Учреждения и органы исполняющие уголовные наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения и органы исполняющие уголовные наказания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ)

Уголовно-исполнительный кодекс Луганской Народной Республики

Уголовно-исполнительная система включает в себя: (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; (в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ (ред. от 22.08.2004))

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы). (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ)

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральным органом уголовно-исполнительной системы, которые принимают все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 06.06.2007 N 91-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно-исполнительной системы, безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности. (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ)

Имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, расположенное на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, передается религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 103-ФЗ)

Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ)

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ)

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ)

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов;

5) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 223-ФЗ)

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.

Перечень работ по хозяйственному обслуживанию воспитательных колоний, к которым могут привлекаться несовершеннолетние осужденные, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 46-ФЗ)

Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.

Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией: а) учреждения уголовно-исполнительной системы (уголовноисполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения); б) дисциплинарная воинская часть; в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт; г) судебные приставы-исполнители.

Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.

В исправительных колониях (ИК) общего режима содержатся лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также за преступления, совершенные по неосторожности.

В этом виде исправительных учреждения содержатся и осужденные, злостно уклоняющиеся от исправительных работ (ст. 46 УИК РФ); нарушившие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 58 УИК РФ); граждане, в отношении которых отменено условное осуждение (ст. 190 УИК РФ); осужденные, переведенные из воспитательных колоний по достижении 21 года (ст. 74 УИК РФ); осужденные, переведенные в колонию-поселение и возвращенные в ИК за злостное нарушения режима.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; женщины при особо опасном рецидиве преступлений.

В данные ИК направляют следующих осужденных: переведенных в тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет и по окончании срока возвращенных для дальнейшего отбывания наказания; переведенных в колонию-поселение и возвращенных за злостные нарушения режима для дальнейшего отбывания наказания; переведенных из исправительных колоний особого режима по отбытии в исправительных колониях не менее срока назначенного по приговору суда.

В исправительных колониях особого режима в соответствии со ст. 126 УИК РФ отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима: общий и строгий.

При строгом режиме не содержатся осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II групп.

Согласно ст. 130 УИК РФ в тюрьмах содержится 2 категории осужденных: осужденные к лишению свободы свыше 5 лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме за совершение особо тяжких преступлений и при особо опасном рецидиве, а также осужденные (только мужчины), переведенные в тюрьму за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режима.

В колониях-поселениях содержатся лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, лишенные свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы.

Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:

  • осужденные, не прошедшие полного курса лечения от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, а также инвалиды I и II групп и нетрудоспособные по состоянию здоровья, осужденные;
  • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  • осужденные к пожизненному лишению свободы;
  • осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

В воспитательных колониях (BK) в соответствии со ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ отбывают наказание несовершеннолетние осужденные (с 14 до 18 лет), которым назначается срок не более десяти лет.

В определенных законодательством случаях (ст. 74, 139 УИК РФ), разрешается оставление осужденных в воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия.

Осужденные к лишению свободы, достигшие 18-летнего возраста, и имеющие отрицательные характеристики, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима.

Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия.

Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония- поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов.

В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение.

Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.

У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах — отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационноаналитические отделы (или группы).

В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.

Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.

Задачи исправительных учреждений Перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»):

  • исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
  • обеспечение режима исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях, а также обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, и персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;
  • привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
  • обеспечение охраны здоровья осужденных;
  • содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Все иные задачи возлагаются на уголовно-исполнительную систему только законом.

Основная задача ИУ — обеспечение режима исполнения и отбывания наказания.

Для ее реализации в ИУ ведется учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал предприятия), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных друг от друга.

Организация труда осужденных в местах лишения свободы также является одной из важных задач ИУ.

В ст. 17 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 103 УИК РФ четко регламентированы формы трудового использования осужденных.

Задача по социальной защите и обеспечению безопасности персонала ИУ ставится действующим законодательством, а также нормами международных актов.

Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендовано обеспечить персоналу в пенитенциарных учреждениях соответствующие льготы и условия труда.

Задача по проведению оперативно-розыскной работы регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами.

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

Обязательные работы относятся к основным уголовным наказаниям без изоляции от общества и применяются в качестве альтернативы лишению свободы, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести.

Согласно уголовному законодательству Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ.

Свободным считается и время отпуска.

Если продолжительность обязательных работ невелика, то фундаментальное право на отдых не нарушается.

Несовершеннолетние осужденные выполняют бесплатные общественные работы, являющиеся посильными для них с учетом возраста и трудоспособности.

При назначении обязательных работ трудоспособные осужденные ограничиваются в соответствии со ст. 10 УИК РФ в следующих конституционных правах:

1. На свободный выбор вида труда и его добровольность, т. е. осужденный лишается возможности выбирать работу.

Обязательные работы не назначаются инвалидам 1-й группы, беременным женщинам, женщинам с детьми до 3 лет и военнослужащим.

Данные обстоятельства могут наступить в процессе выполнения данного наказания, поэтому согласно УИК РФ, если лицо признано инвалидом или наступила беременность уголовно-исполнительная инспекция вносит представление в суд об отсрочке для женщин или освобождении от наказания инвалидам.

2. На вознаграждение за труд.

Это ограничение предполагает, что осужденному не полагается денежное вознаграждение за работу.

Работы должны осуществляться на объектах по согласованию с УИИ.

Эти объекты должны находиться в пределах района жительства осужденного.

Это может быть жилищно-коммунальная сфера, санитарная уборка улиц и т. п.

Особые требования при выборе характера работы существуют для несовершеннолетних осужденных (предельный возраст заключения трудового договора по Трудовому кодексу РФ (ТК РФ) — 16 лет, только в исключительных случаях трудовой договор может быть заключен с учащимся до 14 лет, причем, лишь на определенные работы).

3. На отдых.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами Взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу.

Ее характер обусловливаются состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества, нравственными ценностями, правовой и организационной регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями задач, стоящих перед органами.

Часто в своей практической деятельности органы дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач, стоящих перед ними.

Особенно это касается взаимодействия органов следствия и ИУ.

В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования другие, ранее совершенные ими преступления.

Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед органами расследования и администрациями исправительных учреждений, — выявление совершенных преступлений прошлых лет.

Для реализации в местах лишения свободы практикуется такая форма работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с повинной за ранее совершенные ими преступления.

Согласно ст. 21, 140 УПК РФ на органы следствия возложено установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по устранению таких причин и условий.

Это положение оказывает большое значение для предупреждения преступлений в ИУ.

Органы расследования оказывают помощь администрации ИУ в изучении личности подозреваемых и обвиняемых, направляя в их адрес письменную информации, которая может дополнить сведения, имеющиеся в личном деле.

Администрация же ИУ также со своей стороны должна активно содействовать органам расследования при совершении нового преступления отбывающими наказание или освобожденными от наказания, представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости — копии других материалов.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами.

Согласно ст. 20 УИК РФ специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение приговоров.

Назначая наказание, суд определяет одновременно вид исправительной колонии и режим, чем обеспечивает дифференцированный подход к различным категориям осужденных, предопределяет правовые рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного воздействия на осужденного.

РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Правовое положение осужденных

Глава 3. Учреждения и органы, исполняющие наказания и иные меры уголовно-правового воздействия.

Контроль за их деятельностью

РАЗДЕЛ II.
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ
ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА

Глава 4. Исполнение наказания в виде штрафа

Глава 5. Исполнение наказания в виде тройного айыпа

Глава 6. Исполнение наказания в виде привлечения к общественным работам

Глава 7. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью

Глава 7-1. Исполнение наказания в виде исправительных работ

Глава 7-2. Исполнение наказания в виде ограничения свободы

Глава 18. Исполнение дополнительных наказаний

РАЗДЕЛ V.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ОСВОБОЖДЕННЫМ
ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ

Глава 19. Освобождение от отбывания наказания

Глава 20. Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

РАЗДЕЛ VI.
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

РАЗДЕЛ VII.
КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ С УСЛОВНЫМ НЕПРИМЕНЕНИЕМ
НАКАЗАНИЯ

Глава 22. Осуществление контроля за поведением осужденных с условным неприменением наказания

Приложение. Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда

Система органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Украине

Статья 9. Основы правового положения осужденных

(1) Государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает установленные законом условия отбывания наказания, гарантии социальной справедливости, правовую и иную защищенность.

(2) При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан, установленные Конституцией Кыргызской Республики с изъятиями и ограничениями, определенными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные, кроме установленных законом случаев, не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.

(3) Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства имеют права и несут обязанности, установленные международными договорами, законодательством Кыргызской Республики о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Кыргызской Республики.

(4) Осужденные иностранные граждане могут быть депортированы для дальнейшего отбывания наказания с соблюдением установленных правил по согласованию уполномоченных органов Кыргызской Республики и страны происхождения осужденного иностранного гражданина на основе международных соглашений.

(5) Права и обязанности осужденных, а также изъятия из них и ограничения определяются настоящим Кодексом, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

(6) В отношении осужденного и потерпевшего в Кыргызской Республике возможно применение процедур восстановительного правосудия, как примирение, встречи потерпевшего и правонарушителя, принесение извинений лично или в письменной форме либо иной приемлемой для сторон формы.

Процедуры восстановительного правосудия производятся индивидуально в отношении каждого осужденного администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказание, могут привлекать к процедурам восстановительного правосудия социальных работников, психологов, а также представителей общественных организаций.

(В редакции Закона КР от 25 июня 2007 года № 91)

Статья 10. Основные обязанности осужденных

(1) Осужденные должны выполнять установленные законодательством обязанности гражданина Кыргызской Республики, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения.

(2) Осужденные обязаны соблюдать требования уголовно-исполнительного закона, определяющего порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

(3) Осужденные обязаны выполнять основанные на законе требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

(4) Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, к иным лицам, исполняющим наказания, а также к другим осужденным.

(5) Невыполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, влечет установленную законом ответственность.

(6) Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения приговора. В случае неявки осужденный подвергается принудительному приводу и к нему принимаются меры дисциплинарного воздействия.

Статья 11. Основные права осужденных

(1) Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания уголовных наказаний.

(2) Лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании настоящего закона.

(3) Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

(4) Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в вышестоящие органы, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

(5) Осужденные вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения, он дается на государственном или официальном языке. Перевод ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказание.

Статья 24. Порядок исполнения наказания в виде штрафа

(1) Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в законную силу.

(2) В случае, если осужденный не имеет возможности единовременной уплаты штрафа, суд по ходатайству осужденного и заключению органа, исполняющего наказание, может отсрочить или рассрочить уплату на срок до шести месяцев.

(3) В случае неуплаты осужденным штрафа его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в части первой статьи 137 настоящего Кодекса в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

(4) Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество осужденного, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации.

Статья 25. Последствия уклонения от уплаты штрафа

(1) При неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от принудительного взыскания штрафа судебный исполнитель предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах.

(2) В случае, если осужденный после предупреждения продолжает уклоняться от взыскания штрафа при возможности его уплаты либо укрывается от исполнения, судебный исполнитель вносит в суд представление о замене наказания в виде штрафа наказанием в виде привлечения к общественным работам либо исправительных работ, либо ограничения свободы или лишения свободы в соответствии со статьей 44 Уголовного кодекса Кыргызской Республики.

Статья 26. Тройной айып

(1) Осужденный к тройному айыпу обязан уплатить — в первую очередь две части взыскиваемой суммы в пользу потерпевшего в порядке возмещения морального ущерба, и во вторую очередь — третью часть взыскиваемой суммы — в пользу государства. Тройной айып уплачивается в месячный срок с момента вступления приговора в законную силу.

(2) В случае, если осужденный не имеет возможности единовременной уплаты тройного айыпа, суд по заявлению осужденного и ходатайству судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату на срок до шести месяцев.

(3) В случае неуплаты осужденным тройного айыпа, его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в части первой статьи 137 настоящего Кодекса в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

(4) Взыскание тройного айыпа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации.

Статья 27. Последствия неуплаты тройного айыпа

При неуплате тройного айыпа в установленный срок без уважительных причин и уклонения от принудительного взыскания тройного айыпа судебный исполнитель вносит в суд представление о замене наказания в виде тройного айыпа наказанием в виде привлечения к общественным работам либо исправительных работ, либо ограничения свободы или лишения свободы.

Уголовно-исполнительный кодекс Украины

  • 1. Социальное наказание и виды контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания.
  • 2. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • 3. Судебный контроль и его виды.
  • 4. Ведомственные контроль основные формы его реализации.
  • 5. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 1. Пенитенциарная система дореволюционной России.
  • 2. Федеральная служба исполнения наказаний, ее задачи и роль в исправлении осужденных.
  • 3. Следственные изоляторы как места отбывания лишения свободы.
  • 4. Исправительные колонии как основной вид исправительного учреждения.
  • 5. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами.
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 9

      «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений»

    • Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)

    Все документы >>>

    Виды учреждений и органов, исполняющих наказания

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики по рассмотрению Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации административных дел о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в 2017 — 2018 гг. и первом полугодии 2019 г.

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.12.2019)

    • Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.07.2019)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»

    • Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021)

      «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

    • Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021)

      «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 10.03.2014 N 131

      «О награждении медалью Ушакова граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии»

    • Распоряжение Президента РФ от 28.04.2011 N 268-рп

    • Распоряжение Президента РФ от 06.06.1997 N 231-рп

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    • Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2021 N 1668-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»»

    • Постановление Правительства РФ от 15.02.2021 N 191-8

      «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»

    Все документы >>>

    Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания Скачать 28873 0 0

    … специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ). Таким образом, систему органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, составляют те органы и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией, и те, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности. В …

    Исполнение уголовных наказаний и исправление осужденных как функция государства Скачать 69218 0 0

    … способствовало этому развитию, благоприятствовало его становлению. Задачей данной главы настоящего исследования является систематизация изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных, в период с 70-х по 2000 гг. Используя методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял попытку обобщения тех изменений в функционировании …

    Понятие уголовно-исполнительного права РФ. Задачи и система курса Скачать 27155 0 0

    … всех этих отношений, нашедших закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве, и составляет предмет данной отрасли российского права. 2.2 Понятие уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний и …

    Уголовно-исполнительное право Скачать 626148 0 0

    … . Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с …

    Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (с изменениями на 27 декабря 2019 года)

    Глава III. Основы организации деятельности учреждений, исполняющих наказания (статьи с 13 по 23)

    от 21 июля 1993 года №5473-1

    Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

    (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 15.06.1996 г. №73-ФЗ, 13.04.1998 г. №61-ФЗ, 21.07.1998 г. №117-ФЗ, 20.06.2000 г. №83-ФЗ, 09.03.2001 г. №25-ФЗ, 24.12.2002 г. №176-ФЗ, 08.12.2003 г. №161-ФЗ, 23.12.2003 г. №186-ФЗ, 05.03.2004 г. №6-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 05.02.2007 г. №10-ФЗ, 06.06.2007 г. №91-ФЗ, 19.06.2007 г. №104-ФЗ, 25.12.2008 г. №277-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, 14.03.2009 г. №32-ФЗ, 27.09.2009 г. №223-ФЗ, 25.11.2009 г. №267-ФЗ, 05.04.2010 г. №46-ФЗ, 01.07.2010 г. №132-ФЗ, 03.11.2010 г. №280-ФЗ, 07.02.2011 г. №4-ФЗ, 06.11.2011 г. №298-ФЗ, 03.12.2011 г. №378-ФЗ, 01.04.2012 г. №25-ФЗ, 30.12.2012 г. №283-ФЗ, 05.04.2013 г. №37-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 02.11.2013 г. №294-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 02.04.2014 г. №58-ФЗ, 01.12.2014 г. №419-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2016 г.), 06.04.2015 г. №76-ФЗ, 20.04.2015 г. №103-ФЗ, 28.12.2016 г. №503-ФЗ, 19.07.2018 г. №197-ФЗ, 06.02.2019 г. №4-ФЗ (см. вступ. в силу), 02.12.2019 г. №404-ФЗ, 27.12.2019 г. №487-ФЗ, 05.04.2021 г. №78-ФЗ, 26.05.2021 г. №154-ФЗ, 26.05.2021 г. №155-ФЗ)

    Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

    • 1 Требования к пенитенциарной системе
    • 2 История развития пенитенциарной системы
      • 2.1 Пенитенциарная система древнего мира
      • 2.2 Пенитенциарная система средних веков
      • 2.3 Пенитенциарная система нового времени
      • 2.4 Пенитенциарная система XX—XXI века
    • 3 Современная пенитенциарная система России
      • 3.1 Учреждения пенитенциарной системы России
      • 3.2 Тюремное население России
    • 4 См. также
    • 5 Примечания
    • 6 Ссылки

    В Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными, принятых на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году, указывается, что целью и оправданием приговора к лишению свободы является в конечном счёте защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать своё существование. Заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна причинять заключённым дополнительные страдания [1] .

    Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ (ОТБЫВАНИЯ) ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

    К уголовным наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества, относятся:

    2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    4) обязательные работы;

    5) исправительные работы;

    6) ограничение по военной службе;

    7) ограничение свободы.

    Учреждения и органы, исполняющие наказания, составляют специальную, целостную систему, отдельные звенья которой связаны между собой единством целей, задач и принципов, определенных уголовно-исполнительным законодательством.

    Исполнение наказания может быть возложено только на соответствующие органы государственной власти. Администрация предприятий, учреждений и организаций, а также должностные лица лишь выполняют требования приговора суда. Учреждения и органы, исполняющие наказания, входят в уголовно-исполнительную систему. Четкая характеристика названной системы содержится в ст. 16 УИК РФ.

    Согласно ст. 5 Закона № 5473-1, УИС включает в себя:

    • учреждения, исполняющие наказания (колонии, тюрьмы; воспитательные учреждения и пр.);
    • локальные органы УИС;
    • федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области исполнения уголовных наказаний, назначенных осуждённым;
    • СИЗО (следственные изоляторы);
    • предприятия, основанные специально с целью обеспечения деятельности УИС;
    • медицинские, научно-исследовательские, образовательные и иные организации.

    Данный перечень могут дополнять и другие субъекты, требующиеся для обеспечения УИС. Деятельность всех вышеперечисленных субъектов, входящих в УИС, и раскрывает её понятие.

    К учреждениям уголовно исполнительной системы относятся тюрьмы, все виды колоний, воспитательные и медицинские исправительные учреждения.

    В задачи УИС входит следующее:

    • исполнение уголовных наказаний (лишение свободы, а также исключительной меры наказания);
    • обеспечение порядка и законности в исправительных учреждениях, безопасности персонала и осуждённых;
    • привлечение заключённых к труду;
    • обеспечение осуждённых общим и профессиональным образованием;
    • охрана здоровья осуждённых;
    • содействие служащим, выполняющим оперативно-розыскную деятельность.

    Иные задачи на УИС могут быть возложены только законодателем.

    В территориальных управлениях есть отделы ФСИН специального назначения. Они предупреждают и пресекают правонарушения в местах лишения свободы, занимаются поиском и захватом преступников, освобождением заложников, охраной высшего начальства, участвуют в антитеррористической борьбе. В настоящее время существует около 70 подразделений ФСИН специального назначения, каждое со своим названием:

    • «Сокол» в Москве;
    • «Вулкан» в Кабардино-Балкарии;
    • «Тайфун» в Санкт-Петербурге;
    • «Мангуст» в Ростовской области;
    • «Гроза» в Костроме;
    • «Акула» в Краснодарском крае и др.

    Специалисты УИС ─ люди экстремальных профессий, таких как охранники, контролеры за исполнением наказаний, воспитатели, социальные работники, психологи. Работая с заключенными, они находятся в постоянном напряжении и часто сами нуждаются в психологическом сопровождении.

    Тема 12. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    К функциям системы относятся:

    • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
    • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
    • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
    • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
    • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
    • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
    • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
    • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
    • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
    • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

    Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

    Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

    Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

    • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
    • контролирование объектов и их функционирование;
    • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
    • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
    • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
    • защита прав и гражданских интересов;
    • помощь в приобретении общего и специального образования;
    • привлечение к культуре и экономике страны;
    • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
    • предоставление медицинской помощи.

    Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

    В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

    Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

    Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

    Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

    1. Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
    2. Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
    3. Охранять права и гражданские интересы подопечных.
    4. Оказывать помощь в социализации.

    Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

    Принципы работы сотрудников:

    1. Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
    2. Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
    3. Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
    4. Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
    5. Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.

    Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

    Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.
    Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.

    Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние.

    Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.

    Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.

    Характеристики:

    • во время дня разрешено свободное перемещение без охраны, но определенный контроль присутствует;
    • можно взять разрешение у администрации на временный уход из территории, если этого требует специфика работы или обучения;
    • разрешено ходить в обычной одежде, иметь с собой деньги либо драгоценности, которыми не запрещается пользоваться;
    • после взятия соответствующего разрешения не запрещается проживать с семьями на площади, где размещается колония или за ее местонахождением.

    В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.

    Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.

    А также под данный режим попадают те, кто был перенаправлен из других объектов судейским решением. Например, люди с детских исправительных заведений, по достижению ими полного совершеннолетия либо вернувшиеся из колонии-поселения и т. д.

    В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.

    Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.

    Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.

    В подавляющем большинстве люди, находящиеся в данных местах, являются рецидивистами, уже подвергавшимися когда-либо лишению свободы. Этот факт требует особого подхода организации применяемых мер. Основная часть находящихся там лиц должна содержаться в обычных условиях, исключая лиц, пойманных с умышленным преступным деянием, совершенным во временной период заключения и лица, перешедшие с более легкого режима.

    При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.

    Тема 13. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Необходимо отметить, что в настоящее время ключевые вопросы и основные понятия уголовно-исполнительного права остались без внимания законодателя. Так, на законодательном уровне должным образом не сформулировано понятие персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не урегулирован на уровне закона правовой статус персонала уголовно-исполнительных инспекций, нет единого нормативного правового акта, который бы регулировал службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ. В легальном определении нуждается и само понятие уголовно-исполнительной системы, так как достаточно часто в юридической литературе УИС, ФСИН и система учреждений и органов, исполняющих наказания, употребляются как синонимы.

    В настоящее время в структуру УИС входят следующие учреждения и органы, исполняющие наказания:

    –уголовно-исполнительные инспекции;

    –исправительные учреждения (исправительные колонии: колонии-поселения, колонии общего, строго и особого режимов, специализированные колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения);

    – следственные изоляторы (выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ), а также осужденных к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).

    Остается открытым вопрос целесообразности назначения и исполнения наказаний в виде принудительных работ и ареста, а, следовательно, строительства и функционирования исправительных центров (ч. 7.1 УИК РФ) и арестных домов (ч. 8 ст. 16 УИК РФ)3.

    1 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010); Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004. № 1313 (в ред. 31.12.2015); Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314) (в ред. от 27.11.2015).

    2 Закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015).

    3 Борсученко С.А. Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы России на современном этапе // Место и роль уголовно-исполнительной системы в механизме российского государства: материалы Межвузовской научно-практической конференции (10 марта 2011 года) / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011.

    К функциям системы относятся:

    • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
    • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
    • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
    • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
    • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
    • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
    • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
    • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
    • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
    • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

    Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

    Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

    Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

    • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
    • контролирование объектов и их функционирование;
    • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
    • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
    • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
    • защита прав и гражданских интересов;
    • помощь в приобретении общего и специального образования;
    • привлечение к культуре и экономике страны;
    • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
    • предоставление медицинской помощи.

    Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

    В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

    Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *