Приказ о создании комиссии по управлению профессиональными рисками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о создании комиссии по управлению профессиональными рисками». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 212 и Приказ МинТруда №438н требует организовать оценку и дальнейшее управление профессиональными рисками у каждого работодателя. На начало 2021 года ещё не регламентирован единый порядок для оценки рисков. Зато при несчастных случаях данный комплекс будет обязательно проверен инспектором ГИТ согласно Приказа Минтруда N 77 от 21 марта 2019 г. Пока каждый работодатель вправе сам определить методику управления рисками с которой должны быть ознакомлены все работники. Не забудем что в Положении о СУОТ также требуется отразить данный раздел. Мы описываем метод матричной оценки риска рекомендуемой Международной организацией труда.

Приказ Минтруда России № 980 от 30 декабря 2020 г.

Начнем с утверждения Приказа о создании комиссии по оценке рисков. В комиссию должны входить Руководители и ответственные за охрану труда и производственную безопасность. Не стоит включать в комиссию АУП который никак не связан с охраной труда (Главный бухгалтер и прочее). Вот примерный перечень тех кто должен входить в комиссию:

— Генеральный директор
— Специалист по охране труда;
— Ответственный за общее координирование работ по охране труда (Главный инженер / Технический директор);
— Ответственные за охрану труда в структурных подразделениях;
— Представитель профсоюза (при наличии).

Работодателю требуется самостоятельно разработать и утвердить процедуру управления профессиональными рисками. Для этого разработайте Положение об управлении профессиональными рисками. Обязательно ознакомьте всех работников с данным положением. При его разработке воспользуйтесь примерным положением указанном ниже.

Комиссия создана, Положение утверждено, теперь самое время начать оценку рисков. Для начала комиссия должна составить общий Реестр опасных факторов (Перечень) с указанием должностей используя типовой перечень опасностей, перечисленных в статье 35 Приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» № 438н от 19.08.2016. Ваша задача выявить все опасные факторы способные привести к травмам работника в возможном будущем. Данный реестр удобно составлять вместе с работниками или их руководителями т.к. Специалист по охране труда не может знать все опасные факторы работы. В этой стадии мы выявляем риски, но не оцениваем. В реестре обязательно отразите:

фактор риски (удар током, падение груза, наезд автомобиля и т.д.);
должности или зоны применимые к опасностям (Водитель, Зона погрузки, Электрощитовая).

Следующий этап в процессе управления рисками — cоставление карт оценки рисков по каждой должности. В картах будут указаны выявленные опасности их уровень ИПР и корректирующее мероприятие для управления этими рисками. Не реже одного раза в год необходимо пересматривать карты риска для оцениваемых зон и видов деятельности и корректировать информацию в них.

Оценка и управление профессиональными рисками в 2021 году!

По окончании всей процедуры оценки профессиональных рисков не лишним будет составить План мероприятий по снижению профессиональных рисков и назначить ответственных лиц за каждый пункт. В нашем примере данные мероприятия указываются прямо в картах риска, но так как процедура оценки рисков ещё довольно «сырая», то советую составить отдельный документ по мероприятиям, таким образом можно избежать лишних вопросов от ГИТ.

В соответствии с действующим законодательством, в день поступления на работу, новые сотрудники компании должны быть ознакомлены с имеющимися профессиональными рисками на Объекте в соответствии со спецификой своей работы, должностью и видами выполняемой деятельности. Для этого к картам проф рисков сделайте листы ознакомления.

Информация об оценке профессиональных рисков должна быть включена в программы вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте / стажировок, необходимо пересмотреть СИЗ с учетом выявленных опасностей и рисков.

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению, в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Среди локальных актов работодателя в обязательном порядке должно быть положение о СУОТ. Утвержденное в компании положение о СУОТ с учетом специфики деятельности должно соответствовать требованиям типового.

Один из разделов положения посвятите управлению профрисками. Он должен содержать регламент проведения оценки, порядок формирования комиссии по выявлению и оценке рисков. Также отразите способ предоставления информации о степени профриска на рабочем месте сотрудника.

Допускается утверждение самостоятельного локального акта — положение об оценке профессиональных рисков.

Результатом оцененных вероятности и тяжести последствий от опасностей являются еще два внутренних документа — реестр профессиональных рисков и карта рисков.

Анализ и оценка рисков компании в 2021

  • Оценка профрисков — составная часть общей системы управления охраной труда.
  • Цель оценки — выявление, определение степени и разработка путей минимизации профрисков.
  • Для оценки профрисков работодатель вправе создать собственную комиссию или привлечь профессионалов со стороны.
  • Несмотря на отсутствие прямых законодательных норм, работодатель обязан проводить оценку профрисков. Это подтверждается судебной практикой.
  • Отсутствие оценки профрисков грозит работодателю штрафами в соответствии с КоАП РФ.
Актуально на

Несмотря на то, что в законодательстве прямо не предусматривается оценка профрисков работодателем, Минтруд в письме от 16 февраля 2021 г. № 15-1/ООГ-357 предупреждает об обязанности ее проведения в соответствии с требованиями Типового положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 19 августа 2016 г. N 438н).

Скачайте Приказ и Типовое положение о системе управления охраной труда в конце статьи.

Также Минтруд в этом письме напоминает, что данный вопрос будет урегулирован в будет в рамках изменений ТК в области охраны труда. Таким образом, обязанность работодателя проводить оценку профессиональных рисков не вызывает сомнений.

Важно

Работодатель не просто должен оценивать профриски, но и принимать конкретные действия на основании результатов оценки.

Дополните Положение о системе управления охраной труда (СУОТ):

  • разделом о том, как проводится процедура оценки и управления проф рисками;
  • каким образом работник получает информацию о степени профриска на его рабочем месте — п. 8 Типового положения.

Проведите оценку профессиональных рисков. Уведомите работников об уровне рисков на его месте работы. Это можно сделать несколькими способами, на основании п. 41 и 42 Типового положения — любым удобным:

  • вписать уровень профессиональных рисков в трудовой договор или допсоглашение;
  • вручить работнику под роспись уведомление об уровне профрисков на рабочем месте;
  • ознакомить работника с картой оценки профрисков, которая должна быть разработана по каждой должности.

Гарантии и компенсации, если требуются при повышенном уровне рисков, пропишите в ЛНА. Ознакомьте работников под подпись — ст. 22 ТК.

На основании ст. 209 ТК порядок оценивания уровней профрисков определяется федеральным органом власти в сфере труда, то есть Минтрудом. Однако, в пп. «б» п.33 Типового положения говорится, что работодатель сам определяет порядок реализации оценки профрисков.

Можно посоветовать Госты:

  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Документ недействующий, поэтому ссылаться не него в ЛНА было бы некорректно. Можно просто использовать некоторые методы, актуальные для вашей организации.
  2. ГОСТ Р 12.0.010-2009.
  3. Р 2.2.1766-03.

Оценка профессиональных рисков — длительный и довольно сложный процесс. Здесь надо учитывать не только охрану труда, но и пожарную и промышленную безопасность, необходимо разбираться в разных технологических процессах и знать методологию оценки рисков. Поэтому целесообразно привлечь внешних экспертов или отправить членов комиссии на обучение.

Оценка профессиональных рисков: этапы, методы

Обратившись к пунктам 33–35 Типового положения[1], мы увидим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности, устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

• выявление опасностей;

• оценка уровней профессиональных рисков;

• снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу СУОТ. Порядок реализации перечисленных выше мероприятий работодатель определяет самостоятельно.

И уже на этом этапе многие делают ошибку, полагая, что достаточно оценить риски, обратившись в экспертную организацию, и можно спать спокойно, положив в шкаф парочку увесистых папок с картами идентификации опасностей и оценки рисков. Запомните: знание об имеющихся рисках и их уровне никак не повлияют на них, если не осуществлять мероприятия по их управлению.

Оценка риска — лишь часть процесса управления рисками, которая представляет собой поэтапный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, анализируют последствия и вероятность возникновения опасных событий и принимают решение о необходимости обработки риска.

Поскольку риск — это мера опасности, то первый этап управления рисками— это выявление или идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня. Для этого работодатель привлекает:

• службы (специалиста) охраны труда;

• комитет (комиссии) по охране труда;

• работников или уполномоченных ими представительных органов.

К идентификации могут привлекаться сторонние экспертные организации и (или) специалисты (эксперты), имеющие необходимый опыт.

Исполнителя могут оказывать данную услугу двумя способами:

1) выполняя функции службы охраны труда (в организациях с численностью работников до 50 чел.);

2) оказывая консультационные услуги.

В первом случае требуется аккредитация Минтруда России, во втором — нет. Иных требований к «оценщикам» нормативно не установлено.

Обратите внимание!

Нет такой профессии— «специалист по оценке рисков».

Наиболее целесообразно проводить идентификацию своими силами комиссионно. Членами комиссии могут быть специалисты по эксплуатации оборудования, технологи, энергетики, специалист по нормированию труда и специалист по охране труда и (или) промышленной безопасности.

На небольших предприятиях идентификация опасностей может осуществляться одним работником, например специалистом по охране труда или работником, выполняющим его функции.

Организационно-распорядительные документы на всех этапах управления рисками формируют систему взаимосвязанных мероприятий — систему управления профессиональными рисками (далее — СУПР). Они позволяют не только определить последовательность, порядок выполнения отдельных этапов, распределить обязанности между участниками процесса, но и зафиксировать результаты работы.

На первом этапе имеет смысл составить следующие документы:

• Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков.

• Приказ об утверждении Положения о СУПР.

• Положение о СУПР.

• Политика по управлению профрисками на предприятиии.

• Процедуры СУПР.

• План мероприятий по реализации процедур СУПР.

• Планирование работ по управлению профрисками на предприятии.

• Контроль СУПР.

Обратите внимание!

Шаблоны этих документов вы можете скачать на «Сервисе форм». Предлагаем два пакета документов: по матричному методу оценки рисков и по методу Фанни-Кинни.

Согласно требований ТК РФ, работодатели на территории России обязаны организовать процедуру оценки профессиональных рисков, в рамках создания системы управления профессиональными рисками (СУПР), которая является неотъемлемой частью системы управления охраной труда (СУОТ) на предприятии (организации).

С целью разработки и внедрения системы управления профессиональными рисками в отдельно взятой организации, руководителю совместно с уполномоченными по охране труда должностными лицами, необходимо:

  1. Издать приказ по организации о создании комиссии по оценке профессиональных рисков.
  2. Утвердить положение о системе управления профессиональными рисками.
  3. Утвердить положение по идентификации опасностей и определению уровней профессиональных рисков.
  4. Осуществить идентификацию и оценку профессиональных рисков, согласно пунктов 2 и 3.
  5. Организовать информирование работников о результатах оценки профрисков (картами профрисков)
  6. Своевременно вносить корректировки, согласно штатных изменений или изменений технологических процессов и/или оборудования.

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

Настоящее Положение об управлении профессиональными рисками содержит описание управления профессиональными рисками как одной из процедур системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в ООО “Ваша фирма” (далее – организация).

  1. Общие положения
  2. Процедура управления профессиональными рисками в организации предполагает:
  • выявление опасностей;
  • оценку уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков.
  1. Процедура управления профессиональными рисками в организации учитывает следующее:
  • управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности организации;
  • тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа работников, подвергающихся опасности;
  • все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
  • процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
  • эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
  1. В целом деятельность организации по управлению профессиональными рисками можно представить в виде схемы.

Идентификация (выявление) опасностей

2.1. Выявление опасностей является начальным и самым важным этапом оценки рисков, учитывающим недостатки в охране труда, которые могут причинить вред здоровью и безопасности людей. При этом рассматриваются следующие вопросы:

Какие опасности возникают в работе?

Что является причинами опасности?

Где проявляется опасность?

Кто подвержен опасности?

В каких ситуациях работники могут подвергнуться опасности?

2.2. Идентификация (выявление) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, осуществляется администрацией учреждения с привлечением работника, уполномоченного исполнять обязанности специалиста по охране труда, членов комитета по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

  1. В учреждении формируется и поддерживается в актуальном состоянии Реестр опасностей, в котором предусмотрено упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями (по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему положению).
  1. Механические опасности
    • Опасность падения
      • Опасность падения из-за потери равновесия при спотыкании;
      • Опасность падения из-за потери равновесия при подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
      • Опасность падения с высоты;
      • Опасность падения с высоты вместе с сооружением;
      • Опасность падения из-за внезапного появления на пути следования большого перепада высот;
      • Опасность падения в яму;
    • Опасность удара
      • Опасность удара из-за падения перемещаемого груза;
      • Опасность удара из-за падения случайных предметов;
      • Опасность удара из-за падения снега или сосулек с крыши
      • Опасность удара деталями или заготовками, которые могут отлететь из-за плохого закрепления
      • Опасность удара тяжелым инструментом
      • Опасность удара элементами оборудования, которые могут отлететь из-за плохого закрепления
      • Опасность удара вращающимися или движущимися частями оборудования
      • Опасность удара отлетающими осколками
      • Опасность удара жидкостью под давлением
      • Опасность удара газом под давлением
      • Опасность удара от механического упругого элемента
      • Опасность падения на ноги тяжелого предмета
    • Опасность укола
      • Опасность укола из-за натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие);
      • Опасность укола в результате воздействия движущихся колющих частей механизмов, машин;
    • Опасность затягивания
      • Опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов;
      • Опасность наматывания волос, частей одежды, средств индивидуальной защиты;
    • Опасность пореза
      • Опасность воздействия движущегося абразивного элемента;
      • Опасность трения или абразивного воздействия в результате движения работника;
      • Опасность пореза в результате воздействия движущихся режущих частей механизмов, машин;
      • Опасность пореза в результате воздействия острых кромок и заусенцев;
      • Опасность пореза в результате воздействия острого режущего инструмента;
      • Опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами, острыми кромками металлической стружки (при механической обработке металлических заготовок и деталей);
      • Опасность пореза разбившимися стеклянными предметами;
    • Опасность заваливания
      • Опасность заваливания горной породой, земляными массы, скалами, камнями;
      • Опасность заваливания ветхими элементами зданий, кровли, стен;
      • Опасность заваливания частично собранными конструкциями или сооружениями;
      • Опасность заваливания строительными лесами, лестницами;
    • Опасность попадания в глаза стружки, мелких осколков;
    • Опасность разрыва;
  2. Электрические опасности
    • Опасность воздействия электрического тока
      • Опасность воздействия электрического тока при контакте с токоведущими частями, которые находятся под напряжением до 1000 В;
      • Опасность воздействия электрического тока при контакте с токоведущими частями, которые находятся под напряжением более 1000 В;
      • Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт) до 1000 В;
      • Опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт) более 1000 В;

      Система управления профессиональными рисками в организации

      В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

      Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

      Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:

      1. Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
      2. Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.
      3. Пример карты оценки риска:

        Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:

      • Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».
      • Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.

      • ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
      • В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.

      • ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
      • Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.

      • Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.
      • Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.

      Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.

      Специалисты нашей компании:

      • Совершат выезд в Вашу организацию;
      • Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
      • Оценят функционирование системы управления охраны труда;
      • Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
      • Проведут консультации по применению результатов оценки;
      • Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.

      Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.

      Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

      • ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска» — содержит более 35 методов оценки рисков.
      • Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.

      К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

      Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

      Оценка профессиональных рисков в 2021 году

      Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

      При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

      1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
      2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
      3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

      Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.

      В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

      • Карта рисков_Контур.Школа 762.7 КБ

      • Реестр опасностей_Контур.Школа 783.9 КБ

      • Реестр рисков_Контур.Школа 626.6 КБ

      Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?

      Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о применении отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее.

      Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан, в том числе, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

      Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Типовое положение), в котором определен порядок управления профессиональными рисками.

      Обращаем внимание, что процедура управления профессиональными рисками является частью положения о системе управления охраной труда, утверждаемой работодателем.

      Положение о системе управления охраной труда разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов, с последующим его утверждением приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (пункт 7 Типового положения).

      Методы выявления опасностей и оценки профессиональных рисков установлены и описаны в действующих стандартах безопасности труда, в том числе международных.

      Одновременно информируем, что вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков будет урегулирован в рамках проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

      До принятия указанного законопроекта и подзаконных нормативных правовых актов в развитие его положений, полагаем, что проведение оценки профессиональных рисков должно осуществляться работодателем в соответствии с требованиями Типового положения.

      Заместитель
      Директора Департамента
      условий и охраны труда
      Т.М. Жигастова

      Определение СОУТ содержится в статье 3 ФЗ №426. Оценка представляет собой перечень мероприятий, в ходе которых устанавливается наличие вредных факторов на рабочем месте. По итогам оценки рабочему месту присваивается определенный класс. На его основании формируется план мер, нужных для улучшения условий труда. Кроме того, на основании класса назначается доптариф, по которому нужно уплачивать страховые взносы.

      СОУТ должна осуществляться всеми работодателями. Это обязанность и ИП, и ЮЛ. Обязанность установлена статьей 4 ФЗ №426. Оценка актуальна для всех рабочих мест за исключением мест надомных сотрудников. До 2014 года, когда еще проводилась аттестация, в ходе мероприятия не исследовались места, предполагающие только работу с ПК. Однако сейчас проводится оценка и этих рабочих мест.

      Спецоценка осуществляется не реже раза в 5 лет. Иногда назначается внеплановая СОУТ. Основания для ее осуществления содержатся в статье 17 ФЗ №426. В частности, это:

      • Появление новых мест.
      • Инспекция вынесла соответствующее предписание.
      • Произошло ЧП на рабочем месте.

      То есть, основанием для СОУТ является появление каких-либо новых обстоятельств.

      Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам

      В приказе должна быть вся необходимая информация для проведения спецоценки. Именно на основании этого документа будет осуществляться работа комиссии. Образец приказа:

      ООО «Феникс»
      Приказ №5

      «23» ноября 2018 года

      г. Москва

      О формировании комиссии по организации и осуществлению СОУТ

      На основании статьи 212 ТК РФ и ФЗ №426 от 28 декабря 2013 года, приказываю:

      1. Сформировать комиссию для проведения СОУТ в этом составе:
        Председатель: Петров Владимир Александрович, гендиректор
        Участники комиссии: Кокшарова Наталья Эдуардовна (главбух), Иванов Александр Петрович (сотрудник, ответственный за охрану труда).
      2. Установить график мероприятий по СОУТ.
      3. Председателю:
        3.1 Заняться организацией СОУТ в период с 23 ноября 2018 года по 23 декабря 2018 года.
        3.2 Организовать доступ экспертов учреждения, занимающегося спецоценкой, к рабочим местам и всем необходимым документам.
        3.3 Ознакомить должностных лиц с порядком и сроками мероприятия.
        3.4 Предоставить мне итоги СОУТ в виде отчета до 23 декабря для утверждения.
      4. Руководителям подразделений обеспечить доступ экспертов к рабочим местам и всем необходимым сведениям.
      5. Ответственность за выполнение положений приказа принимаю на себя.

      Гендиректор: (подпись) В.А. Петров

      Приказ может быть дополнен приложениями. Ссылки на них должны содержаться в тексте документа.

      В основу снижения уровней профессиональных рисков закладывается разработка и реализация определённых мероприятий по охране труда. Такие мероприятия носят весьма разнообразный характер, вот некоторые из них:

      • установка (совершенствование) систем очистки воздуха, разработка инструкций хранения и использования вредных веществ;
      • периодические испытания электрических цепей, проверка предохранителей, установка предупреждающих знаков и надписей;
      • установка звукоизолирующих и звукопоглощающих преград в виде экранов, перегородок, конструктивное улучшение оборудования.

      Не стоит забывать, что управление профессиональными рисками носит системный характер: идентификация, оценка и мероприятия по снижению должны проводиться с определённой периодичностью (мы рекомендуем не реже одного раза в год). Удачи!

      В соответствии со статьями 212 и 219 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям охраны труда; информировать сотрудников об условиях труда и возможных рисках. Работник, в свою очередь, имеет право знать об охране труда и рисках на своем рабочем месте, а также быть в курсе мер по защите от вредных (опасных) факторов.

      Пункт 33 Приказа Минтруда РФ от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения…» говорит об обязанности работодателя выявить опасности на рабочем месте, оценить уровень профессионального риска и определить мероприятия по снижению этого уровня.

      Порядок оценки рисков необходимо внедрять в рамках работающей системы управления охраной труда. В противном случае предприятию может угрожать ответственность по части первой статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 80 тысяч рублей.

      Оценка профриска риска является частью СУОТ и отвечает на вопросы:

      • какие события могут произойти и какова их причина;
      • какие будут последствия этих событий;
      • какая вероятность их возникновения;
      • как можно уменьшить неблагоприятные последствия или возможность возникновения опасных ситуаций.

      Работодатель может применять любой метод оценки профессиональных рисков по своему выбору, может выполнить оценку самостоятельно, а может поручить оценку профрисков специалистам, которые подберут оптимальную методику для ваших условий.

      Для заказа услуги АНО ДПО «КЭЦОТ» по оценке профрисков заполните заявку (Информация для проведения оценки рисков).

      К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

      • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
      • выявление опасностей;
      • оценка уровней профессиональных рисков;
      • снижение уровней профессиональных рисков

      1. Эксперты определяют порядок оценки рисков, периодичность и основания для проведения переоценки. Полученный документ оформляется как раздел Положения о СУОТ, где также прописывается периодичность совещаний по контролю за управлению рисками. Утверждение мероприятий по оценке профриска проводится в согласии с принятой в компании системой документооборота. Порядок утверждает руководитель в виде локального нормативного акта, где должен быть указан состав комиссии по оценке рисков, порядок проведения анализа и оценки, первоочередности мероприятий по снижению риска. Оценка оформляется в виде отчета с определением уровней риска. Необходимо составить перечень мероприятий по снижению уровней рисков. И хотя он будет окончательно оформлен в момент завершения оценки, но форму отчетного документа нужно прописать в Порядке проведения оценки. Методику можно определить заранее, если работодатель уверен в ней, либо отложить до издания приказа об утверждении методики после идентификации опасности.

      Приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков – скачать образец

      Перечень мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков – скачать образец

      2. Специалист проводит идентификацию на всех рабочих местах сотрудников, состоящих в штате организации, и составляет реестр опасностей (см. Пункт 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель проводит оценку своими силами, то необходимо утвердить коллегиальный орган для координации процесса. Если работодатель призвал на помощь сторонних специалистов, то нужно, во-первых, специальным приказом назначить координатора со стороны работодателя, а во-вторых, предоставить подрядчику доступ на территорию оценки ко всем рабочим местам в присутствии сотрудников.

      3. Формируется перечень выявленных опасностей, который утверждается работодателем. Специалист проводит оценку уровней рисков, в которую входят идентификация, анализ и сравнительная оценка. Оценку риска можно выполнить как для всего предприятия, так и для отдельных его подразделений или даже для конкретного опасного события. Исходя из этого применяются утвержденные методы оценки риска.

      Доказательством того, что разработанные меры по управлению профрисками не были эффективными, будет служить возможное профессиональное заболевание или другой вред здоровью, нанесенный работнику в ходе деятельности на производстве. В этом случае профессиональные риски подлежат немедленной переоценке. Также переоценка необходима в случаях, отмеченных в первой части статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.

      В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

      Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

      Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

      Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

      В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

      Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

      Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

      Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

      С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

      В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

      Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

      Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

      Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

      Приказ о назначении комиссии СОУТ

      Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

      Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

      Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

      Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

      Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

      Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

      Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

      Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

      Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

      Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

      Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

      Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

      С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

      Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

      Аргументы работодателей

      Типовое положение о СУОТ – рекомендация и исполнять его не нужно. Документ разработан в помощь организациям и содержит в себе только методологию управления рисками, а не обязательные требования. Поэтому достаточно разработать положение о СУОТ, включить в него мероприятия на свое усмотрение, а все остальные описанные в Типовом положении о СУОТ процедуры соблюдать необязательно.

      Система управления профессиональными рисками

      Аргументы работодателей

      Аккредитованная организация провела на нашем предприятии спецоценку. В отчете о проведении СОУТ есть класс условий труда и перечислены физические и химические факторы, которые воздействуют на работников. Также указаны гарантии, компенсации, льготы и перечень мероприятий по улучшению условий труда. Работников с результатами спецоценки на их рабочих местах ознакомили под подпись, что еще нужно? Так как оценка профрисков по своему назначению дублирует спецоценку, значит, процедуры взаимозаменяемые. Обе процедуры проводить не нужно.

      Мнение ГИТ и судов

      В ходе спецоценки эксперты замеряют уровни воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах, а оценка профрисков включает в себя анализ опасностей, которые приводят к травмам и гибели работников, что остается за пределами СОУТ. Поэтому спецоценкой управление профрисками заменить нельзя. Требования к процедуре прописали в Типовом положении о СУОТ. В документе перечислили основные этапы управления профрисками и опасности, которые работодатель должен рассмотреть исходя из специфики своей деятельности (решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 20.02.2020 по делу № 12-19/2020).

      Как избежать проблем?

      Используйте для оценки профрисков результаты спецоценки и производственного контроля, они помогут выявить опасности и определить уровень риска.

      Во время спецоценки эксперты замеряют уровни вредных производственных факторов на рабочих местах, но не выявляют опасности. Например, у плотника, который перекладывает грузы на высоте трех метров, определяют уровень физической нагрузки, но не учитывают опасность падения с высоты или опасность поскальзывания на полу рабочей платформы. При этом, оценивая риски, учитывают не только опасные факторы, но и уровень воздействия вредных факторов. Поэтому при управлении профрисками удобно использовать результаты спецоценки в качестве одного из многих источников информации. Кроме этого, идентифицировать опасности поможет анализ статистики несчастных случаев, материалов их расследования, сведения о микротравмах и Near-miss.

      Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

      Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
      работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
      На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

      профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

      Аргументы работодателей

      Нет закона, в котором четко бы прописали, в каком порядке нужно ознакомить работников с результатами оценки профрисков. Например, в законе о спецоценке указали, что работников нужно информировать об условиях труда на их рабочих местах в течение 30 дней, поэтому за нарушение требования инспектор ГИТ сможет оштрафовать по истечении этого периода. В случае с оценкой профрисков закон не устанавливает конкретный срок на ознакомление, значит, сообщать работникам о результатах процедуры необязательно.

      Мнение ГИТ и судов

      Работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его рабочем месте (ст. 212, 219 ТК). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).

      Как избежать проблем?

      После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
      Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

      Обязан ли работодатель организовать управление профрисками

      Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?

      Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
      Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.

      Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
      Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
      Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
      Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

      При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
      Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *