17.
Интересно, что гражданин должен был платить НДС, даже если он не регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и даже при том, что он платил 13%-ный налог с полученных доходов.
У жителя Волгограда в собственности было два коммерческих объекта недвижимости: торговый павильон и встроенное нежилое помещение в доме. Изначально он их сдавал организации ГУП “Волгофарм” под аптеки и получал за это ежемесячно аренду.
Истец заключил гражданско-правовые договоры аренды, и при этом платил с суммы своего дохода налог в 13% для физических лиц.
Одно помещение сдавалось в аренду с 2004 года, второе с 2005 года. А в 2017 года налоговая решила проверить собственника и решила, что он, фактически, осуществляет предпринимательскую деятельность и вдобавок не платит с неё налог. Налоговая доначислила 1,6 млн рублей НДС, ещё почти 400 тысяч рублей пеней за просрочку его уплаты, а также штраф в 329,2 тысяч рублей за нарушение налогового законодательства. Естественно, с такими суммами мужчина не согласился и пошёл разбираться в суд. Кстати, после всех судов (они длились довольно долго) гражданин уже должен был государству более 2,5 млн рублей.
Суд первой инстанции решил, что сдача в аренду имущества – это реализация собственником своего законного права на распоряжение таким имуществом, и в данном случае недостаточно признаков, чтобы деятельность считать предпринимательской.
Апелляция же встала на сторону налоговиков, а затем их поддержал и Верховный суд.
1. Потому что это предпринимательство.
В первую очередь, суд ссылается на решение Конституционного суда от 27 декабря 2012 года № 34-П и говорит о том, что даже если человек не зарегистрировался предпринимателем официально, его деятельность будет считаться предпринимательской, если она является таковой по факту.
При этом Верховный суд посчитал, что сдача собственных нежилых помещений в аренду, тем более которые изначально имели назначение использоваться как торговый объект, это самая что ни на есть предпринимательская деятельность. Один из главных аргументов в том, что аптеки, которые там находились, заключали с ГУП “Волгофарм” впоследствии как раз договоры аренды с ежемесячной платой.
О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, осуществляемые систематически на свой риск организованные действия по использованию имущества, направленные на извлечение прибыли, пишет Верховный суд. Кроме того, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом – это один из видов деятельности, который есть в ОКВЭД.
2. Потому что недвижимость предназначается не для жизни.
Верховный суд также считает, что объективный критерий – это назначение нежилых помещений. В данном случае, они используются под торговые помещения и расположены на земельных участках, на которых ведется торговая деятельность. Более того, в одной инстанции представителем истца было подтверждено, что указанные нежилые помещения изначально строились и приобретались для их использования под торговую деятельность.
3. Потому риск – черта предпринимателя
Ещё один аргумент в том, что торговая деятельность, которая осуществляется арендаторами в помещениях, носит рисковый характер. Если она станет невозможной, то риски переносятся на арендодателя в виде неполучения им доходов. Кроме того, арендодатель как собственник недвижимого имущества несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, а также риски в случае возможного изменения экономической ситуации.
Таким образом, эти объекты недвижимости не предназначены для использования в личных, семейных или домашних нуждах. А как раз риск – это один из критериев предпринимательской деятельности, исходя из норм Налогового кодекса.
Любопытный нюанс есть ещё вот в чём. Когда предприниматель официально регистрируется, его по умолчанию ставят на общую систему налогообложения ОСНО, где надо платить НДС и вести большую отчетность. После регистрации есть 30 дней, чтобы подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения – УСН, ЕНВД или патент. На них НДС платить не нужно, меньше отчетности, да и в целом налогов платится меньше. Поэтому малый бизнес при регистрации спешит принести заявление в налоговую и переходит сразу на эти режимы.
В данном же судебном деле налоговая как бы “автоматом” зачислила должника в ряды предпринимателей и по умолчанию его поставила на общую систему налогообложения, после чего и насчитала все НДС, штрафы и пени.
Определениями Верховного суда обычно руководствуются по похожим делам. Вероятно, в будущем их станет больше, поскольку налоговая взяла курс на выведение из тени самозанятых и тех, кто не платит налоги с аренды как раз таких помещений на первых этажах домов или построенных павильонов, а также апартаментов, которые тоже относятся к коммерческой недвижимости.
В подобном деле решающее значение будет иметь статус помещения, статус здания и статус земли, на котором они располагаются.
Поэтому, чтобы не оказаться в подобной ситуации, владельцам коммерческой недвижимости, которая сдается в аренду, стоит зарегистрировать индивидуальное предпринимательство, сразу перейти на упрощенный налоговый режим (УСН) и платить налог 6% с доходов, которые ко всему прочему можно будет в соответствии с Налоговым кодексом понижать на размер страховых взносов. Расходы на налоги и взносы в любом случае будут ниже тех же 13% с доходов физических лиц, а вдобавок налоговая не оштрафует за неуплату НДС или незаконное ведение деятельности.
Все о договоре аренды помещений
Применяя правила заполнения строки к договору аренды, следует писать: «Услуга по предоставлению имущества в аренду» с указанием срока, в течение которого оказываются услуги по аренде недвижимого имущества.
На практике налогоплательщики нередко пишут в этой строке: «Арендная плата за конкретный месяц», порой имеет место ссылка на договор.
Такая запись, по мнению финансового ведомства, не является описанием фактически оказанных услуг и не позволяет принять сумму НДС к вычету, так как подобный счет-фактура не соответствует требованиям п.
2 ст. 169 НК РФ как заполненный с нарушением.
На основании правильно оформленного счета-фактуры арендатор при приобретении услуг по аренде недвижимости для осуществления операций, облагаемых НДС, может принять сумму налога к вычету в общеустановленном порядке. Арендатор имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.
Есть еще один способ оплаты коммунальных платежей, когда арендатор напрямую заключает договоры со службами, предоставляющими коммунальные услуги, и лично несет расходы, связанные с этими услугами.
Правда, он редко встречается на практике. Причиной тому являются сложности, возникающие при перезаключении договоров по коммунальным услугам.
Данный вариант возможен, например, в случаях аренды всего здания одним арендатором.
Арендодатель при этом рассчитывает желаемый размер компенсации на основании действующих тарифов и предполагаемого объема потребления арендатором коммунальных услуг.
Делает это он, как правило, с учетом сезонных изменений тарифов, то есть вычисляя среднюю за год величину ежемесячного платежа. Правда, упоминать в договоре о коммунальных расходах в данном случае не стоит.
На их расчетную стоимость нужно просто увеличить сумму арендной платы и зафиксировать в контракте с арендатором полученную величину. Именно она должна фигурировать в счете-фактуре, который собственник помещения будет выставлять арендатору по итогам месяца.
При таком подходе арендатор сможет принять к вычету весь НДС, предъявленный владельцем недвижимости (как обычный «входной» налог, начисляемый на сумму арендной платы).
В таком случае, арендные платежи от пользователя помещения будут поступать к Вам в виде постоянной суммы (аналогично примеру выше).
Если средний показатель коммунальных платежей рассчитать невозможно (к примеру, в помещении периодически ведутся строительные работы), то к размеру арендной платы стоит добавить переменный показатель.
Он будет рассчитываться исходя из фактически использованных арендатором ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, услуг водоснабжения и водоотведения и т.п.). Разберем условия налогообложения НДС по каждому случаю:
- Допустим, Вы передали недвижимость в аренду по договору, согласно которому установлена фиксированная плата и прописан НДС. В таком случае счета-фактуры необходимо выставлять ежемесячно (ежеквартально) в той сумме, что указано в договоре, в учете – начислять НДС и перечислять в бюджет.
Как принять уплаченный НДС к вычету Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, организация – налоговый агент может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ.
При принятии к вычету налога второй экземпляр счета-фактуры налоговый агент как покупатель услуг регистрирует в книге покупок (п. 2 Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
Условиями арендных соглашений может быть предусмотрено, что арендная плата перечисляется арендатором авансом – например, ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала.
При таких условиях арендатор в момент перечисления арендной платы должен удержать всю сумму налога и перечислить ее в бюджет. К вычету уплаченный НДС можно принять только после того, как услуги аренды будут оказаны, т.е. приняты к учету на основании соответствующих первичных документов.