Разрешение на строительство закончилось а объект не введен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешение на строительство закончилось а объект не введен». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ответы на главные вопросы

Как поступить, если закончилось разрешение на строительство, что делать?

Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., является незаконным.

Написать комментарий

      Под «правовым режимом строительства объектов» понимается совокупность правил, закрепленных в нормативных правовых актах различного уровня, порядок регулирования общественных отношений в сфере строительства, основанный на действии общих принципов градостроительной деятельности, выражающийся в способах и гарантиях его реализации, ответственности за нарушения его требований.

      Отношения в сфере строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), являющимся основой всей системы законодательства в сфере строительства объектов. На основе положений ГрК РФ разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовые акты муниципальных образований, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.

      В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, а также по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по эксплуатации зданий, сооружений.

      К отношениям в сфере строительства применяется не только градостроительное законодательство, но и гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

      Разрешение на строительство представляет собой основной документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.

      Основанием выдачи разрешения на строительство является строительство объектов капитального строительства.

      Выдача разрешений осуществляется:

      на территориях городских округов — органами местного самоуправления городских округов; на соответствующих межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципальных районов;

      территориях поселений — органами местного самоуправления. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства.

      Застройщик должен направить соответствующее заявление непосредственно в уполномоченные органы местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство.

      Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения может осуществляться:

      через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; по средствам единой информационной системы жилищного строительства (застройщики, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик»). Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся:

      правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, проект организации строительства объекта); положительное заключение экспертизы проектной документации (подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации; копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории; копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории ( в случае если строительство планируется в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято соответствующее решение о комплексном развитии территории). Градостроительным кодексом Российской Федерации определен четкий перечень документов для получения разрешения на строительство, в связи с чем, не допускается требование иных документов, за исключением указанных.

      По общему правилу выдача разрешения производится в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.

      Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства без соответствующего разрешения, когда его получение является обязательным.

      Поскольку, например, для строительства объектов вспомогательного назначения такого разрешения не требуется. Вместе с тем, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.

      Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа:

      на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течении одного года со дня совершения административного правонарушения.

      Ситуация с правами на землю после ввода построенного объекта в эксплуатацию зависит от назначения построенного объекта (многоквартирный дом или иные объекты).

      Завершение строительства многоквартирного жилого дома

      Жилищным законодательством предусмотрены специальные правила, касающиеся оформления прав на земельный участок, расположенный под построенным многоквартирным домом.

      Как отметили в совместном постановлении Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ, «если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учёта (п. 5 ст. 16 Вводного закона[1]).

      В силу п. п. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется[2].

      Право собственности на земельный участок переходит к собственникам помещений с учётом следующих особенностей:

      1) До 1 января 2017 года судебная практика исходила из того, что право на участок переходит с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме, а публичный собственник утрачивает право на распоряжение им. Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим своё действие на основании ст. 413 ГК РФ (прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице)[3].

      Между тем с 1 января 2017 года вступил в силу порядок ведения ЕГРН[4], согласно п. 139 которого право собственности застройщика или публичного образования на участок не прекращается после регистрации права собственности первого участника долевого строительства. Вместо этого регистрирующий орган внесёт запись о долевой собственности застройщика (или публичного образования) и первого дольщика – правообладателя помещения. Размер доли застройщика в праве на участок будет пропорционален общей площади не переданных дольщикам помещений и помещений, принадлежащих застройщику.

      Таким образом, собственность застройщика или публично-правового образования с 2017 го­да прекращается не сразу, а «по частям» пропорционально площади передаваемых дольщикам помещений. Также из п. 139 указанного выше порядка следует, что договор строительной аренды будет прекращён не ранее передачи всех помещений дольщикам.

      2) Земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания конкретного жилого дома[5]. Если на земельном участке расположены несколько объектов недвижимости, то право собственности на участок под ними к гражданам автоматически не переходит[6].

      При этом с 01.03.2015 действует п. 6 ст. 16 Вводного закона в новой редакции, которая предусматривает, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в ЕГРН.

      Завершение строительства иного объекта капитального строительства

      Если на земельном участке осуществляется строительство иного объекта, то логика, описанная применительно к жилым домам, не действует.

      В этом случае оформление в собственность земельных участков осуществляется в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ за плату.

      Кроме того, земельный участок может быть предоставлен в аренду для целей эксплуатации построенного объекта. В данном случае автоматически земельные отношения не изменяются, требуется подача застройщиком соответствующего заявления. Порядок его рассмотрения устанавливается на уровне того публично-правового образования, в собственности которого находится земельный участок.

      Ст. 39.20 ЗК РФ заменила хорошо известную ст. 36 ЗК РФ, которая ранее регулировала отношения по поводу выкупа земельного участка или оформления его в аренду для целей эксплуатации.

      Среди наиболее важных новаций в этой сфере необходимо отметить следующие:

      1) по правилам ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок формируется в соответствии с проектом межевания или схемой расположения земельного участка, если проект межевания не утверждён;

      2) из закона убран критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учёта фактического землепользования;

      3) из ст. 35 ЗК РФ исключён п. 2: «Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ГрК РФ».

      Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство

      Продлением срока действия разрешения на строительство занимается то же ведомство, что первоначально выдавало документ. На проведение процедуры уполномочены госорганы:

      • федеральной и региональной исполнительной власти;
      • местного самоуправления;
      • управляющие использованием атомной энергии;
      • курирующие деятельность по применению ядерных установок и оружия;
      • госкорпорация «Роскосмос» (при строительстве объекта космической структуры).

      Уполномоченный госорган вправе отказать продлить разрешение на строительство застройщику по следующим причинам:

      1. Заявление на пролонгацию подано позже обозначенного периода (максимальный срок — 10 дней до окончания действия документа).
      2. Строительство так и не начато или в ведомстве отсутствует достаточная доказательная база о проведении работ.
      3. Представлен не весь перечень документов.
      4. Застройщиком-организацией не подано заявление о начале проведения работ.
      5. Выявлены ошибки или недостоверная информация в заявлении.

      Отказ в проведении процедуры передается заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин такого решения. Однако это не является препятствием для подачи документов на оформление нового разрешения.

      При несогласии с отказом застройщик вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию, исходя из обстоятельств дела (заместителю главы администрации, директору МФЦ). Бумага оформляется произвольно, срок ее рассмотрения — 30 дней после получения госведомством. Если проблема не решена, целесообразно обратиться в суд с предоставлением доказательств ведения строительства.

      В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

      Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

      • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
      • начать строительные работы до подачи такого заявления.

      Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

      Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

      Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

      При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

      Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

      В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

      • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
      • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
      • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

      Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

      При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

      Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

      Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.


      [1] Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

      Разрешения на строительство продлевают не всем заявителям. Причиной выступает не только истечение срока действия документа.

      Важно чтобы одновременно соблюдались следующие основания:

      • заявление с просьбой о продлении подано не позднее 10 дней до истечения срока разрешения или уведомления;
      • предоставлен полный комплект документов;
      • строительство объекта находится в активной фазе.

      Наилучший вариант посетить офис Многофункционального центра (МФЦ) и подать документы для продления разрешений на строительство капитального объекта.

      Пролонгация проходит в пять этапов:

      1. Подача заявления и документов в орган регистрации. Предварительно нужно записаться на приём в МФЦ или подождать в электронной очереди (по талону). Вас пригласят к свободному окошку, где можно оформить заявление на продление РНС.
      2. Регистрация обращения. Сотрудник МФЦ примет пакет с документами, проверит правильность данных в заявлении и отсканирует некоторые документы. Взамен заявителю выдают расписку о регистрации запроса.
      3. Обработка заявки в отделе архитектуры и градостроительства. Поданные через МФЦ документы направят в целевой орган, где и будет проводится проверка. Надзорные органы посетят объект предполагаемой стройки. Задача – оценить масштабы работ и убедиться, что строительство действительно ведется. Вслед за этим акт о проверке передадут в отдел архитектуры.
      4. Принятие решения и продление РНС. Уполномоченный орган еще раз проверит действующее разрешение. Если все в порядке, на бланке проставят запись и штамп о пролонгации документа.
      5. Получить продленное разрешение в офисе МФЦ.

      Таким образом, застройщик сможет продолжить строительство в соответствии с новыми сроками.

      Органы местного самоуправления всегда указывают, какие документы нужны для оказания услуги. Обычно их вывешивают на сайте мэрии или на стенде уполномоченного органа. Если обращаться через Госуслуги, список представлен в разделе «Документы».

      Заявителю нужно предоставить:

      • свой паспорт;
      • готовое заявление установленной формы (по образцу);
      • текущее разрешение на строительство, у которого истекает срок действия;
      • сведения о текущих работах, например – КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ», КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», сметы и прочие планы от строительных организаций;
      • соглашение о поручительстве банка – если заявка подается застройщиком по договорам долевого участия (ДДУ).

      В пункте 21 ч.10 ст.51 ГрК РФ прописан процесс изменения разрешения. Лица, о которых говорилось ранее (п.21.5-21.7 и 21.9), должны в письменном виде уведомить один из нижеизложенных уполномоченных органов исполнительной власти:

      • РФ;
      • субъекта РФ;
      • муниципальный;
      • или Госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», если полномочия, связанные с выдачей документов, находится в их юрисдикции.

      Письменное уведомление дополняется следующими документами (в соответствии с п.1-4 ч.21 ст 51):

      Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

      Возведение дома регулируется соответствующими строительными нормами и правилами и контролируется органами государственного строительного надзора.

      Однако весь этот сложный процесс начинается с первого шага — получения разрешения на строительство.

      Перед началом строительства необходимо, чтобы проектная документация жилого дома имела полное соответствие с требованиями градостроительного регламента, проекта межевания и планировки территории.

      Цена объекта может быть изменена после заключения договора только в том случае, если такая возможность предусмотрена в самом договоре; гарантийный срок на объект долевого, который в соответствии с законодательством не может составлять менее чем 5 лет.

      *Договор долевого участия заключается только в письменном виде и подлежит обязательной государственной регистрации. Если В данном материале в сжатом виде указывается, как продлить разрешение на, поскольку для всей данной темы этот вопрос наиболее актуален.

      Известно, что по законодательству строительная компания вправе прийти в уполномоченный орган и подать заявку о периоде действия одобрительной документации.

      При этом бывают ситуации, когда административные органы отказывают в предоставлении услуги или отменяют уже выданное раньше разрешение.

      В том или ином случае строительной компании приходится обращаться в суд для защиты собственных прав.

      В ГрК РФ (в статье 5) легко найти нюансы продления просроченного разрешения на строительство.

      Причины таких действий должны подтверждаться на официальном уровне, чтобы избежать отказа от уполномоченных органов.

      Оптимальный вариант — передать документацию, свидетельствующую о начале строительных работ. После этого сотрудники уполномоченной структуры приступают к изучению оснований для продления.

      При возникновении препятствий, не позволяющих застройщику приступить к работам, вероятность отказа минимальна. Но это актуально при условии, если причины возникших проблем не зависели от строительной компании.

      Многие считают, что недостаток финансирования — достаточная причина для замораживания стройки. Это не так.

      При наличии такого объяснения автоматическое продление разрешения на строительство, если оно просрочено, исключено.

      Несмотря на прозрачность законодательства, многие застройщики не знают, что делать, если просрочено разрешение на строительство. Для начала стоит прийти в уполномоченный орган архитектуры и подать заявку.

      Сделать это можно лично, через Интернет или МФЦ (при наличии такой услуги). Если исходить из ГрК РФ заявителям доступно продление срока действия в автоматическом режиме на 1,5 года и более.

      Допускается продолжение работ по строительству и восстановлению в течение 10 суток с момента появления обстоятельств, не дающих закончить работы.

      Если срок разрешения на строительство истек, заявитель с большой вероятностью получит отказ в продлении. По законодательству застройщик должен предупредить о намерении за 60 суток и не позже. Кроме заявки подается пакет разрешительной документации.

      Что касается заявления, оно оформляется по стандартной форме. Здесь жесткие требования отсутствуют, но некоторые нюансы должны быть отражены в документации:

      • Орган, куда передается заявка.
      • Реквизиты гражданина (физлица) или компании.
      • Сведения о проектно-сметной документации.
      • Информация о государственном контракте и допуске.
      • Данные о субъекте, ответственном за выполнение строительных работ.

      В заявлении также указывается день выданного разрешения, номер и подпись.

      Споры с объектами незавершенного строительства

      Как отмечалось, в случае истечения срока действия разрешения на строительства заявитель с большой вероятностью получает отказ.

      Это возможно и в иных ситуациях, если человек передал неполный пакет бумаг, в документации имеют место несоответствия или она заполнена некорректно (с ошибками).

      В случае отказа (вне зависимости от причины) остается идти в судебный орган и передавать иск для защиты интересов.

      По законодательству (ГрК РФ, статья 51, части 20) период действия разрешения можно продлить, если заявитель предупредил уполномоченную структуру о своем намерении за 60 суток и более. Если срок, одобряющий начало строительства закончился, или застройщик так и не приступил к выполнению задач, вероятность отказа близится к 100%.

      Если заявку о продлении подается строительная компания, которая привлекает покупателей по ДДУ, к заявке прикладываются соглашение о поручительстве со стороны банковского учреждения. Такой документ играет роль гарантии на случай, если застройщик по какой-либо причине не справится с взятыми на него обязательствами.

      Таким образом, для успешного продления одобрительной документации необходимо:

      • Передать заявку в срок до 60 суток до завершения действия переданного ранее разрешения.
      • Начать строительство до передачи заявления.

      Если упомянутые правила нарушены, к примеру, срок действия документа истек, или работы по возведению объекта не начаты, разрешение на строительство не выдается.

      Бывают ситуации, когда административный орган отказывает по иной причине. К примеру, не удается продлить период действия разрешительной документации из-за отсутствия бумаг о начале строительства.

      Иногда требуется документация, подтверждающая приемку выполненных работ по 0-му циклу или о наличии затрат. В такой ситуации можно обратиться в судебный орган для защиты интересов.

      При этом дело можно выиграть, если подтвердить документально факт начала строительных работ. Подтверждением может быть передача спутниковых снимков.

      Этапы строительства монолитного многоэтажного дома

      В рассмотренном выше случае судебный орган стал на сторону строительной компании. В результате застройщику удалось доказать, что в виде подтверждения могут использоваться любые документы, подтверждающие факт начала строительных работ.

      Продление разрешения на строительство требуется при невозможности окончания работ согласно установленному графику. Право на продление сроков предусмотрено для объектов, возведение которых уже было начато. Решение о продлении принимает Отдел архитектуры и градостроительства района или населенного пункта.

      Если допустимые сроки строительства подходят к концу, необходимо подать в Отдел архитектуры и градостроительства следующие документы.

      • Заявление установленного образца с просьбой о продлении сроков.
      • Паспорт собственника.
      • Разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом изначально.
      • Акт, подтверждающий проведение строительных работ на целевом объекте.
      • Доверенность, заверенная нотариусом (требуется при подаче документов уполномоченным лицом).

      Для соблюдения регламента продления разрешения на строительство документы подаются не позднее 10 дней до истечения срока.

      Уполномоченное лицо может отказать в продлении разрешения ввиду следующих причин.

      • Продление разрешения на строительство просрочено (собственник подал заявку после окончания имеющегося разрешения).
      • За время текущего разрешения строительство так и не было начато.
      • Строительство признано незаконным.
      • Собственником представлены некорректные документы.

      Порядок получения разрешения на строительство строго регламентирован. При его соблюдении у компетентных органов не будет причин для отказа.

      Продление истекающего разрешения возможно при соблюдении следующих условий.

      • Подача документов в установленный законом срок.
      • Отсутствие ошибок в бумагах.
      • Наличие признаков строительной деятельности на объекте.
      • Соблюдение строительных, экологических и прочих нормативов при проведении работ.

      Сбор документов на продление разрешения можно поручить сотруднику компании или стороннему специалисту.

      Если последнее разрешение на строительство просрочено, его продление не представляется возможным. При подаче соответствующей заявки от компетентного органа придет отказ.

      Разрешение на строительство представлено бланком, указывающим на соответствие проектных документов актуальному ГПЗУ или планировочному проекту местности, а также последней версии межевания землевладения (при условии реконструкции существующего или создания нового объекта линейного типа). Данный документ наделяет застройщика полномочиями на осуществление мер по реконструкции или возведению капитальных построек. Исключение составляют ситуации, предусмотренные положениями ГК РФ.

      При наличии соответствующего заявления от застройщика, допускается выдача разрешения на проведение отдельных этапов реконструкции или отдельных работ, целью которых является возведение здания.

      Кто вправе зарегистрировать ОНС

      Согласно рейтингу легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business, проще всего получить разрешение на строительство в Гонконге, Тайване и Малайзии. Причем в Гонконге этот документ могут подготовить за 3 дня Среди европейских стран лидирует Дания. Стоимость услуги запроса разрешения на строительство в этой стране составляет примерно 134 тыс. датских крон, в пересчете на рубли это более 1,2 млн. Семь процедур там можно пройти за 64 дня.

      На 5–м месте в рейтинге Объединенные Арабские Эмираты, где власти фактически обязывают нанимать для прохождения всех процедур консалтинговую компанию.

      То есть первой процедурой для застройщика является наем специалиста, ответственного за надзор и прохождение необходимых согласований. Только он может обращаться в органы власти за получением разрешительной документации. Цена такой услуги — 140 тыс.

      дирхамов (около 2,3 млн рублей). Административных процедур здесь 14, а пройти их можно всего за 50 дней.

      Процесс получения разрешения на строительство в Германии (24–е место) в среднем занимает 90–120 дней и зависит от вида строительного проекта и от утверждающей организации. Оформление будет стоить от 400 до 1000 евро.

      В Финляндии (34–е место) необходим лицензированный специалист, который будет производить все работы, связанные со стройкой. Выдача разрешения (лицензии) на строительство дома занимает 30–60 дней.

      За лицензию и относящийся к строительству надзор взимается плата, размер которой устанавливается соответствующим муниципалитетом, — 500–1000 евро. Разрешение на производство работ стоит 100–300 евро, а уведомление — менее 100 евро.

      400 разрешений — это большая цифра, которая, безусловно, повлияет на рынок в целом и на общую картину вывода объектов в продажу, например.

      Если мы говорим о непродлении разрешений на строительство новых объектов, реализация которых еще не началась, то есть о разрешениях, полученных, что называется, про запас, до 1 июля 2018 года, то по этим объектам поменяется финансовая модель, квартиры в них подорожают, и, вполне возможно, какие–то из этих проектов будут заморожены.

      Кислов С.С., эксперт журнала

      Организация рассматривает целесообразность приобретения объекта незавершенного строительства (не МКД) и земельного участка. Свидетельства о праве собственности на оба объекта у продавца есть.

      Проблема в том, что «незавершенка» имеет невысокий процент готовности, а срок действия разрешения на строительство у организации истек.

      Получив данный вопрос от читателя, мы решили «копнуть» чуть глубже. Подробнее о нюансах продления разрешения на строительство и внесения изменений в него, а также о рисках покупателя – в этом материале.

      По общему правилу (если объект не является объектом долевого строительства) в соответствии с ч. 20 ст.

      51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения.

      В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Иными словами, для продления разрешения на строительство необходимо:

      • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
      • начать строительные работы до подачи такого заявления.

      Причем правоприменительная практика исходит из того, что несоблюдение установленного срока подачи заявления не является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство и это разрешение не отменено и не признано недействительным (незаконным), уполномоченный орган не вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство.

      Указанный вывод справедлив при условии, что заявление подано с нарушением срока (менее чем за 60 дней), но до того как истек срок действия разрешения на строительство.

      Если заявление подано после истечения срока действия разрешения на строительство, рассчитывать на его продление можно лишь в некоторых случаях. Суды считают законным отказ уполномоченного органа в продлении разрешения на строительство, поскольку закон (ч. 20 ст.

      Тем не менее окончательная судьба фактически утратившего силу разрешения на строительство зависит от конкретных обстоятельств, важными среди которых являются следующие:

      • период просрочки;
      • степень готовности объекта.

      Пример 1.

      • Общестроительные работы
      • Ремонтные работы
      • ПНР и АСУ ТП
      • ПИРы
      • Договорная работа
      • Арбитражная практика
      • Сметное нормирование
      • Проектная документация
      • Исполнительная документация
      • Технические регламенты
      • Экспертиза документации
      • Организация строительства
      • Строительный контроль
      • Договорная работа
      • Ввод в эксплуатацию

      Момент возникновения ОНС как объекта недвижимости

      • V Юбилейная «Неделя сметчика в Красноярске»
      • Ежегодная «Неделя сметчика в Москве» — подведение итогов уходящего года.
      • III Ежегодная «Неделя сметчика на Урале» — событие, ставшее традицией.
      • Подведение итогов «Недели сметчика. Дальний Восток»
      • Направления повышения достоверности стоимости проектирования и строительства объектов капитального строительства
      • О соблюдении авторских прав
      • Персональные данные
      • Условия использования
      • Сертификация
      • Контактная информация

      Разрешение на строительство является официальным документом, который подтверждает соответствие установленным нормам представленного проекта. Также он должен отвечать плану межевания территории, не может затрагивать соседние участки.

      Важно провести качественную подготовительную работу. Необходимо подготовить полный комплект документов, который включает следующее:

      • заявление установленного образца, бланк которого можно получить на месте;
      • правоустанавливающие документы на земельный участок;
      • документ, удостоверяющий личность (вид на жительство, гражданский паспорт, удостоверение личности беженца или иностранного гражданина);
      • градостроительный план земельного участка из БТИ;
      • план участка в виде схемы с обозначением места под будущее строительство.

      После формирования комплекта документов нужно обратиться в районную администрацию или в многофункциональный центр. Здесь принимается заявление для последующей проверки.

      При этом учитываются параметры участка, особенности будущего строительства, запланированные материалы, соблюдение норм и действующих регламентов.

      Администрация проводит проверку возможности строительства в течение 7 рабочих дней с момента получения разрешения.

      После этого собственник получает уведомление о возможности возведения постройки. Срок будет минимальным, если обращаться напрямую в районную администрацию.

      Если заявитель обращается в многофункциональный центр, период увеличивается на несколько дней. Это связано с необходимостью пересылки документов в администрацию по месту рассмотрения.

      На какой срок выдается разрешение на строительство индивидуального частного дома, сколько действует? Срок действия разрешения на строительство устанавливается в соответствии с типом объекта и индивидуальными особенностями.

      В случае индивидуального жилищного строительства данный период составляет 10 лет, в соответствии с ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

      В случае строительства объекта капитального строения юридическим лицом, разрешение действует с учетом подготовленного и утвержденного проекта. В нем же указывается период, в течение которого организация планирует построить дом.

      Фактически разрешение на строительство закрепляется не за конкретным собственником или заявителем. Оно действует в отношении конкретного земельного участка.

      Если срок действия разрешения завершился, скорее всего, заявитель, который его просрочил, получит отказ в продлении. Согласно последним изменениям законодательства новое заявление необходимо подавать не позднее, чем за 10 дней до завершения срока действия разрешения.

      В случае отказа необходимо обращаться в районный суд с исковым заявлением о восстановлении права. Данная ситуация сложная, так как в суде требуются документальные доказательства. Необходимо предоставить информацию о причинах, остановивших строительство.

      Также представляется документальное подтверждение активности на объекте:

      • фото- и видеосъемка;
      • договор со строительной компанией;
      • платежные документы о выполнении отдельных видов работ, закупке строительных материалов.

      В случае положительного решения строительство можно возобновить, а срок восстанавливается на основании распоряжения судьи. В противном случае приходится готовить полный комплект документов на получение нового разрешения.

      Правовой режим ОНС до его госрегистрации

      Главное последствие просрочки — практически невозможно получить возможность продления разрешения. Это возможно лишь в том случае, если удалось доказать факт начала строительных работ.

      Если же фактически они не начинались, опротестовать решение не получится даже в судебном порядке. Придется собирать документы повторно и в полном объеме.

      Готовится заявление в администрацию о получении разрешения на строительство. Потребуется новая схема планировки земельного участка.

      У застройщика есть право на продление разрешения на строительство. При этом важно соблюдать определенные условия.

      Главное требование — заявление необходимо подать не позднее, чем за 60 дней до завершения периода действия предыдущего разрешения.

      Необходимо соблюдение следующих условий, когда срок действия разрешения заканчивается:

      1. Подготовка дополнительных документов по перечню местного регламента.
      2. Начало строительство подтверждается документально по форме КС-2 и КС-3, уведомления о начале работ или договора подряда.

      У администрации есть возможность отказать в продлении, если строительные работы даже не были начаты. По этой причине важно начать строительные работы и только после этого подавать заявление. У ответственных специалистов администрации есть право выехать на объект, чтобы удостовериться в проведении строительных работ.

      Заявление о продлении разрешения необходимо направить минимум за 60 дней до завершения текущего разрешения. Срок рассмотрения документов в администрации составляет 5-7 рабочих дней.

      Продление разрешения происходит на 1-3 года. За это время необходимо завершить строительство, подать новое уведомление о завершении строительства. После этого документы передаются на регистрацию в Росреестр.

      При этом не устанавливается пошлина за продление строительства. Расходы предстоят в случае регистрации объекта в Росреестре после завершения всех работ.

      При этом платные услуги оказываются только со стороны кадастрового инженера, если необходимо подготовить документы или внести изменения в первоначальный план.

      Администрация имеет законное право отказать в продлении разрешения на строительство.

      Это может произойти по следующим причинам:

      • предыдущее разрешение истекло;
      • работы по строительству объекта не начаты;
      • застройщик не подал заявление о начале строительных работ (для юридических лиц).

      При этом ответственный специалист обязан предоставить мотивированный отказ в письменном виде. В нем в обязательном порядке указывается причина, которая не может противоречить действующему законодательству.

      1. Возведение гаража, не связанное с предпринимательской деятельностью.
      2. Использование объектов, которые не имеют отношения к капитальному строительству.
      3. Создание построек для вспомогательного использования.
      4. Внесение изменений, которые не затрагивают основные части.
      5. Капитальный ремонт.
      6. Строительство и реконструкция буровых скважин.

      Градостроительный кодекс вам в руки. Читайте статью 7.

      Для того что бы начать строительство или произвести реконструкцию уже имеющегося капитального строения вы обязаны направить заявление в котором просите выдать вам разрешение на проведение необходимых вам работ. Заявление это вы направляете в ваш уполномоченный орган. К заявлению вам потребуется приложить пакет документов, состоящий из:

      В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

      Кроме нового предусмотрены случаи, когда разрешение на строительство частного дома необходимо и на капремонт или проведение реконструкции объектов жилого капитального.

      Органом, где можно взять такое разрешение на строительство частного дома или его реконструкцию, являются местные органы архитектурного надзора.

      Перед обращением в эту инстанцию необходимо ознакомиться со списком документов, которые требуются для его выдачи непосредственно в той инстанции, которая и осуществит его.

      Признание права собственности на ОНС в судебном порядке

      Градостроительный кодекс вам в руки. Читайте статью 7.

      Для того что бы начать строительство или произвести реконструкцию уже имеющегося капитального строения вы обязаны направить заявление в котором просите выдать вам разрешение на проведение необходимых вам работ. Заявление это вы направляете в ваш уполномоченный орган. К заявлению вам потребуется приложить пакет документов, состоящий из:

      В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

      Кроме нового предусмотрены случаи, когда разрешение на строительство частного дома необходимо и на капремонт или проведение реконструкции объектов жилого капитального.

      Органом, где можно взять такое разрешение на строительство частного дома или его реконструкцию, являются местные органы архитектурного надзора.

      Перед обращением в эту инстанцию необходимо ознакомиться со списком документов, которые требуются для его выдачи непосредственно в той инстанции, которая и осуществит его.

      Согласно ч. 2 ст.

      51 Градостроительного кодекса строительство реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при осуществлении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, проводятся на основании разрешения на строительство. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Кодекса лицом, осуществляющим строительство, может быть застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

      Таким образом, подрядная организация, выполняющая строительство без соответствующего разрешения, подпадает под действия ч.

      1 ст. 9.5 КоАП РФ. Реконструкцией линейных объектов признается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

      Но даже в этом случае владелец территории может по ст. 9.5 КоАП привлекаться к ответственности, для чего уплачивает значительный штраф. Последствия для владельца Многие люди предпочитают возводить сооружения без того, чтобы заранее согласовать этот процесс.

      Эти действия являются нарушением законодательства, поэтому такая деятельность приравнивается к незаконным процессам. Это ведет к необходимости нести соответствующую ответственность.

      Достаточно просто построить на своем участке любое строение, но сложности могут возникнуть при оформлении разрешения на незаконное сооружение. Таким образом, строительство любого строения должно осуществляться с предварительным получением разрешения. Если оно не будет оформлено, то это становится причиной многих негативных последствий.

      Узаконить такое строение допускается только через суд.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *