Статья 218 ТК РФ комитеты комиссии по охране труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 218 ТК РФ комитеты комиссии по охране труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Составной частью системы управления охраной труда организации является комитет по охране труда. В соответствии с п. 2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» комитет (комиссия) по охране труда — комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.
Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
2. В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).
Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов (п. 7.5.2).
Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы (п. 7.5.6).
Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 7.5.7).
Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации (п. 7.5.8).
3. Положение о комитете (комиссии) организации разрабатывается на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413. Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.
Типовым положением предусмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.
Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей (п. 16 Типового положения).
Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда (действующая редакция)
1. Работа комитетов (комиссий) по охране труда осуществляется в соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413 (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6).
2. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.
3. Численность комитета (комиссии) по охране труда определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Информация ФСС РФ «С 1 сентября начал действовать новый порядок расчета больничного по уходу за ребенком до 7 лет включительно»
- Распоряжение Президента РФ от 30.08.2021 N 239-рп «О проведении Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»
- Указ Президента РФ от 30.08.2021 N 502 «О единовременной денежной выплате отдельным категориям военнослужащих»
- Указ Президента РФ от 30.08.2021 N 503 «О единовременной денежной выплате лицам, проходящим службу в некоторых федеральных государственных органах»
- Приказ ФАС России от 30.08.2021 N 907/21 «Об организации работы по уведомлению федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России и ее территориальных органов представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу»
- Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1430 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 893»
- Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 N 1286 (ред. от 28.08.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 11.07.2017 N 822 (ред. от 28.08.2021) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 08.10.2013 N 893 (ред. от 28.08.2021) «О порядке предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами)»
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2021 N 2362-р «О разрешении погребения на Федеральном военном мемориальном кладбище»
Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
1. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях с численностью работников более 10 человек утверждены Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 64 (БМТ РФ. 1994. N 11). При разработке локальных положений о комитете (комиссии) по охране труда следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных представителей работников и осуществляет свою деятельность в целях сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда.
Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда в организации или находится в непосредственном подчинении работодателя.
Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.
2. Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 утверждены Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда (БМТ РФ. 2001. N 2). Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.
1. Работа комитетов (комиссий) по охране труда осуществляется в соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413 (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6).
2. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.
3. Численность комитета (комиссии) по охране труда определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
1. Статья 218 ТК РФ предусматривает создание (помимо службы) по инициативе работодателя и (или) работников либо их представителей паритетного органа из их представителей в целях сотрудничества в сфере охраны труда — комитета или комиссии по охране труда организации. Типовое положение об этом комитете (комиссии) утверждается Минздравсоцразвития РФ, и на его основе разрабатываются и принимаются локальные положения о комитете (комиссии) по охране труда.
2. Комитет (комиссия) по охране труда организации разрабатывает проект соответствующего коллективного договора по разделу «Охрана труда», осуществляет контроль за его выполнением, организует другие совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Комитет (комиссия) организует также проверку условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах этих проверок, организует сбор предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда.
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Статья 218 ТК РФ. Комитеты (комиссии) по охране труда
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 304-ФЗ
«О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
О каком стандартном положении по параметрам функционирования комитетов по охране труда упоминает данная статья?
Имеется в виду Типовое положение, утверждённое Приказом Минтруда № 412н от 24.06.14. В этом документе описаны:
- задачи комитета;
- принципы его взаимодействия с профильными госструктурами;
- полномочия комитета;
- принципы его отчётности;
- численность участников комитета и параметры их подбора;
- организационная структура комитета и т.д.
Нужно отметить, что этот документ является образцом, а конкретные аспекты функционирования комитета могут меняться исходя из отраслевых особенностей, численности сотрудников и т.д.
Каковы ключевые направления деятельности структур, образованных по ст. 218 ТК?
Наиболее важными направлениями их деятельности, изложенными в вышеупомянутом положении, являются:
- информирование персонала об аспектах снабжения препаратами для чистки и дезинфекции;
- содействие нанимателю в организации медосмотров;
- участие в создании локальных актов, касающихся безопасности труда;
- получение необходимых профильных данных от службы охраны труда;
- заслушивание на своих собраниях менеджеров и специалистов по вопросам безопасности осуществления работ;
- подготовка предложений по стимулированию сотрудников, продуктивно участвующих в мероприятиях по обеспечению безопасности труда;
- содействие в урегулировании трудовых споров по своему профилю;
- организация регулярных отчётов в своей деятельности перед сотрудниками или их представителями и т.д.
Также нужно отметить, что параметры совмещения деятельности членов комитета и их основной работы устанавливаются в колдоговорах и документах нанимателя.
В каком помещении должен функционировать комитет по охране труда?
По умолчанию считается, что данное помещение должен предоставить наниматель, но в законодательстве подробно не освещаются моменты его функционирования. Наиболее близкие к этой теме указания содержатся в Постановлении Минтруда № 7 от 17.01.01. В этом документе изложены общие рекомендации для помещения, отведённого под охрану труда (кабинета или уголка). В частности, указаны:
- параметры его оформления;
- лица, ответственные за его функционирование;
- лица, принимающие решение о его создании и т.д.
[Трудовой кодекс] [Часть третья] [Раздел X] [Глава 35]
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год
1. Составной частью системы управления охраной труда организации является комитет по охране труда. В соответствии с п. 2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» комитет (комиссия) по охране труда — комитет, в состав которого входят представители работников и представители работодателей, созданный и функционирующий на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.
Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(-ых) органа(-ов) первичной(-ых) профсоюзной(-ых) организации(-ий), если он (они) объединяет(-ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя — работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
2. В соответствии со стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст, задачами комитета (комиссии) являются: разработка на основе предложений членов комитета (комиссии) программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты (п. 7.5.3).
Комитет (комиссия) взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов (п. 7.5.2).
Комитет (комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы (п. 7.5.6).
Члены комитета (комиссии) проходят обучение по охране труда по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования РФ (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 7.5.7).
Обеспечение деятельности комитета (комиссии), его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливают коллективный договор, локальные нормативные правовые акты организации (п. 7.5.8).
3. Положение о комитете (комиссии) организации разрабатывается на основе Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413. Положение о комитете организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.
Типовым положением предусмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.
Члены комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников организации вправе отзывать из комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из комитета и назначать вместо них новых представителей (п. 16 Типового положения).
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О потребительском кредите (займе)»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
-
Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)
«О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90
«Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)
-
Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»
Все документы >>>
-
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)
«Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»
-
Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 25.08.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»
-
Приказ Казначейства России от 01.11.2019 N 335 (ред. от 20.08.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральным казначейством и бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства и федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» по главе 100 «Федеральное казначейство»
Все документы >>>
Одной из форм активности трудящихся в управлении организацией в сфере охраны труда является работа комитета (комиссии) по охране труда. Комитет (комиссия) представляет собой рабочий орган управления охраной труда, назначение которого – обеспечение согласованных действий администрации и работников предприятия или организации, которые направлены на обеспечение безопасных условий труда.
В основе работы комиссии (комитета) лежит принцип социального партнерства. В любой организации, где работают больше 10 человек, формирование подобного комитета (комиссии) обязательно.
Статья 218 ТК РФ содержит положение о комиссии по охране труда. Для ее образования необходима инициатива либо самих сотрудников, либо администрации. Создание подобной структуры происходит по инициативе представительного органа (профсоюзного комитета) работников. Техническая инспекция труда, государственные органы надзора и контроля, органы управления охраны труда находятся в постоянном взаимодействии с комитетом по охране труда предприятия.
Комитет по охране труда создается по решению профсоюзного органа и осуществляет контроль за условиями работы членов профсоюза, проверяет технику безопасности и производственную санитарию на рабочих участках, организацию и качество проведения инструктажа по технике безопасности и обучению безопасным способам и методам работы.
Комитет формируется на началах равенства сторон в самых разных учреждениях, организациях и предприятиях, безотносительно от сфер их хозяйственной деятельности, подчинения и вида собственности.
Работодатели и работники комитета (комиссии) в рамках совместной деятельности, вырабатывают меры, направленные на обеспечение охраны труда, проверяют условия охраны на рабочих участках, собирают предложения для внесения их в коллективный договор.
Правовой аспект создания комитета на принципах паритета между представителями работодателей и профсоюзным органом регулируется ст. 218 ТК, а также типовым положением о комиссии (комитете) по охране труда, утвержденным органом власти, исполняющим функции правового регулирования в области труда.
На комиссию по охране труда возложены разноплановые задачи. Она в процессе работы разрабатывает план совместных мер на базе рекомендованных сторонами мероприятий, ориентированных на:
- улучшение условий труда и его охраны;
- предупреждение травматизма;
- профилактику профзаболеваний.
В задачи комиссии входит обсуждение проектов по организации санитарных и технических мероприятий, направленных на подготовку коллективного договора. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда анализирует имеющиеся в организации условия, а также она нужна для того, чтобы оценивать знания членов коллектива в вопросах охраны труда.
На основе выполненной работы комитет на своем заседании одобряет и утверждает план дальнейшего улучшения работы членов комитета.
Любые заключения и положения фиксируются в протоколе. Комиссия информирует персонал администрации, профсоюзного органа и прочих сотрудников предприятия о положении дел по охране труда на рабочих местах, а также предоставляет отчет о совершенной работе. Кроме того, комитет реализует задачу по разъяснению права членов коллектива на получение защитных средств, а также положенных льгот и компенсаций.
Работа комитета возможна при проведении им ряда функций. В соответствии со своим назначением комитет на своем заседании анализирует советы и инициативы работодателей, а также уполномоченных работниками профсоюзных органов по разработке программ, улучшающих условия охраны труда людей в организации.
Комитет помогает администрации в реализации им программ по обучению работников, информирует членов организации об итогах аттестационной оценки рабочих мест.
Еще одной функцией является выработка и представление администрации планов о том, сколько человек и в какие сроки имеют право быть освобожденными от работы в связи с проведением медосмотров в организации.
Члены комитета обсуждают планы принятия локальных актов и подготовки решений по вопросам, которые должны быть переданы администрации, профсоюзному органу или уполномоченному работниками представительному органу.
В его состав входят на равных паритетных началах делегированные люди работодателя и уполномоченные лица профсоюзного органа. Состав комитета (комиссии) и его численность устанавливаются в зависимости от того, сколько человек, работают в предприятии, его структуры, специфики и других особенностей.
Внедрение в комитет (комиссию) представителей трудящихся, которые уполномочены профсоюзными органами осуществляется в соответствии с решением общего собрания коллектива с занесением решения в протокол. Представители администрации определяются в состав приказом по организации.
Комиссия выбирает председателя и пару заместителей. Таким образом, в составе комиссии должно быть не менее 3 человек. Председателем комитета не должно быть лицо, находящееся под непосредственным руководством работодателя или несущим по должности непосредственную ответственность за обстановку на рабочих местах в организации. После координации всех вопросов работодатель издает приказ о создании комиссии по охране труда. Работа комитета основывается на соответствующем плане.
Статья 218 ТК РФ — Комитеты (комиссии) по охране труда
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Протоколы комиссии по охране труда могут содержать в себе массу решений. Но все они направлены на воплощение в жизнь стандартных функций организации:
- Рассмотрение различных предложений от трудящихся, работодателей, профессиональных объединений персонала, иных представительных рабочих органов для формирования рекомендаций для улучшения условий трудовой деятельности, охраны труда.
- Оказание содействия работодателям в организации обучения трудящихся охране труда, безопасным методикам выполнения служебных обязанностей, в проведении проверки полученных трудовым коллективом знаний, в осуществлении качественного инструктажа по технике безопасности.
- Участие в обследовании охраны труда на предприятии, анализ результатов таковой проверки, выработка на основе найденных нарушений рекомендаций нанимателю по их устранению.
- Информирование трудящихся по проводимым мероприятиям по улучшению условий работы, профилактике травматизма на производстве, возникновения профессиональных патологий, болезней.
- Доведение до сведения персонала результатов специального оценивания охраны труда.
- Информирование персонала об актуальных нормативах по обеспечению обеззараживающими, смывающими препаратами, спецобувью, спецодеждой, иными СИЗ. Рекомендации по их правильному применению, хранению, чистке, стирке, ремонту, обеззараживанию, дезинфекции и проч.
- Содействие в организации и последующем проведении предварительных (при трудоустройстве) и периодических (при работе в организации) медосмотров, контроль за соблюдением медицинских рекомендаций трудящимися в продолжение исполнения служебных обязанностей.
- Содействие своевременному обеспечению персонала, занятого на работах с опасными и вредными условиями труда, специальным лечебно-профилактическим питанием.
- Рассмотрение вопросов по финансированию мероприятий по охране труда, обязательного соцстрахования рабочего коллектива от несчастных производственных случаев, непосредственный контроль за расходованием финсредств как организации, так и ФСС РФ, что направляются на предупредительные мероприятия по сокращению числа профзаболеваний и случаев производственного травматизма.
- Содействие нанимателям в области внедрения в производство современных технологий, инновационной техники, модернизации и автоматизации производственных процессов, цель чего — создание более безопасных, человекоориентированных условий труда, ликвидация опасных, тяжелых физработ.
- Подготовка и дальнейшее предоставление работодателям предложений по совершенствованию проводимых работ по охране трудовой деятельности, сохранению здоровья трудящихся, созданию действенных систем материального и морального стимулирования рабочего коллектива, как соблюдающих положения охраны труда, так и обеспечивающих сохранение и последующее улучшение его (трудового коллектива) здоровья.
- Рассмотрение и проектов, и нормативных местных актов по охране труда, подготовка предложений по ним нанимателям, выборному профессиональному органу или иной, уполномоченной на то трудящимися организации.
Основные задачи здесь выделяются следующие:
- Разработка на базе предложений от членов такового комитета программ совместной деятельности работодателя, выборного органа первичного профсоюзного объединения (или иного уполномоченного представительного органа трудящихся) по обеспечению соблюдения государственных нормативов, требований по охране трудовой деятельности, предупреждению производственных травм, профессиональных болезней.
- Организация систематических проверок охраны труда на рабочих местах, проведение подготовки по их результатам, на базе анализа причин травматизма на производстве, профзаболеваемости, вынесение работодателю предложений по улучшению существующих условий охраны трудовой деятельности.
- Содействие службам охраны труда нанимателя по информированию персонала о состоянии охраны труда и условий труда на их рабочих местах, имеющемся объективном риске ущерба здоровью на производстве, о полагающимся трудящимся компенсациях за исполнение служебных обязанностей при опасных и вредных факторах труда, о необходимых СИЗ.
По существующим образцам, комиссия по охране труда обязана, минимум, единожды в год отчитываться перед выборным подразделением от профсоюзного первичного объединения или собранием трудящихся. Суть отчета — проделанная комитетом работа в нише охраны труда.
У выборного органа от профсоюзной первичной организации, как и у собрания рабочего коллектива, есть полное право отзывать из состава такового комитета собственных представителей. И выдвигать вместо них новых. Подобное право есть и у работодателя. Он может по своему распоряжению отзывать собственных представителей из состава данного комитета. И также назначать вместо них новых.
Что касается членов комиссии, у них есть непосредственная обязанность проходить по установленному алгоритму обучение в области охраны труда. Отметим, что оно должно оплачиваться за счет средств нанимателя. Или же средств финансового обеспечения, выделенного на предупредительные мероприятия по снижению случаев производственного травматизма, профзаболеваний трудящихся, на санаторно-курортную реабилитацию работников, что непосредственно заняты в производстве с опасными и вредными условиями труда.
Комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ)
Для того, чтобы подобная комиссия смогла в полной мере воплощать все обозначенные функции в жизнь, она наделяется необходимыми правами:
- Получать от работодателя исчерпывающую информацию, необходимую для ее деятельности.
- Заслушивать от работодателя, работников отчеты о состоянии охраны труда на конкретных рабочих местах.
- Заслушивать отчеты нарушителей охраны труда, отправлять нанимателю предложения о привлечении их к ответственности.
- Участвовать в разработке проектов коллективного договора с работниками.
- Вносить предложения по поощрению трудящихся, принимающих активное участие в деятельности комитета.
- Оказывать содействие в разрешении трудовых споров, чем-то связанных с нарушением отечественных законов по охране труда.
ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по охране труда
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение о комиссии по охране труда (далее – Комиссия) разработано в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» и предусматривает порядок формирования, основные задачи, функции и права комиссии.
Мы рассматриваем создание комиссии по охране труда. Она осуществляет свою деятельность в полном соответствии с разрабатываемым ею же самостоятельно регламентом, планом деятельности. Эти документы утверждаются председателем данного комитета.
Члены таковой комиссии выполняют свои законные обязанности исключительно на общественных началах. Это происходит без освобождения от их основной служебной занятости. Конечно, если в коллективном договоре не оговорено что-либо иное.
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 35] [Статья 218]
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету (ст. 227 ТК РФ)
Одной из форм активности трудящихся в управлении организацией в сфере охраны труда является работа комитета (комиссии) по охране труда. Комитет (комиссия) представляет собой рабочий орган управления охраной труда, назначение которого – обеспечение согласованных действий администрации и работников предприятия или организации, которые направлены на обеспечение безопасных условий труда.
В основе работы комиссии (комитета) лежит принцип социального партнерства. В любой организации, где работают больше 10 человек, формирование подобного комитета (комиссии) обязательно.
Статья 218 ТК РФ содержит положение о комиссии по охране труда. Для ее образования необходима инициатива либо самих сотрудников, либо администрации. Создание подобной структуры происходит по инициативе представительного органа (профсоюзного комитета) работников. Техническая инспекция труда, государственные органы надзора и контроля, органы управления охраны труда находятся в постоянном взаимодействии с комитетом по охране труда предприятия.
Проверка организации и ее документации на предмет соответствия законодательству помогает избегать штрафов, налагаемых из-за выявленных нарушений. ООО «Проверка труда» проводит качественный аудит охраны труда силами высококвалифицированных специалистов — бывших инспекторов Государственной трудовой инспекции. Независимая экспертиза позволит подготовиться к внеплановым проверкам и существенно снизить риск получения травм работниками компании.
Комитет по охране труда создается по решению профсоюзного органа и осуществляет контроль за условиями работы членов профсоюза, проверяет технику безопасности и производственную санитарию на рабочих участках, организацию и качество проведения инструктажа по технике безопасности и обучению безопасным способам и методам работы.
Комитет формируется на началах равенства сторон в самых разных учреждениях, организациях и предприятиях, безотносительно от сфер их хозяйственной деятельности, подчинения и вида собственности.
Работодатели и работники комитета (комиссии) в рамках совместной деятельности, вырабатывают меры, направленные на обеспечение охраны труда, проверяют условия охраны на рабочих участках, собирают предложения для внесения их в коллективный договор.
Правовой аспект создания комитета на принципах паритета между представителями работодателей и профсоюзным органом регулируется ст. 218 ТК, а также типовым положением о комиссии (комитете) по охране труда, утвержденным органом власти, исполняющим функции правового регулирования в области труда.
Обучение по охране труда членов комитетов проходит в разных режимах (очно/дистанционно). Каждый выбирает наиболее удобный вариант и изучает всю необходимую документацию. Период действия удостоверения – 3 года. Общее время составляет 40 часов.
Основа сотрудничества с нами
– это знание всех направлений деятельности, связанных с охраной труда в различных сферах и отраслях. Наши сотрудники – это лучший преподавательский состав, его квалификация подтверждена рейтингом RAEX. Мы помогаем проводить обучение сотрудников всех уровней ОТ и даем только проверенный учебный материал, который в дальнейшем помогает избежать штрафных санкций при проверках и организовать нормальный рабочий процесс на предприятии.
На комиссию по охране труда возложены разноплановые задачи. Она в процессе работы разрабатывает план совместных мер на базе рекомендованных сторонами мероприятий, ориентированных на:
- улучшение условий труда и его охраны;
- предупреждение травматизма;
- профилактику профзаболеваний.
В задачи комиссии входит обсуждение проектов по организации санитарных и технических мероприятий, направленных на подготовку коллективного договора. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда анализирует имеющиеся в организации условия, а также она нужна для того, чтобы оценивать знания членов коллектива в вопросах охраны труда.
На основе выполненной работы комитет на своем заседании одобряет и утверждает план дальнейшего улучшения работы членов комитета.
Любые заключения и положения фиксируются в протоколе. Комиссия информирует персонал администрации, профсоюзного органа и прочих сотрудников предприятия о положении дел по охране труда на рабочих местах, а также предоставляет отчет о совершенной работе. Кроме того, комитет реализует задачу по разъяснению права членов коллектива на получение защитных средств, а также положенных льгот и компенсаций.