Спецоценка условий труда КОСГУ 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецоценка условий труда КОСГУ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.
Минфин уточнил отдельные положения Приказа № 209н с целью совершенствования нормативно-правового регулирования порядка применения КОСГУ в соответствии с положениями ст. 18, 19, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса РФ.
Сразу скажем, что Минфин внёс изменения и в доходные, и расходные коды КОСГУ. И вообще предусмотрено довольно много уточняющих правок. Некоторые из них надо применять уже с 21 ноября 2020 года.
Также уточнены требования к утвержденной структуре кодов КОСГУ. По-новому изложены положения, касающиеся перечня «доходных» статей КОСГУ, детализированы отдельные статьи и порядок отнесения на подстатьи некоторых доходов.
В новой редакции Приказа № 209н Минфин учёл свои требования, разъяснения и комментарии по применению кодов КОСГУ, которые давал ранее.
Бюджетный учет: 225 vs 226: какой КОСГУ применять?
В новой редакции Приказ № 209н нужно применять, в основном, при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год
Однако есть ряд исключений, которые применяют при ведении учета уже в 2020 году и составлении указанной отчетности за 2020 год.
Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:
- мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
- санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.
Отметим, что в 2020 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».
А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).
- Изменения с 2020 года
- Изменения с 2021 года
Минфин России приказом от 29.09.2020 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2020. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2020 г., а часть – с 1 января 2021 г.
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, соответствующий коду ОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по утвержденной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую или отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
С 30 декабря 2020 г. действует Закон от 30.12.2020 г. № 503-ФЗ, согласно которому скорректированы положения Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ о спецоценке.
Работодатель направляет декларацию по СОУТ в региональное отделение Роструда по результатам проведенной оценки. При этом декларация подается по тем рабочим местам, на которых согласно СОУТ:
- не найдены вредные или опасные факторы;
- условия труда определены как оптимальные или допустимые. Исключение — рабочие места, утвержденные в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
До 2021 г. срок действия декларации СОУТ был 5 лет. Если в компании не было несчастных случаев, нарушения требований по охране труда и профзаболеваний у сотрудников, срок продлевался еще на 5 лет.
С 2021 г. декларация стала бессрочной до тех пор, пока условия по рабочему месту сохраняются на необходимом уровне. Эта корректировка внесена в ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
Характеристика бессрочности касается деклараций, внесенных в реестр Роструда до 30 декабря 2020 г. и считавшихся поданными за 5 лет. Этот момент указан в п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.
Правила представления декларации соответствия СОУТ регламентированы Приказом Минтруда от 07.02.2014 г. № 80н. Ведомство подготовило поправки в эти правила, а также в правила ведения реестра в связи с объявлением деклараций бессрочными.
Отметим, что для отображения СОУТ в учетной системе 1С:ЗУП имеется широкий функционал и все необходимые формы документов. В том случае, если для работы вам требуются индивидуальные формы или настройки, их можно реализовать с помощью специалистов 1С.
По ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. Добавление нового пункта внесено на основании Закона № 503-ФЗ — повторную СОУТ можно не проводить по отношению к тем рабочим местам, по которым сдавалась декларация.
При этом имеются исключения по ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ:
- если был несчастный случае (за исключением виновных действий третьих лиц);
- если у сотрудника, работавшего на безопасном рабочем месте, обнаружилось профзаболевание из-за вредных или опасных условий трудовой деятельности;
- если на безопасном рабочем месте при проверке охраны труда найдены нарушения нормативов.
Если любой из этих случаев наступил, работодатель обязан провести внеплановую СОУТ. Об этом указано и в Письме Минтруда от 30.08.2019 г. № 15-1/ООГ-1968.
Работодатели, сдавшие декларацию СОУТ, вправе не проводить спецоценку. Это касается и тех случаев, если с проведения первой СОУТ прошло 5 лет. Итоги спецоценки будут действительны до наступления случаев, указанных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
Для повышения эффективности работы пользователей к программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» можно подключать удобные сервисы:
- 1С-Отчетность— для подготовки и сдачи регламентированной отчетности из программ «1С» во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС;
- Информационная система 1С:ИТС— для получения справочной информации по ведению кадрового учета, расчету заработной платы и работе в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8». В информационной системе 1С:ИТС представлены: «Справочник кадровика», новости, комментарии и консультации специалистов по вопросам кадрового учета, пошаговые инструкции по ведению кадрового учета и расчетам с персоналом в программах «1С», составлению и отправке отчетности в контролирующие органы;
- 1С:ДиректБанк— для прямого обмена с банками информацией по зарплатным проектам в электронном виде. Можно формировать файлы-заявки на открытие и закрытие лицевых счетов, реестры перечисляемой сотрудникам зарплаты. В типовой поставке формирование таких файлов предусмотрено по универсальному стандарту, который поддерживают многие банки.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
- штатное расписание;
- СНИЛСы работников;
- используемое оборудование на каждом рабочем месте;
- продолжительность рабочего дня;
- график работы
- должностные инструкции на каждого работника;
- результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
- марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
- карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.
Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.
Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.
Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.
Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:
- во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
- во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.
Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.
В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:
- Сводная ведомость.
- План мероприятий по улучшению условий труда.
Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.
По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».
Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.
Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.
Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года
Теперь станет проще детализировать по контрагентам операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую, кредиторскую задолженности (речь идет о детализации статей 540 (640), 560 (660), 730 (830) КОСГУ). Такой перечень прямо установлен в новом 7.1 Порядка № 209н. В него включены:
-
участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;
-
организации государственного сектора, в качестве которых выступают: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
-
некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг;
-
иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);
-
физические лица, в том числе нерезиденты;
-
наднациональные организации и правительства иностранных государств;
-
нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).
Также в новом п. 7.1 Порядка № 209н установлено, чтоесли в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), то операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).
В силу обновленного п. 7 Порядка № 209н при разграничении социальных и несоциальных выплат персоналу необходимо учитывать следующие особенности:
1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).
2. К социальным пособиям и компенсациям персоналу (подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка и иные события, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении.
3. При разграничении приобретения работ, услуг, а также возмещения (компенсации) персоналу расходов в целях:
-
выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);
-
личного потребления непосредственно персоналом, не связанного с выполнением функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом, используется подстатья 214 КОСГУ.
4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.
Обзор остальных изменений в Порядке № 209н, вступивших в силу в 2020 году, приведем в таблице.
Статья (подстатья) КОСГУ |
Суть новшеств |
||||||||||||||
129 «Иные доходы от собственности» |
Перечень доходов, относимых на данную статью, дополнен доходами от предоставления права на заключение договора (контракта) |
||||||||||||||
12К «Доходы от концессионной платы» |
Подстатья не применяется для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете кассовых поступлений и выбытий |
||||||||||||||
161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» |
На подстатью также следует относить доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов капитального характера, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе неиспользованных |
||||||||||||||
163 «Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» |
По статье отражаются безвозмездные поступления от бюджетных (автономных) учреждений капитального характера в доход бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели |
||||||||||||||
171 «Курсовые разницы» |
На подстатью относятся курсовые разницы не только от переоценок средств в иностранной валюте, но и от операций с иностранной валютой, операций по договорам РЕПО. Для отражения кассовых поступлений и выбытий по доходам и расходам данная подстатья не применяется |
||||||||||||||
176 «Доходы от оценки активов и обязательств» |
Уточнен порядок применения данной статьи. Согласно п. 976 Порядка № 209н в новой редакции на эту подстатью относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных монетарных активов и обязательств, и нефинансовых активов и обязательств |
||||||||||||||
211 «Заработная плата» |
В перечень выплат, отражаемых по данной подстатье, добавлены:
|
||||||||||||||
213 «Начисления на выплаты по оплате труда» В подстатью 129 КОСГУ добавят доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона в случае, когда цена контракта снижается до половины процента НМЦК и ниже. Отражать по данной подстатье плату за право на заключение договора Минфин рекомендовал и ранее. Планируется, что подстатья 12K КОСГУ не будет применяться для отражения в учете кассовых поступлений и выбытий. Хотят уточнить, что на подстатью 136 КОСГУ надо относить средства, поступившие от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатка субсидии по госзаданию, если оно не выполнено. Должна появиться новая подстатья 139 КОСГУ. По ней нужно будет отражать доходы от возмещения расходов учреждений и органов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами. Также хотят уточнить, что на подстатью 163 КОСГУ нужно относить в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, имеющих целевое назначение. На подстатью 211 КОСГУ следует относить в том числе следующие расходы:
По сути, эти поправки не изменят действующий порядок, так как Минфин приводил такой же подход к классификации еще в прошлом году. Из подстатьи 213 КОСГУ уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС. Предполагается, что с нового года фонд будет осуществлять такие выплаты сам. По подстатье 221 КОСГУ упомянут абонентскую плату за пользование радиоточкой. Рекомендации использовать этот код были даны уже давно. В подстатью 222 КОСГУ добавят расходы по оплате сборов за оформление авиабилетов и железнодорожных билетов, удержания перевозчика, связанные с возвратом или обменом таких билетов. Это уже разъяснялось Минфином. Конкретизируют, что на подстатью 224 КОСГУ нужно относить также возмещение арендодателю (собственнику, балансодержателю имущества) расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в рамках договора аренды или безвозмездного пользования недвижимостью. Об этом Минфин упоминал ранее. В подстатью 225 КОСГУ внесут еще два вида затрат:
Порядок выбора кода по таким затратам Минфин разъяснял в прошлом году. Много уточнений внесут в подстатью 226 КОСГУ. В ней укажут следующие расходы:
Из подстатьи 226 в подстатью 228 КОСГУ перенесут следующие расходы:
Также по подстатье 228 КОСГУ приведут затраты на инженерно-геодезические изыскания и выполнение кадастровых работ. По общему правилу такие затраты и ранее следовало относить на подстатью 228 КОСГУ в случае, если их оплачивали для целей капвложений в основные фонды. ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» установлены положения о том, как провести спецоценку условий труда в организации. Эти мероприятия по охране труда работников должны исполнять все работодатели. Нарушителей установленных норм безопасности ждут административные штрафы в размере до 200 000 рублей. Законодатель дополнительно простимулировал работодателя к активному проведению оценки, дав возможность последнему возместить часть понесенных расходов за счет средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н). ФЗ № 426-ФЗ определил, что в части ряда рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и ее необходимо закончить к 31.12.2018. Эта же дата является разрешенной для применения результатов ранее проведенной аттестации мест труда (Письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-40). СОУТ нужно проводить не позднее 12 месяцев с момента создания нового места работы. В случае если учреждение работает более года, а спецоценка не проводилась ни разу, необходимо срочно инициировать процедуру. В целом, советуем соблюдать правило о том, что проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте лучше не позднее полугода с даты создания. В соответствии со статьей 212 ТК РФ, наниматель должен обеспечить безопасные условия работы, охрану труда работников и надлежащее их информирование в части вредности на производстве. Это значит, что сотрудник вправе потребовать предоставить сведения о степени вредности влияния на его организм окружающих условий. Непредоставление нанимателем требующейся информации является нарушением действующего законодательства. Срок действия спецоценки — 5 лет. Расскажем подробнее, как провести СОУТ в организации. Проведение СОУТ, пошаговая инструкция которой приведена далее, начинается с принятия решения о проведении СОУТ и разработки и утверждения ряда необходимых документов:
Исполнителем процедуры становится организация, уполномоченная осуществлять подобные действия и имеющая регистрацию в специальном реестре. СОУТ для офисных работников, как и для сотрудников иных учреждений, вправе проводить те организации, которые имеют номер регистрации. Стоимость СОУТ зависит от численности работников, отрасли и имеющихся вредных факторов. Компании, уполномоченные на проведение оценки, могут помочь сформировать необходимый пакет документов (распорядительный акт о СОУТ, график и т. п.), поскольку их формы обязательны для всех предприятий, которые занялись проведением СОУТ. Ответ на вопрос о том, как провести спецоценку условий труда (в офисе, на производстве), связан с необходимостью формирования списка мест, подлежащих СОУТ. В перечень нужно включить все рабочие места. А вот необходимость включения рабочих мест как аналогичных определят сотрудники спецорганизации, проводящей оценку. Рабочее место — это то, где сотрудник обязан быть в связи с его трудовой деятельностью. Оно находится в зоне прямого или косвенного контроля нанимателя (ст. 209 ТК РФ). 426-ФЗ установил, что СОУТ нужно проводить на рабочих местах всех сотрудников, кроме относящихся к категории:
СОУТ нельзя проводить на вакантном рабочем месте (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041). До начала спецоценки комиссия определяет список рабочих мест, указав в нем аналогичные. А вот относить ли его к аналогичному, решает эксперт спецорганизации. Далее такое решение утвердит комиссия по СОУТ. Критериями, по которым рабочее место осносится к аналогичным являются:
СОУТ проводят по каждому рабочему месту работы из списка, а вот в отношении аналогичных — на 20 % от общего количества таковых. Результат оценки будет распространен на все имеющиеся аналогичные рабочие места. В перечень надо включить такие сведения:
Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 годаПодготовка к процедуре заключается в необходимости проверить места работы и собрать всю техническую информацию, относящуюся к производственным процессам (для передачи организации, которая будет проводить СОУТ), проинформировать сотрудников о предстоящей спецоценке и предоставлении доступа в необходимые помещения. Организация, занимающаяся оценкой, объясняет порядок процедуры. При спецоценке в офисе основным показателем, подлежащим измерению, становится освещение, поэтому нужно проверить наличие:
Пункт 1, статьи 9, 426-ФЗ Требует до начала проведения СОУТ создать: — Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным (3 или 5); Законом не утверждены формы данных документов, поэтому делаем в произвольной форме. Образцы можно скачать ниже. Состав комиссии прописан в пункте 2, статьи 9, 426-ФЗ, а именно: — Руководитель организации или его представитель (является Председателем комиссии); Также, в состав комиссии можно включить Заместителей руководителя, Руководителей структурных подразделений и Главных специалистов компании (Главный инженер, Главный врач, Главный энергетик, Главный механик и т.д.). Согласно пунктов 3 и 3.1., статьи 9, 426-ФЗ. Если у ИП или Юр.лица, отнесенного к малому бизнесу, нет возможности создать комиссию из трех работников, то единственным членом комиссии будет являться ИП (лично), Руководитель Юр.лица или его представитель (лично). На рабочем месте самого Индивидуального предпринимателя СОУТ не проводится. Специальная оценка условий труда (СОУТ)Согласно пункту 6, Статьи 9, 426-ФЗ. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных помещениях, в которых сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции с использованием одинакового оборудования, инструментов, приспособлений, материалов. При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Согласно подпункта 4, пункта 3, статьи 10, 426-ФЗ. Идентификация вредных факторов проводится с учетом мнений и предложений работников, на чьих местах будет проводится СОУТ. Обязательно надо собрать такие мнения, даже если их нет. Данный пункт не выполняется в 90% СОУТ, результатом чего являются штрафы от ГИТ. Один из вариантов сбора таких мнений и предложений является Журнал. Создав комиссию и разобравшись с аналогичными рабочими местами (при наличии), время заключить Договор с аккредитованной организацией на проведение СОУТ. Эксперт организации изучит перечень рабочих мест и запросит всю необходимую документацию на ваше сырье, материалы и оборудование. Останется только согласовать даты выезда эксперта к вам на объект для проведения идентификации опасных и вредных производственных факторов, и проведения замеров данных факторов.
Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:
Отметим, что в 2020 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат». А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта). Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты). Отметим, что до 2021 года Минфин требовал отражать указанные санкции по коду 295 КОСГУ «Другие экономические санкции». И ещё много уточнений Минфин внёс в подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги». Теперь по ней отражают следующие расходы:
Отметим, что по большинству этих затрат Минфин уже давал свои разъяснения. Довольно много дополнений в подстатью 260 КОСГУ по затратам на социальное обеспечение. Приводим их ниже в таблице. Когда отчет утвержден, нужно поставить в известность об этом специализированную организацию, проводившуюся СОУТ. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней после утверждения отчета. Для этого компания направляет в адрес организации его копию.
Процедура спецоценки условий труда введена в 426-ФЗ от 28.12.2021 года и является обязательной для всех работодателей, в том числе и для организаций госсектора. Выполняется она силами специализированных организаций, аккредитованных Минтрудом РФ. Оплата по заключенному договору производится за счет: Всем учреждениям госсектора экономики приходится выполнять требования ТК РФ, заниматься спецоценкой условий труда и отражать в учете соответствующие факты хозяйственной жизни. Мы рассказываем о том, как классифицировать эти операции в соответствии с приказом Минфина 209н. Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2021 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2021 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.
Если оценка проведена за счет взносов необходимо сначала начислить заработную плату за месяц и уплатить взносы на страхование от профзаболеваний и несчастных случаев. После уменьшить задолженность перед ФСС на соответствующую сумму и отразить в доходах средства, которые направлены на финансирование предупредительных мер. Предварительно необходимо получить разрешение на проведение специальной оценки за счет страховых взносов. Сумму определяет ФСС. С 1 января 2021 года были внесены изменения в законодательство, в частности по поводу перечня подлежащих аттестации рабочих мест. До этого сюда не включались такие, где персонал занят выполнением однотипных видов работ исключительно на компьютерах, копировальной и прочей офисной технике. До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2021 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2021 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.
Процедура введена в 426-ФЗ от 28.12.2021 года и является обязательной для всех работодателей, в том числе и для организаций госсектора. Выполняется она силами специализированных организаций, аккредитованных Минтрудом РФ. Оплата по заключенному договору производится за счет: Казенное учреждение заключило договор на проведение аттестации помещения, предназначенного для обсуждения сведений ограниченного доступа на соответствие требованиям по безопасности речевой информации. На какой вид расходов – 242 или 244 – отнести данные затраты, связанные с защитой информации, составляющей гостайну? Казенное учреждение заключило договор на проведение аттестации помещения, предназначенного для обсуждения сведений ограниченного доступа на соответствие требованиям по безопасности речевой информации. Специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий, направленный на выявление степени опасности факторов трудового процесса и оценку уровня ее влияния на работников. Согласно параграфу 8 закона № 426-ФЗ (пункт 4) проверку требуется проводить каждые 5 лет. Ранее, обязанность по исполнению СОУТ распространялась в основном на предприятия с опасными и вредными условиями труда. Остальные компании имели право выбора. С 2021 года процедура обязательна для всех. Словом, подвергать проверке потребуется даже обычные рабочие места, скажем, в офисных помещениях. При этом с 1 января 2021 года истекает срок действия аттестационных сертификатов,полученных в 2014 году. Соответственно, если до этого момента на предприятии не была проведена очередная спец оценка, то руководство будет оштрафовано. Однако под санкции попадут не все. Для регулирования автоматического надзора за проведением СОУТ и выявления нарушений в этой сфере Рострудом был разработан особый регламент. Таковой был одобрен Приказом Минтруда № 13н от 16.01.2021 года. Порядок призван упорядочить механизм процедуры относительно следующих направлений:
Не стоит забывать и о том, что процесс спецоценки также регламентирован на законодательном уровне. Работодателям и проверяющим следует опираться на положения закона № 426-ФЗ. Стоит заострить внимание на наиболее интересных моментах процесса контроля за СОУТ:
Критерием при автоматической проверке выступит наличие трудовых мест, результат оценки которых не был внесен в базу данных. Период существования должностей без проведения СОУТ – не более 1 года. Данные в ФГИС СОУТ заносятся с 2021 года, но в первый год в систему попали не все результаты. Точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2021 года, автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4. 0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.
С 2021 года в кодах КОСГУ возможны изменения
«1.1. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.». В казенных учреждениях затраты на спецоценку относятся на текущие расходы учреждения. В бюджетных и автономных такие расходы включают в себестоимость в части накладных или общехозяйственных расходов. Иногда стоимость аттестации добавляют к прямым затратам. В любом случае распределение должно быть отражено в учетной политике. Для учета затрат по аттестации рабочих мест или специальной оценке условий труда в казенных, автономных и бюджетных учреждениях применяется КОСГУ 226. В п. 10.2.6 209н эти расходы не названы, но есть конкретные указания Минфина в письме от 06.12. 2021 года № 02-05-10/72599. Этим документом надо пользоваться для определения КОСГУ по специальной оценке условий труда в 2021 году. Вид расхода зависит от источника финансирования. За счет средств организации оплата производится по КВР 244, за счет взносов в ФСС – по КВР 119. Исполнителем процедуры становится организация, уполномоченная осуществлять подобные действия и имеющая регистрацию в специальном реестре. СОУТ для офисных работников, как и для сотрудников иных учреждений, вправе проводить те организации, которые имеют номер регистрации. Стоимость СОУТ зависит от численности работников, отрасли и имеющихся вредных факторов. Критерий — наличие рабочих мест, существующих больше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда нет информации. Закон №426-ФЗ «О специальной оценке труда»; Закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона №426-ФЗ»; Трудовой Кодекс РФ; ГОСТы по нормативам уровня шума, освещенности, загрязненности и т. Все работодатели обязаны провести специальную оценку условий труда в 2021 году. В противном случае нарушителей ждет штраф от 60 000 до 80 000 руб. Такой порядок установлен частью 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. 1. С 2021 года в Порядок № 209н добавили новые подстатьи КОСГУ:
2. Также внесли правки в действующие подстатьи КОСГУ со следующего года:
Таблица предназначена для учреждений субъектов РФ. Ведь со следующего года финансисты меняют порядок и добавляют новые КВР в Приказ № 85н. Поэтому ведомство опубликовало новую таблицу соответствия разделов (подразделов) и видов расходов с 2021 года. Для работников стационарных учреждений соцобслуживания, а также отделений, которые созданы не в стационарных организациях социального обслуживания, утвердили новые дополнительные выплаты. Финансирование положено с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года за одну нормативную смену в 14 календарных дней. Суммы варьируются по категориям работникам и зависят от того, выявлена или нет в учреждении социального обслуживания новая коронавирусная инфекция:
Учреждение-работодатель должно направить в территориальный орган ФСС реестр работников, которые имеют право на выплату, не позже трех рабочих дней после нормативных смен. Центробанк внес изменения в Указания от 11.03.2014 № 3210-У, которые регулируют порядок кассовых операций для организаций и ИП. Новые правила касаются и учреждений госсектора. Ниже — обзор основных нововведений для бюджетников.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию. Процедура введена в 426-ФЗ от 28.12.2021 года и является обязательной для всех работодателей, в том числе и для организаций госсектора. Выполняется она силами специализированных организаций, аккредитованных Минтрудом РФ. Оплата по заключенному договору производится за счет: Похожие записи: |