Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о валютных операциях РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Одно из наиболее обсуждаемых изменений закона – введение валютных ограничений в случае угрозы экономической безопасности страны. Решать, когда и какие ограничения вводить, будет Нацбанк совместно с Советом Министров. В каких ситуациях они наиболее вероятны?
1. Обстоятельствах, при которых меры, направленные на ослабление или отмену валютных ограничений, могут ухудшить финансовую ситуацию в стране или нанести ущерб безопасности.
2. Негативном развитии ситуации в платежном балансе, снижении золотовалютных резервов страны ниже допустимого уровня.
3. Резких колебаниях курса белорусского рубля.
Ограничения, которые может вводить регулятор с 9 июля:
1. Запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
2. Установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
3. Требование получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций;
5. Ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Закон гласит, что ограничения могут быть установлены не дольше, чем на 1 год.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Закон предусматривает следующие изменения с 9 июля 2021 года:
Для физлиц отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала. Раньше для покупки недвижимости заграницей, ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, нужно было специальное разрешение от Нацбанка. Теперь получать его не нужно, однако зафиксировать сделку все же придется. Для этого нужно регистрировать валютный договор на портале Нацбанка (подробности ниже).
Юрлицами ИП теперь не нужно получать разрешение от Нацбанка для открытия счетов за границей, учреждения компании, регистрации в банке валютных операций, связанных с движением капитала. Компании и ИП могут открывать иностранные счета и проводить по ним операции. Но в законе есть уточнение, что средства, полученные от экспорта на иностранные счета резидентов, должны быть переведены на счета этих компаний, открытые в белорусских банках.
Но также, как и физлицам, на некоторые операции нужно регистрировать валютный договор.
Разберемся, в каких случаях это делать. Регистрировать нужно валютные договоры между резидентами Беларуси и нерезидентами. И речь идет о крупных сделках: если сумма денежных обязательств равна или превышает 2000 базовых величин для физлиц (58 000 руб.) и 4000 (116 000 руб.) – для юрлиц и ИП. Если сумма не определена, то договор также стоит регистрировать. Также регистрации подлежат договоры, заключенные раньше 9 июля, если к этому времени не исполнены обязательства по ним.
В постановлении Правления Нацбанка №37 приводится перечень валютных операций, для проведения которых нужно регистрировать договор. Например, приобретение у нерезидента ценных бумаг и их продажи. Или продажа недвижимости на территории Беларуси резидентом нерезиденту, в том числе на условиях лизинга, покупка резидентом у нерезидента недвижимости за пределами Беларуси, привлечение резидентом денежных средств в форме кредита или займа от нерезидента и др. С полным перечнем процедур, подлежащих регистрации, можно ознакомиться здесь.
В договоре прописываются услуги, срок их выполнения, права и обязанности сторон, требования по конфиденциальности, процедура и срок обмена документами. Для регистрации нужно создать личный кабинет на веб-портале Нацбанка, заполнить форму и направить договор на регистрацию. Когда все пройдет успешно, договору будет присвоен регистрационный номер. После чего нужно будет ежемесячно предоставлять информацию об изменении договора, а также его исполнении.
С указанной даты устанавливается совершенно новый порядок регистрации валютных договоров и представления отчетности по их исполнению на специально созданном веб-портале Нацбанка и одновременно частично продолжат действовать привычные нам требования представления документов в обслуживающий банк при совершении отдельных валютных операций. Таким образом, мы будем иметь дело с двумя направлениями валютного контроля: посредством веб-портала Нацбанка и посредством банков (см. схему 1).
Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.
Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.
Валютное регулирование и валютный контроль
Ответ: если выполняется одновременно 2 условия:
1) договор заключен с нерезидентом
2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо равна или больше 4000 БВ на дату заключения договора
Основание: п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: сумма договора в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли курсу, установленному Нацбанком на дату заключения договора.
Основание: п. 4 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: «старые» договоры регистрировать нужно по общим правилам, действующим для новых валютных договоров. Т.е. необходимо смотреть, какое из вышеописанных событий наступит раньше — тогда и регистрировать. Например, по старому договору пришла оплата — срок регистрации 7 рабочих дней с даты оплаты; отгрузили/получили товар — зарегистрировать договор нужно до даты отгрузки (получения) товара.
Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:
«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:
Валютное регулирование. Что изменилось в Беларуси с 9 июля
Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
Расчет наличной валютой между резидентом и нерезидентом 03.09.2021
Налог на доходы иностранных организаций по процентам по займам 02.09.2021
Регулирование цен на строительные материалы 31.08.2021
Налог на прибыль и зарплата сотрудников, работающих дистанционно за границей 31.08.2021
Постановление МАРТ 55: регулируемые цены и тарифы 31.08.2021
ПВТ — о месте реализации услуг (площадки App Store, Google Play) 20.08.2021
Материальная помощь на оздоровление к отпуску 20.08.2021
Подоходный налог со страховых выплат по договорам добровольного страхования 04.08.2021
Снижение с 1 августа 2021 ставки НДС до 10% на товары детского питания 01.08.2021
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами. В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
Любые операции между нерезидентами и резидентами.
Рублевые сделки между нерезидентами.
Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
до 200 тыс. руб.
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб.
контракт для регистрации
свыше 6 млн руб.
контракт для регистрации
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
до 10 дней
от 5 до 15 тыс. руб.
от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней
от 20 до 30 тыс. руб.
от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней
от 40 до 50 тыс. руб.
от 4 до 5 тыс. руб.
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
При подготовке контракта следует:
внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
предусмотреть страхование коммерческих рисков.
При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Беларусь / Изменения валютного регулирования и контроля с 9 июля 2021 года
Базовый нормативный акт валютного законодательства — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Он требует, чтобы юрлица и ИП, которые сотрудничают с зарубежными контрагентами, проходили валютный контроль и ставили сделки на учет.
Второй по важности акт валютного контроля — инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она устанавливает порядок оформления валютных операций.
Ну и, разумеется, нельзя забывать о Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Даже если суммы расчетов невелики, банки обязаны контролировать операции, чтобы пресечь вывод капитала за рубеж через фиктивные сделки.
Например:
аванс зарубежному партнеру без последующего ввоза товара (ложный импорт);
оплата за консультационные услуги по стоимости, многократно превосходящей цены на аналогичные виды услуг;
закупка товара через страну таможенного союза, если производитель находится в другом государстве.
Контролю подлежат:
Все платежные операции между резидентами и нерезидентами.
Важно: валюта расчетов значения не имеет. Даже если зарубежный контрагент произвел оплату по контракту в рублях, сделка подлежит контролю.
Все перемещения ценных бумаг и денег через границу РФ.
Все расчеты между нерезидентами в рублях.
Все расчеты между резидентами в валюте.
В общем порядке расчеты в валюте между резидентами запрещены. Но есть ряд исключений. Например, когда российская организация выплачивает работникам аванс в валюте для покрытия командировочных расходов в зарубежных поездках.
Расчеты между резидентами и нерезидентами в принципе не ограничены. Но порядок оформления операций жестко регламентирован. Нужно соблюдать сроки платежей по контракту и вовремя представлять в банк правильно оформленные документы.
Чем больше сумма сделки, тем жестче контроль со стороны банка:
Тип операции
Сумма сделки, тыс. руб.
до 200
200 — 3 000
3 000 — 6 000
> 6 000
Какие документы требует валютный контроль
Экспорт
Нарушения можно разделить на два типа:
1.Непредставление документов: забыли сдать их вовремя, неверно оформили.
За нарушение регламента оформления документов штрафуют по п. 6, 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ:
если нарушение совершено впервые, организацию накажут на сумму от 40 до 50 тыс. руб., руководителя или ИП на сумму от 4 до 5 тыс. руб.
если нарушение повторное, то организацию накажут на сумму от 120 до 150 тыс. руб., а руководителя или ИП — от 12 до 15 тыс. руб.
Штраф за несвоевременную подачу документов взимают при просрочке свыше 90 дней (6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ):
организацию оштрафуют на сумму от 40 до 50 тыс. руб.;
руководителя или ИП — от 4 до 5 тыс. руб.
2.Нарушение срока возврата валютных средств.
Самое частое нарушение — задержка получения валютной выручки или возврата заемных средств. Получается, что обязательства по уплате не выполняет зарубежный контрагент, а виноватым остается законопослушный российский резидент.
За это нарушение ИП или организации вынесут предупреждение или накажут штрафом в размере:
1/150 от ставки Центробанка за каждый день просрочки;
и / или
от 3 до 10 % от неполученной в срок суммы по внешнему договору в рублях;
от 5 до 30 % от неполученной в срок суммы по контракту в валюте или договору займа.
Дополнительно могут наказать руководителя организации на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Штрафы были смягчены в середине 2020 года. Суровая кара за нерепатриацию осталась только при крупной сумме нарушений — свыше 100 млн. руб. В этом случае штраф составит от 75 до 100 % от неполученной суммы (п. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), а повторное нарушение повлечёт уголовную ответственность (ст. 193 УК РФ).
Стоимость звонка взимается оператором связи в соответствии с тарифами
поддержка по карточкам
+37517 289 92 92
круглосуточно
Тарифы операторов связи
Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года
Напомню также отдельно, что в соответствии с п.9 ст.12 ФЗ-173 порядок проведения валютных операций не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков. Т.е. иными словами, валютный резидент вправе открыть счет в филиале российского банка за границей и рассчитываться с использованием такого счета так, как если бы это был российский счет, т.е. без каких-либо ограничений. ВАЖНО: имеются в виду именно филиалы российских банков, а не местные юридические лица с похожими названиями.
По данным из открытых источников по состоянию на 01 января 2020 года российские банки имеют филиалы в следующих странах:
филиал Сбербанка в Нью-Дели (Индия)
филиал ВТБ в в Нью-Дели (Индия)
филиал ВТБ в Шанхае (Китай)
филиал Промсвязьбанка в Лимасоле (Кипр)
филиал ФК Открытие в Афинах (Греция)
Как мы видим, все страны, в которых в у российских банков имеются филиалы имеют соглашение об автоматическом обмене с РФ, т.е. на банковские счета в указанных странах возможно зачисление средств от нерезидентов по любым основаниям. Однако, возможно, процедура открытия счета в филиале рос банка проще.
С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).
Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:
Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:
Кипр (есть автоматический обмен)
Мальта (есть автоматический обмен)
Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
Монако (есть автоматический обмен)
Андорра (есть автоматический обмен)
Болгария (есть автоматический обмен)
Черногория (НЕТ автоматического обмена)
Хорватия (есть автоматический обмен)
Сербия (НЕТ автоматического обмена)
ОАЭ (есть автоматический обмен)
Таиланд (НЕТ автоматического обмена)
Грузия (НЕТ автоматического обмена)
Армения (входит в ЕАЭС)
Беларусь (входит в ЕАЭС)
Украина (НЕТ автоматического обмена)
Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.
В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.
Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.
Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, продолжают считаться незаконными валютными.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются НЕзаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах — продолжают считаться незаконными валютными операциями.
Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, с зачислением денежных средств от продажи на банковский счет в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за совершение таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.
При отправке произошла ошибка. Попробуйте позже.
Ваше сообщение отправлено. Благодарим за помощь.
Просим вас повторить предыдущую операцию принимая во внимание вышеуказанные ограничения. Рекомендуем по возможности вводить данные отличающиеся от введенных в предыдущей попытке.
Данные ограничения обусловлены существующей политикой безопасности Банка для обеспечения максимальной защищенности Ваших данных и средств. Приносим свои извинения за причиненные неудобства.
ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2021
Л. И. Ляхов, Минск Как ныне нужно регистрировать валютные договора по недвижимости физлиц, купле-продаже, расчетам, включая арендные платежи за недвижимость? Можно ли отражать в договорах и расписках физлиц сумму в валюте по курсу Нацбанка? Шкуринский Денис
С 9 июля валютные договоры, заключаемые резидентами с нерезидентами и предусматривающие приобретение недвижимости за пределами Беларуси, подлежат регистрации, если сумма денежных обязательств по договору равна или превышает 2000 базовых величин (1 БВ — Br29) — для физлиц. Порядок регистрации определен инструкцией №37.
Поясню также относительно возможности указывать в договорах, заключенных между резидентом и нерезидентом, сумму обязательств в валюте в привязке к курсу белорусского рубля, установленному Нацбанком. Это допустимо при проведении валютных операций, разрешенных между данной категорией субъектов.
Татьяна Николаевна Заблоцкая, Минск Со страховой организацией РБ заключен договор страхования дополнительной пенсии в 2010 году. Взносы оплачиваются в долларах США. Сможет ли страхователь оплачивать страховые взносы в валюте после 9 июля 2021 года в связи с отменой постановления №612? Шкуринский Денис
Да, но до момента, пока срок действия такого договора не будет продлен. С этого момента необходимо будет внести изменения в такой договор, в том числе в части оплаты страховых взносов в белорусских рублях.
Татьяна Николаевна Заблоцкая, Минск На дату заключения валютного договора он соответствовал критериям для регистрации его на портале Национального банка Беларуси. По состоянию на 9 июля сумма договора уменьшена, критерий не соблюден. Подлежит ли такой договор регистрации? Шкуринский Денис
Валютный договор подлежит регистрации на веб-портале, если сумма денежных обязательств на дату его заключения равна либо превышает установленную пороговую величину и по нему проводятся валютные операции, перечисленные в инструкции. Если по такому договору предусмотрено исполнение обязательств после 9 июля, он подлежит регистрации независимо от суммы неисполненных обязательств.
С 9 июля 2021 года вступает в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь № 37, которое утверждает Инструкцию о регистрации резидентами валютных договоров (далее — Инструкция № 37).
Инструкция № 37 устанавливает порядок регистрации валютных договоров между резидентами и нерезидентами на веб-портале Национального банка, а также перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации.
Из положений Инструкции № 37 выделим главное:
1. Необходимо регистрировать валютные договоры только с нерезидентом.
2. Валютный договор необходимо регистрировать при одновременном наличии двух обязательных условий:
Cумма денежных обязательств по договору на дату заключения не определена либо равна или превышает в эквиваленте 2000 базовых величин (около $ 23 000) для физических лиц и 4000 базовых величин (около $ 46 000) для юридических лиц и ИП. При этом при подсчете денежных обязательств нужно учитывать как сумму уже исполненных обязательств по договору, так и сумму еще предстоящих к исполнению
Осуществляемая валютная операция входит в перечень валютных операций, указанных в Инструкции № 37 (а это практически все экспортные и импортные операции, внесение денежного вклада в уставный фонд, купля-продажа ценных бумаг и другое).
Регистрацию валютного договора необходимо будет проводить:
До совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора, например, до подписания товарной накладной, подписания акта выполненных услуг и т.п.
Либо не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет резидента, в том числе открытый в иностранном банке.
Вместе с тем установлено, что регистрации также подлежат валютные договоры, заключенные резидентами до 9 июля 2021 года, в том случае, если обязательства по ним не исполнены до указанной даты.
Где осуществляется регистрация
Для регистрации валютных договоров резиденты обязаны зарегистрироваться на веб-портале Национального банка и получить доступ к личному кабинету резидента. Сделать это следует заранее, до возникновения необходимости регистрации валютного договора.
Доступ к личному кабинету резидента осуществляется посредством взаимодействия с сервисами Межбанковской системы идентификации с использованием сертификатов открытых ключей.
Дополнительные документы/информация, необходимые для регистрации
Помимо самой регистрации валютных договоров резидент обязан предоставлять на веб-портале документы и иную информацию об изменении, исполнении валютного договора.
Данная информация за предыдущий календарный месяц предоставляется не позднее 15-го числа следующего за ним месяца в личном кабинете резидента. Если в течение календарного месяца валютный договор не исполнялся, информация об исполнении в следующем за ним календарном месяце не предоставляется.
Информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору резидент предоставляет на веб-портале в срок не позднее 15 календарных дней со дня определения даты исполнения валютного договора в полном объеме.
Датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств по валютному договору, в том числе:
Дата последнего поступления (проведения) платежа либо отгрузки (поступления) товаров, включая возврат платежей и товаров, осуществляемый в результате отказа одной из сторон от исполнения своих обязательств
Дата выполнения работ, оказания услуг, передачи (получения) нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав
Дата погашения кредита, возврата займа, вклада (депозита).
1. Услуги. Инструкцией № 37 резидентам предоставлено право заключать с банками договор оказания услуг по регистрации валютного договора, предоставлению актуальной информации о валютном договоре и его исполнении в личном кабинете пользователя на веб-портале. Таким образом, часть технических функций по работе с веб-порталом резидент может переложить на свой обслуживающий банк.
2. Ответственность. За невыполнение обязанности по регистрации валютного договора в случае, когда в соответствии с законодательными актами требуется такая регистрация, установлена ответственность для юридического лица в виде штрафа до 10 базовых величин (около $ 115) (ст. 12.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Кроме этого, сохранилась ответственность уполномоченного должностного лица: за непредоставление документов, отчетов и иных материалов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 20 базовых величин (около $ 230) (ст. 24.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
3. Некоторые комментарии Национального банка.
Несмотря на норму п. 3 Инструкции № 37, которая прямо говорит о том, что все валютные договоры, сумма которых не определена, подлежат регистрации, Национальный банк в своих ответах на часто задаваемые вопросы предложил иную трактовку.
По мнению Национального банка, рамочные договоры, заключенные до 9 июля 2021 года, в которых не указана сумма денежных обязательств, не обязательно регистрировать, если спецификации, счета, допсоглашения и т.п. (как исполненные, так и еще подлежащие исполнению) позволяют установить, что сумма денежных обязательств по договору составляет менее 4000 базовых величин (около $ 46 000).
Пока не ясно, применяется данная трактовка ко всем валютным договорам или только к тем, что заключены до 9 июля 2021. Кроме этого, исходя из комментария Национального банка, не ясно, нужно ли регистрировать валютные договоры, по которым еще нет подписанных спецификаций, актов, счетов и иных документов, но такие документы планируется подписать в будущем, и их сумма не превысит 4000 базовых величин (около $ 46 000).
Исходя из этого, мы бы рекомендовали придерживаться общего правила, установленного Инструкцией № 37: нужно регистрировать все валютные договоры, сумма денежных обязательств которых не установлена, до дальнейших официальных разъяснений.
Валютные операции с 09.07.2021
Если кратко, то сможете. Пока. И с нюансами. Дело в том, что указ президента №154 не вводит какие-то новые нормативы или возможности для Нацбанка, а актуализирует Закон № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», поправки в который вносились на протяжении 2019-2020 годов. И новая его редакция начнет действовать с 9 июля 2021.
А вот сами поправки действительно дают возможность Нацбанку (в компании с Совмином) вводить ограничения по валютному рынку вплоть до полной остановки его работы. Правда, максимальный срок таких ограничений не должен превышать один год.
Не совсем так. Во-первых, новые правила начнут действовать только с 9 июля. Во-вторых, есть список условий, при которых валютные ограничения возможны. Но их можно трактовать довольно широко.
В законе указаны следующие причины:
негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов Республики Беларусь ниже допустимого уровня ;
По планам Нацбанка, ЗВР Беларуси до конца 2021 года должны составить не меньше $6 млрд. Сейчас в ЗВР находится около $6,9 млрд и в первом квартале они сокращаются быстрее запланированного (минус $529 млн только за один квартал). Теоретически они могут в итоге опуститься ниже допустимого Нацбанком уровня.
Действительно, в декабре 2014-го Нацбанк вводил валютный сбор в размере 30% на покупку валюты. Его платили как банки и юрлица, так и физлица, покупавшие валюту в обменниках. К январю 2015 валютный сбор отменили, и уже через месяц официальный курс сравнялся с курсом на черном рынке. Также юрлиц обязали продавать 50% валютной выручки на бирже. Были прекращены все операции на внебиржевом валютном рынке.
Еще ранее, в 2011-м, Нацбанк вводил временные ограничения на валютном рынке: ее нужно было резервировать за 30 дней до покупки. А валюту для обменников на бирже и вовсе было решено не продавать. Это привело к ее дефициту и огромным очередям, в которых белорусы вели учет стоящих людей несколько дней подряд по спискам.
Сейчас все возможные ограничения объединили в один документ. Вводить их может Нацбанк совместно с Советом министров.
Более важным позитивным моментом закона, по мнению Нацбанка, стало создание условий для поэтапной либерализации валютных отношений, в частности, отмена ряда ограничений. К примеру, в период с 2017 по 2019 год были приняты меры по либерализации валютного регулирования.
Так, банки перестали требовать паспортные данные при продаже иностранной валюты физлицам. Для юрлиц увеличили сроки завершения внешнеторговых операций с 90 до 180 дней по экспорту и с 60 до 90 дней по импорту, а также сняли ограничения на цели использования купленной валюты и отменили обязательную продажу валютной выручки для юридических лиц-резидентов.
Помимо этого, граждане получили возможность свободно открывать счета за границей, а компании-резиденты могут проводить отдельные валютные операции, связанные с движением капитала, без специального разрешения Нацбанка.