Количество зарегистрированных автомобилей по регионам 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Количество зарегистрированных автомобилей по регионам 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Традиционно, большую часть автопарка России, занимают легковые автомобили. В процентном отношении их доля составляет 76% или 45 миллионов штук.

Далее следует сегмент легкого коммерческого транспорта (LCV). Транспортные средства этой категории занимают 7,1% от общего количества машин всего парка, что составляет 4,19 млн единиц.

Грузовики занимают третье место, их эксперты насчитали 3,77 млн шт или 6,4% от общего количества.

Также к транспортным средствам относятся прицепы и полуприцепы, которых насчитывается 3,44 млн экземпляров (доля – 5,8%).

Оставшуюся часть парка поделили между собой мотоциклы (4%; 2,36 млн шт.) и автобусы (0,7%; 0,41 млн шт.).

Сколько легковых автомобилей числится в федеральных округах России?

  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр
  • История
  • Алтайский край — 22, 122
  • Волгоградская область — 34, 134
  • Кемеровская область — 42, 142
  • Краснодарский край — 23, 93, 123, 193
  • Красноярский край — 24, 124
  • Ленинградская область — 47, 147
  • Москва — 77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750, 790
  • Нижегородская область — 52, 152
  • Новосибирская область — 54, 154
  • Оренбургская область — 56, 156
  • Пермский край — 59, 81, 159
  • Приморский край — 25, 125
  • Республика Башкортостан — 02, 102, 702
  • Республика Татарстан — 16, 116, 716
  • Ростовская область — 61, 161, 761
  • Самарская область — 63, 163
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178, 198
  • Свердловская область — 66, 96, 196
  • Тюменская область — 72, 172
  • Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
  • Челябинская область — 74, 174, 774
  • Чеченская Республика — 20, 95

На 2021 год всего субъектов РФ с несколькими автомобильными кодами 23. Больше всего кодов у Москвы и Московской области.

Автомобильный парк: на чем ездят россияне?

С 1 января 2019 года согласно Приказу Росстандарта N 555-cт утверждается новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» взамен старого ГОСТ Р 50577-93. Вводятся новые 10 типов номерных знаков для транспортных средств в зависимости от вида и категории транспортного средства: мотоциклы, квадрациклы, машины с креплениями под «квадратные» номера, спортивные, ретроавтомобили.

В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров. Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв. Привязка к номеру региона в настоящее время потеряла актуальность, так как регион прописки собственника транспортного средства и регион регистрации транспортного средства могут не совпадать — автомобилистам разрешается сохранять старые номера при покупке подержанного автомобиля. Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства.

Также рассматривается идея от рабочей группы НТИ «Автонет» о введении в России номеров зеленого цвета для электромобилей.


Информация об автомобильных кодах регионов сформирована на основе опубликованных данных ГИБДД. Дата актуализации данных: 15.09.2020.

  • Производство +1
  • Армия и Флот +3
  • Авиация +1
  • Судостроение и судоходство
  • Фотофакты
  • Транспорт и логистика +3
  • Экспорт +4
  • Новые и модернизированные предприятия агропрома +2
  • Новые заводы и цеха +2
  • Энергетика и ТЭК +1
  • все блоги
  • Читать
  • Просмотр
  • История

Больше всего автомобилей, что предсказуемо, в Москве: 4,4 млн. Но самый автомобильный регион — это Камчатка. Здесь на 1000 жителей приходится 540 авто. На втором месте — Приморский край: 460 машин. На третьем — Волгоградская область: 457. Для сравнения, в Москве всего 315 автомобилей на 1000 жителей. Поэтому среднестатистический российский автовладелец живет на Дальнем Востоке.

  • 95 (Чеченская Республика) — 2000 г.;
  • 125 (Приморский край) — 2005 г.;
  • 102 (Республика Башкортостан), 116 (Республика Татарстан) — 2006 г.;
  • 174 (Челябинская область), 161 (Ростовская область), 163 (Самарская область) — 2007 г.;
  • 124 (Красноярский край), 152 (Нижегородская область) — 2009 г.;
  • 178 (Санкт-Петербург), 154 (Новосибирская область), 159 (Пермский край) — 2010 г.;
  • 123 (Краснодарский край), 142 (Кемеровская область) — 2011 г.;
  • 134 (Волгоградская область), 186 (Ханты-Мансийский автономный округ) — 2012 г.;
  • 750 (Московская область), 196 (Свердловская область) — 2013 г.;
  • 92 (Севастополь), 82 (Республика Крым) — 2014 г.;
  • 799 (Москва), 716 (Республика Татарстан) — 2017 г.

Субъекты Российской Федерации более чем с двумя кодами регионов:

  • Республика Башкортостан — 02, 102
  • Республика Татарстан — 16, 116, 716
  • Краснодарский край — 23, 93, 123
  • Красноярский край — 24, 124
  • Приморский край — 25, 125
  • Волгоградская область — 34, 134
  • Кемеровская область — 42, 142
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750
  • Нижегородская область — 52, 152
  • Новосибирская область — 54, 154
  • Пермский край — 59, 159
  • Ростовская область — 61, 161
  • Самарская область — 63, 163
  • Свердловская область — 66, 96, 196
  • Челябинская область — 74, 174
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178
  • Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
  • Чеченская Республика — 20, 95
  • Москва — 97, 99, 197, 199, 777, 799

На конец 2019, начало 2020 года общее количество субъектов с двумя и более кодами регионов: 19. В связи с большим количеством автомобилей, в Москве и Московской области используется больше всего кодов регионов.

На автомобильных номерах РФ кроме серии, регистрационного номера и буквенного кода RUS указывается код региона, состоящий из двух или трех цифр, имеющий определенное числовое значение, называющееся региональным кодом, по которому можно определить региональную принадлежность транспортного средства. Регионы России, в список которых входят: республики, края, области, автономные округа и города, называются субъектами РФ, каждому из которых присвоен региональный код в алфавитном порядке, начиная с республик и краев.

Номерной знак транспортного средства является обязательным элементом, который позволяет идентифицировать и выделить его из огромного количества других транспортных средств, поэтому одинаковых номеров на государственных регистрационных знаках не бывает. За состоянием Государственных знаков строго следят сотрудники ГИБДД, которые в случае обнаружения нечитаемых номеров или их подделки привлекают нарушителя к административной или уголовной ответственности. Принятым приказом от 30 июля 1993 года были утверждены формат и первая региональная кодировка российских Государственных номерных знаков, являющаяся своеобразной пропиской в определенном субъекте Российской Федерации.

В отличие от государственных регистрационных знаков гражданских транспортных средств военные номерные знаки изготавливаются на пластине с черной окраской, не имеющей светоотражающего эффекта. Формат такого знака состоит из четырех цифр и двух букв, а в правой его части находится числовое значение, не совпадающее с кодом региона. Этот код указывает принадлежность ТС к конкретному войсковому округу РФ, роду войск либо федеральному органу исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Таблица с расшифровкой таких кодов представлена ниже.

Принадлежность ТС Код на знаке
Прочее 01
Спецстрой 09
ФСБ РФ 10
ВВ МВД РФ 11
Ранее ФПС РФ 12
ФС ЖД войск РФ 14
ВВ МВД РФ 15
Ранее ФАПСИ 16
ЦС ОСТО РФ 17
МЧС РФ 18
ВВ МВД РФ 19
ФДСУ МО РФ 20
СКВО 21
РВСН 23
ДальВО 25
Войска ПВО 27
9 ЦУ МО РФ 29
ЗабВО 32
ВВС 34
12-й Главк МО РФ 39
ЛенВО 43

Льготы по оплате транспортного налога есть и у юридических лиц, например, в Москве от него освобождены компании, занимающиеся перевозкой пассажиров в городе. Нулевая ставка действует и для агентов особых экономических зон.

Кроме этого, к категории льготников относятся:

  1. Компании, владеющие промысловыми и рыболовными судами или водным транспортом, основной вид деятельности которого – грузовые и пассажирские перевозки.
  2. Предприниматели, работающие в сельском хозяйстве (доля продажи сельхозпродукции должна превышать 50% общей выручки компании) тоже освобождены от налога на комбайны, трактора, машины для перевозки удобрений и готовой продукции.
  3. Автомобили и техника военных и силовых ведомств (МО, Гражданская оборона, ФСБ, МЧС, служба внешней разведки).
  4. Медицинские самолеты и вертолеты, с изображением Красного Креста или Полумесяца на борту.

Автомобиль, находящийся в розыске после угона, тоже освобождается от уплаты транспортного налога, для этого в фискальные органы необходимо представить подтверждающий документ из полиции.

Если организация попадает под вышеперечисленные категории льготников, она обязана уведомить об этом налоговые органы. Начисление нулевой ставки возможно только после подачи соответствующей формы в ФНС. Связано это с тем, что раньше эта информация отражалась в налоговых декларациях, которая для транспортного налога теперь не нужна. Физическим лицам и ИП сведения подавать не обязательно, за них это сделают сотрудники налоговой службы.

Чтобы заплатить налог и спать спокойно, собственник автомобиля может воспользоваться двумя способами:

  • Дождаться почтового уведомления из налоговой инспекции, где будут прописаны данные на ТС и указана сумма налога.
  • Зарегистрироваться на сайте Федеральной Налоговой Службы и получать информацию о налогах через личный кабинет. Оплатить налог можно сразу, использую кредитную карту любого банка.

Срок оплаты транспортного налога за прошлый год истекает 1 декабря текущего года, после этой даты фискальные органы имеют право применить штрафные санкции к неплательщику.

До 2020 года регионы сами устанавливали срок уплаты транспортного налога для предприятий и организаций, но не ранее 1 февраля следующего за отчетным периодом года. В 2021 году ситуация поменяется – юридические лица по всей стране будут платить за транспорт до 1 марта следующего года.

На индивидуальных предпринимателей это закон распространяться не будет, для этой категории все останется по-прежнему – оплатить ТН нужно до 1 декабря, как и физическим лицам, на основании уведомления, пришедшего по почте.

Что касается предприятий, осуществляющих авансовые платежи по транспортному налогу, федеральный центр и здесь решил все упорядочить – теперь по общим для всей страны правилам авансовый платеж будет вноситься до конца месяца, следующего за отчетным периодом.

Налоговая служба не осталась в стороне от событий, связанных с карантинными ограничениями во время пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшим в этот период предприятиям и субъектам малого бизнеса, внесенным в реестр не позднее 2018 года, налог на транспорт за второй квартал 2020 года платить вообще не придется, а более молодым компаниям в пострадавших отраслях экономики дана отсрочка на авансовый платеж за первый квартал до конца октября 2020 года.

Налоги, в том числе и транспортный, нужно платить обязательно. Это обязанность всех граждан и организаций страны. Текущую информацию об изменениях в законодательстве можно всегда посмотреть на официальном сайте налоговой службы. Там же находятся сведения о региональных ставках, на основании которых можно сделать окончательный расчет транспортного налога.

Регионы в таблице отсортированы по номеру и разбиты для удобства на блоки по первой цифре. В скобках после названия региона указаны года, в которые выдавались автомобильные номера с соответствующим кодом региона. Для таких регионов введены новые коды, которые перечислены в конце списка с указанием года ввода в действие. Регионы без указания в скобках используют только один код, который актуален по настоящее время. Для быстрого получения всех кодов отдельного региона рекомендуем воспользоваться формой поиска или обратиться к списку регионов с несколькими кодами, расположенному ниже под таблицей.

1. Дополнительный отчет по текущему году (Россия)
Дополнительный отчет к исследованию рынка России по имеющимся данным текущего года.
Возможна подписка на обновления.

2. Анализ импортно-экспортных операций по вашему товару (РФ, Казахстан, Украина)
Отчёт по импорту и экспорту по отравителям, получателям, странам с объемами поставок, ценами, условиями поставок, описанием товара и пр. Без учета торговли внутри ЕАЭС.
Возможна подписка на обновления.

3. Анализ ЖД грузоперевозок по вашему товару (РФ, Казахстан, Украина)
Отчёт по железнодорожным грузоперевозкам по отравителям, получателям с объемами перевозок и пр. Поможет узнать потребителей вашего товара и их объемы закупок.
Возможна подписка на обновления.

4. Сравнительный финансовый анализ по вашему перечню компаний (Россия)
Для отслеживания финансового состояния конкурентов и контрагентов. Более 100 рассчитанных показателей финансового анализа для поиска точек роста и оптимизации операционной деятельности.
Формат: Excel

5. База сертификатов и деклараций соответствия по вашему товару (РФ, Казахстан)
Детальные данные по сертификатам/декларациям по компаниям (заявитель, производитель) с типами и видами сертификации/декларирования, подробным описанием продукции, регистрационными номерами.
Формат: Excel

6. Анализ государственных закупок по вашему товару (Россия)
Отчёт по госзакупкам по заказчикам, поставщикам/исполнителям, регионам с объемами закупок, ценами, описание закупок и пр.
Возможна подписка на обновления.

По состоянию на 1 января 2018 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 293 единицы на 1000 жителей, свидетельствуют данные «Автостата». В 38 регионах этот показатель выше общероссийского.

Абсолютным лидером рейтинга стала Карелия, где 353 автомобиля на 1000 человек. В Псковской и Калужской областях — по 351 шт., в Московской области — 350 шт. Москву на 20 единиц обогнал Санкт-Петербург — 297 и 317 автомобилей на 1000 населения соответственно. В четырех субъектах этот показатель сравнялся с общероссийским: Башкортостан, Свердловская, Омская и Томская области — по 293 шт.

Хуже всего обеспечены легковыми автомобилями республики Северного Кавказа, причем возглавляет антирейтинг Чечня, где всего 137 машин приходится на 1000 человек. В соседних Ингушетии и Дагестане 151 и 178 штук соответственно. Менее 200 легковых автомобилей на тысячу местных жителей также в Тыве (189 шт.) и Карачаево-Черкесии (199 шт.).

  • Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли в марте на 13,9%, достигнув 157 279 штук, свидетельствуют данные AEB.
  • Аудиторская компания EY прогнозирует, что через три года российский авторынок вернется на докризисный уровень и уже 2021 году составит 2,5 млн штук.

ТОП-10 регионов РФ с НАИБОЛЬШЕЙ обеспеченностью легковыми автомобилями

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 27 апреля 2019. Время чтения 5 мин.

На 1 января 2019 года автомобильный парк РФ состоял из 51,8 млн единиц техники. Среди них 43,5 млн – легковые машины. За последние десять лет их число выросло на 36,8%.

Практически каждый третий автомобиль из их числа – это «Лада», а самая популярная модель – ВАЗ-2107.

Среди лидеров российского автопарка:

  • LADA – 14 млн;
  • Toyota – 3,8 млн;
  • Nissan – 2,07 млн;
  • Hyundai – 2,05 млн;
  • KIA – 1,9 млн;
  • Renault – 1,8 млн;
  • Chevrolet – 1,66 млн;
  • Volkswagen – 1,61 млн;
  • Ford – 1,39 млн;
  • Mitsubishi – 1,17 млн.

Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2019 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.

Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто

№ п/п Регион России Кол-во, тысяч
1 Москва 3687
2 Московская область 2711
3 Краснодарский край 1852
4 Санкт-Петербург 1747
5 Ростовская область 1320
6 Свердловская область 1316
7 Республика Татарстан 1246
8 Республика Башкортостан 1229
9 Челябинская область 1096
10 Самарская область 1042
11 Нижегородская область 941
12 Красноярский край 879
13 Приморский край 842
14 Новосибирская область 812
15 Ставропольский край 791
16 Воронежская область 770
17 Саратовская область 739
18 Иркутская область 734
19 Волгоградская область 709
20 Кемеровская область 672

На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.

В России существует 3 официальных источника, которые предоставляют информацию для составления рейтинга угонов:

  1. Статистическое подразделение ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения). Практика показывает, что 93% автовладельцев заявляют об угоне в полицию. Информация о количестве и характере таких заявлений поступает в госавтоинспекцию, где проводится их тщательный анализ и формируется общая статистика краж автомашин.
  2. Информационная база производителей противоугонных систем. Подобные компании собирают данные об угонах авто, на которых установлена сигнализация их производства. Обработка информации об угнанных машинах позволяет выявить недостатки существующих охранных комплексов и в дальнейшем исправить их. По собранным данным со всех лидирующих на рынке производителей противоугонных систем можно сформировать вполне достоверную статистику.
  3. Выборка информации от страховых компаний. Страховщиками отслеживается вся информация о кражах автомобилей, так как стоимость страховки нередко напрямую зависит от места транспортного средства в рейтинге угонов. Данные о подобных преступлениях будут достаточно репрезентативными только в случае их сбора со всех страховых компаний страны.

В статистике угонов автомобилей в России в 2021 году по городам лидирующие позиции занимают Москва и Санкт-Петербург. Первые места в рейтинге связаны с большим количеством людей, проживающих в этих мегаполисах, и немалым числом личных автомобилей. Кроме того, здесь орудуют преступники, имеющие более высокую «квалификацию», а значит и шанс безвозвратного угона достаточно велик.

В целом статистика угонов по городам за первое полугодие 2021 года выглядит так:

Место Город Количество угонов (штук)
1 Москва 1649
2 Санкт-Петербург 1503
3 Екатеринбург 347
4 Челябинск 325
5 Красноярск 272
6 Самара 179
7 Воронеж 159
8 Пермь 115
9 Ярославль 76
10 Казань 50
11 Тверь 48

Статистика угонов автомобилей в России в 2021 году по регионам

Статистика угонов автомобилей в России в 2021 году по регионам выглядит так:

Место Регион Расшифровка Кол-во угнанных авто, штук Кол-во угнанных авто, в %
1 ЦФО Центральный федеральный округ (Москва, Воронеж, Ярославль) 4910 36
2 СЗФО Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск) 3037 23
3 СФО Сибирский федеральный округ (Новосибирск, Омск, Красноярск) 1464 11
4 ПФО Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород, Казань, Самара) 1109 8
5 ЮФО Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар) 1063 8
6 УФО Уральский федеральный округ (Екатеринбург, Челябинск, Тюмень) 1006 7
7 ДФО Дальневосточный федеральный округ (Хабаровск, Владивосток, Якутск) 769 6
8 СКФО Северо-Кавказский федеральный округ (Махачкала, Ставрополь, Владикавказ) 191 1

Список самых угоняемых марок автомобилей в России:

  1. ВАЗ. На протяжении многих лет машины, сходящие с конвейера этого производителя, являются самыми угоняемыми, потому что их легко взломать. Как правило, такие машины крадут с целью полного разбора и перепродажи запчастей.
  2. Toyota. Достаточно популярная марка среди автолюбителей, при этом часто угоняемая. Часть краденных машин подлежит перепродаже, остальные разбираются на детали и реализуются на «черном» рынке.
  3. Hyundai. Статистически, за последние 10 лет объемы продаж данной марки возросли в несколько раз, одновременно с этим увеличилось количество угонов автомобилей. По прогнозам экспертов, такая тенденция будет сохраняться ещё 3-4 года.
  4. KIA. Машины этого производителя находятся на четвертом месте, удерживая позицию в рейтинге с 2015 года.
  5. Nissan. Надежный авто с хорошей системой защиты от взлома, но отдельно взятые модели часто появляются в списках объявленных в розыск.

В десятку лидеров, привлекательных для угонщиков авто, также вошли:

  • Mazda;
  • Ford;
  • Renault;
  • Mitsubishi;
  • Mercedes.

Число машин в странах меняется ежегодно. По данным Росстата на 2019 года в России имеется 381 легковой автомобиль на 1000 человек. С этим показателем в рейтинге стран мира по уровню автомобилизации населения наша страна находится на 48 месте.

По данным агентства «Автостат», по состоянию на 1 июля 2020 года, на тысячу жителей в России приходится 309 легковых автомобилей.

Уровень автомобилизации России вдвое ниже развитых мировых держав и даже некоторых государств бывшего СССР.

1. Эстония – 566 (2018)
2. Литва – 511 (2018)
3. Россия — 381 (2019)
5. Латвия – 367 (2018)
6. Беларусь — 334 (2018)
6. Грузия — 281 (2015)
7. Украина — 232 (2019)
8. Киргизия — 223 (2015)
9. Казахстан — 209 (2018)
10. Молдавия — 173 (2018)
11. Армения — 167 (2018)
12. Азербайджан — 118 (2018)
13. Туркменистан — 107 (2010)
14. Узбекистан — 70 (2018)
15. Таджикистан- 38 (2007)

Число автомобилей на душу населения в разных городах России отличается друг от друга.

Больше всего легковых машин на 1000 жителей зарегистрировано в Краснодаре, сообщает «Авитостат». Имея население в 1 млн 022 тыс. человек и парк в 355 тыс. единиц, в столице Кубани показатель обеспеченности автомобилями на середину 2020 года составил 347 единиц.

(Число легковых автомобилей на 1000 жителей, по данным «Автостат» на 1 июля 2020 года)

10. Тюмень – 299;
9. Красноярск – 300;
8. Казань – 301;
7. Саратов – 304;
6. Екатеринбург – 305;
5. Тольятти – 309;
4. Воронеж – 315;
3. Санкт-Петербург – 317;
2. Самара – 331;
1. Краснодар – 347.

В Москве на 1 тысячу жителей приходится 287 легковых машин. По уровню автомобилизации наша столица находится только на 12 месте среди крупных городов страны.

Транспортный налог появился в России в 2003 году взамен дорожного. И если последний зачислялся в дорожные фонды, а деньги оттуда шли непосред­ственно на обустрой­ство, строитель­ство и содер­жание дорог, то транс­портный просто поступает в региональ­ные бюджеты. Пред­полагалось, что и он будет распре­деляться на дорожные нужды, однако власти на местах не всегда пускают собранные таким образом средства на дороги, тратя их на что-то ещё. Например, на выплаты соцработ­никам или празд­ничные салюты. Более того: не в каждом региональ­ном бюджете в принципе есть дорожный фонд.

Но особо радеющим за состояние отече­ственных дорог не стоит отчаиваться, ведь ещё есть акциз на топливо! Он, правда, зачисляется в федераль­ный бюджет. И, пускай и очень сложными путями, точно распреде­ляется на дорожные нужды.

Именно из-за наличия акциза депутаты с завидной регуляр­ностью предлагают вообще отказаться от транс­портного налога. Тем более, что изначально, когда вводился акциз, пред­полагалось, что именно он этот налог и заменит: сколько ездишь — столько и платишь. Но пока оба сбора существуют парал­лельно, причём транспортный налог начисляется за сам факт владения автомо­билем и не зависит от того, ездит машина или целый год стоит в гараже.

Основы налога на транспорт установлены в гл. 28 НК РФ. Но будучи региональным налогом, он в значительной степени зависит от решений, принятых в отношении него на региональном уровне.

Регионам дано право на установление:

  • Льгот.

Льготы по ТН устанавливаются в разных формах. Обо всех разновидностях подробно рассказали эксперты КонсультанПлюс, а также подсказали, где искать информацию по вашему региону. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Готовое решение.

  • Ставок с возможностью их увеличения или уменьшения, дробления, привязки к году выпуска или экологическому классу транспортного средства. Ограничение есть для ставок по автомобилям мощностью более 150 л. с.: они меняются не более чем в 10 раз по сравнению с приведенными в НК РФ. Если регион не установил ставки, применению в нем подлежат те, что указаны в НК РФ.
  • Порядка и сроков уплаты налога юрлицами.

В большинстве регионов РФ приняты соответствующие законы. Каждый из них по-своему использовал предоставленные ему права по уточнению порядка применения транспортного налога, из-за чего налицо значительные расхождения по всем 3 параметрам в разных регионах. Наиболее велики они в значениях ставок.

Изменений в законодательстве по транспортному налогу в текущем году совсем немного. Из главных можно отметить отмену льгот пользователям системы «Платон» и введение общей для РФ даты уплаты налога юридическими лицами до 1 марта следующего за отчетным периодом года.

Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.

Постепенно коды регионов выводят из оборота. Например, в Чеченской республике с 2000 года перестали выдавать номерные знаки с кодом региона 20. Это мера была, в первую очередь связана с тем, что не закончились номера, а для противодействия криминальной обстановке, сложившейся в республике. На тот момент там имелось большое скопление автомобили с криминальным прошлым. Вместо него, ввели код 95.

Лишились также своих первоначальных кодов на номерах такие крупные регионы как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и многие другие. Лидером по этому показателю является Москва, на территории которой выдавались номерные знаки с присвоенными им восемью кодами регионов. Недалеко находится и Московская область, здесь автомобилистам выдавали номера с пятью кодами.

Меньше всего продажи снизились у «Фольксвагена», всего на 7%, составив к 1 октября 2020 года 70,8 тысячи машин (годом ранее было продано 76 тысяч). Продажи самого популярного в России Volkswagen Polo снизились при этом лишь на 2%, а в сентябре они вновь начали расти, рост составил 12% (с 5,4 тысячи до 6 тысяч), что отчасти вызвано возвращением 10 лет спустя на рынок Polo, но уже не в качестве седана, а в качестве лифтбэка.

Популярность «Поло» в массовом сегменте, как и брендов Hyundai, вызывается в том числе и госпрограммами «первый автомобиль» и «семейный автомобиль». Продажи компактного кроссовера Tiguan, выпускаемого на калужском заводе, в этом году снизились на 7% (с 25,4 тысячи до 23,7 тысячи машин), но потери начали восполняться в сентябре, когда было продано на 14% «Тигуанов» больше, чем годом ранее (3,6 тысячи против 3,2 тысячи).

Больше всего из «большой пятерки» просела Kia, продажи ее автомобилей в этом году снизились на 17% (со 168 тысяч машин до почти 139,4 тысячи). В одном только мае «кореец» потерял в России 60% продаж, за 5 месяцев 2020 года было куплено на треть автомобилей меньше, чем годом ранее. По-прежнему в бестселлерах Rio, но ее продажи за 9 месяцев 2020 года снизились на 15% (с 69,3 тысячи до 58,7 тысячи). В сентябре же «Рио» показал самый слабый рост, который составил всего 1%, было продано 7,8 тысячи машин по сравнению с 7,7 тысячи годом ранее.

Еще существеннее просели продажи у более дорогого кроссовера Kia Sportage — в этом году их было продано на 22% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года: 20,4 тысячи машин. И сентябрь не оказался исключением (падение составило 6%). И сразу на треть «провалился» бизнес-седан Kia Optima, автомобилей этой модели было продано в 2020 году пока всего 13,1 тысячи (а не 19,5 тысячи, как годом ранее), в сентябре падение продолжилось, составив 12%.

Три бренда из «большой пятерки» показали одинаковую отрицательную динамику по итогам 9 месяцев 2020 года: продажи и «Лады», и Hyundai, и Renault снизились на 14%. У «Лады» число проданных авто составило 227,6 тысячи — против 265,2 тысячи годом ранее, у Hyundai — 114,16 тысячи против 132,2 тысячи соответственно, у «Рено» — 88 тысяч против 102,5 тысячи. Но если «Лада» в сентябре нарастила продажи на 12% по сравнению с сентябрем 2019 года (было продано 35,2 тысячи машин), а Hyundai даже на 14% (было продано 18,4 тысячи машин), то у Renault сентябрьский рост составил всего 5%: в прошлом году за тот же месяц было продано 13,3 тысячи машин, в этом году 14 тысяч.

Главные хиты «Лада», «Гранта» и «Веста» просели в этом году уже на 13%: до 84,4 тысячи и 72,4 тысячи проданных машин соответственно (для примера — годом ранее было продано 96,9 тысячи «Гранты» и 83,5 тысячи «Весты»). Но в сентябре обе модели постепенно начали выбираться из кризисного «болота». У «Гранты» продажи выросли на 11%, составив 12,5 тысячи машин, а у «Весты» сразу на 22% — с 9,4 тысячи до 11,5 тысячи.

Еще одним исключением из глобальных рыночных тенденций стал «Форд», у которого в этом году самое большое пике — продажи рухнули сразу в три раза с 26 тысяч проданных машин в первые 9 месяцев 2019 года до 9 тысяч машин к началу октября этого года. Причина, собственно, не столько в кризисе на авторынке, сколько в изменениях самой компании, которая, напомним, еще весной прошлого года объявила о прекращении продаж легковых автомобилей в России, оставив на рынке только коммерческий фургон Transit.

В российском автопарке около 27 млн иностранных марок. Среди них больше всего моделей японских брендов (9,8 млн шт., или 22,5%), корейских (4,9 млн шт., или 11,3%) и немецких марок (4,5 млн шт., или 9,2%).

Таблица 1. Доля наиболее распространенных иномарок

Автомобили брендов В % к итогу
Японских 22,5
Корейских 11,3
Немецких 9,2
Американских 7,5
Французских 5,3
Чешских 1,9
Китайских 1,4

Источник: Автостат

По состоянию на 1 июля 2018 года «Автостат» насчитал 4,15 млн автомобилей с правым рулем, из них легковых – 3,5 млн.

В Сибири и на Дальнем Востоке их эксплуатируется больше всего (80%), машины ввозятся из Японии. Там даже существуют автошколы и частные автоинструкторы, специализирующиеся на японских автомобилях.

Новосибирск называют городом с самым высоким числом «праворулек» в РФ – порядка 148 тыс.

Регионы с наибольшим количеством автомобилей

Глядя на огромные пробки в Первопрестольной, многие задаются вопросом: сколько сейчас автомобилей в Москве?

По информации ГИБДД, в 2017-м в Москве количество прошедших регистрацию машин примерно составило 5,5 млн. Следует сказать: с каждым годом в городе становится на 8-10% автомобилей более. Если взглянуть на статистику по годам, можно заметить: в Москве за год регистрируют 350 — 400 000 единиц автомобильного транспорта. Активный прирост числа машин пошел, начиная с середины 90-ых. К примеру, ранее эти цифры были такими:

  • 1950 году – 82 000 транспортных средств;
  • в 1960 – 150 000;
  • в 1970 – 500 000.

В столице авторухлядь (машины старше 10-12 лет), составляет больше 1/3 автопарка в целом. В каждом из оставшихся субъектов Федерации, которые входят в TOП-25 парка легковых, насчитывают больше 500 тысяч машин. В сравнении с прочими странами, обеспеченность граждан России своими колесами в 3 раза меньше, чем в США, а также в 2 раза ниже, чем в развитых европейских государствах. На тысячу жителей у нас приблизительно 300 авто. Даже в не особенно обеспеченных государствах Восточной Европы данный показатель составил примерно 400 машин на 1000 жителей.

Число автомобилей в Москве непосредственно влияет на столь не любимые жителями и гостями столицы пробки. По информации специалистов, в одно и то же время на дороги столицы выезжает больше 700 тысяч машин, для движения без пробок число автотранспорта не должно превысить отметки в 400 тысяч авто. Справедливости ради, должны написать, что Москва не вошла в ТОП-10 городов планеты с наиболее загруженной дорожной системой.

С приростом числа машин возрастает и численность аварий. Статистика ДТП на московских дорогах крайне удручающая. По информации ГИБДД, каждый день в Москве регистрируют от 200 до 300 ДТП, примерно 15% влекут серьезные последствия.

Наряду с использованием охранных систем, механических и иных блокираторов, страхования КАСКО, существует ряд «бытовых» советов, направленных на сохранение автомобиля:

  • Парковка ТС таким образом, чтобы доступ к водительской двери был затруднен (парковка вблизи ограждений, деревьев, других автомобилей и т.д.). При аккуратной эксплуатации повреждения автомобиля мало возможны, а затруднение доступа к водительской стороне двери может стать причиной, которая оттолкнет автоугонщика от вашего авто. Также может быть полезна парковка автомобиля в секторе работы камер наружного наблюдения.
  • Каждый автомобиль имеет блокировку рулевого колеса как в правую сторону, так и в левую. Совет – блокируйте рулевое колесо в сторону водительской двери (для автомобилей с левым рулем – в левую сторону, для автомобилей с правым рулем – в правую). Если в большинстве случаев взлом блокиратора рулевого колеса производится угонщиком с переднего пассажирского сиденья ногами, то при установке руля на блок в сторону водительской двери сделать это гораздо проблематичнее, нежели наоборот.
  • Не оставляйте без присмотра ключи от машины. Даже если их не украдут, то вполне можно сделать с них слепки или считать «код» штатного ключа-иммобилайзера.
  • Комплексное использование вышеуказанных способов позволит увеличить шансы того, что ваш автомобиль останется при вас. Однако, если машина попал под «заказ», то, скорее всего, ее угонят. В этом случае поможет страхование автомобиля по КАСКО.

Видео про угоны автомобилей:

Количество транспорта в России ежегодно увеличивается в среднем на 2,3% и в 2021 году достигло 55 838 224 единиц. Всего с 2008 года количество транспорта увеличилось на 17,6 млн. единиц или на 45,9%.

Структура российского рынка автотранспорта ежегодно смещается в сторону увеличения доли легкового автотранспорта: с 2008 года доля легковых автомобилей в общем количестве транспорта в России выросла на 3% и достигла 87%.

Лидером по количеству легковых автомобилей среди регионов России является Москва. В Москве, несмотря на усилия Правительства Москвы по снижению автотранспорта, 2021 год опять показал рост числа личных автомобилей на 32,6 тыс. единиц автотранспорта. Количество легковых автомобилей в столице достигло 3,99 млн. единиц, что 0,8 млн. больше, чем в 2008 году.

В регионы-лидеры по количеству личного автотранспорта входят Московская область (2,8 млн. автомобилей), Краснодарский край (1,8 млн. автомобилей), Свердловская область (1,79 млн. автомобилей), г. Санкт-Петербург (1,74 млн. автомобилей)

За 2021 год количество автомобилей в расчете на душу населения в Московской области выросло на 3,1%, в столице данный показатель сократился на 2,9%. На данный момент население Москвы обладает 3-мя автомобилями на 10 человек, в Московской области это количество равно – 3.5. При этом за 2021 год в Москве легковушек стало больше на 183 тысячи, в Мособласти прирост легковых авто составил 72 тысячи автомобиля. В северной столице количество автомобилей на одного жителя Ленинградской области также превышает показатель Санкт-Петербурга. На данный момент население Санкт-Петербурга обладает 3-мя автомобилями на 10 человек, в Ленобласти области — это количество равно 3.2.

В расчете на душу населения за последние десятилетия количество личного легкового автотранспорта, принадлежащего населению России, стабильно растет, достигнув в 2021 году показателя 3,14 автомобиля на 10 человек, что на 1,84 больше показателя 2000-го года.

Наибольшая плотность автомобилей в расчете на душу населения стабильно наблюдается в регионах Дальнего Востока и Северного Кавказа. Отчасти большое количество личного автотранспорта в данных регионах обусловлены ценовой доступностью автомобилей, дальними расстояниями между населенными пунктами и слаборазвитой транспортной инфраструктурой, не позволяющей легко добираться от столицы региона к ее окраинам.

В шестнадцати регионах с наибольшим количеством машин на душу населения показатель варьируется с 3.52 (в Московской области) до 5,1 (в Камчатском крае) в расчете на 10 человек.

В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.

Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2021 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.

Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2021 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее – 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2021 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.

По данным РИА Новости, на 2021 год в России зарегистрировано свыше 44 миллионов легковых машин. Грузовиков числилось более 6 миллионов. Также насчитывалось 2,2 миллиона мотоциклов и 890 тысяч автобусов, 3 миллиона прицепного транспорта. Общее число машин ежегодно увеличивается примерно на 1,5 миллиона. В основном это легковые автомобили. Ответить на вопрос, сколько в России машин дорогих — довольно затруднительно. Однако в последнее время люди отдают предпочтение более бюджетным вариантам авто, а доля дорогих иномарок уменьшена.

По данным статистики оперативного штаба по борьбе с коронавирусом на 24 января 2021 года в Москве 910 057 — человек, которые были заражены коронавирусом COVID-19, из них полностью выздоровели и выписаны из больницы — 769 433 пациентов, зафиксировано смертей от коронавируса — 12 895 человек. По официальной статистике коронавируса в Москве в период с 23 января по 24 января 2021 года новых случаев заражения COVID-19 — 0, выздоровело и выписано — 0, смертей — 0.

Информация за последнюю неделю от 24 января 2021 года

Дата Заражений Новых Вылечено Смертей %Смертей
24.01.2021 910057 0 769433 12895 1.42
23.01.2021 910057 2668 769433 12895 1.42
22.01.2021 907389 3037 763500 12831 1.41
21.01.2021 904352 3458 757871 12759 1.41
20.01.2021 900894 2452 752651 12690 1.41
19.01.2021 898442 3115 747881 12625 1.41
18.01.2021 895327 3679 743349 12541 1.4

Информация о коронавирусе за последние сутки в Москве. За всё время на 24.01.2021 года подтверждено в Москве — 910 057 случая заболевших коронавирусом, за последние сутки по последним данным подтверждено — 0 новых случаев заражений.

Сколько человек заболели и сколько смертей на 24 января в Москве. За последние сутки 0 человек скончался с подтверждённым диагнозом коронавирус. Подтверждено — 0 новых случаев заражения коронавирусом.

Запись Коронавирус в Москве на 24 января 2021 года статистика на сегодня впервые появилась Новости и события: праздники, игры, экономика.

Названо число зарегистрированных в России транспортных средств

В 2020 году в стране продали чуть меньше 1,8 млн новых автомобилей. Что касается машин с пробегом, то пока есть данные только за 11 месяцев года: почти 5 млн авто. По сравнению с 2019 годом первичный рынок упал на 9,1%. Вторичный — вырос, но всего на 0,3%.

О самых популярных моделях автомобилей за последние десять лет Т⁠—⁠Ж уже писал. Напомним, что почти все время первые места по объемам продаж новых автомобилей удерживали модели «Автоваза».

По итогам 11 месяцев 2020 года, по данным агентства «Автостат», лидером продаж в России стал именно «Автоваз». Первое место занимает Лада Гранта: за год россияне купили 126,1 тысячи таких машин. На втором — Лада Веста: 107,3 тысячи. Дальше идет Киа Рио: 77,8 тысячи.

На вторичном рынке самой популярной моделью стал Форд Фокус: за 11 месяцев купили 118 тысяч машин. На втором месте — ВАЗ 2114: 112,3 тысячи. На третьем — Хендай Солярис: 106,5 тысячи автомобилей.

Россияне по-прежнему предпочитают покупать бензиновые и дизельные авто. В 2014 году правительство приняло программу развития энергетики, одним из пунктов которой был массовый перевод автомобилей на газомоторное топливо. Уже на следующий год Росстат начал собирать статистику о легковом транспорте, который использует такое топливо. За пять лет продвинулись несильно: в 2015 году на газе ездило 956,3 тысячи легковушек, в 2019 — 1,04 млн. Рост всего на 2,1%. Коммерческий транспорт переоборудуют более быстрыми темпами: «газовых» автобусов в стране уже 8,2%, грузовиков — 6%.

Летом 2020 года в правительстве увеличили субсидии для граждан, которые переводят личные автомобили на газ: теперь им компенсируют не 30, а 60% затрат. По расчетам «Газпрома», километр пути автомобиля на газовом топливе обходится в три раза дешевле, чем на бензиновом. Но проблема в том, что газовых автозаправок очень мало: по данным РБК, на март 2020 года их насчитывалось всего 484. В свою очередь, в «2ГИС» нам рассказали, что на картах сервиса их отмечено в несколько раз больше — 3917. Для сравнения, обычных бензиновых — 18 927.

Что касается электроавтомобилей, то их количество и вовсе находится на уровне статистической погрешности.

По состоянию на 1 января 2018 года обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 293 единицы на 1000 жителей, свидетельствуют данные «Автостата». В 38 регионах этот показатель выше общероссийского.

Абсолютным лидером рейтинга стала Карелия, где 353 автомобиля на 1000 человек. В Псковской и Калужской областях — по 351 шт., в Московской области — 350 шт. Москву на 20 единиц обогнал Санкт-Петербург — 297 и 317 автомобилей на 1000 населения соответственно. В четырех субъектах этот показатель сравнялся с общероссийским: Башкортостан, Свердловская, Омская и Томская области — по 293 шт.

Хуже всего обеспечены легковыми автомобилями республики Северного Кавказа, причем возглавляет антирейтинг Чечня, где всего 137 машин приходится на 1000 человек. В соседних Ингушетии и Дагестане 151 и 178 штук соответственно. Менее 200 легковых автомобилей на тысячу местных жителей также в Тыве (189 шт.) и Карачаево-Черкесии (199 шт.).

ТОП-10 регионов РФ с НАИБОЛЬШЕЙ обеспеченностью легковыми автомобилями

На 1 января 2019 года автомобильный парк РФ состоял из 51,8 млн единиц техники. Среди них 43,5 млн – легковые машины. За последние десять лет их число выросло на 36,8%.

Практически каждый третий автомобиль из их числа – это «Лада», а самая популярная модель – ВАЗ-2107.

Среди лидеров российского автопарка:

Модели других брендов не добрались до отметки в 1 млн.

В РФ насчитывается 43 526 тыс. легковых авто. Больше половины из них – иностранных марок.

В российском автопарке около 27 млн иностранных марок. Среди них больше всего моделей японских брендов (9,8 млн шт., или 22,5%), корейских (4,9 млн шт., или 11,3%) и немецких марок (4,5 млн шт., или 9,2%).

Таблица 1. Доля наиболее распространенных иномарок

Автомобили брендов В % к итогу
Японских 22,5
Корейских 11,3
Немецких 9,2
Американских 7,5
Французских 5,3
Чешских 1,9
Китайских 1,4

Что касается конкретных моделей, лидерство принадлежит:

Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2019 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.

Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто

№ п/п Регион России Кол-во, тысяч
1 Москва 3687
2 Московская область 2711
3 Краснодарский край 1852
4 Санкт-Петербург 1747
5 Ростовская область 1320
6 Свердловская область 1316
7 Республика Татарстан 1246
8 Республика Башкортостан 1229
9 Челябинская область 1096
10 Самарская область 1042
11 Нижегородская область 941
12 Красноярский край 879
13 Приморский край 842
14 Новосибирская область 812
15 Ставропольский край 791
16 Воронежская область 770
17 Саратовская область 739
18 Иркутская область 734
19 Волгоградская область 709
20 Кемеровская область 672

На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.

На автомобильных номерах РФ кроме серии, регистрационного номера и буквенного кода RUS указывается код региона, состоящий из двух или трех цифр, имеющий определенное числовое значение, называющееся региональным кодом, по которому можно определить региональную принадлежность транспортного средства. Регионы России, в список которых входят: республики, края, области, автономные округа и города, называются субъектами РФ, каждому из которых присвоен региональный код в алфавитном порядке, начиная с республик и краев.

Номерной знак транспортного средства является обязательным элементом, который позволяет идентифицировать и выделить его из огромного количества других транспортных средств, поэтому одинаковых номеров на государственных регистрационных знаках не бывает. За состоянием Государственных знаков строго следят сотрудники ГИБДД, которые в случае обнаружения нечитаемых номеров или их подделки привлекают нарушителя к административной или уголовной ответственности. Принятым приказом от 30 июля 1993 года были утверждены формат и первая региональная кодировка российских Государственных номерных знаков, являющаяся своеобразной пропиской в определенном субъекте Российской Федерации.

В отличие от государственных регистрационных знаков гражданских транспортных средств военные номерные знаки изготавливаются на пластине с черной окраской, не имеющей светоотражающего эффекта. Формат такого знака состоит из четырех цифр и двух букв, а в правой его части находится числовое значение, не совпадающее с кодом региона. Этот код указывает принадлежность ТС к конкретному войсковому округу РФ, роду войск либо федеральному органу исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Таблица с расшифровкой таких кодов представлена ниже.

Принадлежность ТС Код на знаке
Прочее 01
Спецстрой 09
ФСБ РФ 10
ВВ МВД РФ 11
Ранее ФПС РФ 12
ФС ЖД войск РФ 14
ВВ МВД РФ 15
Ранее ФАПСИ 16
ЦС ОСТО РФ 17
МЧС РФ 18
ВВ МВД РФ 19
ФДСУ МО РФ 20
СКВО 21
РВСН 23
ДальВО 25
Войска ПВО 27
9 ЦУ МО РФ 29
ЗабВО 32
ВВС 34
12-й Главк МО РФ 39
ЛенВО 43

Основную информацию на регистрационных номерных знаках транспортных средств дипломатических представительств иностранных компаний несут первые три цифры, указывающие на то, какой стране принадлежит дипломатическое представительство. Находящиеся после цифр буквы указывают на принадлежность транспортного средства дипломатическому лицу или представительству (посолу, консулу, консульскому учреждению и т. д.).

Автопарк России вырос до 60 млн автомобилей

Регионы в таблице отсортированы по номеру и разбиты для удобства на блоки по десять записей. В скобках после названия региона указаны года, в которые выдавались автомобильные номера с соответствующим кодом региона. Для таких регионов введены новые коды, которые перечислены в конце списка с указанием года ввода в действие. Регионы без указания в скобках используют только один код, который актуален по настоящее время. Для быстрого получения всех кодов отдельного региона рекомендуем воспользоваться формой поиска или обратиться к списку регионов с несколькими кодами, расположенному ниже под таблицей.

  • 01—09
  • 01 — Республика Адыгея
  • 02 — Республика Башкортостан (1993–2006 гг.)
  • 03 — Республика Бурятия
  • 04 — Республика Алтай
  • 05 — Республика Дагестан
  • 06 — Республика Ингушетия
  • 07 — Кабардино-Балкарская Республика
  • 08 — Республика Калмыкия
  • 09 — Карачаево-Черкесская Республика
  • 10—19
  • 10 — Республика Карелия
  • 11 — Республика Коми
  • 12 — Республика Марий Эл
  • 13 — Республика Мордовия
  • 14 — Республика Саха (Якутия)
  • 15 — Республика Северная Осетия-Алания
  • 16 — Республика Татарстан (1993–2006 гг.)
  • 17 — Республика Тыва
  • 18 — Удмуртская Республика
  • 19 — Республика Хакасия
  • 20—29
  • 20 — Чеченская Республика (1993–2000 гг.)
  • 21 — Чувашская Республика
  • 22 — Алтайский край
  • 23 — Краснодарский край (1993–2005 гг.)
  • 24 — Красноярский край (1993–2009 гг.)
  • 25 — Приморский край (1993–2005 гг.)
  • 26 — Ставропольский край
  • 27 — Хабаровский край
  • 28 — Амурская область
  • 29 — Архангельская область
  • 30—39
  • 30 — Астраханская область
  • 31 — Белгородская область
  • 32 — Брянская область
  • 33 — Владимирская область
  • 34 — Волгоградская область (1993–2012 гг.)
  • 35 — Вологодская область
  • 36 — Воронежская область
  • 37 — Ивановская область
  • 38 — Иркутская область
  • 39 — Калининградская область
  • 40—49
  • 40 — Калужская область
  • 41 — Камчатский край
  • 42 — Кемеровская область (1993–2011 гг.)
  • 43 — Кировская область
  • 44 — Костромская область
  • 45 — Курганская область
  • 46 — Курская область
  • 47 — Ленинградская область
  • 48 — Липецкая область
  • 49 — Магаданская область
  • 50—59
  • 50 — Московская область (1993–2001 гг.)
  • 51 — Мурманская область
  • 52 — Нижегородская область (1993–2009 гг.)
  • 53 — Новгородская область
  • 54 — Новосибирская область (1993–2010 гг.)
  • 55 — Омская область
  • 56 — Оренбургская область
  • 57 — Орловская область
  • 58 — Пензенская область
  • 59 — Пермский край (1993–2010 гг.)
  • 60—69
  • 60 — Псковская область
  • 61 — Ростовская область (1993–2007 гг.)
  • 62 — Рязанская область
  • 63 — Самарская область (1993–2007 гг.)
  • 64 — Саратовская область
  • 65 — Сахалинская область
  • 66 — Свердловская область (1993–2006 гг.)
  • 67 — Смоленская область
  • 68 — Тамбовская область
  • 69 — Тверская область
  • 70—79
  • 70 — Томская область
  • 71 — Тульская область
  • 72 — Тюменская область
  • 73 — Ульяновская область
  • 74 — Челябинская область (1993–2007 гг.)
  • 75 — Забайкальский край
  • 76 — Ярославская область
  • 77 — Москва
  • 78 — Санкт-Петербург (1993–2004 гг.)
  • 79 — Еврейская автономная область
  • 80—89
  • 80 — Забайкальский край
  • 81 — Пермский край
  • 82 — Республика Крым (с 2014 года)
  • 83 — Ненецкий автономный округ
  • 84 — Красноярский край
  • 85 — Иркутская область
  • 86 — Ханты-Мансийский автономный округ (1993–2012 гг.)
  • 87 — Чукотский автономный округ
  • 88 — Красноярский край
  • 89 — Ямало-Ненецкий автономный округ
  • 90—99
  • 90 — Московская область (2001–2006 гг.)
  • 91 — Калининградская область
  • 92 — Севастополь (с 2014 года)
  • 93 — Краснодарский край (2005–2011 гг.)
  • 94 — Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России
  • 95 — Чеченская Республика (с 2000 года)
  • 96 — Свердловская область (2006–2013 гг.)
  • 97 — Москва (2002–2005 гг.)
  • 98 — Санкт-Петербург (2004–2010 гг.)
  • 99 — Москва (1998–2002 гг.)

На 2021 год выделяется 29 старых кодов, выдача автомобильных номеров с которыми не производится. Их список: 02, 16, 20, 23, 24, 25, 34, 42, 50, 52, 54, 59, 61, 63, 66, 74, 78, 86, 90, 93, 96, 97, 98, 99, 150, 190, 197, 199, 777. Взамен старых кодов используются 22 новых. Список новых кодов с указанием года ввода в действие:

  • 2000 г. — 95 (Чеченская Республика)
  • 2005 г. — 125 (Приморский край)
  • 2006 г. — 102 (Республика Башкортостан), 116 (Республика Татарстан)
  • 2007 г. — 174 (Челябинская область), 161 (Ростовская область), 163 (Самарская область)
  • 2009 г. — 124 (Красноярский край), 152 (Нижегородская область)
  • 2010 г. — 178 (Санкт-Петербург), 154 (Новосибирская область), 159 (Пермский край)
  • 2011 г. — 123 (Краснодарский край), 142 (Кемеровская область)
  • 2012 г. — 134 (Волгоградская область), 186 (Ханты-Мансийский автономный округ)
  • 2013 г. — 750 (Московская область), 196 (Свердловская область)
  • 2014 г. — 92 (Севастополь), 82 (Республика Крым)
  • 2017 г. — 799 (Москва), 716 (Республика Татарстан).

Список субъектов РФ с двумя и более кодами:

  • Волгоградская область — 34, 134
  • Кемеровская область — 42, 142
  • Краснодарский край — 23, 93, 123
  • Красноярский край — 24, 124
  • Москва — 97, 99, 197, 199, 777, 799
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750
  • Нижегородская область — 52, 152
  • Новосибирская область — 54, 154
  • Пермский край — 59, 159
  • Приморский край — 25, 125
  • Республика Башкортостан — 02, 102
  • Республика Татарстан — 16, 116, 716
  • Ростовская область — 61, 161
  • Самарская область — 63, 163
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178
  • Свердловская область — 66, 96, 196
  • Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
  • Челябинская область — 74, 174
  • Чеченская Республика — 20, 95

На 2021 год таких субъектов 19. Больше всего кодов у Москвы и Московской области, что объясняется большим число машин у жителей региона.

Согласно Приказу МВД от 5 января 2000 года № 5 в 2000 году все автомобильные номера Чеченской республики были заменены: вместо кода 20 стал использоваться код 95. Номера с кодом 20 больше на дорогах не встретить. Такая мера связана с противодействием ситуации по скоплению криминальных автомобилей на тот момент.

Согласно Приказу МВД от 26 июня 2013 года № 478 в 2013 году введены трехзначные коды с первой цифрой 7 (777, 779, 799 и др.). Вместо ожидаемой 2 используется цифра 7, так как а) 2 не вписывается в отведенное под код региона пространство на регистрационном знаке, б) 7 лучше распознается камерами фиксации правонарушений. Однако ограниченная серия номеров с кодами 277 и 299 все же выдавалась.

Код Субъект Российской Федерации Когда действовал
20 Чеченская республика до 2000 года

В крупных городах России, например в Москве или Санкт-Петербурге, на протяжении последних лет наблюдается дефицит автомобильных кодов регионов. В подобных городах было введено уже более 5-ти различных кодов, но даже это не спасает ситуацию.

Чтобы исправить эту проблему, 1 января 2021 года в силу вступили изменения в регламенте Министерства Внутренних Дел. Эти изменения полностью отменяют привязку кодов к определенному региону. Однако региональные номера в ближайшие годы полностью точно не исчезнут.

Сколько машин в России в 2021 году?

Рассмотрим самый распространенный вид номеров в Российской Федерации:

Именно такие номера устанавливаются на большинство автомобилей.

На первый взгляд номер состоит из случайной последовательности букв и цифр. На самом деле не все здесь так просто.

На автомобильных номерах используются все цифры от 0 до 9. Однако в отличие от цифр, не все буквы русского алфавита могут оказаться на номерах. Такая привилегия дана только тем буквам, которые имеют схожие по написанию символы в латинском алфавите. Т.е. на автономерах могут использоваться только буквы А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х.

Об этом факте Вы могли узнать и раньше, но вот следующая мысль наверняка покажется Вам интересной. Речь пойдет о том, в каком порядке выдаются номера.

Номера выдаются по порядку (кроме специальных серий). Однако порядок изменения символов в номере далек от нормального восприятия. Символы меняются не справа налево, а несколько по-другому — в достаточно запутанной последовательности.

1. Чаще всего в автомобильном номере меняется 3я цифра (на рисунке это цифра 6). После номера Т356ОК будет выдан номер Т357ОК.

2. Второй по частоте изменения символ — 2я цифра (на рисунке 5). После номера Т359ОК будет выдан номер Т360ОК.

3. Третий по частоте символ — 1я цифра (на рисунке 3). После номера Т399ОК будет выдан номер Т400ОК.

С цифрами вроде бы все в порядке, но того же самого нельзя сказать о буквах.

4. Четвертый по частоте символ — 1я буква (на рисунке Т). После номера Т999ОК будет выдан номер У001ОК.

5. Пятый по частоте символ — 3я буква (на рисунке К). После номера Х999ОК будет выдан номер А001ОМ.

На автомобильных номерах РФ кроме серии, регистрационного номера и буквенного кода RUS указывается код региона, состоящий из двух или трех цифр, имеющий определенное числовое значение, называющееся региональным кодом, по которому можно определить региональную принадлежность транспортного средства. Регионы России, в список которых входят: республики, края, области, автономные округа и города, называются субъектами РФ, каждому из которых присвоен региональный код в алфавитном порядке, начиная с республик и краев.

На 2021 год выделяется 38 старых кодов, выдача автомобильных номеров с которыми не производится либо будет прекращена в ближайшем будущем: 02, 16, 20, 22, 23, 24, 25, 34, 42, 47, 50, 52, 54, 59, 61, 63, 66, 74, 77, 78, 81, 86, 90, 93, 96, 97, 98, 99, 102, 123, 150, 177, 190, 197, 199, 750, 777, 799. Взамен старых кодов используются 29 новых. Список новых кодов с указанием года ввода в действие:

  • 2000 г. — (Чеченская Республика)
  • 2005 г. — (Приморский край)
  • 2006 г. — (Республика Татарстан)
  • 2007 г. — (Ростовская область), (Самарская область), (Челябинская область)
  • 2009 г. — (Красноярский край), (Нижегородская область)
  • 2010 г. — (Новосибирская область), (Пермский край), (Санкт-Петербург)
  • 2011 г. — (Кемеровская область)
  • 2012 г. — (Волгоградская область), (Ханты-Мансийский автономный округ)
  • 2013 г. — (Свердловская область)
  • 2014 г. — (Республика Крым), (Севастополь)
  • 2017 г. — (Республика Татарстан)
  • 2018 г. — (Санкт-Петербург)
  • 2019 г. — (Ростовская область), (Алтайский край), (Краснодарский край), (Ленинградская область), (Республика Башкортостан)
  • 2020 г. — (Московская область), (Москва), (Челябинская область), (Оренбургская область), (Тюменская область).
  • Алтайский край — 22, 122
  • Волгоградская область — 34, 134
  • Кемеровская область — 42, 142
  • Краснодарский край — 23, 93, 123, 193
  • Красноярский край — 24, 124
  • Ленинградская область — 47, 147
  • Москва — 77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750, 790
  • Нижегородская область — 52, 152
  • Новосибирская область — 54, 154
  • Оренбургская область — 56, 156
  • Пермский край — 59, 81, 159
  • Приморский край — 25, 125
  • Республика Башкортостан — 02, 102, 702
  • Республика Татарстан — 16, 116, 716
  • Ростовская область — 61, 161, 761
  • Самарская область — 63, 163
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178, 198
  • Свердловская область — 66, 96, 196
  • Тюменская область — 72, 172
  • Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
  • Челябинская область — 74, 174, 774
  • Чеченская Республика — 20, 95

На 2021 год всего субъектов РФ с несколькими автомобильными кодами 23. Больше всего кодов у Москвы и Московской области.

С 1 января 2019 года согласно Приказу Росстандарта N 555-cт утверждается новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» взамен старого ГОСТ Р 50577-93. Вводятся новые 10 типов номерных знаков для транспортных средств в зависимости от вида и категории транспортного средства: мотоциклы, квадрациклы, машины с креплениями под «квадратные» номера, спортивные, ретроавтомобили.

В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров. Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв. Привязка к номеру региона в настоящее время потеряла актуальность, так как регион прописки собственника транспортного средства и регион регистрации транспортного средства могут не совпадать — автомобилистам разрешается сохранять старые номера при покупке подержанного автомобиля. Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства.

Также рассматривается идея от рабочей группы НТИ «Автонет» о введении в России номеров зеленого цвета для электромобилей.


Информация об автомобильных кодах регионов сформирована на основе опубликованных данных ГИБДД. Дата актуализации данных: 15.09.2020.

  • 95 (Чеченская Республика) — 2000 г.;
  • 125 (Приморский край) — 2005 г.;
  • 102 (Республика Башкортостан), 116 (Республика Татарстан) — 2006 г.;
  • 174 (Челябинская область), 161 (Ростовская область), 163 (Самарская область) — 2007 г.;
  • 124 (Красноярский край), 152 (Нижегородская область) — 2009 г.;
  • 178 (Санкт-Петербург), 154 (Новосибирская область), 159 (Пермский край) — 2010 г.;
  • 123 (Краснодарский край), 142 (Кемеровская область) — 2011 г.;
  • 134 (Волгоградская область), 186 (Ханты-Мансийский автономный округ) — 2012 г.;
  • 750 (Московская область), 196 (Свердловская область) — 2013 г.;
  • 92 (Севастополь), 82 (Республика Крым) — 2014 г.;
  • 799 (Москва), 716 (Республика Татарстан) — 2017 г.

Сведения наносятся на красном фоне, представляют собой 3 цифры и 1 или 2 буквы:

  • CDТС посла либо представителя в ранге главы диппредставительства;
  • D — транспорт, принадлежащий диппредставительству;
  • T — авто торгового представительства зарубежного государства.

Самые узнаваемые и почетные серии – в правительственном автопарке и прочих федеральных организациях. Купить такой номер практически невозможно. Среди доступных сочетаний букв в сериях, которые доступны рядовому человек, популярными считаются «ААМ», «АТМ», «ХХХ».

К касте неприкосновенных относятся знаки серии «ЕКХ», в народе расшифровывают – «еду, как хочу». Они тоже из правительственного запаса, поэтому купить их нереально.

В официальном порядке купить ГРЗ с понравившейся комбинацией букв и цифр нельзя. Неоднократно власти проявляли инициативу внедрить порядок реализации красивых номеров. Такой подход позволил бы получить дополнительный доход в казну. Однако ни один из проектов принят не был.

Например, в 2018 году ГИБДД предлагало полностью реформировать порядок постановки на учет ТС. Параллельно вносилось предложение о продаже красивых номеров и внедрении во все ГРЗ электронных чипов. Дальше разговоров дело не пошло.

Неофициально от сотрудников ДПС поступает информация, что красивые номера они придерживают, ожидая желающих, готовых заплатить за них неплохие деньги. В зависимости от региона России, цена за такой знак на автомобиль варьируется от 10 до 30 тысяч рублей. Кроме того, нужен выход на знакомого работника полиции.

Независимо от того, как выдаются номера регионов России на мотоциклах и автомобилях, нужно помнить о правилах ПДД. Не нужно игнорировать правила, поскольку за большинством пунктов стоит несчастье или смерть человека, случившаяся на дороге.

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »
  • (Чеченская Республика) — 2000 г.;
  • (Приморский край) — 2005 г.;
  • (Республика Башкортостан), (Республика Татарстан) — 2006 г.;
  • (Челябинская область), (Ростовская область), (Самарская область) — 2007 г.;
  • (Красноярский край), (Нижегородская область) — 2009 г.;
  • (Санкт-Петербург), (Новосибирская область), (Пермский край) — 2010 г.;
  • (Краснодарский край), (Кемеровская область) — 2011 г.;
  • (Волгоградская область), (Ханты-Мансийский автономный округ) — 2012 г.;
  • (Московская область), (Свердловская область) — 2013 г.;
  • (Севастополь), (Республика Крым) — 2014 г.;
  • (Москва), (Республика Татарстан) — 2017 г.

Субъекты Российской Федерации более чем с двумя кодами регионов:

  • Республика Башкортостан — 02, 102
  • Республика Татарстан — 16, 116, 716
  • Краснодарский край — 23, 93, 123
  • Красноярский край — 24, 124
  • Приморский край — 25, 125
  • Волгоградская область — 34, 134
  • Кемеровская область — 42, 142
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750
  • Нижегородская область — 52, 152
  • Новосибирская область — 54, 154
  • Пермский край — 59, 159
  • Ростовская область — 61, 161
  • Самарская область — 63, 163
  • Свердловская область — 66, 96, 196
  • Челябинская область — 74, 174
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178
  • Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
  • Чеченская Республика — 20, 95
  • Москва — 97, 99, 197, 199, 777, 799

На конец 2019, начало 2020 года общее количество субъектов с двумя и более кодами регионов: 19. В связи с большим количеством автомобилей, в Москве и Московской области используется больше всего кодов регионов.

Согласно Приказу Росстандарта N 555-cт, с 1 января 2019 года, взамен старого ГОСТ Р 50577-93, утвержден новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».

Введены новые 10 типов номерных знаков для ТС в зависимости от категории и типа транспортного средства:

Автомобили с креплениями под «квадратные» или в народе называемые «американские» номера;

Мотоциклы;

Квадрациклы;

Спортивные автомобили — (дополнительно обозначается «С»);

Ретро автомобили (классические) — (дополнительно обозначается «К»).

На данный момент, В Правительстве обсуждается вопрос отказа от обозначений кодов регионов, в пользу увеличения количества комбинаций букв и цифр. Также, обсуждается возможность установки электронных чипов в номерные знаки, для удаленного считывания регистрационных данных.

К тому же большинство регионов до сих пор не исчерпали двузначные емкости, а в тех, где применяются трехзначные, еще есть свободные номера. Так что еще минимум три года можно ничего не менять.

Даже в самой загруженной транспортом Москве до сих пор много свободных номеров ранее выдававшихся серий (99, 77, 177 и т. д.). По мнению специалистов, их можно выдавать снова, просто нужно провести их инвентаризацию.

По данным ГИБДД, в столице на учете стоит около 4,7 млн транспортных средств, для которых в теории достаточно всего четырех кодов (каждый дает 1,78 млн комбинаций).

«При необходимости также можно задействовать коды 191, 791, 794, 194, 188, 788, которые ни в одном регионе не используются,- добавляет Людмила Шерстнева.- Свободных сочетаний еще много».

Здесь вы можете найти полное обозначение всех автомобильных кодов, которые используются в этом году. Здесь можно легко отыскать требуемый регион по номеру и узнать к какой области, краю, республике или автономному округу он принадлежит.

Сейчас нет регионов, которые начинаются с цифры «2». Все номера с кодом начинающимся на «2» являются поддельными. Также нет кодов «00». В таблице вы сможете узнать информацию обо всех актуальных номерах, а также о регионах и соседних с ними областях, к которым они принадлежат.

Законы сейчас позволяют проводить регистрацию практически в любом регионе страны, вне зависимости от того, где прописан владелец машины. Но здесь есть некоторые ограничения, которые предполагают, что в одном регионе может быть выдано только 1 726 272 номеров. Все используемые буквы в обозначения схожи с латиницей.

В связи с частыми изменениями в законодательстве Российской Федерации у многих возникает вопрос, можно ли оформить полис ОСАГО в другом регионе страны. Сейчас можно оформить полис ОСАГО в любом удобном месте. Здесь нет привязке к месту регистрации автомобиля или прописки его владельца. Это позволяет автолюбителям подбирать наиболее подходящий вариант.

Коды регионов на автомобильных номерах в 2021 году

  • 10,Республика Карелия,Петрозаводск,Беломорск,Валаам,Ведлозеро,Видлица,Вяртсиля,Гирвас,Деревянка,Ильинский,Импилахти,Калевала,Кемь,Кондопога,Костомукша,Коткозеро,Лахденпохья,Лоймола,Лоухи,Марциальные Воды,Медвежьегорск,Надвоицы,Олонец,Питкяранта,Поросозеро,Пряжа,Пудож,Салми,Сегежа,Сортавала,Суоярви,Сямозеро,Харлу,Чална,Шокша,Шуя
  • 11,111,Республика Коми,Сыктывкар,Абезь,Айкино,Акбулак,Березовка,Верхняя Инта,Визинга,Войвож,Воргашор,Воркута,Вуктыл,Выльгорт,Выльногорск,Емва,Жешар,Ижма,Инта,Кожва,Койгородок,Комсомольский,Корткерос,Косью,Краснозатонский,Микунь,Нювчим,Печора,Сивомаскинский,Сосногорск,Тракт,Ухта,Ярега
  • 12,Республика Марий Эл,Мары Эл,Йошкар-Ола,Визимъяры,Волжск,Звенигово,Килемары,Козьмодемьянск,Красногорский,Краснооктябрьский,Кр. Мариец,Куженер,Медведево,Орша,Оршанка,Параньга,Сернур,Советский,Стекловар,Суслонгер,Турша,Шушер,Юркино
  • 13,113,Республика Мордовия,Саранск,Ардатов,Атюрьево,Атяшево,Бол. Елховка,Дубенки,Зубова Поляна,Зыково,Инсар,Кадошкино,Кемля,Ковылкино,Комсомольский,Кочкурово,Краснослободск,Луховка,Лямбирь,Николаевка,Ромоданово,Рузаевка,Темников,Торбеево,Тургенево,Чадыр-Лунга,Чамзинка
  • 14,Республика Саха, Якутия, Якутск,Алдан,Белая Гора,Верхоянск,Вилюйск,Жиганск,Зырянка,Кангалассы,Качикатцы,Лебединый,Майя,Мирный,Нагорный,Намцы,Нерюнгри,Ниж. Бестях,Огородтах,Оймякон,Олекминск,Оленек,Покровск,Светлый,Серебряный Бор,Среднеколымск,Таймылыр,Тикси,Усть-Нера,Чагда,Эльдикан
  • 15,Республика Северная Осетия, Алания, Владикавказ,Алагир,Ардон,Ахсау,Беслан,Бурон,Верх. Згид,Верх. Фиагдон,Дигора,Заводской,Мизур,Моздок,Чикола,Эльхотово
  • 16,116,716,республика татарстан,Казань,Агрыз,Азнакааево,Алексеевское,Альметьевск,Апастово,Арск,Бавлы,Балтаси,Болгар,Бугульма,Буинск,Васильево,Верхний Услон,Высокая Гора,Елабуга,Заинск,Зеленодольск,Лаишево,Лениногорск,Мамадыш,Менделеевск,Мензелинск,Набережные Челны,Нижнекамск,Нижняя Мактама,Нурлат,Орел Пестрецы,Сорочьи Горы,Столбище,Тетюши,Чистополь,Шемордан,Ямаши
  • 17,Республика Тыва,тува,Кызыл,Ак-Довурак,Бай-Хаак,Бурен-Хем,Кунгуртуг,Кызыл-Мажалык,Мутур-Аксы,Самагалтай,Сарыг-Сеп,Тоора-Хем,Туран,Тээли,Хандагайты,Чадан,Шагонар,Эрзин

    В таблицах представлены коды и наименования субъектов Российской Федерации по возрастанию от 01 до 799.

    01 — Республика Адыгея
    02 — Республика Башкортостан (1993–2006 гг.)
    03 — Республика Бурятия
    04 — Республика Алтай
    05 — Республика Дагестан
    06 — Республика Ингушетия
    07 — Кабардино-Балкарская Республика
    08 — Республика Калмыкия
    09 — Карачаево-Черкесская Республика

    Названы регионы с самым большим количеством легковых автомобилей

    10 — Республика Карелия
    11 — Республика Коми
    12 — Республика Марий Эл
    13 — Республика Мордовия
    14 — Республика Саха (Якутия)
    15 — Республика Северная Осетия-Алания
    16 — Республика Татарстан (1993–2006 гг.)
    17 — Республика Тыва
    18 — Удмуртская Республика
    19 — Республика Хакасия
    20 — Чеченская Республика (1993–2000 гг.)
    21 — Чувашская Республика
    22 — Алтайский край
    23 — Краснодарский край (1993–2005 гг.)
    24 — Красноярский край (1993–2009 гг.)
    25 — Приморский край (1993–2005 гг.)
    26 — Ставропольский край
    27 — Хабаровский край
    28 — Амурская область
    29 — Архангельская область
    30 — Астраханская область
    31 — Белгородская область
    32 — Брянская область
    33 — Владимирская область
    34 — Волгоградская область (1993–2012 гг.)
    35 — Вологодская область
    36 — Воронежская область
    37 — Ивановская область
    38 — Иркутская область
    39 — Калининградская область
    40 — Калужская область
    41 — Камчатский край
    42 — Кемеровская область (1993–2011 гг.)
    43 — Кировская область
    44 — Костромская область
    45 — Курганская область
    46 — Курская область
    47 — Ленинградская область
    48 — Липецкая область
    49 — Магаданская область
    50 — Московская область (1993–2001 гг.)
    51 — Мурманская область
    52 — Нижегородская область (1993–2009 гг.)
    53 — Новгородская область
    54 — Новосибирская область (1993–2010 гг.)
    55 — Омская область
    56 — Оренбургская область
    57 — Орловская область
    58 — Пензенская область
    59 — Пермский край (1993–2010 гг.)


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *