Анализ расчетов с бюджетом по налогам и страховым взносам в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ расчетов с бюджетом по налогам и страховым взносам в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предназначен для того, чтобы отразить расчеты по налогам и сборам, счет 68 Плана счетов бухучета, утвержденного Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Счет 68 является активно-пассивным. Начисление налогового платежа отражается по кредиту. Его уплата или применение налогового вычета — по дебету. Кредитового сальдо демонстрирует наличие задолженности по фискальным сборам перед бюджетом, дебетовое показывает сумму переплаты.

К счету 68 для учета расчетов по разным видам фискальных сборов открываются отдельные субсчета. Кроме того, в разрезе каждого субсчета удобно обеспечить аналитический учет в разрезе непосредственно налоговых платежей, а также налоговых санкций: пеней и штрафов.

Кроме того, при формировании проводок применяются следующие синтетические счета:

  • 19 — при отражении входящего НДС;
  • 76 — для учета НДС с авансовых платежей;
  • 99 — при расчете платежей в бюджет с прибыли;
  • 09 и 77 — для отражения отложенных налоговых активов и обязательств.

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Страховые взносы с 01.01.2017 администрируются налоговыми органами. Соответствующая глава 34 введена в состав НК РФ. Тем не менее, эти платежи не являются налоговыми и учитываются обособленно, а также обособленно отражаются в бухгалтерской отчетности.

Для учета расчетов по страховым взносам предназначен одноименный счет 69. К нему открываются субсчета в разрезе видов социального страхования и организуется аналитический учет для обособленного учета текущих платежей по страховым взносам и штрафных санкций.

Операция Дебет Кредит Налог на прибыль Начислен условный расход по налогу на прибыль 99 68 Отражено постоянное налоговое обязательство 99 68 Отражен постоянный налоговый актив 68 99 Начислен отложенный актив 09 68 Списан отложенный актив 68 09 Начислено отложенное обязательство 68 77 Списано отложенное обязательство 77 68 НДС Начислен НДС с реализации 90 68 Отражен НДС по полученным товарам, работам, услугам 19 60, 76 Входящий НДС предъявлен к вычету 68 19 Начислен НДС на авансовые платежи, полученные от покупателей и заказчиков 76 68 Принят к вычету НДС с аванса покупателя в момент реализации 68 76 Принят к вычету НДС с аванса поставщикам 68 76 Прочее Начислены имущественные налоги (транспортный, земельный, на имущество) 26, 44, 91 68 Начислены страховые взносы 20, 25, 26, 44 69 Перечислены фискальные сборы, страховые взносы в бюджет 68, 69 51

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2021 году лимиты смотрите здесь.

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

На данный момент действуют следующие ставки:

Облагаемая база

ПФР

ФСС

ФФОМС

Итого

Не превышает установленную предельную величину, %

22

2,9

5,1

30

Больше установленного предела, %

10

0

5,1

15,1

Остальные тарифы см. в материале «Тарифы страховых взносов в таблице».

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2020 Президент РФ В.В. Путин снизл вдове ставки по страховым взносам для субъектов малого предпринимательства. Подробности см. здесь.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.

Об этих тарифах подробно рассказано в этом материале.

Расчеты по налогам и сборам: бухгалтерский учет и отражение в отчетности

Рассмотрим учет страховых взносов в бухгалтерии на примере.

ООО «Книги» продает печатную продукцию. Заработная плата за февраль составила 120 000 руб. Сотрудница предоставила больничный лист на сумму 5 600 руб. (из них за счет работодателя 2 300, за счет ФСС — 3 300). Отразим все операции бухгалтерскими проводками:

Дт 44 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена заработная плата.

Дт 70 Кт 68.01 «НДФЛ» — 15 600 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты.

Дт 44 Кт 69.01 — 3 480 руб. (120 000 × 2,9%) — начислен страховой взнос в ФСС.

Дт 44 Кт 69.02 — 26 400 руб. (120 000 × 22%) — начислен страховой взнос в ПФР.

Дт 44 Кт 69.03 — 6 120 руб. (120 000 × 5,1%) — отражен страховой взнос в ФФОМС.

Дт 44 Кт 69.11 — 240 руб. (120 000 × 0,2%) — начислен взнос на «травматизм».

Дт 44 Кт 70 — 2 300 руб. — отражено начисление по больничному листу.

Дт 69 Кт 70 — 3 300 руб. — начислен расчет по больничному листу в части, возмещаемой ФСС.

Дт 69.01 Кт 51 — 180 руб. (3480 – 3300) — уплачены взносы в ФСС.

Дт 69.02 Кт 51 — 26 400 руб. — уплачены взносы в ПФР.

Дт 69.03 Кт 51 — 6 120 руб. — уплачены взносы в ФФОМС.

Дт 69.11 Кт 51 — 240 руб. — уплачен взнос «на травматизм».

Фонд оплаты труда (ФОТ) — это общая сумма денег, которую потратило предприятие на выплаты своему наемному персоналу за определенный период времени. Бухгалтеры учитывают такие расходы в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 8 приказа Минфина от 06.05.1999 № 33н — ПБУ 10/99).

Понятие ФОТ неразрывно связано с трудовыми отношениями. Выплаты исполнителям по договорам ГПХ в него не входят. Что же тогда включают в ФОТ?

Во-первых, зарплату штатных работников, а во-вторых, различные компенсирующие, мотивирующие и прочие выплаты. Такие как:

  • премии систематического характера;
  • отпускные по всем видам отпусков;
  • бонусы и комиссионные;
  • оплаты дней командировки;
  • пособия по временной нетрудоспособности в части, которую выплачивает работодатель за счет собственных средств;
  • оплаты простоев;
  • доплаты за совместительство, работу в ночные часы, выходные и праздники, сверхурочную работу;
  • выплаты за труд в опасных и вредных условиях;
  • компенсации (например: за питание, проезд к месту работы, мобильную связь, расходы на проживание);
  • выходное пособие и т. д.

Состав ФОТ законодательно не урегулирован, поэтому на разных предприятиях он может быть разным и зависит от того, какие выплаты предусмотрены локальными нормативными актами конкретного предприятия.

Обычно в ФОТ не включают следующие выплаты:

  • разовые премии (например: к юбилею или иным аналогичным событиям);
  • материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам;
  • компенсацию путевок, расходов на лечение;
  • пособия, которые выплачиваются за счет средств внебюджетных фондов.

Чтобы рассчитать фактический размер ФОТ за период (месяц, квартал, год) — нужно просуммировать выплаты, которые были произведены работникам за этот период.

Бухгалтер получит эти данные из регистров учета: просуммирует кредит счета 70 «Расчеты с работниками по оплате труда» (а также 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если, например, в ФОТ предприятия входят компенсации и т. д.) в корреспонденции со счетами:

  • 08 — «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 20 — «Основное производство»;
  • 25 — «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 — «Общехозяйственные расходы»;
  • 91 — «Прочие доходы и расходы» и т. д.

Фонд заработной платы (ФЗП) — это составная часть фонда оплаты труда. В ФЗП входят только те выплаты, которые связаны с непосредственным выполнением работниками своих трудовых обязанностей и их результатом.

Таким образом ФЗП обычно включает (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):

  • выплаты по тарифным ставкам (должностным окладам, сдельным расценкам и т. д.);
  • доплаты за особые условия труда;
  • премии за трудовые показатели.

Проще говоря:

ФЗП = Зарплата + Доплата + Трудовая премия

Тогда как,

ФОТ = ФЗП + Поощрительные выплаты + Компенсационные выплаты + Прочие выплаты

То есть эти два понятия (ФОТ и ФЗП) близки, но не идентичны.

Особенности учета расчетов с внебюджетными фондами

С помощью сведений о размере ФЗП и ФОТ руководство предприятия:

  • анализирует расходы по оплате труда в разрезе разных подразделений и по предприятию в целом;
  • корректирует себестоимость и определяет цены на продукцию;
  • выявляет пути снижения расходов на предприятии;
  • оценивает эффективность работы предприятия;
  • планирует и составляет бюджет на будущий период.

Бухгалтеру эти данные потребуются для заполнения отдельных видов отчетности (например: вышеуказанной формы Росстата).

Сведения о ежемесячном размере ФОТ может запросить банк, с целью проверки благонадежности предприятия, или, если оно решит взять кредит. А также инспекторы госорганов в процессе проведения контрольных мероприятий.

Конечно легче спланировать ФЗП. Если значительных кадровых изменений на предприятии не грядет, можно отталкиваться от фактических показателей.

Так, годовой ФЗП по работникам на окладе рассчитывают так:

ФЗП (оклад) = Среднемесячный заработок * Среднесписочная численность * 12

По сдельщикам расчет будет следующим:

ФЗП (сдельная оплата труда) = Ставка за ед. продукции * Объем выпуска за год + Надбавки + Премии

По персоналу, который работает по часовой ставке:

ФЗП (почасовая ставка) = Сумма ставок всех работников * Количество рабочих часов в году

А спланировать ФОТ намного сложнее. Ведь точно спрогнозировать объем предстоящих выплат невозможно. Поэтому чаще ФОТ закладывают в бюджет по нормативу. Например, как определенный процент от плановой выручки.

Пример: В ООО «Меридиан» планирует размер ФОТ на следующий год. Среднесписочная численность сотрудников на окладе — 70 человек. Плановая среднемесячная заработная плата — 35 тыс. рублей.

Среднесписочная численность сдельщиков — 20 человек. Ставка за единицу продукции — 500 руб. Плановый выпуск на следующий год — 100 тыс. штук. Премия за выполнение плана — 7% от основной суммы.

Плановая выручка — 500 млн руб. Норматив на ФОТ — 20%.

ФЗП (оклад) = 35 тыс. руб. * 70 человек * 12 мес. = 29,4 млн руб.

ФЗП (сдельная оплата труда) = (500 руб. * 100 тыс. шт) + (500 руб. * 100 тыс. шт) * 7% = 53,5 млн руб.

ФЗП = 29.4 млн руб. + 53,5 млн руб. = 82.9 млн руб.

ФОТ = 500 млн руб. * 20% = 100 млн

Следовательно на дополнительные выплаты предприятие сможет направить: 100 млн руб. — 82,9 млн руб. = 17,1 млн руб.

При анализе расходов на оплату труда сравнивают фактические показатели за разные периоды, сопоставляют их с плановыми значениями. На основании анализа делают выводы, принимают меры исправления ситуации, если это необходимо.

Например, чтобы оценить, насколько выросли или сократились расходы на оплату труда, и как это влияет на финансовое состояние предприятия, можно таким образом:

Показатель, млн руб.

2019 год

2020 год

Изменение, %

Выручка

500

520

+4

ООО «Торговый дом «Комплексный»» применяет ОСНО и положения ПБУ 18/02 в соответствии с новой редакцией, утв. Приказом № 236н. Ставка налога на прибыль составляет 20% (в т. ч. 3% — в Федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет).

В январе 2019 года в бухгалтерском учете организации отражены следующие финансовые показатели:

  • выручка от реализации — 1 000 000 руб. (без учета НДС);
  • управленческие расходы — 230 000 руб.;
  • прямые расходы производства — 72 000 руб.;
  • прочие доходы — 8 000 руб.

В регистрах налогового учета отражены следующие показатели:

  • доходы от реализации — 1 000 000 руб.;
  • прямые расходы на производство и реализацию — 72 000 руб.;
  • косвенные расходы на производство — 228 000 руб.

Вычитаемая временная разница по виду актива «Доходы будущих периодов» составляет:

  • 112 000 руб. — на 01.01.2019;
  • 104 000 руб. — на 01.02.2019.

Налогооблагаемая временная разница по виду актива «Основные средства» составляет:

  • 118 000 руб. — на 01.01.2019;
  • 116 000 руб. — на 01.02.2019.

Рассчитаем налог на прибыль за январь 2019 года по данным налогового учета:

  1. 700 000 руб. — налоговая база (1 000 000 руб. — (72 000 руб. + 228 000 руб.)).
  2. 140 000 руб. — налог на прибыль (700 000 руб. х 20%), в т. ч. 21 000 руб. — в Федеральный бюджет (700 000 руб. х 3%); 119 000 руб. — в региональный бюджет (700 000 руб. х 17%).

При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 1).

Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами

ООО «Торговый дом «Комплексный»» применяет ОСНО, положения ПБУ 18/02 не применяет. Числовые показатели соответствуют условиям Примера 1.

В данной ситуации при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 5).

Справка об отсутствии задолженности по налогам

Какие налоги платит ООО в 2020 году

Образец заполнения платежного поручения по требованию ИФНС

Новые контрольные соотношения для проверки формы РСВ 2020

Расчет пени по налогам

Налогоплательщику, чтобы быть уверенным в отсутствии долгов перед бюджетом по налогам, страховым взносам и прочим платежам, необходимо контролировать состояние своих расчетов с ИФНС. После перечисления налоговые платежи могут уйти не по назначению, и тогда возникнет недоимка, и наоборот, излишне перечисленные суммы образуют переплату. Одним из инструментов, с помощью которого можно уточнить наличие задолженностей и переплат перед бюджетом, является налоговая справка о состоянии расчетов. Что это за документ, как можно его получить, и как правильно читать приведенную в нем информацию, расскажем далее.

Куда организации платить имущественные налоги?
Налоги и взносы / 11:18 23 марта 2020

мощности двигателя, •валовой вместимости,• категории транспортных средств

года выпуска транспортных средств (срока полезного использования — срока эксплуатации).

Отчетный период: первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговый период: год. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

в) по налогу на игорный бизнес.

Основные понятия по данному налогу 9 ст. 364 Кодекса – это:

игорный бизнес; азартная игра; игровой стол; игровое поле; игровой автомат;

касса тотализатора или букмекерской конторы.

2. Тезисы. Элементы налогообложения по местным налогам:

а) по земельному налогу

Базой для начисления земельного налога сейчас выступает кадастровая стоимость участка. В новом году предусмотрено всего два варианта процентных ставок земельного налога: — 0,3% кадастровой стоимости участка, 1,5% для всех других земельных участков. Расчет налога на землю на сегодняшний день выглядит так: размер участка (в кв. м) * стоимость кадастра 1 кв. м * процентную ставку.

б) налог на имущество физических лиц: для определения налоговой базы использовать рыночную (кадастровую) стоимость объекта налогообложения.

Предусмотрено несколько налоговых ставок применяемых при исчислении налога с имущества физических лиц. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, налоговые ставки не должны превышать 0,1% в отношении:

жилых домов, жилых помещений;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

гаражей и машинно-мест;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены максимум в три раза местными органами власти на соответствующей территории.
Налоговые ставки не могут превышать:

2% – в отношении административно-деловых и торговых центров (нежилых помещений, предназначенных для этих целей), а также объекта налогообложения, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб.;

0,5% — в отношении прочих объектов налогообложения.

Вопросы для закрепления:

-характеристика элементов налогообложения по региональным налогам;

Поля платежного поручения могут быть заполнены частично или полностью в зависимости от вида платежа (обычный или налоговый). Поле 22 «Код» может принимать значение 0 или быть заполнено, если известен идентификатор платежа. При налоговых платежах в платежном поручении дополнительно заполняются поля 104–109.

2. Тезисы. Банк платежного поручения 2019.

Платежные поручения относят к банковской документации. В 2019 году платежки формируют по унифицированной форме 0401060, которая приведена в приложении 1 к Положению Банка России от 03.10.2002 № 2-п.

Заполнять поля платежки надо в порядке, которые утвержден положением Банка России от 19.06.2012 г. № 383-П. При этом специальные правила заполнения установлены для платежек по налогам, взносам сборам и иных подобных платежей. Поля 101—109 следует заполнять согласно положениям приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Номера полей платежного поручения с расшифровкой, частично рассмотрим на примере таблицы 1.

Значение реквизита / Как заполнить

1

Платежное поручение

Наименование банковской документации

2

0401060

Номер формы ОКУД

3

Номер платежного поручения. Номер может состоять максимум из шести цифр. Нумерация платежек идет подряд. Отсчет начинается с нового года

4

Дата

Дата оформления платежного поручении. Формат даты имеет вид ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому нужно указывать, например, 26.03.2018

5

Вид платежа

Поле 5 не заполняют. Исключение — срочный платеж. В этом случае пишут «срочно»

6

Сумма прописью

Сумма в рублях указывают прописью с заглавной буквы, а в копейках – цифрами. Причем, слова «рубли» и «копейки» не сокращают. Если сумма выражена в целых рублях, копейки можно опустить

3. Тезисы. Заполнение платёжного поручения на перевод денежных средств.

С 2012 года заполнение платёжных документов и порядок осуществления перевода денежных средств, как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц осуществляется на основании единых правил и установок, изложенных в Положении ЦБ РФ от 19.06.2012 N 383-П.
В соответствии с Положением ЦБ N 383-П перевод денежных средств, как по банковским счетам, так и без открытия банковских счетов осуществляется банками только на основании утверждённых стандартных форм безналичных расчётов, и только на основании распоряжений клиентов. Применяются следующие формы распоряжений клиентов:

платёжные поручения;

инкассовые поручения;

аккредитивы;

чеки;

платёжные требования (перевода денежных средств по требованию получателя средств);

переводы электронных денежных средств.

Из всех этих форм, наиболее востребованными у клиентов остаются платёжные поручения, поэтому о них далее и пойдёт речь.

Распоряжение клиента на перевод денежных средств, в виде платёжного поручения, оформляется:

Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера

В платежном поручении много реквизитов, обязательных для заполнения. Поле 101 несет сведения о составителе документа. Заполняется данный код только в отношении платежей, совершаемых в бюджет.

На законодательном уровне предусмотрено 26 статусов для указания в данной графе. Необходимо правильно выбрать подходящий статус в зависимости от того, кто перечисляет деньги.

При неверном указании статуса деньги могут не дойти до адресата, вызвав задолженность.

В подобных случаях необходимо сверять взаиморасчеты с государственным органом, куда направлялись деньги, и при выявлении долга в связи с недошедшим платежом необходимо писать заявление с просьбой об уточнении.

Вопросы для закрепления:

  1. Какие реквизиты обязательно заполнять в платежном поручении?

  2. Кто подписывает платежное поручение?

  3. Какая программа предусматривает передачу платежных поручений по сети Интернет?

  4. При заполнении платёжного поручения допускается ли, наличие незаполненных полей реквизитов?

  5. Назовите формы распоряжений клиентов банка;

  6. Деньги не дошли до получателя, что следует выполнить плательщику?

Для подготовки к самостоятельной работе:

  1. Выучить лекцию.

  2. Подготовить кроссворд на изучаемую тему.

Раздел III. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Лекция 12. Правила заполнения данных статуса плательщика. Знакомство с программой ФНС России по заполнению платежных поручений.

Вопросы лекции.

1. Общие же правила отражения информации в полях расчетных документов.

2. Три поля сведений информации о плательщике и получателе.

3. Коды «Статуса плательщика».

Литература:

1.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция);

2.Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (действующая редакция);

3.Дмитриева И. М., Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 325 с;

Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты. Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

К СВЕДЕНИЮ! Н а сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК?

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье. В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа.

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.

  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.

  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.

  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).

  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Коды бюджетной классификации (КБК) примеры:

__________________________________________________________________

НДС 182 1 03 01000 01 1000 110

_______________________________________________________________________________

Акцизы

_______________________________________________________________________________

НДФЛ 182 1 01 02020 01 1000 110

______________________________________________________________________________

Налог на прибыль организаций: федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110

региональный бюджет 182 1 01 01012 02 1000 110

______________________________________________________________________________

Водный налог 182 1 07 03000 01 1000 110

_______________________________________________________________________________

НДПИ — 182 1 07 010хх 01 1000 110, где хх зависит от вида добываемого полезного ископаемого

_______________________________________________________________________________

Налог на имущество организаций — 182 1 06 02010 02 1000 110

__________________________________________________________________

Сбор за пользование водными биоресурсами: 182 1 07 04030 01 1000 110

____________________________________________________________________________________________________________

Налог при УСН, когда применяется объект налогообложения:

По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2020 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 1 292 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.

Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 912 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.

Итоги.

Страховые взносы уплачивают все работодатели на вознаграждения, выплачиваемые сотрудникам, а также предприниматели в фиксированном размере. Страховые взносы уплачиваются на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Для каждого вида страхования установлен определенный процент.

2. Тезисы. Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Учет начисленных взносов и зачтенных расходов осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для обобщения информации об отчислениях на государственное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала и в Фонд занятости населения РФ.

Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в разрезе каждого вида расчетов.

Счет 69 предназначен для учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Фонд социального страхования, и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисляемым в Пенсионный фонд;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Федеральный (до 2012 г.) и территориальный фонды обязательного медицинского страхования

К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка.

Для учета расчетов с Фондом социального страхования по страховым взносам и взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний субсчет 69-1 разбейте на субсчета:

69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования по страховым взносам»;

69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Вопросы для закрепления:

  1. за счет каких средств работник будет получать выплаты при наступлении страхового случая?

  2. назовите максимальный предел начисленного дохода, при котором применяется размер тарифа страховых взносов 22%. ?

  3. какой счет предусмотрен для учета страховых взносов?

Для подготовки к самостоятельной работе:

  1. Выучить лекцию.

2.Подготовиться к тестированию по пройденному материалу.

.

Раздел IV. Организация расчетов с внебюджетными фондами.

4. Тезисы. Особенности зачисления сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

До определенного момента работает правило: чем выше зарплата работников, тем больше сумма взносов, а, следовательно, и налоговая нагрузка на работодателя. В целях снижения расходов хозяйствующих субъектов на обязательное страхование, при условии превышения установленного лимита, НК РФ предусматривает снижение тарифов (регресс). Это стимулирует работодателей не скрывать реальный уровень зарплаты своих работников.

Установленная предельная величина базы для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации:

-на социальное страхование (ОСС), на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством база индексируется исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

-на пенсионное страхование (ОПС) величина базы устанавливается с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента.

С 1 января 2019 года действует новый порядок уплаты фиксированных платежей ИП (за себя). При этом, формат оплаты предпринимателем страховых взносов зависит от того, является ли Предприниматель работодателем. Если ИП не использует труд наёмных работников, то для него применяется фиксированная величина страховых взносов.

В соответствии с законодательством на 2019 г., ИП уплачивает:

В ПФР — 26 545 руб. + 1% с доходов ИП свыше 300 000 руб. (совокупный платеж ограничен лимитом 212 360 руб.)

В ФОМС — 5 840 руб.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, а также порядок расчёта суммы взносов, установлен статьёй НК РФ. Тарифы для предпринимателей на 2019 — прежние (26 и 5,1%). Порядок расчета дополнительного взноса (1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб.).

Вопросы для закрепления:

  1. что является объектом обложения страховыми взносами?

  2. назовите расчетный и отчетный периоды по страховым взносам?

  3. куда оплачиваются страховые взносы?

Для подготовки к самостоятельной работе:

  1. Выучить лекцию.

2. Подготовиться к тестированию по пройденному материалу.

.

Раздел IV. Организация расчетов с внебюджетными фондами

Лекция 18. Особенности зачисления сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (2 часа).

Вопросы лекции.

1. Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами

2. Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов

УДК: 336.346

Акмуллаева З. Р.

магистрант

Крымский инженерно-педагогический университет

Научный руководитель: Ваниева М. Р.

д.э.н., доцент

кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Крымский инженерно-педагогический университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ

В статье раскрыта методика проведения учета, анализа и контроля расчетов с бюджетом, показан анализ расчетов с бюджетом.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, подоходный налог, акцизы, налоговый кредит, налоги и сборы, расчеты по начислению налогов, аудит расчетов с бюджетом.

В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс. Налоги оказывают влияние на факторы общественного производства и социальные группы. Работники свою заработную плату расходуют на приобретение товаров и услуг, уплату налогов. Таким образом налоги влияют на экономику по уровню оплаты труда. Размер налога предопределяет уровень оплаты труда, в которую включены налоговые платежи, влияют на уровень совокупного спроса, на развитие производства. Налоги являются обязательным платежом в бюджет. Можно сказать, что налоги возвращаются налогоплательщикам в форме финансирования из бюджета. Налогоплательщики, в основном, выплачивают налоги самостоятельно, но при нарушении установленных норм налогообложения применяют принуждение и финансовые и штрафные санкции [1].

Нормативные документы при ведении учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам: законы, налоговый кодекс, гражданский кодекс, положения, план счетов.

Цель статьи исследование норм организации учета расчетов с бюджетом, разработать теоретико-методологические аспекты формирования и оценки систем внутреннего и внешнего контроля; методик внутреннего и внешнего контроля расчетов с бюджетом на базе интеграции бухгалтерского финансового и налогового учета для обеспечения гармонизации интересов налоговых органов и налогоплательщиков.

Задачи: Изучить основы и правовое регулирование учета расчетов с бюджетом, рассмотреть организацию учета расчетов, выявить недостатки учета и рассмотреть пути совершенствования учета и расчетов с бюджетом.

Налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин [2].

Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета) [3].

Функции налогов — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Выделяют следующие функции налогов:

1. фискальная;

2. регулирующая;

3. социальная;

4. контрольная.

Налог — система, состоящая из самостоятельных, имеющих юридическое значение элементов налога.

Элементы налога:

1. Обязательные элементы (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога);

2. Факультативные элементы (порядок удержание и возврат неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы);

3. Дополнительные элементы (предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад, получатель налога).

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [4].

Взаимоотношения предприятий и налоговых органов (ИФНС) не прекращаются на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Это отрегулировано налоговым законодательством Российской Федерации.

Все, казалось бы, просто и понятно, но на самом деле очень часто между хозяйственным субъектом и ИФНС возникают технические, экономические и финансовые разногласия.

Почему это происходит и что необходимо делать в этой ситуации, мы разберем в материале этой статьи.

Прежде чем рассматривать тему статьи в деталях, ответим на главный вопрос, что означает знаки «плюс» и «минус» в Справке о состоянии расчетов по налогам (далее просто «Справка»).

Итак, Справка может быть:

  • «Нейтральной» – это указывает, что ваши финансовые параметры полностью совпали с показателями налоговых органов;
  • Справка со знаком « плюс» – ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет переплату;
  • Справка со знаком «минус»- ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет задолженность пред бюджетом.

Каждому предприятию время от времени необходимо уточнять состояние бюджетных отчислений. Знакомая ситуация, когда компания запросила справку об отсутствии у нее задолженности пред бюджетом. Но в выдачи указанного документа из налоговых органов было отказано по причине существующей задолженности.

Для того чтобы предприятие не попадало в подобную ситуацию «цейтнота» необходимо через определенный период сверять свои данные с ИФНС. Кроме того этого требует достоверность отчетности бухгалтерии компании (инвентаризация бюджетных расчетов при составлении годового отчета бухгалтерии).

ИФНС согласно утвержденному Регламенту может инициировать сверку отчислений компаниями в бюджет:

  • Ежеквартально для предприятий – крупных хозяйственных субъектов для конкретной инспекции;
  • Если ваша компания изменила юридический и физический адрес. И предприятие должно сменить ИФНС;
  • Ликвидации компании или ее банкротство.

Сверка может проводиться по инициативе хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо направить письмо в налоговые органы, о необходимости проведении сверки с указанием календарного периода сверки.

Важно знать! В период сверки законодательно не имеет ограничений, тем ни менее инспекторы налоговых органов, чаще всего проводят сверку за последние три года работы компании.

Если вам необходимо сверить данные отчислений в бюджет за более поздний срок, вы смело можете на этом настаивать. В противном случае вы всегда сможете опротестовать незаконный отказ через вышестоящую инстанцию ИФНС.

Письмо – запрос не имеет установленного формата. Вы можете все излагать в произвольной форме и отправить курьером или через сервис почтовой службы с получением уведомления.

Возможно, конечно, общаться и по телефону, но в случае возникновения серьезных разногласий, решение споров может быть перенесено и судебные инстанции. И соблюдение или нарушения Регламента может иметь в этом случае веские основания.

Получив ваше письмо, у инспектора налоговой есть всего пять дней для формирования раздела I Акта сверки. Раздел отражает сальдо налоговых отчислений (расчётов).

Все возможные противоречия и разногласия при выполнении своих налоговых обязательств компания обязана устранять в самые минимальные сроки. И добиваться этого только за счет официального регламента не всегда удается.

Необходимо постоянно держать руку на финансовом пульсе. Налоговая политика компании отражает ее реальный рейтинговый статус. Нужно не забывать это.

Запрашиваем у ИФНС справки по расчетам с бюджетом

В случае, если все или некоторые значения сальдо в Справке о состоянии расчетов озадачивают налогоплательщика, можно обратиться в налоговый орган с запросом на проведение сверки расчетов за определенный период.

Конечная дата этого периода должна совпадать с датой на которую представлена Справка, а начальная дата указывается налогоплательщиком по своему усмотрению, но всегда лучше свериться за более продолжительный период (например – календарный год, как минимум) уже по конкретным КБК, чтобы выявить возможные расхождения и, как следствие, ошибки, которые могли быть допущены как налогоплательщиком, так и налоговым органом.

Обратите внимание, что в Справке расчетов КБК указан обобщенный для каждого вида платежа, включающего в себя платеж (налог, сбор или страховой взнос), пени, штрафы и проценты по нему.

В случае же проведения сверки расчетов с налоговым органом в запросе желательно указывать КБК, соответствующий конкретному налогу/сбору/взносу, а также пени, штрафу, процентам. (КБК по налогу (сбору, страховому взносу), пени, штрафу и процентам по нему – различаются между собой.)

При помощи этой справки получится оперативно уточнить, нет ли какой-либо переплаты или долгов в сфере бюджетных платежей. Используется для постоянного контроля ситуации, чтобы не получить штрафы или пени, а также, при наличии переплаты, сократить расходы в следующем месяце. Учитывая тот факт, что на данный момент актуальной является форма КНД 1160080, возникает недопонимание, что за справка КНД 1166112 и для чего ее использовать? Этот документ является устаревшей формой и сейчас не используется, но по старой привычке бумагу называют именно так.

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов.
В соответствии с едиными требованиями , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Положения п. 69 Инструкции № 33н не устанавливают особых требований к отражению в сведениях (ф. 0503769) показателей по счету 0 304 06 000, применяемому при оформлении операции по переводу капитальных вложений с КВФО 5 на КВФО 4. Таким образом, сформированные на отчетную дату показатели по этим счетам указываются в сведениях в общем порядке.

В графе 10 указывается итоговое сальдо расчетов по налоговым санкциям (переплата «+» или задолженность «-«).

Сверку с налоговой проводите регулярно, чтобы держать расчёты с государством под контролем и сразу узнавать, если что-то пойдёт не так.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» в организациях используется для учета информации по уплачиваемым налогам. На счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» обобщается информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым непосредственно организацией.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами.

Аналитический учет на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Счет 68 кредитуется на суммы налога на прибыль в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Начисление налогов и сборов, которые должны быть уплачены бюджет в соответствии с налоговыми декларациями или расчетами предприятия, отражается по кредиту соответствующих субсчетов счета 68 и может производиться за счет:

  1. расходов на производство и продажу;
  2. финансовых результатов деятельности предприятия;
  3. доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам.

В первом случае, в учете производится следующая запись:

Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 68.

Во втором случае, в учете делается запись следующего вида:

Д 91 К 68.

Налог на прибыль организаций, причитающийся к уплате в бюджет, отражается в бухгалтерском учете записью:

Д 99 К 68.

В третьем случае, налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов. Например, удержание НДФЛ отражается в учете:

Д 70 К 68.

Начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов отражается:

Д 99 К 68.

Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов в учете отражается записью:

Д 68 К 51.

По дебету счета 68 отражаются суммы, уплаченные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Объекты налогообложения при исчислении НДС определены в ст. 146, 149 НК РФ.

Предприятие уплачивает НДС при реализации товаров (работ, услуг) по ставке 18%. Сумма налога определяется исходя из налоговой ставки, т.е. как процентная доля налоговой базы.

Оформляется следующей записью:

Д 90-3 К 68 Начислен НДС от продаж продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Д 68 К 51 Погашена задолженность по уплате НДС в бюджет.

Суммы НДС, фактически полученные от покупателей за проданные им товары, продукцию и отражаемые по кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по НДС», уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

Д 68 К 19.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

В практике предприятий возникают также ситуации по НДС, когда величина принятых к зачету сумм по итогам отчетного периода превышает сумму налога, рассчитанную в налоговой декларации.

В таких случаях зачет или возврат образовавшейся отрицательной разницы осуществляется в особом порядке.

В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имела право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты обществом НДС, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Однако, если этого не произошло, то по истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, была возвращена организации по ее заявлению.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налог на имущество организаций установлен главой 30 Налогового кодекса РФ.

Предприятие платит налог на имущество с остаточной стоимости основных средств.

Остаточную стоимость имущества рассчитывают так:

Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств».

Виды имущества, которые не облагают налогом, установлены пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса. К ним относят:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные ресурсы), принадлежащие организации;

2) государственное имущество, используемое исполнительной властью для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в стране.

Чтобы рассчитать сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет за отчетный или налоговый период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), предприятие определяет среднегодовую стоимость налогооблагаемого имущества за этот период.

Ставку налога устанавливают региональные власти.

Предприятие ежеквартально подает в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года – декларацию по налогу.

Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подается в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представляют не позднее 30 марта следующего за отчетным года.

Земельный налог установлен Главой 31 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка устанавливается согласно ст. 394 НК РФ актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3% или 1,5% в зависимости от типа земельного участка.

Начисление налогов оформляется следующими записями:

Д 91-2 К 68 Начислен налог на имущество.

Д 26 К 68 Начислен транспортный налог.

Д 26 К 68 Начислен налог на землю.

Уплата налогов оформляется соответствующими записями:

Д 68 К 51 Уплачен налог (по видам налога).

Помимо платежей в бюджет, предприятие производит платежи во внебюджетные фонды в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В ПФ РФ предприятие уплачивает:

  • страховые взносы на пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Учет расчетов с внебюджетными фондами ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который предназначен для отражения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия.

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в организации открыты субсчета 69-1 «Расчеты по социальному страхованию», 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». На субсчетах, соответственно, учитываются расчеты по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. По кредиту отражаются суммы платежей, подлежащие уплате в соответствующие фонды; по дебету – перечисленные суммы платежей.

Счет 69 кредитуется на суммы платежей, которые подлежат перечислению в соответствующие внебюджетные фонды. Операции отражаются в корреспонденции со счетами, на которых отражается начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации, и в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в части отчислений, производимых за счет работников организации. По дебету счета 69 отражаются операции по перечислению соответствующих сумм платежей.

Бухгалтерские проводки по страховым взносам в бюджетном учреждении

Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.

Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) (далее — Указания).

В частности, согласно п. 3.44 названного документа инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты в том числе счета:

— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).

Результаты инвентаризации оформляются документально.

Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Согласно п. 74 Положения суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается.

С этой целью, в частности, проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухучете, с суммами, отраженными в лицевом счете в налоговой инспекции и внебюджетных фондах.

Инвентаризацию расчетов по налогам и сборам можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами.

В настоящее время форма справки по состоянию расчетов с налоговой службой утверждена Приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@.

В запросе (представляется налогоплательщиком в налоговый орган в письменной либо электронной форме) важно указать дату, на которую организация хочет видеть состояние расчетов.

Поскольку для целей составления бухгалтерской отчетности эта дата должна быть максимальна близка к отчетной, организация может сделать запрос о формировании справки о состоянии расчетов на 31 декабря 2015 года.

В случае если в запросе не проставлена дата, по состоянию на которую формируется справка, она формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе. Названная справка передается (направляется) налогоплательщику в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Цель и задачи учета налогов и отчислений

Платежи в бюджет являются инструментом распределения валового внутреннего продукта, разновидностью финансовых отношений, имеющих прямое отношение к образованию централизованных фондов денежных средств государства, и косвенное — к образованию децентрализованных фондов денежных средств у субъектов хозяйствования. Для государства платежи в бюджет — основной источник его доходов, для хозяйствующих субъектов — разновидность их расходов. Это обуславливает необходимость и остроту финансового контроля расчетов предприятий с бюджетом.

В 2005 году организация ООО «Орвест» стала победителем конкурса «Лучший международный перевозчик СНГ-2005» и на торжественной церемонии награждения в Женеве получила Почетный диплом.

Основным видом деятельности ООО «Орвест» являются перевозки и экспедирование опасных, дорогостоящих, сборных, срочных грузов в/из стран ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Италии, Голландии.

Организация имеет Лицензию на осуществление международных перевозок, Лицензию таможенного перевозчика и Лицензию на перевозку опасных грузов.

Юридический адрес организации ООО «Орвест» : Республика Беларусь, 220014, г. Минск, пер. С. Ковалевской, дом 63, офис 305.

Списочная численность работающих в ООО «Орвест» за 2010 год составляет 51 человек.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется на основании разработанной учетной политики и в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности. Руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер (Игнатова А.А.), который подчиняется непосредственно директору.

Бухгалтерия ООО «Орвест» оснащена компьютерами, принтерами и другой оргтехникой. Для автоматизированной обработки учётно- аналитической обработки используется программа «1С: Предприятие 7.7», а также для правильности ведения бухгалтерского учета используется программное обеспечение «Консультант +», «Бизнес-инфо» и осуществляется подписка на журнал «Главный бухгалтер».

Для удаленного управления денежными средствами в национальной и иностранной валюте в организации установлено программное обеспечение « Клиент-банк», что позволяет сократить время на осуществление расчетных операций.

Бухгалтерия ООО «Орвест» производит обработку, систематизацию и хранение первичной учетной документации, ведет учет всех операций, имущества и обязательств, формирует бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Рассмотрим финансовые показатели. В активе баланса на конец 2010 года наибольшую долю занимают внеоборотные активы (остаточная стоимость основных средств) — 1417 млн. руб.

Образовавшаяся на конец года дебиторская задолженность составляет 623 млн. руб., из них 507 млн. руб. — задолженность покупателей за оказанные услуги, 108 млн. руб. — задолженность поставщиков; образовавшаяся по причине оплаченных, но неполученных по состоянию на 31 декабря 2010 г. товарно-материальных ценностей.

В пассиве баланса отражено создание добавочного фонда в результате дооценки первоначальной стоимости основных средств на сумму 1180 млн. руб., что на конец года составляет 1376 млн. руб.;.

Размер кредиторской задолженности на конец 2010 года составил 1032 млн. руб., из которой 317 млн. руб. составляет задолженность перед поставщиками запчастей для ремонта автомашин, 19 млн. руб. перед покупателями (авансы), 18 млн. руб. — задолженность перед персоналом по заработной плате за декабрь 2010г., 5 млн.руб. — задолженность перед ФСЗН,; 258 млн. руб. по лизинговым платежам; 413 млн. руб. 2 млн. руб. — задолженность перед прочими кредиторами.

Выручка от реализации оказанных услуг и реализации основных средств составила 4415 млн. руб. в том числе от реализации оказанных услуг – 4303 млн. руб., и основных средств –112 млн. руб;

Себестоимость реализованных товаров, работ и услуг составила 4371 млн. руб.

Валовая прибыль = 25 млн. руб., соответственно рентабельность от основной деятельности 0,6%. Обществом «Орвест» получены операционные доходы в размере 798 млн. руб., в том числе прочие доходы от продажи и конверсии иностранной валюты 798 млн. руб.;. операционные расходы составили 917 млн. руб. [8]

От внереализационных доходов и расходов сложилась прибыль в сумме 159 млн. руб. На внереализационные расходы (не учитываемые для исчисления налога на прибыль) в 2010 году отнесены: пособие по временной нетрудоспособности (производственная травма) в размере 0,8 млн. руб.

Общий размер прибыли за 2010 год составил 68 млн. руб. соответственно рентабельность по предприятию 1,6%; 23 млн. руб. израсходовано на уплату налогов и сборов из прибыли и штрафы. Размер нераспределенной чистой прибыли составил за 2010 год 45 млн. руб.

По состоянию на 01.01.2011 года не погашен кредит под основные средства ОАО « Приорбанк» в сумме 95 млн. руб. и 30 млн. руб. долгосрочный займ Мобил-Плюс.

Чистые активы на конец 2010 года увеличились на 1521 млн. руб., в том числе за счет увеличения стоимости основных средств — 1146 млн. руб., за счет вкладов денежных средств на депозитные счета — 213 млн. руб., а пассивы увеличились только на 1225 млн. руб. за счет кредиторской задолженности.

Соответственно стоимость чистых активов на конец года возросла на 1225 млн. руб., что говорит о положительных результатах работы за 2010 год.

На 2011 год предприятием принят метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по мере выполненных работ, услуг.

По решению Учредителей:

— чистая прибыль за 2010 год в сумме 45 млн. руб. остается не распределенной и соответственно по состоянию на 01.01.2011 года по предприятию сложилась нераспределенная прибыль в сумме 100 млн. руб. [8]

С каждым годом организация «Орвест» развивается и расширяется, приобретая новые транспортные средства и набирая новых сотрудников, увеличивает объем оказанных услуг, что приводит к увеличению дохода.

Централизация ведения карточек расчетов с бюджетом налогоплательщиков

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности , хозяйственного ведения или оперативного управления ДС в целях фин. обеспечения деятельности государства и муниципального образований.

Объектами налогообложения являются:

1. Реализация на территории РФ товаров (собственного производства и приобретенных на стороне), выполненных работ, оказанных услуг.

Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.

Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.

К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.

Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

  1. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
  5. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

3.4. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Налоги в Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются законодательством РФ и являются едиными для всей страны. Данные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относят, например: НДС, водный налог, федеральные лицензионные сборы и т.д.

Региональные налоги, их отличительной чертой является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны и законодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.

Местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется 2 частью Налогового кодекса РФ. По каждому налогу устанавливаются:
• объект обложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога;
• налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 — на сумму налога на прибыль, со четом 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму налога на доходы физических лиц и т.д.)

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счета 76 «НДС с авансов полученных».

Примеры бухгалтерских проводок по отражению отдельных налогов :

НДС:
Дебет 90-3 Кредит 68
Акцизы:
Дебет 90-4 Кредит 68
Земельный налог:
Дебет 26, 44 Кредит 68
Налог на имущество предприятия
Дебет 91 Кредит 68
Налог на прибыль
Дебет 99 Кредит 68

Уплата налогов в бюджет отражается в учете следующим образом:
Дебет 68 Кредит 51.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *