617 постановление правительства РФ по 44 ФЗ с последними изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «617 постановление правительства РФ по 44 ФЗ с последними изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень).

2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза) (далее — заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

3. В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

5. Установить, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.

6. Установить, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).

7. Для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:

а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее — реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;

б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

8. Основанием для включения отдельных видов промышленных товаров в реестр российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий), выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617

Наименование группы Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, входящий в группу
Пианино 32.20.11.110 Фортепиано
32.20.11.120 Пианино
32.20.11.130 Рояли
Струнные 32.20.12.111 Скрипки
32.20.12.112 Альты
32.20.12.113 Виолончели
32.20.12.114 Контрабасы
32.20.12.125 Арфы
32.20.12.126 Инструменты струнные щипковые национальные
Народные 32.20.12.121 Балалайки
32.20.12.122 Гитары
32.20.12.124 Домры
32.20.13.131 Аккордеоны
32.20.13.132 Баяны
32.20.13.133 Гармони
32.20.14.140 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные язычковые
Деревянные духовые 32.20.13.173 Флейты
32.20.13.174 Кларнеты
32.20.13.175 Саксофоны
32.20.13.176 Гобои
32.20.13.177 Фаготы
32.20.13.178 Инструменты национальные духовые
Медные духовые 32.20.13.161 Трубы
32.20.13.162 Корнеты
32.20.13.163 Альты
32.20.13.164 Теноры
32.20.13.165 Баритоны
32.20.13.166 Басы (включая тубы, геликоны, сузофоны)
32.20.13.167 Валторны
32.20.13.168 Тромбоны
Ударные 32.20.15.110 Инструменты музыкальные ударные
Электромузыкальные 32.20.14.120 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные щипковые
Звуковое оборудование 26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая
26.40.42.110 Громкоговорители
26.40.43.110 Усилители электрические звуковых частот
26.40.43.120 Установки электрических усилителей звука
Микрофоны 26.40.41.000 Микрофоны и подставки для них

Утвержден перечень товаров, происходящих из иностранных государств (кроме стран — членов ЕАЭС), которые допускаются к госзакупкам с ограничениями.

По товарам из перечня применяется механизм «третий лишний». Если заявка на поставку иностранного товара не отклоняется, то применяются условия допуска, установленные Минфином.

Ограничения в т. ч. распространяются на товары, поставляемые при выполнении работ, оказании услуг.

Запрещено смешивать лоты при закупке товаров из перечня и товаров не из него. Исключение — некоторые музыкальные инструменты и звуковое оборудование.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

В частности, по товарам стран евразийского союза нужен ли сертификат о соответствии в составе заявки?

Предусмотренное абзацем третьим пункта 9 согласие на предоставление выписки из реестра российских товаров или копии сертификата соответствия по евразийским товарам что означает— означает ли это что участник закупки должен такое согласие отдельно декларировать в составе заявки или что любой участник закупки должен предоставлять такие документы, если он подал заявку (даже те у кого товар не в реестре и кто сертификата не имеет — тоже обязаны подавать эти документы???!!!

Ведь они могут быть не отклонены и победить, если двух заявок с реестровыми записями или сертификатами не будет !!!)?

Если участник по евразийским товарам не должен подавать такое согласие и сертификат, как комиссия заказчика определяет подтвердил ли такой участник что товар евразийский по требованиям постановления 617?

По пункту 3 постановления 617. В данном пункте говорится, что, если участник закупки не обосновавший принадлежность товара тем не менее допущен, применяются условия допуска, то есть приказ минфина 126н. В то же время при применении в данном случае приказа 126н, как трактовать положения подпунктов а и в пункта 2 данного приказа, что он не применяется если аукцион не состоялся или все заявки содержат товар иностранного происхождения.

То есть возможна (и наверняка неоднократно будет) такая ситуация, что победитель торгов не обосновал по 617 постановлению страны происхождения, но или торги не состоялись или все другие участники тоже не подтвердили, что товар российский или евразийский (нет ни у кого реестровых записей или сертификатов!!).

Снижать ли в данном случае цену победителю на 15 %? Или исходить из того что в данном случае не применяется приказ 126н на основании пункта 2 данного приказа?

При исполнении контракта — у кого требовать выписку из реестра или сертификат -абсолютно у всех (даже если они реестровую запись не представляли) или только у тех, кто предоставлял реестровую запись в составе заявки по российским товарам (по евразийским непонятно как подтверждается в заявке — сертификат?

Согласие на представление документов? Ничего?). Этот вопрос перекликается с вопросом в первой части про то что означает согласие на предоставление документов в заявке.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе и является именно «ограничением», а не «запретом».

Итак, пунктом 1 Постановления предусмотрено утверждение Перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления при осуществлении закупок как самих товаров (т.е. поставка товара), так и при закупке услуг или работ, при выполнении которых заказчику будут такие товары поставляться (включенные в Перечень), заказчик обязан установить соответствующее ограничение в документации и извещении о закупке, при этом, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

Если мы говорим об электронном аукционе, то согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

Особенности нацрежима в закупках по 44-ФЗ в вопросах и ответах

Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта указанные в абзаце втором настоящего пункта документы.

По мнению Пензенского УФАС России, последний абзац означает, что, в случае, если участник предлагает к поставке товары, включенные в Перечень, произведенные в РФ или странах Евразийского экономического союза, и рассчитывает на преимущества для своей заявки в рамках «включения» механизма «третий лишний», то данный участник, подавая заявку априори согласен на необходимость представить на стадии исполнения контракта указанные документы.

Следует помнить, что согласно пункту 10 Постановления при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство — член Евразийского экономического союза, не допускается.

Пунктом 3 Постановления установлено, что в случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяется Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Это достаточно новое положение, которое ранее не встречалось в актах, устанавливающих ограничение допуска в отношении иных видов товаров. При этом данное положение, по свое сути, правильное и призвано исключить манипуляции со стороны отдельных заказчиков, закупающих под видом работ (услуг) товары без применения к ним ограничений допуска, установленные Правительством РФ.

Другой вопрос: как различить товары “поставляемые” при выполнении работ (оказании услуг) от товаров “используемых” в ходе таких работ, услуг. По последним, кстати, ограничение допуска устанавливать нельзя. Например, заказчик закупает услуги по проведению математической олимпиады среди учащихся с раздачей им раздаточного материала, в том числе тетрадей школьных ученических, о которых мы говорили ранее (код ОКПД2 17.23.13.194). Нужно ли в данном случае устанавливать ограничение допуска по Постановлению № 617?

Мы считаем, что нет, т.к. указанные тетради будут использованы в процессе оказания услуг и как отдельный товар заказчику передаваться не будут. При этом мы понимаем, что четкого “водораздела” между “поставляемыми” и “используемыми” товарами нет, поэтому на практике будут встречаться противоположные решения по данной проблеме.

Постановление № 617, как и иные акты, принятые в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ, устанавливает запрет на включение в состав лота товаров, подпадающих по действие Постановления № 617, и не подпадающих под него. Исключение сделано для музыкальных инструментов и звукового оборудования, входящих в разные производственные группы: такие промышленные товары во всех случаях закупаются отдельно друг от друга. Например, заказчик не вправе закупать в одном лоте скрипку и фортепиано.

К заявке такого участника будут применяться точно такие же последствия, как и в отношении заявки, в которой предлагается промышленная продукция из реестра, но во второй части отсутствуют необходимые сведения (см. выше). В рассматриваемом случае участник ничего не должен указывать во второй части заявки и его заявка, при наличии хотя бы двух других “отечественных” (соответствующих требованиям Постановления № 617), будет отклонена как иностранная. Но только в этом случае, а не за сам факт ее подачи. Также участник, подавший рассматриваемую заявку и ставший победителем закупки, не обязан (и не может) предоставлять заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, даже если такое условие было предусмотрено контрактом.

Изменения в постановления 616 и 617 о нацрежиме заработают уже летом 2021 года

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

    • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512

      «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»

    • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511

      «О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»

    • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510

      «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

    • Приказ Минстроя России от 18.04.2019 N 228/пр (ред. от 02.08.2021)

      «Об утверждении официальной статистической методологии мониторинга достижения целей национального проекта «Жилье и городская среда» (вместе с «Методикой расчета показателя «Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства», «Методикой расчета показателя «Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, в том числе предоставляемых в электронном

    • Приказ Минстроя России от 29.12.2020 N 887/пр

      «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. N 228/пр и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 167/пр»

    • Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@

      «О рекомендациях по типовым вопросам применения заявительного порядка предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций»

    Постановления Правительства РФ

    По этому правилу возможно приобретение зарубежной продукции лишь тогда, когда было получено меньше 2 предложений на закупку от поставщиков из России. Более того, это должны быть предложения от различных изготовителей или их официальных представителей.

    Организатор торгов прибегает к правилу «третий лишний», то есть отклоняет все другие заявки, содержащие предложение о поставке зарубежного продукта, если среди всех заявок найдутся по меньшей мере две, которые одновременно:

    • Содержат в себе предложения о поставке российского продукта;
    • Не содержат в себе предложений о поставке одинакового вида продукции одного и того же изготовителя или изготовителей, которые входят в одну группу лиц;
    • Согласуются с требованиями документов о закупке.

    Запреты на приобретение иностранной продукции недействительны в нескольких случаях:

    • Товар не изготавливается на территории Российской Федерации, также закупка должна быть разрешена и одобрена Минпромторгом;
    • Стоимость единицы товара не свыше 100 тыс. руб., а общая стоимость продукции — не свыше 1 млн. руб.;
    • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
    • Запасные элементы к иностранной продукции, аппаратам, используемым заказчиком: согласно техническим документам он может покупать оригинальные элементы и запчасти у изготовителя или поставщика;
    • Определённые закупки ФСО, МВД, Службы внешней разведки, национальной гвардии и подведомственных им организаций;
    • Закупки продукции ФСО, которые осуществляются для реализации мер по обеспечению государственной охраны, также закупки транспорта МВД с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
    • Не касается закупок программного обеспечения или прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях с целью обеспечения собственной деятельности в иностранном государстве.

    При распространении национального режима на товар заказчик в документах предварительно указывает ссылку на постановление правительства, согласно которому выполняется национальный режим. Необходимая для заявки документация зависит от типа товара.

    • Выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции;
    • Декларация в свободном формате о стране-производителе;
    • Акт экспертизы ТПП;
    • Сертификат происхождения СТ-1;
    • Копия специального инвестиционного контракта.

    Формат и порядок документации может изменяться и зависит от типа продукции, что регламентируется правительственной документацией.

    В тендерах нацрежим реализуют через:

    • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
    • ограничения закупки иностранных ТРУ;
    • специальные условия допуска.

    Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

    • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
    • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
    • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

    В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

    • если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
    • если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.

    Например, в электронном аукционе на поставку лампочек с начальной ценой 100 000 рублей участвуют два поставщика. Первый предлагает российский товар, второй — товар из Китая. Второй участник выиграл аукцион с ценой 82 000 рублей. Но контракт заключат по цене, сниженной на 15 % — 69 700 рублей, потому что победитель предложил иностранный товар. Если бы в аукционе победил первый участник, с ним заключили бы контракт по цене, которую он предложил, не вычитая 15 %.

    Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

    • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
    • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
    • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
    • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

    Постановление правительства № 878 от 10.07.2019 отменило применение постановления 968 в аукционе и других закупках радиоэлектроники.

    24.11.2020 вышло постановление правительства № 1909. Документ внес правки в постановление правительства № 145 от 08.02.2017 и уточнил правила описания радиоэлектроники при закупке: заказчик указывает в закупочной документации информацию, которая отсутствует в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ), если изделие подпадает под ограничения допуска импортной продукции.

    При закупке радиоэлектроники из перечня по постановлению правительства № 878 от 10.07.2019 применяют ограничение допуска импортной продукции. Когда изделие есть в перечне, который утвержден приказом Минфина № 126н от 04.06.2018, заказчики устанавливают особые условия допуска импорта.

    ВАЖНО! Когда код ОКПД2 товара попадает и под ПП 878 и под 126н, применяют ограничения допуска. Если ограничение не срабатывает, применяют приказ Минфина № 126н.

    Рассказываем, как применить особенности допуска при закупке радиоэлектроники:

    Шаг 1. Определить, подпадает ли изделие под ограничение или условие допуска:

    • ищем товар в перечне изделий, для которых постановлением № 878 от 10.07.2019 установлено ограничение;
    • ищем изделие в перечне продукции, для которой приказом Минфина № 126н от 04.06.2018 установлено условие допуска.

    Шаг 2. Прописать требования к заявкам в закупочной документации:

    1. При закупке радиоэлектроники по ПП № 878 заказчики требуют от поставщиков декларацию о том, что товар находится в перечне российской радиоэлектронной продукции. В документе указывают номер реестровой записи и прикладывают декларацию к заявке на участие в тендере.
    2. Когда работает только приказ Минфина № 126н, поставщику достаточно указать в заявке страну происхождения товара. Преференции действуют только для изделий, которые выпущены на территории ЕАЭС.
    3. Рассказываем, как одновременно применять 878 от 10.07.19 и 126н: когда изделие подпадает под действие и ПП 878 и приказа Минфина № 126н, в закупочной документации прописывают и ограничение, и условие допуска. При рассмотрении заявок условие допуска применяют, когда не срабатывает ограничение. Пример из документации:
    • Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 24-03-07/79622 «О подтверждении соблюдения запрета на допуск иностранных промышленных товаров к закупке, указании в первой части заявки согласия с условиями закупки и внесении изменений в конкурсную документацию»
    • Есть ли какие-либо ограничения в проведении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ, в случае если на наше МУП заведено дело о банкротстве (процедура наблюдения и т.д.)?
    • Ради стимулирования отечественного производства электроники и медицинской техники госзакупки избавят от импорта
    • Письмо Минфина России от 14.02.2020 № 24-03-07/10583 «О применении ограничения допуска иностранных медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков при закупках»
    • Компьютеры подпали под запрет на госзакупку иностранной промпродукции

    Ответы Минпромторга РФ на часто задаваемые вопросы

    Федеральным законом № 98-ФЗ в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением COVID-19, а также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях[5].

    Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:

    • предусматривается возможность уменьшения размера обеспечения;
    • по ранее предоставленной банковской гарантии не осуществляется возврат и не производится взыскание;
    • для обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения цены контракта, уменьшения цены контракта, а также изменения сроков;
    • государственным или муниципальным заказчиком изменение может быть осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

    В распоряжении Правительства РФ от 19 марта 2020 г. No 672-р предусматривается, что на основании ч. 1 ст.111 Закона 44-ФЗ в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением таких мер[6]. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов, в частности поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД[7]

    Также в Проекте директив Минфин предусмотрел возможности продления в 2020 году сроков исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена распространением COVID-19. Уточняется, что в отношении данного вопроса госкомпании в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров с получения соответствующих директив.

    Федеральный закон №98-ФЗ содержит дополнение порядка исчисления пени возможностью рассчитывать ее не только из цены контракта, но и из цены отдельного этапа исполнения контракта за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Кроме того, закон распространил порядок списания неустоек за 2015, 2016 годы на неустойки, которые начислены в 2020 году.

    Дополнительно в отношении изменений, касающихся ответственности за неисполнение контракта письмом Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 “О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV” предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19, поставщик вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию.

    В Проекте директив содержатся положение о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими обязательств по контрактам. И по аналогии с уже рассмотренным изменением, касающимся возможности изменения сроков и цены контрактов, госкомпании также в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров (представители государства в этих советах директоров должны голосовать за) с рассмотрением указанного вопроса.

    Наконец, 6 апреля 2020 года Правительство РФ утвердило Постановление от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым в целях реализации Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 в соответствии со статьей 111 Закона № 44-ФЗ на указанный в п. 1 Указа период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены следующие особенности осуществления закупок в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением COVID-19:

    • предусмотренные Законом № 44-ФЗ и подзаконными актами исчисляемые исключительно в рабочих днях сроки следует считать в календарных днях, не учитывая при этом субботу и воскресенье;
    • последний день исчисляемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ срока, приходящийся на нерабочий день, указанный в п. 1 Указа, необходимо переносить только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье. При этом переносу не подлежит дата проведения электронных аукционов, осуществляемых по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией);
    • члены комиссии вправе рассматривать заявки дистанционно;
    • заказчикам дано право не составлять на бумажных носителях протоколы определения поставщиков. Достаточно будет составить в электронной форме и подписать одной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика;
    • заказчику дано право при направлении поставщику на подписание проекта контракта увеличить сроки исполнения обязательств по такому контракту на срок, не превышающий установленный п. 1 Указа срок: не более чем на 27 календарных дней.
    • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка
    • Учитывать последние изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства
    • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству
    • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок
    • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства

    В частности, музыкальные товары и звуковое оборудование запрещается включать в один лот.

    Если заказчики не хотят применять ПП-617 они могут воспользоваться этим условием, добавив в номенклатуру закупаемой продукции хотя бы один товар, который не входит в перечень Приложения к данному ПП.

    Как же подтверждается происхождение товаров?

    Вопросы о применении Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617

    — наличие товара в реестре промышленной продукции, предусмотренном ПП-616

    — наличие сертификата СТ-1

    Если же требующиеся заказчику товары входят еще и в перечень Приложения к ПП-719, то в составе заявки участник предоставляет не только выписку из реестра (в соответствии с ПП-616), но и сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ.

    Но реестры промышленной продукции пока не готовы, равно как и регламент предоставления выписки из них, поскольку еще не вышел приказ Минпромторга, который будет регламентировать их ведение и выдачу вышеуказанной выписки.

    Получается, что до выхода приказа Минпромторга, заказчики не могут применить ПП-617 в полном объеме, а только в отношении закупки товаров, которые не входят в перечень Приложения к ПП-616. Если же в номенклатуру закупаемых товаров они включат те, которые входят в перечень Приложения к ПП-616, то им придется довольствоваться обоснованием причин невозможности их предоставления. Пока же Участники будут представлять сертификаты СТ-1.

    Здесь возможны варианты.

    Например, в перечень, утвержденный Постановлением № 617 вошел код ОКПД2 17.23.13.194, а в перечне, утвержденном Приказом № 126н такого кода нет.

    Согласно п. 3 Постановления № 617, Приказ № 126н применяется во всех случаях, если Постановление № 617 не действует. Однако, о применении Приказа № 126н заказчик должен сообщить участникам изначально в извещении о закупке и в документации о закупке. Сделать это, на дату утверждения извещения о закупке, он не может, если закупаемая им продукция не входит в перечень Приложения к Приказу № 126н.

    Таким образом применить Приказ № 126н в случае неприменения последствий Постановления № 617 в виде отклонения заявок участников, предложивших к поставке промышленную продукцию иностранного производства, только при совпадении кодов ОКПД2 в перечнях, установленных данными документами.

    В заключение отметим, что ПП-617 и ПП-616, взаимно дополняя друг друга, усиливают удар по теневым производителям товаров, предназначенных для поставок государственным и муниципальным учреждениям. В этом их большая польза.

  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  1. Оборона страны и безопасность государства.
  2. Машиностроение.
  3. Медицинские изделия, в том числе изделия из ПВХ-пластикатов и коронарные стенты и катетеры.
  4. Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
  5. Отдельные виды товаров легкой промышленности.
  6. Программное обеспечение.
  7. Радиоэлектронная промышленность.
  8. Отдельные продукты питания.
  9. Мебельная и деревообрабатывающая промышленность.
  10. Преференции товарам государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором состоит Российская Федерация.

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Естественно, заместить все товары иностранного происхождения российскими невозможно, поэтому в каждой из этих сфер существуют отдельные перечни поименованной Правительством РФ продукции, в отношении которой применяются изъятия из национального режима.

Для того чтобы понимать, как работают все эти изъятия, необходимо знать, какие применяются принципы и механизмы правового регулирования при установлении ограничений и запретов на допуск иностранных товаров к закупкам по 44-ФЗ.

I. Прямые запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Здесь все понятно: Правительство РФ своим постановлением запрещает закупать в рамках 44-ФЗ конкретные иностранные товары по перечню. Как правило, с пониманием этих запретов никаких проблем не возникает.

Примеры запретов, установленных Правительством РФ:

  1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом автомобили иностранных марок, которые собираются на территории Российской Федерации, считаются российскими.
  2. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд». В этом постановлении содержатся два приложения – в отношении федеральных заказчиков и в отношении региональных и муниципальных заказчиков с соответствующими перечнями.
  3. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (у слуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
  4. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В России ведется реестр программного обеспечения.
  5. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 (запрет в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности). С 1 декабря 2017 года на два года установлен запрет на закупку иностранной мебели.

II. Установление ценовых преференций для российских товаров, или условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Здесь речь идет о Приказе Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В этом приказе применяются два механизма условий допуска.

В приказе существует специальный перечень товаров, на которые он распространяется (например, компьютерная техника, продукты питания, ряд медицинских изделий и т.д.). При проведении электронного аукциона в рамках 44-ФЗ участники закупок, предлагающие иностранный товар, при соблюдении условий, установленных приказом № 155, в том числе, наличии заявок с товаром, происходящим из государств – членов Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), заключают контракт по цене, сниженной на 15 % по отношению к предложенной в рамках аукциона цены иностранного товара.

Например, в закупке приняли участие два участника. Участник-1 предлагает российский товар за 120 рублей, а Участник-2 предлагает иностранные товар, но за 100 рублей. В этой ситуации выигрывает Участник-2, но поскольку он предлагает иностранный товар, контракт с ним будет заключен с учетом требований приказа №155 не за 100 рублей, а за 85 рублей.

Суть ограничений сводится к предоставлению ценовой преференции производителям из государств-членов ЕАЭС, которая делает невыгодным участникам закупки предлагать иностранный товар в рамках 44-ФЗ. Условия допуска устанавливает Минэкономразвития России.

При осуществлении закупок товаров, работ и услуг другими способами (путем проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок) оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, для целей оценки заявок из заявки с товаром ЕАЭС вычитается 15% от предложенной в них цены (по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов). То есть если участник предлагает российский товар за 100 рублей, то при расчете баллов по критерию «цена контракта» будет считаться, что он предложил цену 85 рублей, но при этом контракт с таким участником будет заключен по цене 100 рублей. Но при этом учитываются и другие критерии оценки.

III. Ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами

Постановления Правительства №616 и №617: как применять при закупках

С 1 декабря 2017 года действует двухлетний запрет на закупку иностранной мебели и товаров деревообрабатывающей промышленности. Установлен специальный перечень такой продукции. Суть заключается в запрете на приобретение иностранной продукции, кроме товаров, произведенных в странах ЕАЭС, как при проведении конкурентных процедур, так и при закупках у единственного поставщика.

Кроме того, на заказчиков возлагается обязанность устанавливать дополнительное требование к участникам закупки об использовании отечественных материалов (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня (ДВП и ДСП) при производстве товаров из пунктов 3 – 29 перечня (ч. 2 ст. 31 ФЗ-44).

Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

№ п/ п Наименование товара Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
1 Плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов 16.21.13
2 Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов 16.21.14
3 Мебель металлическая для офисов 31.01.11
4 Мебель деревянная для офисов 31.01.12
5 Мебель деревянная для предприятий торговли 31.01.13.000
6 Мебель кухонная 31.02.10
7 Основы матрасные из деревянного каркаса 31.03.11.110
8 Основы матрасные из металлического каркаса 31.03.11.120
9 Основы матрасные прочие 31.03.11.190
10 Матрасы, кроме матрасных основ 31.03.12
11 Мебель металлическая, не включенная в другие группировки 31.09.11
12 Мебель деревянная для спальни, столовой и гостиной 31.09.12
13 Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати 31.09.12.110
14 Диваны, софы, кушетки детские и подростковые с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати 31.09.12.111
15 Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати, прочие 31.09.12.119
16 Мебель деревянная для спальни 31.09.12.120
17 Кровати деревянные для взрослых 31.09.12.121
18 Шкафы деревянные для спальни 31.09.12.123
19 Тумбы деревянные для спальни 31.09.12.124
20 Гарнитуры деревянные, наборы комплектной мебели для спальни 31.09.12.125
21 Мебель деревянная для спальни прочая 31.09.12.129
22 Мебель деревянная для столовой и гостиной 31.09.12.130
23 Столы обеденные деревянные для столовой и гостиной 31.09.12.131
24 Столы журнальные деревянные 31.09.12.132
25 Шкафы деревянные для столовой и гостиной 31.09.12.133
26 Гарнитуры и наборы комплектной мебели 31.09.12.134
27 Мебель деревянная для столовой и гостиной прочая 31.09.12.139
28 Мебель деревянная, не включенная в другие группировки 31.09.13
29 Мебель из пластмассовых материалов 31.09.14.110

В связи с запретами возникает вопрос: каким образом все это подтверждается?

Запрет в отношении коронарных артерий и катетеров действует с 14 декабря 2017 года до 1 июля 2018 года. Здесь действует правило «Второй лишний»: то есть при наличии хотя бы одной заявки с российской продукцией заявки с иностранными товарами заявка отклоняются. Если никто из участников, предложивших иностранные товары, не будет отклонен, то применяется приказ Минэкономразвития № 155.

Этот запрет применяется только при проведении электронных аукционов и запросов предложений, когда помимо заявки с иностранным товаром подана хотя бы одна заявка с российской продукцией.

В составе заявки требуется предоставить один из следующих документов:

  • сертификат СТ-1;
  • подтверждение производства на территории РФ, выданное Минпромторгом России до 30.11.2017 включительно;
  • заключение о подтверждении производства на территории РФ, выдаваемое Минпромторгом России с 01.12.2017.

Внимание!

Запрещено объединять в одной закупке стенты для коронарных артерий и катетеры и иные виды медицинских изделий, а также два и более вида изделий, указанных в пункте 1 ПП РФ 1469


Согласно приказу, действует перечень товаров (продукты питания, компьютеры бумага, мебель и прочее), в отношении которых предоставляются преимущества – ценовые преференции. Действует приказ только в том случае, если есть хотя бы одна заявка с иностранным товаром и одна заявка с товаром из государств ЕАЭС.

Механизм реализации

В приказе заказчику рекомендуется устанавливать требования:

  1. об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок в заявке на участие страны происхождения товара;
  2. о предоставлении документа, подтверждающего страну происхождения товара (реквизиты (при наличии документа) включаются в контракт).

Рекомендуется отклонять заявки участников закупки, которые не предоставили информацию о стране происхождения товара.

Устанавливается запрет на закупку иностранных легковых автомобилей по перечню, указанному в ПП РФ 656, закупку коммунальной техники и отдельных видов спецтехники, определенных видов оборудования (например, генераторы). Соответственно, заказчик не имеет права закупать в рамках 44-ФЗ такую продукцию.

Перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

ПП-1315 допускает возможность компенсации роста цен, но не обязывает!

Также Постановлением № 616 предусмотрены ограничения на приобретение по госконтрактам работ и услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, если данные работы (услуги) приобретают для нужд обороны страны и безопасности государства.

В Перечень включены 153 вида товаров, указанных в соответствии с кодами ОКПД 2.

Также в документе предусмотрены отдельные исключения в части запретов. Они могут быть применены, если:

  • на территории РФ отсутствует производство требуемого товара (речь идет о полном отсутствии, а не о недостаточном количестве производимого товара);
  • нужно обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с товарами, которые уже использует заказчик;
  • приобретаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком;
  • закупку делает ФСБ, ФСО, СВР России, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента РФ и ГУСП Президента;
  • закупку производит ФСО в целях реализации мер по госохране, а также приобретение транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Продукция (товар) считаются произведенными на территории РФ или на территории государства – члена ЕАЭС при наличии сведений о них в Реестре российской промышленной продукции либо в Реестре евразийской промышленной продукции.

Выписку из соответствующего реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719), участник торгов на заключение госконтракта должен предоставить в составе заявки. Информацию о реестровых записях о товаре также включают в контракт.

При исполнении контракта замена товаров, указанных в Перечне, на промышленные товары, входящие в запретительный список, недопустима.

Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранных товаров, а также работ и услуг, которые исполняют иностранные лица.

Машиностроение — Постановление № 656 от 14.07.2014.

Легкая промышленность — Постановление № 791 от 11.08.2014.

Программное обеспечение — Постановление № 1236 от 16.11.2015.

Продукция, имеющая оборонное значение, — Постановление 9 от 14 января 2017 года.

Мебельная продукция — Постановление 1072 от 05.09.2017.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он должен отклонить заявки, которые предлагают к поставке зарубежную продукцию. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе:

бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.

Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.

Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.

Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», Постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия данного контракта.

Если нет аналогов российского производства, и при этом она соответствует требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в Постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.

Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Нормы не распространяются на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики. Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457.

Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика.

На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные. — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *