Ширина одной полосы дороги в городе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ширина одной полосы дороги в городе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Известно, что в течение дня преимущественные направления движения городского транспорта меняются. Утром большой поток общественного и личного транспорта стремится к центру, вечером на окраины. Многополосные дороги дают возможность облегчать движение, обслуживая в разное время противоположные направления перемещающихся транспортных средств. Эту функцию реализует реверсивная полоса, имеющая особую разметку, которую можно увидеть, посмотрев видеосюжет.

Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.

Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.

Профильным стандартом определена минимальная ширина проезжей части в одну сторону. Она не может быть меньшей, чем 2,75 метра. Так требуют не только Государственные стандарты, но и ПДД.

Почему так скрупулезно устанавливаются размеры поперечной длины проезжей части дороги. Щепетильность в этом вопросе завязана на безопасности движения. Несоблюдение гостовских параметров, приводит к частым авариям. Можно представить, как трудно разъехаться двум грузовикам, чьи габариты внушительные по размерам. Особенно в густо застроенном населённом пункте.

Дома, хозяйские постройки, заборы вплотную подступают к проезжей части улицы. При разъезде автомобилей незначительный недосмотр обернется или аварией, или заездом в чей-то огород. И если ширина дороги вне стандартов, то водитель, создавший аварийную ситуацию, не должен нести ответственности.

Ширина проезжей части дороги по ГОСТ. Двухполосная дорога

Следует учитывать, что размер полос может отличаться для разных участков дороги и местностей. Чтобы не ошибиться, и не нарушить ПДД, водитель должен внимательно следить не только за знаками, запрещающими остановку или обгон, но и за линиями, нанесенными на трассе.

Ширина полосы движения по ГОСТ стандарту может зависеть от некоторых факторов:

  • Тип трассы по значимости – местная, федеральная или республиканская.
  • Количество полос движения.
  • Место пролегания – в городе или пригороде.
  • Максимально допустимая скорость на участке.

Так, по стандарту, ширина разметки для двухполосной магистрали будет отличаться от восьмиполосной. Тот же параметр, который используется на скоростной трассе, не подойдет для дорожной.

Во избежание совершения водителями нарушения, работники Росавтодора должны следить за тем, чтобы разметка не стиралась, и не утончалась. Если водителю будут начислены штрафы за нарушение норм движения, но линии на трассе не соответствуют нормам, то их можно оспорить.

Необходимо учитывать следующие нормы:

  • На не скоростных трассах обычного типа разделительная полоса наносится в соответствие с особенностями проектов по организации дорожного движения.
  • Для автомагистралей и скоростных дорог обязательно наличие центральной разделительной полосы, независимо от количества транспортных потоков.
  • Обязательно должны быть обозначены пешеходные линии.

Если водитель уверен в том, что он не нарушал правил движения, а скорость была допустимой, то можно обжаловать постановление ГИБДД, но на место будут высланы проверяющие инспектора, которые проведут замеры разметки.

Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

  • Опережение автомобиля без изменения полосы движения. В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
  • Существует также опережения с выездом на иную полосу движения. Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

Существует несколько различных видов дорог – от крупнейших многополосных автомагистралей, до односторонних проселочных трасс. В связи с этим, стандартом определяются нормы отдельно для каждого типа, поскольку введение единого показателя было бы неверным действием.

ГОСТ содержит определенные рекомендации для полосы каждого типа. Но при этом следует учитывать, что в России возможно строительством магистралей не более 3 метров, в связи с чем нормы ГОСТа не всегда используются.

Сегодня действует несколько основных нормативных требований, которые должны соблюдаться:

  • Для трасс, не имеющих дополнительно слоя из асфальта или бетона, нормативы разметки не определяются, допускается использование любой ширины.
  • Для улиц, расположенных в зоне населенного пункта, дороги, которые являются второстепенными проездами, должны иметь ширину не менее 2,75 метров.
  • Для трас, которые расположены в зонах районного значения, в поселках и городах, которые относятся к транспортно – пешеходным магистралям, наносится разметка не менее 2,75 метров и до 4 м.кв.
  • Дороги, расположенные между городами, должны предоставлять для движения водителям полосы около 3,75 метров.
  • Трассы третьей категории, которые расположены между городами, должны иметь полосу шириной 3,5 метра.
  • Магистрали 4 категории имеют полосы не менее 3 метров.

Кроме того, в России часто встречаются магистрали, предназначенные для движения легковых и грузовых машин. Их ширина должна быть не менее 3 метров.

В соответствие с нормами российского законодательства, по стандарту ГОСТ, ширина дорожной разметки должна выбираться в соответствие с типом самой полосы. Данное условие является обязательным и выполняется в целях обеспечения безопасности движения.

Государственные служащие, принимающие трассу, должны провести замер габаритов и убедиться в том, что они полностью соответствуют установленным нормативам. Так, ширина зависит от типа проложенной магистрали.

Можно выделить несколько видов:

  • Двусторонние 4 и 8 полосные дороги магистрального типа, предназначенные для движения с высокой скоростью – не более 130 километров в час.
  • Городские скоростные дороги, с максимальной скоростью перемещения по ним – 100 км.в час.
  • Двух и шестиполосные двусторонние магистрали, на которых возможно регулирование транспортного потока, а действующий скоростной режим – не более 80 км. в час.
  • Аналогичные магистрали с регулированием потоков, но состоящие из 4 и 8 полос.
  • Транспортно – пешеходные, 2 и 4 полосные магистрали, на которых обязательно накладывается обочина. Назначение такой трассы – районное, а скорость движения не превышает 70 км. в час.
  • Участки, предназначенные для проезда к крупным предприятиям – производственным или транспортным. Преимущественно происходит перемещение крупногабаритных машин.
  • Обычные магистрали с минимальной шириной, допустимой правилами. Они могут быть второстепенными и удаленными от населенных пунктов, а также использоваться в качестве проездов к жилым зданиям и кварталам.

Стандартами устанавливаются показатели ширины автомобильной трассы и размер разделительной полосы. Ширина может составлять не менее трех метров, но чаще всего, в России, при проведении дорожных работ допустим показатель 2,75 метров. На обычных дорогах это значение также может применяться.

В населенных пунктах, на участках с высокой транспортной активностью, ширина дороги должна быть не менее 3,5 метров, а в некоторых случаях – не менее 3,75 метров.

Наиболее важный вопрос – ширина автополосы. Не случайно были приняты действующие значения ГОСТ. Они принимаются для того, чтобы создать безопасности движения, которая во многом зависит от того, насколько правильно нанесена разметка, и какие действующие стандарты соблюдаются.

Водитель должен следить за разметкой, но ее фактические показатели толщины могут его заинтересовать в том случае, если возник спор с ГИБДД.

Ширина полосы движения – значения, определенные ГОСТом

Требования, регламентированные данным документом, распространяются на реконструкцию действующих и строительство новых дорог. Огромное значение отводится при этом максимальному сохранению сложившейся веками экосистемы данного региона. При производстве работ следует соблюдать следующие правила:

  • Камень, щебень и твердые материалы сгружать в специально отведенных зонах.
  • Территории асфальто- и цементозаводов необходимо оборудовать площадками с твердым покрытием, обустроить водоотвод.

Улицы или дороги, имеющие размер 3,5 метра, разрешено строить с учетом регулирования скорости движения. Разрешено автомобилям двигаться со скоростью 80 км/ч. В черте города улицы, имеющие двух и шестиполосные проезжие части, должны обеспечить безаварийный проезд автотранспорта со скоростью 60 км/ч. Если проезжая часть оборудована обочинами для пешеходов, то разрешено автотранспорту двигаться со скоростью 70 км/ч.

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.

Ширина проезжей части и полос движения

Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.

Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:

  • 4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч);
  • Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч);
  • 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый);
  • Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос);
  • 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч);
  • Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта);
  • Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.

Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер и другие значимые для движения параметры.

Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.

Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.

В соответствие с нормами российского законодательства, по стандарту ГОСТ, ширина дорожной разметки должна выбираться в соответствие с типом самой полосы. Данное условие является обязательным и выполняется в целях обеспечения безопасности движения.

Государственные служащие, принимающие трассу, должны провести замер габаритов и убедиться в том, что они полностью соответствуют установленным нормативам. Так, ширина зависит от типа проложенной магистрали.

Можно выделить несколько видов:

  1. Двусторонние 4 и 8 полосные дороги магистрального типа, предназначенные для движения с высокой скоростью – не более 130 километров в час.
  2. Городские скоростные дороги, с максимальной скоростью перемещения по ним – 100 км.в час.
  3. Двух и шестиполосные двусторонние магистрали, на которых возможно регулирование транспортного потока, а действующий скоростной режим – не более 80 км. в час.
  4. Аналогичные магистрали с регулированием потоков, но состоящие из 4 и 8 полос.
  5. Транспортно – пешеходные, 2 и 4 полосные магистрали, на которых обязательно накладывается обочина. Назначение такой трассы – районное, а скорость движения не превышает 70 км. в час.
  6. Участки, предназначенные для проезда к крупным предприятиям – производственным или транспортным. Преимущественно происходит перемещение крупногабаритных машин.
  7. Обычные магистрали с минимальной шириной, допустимой правилами. Они могут быть второстепенными и удаленными от населенных пунктов, а также использоваться в качестве проездов к жилым зданиям и кварталам.

Стандартами устанавливаются показатели ширины автомобильной трассы и размер разделительной полосы. Ширина может составлять не менее трех метров, но чаще всего, в России, при проведении дорожных работ допустим показатель 2,75 метров. На обычных дорогах это значение также может применяться.

В населенных пунктах, на участках с высокой транспортной активностью, ширина дороги должна быть не менее 3,5 метров, а в некоторых случаях – не менее 3,75 метров.

Наиболее важный вопрос – ширина автополосы. Не случайно были приняты действующие значения ГОСТ. Они принимаются для того, чтобы создать безопасности движения, которая во многом зависит от того, насколько правильно нанесена разметка, и какие действующие стандарты соблюдаются.

Водитель должен следить за разметкой, но ее фактические показатели толщины могут его заинтересовать в том случае, если возник спор с ГИБДД.

Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:

  • дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия — не определяется, ширина может быть любой;
  • улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
  • улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
  • междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
  • дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
  • автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
  • любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.

Ширина разделительной полосы по госту

Существует несколько различных видов дорог – от крупнейших многополосных автомагистралей, до односторонних проселочных трасс. В связи с этим, стандартом определяются нормы отдельно для каждого типа, поскольку введение единого показателя было бы неверным действием.

ГОСТ содержит определенные рекомендации для полосы каждого типа. Но при этом следует учитывать, что в России возможно строительством магистралей не более 3 метров, в связи с чем нормы ГОСТа не всегда используются.

Сегодня действует несколько основных нормативных требований, которые должны соблюдаться:

  1. Для трасс, не имеющих дополнительно слоя из асфальта или бетона, нормативы разметки не определяются, допускается использование любой ширины.
  2. Для улиц, расположенных в зоне населенного пункта, дороги, которые являются второстепенными проездами, должны иметь ширину не менее 2,75 метров.
  3. Для трас, которые расположены в зонах районного значения, в поселках и городах, которые относятся к транспортно – пешеходным магистралям, наносится разметка не менее 2,75 метров и до 4 м.кв.
  4. Дороги, расположенные между городами, должны предоставлять для движения водителям полосы около 3,75 метров.
  5. Трассы третьей категории, которые расположены между городами, должны иметь полосу шириной 3,5 метра.
  6. Магистрали 4 категории имеют полосы не менее 3 метров.

Кроме того, в России часто встречаются магистрали, предназначенные для движения легковых и грузовых машин. Их ширина должна быть не менее 3 метров.

Существуют три основных категории дорог:

  • дороги I категории — трассы шириной 33 м, по которым за час проезжает более 100 автомобилей;
  • дороги II категории — дороги шириной 22 м, количество автомобилей — от 15 до 100;
  • дороги III категории — дороги шириной 19 м, по которым в течение часа проезжает не более 15 машин.

Также все дороги можно делятся на 7 основных типов:

  • Автострады: дороги с покрытием, выполненным из асфальтобетона или цементобетона. Толщина такого покрытия может достигать полуметра. Количество полос в каждом направлении дороги этой категории — от двух до пяти, ширина дороги — от 15 до 56 м.
  • Усовершенствованные шоссе: такие дороги имеют твердое основание и прочное покрытие из асфальта, цементобетона, клинкера или брусчатки. Ширина трассы — не меньше шести метров, таким образом, автомобили могут двигаться в два ряда. Интенсивное движение транспорта на таких дорогах возможно в любое время года.
  • Шоссе: основание такой трассы выполнено из песка, камня или твердых грунтов, в качестве покрытия используются асфальт, а также гравий, щебень и шлак, которые обрабатываются вяжущими составами. Ширина дорожного полотна, как правило, находится в пределах шести метров. Этого достаточно для того, чтобы на трассе могли разъехаться встречные автомобили. Транспорт моет передвигаться по таким дорогам в течение всего года.
  • Улучшенные грунтовые дороги: дороги этой категории представляют собой профилированные трассы без твердого основания и без покрытия. Грунт при строительстве может быть улучшен гравием, щебнем или песком, также широко применяется обработка грунтов вяжущими веществами для придания дороге прочности и долговечности. Такие трассы требуют регулярного обслуживания для поддержания их в пригодном к использованию состоянии. По этим дорогам в течение почти всего года может передвигаться мало- и среднетоннажный транспорт.
  • Грунтовые дороги (проселочные дороги): непрофилированные дороги без покрытия. Как правило, они используются в качестве трасс, которые соединяют небольшие населенные пункты или служат выездом из такого населенного пункта на основную дорогу. Проходимость проселочной дороги сильно зависит от характеристик грунта, его увлажненности и климатических условий. Ширина их, как правило, не превышает пяти метров, но может составлять и 7-9 метров.
  • Полевые и лесные дороги: представляют собой дороги местного назначения, пригодные для эпизодического передвижения по ним транспорта. Как правило, они используются в сезон лесозаготовок или полевых работ. Ширина не превышает пяти метров.
  • Караванные пути и вьючные тропы: могут представлять собой основные пути передвижения в малонаселенных районах, особенно горных или пустынных. Такие тропы пригодны только для пешего передвижения.

Таким образом, грунтовые дороги занимают промежуточное положение между шоссе и тропами по всем параметрам, в том числе и по ширине.

Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.

Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:

  • 4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч);
  • Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч);
  • 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый);
  • Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос);
  • 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч);
  • Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта);
  • Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.

Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер разделительной полосы и другие значимые для движения параметры.

Минимальное значение для ширины дорожного покрытия 3 метра (допускается 2,75 м при проведении дорожных работ). Это значение подходит для обычных дорог с минимально разрешенной шириной. Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте обычно составляет 3,5 м. Трассы, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть меньше 3,75 м.

Очень важным параметром является ширина дорожной полосы. ГОСТ не случайно установлен именно в таких значениях. Безопасность движения напрямую зависит от правильной разметки с учетом действующих стандартов. Нарушать их запрещено.

Для водителя ширина полосы движения имеет значение фактически только в том случае, когда возникает спор с ГИБДД. Сегодня мы рассмотрим основные положения законов и негласные прецеденты судебной практики, чтобы понять основные сложности определения ширины полосы движения. В особенности этот вопрос становится сложным, когда на дороге нет разметки, а также отсутствуют дорожные знаки разделения по полосам. В таком случае выездом на полосу встречного движения может считаться любой маневр или даже сама суть езды по такой дороге. Так что в общении с сотрудниками ГИБДД можно получить неприятные последствия. Впрочем, для таких случаев рекомендуется возить на лобовом стеке регистратор, видео с которого и станет основным источником данных для суда.

Сегодня в положениях правил отсутствуют четкие понятия ширины полосы дорожного движения, в особенности в тех случаях, когда дорога не разделена разметкой. Даже при наличии такого разделения зачастую трудно определить адекватность ширины полос. Служба, наносящая разметку, руководствуется несколькими документами, но они носят рекомендательный характер. Об особенности разделения на полосы дороги без разметки, но с двухсторонним движением, вы поговорим несколько ниже. Для начала постараемся разобраться с понятием ширины полосы движения, а также причинам, по которым этот вопрос может тревожить водителя.

Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:

  • дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия — не определяется, ширина может быть любой;
  • улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
  • улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
  • междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
  • дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
  • автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
  • любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.

Такие требования должны соблюдаться, в первую очередь, при строительстве дорог, а также при нанесении дорожной разметки. На деле службы руководствуют другими значениями. К примеру, есть дорога, которую нужно оснастить разметкой. На ней будут выделены три полосы движения, значит дорога делится условно на три равные части и выполняется разметка в соответствии с таким математическим вычислением. На деле такой подход часто оказывается недейственным, так как на многих дорогах первая полоса вполне может быть и уже в силу стоянки на ней постоянно большого количества транспортных средств. Вот такие тонкости в российском законодательстве имеет ширина полосы дорожного движения.

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Если вы хотите доказать свою невиновность в предписываемом вам нарушении, к суду придется подготовиться заранее, заручившись поддержкой человека, который в этом процессе имеет какой-нибудь опыт. Адвокат сможет скомпоновать все имеющиеся факты и выстроить защиту таким образом, что вам выпишут штраф по минимальной границе, а также не смогут лишить прав. В лучшем случае из зала суда вы выйдете очищенным от любых обвинений. Специфика нарушений, связанных с шириной полосы дорожного движения, для адвокатов довольно проста. В правилах есть отдельные зацепки, позволяющие выиграть это дело без особых сложностей. Упростят процесс такие факторы:

  • уверенность водителя в том, что он не нарушал правила дорожного движения;
  • полное осознание всех требований закона в отношении водителя;
  • наличие свидетелей, которые подтвердят отсутствие нарушений и раскроют картину случая;
  • наличие записей с видеорегистратора и прочих возможных доказательств вашей невиновности;
  • упоминание ситуаций, которые вынудили водителя выехать на полосу встречного движения;
  • указание особенностей дороги, ее непригодности для движения транспортных средств и так далее.

Все эти особенности позволят вам, как минимум, смягчить наказание за совершенное нарушение. Прецеденты, которые особо не разглашаются органами судебной власти, говорят о том, что дела подобного рода в большинстве случаев водители выигрывают. Поэтому намного лучше использовать профессиональную подготовку к суду, чем проиграть дело и лишиться прав. Также водители часто рассказывают о том, как инспекторы ГИБДД вынуждают выезжать на полосу встречного движения, интерпретируя все как нарушение. В данном случае вам поможет любая фиксация или наличие в машине свидетелей. В ином случае доказать свою невиновность будет достаточно сложно. На большинстве автодорог России разметка сделана не слишком разумно, как на следующем видео:

Сегодня в России законы действуют достаточно сложно. Многие судебные заседания по нарушению правил дорожного движения заканчиваются несправедливо, что вынуждает водителей отказаться от использования автомобильных транспортных средств на время лишения водительского удостоверения. В последние годы ситуация с беспределом ГИБДД на дорогах значительно улучшилась, новые правила общения с сотрудниками инспекции, а также ужесточенные требования по обязанностям полиции стали важным моментом снижения накаленности отношений водителей и ГИБДД. Но определенные спорные ситуации остаются.

Если бы в нашей стране следили за качеством дорог, обеспечением знаками и дорожной разметкой всех участков движения, спорных ситуаций возникало бы намного меньше. При возникновении подобной спорной ситуации в вашей водительской практике, не спешите отчаиваться, обратитесь к адвокату и сохраните ваши права. Скорее всего, неправомерные требования полиции будут отменены в суде, если вы правильно подготовитесь к защите своих прав. А на вашем опыте были выигранные в суде дела против ГИБДД?

Основным назначением проезжей части является обеспечение передвижения автотранспортных средств в обоих направлениях. Огромное значение для пропускной способности имеет ширина полосы автомобильной дороги. Если раннее в России в основном строились дороги с двумя полосами, то сейчас активно строятся магистрали четырехполосные.
Полоса автодороги представляет собой составляющую проезжей части, движение транспортных средств по которой осуществляется в одну сторону. Для отделения полос используется дорожная разметка. Ширина автодорожных полос в России определяется ГОСТом. Причем максимальная ширина полос российских автодорог составляет 3,75 метра. ГОСТ определяет, какая двухполосной дороги ширина в целом допустима, какой может быть и ширина дороги общего пользования.

Зависит ширина проезжей части дороги от множества факторов, определяющими среди которых являются:

  • местоположение дороги (за пределами города или по населенному пункту);
  • количество полос;
  • допустимая на данной трассе максимальная скорость передвижения;
  • разновидность трассы с учетом значения.

В зависимости от значения выделяют трассы местного значения, республиканскую и федеральную.

С шириной полос по ГОСТу 3,75 метров в России строят и эксплуатируют следующие виды автодорог:

  • загородные магистральные со скоростью передвижения до 130 километров в час. Количество полос в обе стороны на таких автодорогах может быть от 4 до 8 в обе стороны;
  • городские магистральные автодороги, скорость передвижения по которым допустима до 100 километров в час. Количество полос на таких автодорогах может оставлять от 4 до 8 в обе стороны.

Общая ширина дорог в России магистрального типа при условии четырехполосного движения должна быть не менее 15 метров. Данная величина не учитывает параметры обочин и различного рода разделительных конструкций.

С учетом указанных данных несложно подсчитать, какая должна быть ширина дороги восьмиполосной. Составляет минимальная ширина дороги с восемью полосами не менее 30 метров. Средний легковой автомобиль имеет ширину примерно 1,8 метра, поэтому при движении по одной полосе могут разъехаться только два автомобиля. Причем разъезд следует выполнять осторожно во избежание столкновения автомобилей или причинения повреждений капоту.

Ширина российских дорог бывает различной. Наименьшая допустимая ширина автодороги – 3 метра. В основном ширина автодорог в населенных пунктах составляет 3,5 метра, поскольку при меньшей ширине напряженное движение автомобилей и пешеходов может создать условия для ДТП и аварий. Минимизировать вероятность аварий и ДТП на городских автодорогах можно путем установки светофоров обычных и реверсивных, сооружения отдельных тротуаров для пешеходов.

При определении допустимой ширины проезжей части учитывается назначение участка территории. Например, ширина дорог в СНТ (садовых некоммерческих товариществах) независимо от количества садовых участков должна составлять не менее 7 метров при условии ширины каждого проезда не менее 3,5 метров. В обязательном порядке обустраивается обочина дороги, ширина которой должна составлять не менее 2,5 метров.

Дорожная обочина может быть укрепленной или грунтовой. Для укрепления обочины используются асфальтобетонная смесь, асфальтовая крошка, гравий, щебень и т.д. Грунтовые обочины характерны для местности за пределами города: дачные участки, небольшие поселки, садовые товарищества.

Существуют следующие нормы ширины дорог:

  • ширина 3, 5 метра допустима для дорог, ведущих к предприятиям научным, производственным или транспортным с интенсивным движением грузовых авто, а также для городских улиц с регулируемым движением и допустимой скоростью автомобилей до 80 км/час; для транспортно-пешеходных дорог со скоростью движения авто не более 70 км/час (при этом ширина полосы отвода дороги рассчитывается проектировщиками с учетом множества факторов);
  • ширину дороги 2,75 метров СНИП и по ГОСТу допускают в исключительных случаях. Движение по автодорогам такой ширины возможно по причине крайне плохого состояния дорожного полотна или при проведении дорожных работ. Если ширина дороги менее 2,75 метров, то передвижение автотранспортных средств запрещено за исключением автомашин по доставке товаров или коммунального автотранспорта.

Существует норматив по ГОСТ 52398 2005, который используют проектировщики для определения ширины дороги при планировании строительных, ремонтных или реконструкционных работ. ГОСТ определяет категории автомобильных дорог, согласно которым определяются также технические параметры. Кроме того, учитывается возможность доступа на автомобильную дорогу для машины определенной тоннажности, габаритов и назначения.
Вычисляется общая ширина дороги с учетом множества факторов, в том числе расположена автодорога в частном секторе или в центре города. В последние годы все чаще при планировании автодорог выбирается модель Россия-Европа, сочетающая технические и эксплуатационные преимущества обоих вариантов автодорожного строительства.

Чтобы распознать проезжую часть, нужно разобраться с определением других терминов.

  1. Дорога — это полоса земли, специально обустроенная для транспортных средств и пешеходов. Дорога — это обобщающее понятие, которое включает в себя проезжие части, тротуары, обочины, трамвайные пути.
  2. Тротуар — часть дороги, находящаяся за пределами проезжей части и предназначенная для пешеходов. По тротуару нельзя ездить на машине, но в особых случаях можно занимать его часть при парковке (если нет специально отведенного места).
  3. Обочина — элемент дороги, примыкающий к проезжей части и находящийся на одном уровне с ней, но отделенный разметкой 1.2 или отсыпанный другим дорожным покрытием (за пределами города обочина может быть не асфальтированной).
  4. Разделительная полоса — дорожный элемент, который служит для разделения проезжих частей. Необходимость в этом элементе возникает на многополосных дорогах с высокой интенсивностью движения. По разделительному участку нельзя ездить ни на каком транспорте и пешеходам также запрещено по нему передвигаться.
  5. Полоса движения — участок проезжей части, обозначенный разметкой (не всегда) и вмещающий в себя по ширине один автомобиль или два мотоцикла. Если проезжая часть не имеет разметки, но на нее вмещается по ширине две машины, то это означает, что на данном участке две полосы движения (и занимать середину нельзя).

Итак, можно сделать следующий вывод: проезжая часть является элементом дороги и основной ее отличительной особенностью является принадлежность для движения безрельсового транспорта. Трамвайные пути не являются проезжей частью, хоть и примыкают к ней.

Проезжая часть и другие дорожные составляющие (тротуары, трамвайные пути и т.д.) располагаются на разных уровнях. Таким образом, участок для транспорта и обочина (которая также предназначена для колесных ТС) располагаются на одном уровне, а тротуар и трамвайные пути чуть выше от нее.

Количество проезжих частей определяется тем, сколько на дороге разделительных полос. Одна дорога может вмещать в себя несколько проезжих частей. Если посередине полотна расположена одна разделительная полоса по обе стороны от которой по одной, две или более полос движения, то проезжих частей — две. Если разделительных участков больше, то и количество проезжих частей увеличивается.

Определить разделительную полосу достаточно просто: она широкая — может быть засажена газоном или кустами, и по ней запрещено движение транспорта и пешеходов. Если нет разделительной полосы или каких-либо строений между полосами, то проезжая часть одна.

Дорожная разметка — нанесенные на покрытие проезжей части и дорожных сооружений элементы (надписи, линии, стрелки и т.д.), устанавливающие правила и порядок движения транспортных средств и пешеходов, а также информирующие об определенных условиях и требованиях. Требования к нанесению разметки установлены ГОСТом. Основная задача разметки — регулирование порядка движения обеспечение безопасности (например, на участках с повышенной аварийностью разметка может запрещать обгон или другие маневры).

Транспортным потоком называется упорядоченное движения транспортных средств по проезжей части. Как правило, потоки разделяются прерывистой, сплошной или двойной сплошной линией. Каждый автомобилист должен двигаться строго в своем ряду. Пересекать сплошную разметку запрещено.

Если на проезжей части нет разметки или полосы, которая делит транспортные потоки, то водитель должен самостоятельно, исходя из габаритов своего транспорта, определить количество потоков на участке и занять соответствующее положение. То же самое придется сделать, если разметка не видна из-за погодных условий, например, из-за снегопада.

Ширина разделительной полосы устанавливается ГОСТом Р 52399-2005. Внутри разметки может располагаться газон, если ширина достаточна для его насаждения. Максимальная ширина — шесть метров. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина — 2 метра. На двуполостные дороги не делают ограждения из бетона или металла, а ограничиваются газоном или простой маркировкой на асфальте.

Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий. Разделительные полосы устанавливают на широких и многополосных дорогах с высокой интенсивностью движения. Задача этого элемента — повышение уровня безопасности.

Данный раздел Правил устанавливает общие требования к расположению движущихся транспортных средств по ширине проезжей части. В конкретных дорожных условиях возможны отступления от этих требований, которые могут устанавливаться только при помощи дорожных знаков, разметки, различного рода направляющих устройств. Например, на проезжей части могут быть выделены специальные полосы для маршрутных транспортных средств, или ограничено использование ширины проезжей части грузовыми автомобилями, или на отдельных полосах введен повышенный скоростной режим движения и т.д.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги. Так, по СНиП 2.07.01-89 ширина полосы для дорог в населенных пунктах принимается от 2,75 м для второстепенных проездов до 4,0 м для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения. Вне населенных пунктов СНиП 2.05.02 — 85 регламентирует ширину полосы движения 3,75 м для дорог I и II категорий, 3,50 м — для дорог III категории и 3,0 м — для дорог IV категории.
Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормированных значений, объясняемые несоответствием дороги требованиям СНиП (что характерно для старых дорог) либо обоснованными решениями, принятыми при разработке проекта организации движения. В любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока и 2,75 м — для потока легковых автомобилей. Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0 — 4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.
При отсутствии разметки водители должны сами определять количество полос движения, исходя из термина «Полоса движения» (см. соответствующий комментарий к пункту 1.2 Правил). Даже при наличии знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 известно лишь число полос движения, поэтому при отсутствии продольной разметки их ширина устанавливается водителем самостоятельно.
Водитель должен учитывать необходимость соблюдения определенных интервалов безопасности между автомобилями, движущимися попутно или во встречных направлениях, величина которых зависит от многих факторов, и прежде всего, от скорости.
Безопасный интервал при встречном движении примерно можно определить по формуле:
ХВ= 1,0+0,005 (V1+V2 )м.
Интервал при попутном движении по параллельным полосам, а также и при обгоне можно найти из выражения:
ХП=0,7+0,005 (V1+V2 ) м.
В этих формулах V1 и V2 — скорости автомобилей, км/ч.
Например, при обгоне со скоростью V1=90 км/ч транспортного средства, движущегося со скоростью V2=70 км/ч, безопасным можно считать интервал Хп=1,5 м, а в случае встречного разъезда при тех же скоростях безопасный интервал будет Хв=1,8 м. Однако следует иметь в виду, что формулы и получаемые по ним значения интервалов являются лишь ориентировочными.
При отсутствии осевой линии разметки проезжей части с двусторонним движением транспортных средств ее роль исполняет условная продольная линия, делящая проезжую часть на две равные доли. Водитель устанавливает для себя эту условную линию визуально. И здесь недопустима ошибка в сторону увеличения своей стороны проезжей части. Она чревата серьезными последствиями, так как может послужить причиной столкновения со встречным транспортным средством при выполнении обгона, поворота налево или разворота. Такое деление проезжей части пополам действительно при любой ее ширине, в том числе и на 4—5-метровом проезде. Если даже водитель визуально определил проезжую часть как трехполосную (9—10,5 м), то при отсутствии продольной разметки он должен отводить в свое пользование только половину ширины проезжей части. И теоретически трехполосная дорога фактически является двухполосной — по одной широкой полосе для каждого направления движения.

Интервал безопасности

Дорога как линейный объект в строительстве, изобретенный для перемещения транспорта и пешеходов, состоит из следующих компонентов:

  • тротуары;
  • обочины;
  • проезжая часть;
  • трамвайные пути;
  • разделительные полосы.

Тротуары отданы во владение пешеходам, проезжие части — колесному транспорту. Из всех этих пунктов на дорогах неизменно присутствует проезжая часть. Тротуаров часто нет даже в городе. Вместо них бывает обочина. Трамвайные линии также присутствуют не всегда.

Разделительные полосы в виде клумб, газонов, железобетонных плит встречаются на автомагистралях, трассах, на проспектах, где проходит несколько потоков машин. Разделительная полоса изолирует автомобили, мчащиеся с большой скоростью чаще всего от встречного течения.

2.3. Коэффициент безопасности (S)

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Проезжая часть — полоса на поверхности земли с твердым или грунтовым покрытием, сооруженная для проезда 2-х, 3-х и 4-х колесного транспорта. Ширина проезжей части дороги по ГОСТу зависит от ее загруженности (количества полос). А также от состава транспортного потока и от планируемой скорости передвижения по ней.

Полоса движения – это лента дорожного покрытия вдоль проезжей части, ширина которой вынуждает автомобили выстраиваться в ряд друг за другом. Полосы движения на дороге обычно разграничиваются разметкой или об их типе и количестве информируют дорожные знаки.

В соответствие с нормами российского законодательства, по стандарту ГОСТ, ширина дорожной разметки должна выбираться в соответствие с типом самой полосы. Данное условие является обязательным и выполняется в целях обеспечения безопасности движения.

Государственные служащие, принимающие трассу, должны провести замер габаритов и убедиться в том, что они полностью соответствуют установленным нормативам. Так, ширина зависит от типа проложенной магистрали.

Можно выделить несколько видов:

  • Двусторонние 4 и 8 полосные дороги магистрального типа, предназначенные для движения с высокой скоростью – не более 130 километров в час.
  • Городские скоростные дороги, с максимальной скоростью перемещения по ним – 100 км.в час.
  • Двух и шестиполосные двусторонние магистрали, на которых возможно регулирование транспортного потока, а действующий скоростной режим – не более 80 км. в час.
  • Аналогичные магистрали с регулированием потоков, но состоящие из 4 и 8 полос.
  • Транспортно – пешеходные, 2 и 4 полосные магистрали, на которых обязательно накладывается обочина. Назначение такой трассы – районное, а скорость движения не превышает 70 км. в час.
  • Участки, предназначенные для проезда к крупным предприятиям – производственным или транспортным. Преимущественно происходит перемещение крупногабаритных машин.
  • Обычные магистрали с минимальной шириной, допустимой правилами. Они могут быть второстепенными и удаленными от населенных пунктов, а также использоваться в качестве проездов к жилым зданиям и кварталам.

Стандартами устанавливаются показатели ширины автомобильной трассы и размер разделительной полосы. Ширина может составлять не менее трех метров, но чаще всего, в России, при проведении дорожных работ допустим показатель 2,75 метров. На обычных дорогах это значение также может применяться.

Известно, что в течение дня преимущественные направления движения городского транспорта меняются. Утром большой поток общественного и личного транспорта стремится к центру, вечером на окраины. Многополосные дороги дают возможность облегчать движение, обслуживая в разное время противоположные направления перемещающихся транспортных средств. Эту функцию реализует реверсивная полоса, имеющая особую разметку, которую можно увидеть, посмотрев видеосюжет.

Минимальное значение для ширины дорожного покрытия 3 метра (допускается 2,75 м при проведении дорожных работ). Это значение подходит для обычных дорог с минимально разрешенной шириной. Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте обычно составляет 3,5 м. Трассы, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть меньше 3,75 м.

Очень важным параметром является ширина дорожной полосы. ГОСТ не случайно установлен именно в таких значениях. Безопасность движения напрямую зависит от правильной разметки с учетом действующих стандартов. Нарушать их запрещено.

Общая ширина российского дорожного полотна складывается из суммы параметров ширины ее полос и других дорожных элементов (разделительной полосы с ограждением или без него, обочины, места размещения парковочного оборудования и т.д.). Согласно государственному стандарту Р 52399-2005, для разных типов дорог утвержденные параметры ширины их элементов должны соответствовать следующим значениям:

  • 3 м 75 см — ширина для скоростных автомагистралей и магистралей с количеством полос от 4;
  • 3 м 75 см — ширина для нескоростных дорог с четырьмя полосами;
  • 3 м 50 см — для двухполосных нескоростных дорог второй и третьей категории;
  • 4,5 м — ширина однополосного не скоростного полотна четвертой категории.

Разделительная линия на скоростных магистралях (независимо от наличия или отсутствия ограждения) отделяется от проезжей части полосой безопасности шириной не менее одного метра. Стандартные размеры этой зоны на скоростных четырехполосных автомагистралях составляют не менее 6 м при отсутствии ограждения и 2 м — при его наличии. Типовая ширина обочины составляет 3 м 75 см + 2 м 50 см укрепленной части.

В центрах старинных городов ширина дорог может быть значительно меньше определенных ГОСТом значений из-за того, что во времена их возведения массового автомобильного движения не существовало, а расширение существующих магистралей не всегда возможно.

Дорога как линейный объект в строительстве, изобретенный для перемещения транспорта и пешеходов, состоит из следующих компонентов:

  • тротуары;
  • обочины;
  • проезжая часть;
  • трамвайные пути;
  • разделительные полосы.

Тротуары отданы во владение пешеходам, проезжие части — колесному транспорту. Из всех этих пунктов на дорогах неизменно присутствует проезжая часть. Тротуаров часто нет даже в городе. Вместо них бывает обочина. Трамвайные линии также присутствуют не всегда.

Разделительные полосы в виде клумб, газонов, железобетонных плит встречаются на автомагистралях, трассах, на проспектах, где проходит несколько потоков машин. Разделительная полоса изолирует автомобили, мчащиеся с большой скоростью чаще всего от встречного течения.

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, – ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия – «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Для того, чтобы хорошо ориентироваться в том как располагается транспортное средство на дороге, будет полезно знать размеры автомобиля и размеры полосы движения.

Пример размеров отечественного автомобиля ВАЗ.

На левом изображении видно, что ширина машины от зеркала до зеркала равна 1 метр 85 см (185 см).

На правом видно, что ширина корпуса машины по крыльям равна 1 метр 58 см (158 см).

Зеркала добавляют к ширине автомобиля примерно по 15 см с каждой стороны.

2.5. Минимальная ширина и Базовый габарит

6.26. Вид общественного пассажирского транспорта следует выбирать на основании расчетных пассажиропотоков и дальностей поездок пассажиров. Провозная способность различных видов транспорта, параметры устройств и сооружений (платформы, посадочные площадки) определяются при норме наполнения подвижного состава на расчетный срок 4 чел/м 2 свободной площади пола пассажирского салона для обычных видов наземного транспорта и 3 чел/м 2 — для скоростного транспорта.

Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.

Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.

Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

  1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
  2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
  3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
  4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

  1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
  2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
  3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
  4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

  1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
  2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

Для безопасности движения необходимо заблаговременно включать поворотник, выбрать правильную скорость и не забывать о зеркалах.

Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *