Какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральных конституционных законов;
  • — федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • — ненормативные акты общего характера;
  • — акты официального разъяснения;
  • — правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • — договоры (сделки);
  • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • — носят индивидуально — правовой характер;
  • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Нормативно правовой акт — официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом, социальными структурами или референдумом.

Нормативно правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

К законам относятся:

  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

К подзаконным актам относятся:

  • Указы и распоряжения Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Нормативные акты федеральных органов власти
  • Нормативные акты органов власти субъектов РФ

Признаки нормативного правового акта:

  • Издается органами государства
  • Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством
  • Имеет вид письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят, наличие подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера
  • Носит законный характер
  • Содержит нормы права (правила поведения)
  • Характеризуется неконкретностью адресата

Уровни нормативных актов:

  • Общефедеральные
  • Источники права субъектов федерации
  • Муниципальные правовые акты
  • Локальные правовые акты

Нормативно правовые акты Российской Федерации

Написать комментарий

      Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V

      • Налог
      • Бухгалтерский учет
      • Бухгалтерский баланс
      • Оборотные активы
      • Юридическое лицо
      • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
      • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

      Из всех известных в мире источников права (обычай, судебный прецедент, нормативный акт, договор, правовая доктрина, религиозный текст) для России самым распространенным является нормативный (нормативно-правовой) акт. Правом на издание нормативных актов обладают Президент, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также весь народ посредством референдума.

      Нормативно-правовые акты в РФ образуют довольно сложную систему. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила. Юридическая сила актов, зависящая от статуса и полномочий издавших их органов, устанавливается Конституцией. Высшей юридической силой обладает сама Конституция. Ее характеристика дается ниже в соответствующей главе.

      Каждый субъект, которого государство наделило властью, решает строго определённую группу вопросов. Иначе бы в стране возник хаос.

      В законодательстве чётко прописано, какие виды нормативных правовых актов могут принимать те или иные органы.

      Президент не вправе издать закон, а парламент – инструкцию для ведомств.

      Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

      • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
      • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
      • выражение воли и интересов народа;
      • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
      • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.
      Замечание 1

      На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

      На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

      Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

      Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

      Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

      Определение 2

      Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

      В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

      Существуют различные виды подзаконных актов.

      1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
      2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
      3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
      4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
      5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
      6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
      7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

      Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

      НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

      Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

      1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
      2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
      3. имеет официальный характер;
      4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
        • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
        • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
        • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
      5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
      6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
      7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
      8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
      9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

      Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

      Виды подзаконных актов:

      1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
        • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
        • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
      2. Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

        Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

        Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

        Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

        Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

        Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

        Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

        Как и в системе законодательных актов, подзаконные акты также подразделяются на определенные категории. Рассмотрим их более подробно.

        Общие подзаконные акты

        Издаются соответствующими органами исполнительной власти, надзорными, правоохранительные органами и т.д.

        Действие такого рода актов распространяется на всю территорию РФ. Соответственно, данные подзаконные акты должны быть соблюдены всеми субъектами – гражданами и организациями, проживающими и ведущими деятельность на территории РФ.

        Местные акты

        Издаются отдельными органами региональной власти и местного самоуправления.

        Чаще всего имеют региональное либо территориальное значение. Кроме того, к данной категории подзаконных актов относятся акты ведомственного значения, распространяющиеся на отдельный круг специальных субъектов права.

        Локальные акты

        Разрабатываются в рамках отдельной организации и предназначены исключительно для субъектов, имеющих к ней непосредственное отношение. Например, к данной категории относятся локальные трудовые акты, правила внутреннего распорядка и т.д.

        Подзаконные правовые акты могут издаваться как на определенный срок, так и иметь бессрочный характер исполнения. Изменяются или отменяются данного рода акты чаще всего тем же субъектом и в том же порядке, в котором они были приняты.

        В настоящий момент существует большое количество подходов к определению нормативного правового акта. Однако все из них основываются на базовых принципах и признаках, которые существенно отличают правовые акты от иных регуляторов отношений.

        Официальное определение НПА определяет нормативный акт как письменный официальный документ, который был издан в установленном законом порядке правотворческим органом (органом государственной власти, который имеет соответствующие полномочия на издание законов), в пределах его полномочий и компетенций и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

        Нормативный правовой акт определяется как основной источник права в государстве. В действительности это верная позиция, так как именно правовые акты закрепляют обязательные нормы поведения для граждан государства.

        Источник права – это внешняя форма выражения норм права. То есть источник – это письменный документ, кодифицированный акт и любая другая нормативка по тем или иным вопросам.

        Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.

        Стадии нормотворчества (законотворчества) – это совокупность определенных процедур и действий, которые осуществляются в процессе создания и принятия законов, определенные общей промежуточной целью.

        Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:

        На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.

        Эта стадия состоит из следующих процедур:

        1. Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
        2. Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
        3. Анализ существующего законодательства;
        4. Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
        5. Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.

        Статья 7. Подзаконные правовые акты

        Не стоит путать официальное опубликование и вступление в силу. Вступление закона в силу – это этап, когда нормы права начинают действовать на всех субъектов. Конечно, бывают случаи, когда вступление в силу и официальное опубликование происходят одномоментно.

        В целом, вступление в силу может быть выражено следующим периодом времени:

      • Вступает в силу с момента официального опубликования. Такое условия вносится в заключительную часть НПА;
      • Вступает в силу с конкретной даты, что также прописывается в заключительных положениях закона;
      • Вступает в силу по общим правилам для законов и подзаконных актов, которые установлены соответствующими Федеральными законами.

      Классически выделяют 4 признака нормативного правового акта. Однако, в юридической науке классификация признаков не ограничивается, причисляя более 10 характерных черт, с которыми при желании вы можете ознакомиться самостоятельно.

      Все законы в Российской Федерации имеют письменную форму выражения. Для иных источников права, что распространено в некоторых странах, характерно и устная форма выражения, например правовой обычай. В целом, в России в рамках гражданских и корпоративных правоотношений характерно наличие обычаев, но они обладают юридической силой.

      Так, нормативка в РФ является классическим письменным актом, который имеет установленную форму и реквизиты, а также свою структуру. Если вы обратитесь к любому кодексу (кодифицированному нормативному акту), то увидите, что он имеет структуру – чаще от общих положений к специальным, реквизиты закона (название, номер, дату), а также заключительные положения.

      Письменная форма законов обусловлено тем, что акты становятся обязательными для всех лиц, пребывающих на государственной территории. Поэтому передача норма закона иным способом, например устно, невозможна.

      В рамках рассмотрения вопросов о стадиях принятия НПА отмечалось, что законы в РФ принимает Государственная Дума. Иной характер принятия имеют подзаконные акты. Однако в целом официальность нормативной базы заключается в том, что она принимает уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции. Никакие иные органы не могут быть источниками право- и законотворчества.

      Согласно статье 4 Закона
      «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года №213-I Иерархия нормативных правовых актов выглядит следующим образом:

      Высшей юридической силой обладает
      Конституция Республики Казахстан .

      Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

      • законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
      • конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
      • кодексы Республики Казахстан;
      • законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
      • нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
      • нормативные указы Президента Республики Казахстан;
      • нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;
      • нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной
        комиссии Республики Казахстан;
      • нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

      Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного
      суда Республики Казахстан.

      Источники российского права. Закон и подзаконные акты

      Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам? Вот что выделяют специалисты в области права:

      • наличие законной основы;
      • меньшая, чем у основного закона, правовая сила;
      • соответствие компетенции органа, который издает акт подзаконного характера;
      • регулирование обширной сферы общественных отношений, направленной на решение актуальных задач;
      • число подзаконных актов превышает количество законов;
      • акты подзаконного характера представляют собой основу для деятельности правоприменительного характера;
      • документы являются инструментом оперативного воздействия на отношения общественного характера.

      В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

      Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

      Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

      1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
      2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
      3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

      Президентами республик, которые входят в состав РФ, издаются распоряжения и указы. Юридическими полномочиями на принятие положений обладают главы администраций АО, областей, краев, городов фед. значения, округов, правительство регионов (при наличии), губернаторы. Ими утверждаются распоряжения и постановления. Региональные ведомства и министерства, департаменты и прочие структуры издают инструкции и приказы. Каждый такой подзаконный правовой акт принимается в соответствии с полномочиями органов, на основании Уставов, Конституций (в том числе и Общероссийской) и имеет локальную сферу распространения. Они действуют только в пределах территории соответствующего региона. Все указанные акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными.

      Замечание 1

      Подзаконный акт — это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.

      В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.

      Признаки подзаконного акта:

      • отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
      • зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
      • в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
      • упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
      • эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
      • нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
      • высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
      • все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.

      В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.

      Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.

      Законы и подзаконные нормативные правовые акты в Российской Федерации

      Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.

      Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.

      Подзаконные нормативно-правовые акты — письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.

      Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.

      Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.

      Нормативные документы, изданные президентом:

      1. Не могут противоречить действующим ФЗ.
      2. Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
      3. Регулируют различные сферы жизни общества.
      4. Обладают общеобязательным характером.
      5. Включают в себя правовые нормы.

      Исходя из полномочий президента, указы могут быть:

      1. В рамках собственной компетенции.
      2. На основе полномочий, переданных ему правительством.
      3. Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.

      Что такое нормативные правовые акты и какие бывают НПА

      Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:

      1. Распоряжения и постановления глав территориальных институтов власти.
      2. Акты сельских и поселковых собраний (сходов).
      3. Документы представительных органов.

      Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.

      Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.

      Законы и другие нормативно-правовые акты России по обеспечению безопасности человека

      Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят…

      Существует два признака, характеризующих рассматриваемую категорию документов. В первую очередь законы и подзаконные акты содержат одни положения. Новые предписания, документы, принимаемые на более низком уровне, вводиться не могут. Подзаконные нормативные акты имеют меньшую юридическую силу, чем ФЗ. Если положения первых противоречат предписаниям вторых, то применяются последние.

      Законы: понятие, признаки и виды

      Данные подзаконные акты – это документы, которые влияли на развитие отечественной юридической системы на протяжении многих столетий. В дореволюционный период, например, в форме Указа утверждалось Высочайшее веление монарха. Фактически в то время подзаконные акты обладали силой закона. При Советской власти Указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторая их часть передавалась на утверждение сессии представительных (законодательных) органов.

      Они принимаются на основании и во исполнение положений Конституции, ФЗ и Указов Президента. Таким образом, данные акты имеют не только подзаконный, но и «подуказный» характер. Постановления, которые утверждаются Правительством, содержат предписания, реализация которых осуществляется в пределах полномочий и сфер ведения Российской Федерации и ее субъектов. Как правило, эти подзаконные акты ориентированы на узкий круг исполнителей и считаются правоприменительными.

      Согласно Конституции, муниципальные органы самостоятельно осуществляют управление территориальной собственностью, утверждают и реализуют статьи местного бюджета, определяют сборы и налоги, охраняют общественный порядок и решают иные вопросы в пределах своей административно-территориальной единицы. В рамках своих полномочий власть МО издает:

      1. Распоряжения и постановления глав местных органов управления.
      2. Акты представительных органов.
      3. Положения сельских и поселковых собраний (сходов).

      Эти подзаконные акты призваны регулировать научные, коммерческие, производственные, управленческие, учебные и прочие связи, касающиеся назначения учреждения либо предприятия. В каждой такой организации должен быть Устав, Положение либо другой документ учредительного характера, требования по обеспечению внутренней дисциплины (правила распорядка) и так далее. Действие таких актов обладает правовым значением. В этой связи все принимаемые локальные положения должны пройти регистрацию либо утверждение в уполномоченных госорганах. В данной категории документов выделяются сравнительно самостоятельные группы. К локальным предписаниям можно, в частности, отнести:

      • Распоряжения, приказы индивидуального либо нормативного характера, которые принимаются руководством предприятий, организаций и учреждений. Посредством этих документов осуществляется регулирование вопросов материального поощрения, внутреннего распорядка и так далее.
      • Решения, принятые коллегиальным (выборным) органом управления. К таким структурам, например, относят совет директоров, общее собрание участников (учредителей, акционеров) и прочее.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *