Правовое регулирование заключения трудового договора с муниципальным служащим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование заключения трудового договора с муниципальным служащим». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образец трудового договора с муниципальным служащим

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
  • Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
  • Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст. 64.1 ТК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

С момента приема на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя (п. 4 Правил). Письмо направляется заказным письмом с описью вложения или передается с курьером в секретариат с отметкой о приеме.

Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приеме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы.

Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет. Исчислять срок следует со дня, следующего за днем совершения правонарушения. То есть, определяем день заключения трудового договора с бывшим госслужащим, отсчитываем 10 дней, следующая дата является отправной для расчета срока давности.

Работодатели часто не соблюдают требования законов, призванных бороться с коррупцией, не имея на то злого умысла. Трудовой кодекс содержит нормы, по которым прием на работу граждан, ранее состоявших на государственной и муниципальной службе, имеет особенности. Следовать букве закона в данном случае не очень сложно, но это помогает избежать ответственности за нарушения и высоких штрафных санкций.

Трудовой договор с муниципальным служащим должен содержать ссылку на особенности (характер) трудовых отношений между сторонами. Многие разработчики типовых договоров об этом забывают. Предлагаем вариант формулировки.

ПРИМЕР. «По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а Представитель нанимателя (работодатель) обязуется обеспечить Муниципальному служащему прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательной основой муниципальной службы».

Особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих определены в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, а также в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудовых договоров с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении таких договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

При несоблюдении этого требования работодателю грозит привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Помощник прокурора Суворовского района Н.И.Ведникова

  • Реестр действующих МНПА
  • Муниципальные целевые программы
  • Проекты НПА
  • Устав МО Бурлинский сельсовет
  • НПА сельского Собрания депутатов
  • НПА администрации сельсовета
  • Порядок обжалования муниципальных нормативных правовых актов
  • Бюджет на 2017 год
  • Бюджет на 2016 год
  • Бюджет на 2015 год
  • Изменения и дополнения
  • Отчёты об исполнении
  • Проекты
  • Сведения о количестве муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и фактических расходах на оплату их труда
  • Правовое регулирование муниципальной службы
  • Кадровый резерв
  • Вакансии
  • Реестр муниципальных услуг
  • Административные регламенты
  • Проекты Административных регламентов
  • Деятельность органов местного самоуправления
  • Отчёты
  • Прокуратура информирует
  • Объявления
  • Обращения, поздравления
  • Сведения о доходах
  • Состав
  • Решения
  • Сообщения

4. Условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии, являются:

1) нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации .

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ для целей данного Федерального закона используется понятие нормативные правовые акты Российской Федерации, к которым относятся:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — Указ N 925) предусмотрены следующие должности, замещение которых влечет ограничения после увольнения с государственной или муниципальной службы:

должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее — Указ N 557);

должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом N 557.

Пунктом 4 Указа N 925 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать, руководствуясь данным Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Принципиально важным для определения условий о распространении на гражданина ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ, является установление факта нахождения должности, которую замещал гражданин по последнему месту службы при увольнении в соответствующем перечне, установленном Указом N 557, правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В этой связи рекомендуется обращать внимание на актуальность редакции перечня, содержащего соответствующую должность, на момент увольнения гражданина;

2) в должностные (служебные) обязанности гражданина входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией , в которую он трудоустраивается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ для целей данного Федерального закона функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

7. Для федеральных государственных служащих соответствующий порядок обращения регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 (далее — Положение о комиссиях, Указ N 821).

Для граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, соответствующий порядок регламентируется субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (согласно пункту 8 Указа N 821 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов и руководствоваться Указом N 821 при разработке названных положений).

8. В соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является обращение гражданина, замещавшего в федеральном государственном органе (далее — государственный орган) должность федеральной государственной службы (далее — государственная служба), включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (далее — обращение).

9. Обращение подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссии). Обращение может быть направлено по почте с заказным уведомлением либо доставлено лично в государственный (муниципальный) орган.

10. В обращении указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства;

2) замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы;

3) наименование коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать полное наименование организации согласно учредительным документам;

4) местонахождение коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется указывать юридический адрес и адрес фактического места нахождения организации;

5) характер деятельности коммерческой (некоммерческой) организации. Основную деятельность организации рекомендуется указывать согласно учредительным документам;

6) должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной (муниципальной) службы. Указываются обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

7) функции по государственному, муниципальному (административному) управлению в отношении коммерческой (некоммерческой) организации. Рекомендуется подробно указывать, в чем заключались данные функции, а также уточнить при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Функции по государственному, муниципальному (административному) управлению должны осуществляться в отношении конкретной организации, в которую трудоустраивается бывший государственный (муниципальный) служащий.

8) вид договора (трудовой или гражданско-правовой);

9) предполагаемый срок действия договора (срочный либо заключенный на неопределенный срок). При заключении срочного договора указывается срок его действия, при заключении договора на неопределенный срок — дата начала его действия;

10) сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг) (предполагаемая сумма в рублях в течение месяца);

11) информация о намерении лично присутствовать на заседании комиссии (пункт 19 Положения о комиссиях).

11. За согласием на трудоустройство в комиссию может обратиться также служащий, планирующий свое увольнение (пункт 17.2 Положения о комиссиях). Такое обращение подлежит оформлению и рассмотрению комиссией в порядке, аналогичном рассмотрению обращения гражданина.

12. Первоначальное рассмотрение обращения осуществляется в подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 17.1 Положения о комиссиях). Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

13. При подготовке мотивированного заключения в соответствии с пунктом 17.5 Положения о комиссиях должностные лица кадрового подразделения государственного органа имеют право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

14. Согласно вышеназванному пункту Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

15. При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно данной организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должности и т.д.), предполагаемом круге обязанностей.

16. Направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации может быть организовано, например, в случае возникновения сомнений в достоверности информации, содержащейся в обращении.

17. В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

18. В мотивированном заключении по итогам анализа содержащейся в обращении информации, а также иных сведений, полученных от гражданина, государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций, рекомендуется сделать вывод о возможности или невозможности дать согласие гражданину на трудоустройство с обоснованием причин такого вывода.

19. В ходе подготовки мотивированного заключения рекомендуется:

а) проанализировать функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, ранее осуществлявшиеся гражданином, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, необоснованных выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения. Например, решения:

— о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ;

— о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

— о регистрации имущества и сделок с ним;

— о проведении государственной экспертизы и выдаче заключений;

— о подготовке и принятии решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

В электронном документе нумерация разделов соответствует официальному источнику.

25. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 03-01-01/08-176 «О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений» федеральные органы исполнительной власти и федеральные учреждения могут быть ликвидированы с соблюдением требований статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

26. При этом регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями ГК РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

27. Согласно части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

28. В этой связи в период работы ликвидационной комиссии государственного органа гражданину рекомендуется представлять обращение о даче согласия в установленном порядке в упраздняемый государственный орган.

29. После завершения работы ликвидационной комиссии государственного органа вышеназванные сведения следует направлять в государственный орган, который является правопреемником упраздненного государственного органа.

30. В случае если функции упраздненного государственного органа распределены между несколькими правопреемниками (к примеру, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба), соответствующие сведения необходимо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности государственной службы.

Органам, являющимся правопреемниками упраздненных или ликвидированных организаций, в случае ошибочного поступления обращения гражданина о даче согласия либо уведомления организации о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего, рекомендуется направлять названные документы в надлежащий орган.

31. В случае, если ликвидация осуществляется без правопреемства заявление следует направлять в орган, которому переданы функции государственного управления в соответствующей сфере.

32. При рассмотрении комиссией обращения гражданина анализируются в том числе должностные обязанности, содержащиеся в должностном регламенте государственного служащего.

33. Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) должностной регламент является одним из существенных условий служебного контракта.

34. В соответствии с частью 8 указанной статьи один экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему (далее — гражданский служащий), другой хранится в его личном деле.

35. Статьей 36 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что при расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

Правила поведения пользователей на сайте

52. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

53. Обозначенная обязанность распространяется на всех граждан, замещавших должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, независимо от того, входили или не входили в должностные (служебные) обязанности гражданина в период прохождения им государственной (муниципальной) службы функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается.

54. При этом, в случае, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, ему рекомендуется представить в организацию согласие комиссии, поскольку трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), как заключенный в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абзац шестой части 1 статьи 84 ТК РФ).

55. При наличии у организации, в которую трудоустраивается гражданин, замещавший ранее (в течение двух лет) должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, сведений об осуществлении им функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией рекомендуется трудовой договор с указанным гражданином не заключать до получения положительного решения комиссии.

Указанные рекомендации применяются также при намерении организации заключить с гражданином гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей.

Написать комментарий

      1. Данная статья призвана способствовать обеспечению контроля за соблюдением бывшими государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, установленных законодательством о государственной гражданской службе и о муниципальной службе в целях противодействия коррупции. Для реализации указанной цели комментируемая статья возлагает соответствующие обязанности как на бывшего государственного или муниципального служащего, поступающего на работу, так и на работодателя, предоставляющего ему работу.

      2. В соответствии со ст. 17 Закона о государственной гражданской службе гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

      Аналогичное правило закреплено в ст. 14 Закона о муниципальной службе, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Комментируемая статья практически воспроизводит данные положения названных законов.

      3. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи бывшие государственные и муниципальные служащие, замещавшие ранее должности, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях (заключать с ними трудовые договоры), если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

      Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821.

      Перечень должностей федеральной государственной службы, в отношении которых установлено данное правило, предусмотрен Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

      4. Часть 2 комментируемой статьи обязывает бывших государственных и муниципальных служащих, замещавших ранее должности, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

      5. В свою очередь, работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным и муниципальным служащим, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, предусмотренную в соответствующем перечне, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать об этом в письменной форме бывшему представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего. Порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы государственного или муниципального служащего установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700. В соответствии с названным Постановлением в письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

      а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

      б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

      в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

      г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

      д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

      е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

      ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

      з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

      Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

      Во-первых, в федеральном законодательстве о муниципальной службе следует обеспечить единый подход к определению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Российской Федерации.

      Во-вторых, в Федеральном законе «О муниципальной службе в РФ» норма о проведении конкурса носит диспозитивный характер («может проводиться»).

      В то же время для крупных муниципальных образований следует ввести обязательное проведение конкурса при поступлении на службу в органы местного самоуправления.

      В-третьих, необходимо либо совсем отказаться от закрепления предельного возраста муниципального служащего, либо императивно предусмотреть его увольнение по достижении соответствующего возраста.

      Структура дипломной работы определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя по два параграфа каждая, заключения, библиографического списка.

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

      Правовые акты

      1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании

      1. декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. N 4 ст. 445

      2. Конвенция N

      11. Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. N

      44. Ст. 448

      3. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 1994, N 12.

      4. Трудовой кодекс РФ от

      3. декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ, 2002, N 1 (часть I) ст. 3

      5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ, 1996, N 25, ст. 2954

      6. Федеральный закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СЗ РФ, 2012, N 50 (часть 4), ст. 6954.

      7. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // СЗ РФ, 2007, N 10, ст. 1152.

      8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ, 2003, N 40, ст. 3822.

      9. Федеральный закон от

      2. июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // СЗ РФ от

      2. июля 2002 г. N 30 ст. 3032

      10. Федеральный закон от 25.11.2008 N 219-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» // 2008, N 48, ст. 5514

      11. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» // СЗ РФ, 2003, N 22, ст. 2063.

      12. Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ» // СЗ РФ, 2005, N 22, ст. 2192

      13. Федеральный закон от

      3. июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» // СЗ РФ. 1995. N

      31. Ст. 2990 (утратил силу)

      Специальная литература

      1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2008.

      2. Борзунова О.А., Краснов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (постатейный).

      М., 2012.

      3. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.

      4. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. М.: Дашков и К, 2011.

      5. Гусева В.С., Сибикеев К.В. Дисциплина труда, трудовой распорядок. М.: Экзамен, 2013.

      6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2011.

      7. Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. — Статут, 2008

      8. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2013.

      9. Козбаненко В.А. Основы государственной службы и кадровой политики РФ. М., 2009.

      10. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. N 1.

      11. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. М., 2011.

      12. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в РФ» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007.

      13. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе РФ (постатейный)» / Под ред. В.А. Козбаненко (Председатель редакционного совета Д.А. Медведев).

      • СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008

      14. Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2010.

      15. Котельникова Е.А. Административное право: Учеб.пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов-на-Дону, 2003.

      16. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учеб.: В 2 т. М., 2004. Т. 2.

      17. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. М., 2012.

      18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

      19. Михнева С.В. Правовой статус муниципального служащего в России (Нижневолжский регион).

      Волгоград, 2009.

      20. Муниципальное право России: учеб. / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009.

      21. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России. М., 2012.

      22. Осиночкина Е.В. Правовой статус муниципальных служащих: становление, понятие и механизм реализации. Казань, 2011.

      23. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Трудовое право России. М., 2011.

      24. Скачкова Г.С. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (постатейный).

      4-е изд. М.: РИОР, Инфра-М, 2010.

      25. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 томах. Т. 2. М., 2002.

      26. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: БЕК, 2006.

      27. Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и расторжения / под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.

      28. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009.

      Публикации в периодической печати

      29. Андриченко Л.В. Муниципальная служба в РФ // «Журнал российского права», 2008, N 7.

      30. Анциферова И.В., Рябыкин С.А. Система непрерывного профессионального образования муниципальных служащих: становление, опыт, современное состояние // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. N 2.

      31. Башуров В.Б. Отграничение квалификационного экзамена от аттестации государственных гражданских служащих РФ // Современное право. 2011. N 11.

      №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

      муниципальная служба, трудовая деятельность, трудовой договор, правовое регулирование муниципальной службы, особенности трудового договора на муниципальной службе трудовой договор, правовое регулирование муниципальной службы, особенности трудового договора на муниципальной службе, трудовая деятельность, муниципальная служба

      • Как издать спецвыпуск?
      • Правила оформления статей
      • Оплата и скидки

      Трудоустройство на муниципальную службу для граждан Российской Федерации отличается от стандартного механизма приема на работу.

      Это обусловлено той причиной, что данный вид службы относится к разновидности гражданской службы, достаточно активно используемой в Российской Федерации для замещения должностей при управлении государством и реализации основных принципов применяемой политики.

      Для того чтобы поступить на муниципальную службу, соискателю необходимо:

      • подать заявление и первичный пакет документов для проведения проверки личности (такая проверка необходима для того, чтобы определить, возможно ли предоставить конкретному человеку ту должность, на которую он выступает соискателем, или нет);
      • предоставить перечень необходимых документов для проведения основной проверки на возможность предоставления конкретной должности;
      • в случае положительного ответа – подписать трудовой договор.

      К числу документов, которые потенциальный муниципальный служащий должен предоставить при подаче заявки на замещение вакантной должности муниципальной службы, относятся:

      • паспорт гражданина Российской Федерации (иные документы, которые удостоверяют личность потенциального муниципального служащего, в данном случае не принимаются);
      • трудовая книжка, заполненная в соответствии с установленными требованиями к данному документу. В случае если данное место работы является первым у соискателя должности, то трудовая книжка не предоставляется;
      • документы, подтверждающие наличие определенного уровня образования, а также дополнительных квалификационных составляющих, в том числе документы о прохождении переподготовки;
      • СНИЛС;
      • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
      • в случае если речь идет о военнообязанном соискателе, то потребуется предоставление военного билета;
      • справка по стандартно утвержденной медицинской форме, подтверждающая состояние здоровья соискателя;
      • справка о доходах человека за предыдущий год (который предшествует году трудоустройства) и прошедший период текущего года. Оформление такой справки возможно как по форме 2-НДФЛ, так и в свободной форме либо по форме самой организации. Однако в ней должны быть отражены все данные об имеющихся доходах у конкретного соискателя;
      • документы, подтверждающие наличие или отсутствие у соискателя какого-либо имущества в собственности, а в случае превышения его стоимости уровня дохода за отчетный период – документы, подтверждающие основание возникновения имущественного права на такую собственность.

      Данные документы необходимы для того, чтобы провести проверку личности соискателя. В том случае, если результаты проверки не будут удовлетворительными, то соискателю могут отказать в приеме на муниципальную службу либо предложить иную должность, где такие результаты будут не нужны.

      Заключение трудового договора с муниципальным служащим происходит на основании положений Трудового Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Данная особенность регулирования позволяет осуществлять составление самого трудового договора в индивидуальном порядке применительно к конкретному сотруднику.

      Человек, который обладает опытом работы на госдолжности, в течение двух лет должен об этом факте сообщать своим новым нанимателям. Лучше всего эти сведения преподносить в виде письменного документа и экс-чиновнику хранить копию его, хотя законодательство разрешает и устное оповещение.

      Причина такой рекомендации проста – сохраненные сведения можно затем будет предъявить как доказательство, избежав правонарушения. Ведь работник, который не оповестил своего работодателя, наказывается расторжением трудового договора, а соответственно и увольнением с новой работы.

      Именно поэтому условия заключения трудового договора с государственными и муниципальными служащими требуют честности как от работодателя, так и от работника.

      Бывший госслужащий: трудности при приеме на работу

      Увольняться государственные служащие могут по различным причинам.

      Самой неприятной является так называемая дисквалификация – наказание, которое влечет за собой чаще всего лишение права занимать данную должность и заниматься конкретной деятельностью.

      Такая мера осуществляется по отношению как к рядовым работникам, так и руководителям государственного ведомства, которые осуществили данное нарушение.

      Неуведомление бывшего работодателя из государственной структуры считается административным правонарушением.

      КоАП классифицирует такое действие как преступление и устанавливает штраф, согласно статье 19.29.

      Сумма штрафа, которую должен заплатить новый работодатель, умолчавший от предыдущего работодателя о трудоустройстве сотрудника из разряда бывших муниципальных и государственных служащих, варьируется:

      • должностные лица должны будут заплатить взыскание в пределах от 20 до 50 тысяч рублей;
      • предприниматели без образованного юридического лица платят такой же штраф как и должностные лица;
      • юридические лица платят взыскание в пределах от 100 до 500 тысяч рублей.

      При получении запроса от соответствующих органов многие работодатели, понимая, что нарушили законодательство, пытаются избежать штрафных санкций. Чаще всего их попытки не увенчиваются успехом. Вот самые основанные бессмысленные способы уйти от административной ответственности:

      • изменение труддоговора, превратив его в гражданско-правовой. Эта «хитрость» аннулируется Кодексом административных правонарушей, одна из статей которого предусматривает ответственность не только на основе трудового договора, но и на основании оказания услуг, заверенных гражданско-правовым документом.
      • Исправление даты прихода на работу. Обычно это делается путем аннуляции приказа, а также другими способами. Бессмысленность данного мероприятия заключается в том, что прокуратура первым делом посмотрит фонды, в которые отчислялись выплаты за данный период. Наличие взносов покажет то, что данный работник трудится не первый день и обман вскроется.
      • Нередко работодатели говорят о том, что уведомление все же было отправлено по почте, перекидывая ответственность на почтовое ведомство. Но это глупо, так как соответствующие органы первым делом поинтересуются у данной службы о наличии отправленного письма, а она будет вынуждена дать подробный отчет. В этой ситуации нарушение условия заключения трудового договора раскроется очень быстро.

      Специалисты рекомендуют не омрачать принятие на работу экс-чиновника нарушением законодательства РФ, так как избежать справедливого наказания невозможно.

      3.1. Представитель нанимателя (Работодатель) имеет право:

      1) изменять и расторгать настоящий договор в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе;

      2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

      3) поощрять Муниципального служащего за добросовестный и эффективный труд;

      4) требовать от Муниципального служащего надлежащего исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу, предоставленному ему для исполнения должностных обязанностей Представителем нанимателя (Работодателем) (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Представителя нанимателя (Работодателя), если Представитель нанимателя (Работодатель) несет ответственность за сохранность этого имущества), и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка администрации муниципального образования города _______________;

      5) привлекать Муниципального служащего к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

      6) принимать локальные нормативные акты, вносить изменения и дополнения в должностную инструкцию Муниципального служащего;

      7) оценивать качество работы Муниципального служащего, получать от него текущую информацию о ходе дел, относящихся к ведению Муниципального служащего, контролировать его работу по срокам, объему.

      Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора, а с главой местной администрации — контракта.

      Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

      На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

      При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

      При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

      Сведения, представленные в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.

      В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

      В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

      Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

      Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

      Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

      Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

      Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

      Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

      При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

      Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

      Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

      Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

      Трудовой договор с муниципальным служащим

      Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2003 г. N 46-Г03-5

      Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

      рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Самарской области о признании недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» по кассационной жалобе администрации Самарской области на решение Самарского областного суда от 27 декабря 2002 года

      Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя губернатора Самарской области С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

      прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.98 г. N 16-ГД «О муниципальной службе в Самарской области, принятого Самарской Губернской Думой 25 июня 1998 года в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта, ссылаясь на то, что в этой части данная норма противоречит ч. 4 ст. 58 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечение его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок и п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ, которым предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора ( п. 2 ст. 58 ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

      Окончание срока действия контракта не может признаваться автоматическим основанием прекращения трудового договора. Между тем, оспариваемая норма не предусматривает возможность продолжения трудовых отношений по срочному трудовому договору после окончания его срока.

      Решением Самарского областного суда от 27 декабря 2002 года постановлено: удовлетворить заявление прокурора Самарской области, признать противоречащим федеральному законодательству п. 1 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.98 г. N 16-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

      Обязать Губернатора Самарской области опубликовать решение суда в газете «Волжская коммуна».

      В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления, поскольку суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

      Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

      Удовлетворяя заявление прокурора, суд сослался на то, что п. 1 ст. 24 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» от 16.07.98 г. в части, определяющей основанием для прекращения муниципальной службы окончание срока контракта, противоречит пункту 4 статьи 58 и пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, так как данное противоречие выражается в отсутствии в тексте оспариваемой нормы Закона указания на то, что возможно продолжение трудовых отношений муниципальных служащих, срок действия контракта которых истек в случаях, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

      Однако суд не применил закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал положения ст.ст. 58 , 77 ТК РФ.

      В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Аналогичная норма содержится в статье 11 ТК РФ, которой предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

      Нормы трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе предусматривают возможность установления особенностей, связанных с регулированием труда муниципальных служащих, в том числе, это относится и к определению оснований и порядка расторжения трудового договора муниципальных служащих, прекращения муниципальной службы.

      Действующее законодательство предусматривает, что заключение срочного трудового договора возможно, в частности, с тремя категориями муниципальных служащих.

      В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации срочный трудовой контракт заключается с лицами, муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

      По окончании полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, срочный трудовой договор указанных муниципальных служащих прекращается и не продлевается на не��пределенный срок.

      Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» срочный трудовой контракт может заключаться с лицами, достигшими предельного возраста муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

      Деятельность таких работников регламентируется следующими законодательными актами:

      нормативными документами субъектов РФ;

      уставом муниципального образования (МО).

      Согласно ст. 3 вышеназванного закона, на этих работников распространяется действие ТК РФ с особенностями, указанными в этом законе. Об этом же говорится в статье 11 ТК РФ.

      Поступить на службу могут граждане, профессиональный опыт и образование которых соответствуют требованиям, указанным в законе № 25-ФЗ. Нанимателем в этом случае является МО. Полномочия нанимателя осуществляет представитель МО. Им может выступать глава или председатель.

      При поступлении на службу необходимо предъявить документы:

      — диплом об образовании;

      [2]

      — страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

      — заключение медицинского учреждения о состоянии здоровья гражданина;

      — сведения о доходах и об имуществе (за год, предшествующий приему на работу)

      Информация о кандидате подлежит проверке (подробнее на эту тему — в статье «Как проверить кандидата при трудоустройстве»). При обнаружении неблагоприятных обстоятельств, препятствующих трудоустройству, кандидату может быть отказано.

      Форма трудового договора с муниципальным служащим может быть составлена индивидуально. Но необходимо придерживаться требований, указанных в статье 57 ТК РФ. Как выглядит трудовой договор с муниципальным служащим? Образец 2019 смотрите в нашей статье.

      С правами и обязанностями трудящегося можно ознакомиться, обратившись к статьям 11 и 12 Закона N 25-ФЗ. Представителя нанимателя — к статье 22 ТК РФ. Ссылку на эти нормы можно указать в контракте.

      Трудовой договор муниципального служащего в сельском поселении составляется с учетом особенностей, указанных в законе № 25-ФЗ.

      Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

      • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
      • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
      • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

      Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

      Инструкция: готовим трудовой договор с муниципальным служащим

      В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

      Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

      Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

      По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников – порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах – еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

      Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

      • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
      • для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
      • для организаций – от 100 до 500 тысяч руб.

      Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

      При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

      Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

      Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего? Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст.

      59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

      В остальных случаях применяются общие нормы ст.

      59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

      В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления).

      Эти случаи касаются: порядка поступления и прохождения государственной службы; проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы; порядка и условий проведения аттестации гражданских служащих, установления иного срока испытания по сравнению с нормами трудового права. Помимо оснований увольнения предусмотренных законодательством РФ о труде, в законодательстве о государственной гражданской службе устанавливаются и иные основания прекращения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

      допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т.

      Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

      Все они прописаны в специальном трудовом положении.

      Поступление на муниципальную службу 1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. Извлечение из Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

      «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

      Ключевые слова: трудовые отношения, принципы правового регулирования трудовых отношений, правовое положение гражданского служащего в сфере труда.

      «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

      № 58-ФЗ от 27 июля 2004 г. устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

      Указанный нормативный акт определяет систему законодательства, структуру, источники, предмет ведения и полномочия между федеральными органами и актами субъектов Российской Федерации.

      А муниципальный служащий — это гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

      Следует отметить, что зачастую к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, детских садов, поликлиник и т.

      10.10.2019

      Согласно ст. 64.1 ТК РФ «граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

      Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

      На основании приведенной статьи сделаем важные практические выводы и расставим акценты.

      1) При приеме работника нужно просматривать в его трудовой книжке все записи за последние два года. Все, а не только последнюю. Ведь, возможно, работник, уволившись с государственной (муниципальной) службы менее двух лет назад, уже успел сменить несколько частных работодателей. Если будет обнаружена запись о работе нового работника по должности государственной или муниципальной службы ранее (менее двух лет назад), то нужно будет соблюсти требования ст. 64.1 ТК РФ.

      2) Некоторых бывших служащих можно принять на работу только после получения согласия соответствующей комиссии. Поэтому, принимая на работу бывшего служащего, нужно заглянуть в нормативные акты, устанавливающие перечни должностей служащих, упомянутые в статье[1]. Если окажется, что должность бывшего служащего включена в один из перечней, то может потребоваться получение согласия соответствующей комиссии.

      Среди кадровых работников встречаются сомнения и разногласия по вопросу о том, кто должен обращаться в комиссию для получения согласия на заключение трудового договора: сам гражданин (бывший служащий) или новый работодатель? Из действующих нормативных актов можно сделать вывод, что сам гражданин, бывший служащий[2].

      Если согласие комиссии получено или отдельные функции государственного управления организацией не входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, то работодатель вправе заключить трудовой договор с таким гражданином.

      3) Работодатель должен обязательно в десятидневный срок сообщить о заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим представителю нанимателя (работодателю) бывшего служащего по последнему месту его службы. Эта обязанность касается и работодателей-организаций, и работодателей-предпринимателей.

      „ Работодателям, нарушившим установленные законом правила, грозит штраф до 500.000 рублей.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *