Общедомовые приборы учета электроэнергии в мкд
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общедомовые приборы учета электроэнергии в мкд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Написать комментарий
Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля?
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168; 2020, N 27, ст. 4236), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 27, ст. 4236), подпунктом 5.2.76 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), приказываю:
1. Утвердить:
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
Форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г., регистрационный N 23933).
Министр
В.В. ЯКУШЕВ
1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее — прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
7. Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.
Приложение N 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр
Под картой расположены блок Отображать информацию по территории, гистограмма, позволяющая наглядно сравнить процент оснащенности МКД в различных субъектах РФ, а также таблица с подробной информацией об оснащенности МКД приборами учета на выбранных территориях.
Выберите от одного до трех субъектов РФ на карте. Наименования выбранных субъектов отобразятся в блоке Отображать информацию по территории. Кроме того, система сформирует гистограмму и таблицу с информацией по выбранным регионам.
- Приказ Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» (в редакции от 19.09.2012);
- Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».
В настоящее время законодательством определены такие виды коммунальных услуг на нужды ОДН в многоквартирном доме, как холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление общего имущества.
К общему имуществу (ст. 36 Жилищного Кодекса) относятся все помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе:
- межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы);
- помещения, предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений (это могут быть залы для занятий физической культурой и спортом, культурного развития или, например, прачечные);
- к общему имуществу относятся и крыши, механическое, электрическое и иное оборудование, которое находится за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- и, наконец, территория (земельный участок), на которой расположен дом.
Плата за ОДН начисляется не только за лампочку в подъезде. В это понятие входит оплата электроэнергии, затрачиваемой на освещение мест общего пользования, к которым относятся лестничные клетки, подвалы, наружное освещение. Это обеспечение работы оборудования, которое является общим имуществом собственников многоквартирного дома — насосов, антенн, лифтового оборудования. А также внутридомовые потери электроэнергии, которые возникают в процессе её передачи.
Необходимо понимать, что расход электроэнергии осуществляется всем энергопринимающим оборудованием, которое призвано ежедневно обеспечивать жителям дома комфортное проживание.
Нормативы на территории субъектов Российской Федерации устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В Краснодарском крае таким органом является Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края, а в Республике Адыгея таким органом является Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея. Нормативы по электроснабжению утверждены Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов от 31.08.2012 (в редакции от 19.09.2012) № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учёта)», а также Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».
Они дифференцированы в зависимости от наличия лифтового оборудования и этажности многоквартирного дома.
Например, для потребителей, проживающих на 6-9 этажах многоквартирного дома, оснащённого лифтами, норматив из расчета на один квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составит 0,54 кВт.ч. в месяц. Для проживающих на 3-4 этажах в домах без лифта – 0,18 кВт.ч. в месяц.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии прибора учёта на территории Краснодарского края
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии прибора учёта на территории Республики Адыгея
До сентября 2012 года распределение электроэнергии между жильцами многоквартирного дома, потребляемой на общедомовые нужды, производилось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ в мае 2006 года, и осуществлялось пропорционально расходу электрической энергии на индивидуальное потребление на основании показаний поквартирных приборов учёта. Но этот порядок распределения электроэнергии вызывал много критики, т.к. граждане, проживающие в одинаковых по площади квартирах и в однотипных домах, оплачивали разное количество электроэнергии – в зависимости от того, сколько они расходовали электроэнергии в своих квартирах.
Теперь же плата за энергоснабжение мест общего пользования, рассчитывается и распределяется между жильцами пропорционально размеру общей площади квартиры.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
Если в доме нет общедомового прибора учёта, то расчет потребления электроэнергии на общедомовые нужды производится по установленным нормативам потребления на квадратный метр общей площади и распределяется на ту или иную квартиру в долевом соотношении. В этом случае размер начислений, в первую очередь, будет зависеть от размера площади помещений, входящих в состав мест общего пользования и площади жилого помещения потребителя. Чем больше эти площади, тем больше начисление на общедомовые нужды. Таким образом, величина платы за ОДН никак не зависит от индивидуального потребления внутри квартиры.
В доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, размер начислений зависит от многих факторов, в числе которых техническое состояние внутридомовой системы электроснабжения, синхронное получение показаний общедомовых приборов учёта и индивидуальных приборов учёта; наличие индивидуальных приборов учёта у всех собственников/пользователей жилых помещений и другое.
Кроме того, сумма начисления на общедомовые нужды может быть большой, если в многоквартирном доме с коллективным прибором учета есть нежилые помещения, используемые под офисы, магазины, парикмахерские, владельцы которых не заключили договоры энергоснабжения с нашей компанией. Если договора нет, то фактически происходит хищение электроэнергии у жильцов.
ПАО «ТНС энерго Кубань» постоянно проводит работу по выявлению таких недобросовестных арендаторов и владельцев нежилых помещений и предлагает заключить договор энергоснабжения. Однако Гарантирующий поставщик электроэнергии по закону не может в одностороннем порядке их принудить к заключению договора, поэтому контроль за отсутствием таких помещений в доме, как со стороны управляющих компаний и ТСЖ, так и самих граждан обязателен.
Также важно понимать, что точность расчёта оплаты за электроэнергию напрямую зависит от самих потребителей электроэнергии, от выполнения ими требований законодательства, в частности, предоставления показаний приборов учёта (напомним, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлено, что потребитель имеет право ежемесячно снимать показания прибора учёта электроэнергии и передавать полученные показания). В противном случае, согласно действующему законодательству, применяются расчётные способы, которые могут негативно сказаться на размере платы за энергоснабжение мест общего пользования. От достоверности показаний зависит, какой объем электроэнергии будет в дальнейшем распределяться на жильцов, как разница между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовых приборов учёта, и общим потреблением квартир и нежилых помещений, определенных по показаниям индивидуальных приборов учёта. Эта разница и является объемом электроэнергии, затраченным домом на общедомовые нужды.
Уменьшение размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды дадут следующие меры: установка в доме общедомового прибора учета электроэнергии; наличие индивидуальных приборов учета (ИПУ) у всех собственников жилых помещений; ежемесячное предоставление показаний ИПУ; одновременное и качественное снятие показаний общедомового и квартирных приборов учёта электроэнергии; исключение случаев незаконных подключений, воровства электроэнергии со стороны собственников / пользователей жилых /нежилых помещений в многоквартирном доме. Кроме того, снизить затраты на общедомовые нужды позволит энергосберегающее оборудование, установленное в местах общего пользования: энергосберегающие лампы, выключатели с временным реле, которые самостоятельно гасят свет на лестничной площадке через заданный промежуток времени; датчики движения, срабатывающие при движении объекта, т.е. когда кто-то входит в подъезд, свет зажигается автоматически, когда выходит – гаснет. То есть, минимизировать затраты на ОДН вполне реально, но для этого нужны усилия всех – и электрических сетей, и управляющих компаний, и всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирном доме.
В завершение мы обращаем Ваше внимание на то, что все обращения и запросы, поступающие в адрес компании, рассматриваются и каждому обратившемуся в обязательном порядке дается письменный ответ с приложением всех расчетов.
Для подробного разъяснения мы рекомендуем своим абонентам обращаться непосредственно в ПАО «ТНС энерго Кубань». Специалисты компании подготовят и предоставят всю необходимую информацию, чтобы расчеты были прозрачны и понятны всем.
- ООО «Новое Поколение»
- Общие сведения
- Лицензии
- Грамоты
- Устав
- Контролировать показания счетчика обязана управляющая компания. Присутствие представителя владельцев дома обязательно.
- Фиксация показаний прибора учета производится в одно и то же время каждого месяца.
- Энергоснабжающая компания имеет право на верификацию результатов съемки. Препятствовать этому управляющая компания или представители владельцев права не имеют.
Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.
До 1 июля 2013 года <...> организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, <...>. Лицо <...> должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. 261-ФЗ, ст. 12, ч. 13
Отказаться от установки счетчика нельзя. Это делают только объекты, которые потребляют менее пяти киловатт. Стоимость установки считают пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Когда жилец не способен оплатить установку, государство дает рассрочку на пять лет, которую можно погасить досрочно.
Расходы на электроэнергию зависят от объема потребления или нормативов, которые ежегодно растут. Государство завышает нормативы, чтобы управляющие компании и ТСЖ оснащали дома счетчиками.
Общедомовой прибор учета считает расход электроэнергии каждого дома и спасает от переплат за нормативы или потери в сетях поставщика.
Разберем на примерах плату за электроэнергию одного жильца с общедомовым счетчиком и без.
Сумму считают по нормативу. Площадь квартиры жильца делят на площадь всех помещений дома, затем умножают на площадь общих помещений, и на норматив по расходу электричества в регионе.
Пример: Семен живет в квартире площадью 43 м². Площадь общих помещений дома равна 500 м², а всех помещений 1400 м². Норматив для многоквартирного дома равен 3.56 кВт⋅ч. По индивидуальному счетчику Семен потратил 60 кВт⋅ч. Тогда:
3,56 кВт⋅ч х 500 м² х (43 м2/1400 м²) = 54,7 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.
54,7 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 114,7 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.
Cумму считают на основе реального объема потребления. Площадь квартиры делят на площадь всех помещений дома и умножают на разницу показаний общедомового и индивидуального счетчиков.
Пример: Семен продолжает жить в той же квартире, но теперь управляющая компания установила общедомовой прибор учета электроэнергии. За месяц дом потребил 1600 кВт⋅ч, из которых 900 кВт⋅ч были израсходованы в индивидуальных помещениях, а остальные 700 кВт⋅ч на общедомовые нужды. Семен потратил 60 кВт⋅ч.
(43 м²/1400 м²) х 700 кВт = 21,5 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.
21.5 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 81,5 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.
При тарифе 3,52 р./кВт⋅ч Семен платит:
Без общедомового счетчика: | Со счетчиком: |
403,7 рубля в месяц; 4 844,9 рубля в год. |
286,9 рубля в месяц; 3 442,6 рубля в год. |
На примере Семена экономия не существенна. Но для девятиэтажного дома с шестью подъездами по сорок квартир в каждом, экономия станет значительной. При одинаковых показаниях в квартирах, разница между платежами равна 336 552 рубля в год.
Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».
После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:
- Копии документов, подтверждающих право собственности;
- Копии учредительных документов;
- Копию свидетельства о государственной регистрации;
- Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
- Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.
В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.
Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).
Оснащенность общедомовыми приборами учета
- Потери на магистралях и расчет по нормативам – это дорого. Общедомовой прибор учета электроэнергии экономит деньги.
- Если установка счетчика просрочена, РСО обязана установить счетчик. Ни собственники, ни ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от установки.
- Собственники оплачивают установку соразмерно площади квартиры или нежилого помещения. Платят единым платежом или в рассрочку на пять лет.
Общедомовые приборы учета снижают потери ресурса и денег. Беспроводной учет упрощает сбор показаний и совершенствует контроль потребления. «СТРИЖ» быстро и за разумный бюджет разворачивает системы учета с удаленным сбором данных. Они фиксируют потери в магистралях, снижают размер платежей и упрощают сбор показаний.
Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
В продолжение статьи:
Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета
Воровство электроэнергии: обнаружение, ответственность, штрафы
Каким будет отключение электроэнергии за неуплату коммунальных услуг в 2016 году
Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.
Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.
Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.
Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.
В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.
В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:
1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.
2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.
3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.
4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.
В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.
Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:
- направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
- предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
- организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.
Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:
- сразу всей суммой;
- долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.
Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.
Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.
В многоквартирных домах потребляются различные энергоресурсы, поэтому требуется соответственное использование счётчиков для каждого из видов по-отдельности.
Необходимость применения ОДПУ может быть связана с потреблением:
- тепла;
- электрической энергии;
- бытового газа для отопления, подогрева воды или приготовления пищи;
- холодного и горячего водоснабжения.
В дополнение к счётчикам может устанавливаться аппаратура, позволяющая отслеживать качество поставляемых ресурсов или устанавливать режимы их использования. К примеру, тепловой счётчик может дополнительно комплектоваться устройствами, регистрирующими температуру теплоносителя и регулирующими его поставку, учитывая температурный режим в помещениях.
Но использование дополнительной аппаратуры не входит в обязательные условия, регламентируемые законодательством. Жильцы вправе самостоятельно определять необходимость установки такого оборудования, учитывая масштабы предстоящих затрат на их приобретение и монтаж.
Энергоснабжение многоквартирных домов
Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.
Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.
Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.
ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.
Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.
Установка ОДПУ позволяет:
-
оплачивать за потребление ресурса по факту;
-
разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;
-
фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).
В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.
При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.
Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.
— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.
Механизм вычислений будет следующим:
- Производится снятие показаний за определенный период с общедомового прибора учета потребления электроэнергии. Допустим, коллективный счетчик отобразил потребление в объеме 6500 киловатт-часов. В данном случае это общий расход электроэнергии жилого дома, который включает в себя суммарный объем потребления жилых помещений и затраты на ОДН.
- На данном этапе производится сравнение суммарных показаний, снятых с индивидуальных электросчетчиков и данных общедомового прибора учета. Чтобы выполнить данную операцию необходимо просуммировать потребление каждой квартиры. Как правило, данные за отчетный период снимаются в определенных числах месяца. Такие ограничения на процесс снятия показаний необходимы для того, чтобы не возникало больших расхождений в балансе.
Прибор устанавливают в месте соединения линии электропитания и многоквартирного дома. Он нужен для измерения общего количества электричества, которое потребил весь дом. Он отдельно определяет израсходованные ресурсы внутри всех квартир, затем проводит точное вычисление общедомовой растраты энергии.
Общедомовое устройство может не только измерять количество потребления света, но и выявлять факты незаконного подключения к электросети.
Обязательства по оплате счетов за израсходованную тепловую энергию исполняются на основании установленных во всех регионах нормативов. Их расчет производится по площади отапливаемых комнат. Количество потребленного тепла и сумма платежа указываются в квитанции.
Подсчитать, сколько на весь дом потратилось тепла, невозможно, поскольку не в каждом помещении присутствуют батареи. Однако законом установлено, что учитывать показатели расхода энергии можно с помощью специального оборудования, которое устанавливается в месте энергетических узлов.
Счетчики принимаются в пользование после прохождения процедуры по опломбировке устройств. С этого момента измеритель ведет учет расходов коммунальных ресурсов на дом.
Чтобы прибор значился официально введенным в эксплуатацию, требуется составить акт. Его подписывают сотрудник УК и представитель поставщика услуг ЖКХ.
Разберемся, что обозначает сокращение ОДПУ в квитанциях ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры – общедомовые приборы учета.
В многоквартирных домах устанавливают приборы учета энергии, которые монтируются в подвальном помещении. Они относятся к общедомовому имуществу. Позволяют регистрировать общий расход электроэнергии, тепловой энергии и т.п.
Общедомовые приборы учета регистрируют:
- расход тепловой энергии;
- потребление электричества;
- расходование горячего и холодного водопотребления;
- использование бытового газа. Такими приборами комплектуются дома, где газом подогревается вода и подается от общего котла в квартиры. Сейчас таких домов почти не осталось.
Приборы фиксируют расход по всему многоквартирному дому. Сюда входят в том числе расходы на общедомовые нужды. То есть потребление воды, электричества, тепла на обслуживание общих помещений.
Право собственника на проверку общедомовых счетчиков
Приборы ОДПУ монтируют в удобном месте. Обычно в подвальном помещении, где находятся узлы учета.
Там обычно монтируют:
- Счетчики горячего и холодного водоснабжения;
- Устройства регистрации тепла. Работают в отопительный сезон;
- Газовый счетчик, если дом оборудован локальным газовым устройством подогрева горячей воды;
- Электросчетчик.
Счетчик электроэнергии часто располагается в специальном помещении – электрощитовой. Она может быть как в подвальном помещении, так и в другом месте. Типы ОДПУ выбираются согласно потреблению ресурса многоквартирного дома. От этого зависит и цена приборов.
ОДПУ ХВС – это общедомовые приборы учета холодной воды. В ЖКХ возникают трудности подсчета расходования воды в многоквартирных домах. Решить их позволит установка счетчиков воды.
Индивидуальные приборы учета не позволяют увидеть полную картину потребления холодной воды по всему дому. Установка приборов позволит выявить потери, несанкционированный отбор воды. Как правило, для контроля водоснабжения одного счетчика холодной воды недостаточно.
Одновременно устанавливают прибор учета горячего водоснабжения (ГВС). Это необходимо для контроля общего использования воды. Так как на общие нужды тратится и горячая вода, например, когда уборщица моет пол.
Современные многоквартирные дома подключаются к централизованным системам распределения ресурса. Даже старые дома, в которых отсутствует подача горячего водоснабжения, оборудовались водогрейными колонками, смонтированными непосредственно в квартире. Поэтому для учета достаточно поквартирного ИПУ на газ.
Сейчас уже не осталось домов, где применялась единая водогрейная колонка на весь подъезд. Поэтому общедомовые приборы учета на газ не монтируются в многоквартирных домах.
Если дом имеет автономную котельную, счетчик монтируется недалеко от котла. Как правило, для котельной выделяется отдельное помещение с ограниченным доступом.
Электроэнергия в МКД используется на общественные нужды для освещения лестничных площадок, запитывания лифтов, домофонов. А в некоторых случаях для работы насосов, позволяющих подать воду на верхние этажи.
Для учета электрической энергии, расходуемой на эти нужды, необходимо устанавливать общедомовой прибор учета. На основании его показаний и ИПУ производится расчет за электроэнергию.
Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды
Для того чтобы установить ОДПУ, согласие всех жильцов МКД не требуется. Ресурсоснабжающая организация имеет право принудительно установить приборы. Представители УК обязаны уведомить собственников о необходимости монтажа ОДПУ.
Приобретение, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования производится УК совместно со специализированной организацией. Выбор организации и оборудования осуществляют жильцы дома.
Представители УК имеют только совещательный голос. При этом представитель обязан разъяснить собственникам, что расходы на установку ОДПУ лежат на жильцах.
Кроме того, собственники обязаны:
- После общего собрания и выбора подрядной организации заключить договор на приобретение, монтаж и ввод оборудования в эксплуатацию. Оплата за установку ОДПУ, наладку и т.п. лежит на жильцах дома;
- Техническое обслуживание приборов учета может выполнять ЖЭУ или подрядная организация. Это решают собственники;
- В договоре на обслуживание оговаривается, что эксплуатация проводится подрядной организацией, имеющей на это право;
- Она же должна следить за исправностью оборудования. Выполнять ремонт ОДПУ, а при необходимости производить замену. Возможно, эти обязанности возложить на ЖЭУ, при наличии соответствующей лицензии.
Закон не требует обязательной установки средств измерения общего потребления воды жителями многоквартирного дома, но в ряде ситуаций их монтаж может быть экономически обоснован. Общедомовой счетчик воды может быть установлен в следующих случаях:
- существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
- необходимо установить место утечки и ее объем.
Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:
- снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
- без них.
Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.
Установка такого прибора учёта КУ в домах должна производиться в месте подключения МКД к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (ч. 1 ст. 13 № 261-ФЗ). Рассмотрим этот вопрос на примере установки ОДПУ электрической энергии.
Определение объёма электроэнергии должно производиться общедомовым прибором учёта, установленным на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем МКД, то есть на границе балансовой принадлежности между потребителями и сетевыми организациями (п.п. 138, 144 ПП РФ № 442).
Граница балансовой принадлежности – это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем за состояние и обслуживание электроустановок (п. 2 ПП РФ № 861).
Такой линией балансовой принадлежности в многоквартирном доме является внешняя граница стены такого дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ – место соединения такого прибора учёта с инженерными сетями, входящими в дом (п. 8 ПП РФ № 491).
При этом, если установить общедомовый ПУ на границе нет возможности, то его монтируют в месте, максимально приближённом к такой границе. Сделать это можно и в зоне ответственности другого дома (смежного субъекта) по соглашению сторон (п. 144 ПП РФ № 442).
Однако на практике этот вопрос вызывает множество споров, т. к. не во всех домах жильцы обладают достаточным уровнем социальной сознательности, отказываются или попросту игнорируют необходимость установки, предписанную законом. Другая причина разногласий в вопросе подключения приборов — это то, что в установке также заинтересованы компании, поставляющие воду, газ, свет и тепло в дома. В случае монтажа счетчиков с автоматической системой снятия показаний оплачивает установку и обслуживание приборов поставщик, а жильцы в этом случае не имеют права препятствовать. В остальных случаях общедомовые счетчики и их установка — ответственность жильцов многоквартирного дома.
Читать также: Как написать и подать жалобу в жилищную инспекцию: образец и порядок оформления
Общедомовые счетчики — это не прихоть и не стремление найти чиновниками дополнительный источник денежных махинаций, а экономически обоснованное требование. Счетчики общего пользования нужны для экономии энергоресурсов и в долгосрочной перспективе позволяют оптимизировать расходы на снабжение жилых объектов. До введения обязательного требования по использованию ОДПУ снабжающие компании имели сложности с учетом и оплатой поставляемых ресурсов, т. к. не было возможности полностью проконтролировать расход электричества, воды, газа и тепла и отследить случаи незаконного подключения или утечки. Установка ОДПУ позволит рационализировать расход ресурсов предприятий и добиться справедливой оплаты на снабжение.
— Создание новых внутридомовых систем Не ставятся общедомовые счетчики, если нет возможности обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, а также создать условия для их правильной эксплуатации. Причиной для этого могут быть:
Однако, не во всех домах необходим да и вообще возможен монтаж общедомовых счетчиков. (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933). Приказ №627. от 29.12.2011 определяет, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется:
В 2020 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.
Попробуйте не законы подгонять под ваши понятия, а понятия под законы. Разные картинки получаются однако. Кстати, я не говорю про оформление. Я говорю про суть. Попробуйте изобразить блок-схему потребления энергии В МКД . Так понятнее рассматривать отношения.
Уважаемые спецы! Исходные данные: 4-х квартирный дом с непосредственным управлением. Собрания проводятся, протоколы составляются, уполномоченные лица избираются. Дом так устроен, что каждый хозяин сам по себе. Отдельный вход, отдельный ввод всех энергоносителей для каждой квартиры. Тем не менее дом считается многоквартирным. Энергосбытовая компания пару месяцев назад установила на стене дома общедомовой счётчик электроэнергии. Всё за свой счёт. И теперь производит расчёт за электроэнергию с учётом показаний этого счётчика. Ясное дело, если одномоментно списать все показания с квартирных и общего счётчика, то всё должно сойтись, ибо НИКАКОГО общедомового потребления нет! (если не воровать). Но показания не списываются одномоментно, жильцы оплачивают как попало и разница то +, то -. Это не беда. Основной вопрос. Какова процедура установки общего счётчика? Должен ли быть договор на общедомовое потребление? С кем? (напомню — непосредственное управление, нет УК, ТСЖ и пр.) Акт ввода в эксплуаацию со снятием первичных показаний? На эти вопросы энергетики ответили (устно) так: «Счётчик установлен нами, до границы балансовой принадлежности (стена здания) Это наше дело какой там счётчик, каковы его показания и пр. Мы не обязаны вас посвящать в это дело.» Но деньги-то начисляют исправно! Т.е. НИКТО из собственников и не видел этих показаний! Всё установлено в опломбированный металлический шкаф. Раз в месяц ( в конце месяца — числа — как придётся) приходит человек (электрик) списывает показания и уходит. Я понимаю, что от счётчика, видимо,не отвертеться ( хотя не совсем уверен, ведь вводы в каждую квартиру индивидуальны и осуществляются с «воздушки» непосредственно через ОТДЕЛЬНЫЕ вводы (отверстия в стене, в каждую квартиру). Но процедура установки счётчика и снятия показаний? Какова она?
Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное и возможно сможет способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг.